arrow up
Александр Григорьев Саврасов
О живописи и не только простыми словами…

Как получить нужный цвет, решая колористическую задачу в картине?

Как получить нужный цвет, решая колористическую задачу в картине? Прежде следует ответить на вопрос, что значит «нужный цвет».

Не будем далеко ходить, опишем, как понимает цвет художник-любитель. Впрочем, сложных теорий нам не понадобится, потому как поиск цвета сводится к буквальному сличению цвета предмета и найденного замеса на палитре.

Часто задаваемые вопросы начинающих художников звучат так: как получить цвет неба, цвет человеческой кожи, цвет волос, снега, лунного света и т.д. Пытаясь осмыслить тему цвета, мы попросту идём от очевидной логики — «я так вижу», и с этим трудно спорить, то есть мы заложники того, как мы видим.

Простыми словами, вы хоть в лепёшку расшибитесь, никогда не будете видеть иначе, если не станете этому учиться. Ничто не поможет: ни бесконечные попытки копировать чужие шедевры, ни нахлынувшее вдохновение, ни внимательный просмотр того, как это делают другие.

Отчаянные выводы начинающих художников: «мне так никогда не написать», «я так не вижу», «где вы взяли столько цвета» — всего лишь следствие того, как художник знает и умеет пользоваться знанием, куда и как смотреть.

Мне кажется, я уже десятки раз об этом написал и ещё столько же напишу. Это не будет лишним — многие внимательные читатели блога и участники моих курсов радуют своими успехами. 

Итак, нужный цвет не тот, что в точности соответствует цвету предмета, который вы хотите изобразить. Нужный цвет тот, который в соотношении со средой, то есть другим цветом, образует верное отношение. Именно наблюдаемые отношения цветов на рабочей поверхности создают иллюзию пространства, формы, света.

Часто встречающееся возражение: «Мне что, врать? Я не вижу в натуре столько красок». 

Никто вас врать не заставляет. В живописи вообще нет таких категорий — правда и ложь, здесь в принципе не идёт речь о фактической достоверности, оставьте подобные задачи машинам, фиксирующим каждый пиксель.

Наша с вами задача не срисовать, а сконструировать реальность на плоскости листа или холста, например. Понятие конструкций  относится к цвету так же, как к тону и линейному построению. 

Вы смотрели фильм “Куда приводят мечты” с Робином Уильямсом? Если нет, советую посмотреть. В этом фильме есть сцена, в которой главный герой оказывается в мире, написанном красками. Буквально всё вокруг: небо и земля, травы и деревья — ожившая краска — склизкая, сочная, оставляющая кляксы на одежде.

Как получить нужный цвет, решая колористическую задачу в картине?

Этот эпизод фильма — отличный образ того, как живописец должен видеть реальность в момент её создания на холсте. 

Вам нужно увидеть наблюдаемую натуру как бы уже в красках, точнее, в пятнах цвета, взаимодействующих друг с другом до того, как начнёте писать. На этом этапе вы уже знаете, что должно получиться в итоге, а не гадаете методом тыка на палитре, как это бывает обычно.

В фильме есть ещё один интересный момент. Когда главный герой рассматривает свой нарисованный мир, то замечает застывшую в небе птицу, затем он спрашивает своего спутника, почему она не летит.

«Полетит, когда ты захочешь», — слышит он в ответ, и птица срывается с места, совершая невероятные манёвры над ними. Он уточняет, может ли она лететь кругами, его спутник ещё раз напоминает простую истину — ты тут художник, это твой мир.

Именно так — Вы художник и это Ваш мир на холсте. Перестаньте рабски всматриваться в натуру. Хотите увидеть цвет — просто творите его, как герой фильма заставил нарисованную птицу лететь. Создавайте сочную, вкусную живопись из капелек цвета на кончике кисти, пишите по принципу «вижу цветовые отношения», то есть множество, а не единственное пятно, не пяльтесь в точку — это капкан для вашего внимания.

В этот момент мне следует шлёпнуть вас по макушке, как  сделал наставник Робина Уильямса в фильме и произнести очевидную истину — видишь, мысль реальна, а материя иллюзорна. Действительно забавно, почему нам так сложно следовать путём знаний, конструировать, а не срисовывать, зажигать цвета, а не возюкать грязью, оправдываясь тем, что так видим. 

В картинах великих живописцев нет никакой реальной материи, только иллюзии, подлинная реальность в ваших мыслях. Если вы думаете, что видите белый цвет, то это так и есть, вы сами не дадите себе увидеть больше. Однако если я расскажу вам, что белый — далеко не белый, хотя бы потому, что он испытывает на себе рефлексы окружающей среды, потому что белого в мире не существует в принципе, исходя из законов физики, потому что есть ещё и особенности физиологии нашего зрения.

О чудо! Вы прозреете, вы увидите то, чего никогда не видели! Только представьте — вас ждут красный, синий, жёлтый и т.д. — все они предстанут совсем в другом свете, в другом бытии, которое более чем реально. Вы увидите не потому, что ранее это было недоступно, просто наш мозг создавал картинку реальности, исходя из знаний о ней. 

Отлично сказано: “Мысль реальна, а материя иллюзорна”. Вне зависимости от контекста фильма это про нас, про то, как мы видим и пытаемся воспроизвести реальность.

Как же всё-таки научиться получать искомые цвета? Неужели не ясно? У вас не получается не потому, что вы не талантливы, а потому что не обладаете объективными данными в первую очередь, во вторую не практикуете их.

Простой совет: сначала разберитесь, как работать с цветовыми отношениями, как физически смотреть на натуру, почему тоннельное зрение — первый из врагов начинающего художника. Затем следует понять закономерности цветового спектра и света как природного явления. 

Живопись — это не мазочки и красочки, не иллюзия материи, а цветовые отношения — множество, а не единица, колорит, а не цвет!

Прочитав, как получить, например, зелёный цвет, смешав жёлтый с синим, вы не будете знать, почему так произошло, и как, исходя из этого знания, получить алгоритм поиска остальных цветов. Облегчая себе задачу, на самом деле вы усложняете её, запутываете безвозвратно, превращая творчество либо в мучение, либо в случайность.

Вот это да! А это только начало. Представьте себя на старте обучения с сегодняшними иллюзиями, любимыми «нравится — не нравится» и себя завтрашнего, обладающего новым видением. Где будет тогда прежний мир, кого вы по-настоящему полюбите как творца, кем тогда вы будете восхищаться? Поверьте, вы способны меняться, достигать большего, у вас получится, потому что мысль реальна!

Рекомендую статьи по теме «Цвет в живописи», ранее опубликованные в блоге: : Как научиться смешивать краски даже с закрытыми глазами?Тёплые и холодные цвета в живописи. Как научиться отличать. Как получить цвет из красок. Роль цвета в живописи. Свет и цвет в живописи

Комментариев 24
  1. Людмила Зима

    Прекрасный и многообещающий пример с фильмом. Не устаю удивляться и периодически восхищаться, глядя на вас, Александр.

    Ответить
  2. Наталья Морозова

    Ох. Вы так легко об этом пишете, а на деле я каждый раз мозг ломаю, чтоб дошло хоть как-то. Пойду смотреть фильм и пересматривать курс о цвете, может дойдёт... Спасибо. P.s.: Курс о цвете — очень интересный, рекомендую. Но придётся поработать головой))

    Ответить
    • Александр Григорьев-Саврасов

      Здравствуйте, Наталья! Как творческий, ищущий человек Вы сомневаетесь в себе, а на деле у Вас отличные результаты по курсу. Мозг «ломать» придётся и далее, потому как ни одна по-настоящему интересная художественная задача не будет лёгкой вне зависимости от опыта и знаний. Получайте удовольствие от преодоления и победы, желаю творческих успехов!

      Ответить
  3. Людмила Журавлева

    Очень хочу попасть на этот курс. Сейчас я заканчиваю курс «Арсенал знаний» К сожалению у меня очень мало времени и я занимаюсь по ночам и многого не успеваю. Но, у меня совершенно поменялись все мои взгляды на мое увлечение. Я больше не хочу срисовывать и строить без знаний. У меня есть уже начало и я осознанно рисую сама. Я очень благодарна вам Александр! Вы действительно учите и я очень восхищаюсь вами! Первый раз я занималась с художником, который «горит» своим делом и дает настоящие знания.

    Ответить
  4. елена

    Да, трудно даются мозгу знания, когда столько лет как бы видели цвета, но не знала как их правильно изобразить. Спасибо Александр, за статью.

    Ответить
  5. Евгения Райникова

    Пересмотрев на ютубе массу обучающих видео по живописи я поняла, что все художники пользуются какими-то специальными знаниями, но никто из них об этом не говорит. Это заметно по тому, как они начинают и ведут свои работы. Поэтому просмотр этих видео с целью обучиться рисовать — бессмысленное занятие, пустая трата времени. Я уже думала, что этому можно научиться только в учебных заведениях, но к счастью нашла Ваши уроки, Александр. Каждый курс -сплошные открытия для меня. И главное, что во всех курсах четкие знания как надо мыслить и действовать, чтобы получилась живопись, а не тупо срисованная, малоинтересная картинка. Прошла «Арсенал знаний», «Как самому находить сюжеты» жду теперь курс о цвете.

    Ответить
    • Ярослав Соболев

      Так же)

      Ответить
    • Инна Дубовикова

      Евгения, если позволите, то хочу рассказать свою историю в ответ на Ваш комментарий. Вы упомянули учебные заведения. Так вот я училась в одном из них. На отделении живописи. Самый главный их плюс и преимущество в том что это ежедневная практика. То есть рисуем, пишем по 6 -8 часов в день и плюс домашнее задание. Преподаватель может зайдет к нам посмотреть, что мы делаем, а может и нет. Как правило если и зайдет, то один раз и на 10 минут. Но годы учебы все же приносят плоды и я могу быстро и правильно построить кувшин)).Даже человека умею рисовать сравнительно неплохо. Но всему мы там учились сами. Никто не учил. Это надо , чтобы крупно повезло в жизни, чтобы встретить наставника. Я не встретила. Уже на последнем летнем пленере к нам пригласили не преподавателя, а свободного художника и он проводил пленер у нашей группы. Если бы не эта встреча, которая только приподняла немного завесу, за которой и было настоящее творчество, то годы моей учебы прошли бы даром... Все равно я была очень разочарована своими результатами. Это были " тупо срисованные малоинтересные картинки " как Вы пишете. Только срисованные с натуры. В своем фиаско я обвинила отсутствие у меня таланта. А на самом деле надо было искать отсутствие знаний. Мне было досадно, что мечта стать художником рассыпалась в прах. Но это была юность: я встретила своего будущего мужа и утешилась)). Тему живописи и творчества я не поднимала 12 лет. Не смотрела картин, не интересовалась современными художниками, не заходила в музеи. Мне было очень больно...

      Не так давно набрела на этот блог... Это было открытие! Я перечитала все статьи, некоторые несколько раз. И сейчас прохожу «Арсенал» . Первые три урока меня поразили! Ведь только с ЭТОГО и нужно начинать! Да, кубики, шары, и т п это все на своем месте, но ЗАЧЕМ? Зачем вообще начинать дорогу, если не знаешь куда идешь? Я думаю, что теперь и у меня есть шанс стать художником...Почему в системе образования такие недочеты? Не знаю. Никого ни в чем не обвиняю. Сейчас понимаю, что многие просто не умеют объяснить, многие наверное и не хотят...

      Рисунок, навык, — это дело наживное: заниматься почаще и побольше и все будет! Так что не стоит переживать, что мол, кто-то учился в учебных заведениях, и все умеет.

      Ответить
      • Евгения

        Учебные заведения тоже важны, но в силу возраста поздновато мне туда идти)

        Ответить
  6. Антонина Нужных

    Александр, статья-зажигалка! Люблю Вас читать, совсем не меньше, чем учиться на Ваших курсах!

    Ответить
  7. Ирина

    Александр, добрый день! Можно ли у вас пройти курс по технике маслом

    Ответить
    • Александр Григорьев-Саврасов

      Здравствуйте, Ирина! Можно, приходите на онлайн-встречу.

      Ответить
    • Людмила Лопушанская

      Превосходная статья, можно даже сказать поэтическая. Вы так интересно пишите, прочла взахлеб. Да , действительно, знания необходимы, если хочешь достичь желаемого результата в живописи .Убедилась в этом на 100%. Курс « Все о цвете из рук в руки» очень интересный, а главное , необходим всем, особенно для начинающих художников. Я его уже прошла и очень жаль , что он уже закончился. Но Слава Богу есть закрытый клуб , где мы встречаемся , продолжаем творить и узнаем все больше и больше чего-то нового. Кажется, что Ваши знания безграничны , Александр, и это радует, потому, что не думаю, что мы можем получить такие знания где-то еще. Вы передаете свой опыт и это самая лучшая школа. Теперь, вооружившись этими знаниями я с большим удовольствием беру кисть в руку и начинаю творить. Пусть не сразу все получается, пусть приходится переписывать, но это такое удовольствие, когда ты видишь плоды своего труда, словами не передать! Когда ты действительно включаешь воображение применяя знания о цвете и свете, получаешь еще больше вдохновения! Спасибо Вам , Александр за Вашу отдачу, и Ваш профессионализм!

      Ответить
  8. Ирина Остапенко

    Спасибо за интересный образ про колористические задачи! «Мысль материальна, материя — иллюзорна» — очень интересный философский подход не только к художественным задачам, но и вообще к жизненным, есть над чем задуматься... Отдельное спасибо и за совет посмотреть и фильм — он тоже необычный.

    Такое ощущение возникает, что Вы — наш сталкер, ведете в мир искусства, каждый раз подкидывая нам пищу для размышлений, и мы делаем очередной шаг. А искусство — это не просто какое-то там «искусство», мона Лиза и мишки в сосновом бору, -нет, это Искусство, способ познания мира, жизни, это передаваемый трепет самой жизни, ощущение реальности — это как раз и есть то самое, о чем говорится «мысль материальна»... Хотелось бы больше сказать, но мысль не всегда можно сформулировать средствами языка, даже нашего, русского. Еще раз большое спасибо!!

    Ответить
  9. Нина Богданова

    Александр, приветствую Вас и аплодирую с благодарностью за возможность приобщиться не только к высокопрофессиональному «Арсеналу знаний» в области изобразительного искусства, но и за убовольствие от прочтения Ваших интереснейших статей, лёгких для восприятия и вдохновляющих, отбросив свои страхи, пробовать творить. Спасибо!

    Ответить
  10. Валерия

    Спасибо!

    Ответить
  11. Валерия

    Спасибо

    Ответить
  12. Ольга

    Александр, я хотела бы записаться на ваш курс. Но это зависит от того в какие именно часы и дни он будет проводиться.

    Ответить
  13. Ольга

    Я нигде не нашла указания на объем курса и время занятий.

    Не могли бы вы уточнить, во сколько начинается занятие, когда заканчивается и по каким дням.

    Ответить
    • Александр Григорьев-Саврасов

      Здравствуйте, Ольга! Я ответил Вам на почту.

      Ответить
      • Гликерия Кирсе

        Александр... я пропустила эту онлайн-встречу — увы мне, увы... Можно исправить эту досадную оплошность?

        Ответить
        • Александр Григорьев-Саврасов

          Здравствуйте, Гликерия! Ответил Вам на почту.

          Ответить
  14. Татьяна

    Большое спасибо!

    Ответить
  15. Евгения Ушакова

    Спасибо, очень интересная статья . И фильм необыкновенно хорош! Смотрела очень давно, но в памяти остался . Очень рада, что нашла вас!

    Ответить
Ваш ответ
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.