Итак, перед вами десяток разноцветных тюбиков, а может, у кого-то и больше десятка. Вопрос, что с ними делать, как превратить краски в цвет, как научиться создавать волшебные цветовые гармонии?

Конечно, на все “каки” есть ответы в сети, и мы, воодушевленные простотой и доступностью подобных инструкций, пытаемся применить в деле полученные знания. В результате палитра, как поле боя, изрыта язвами случайных замесов. И тут, и там множество попыток получить нужные красные, синие, зелёные, серобуромалиновые и т.д.

Самое интересное, что, даже смешав цвет однажды, мы понятия не имеем, как получить его снова. Тогда зачем нужны все эти видеоуроки, книги и полезные советы, если в итоге процесс поиска необходимого цвета сводится к наитию и случайной мазне.

Угадал? Так на самом деле обстоят дела у начинающих художников, когда они осваивают живопись. Признаюсь, у меня всё это было.

Как вы думаете, с чего стоит начать обучение цветопередаче? С цветового спектра, знакомства со свойствами красок, выбора палитры? Нет, всё это будет потом, сначала разберитесь с тем, как и что вы видите.

Что для вашего мозга будет иметь первоочередное значение — цветовой тон или светлотный? Простыми словами, что вы увидите сначала — светлотный контраст между светом и тенью или цветовой?

Как научиться смешивать краски даже с закрытыми глазами?
Светлотный контраст
Как научиться смешивать краски даже с закрытыми глазами?
Цветовой контраст

Правда заключается в том, что сначала мозг различает светлотные контрасты. Так быстрее определить силуэт предмета, узнать, а значит, быстро решить, несёт ли опасность полученная картинка. Не забывайте, в безопасном мире мы живём совсем непродолжительное время, для мозга скорость узнавания силуэтов куда важнее деталей и нюансов.

Зная эту особенность, можно многое понять про себя и сильно сократить время на обучение. Представьте начинающего художника, въедливо подбирающего цвет на своей палитре. Интересно, что он там ищет? Конечно, всё те же “светлее” и “темнее”, тут драпировка будет красной светлой, а тут красной тёмной. Вот они — незатейливые поиски художника-любителя.

Вывод неутешительный: если вы так и будете продолжать идти на поводу у собственного мозга, который показывает вам картинку из светлотных контрастов, то живопись никогда не станет частью вашего мира просто потому, что вы не видите цвета.

Вы возмущены, не согласны. Как это так? Вы же знаете, что драпировка красная! Отличить красное от зелёного — невелика наука, хотя людям с нарушениями цветовосприятия и этого не дано.

Вернёмся к сути. Что всё-таки вам следует видеть в красной драпировке как, впрочем, и любой другой — локальный цвет или что-то ещё? Есть ещё один важный параметр — это тепло-холодность, красный может быть тёплым, может быть холодным. Правда заключается в том, что любой предмет содержит в себе как тёплые, так и холодные оттенки, а значит, красная драпировка не только светлая и тёмная в зависимости от освещения, но ещё тёплая и холодная.

Как научиться смешивать краски даже с закрытыми глазами?

Хотите научиться писать — перестаньте видеть только свет и тень, научитесь различать тепло-холодность предмета, среду, его окружающую, пространство в целом, а не всё по отдельности. Знайте, что первое впечатление, которое получил ваш мозг — это лишь часть целого. Задайте себе вопрос, где будут тёплые, а где холодные оттенки, как следствие, пишите тёплыми и холодными, а не светлыми и тёмными.

Следующее, с чем вам придётся разобраться — это цветовой спектр, который должен быть всегда при вас, как таблица умножения. Нужно запомнить, как он выглядит, а главное, знать, как “складывать и вычитать”, чтобы получать именно тот оттенок, который нужен.

Когда вы понятия не имеете о цветовой гармонии, то ищете цвет на палитре, мастер же создаёт гармонию, только лишь представив желаемый оттенок в спектре. Палитра нужна не для поисков, а для смешивания, поиск цвета, как таблица умножения —  дважды два четыре.

Среди множества цветовых теорий можно заблудиться. Бывает, что они противоречат друг другу, хотя все говорят об одном и том же, все служат цветовой гармонии. Чтобы не утонуть в теории, начните мыслить базовыми категориями, а именно наблюдайте предмет в пространстве. Ответьте на вопрос, каким светом он освещён — естественным или искусственным, это даст понимание: свет тёплый — тени холодные или наоборот.

Помните, концентрировать внимание только на предмете неправильно, предмет не существует отдельно от пространства, пишите всё вместе, а не по отдельности. Я часто привожу пример, где ассоциирую свет с молоком, заливающим всё вокруг. У вас всегда есть два главных отношения — свет и тень, тёплое и холодное.

Пишите большими отношениями, а не копайтесь в деталях. Кропотливо рисуя кусочек за кусочком, создать живое пространство будет более чем сложно.

Помню, ещё будучи студентом, я совершил открытие. Нет, это не было открытием мирового масштаба, но лично для меня мир перевернулся.

Работая акварелью многослойно и довольно продолжительное время, я напрочь засушил свою учебную работу, нарисовав все детали и написав равномерно все планы. Устав и разочаровавшись в результате, я хотел начать всё сначала в надежде получить свежесть и лёгкость живописи со второй попытки. Терять было нечего, и я решил поэкспериментировать.  

Смочив жёсткой кистью многострадальный натюрморт, я буквально смыл верхний красочный слой. Делая это, я старался больше смывать дальние планы, оставляя передние более сочными и контрастными.

Я действовал спонтанно, не зная, что из этого выйдет, но как сам процесс, так и результат меня поразили. Фантастика! Замученная акварель ожила в едином воздушном целом, всё как будто объединилось, цветные рефлексы наполнили пространство жизнью и пульсацией сложных оттенков.

Я нашёл то, что искал, чудо произошло в момент наивысшего напряжения, когда мне хотелось всё бросить. И самое интересное — я не писал, а смывал, не жалея деталей и нюансов. Если говорить на профессиональном языке, я обобщил, объединил в большое целое множество элементов, организовав порядок.

Порядок — это то, что есть в мире, всё связано со всем. Создавая порядок на рабочей плоскости, художник добивается гармонии.

Этот случай научил меня мыслить большими отношениями. В дальнейшем мне не нужно было долго писать от кусочка, чтобы потом всё смыть. Теперь я твёрдо знал, что любая деталь — это часть целого, и начинать нужно с целого, тогда всё будет в порядке.

А теперь самое главное — как научиться смешивать краски даже с закрытыми глазами. Вы слышали истории музыкантов о том, как музыка рождается у них в голове, что им не нужен инструмент, чтобы извлекая звук создавать мелодию? Что-то подобное происходит и с живописцем, он видит цвет до того, как пытается его создать на палитре.

Нет, это не абстрактные картинки — это цветовая гармония, основанная на понимании спектра и взаимодействии его элементов. Вы ничего не ищете, просто берёте нужные  цвета и складываете, как таблицу умножения. Цвет рождается до того, как вы прикоснулись к кистям, остальное — дело техники.

Вывод: перестаньте красить наугад, пусть цветовой спектр станет вашей таблицей умножения, как следствие, вы будете создавать любые цветовые гармонии.