Как получить нужный цвет, решая колористическую задачу в картине? Прежде следует ответить на вопрос, что значит «нужный цвет».

Не будем далеко ходить, опишем, как понимает цвет художник-любитель. Впрочем, сложных теорий нам не понадобится, потому как поиск цвета сводится к буквальному сличению цвета предмета и найденного замеса на палитре.

Часто задаваемые вопросы начинающих художников звучат так: как получить цвет неба, цвет человеческой кожи, цвет волос, снега, лунного света и т.д. Пытаясь осмыслить тему цвета, мы попросту идём от очевидной логики — «я так вижу», и с этим трудно спорить, то есть мы заложники того, как мы видим.

Простыми словами, вы хоть в лепёшку расшибитесь, никогда не будете видеть иначе, если не станете этому учиться. Ничто не поможет: ни бесконечные попытки копировать чужие шедевры, ни нахлынувшее вдохновение, ни внимательный просмотр того, как это делают другие.

Отчаянные выводы начинающих художников: «мне так никогда не написать», «я так не вижу», «где вы взяли столько цвета» — всего лишь следствие того, как художник знает и умеет пользоваться знанием, куда и как смотреть.

Мне кажется, я уже десятки раз об этом написал и ещё столько же напишу. Это не будет лишним — многие внимательные читатели блога и участники моих курсов радуют своими успехами. 

Итак, нужный цвет не тот, что в точности соответствует цвету предмета, который вы хотите изобразить. Нужный цвет тот, который в соотношении со средой, то есть другим цветом, образует верное отношение. Именно наблюдаемые отношения цветов на рабочей поверхности создают иллюзию пространства, формы, света.

Часто встречающееся возражение: «Мне что, врать? Я не вижу в натуре столько красок». 

Никто вас врать не заставляет. В живописи вообще нет таких категорий — правда и ложь, здесь в принципе не идёт речь о фактической достоверности, оставьте подобные задачи машинам, фиксирующим каждый пиксель.

Наша с вами задача не срисовать, а сконструировать реальность на плоскости листа или холста, например. Понятие конструкций  относится к цвету так же, как к тону и линейному построению. 

Вы смотрели фильм “Куда приводят мечты” с Робином Уильямсом? Если нет, советую посмотреть. В этом фильме есть сцена, в которой главный герой оказывается в мире, написанном красками. Буквально всё вокруг: небо и земля, травы и деревья — ожившая краска — склизкая, сочная, оставляющая кляксы на одежде.

Как получить нужный цвет, решая колористическую задачу в картине?

Этот эпизод фильма — отличный образ того, как живописец должен видеть реальность в момент её создания на холсте. 

Вам нужно увидеть наблюдаемую натуру как бы уже в красках, точнее, в пятнах цвета, взаимодействующих друг с другом до того, как начнёте писать. На этом этапе вы уже знаете, что должно получиться в итоге, а не гадаете методом тыка на палитре, как это бывает обычно.

В фильме есть ещё один интересный момент. Когда главный герой рассматривает свой нарисованный мир, то замечает застывшую в небе птицу, затем он спрашивает своего спутника, почему она не летит.

«Полетит, когда ты захочешь», — слышит он в ответ, и птица срывается с места, совершая невероятные манёвры над ними. Он уточняет, может ли она лететь кругами, его спутник ещё раз напоминает простую истину — ты тут художник, это твой мир.

Именно так — Вы художник и это Ваш мир на холсте. Перестаньте рабски всматриваться в натуру. Хотите увидеть цвет — просто творите его, как герой фильма заставил нарисованную птицу лететь. Создавайте сочную, вкусную живопись из капелек цвета на кончике кисти, пишите по принципу «вижу цветовые отношения», то есть множество, а не единственное пятно, не пяльтесь в точку — это капкан для вашего внимания.

В этот момент мне следует шлёпнуть вас по макушке, как  сделал наставник Робина Уильямса в фильме и произнести очевидную истину — видишь, мысль реальна, а материя иллюзорна. Действительно забавно, почему нам так сложно следовать путём знаний, конструировать, а не срисовывать, зажигать цвета, а не возюкать грязью, оправдываясь тем, что так видим. 

В картинах великих живописцев нет никакой реальной материи, только иллюзии, подлинная реальность в ваших мыслях. Если вы думаете, что видите белый цвет, то это так и есть, вы сами не дадите себе увидеть больше. Однако если я расскажу вам, что белый — далеко не белый, хотя бы потому, что он испытывает на себе рефлексы окружающей среды, потому что белого в мире не существует в принципе, исходя из законов физики, потому что есть ещё и особенности физиологии нашего зрения.

О чудо! Вы прозреете, вы увидите то, чего никогда не видели! Только представьте — вас ждут красный, синий, жёлтый и т.д. — все они предстанут совсем в другом свете, в другом бытии, которое более чем реально. Вы увидите не потому, что ранее это было недоступно, просто наш мозг создавал картинку реальности, исходя из знаний о ней. 

Отлично сказано: “Мысль реальна, а материя иллюзорна”. Вне зависимости от контекста фильма это про нас, про то, как мы видим и пытаемся воспроизвести реальность.

Как же всё-таки научиться получать искомые цвета? Неужели не ясно? У вас не получается не потому, что вы не талантливы, а потому что не обладаете объективными данными в первую очередь, во вторую не практикуете их.

Простой совет: сначала разберитесь, как работать с цветовыми отношениями, как физически смотреть на натуру, почему тоннельное зрение — первый из врагов начинающего художника. Затем следует понять закономерности цветового спектра и света как природного явления. 

Живопись — это не мазочки и красочки, не иллюзия материи, а цветовые отношения — множество, а не единица, колорит, а не цвет!

Прочитав, как получить, например, зелёный цвет, смешав жёлтый с синим, вы не будете знать, почему так произошло, и как, исходя из этого знания, получить алгоритм поиска остальных цветов. Облегчая себе задачу, на самом деле вы усложняете её, запутываете безвозвратно, превращая творчество либо в мучение, либо в случайность.

Вот это да! А это только начало. Представьте себя на старте обучения с сегодняшними иллюзиями, любимыми «нравится — не нравится» и себя завтрашнего, обладающего новым видением. Где будет тогда прежний мир, кого вы по-настоящему полюбите как творца, кем тогда вы будете восхищаться? Поверьте, вы способны меняться, достигать большего, у вас получится, потому что мысль реальна!

Рекомендую статьи по теме «Цвет в живописи», ранее опубликованные в блоге: : Как научиться смешивать краски даже с закрытыми глазами? Тёплые и холодные цвета в живописи. Как научиться отличать. Как получить цвет из красок. Роль цвета в живописи. Свет и цвет в живописи