arrow up
Александр Григорьев Саврасов
О живописи и не только простыми словами…

Как научиться смешивать краски даже с закрытыми глазами?

Итак, перед вами десяток разноцветных тюбиков, а может, у кого-то и больше десятка. Вопрос, что с ними делать, как превратить краски в цвет, как научиться создавать волшебные цветовые гармонии?

Конечно, на все “каки” есть ответы в сети, и мы, воодушевленные простотой и доступностью подобных инструкций, пытаемся применить в деле полученные знания. В результате палитра, как поле боя, изрыта язвами случайных замесов. И тут, и там множество попыток получить нужные красные, синие, зелёные, серобуромалиновые и т.д.

Самое интересное, что, даже смешав цвет однажды, мы понятия не имеем, как получить его снова. Тогда зачем нужны все эти видеоуроки, книги и полезные советы, если в итоге процесс поиска необходимого цвета сводится к наитию и случайной мазне.

Угадал? Так на самом деле обстоят дела у начинающих художников, когда они осваивают живопись. Признаюсь, у меня всё это было.

Как вы думаете, с чего стоит начать обучение цветопередаче? С цветового спектра, знакомства со свойствами красок, выбора палитры? Нет, всё это будет потом, сначала разберитесь с тем, как и что вы видите.

Что для вашего мозга будет иметь первоочередное значение — цветовой тон или светлотный? Простыми словами, что вы увидите сначала — светлотный контраст между светом и тенью или цветовой?

Как научиться смешивать краски даже с закрытыми глазами?
Светлотный контраст

Как научиться смешивать краски даже с закрытыми глазами?
Цветовой контраст

Правда заключается в том, что сначала мозг различает светлотные контрасты. Так быстрее определить силуэт предмета, узнать, а значит, быстро решить, несёт ли опасность полученная картинка. Не забывайте, в безопасном мире мы живём совсем непродолжительное время, для мозга скорость узнавания силуэтов куда важнее деталей и нюансов.

Зная эту особенность, можно многое понять про себя и сильно сократить время на обучение. Представьте начинающего художника, въедливо подбирающего цвет на своей палитре. Интересно, что он там ищет? Конечно, всё те же “светлее” и “темнее”, тут драпировка будет красной светлой, а тут красной тёмной. Вот они — незатейливые поиски художника-любителя.

Вывод неутешительный: если вы так и будете продолжать идти на поводу у собственного мозга, который показывает вам картинку из светлотных контрастов, то живопись никогда не станет частью вашего мира просто потому, что вы не видите цвета.

Вы возмущены, не согласны. Как это так? Вы же знаете, что драпировка красная! Отличить красное от зелёного — невелика наука, хотя людям с нарушениями цветовосприятия и этого не дано.

Вернёмся к сути. Что всё-таки вам следует видеть в красной драпировке как, впрочем, и любой другой — локальный цвет или что-то ещё? Есть ещё один важный параметр — это тепло-холодность, красный может быть тёплым, может быть холодным. Правда заключается в том, что любой предмет содержит в себе как тёплые, так и холодные оттенки, а значит, красная драпировка не только светлая и тёмная в зависимости от освещения, но ещё тёплая и холодная.

Как научиться смешивать краски даже с закрытыми глазами?

Хотите научиться писать — перестаньте видеть только свет и тень, научитесь различать тепло-холодность предмета, среду, его окружающую, пространство в целом, а не всё по отдельности. Знайте, что первое впечатление, которое получил ваш мозг — это лишь часть целого. Задайте себе вопрос, где будут тёплые, а где холодные оттенки, как следствие, пишите тёплыми и холодными, а не светлыми и тёмными.

Следующее, с чем вам придётся разобраться — это цветовой спектр, который должен быть всегда при вас, как таблица умножения. Нужно запомнить, как он выглядит, а главное, знать, как “складывать и вычитать”, чтобы получать именно тот оттенок, который нужен.

Когда вы понятия не имеете о цветовой гармонии, то ищете цвет на палитре, мастер же создаёт гармонию, только лишь представив желаемый оттенок в спектре. Палитра нужна не для поисков, а для смешивания, поиск цвета, как таблица умножения —  дважды два четыре.

Среди множества цветовых теорий можно заблудиться. Бывает, что они противоречат друг другу, хотя все говорят об одном и том же, все служат цветовой гармонии. Чтобы не утонуть в теории, начните мыслить базовыми категориями, а именно наблюдайте предмет в пространстве. Ответьте на вопрос, каким светом он освещён — естественным или искусственным, это даст понимание: свет тёплый — тени холодные или наоборот.

Помните, концентрировать внимание только на предмете неправильно, предмет не существует отдельно от пространства, пишите всё вместе, а не по отдельности. Я часто привожу пример, где ассоциирую свет с молоком, заливающим всё вокруг. У вас всегда есть два главных отношения — свет и тень, тёплое и холодное.

Пишите большими отношениями, а не копайтесь в деталях. Кропотливо рисуя кусочек за кусочком, создать живое пространство будет более чем сложно.

Помню, ещё будучи студентом, я совершил открытие. Нет, это не было открытием мирового масштаба, но лично для меня мир перевернулся.

Работая акварелью многослойно и довольно продолжительное время, я напрочь засушил свою учебную работу, нарисовав все детали и написав равномерно все планы. Устав и разочаровавшись в результате, я хотел начать всё сначала в надежде получить свежесть и лёгкость живописи со второй попытки. Терять было нечего, и я решил поэкспериментировать.  

Смочив жёсткой кистью многострадальный натюрморт, я буквально смыл верхний красочный слой. Делая это, я старался больше смывать дальние планы, оставляя передние более сочными и контрастными.

Я действовал спонтанно, не зная, что из этого выйдет, но как сам процесс, так и результат меня поразили. Фантастика! Замученная акварель ожила в едином воздушном целом, всё как будто объединилось, цветные рефлексы наполнили пространство жизнью и пульсацией сложных оттенков.

Я нашёл то, что искал, чудо произошло в момент наивысшего напряжения, когда мне хотелось всё бросить. И самое интересное — я не писал, а смывал, не жалея деталей и нюансов. Если говорить на профессиональном языке, я обобщил, объединил в большое целое множество элементов, организовав порядок.

Порядок — это то, что есть в мире, всё связано со всем. Создавая порядок на рабочей плоскости, художник добивается гармонии.

Этот случай научил меня мыслить большими отношениями. В дальнейшем мне не нужно было долго писать от кусочка, чтобы потом всё смыть. Теперь я твёрдо знал, что любая деталь — это часть целого, и начинать нужно с целого, тогда всё будет в порядке.

А теперь самое главное — как научиться смешивать краски даже с закрытыми глазами. Вы слышали истории музыкантов о том, как музыка рождается у них в голове, что им не нужен инструмент, чтобы извлекая звук создавать мелодию? Что-то подобное происходит и с живописцем, он видит цвет до того, как пытается его создать на палитре.

Нет, это не абстрактные картинки — это цветовая гармония, основанная на понимании спектра и взаимодействии его элементов. Вы ничего не ищете, просто берёте нужные  цвета и складываете, как таблицу умножения. Цвет рождается до того, как вы прикоснулись к кистям, остальное — дело техники.

Вывод: перестаньте красить наугад, пусть цветовой спектр станет вашей таблицей умножения, как следствие, вы будете создавать любые цветовые гармонии.

Комментариев 16
  1. Альбина Шадрина

    Благодарю, Александр! Как всегда Вы даете информацию доступно, четко без воды и с желанием помочь начинающему художнику разобраться с теоретическим материалом, без которого не возможно писать осознано, а значит рисовать то, что хочется и как хочется. Благодарю за уроки и статьи! Мне они очень помогают.

    Ответить
  2. Галина Сюткина

    Спасибо за статью. Как всегда, прекрасно написано.

    Ответить
  3. Нина

    Привет всем! Пришла на курс по цвету не новичком в рисунке, но с желанием упорядочить знания по колористике. Год назад курс по цвету перевернул видение. Да, спектр был уже в голове, да, было понимание про тепло-холодность. Но знания пройденные данные на курсе заставили «закипать» мозг, не спать ночами и писать практически ежедневно. Что очень важно: курс научил иначе видеть, оценивать живописные работы других авторов с учетом всех аспектов. Одновременно пошла на годовой курс Закрытого клуба и Пейзажа. Если душа просит творчества, если Вам не с кем разделить свои сомнения поиска и радости находок и побед, Вам сюда, в наше дружное сообщество, где рулит Александр. В различных группах на разных курсах. Но, как показала практика, сложно расставаться с друзьями и мы переходим из одного курса в следующий, строим планы на год и потом отчитываемся перед собой и нашими сокурсниками. Александр, читать статью после обучения на ...шести Ваших курсах — это просто бальзам на душу. Как и всегда: конструктивно, четко и с посылом к творчеству! Думаю, вся наша группа присоединится ко мне и еще раз скажет:"Как здорово, что мы с Вами встретились)"

    Ответить
    • Ольга Новиченко

      Подписываюсь под каждым словом!На сегодня на всём пространстве интернета нет ничего даже отдалённо приближающегося к тому, Что и Как даёт Александр в плане Обучения Живописи .Его эссе, как всегда восхищает остроумием, лаконизмом и идеями!

      Ответить
    • Анна Луценко

      Нина! Полностью с Вами согласна! Нам очень повезло! Писать картины- это здорово!!! Любимое ,очень любимое дело!!! А в живопись если окунаешься, то это уже совсем навсегда!)) Браво, Александр!!! Спасибо большое!!!

      Ответить
  4. Любовь Пономарева

    Я, как и Нина, была на многих курсах Александра и рада, что есть возможность всегда получать мотивацию и правильный пинок для дальнейшего развития. Много пройдено и понято. Каждый — на своей точке отсчета и что важно — для всех это общение очень полезно и информация — бесценна! Курс по цвету, как впрочем и другие, очень информативный и нужный!

    Ответить
  5. SVETLANA PROKOSHEVA

    Я редко пишу комментарии к статьям Александра, потому что полностью поглощена процессом обучения, но , если кратко: я и восхищена статьями, они удивительные! Что-то в них есть такое, что всегда созвучно мыслям и чувствам и не только моим. Наверное все художники похожи друг на друга! В главном.

    Ответить
    • Шапошникова Валентина

      да,хорошо сказано!

      После чтения статей Александра приходит вдохновение.Спасибо Александру

      Ответить
    • Александр Григорьев-Саврасов

      Здравствуйте, Светлана! Думаю, да, мы во многом с Вами “одной крови”, именно поэтому для Вас мои статьи больше, чем слова. Продолжайте действовать, у Вас получается видеть цвет, писать цветом, чувствовать цветом. Когда Вы знаете, куда и зачем идёте, цель достигается быстрее. Моя задача — указать направление, помочь увидеть весь процесс в целом. Спасибо за комментарий, действуйте!

      Ответить
  6. Людмила

    Статья, как глоток свежего воздуха. Снова хочется творить!Благодарю, Александр!

    Ответить
    • Александр Григорьев-Саврасов

      Здравствуйте, Людмила! Делюсь воздухом. Чаще заглядывайте на страницы блога, здесь дует ветер перемен. Открывая новое в себе, Вы изменитесь и всё вокруг изменится. Помните, чтобы жить в мире прекрасного, нужно научиться видеть. Учитесь, затем творите и, конечно, дарите творчество другим. Спасибо за комментарий!

      Ответить
  7. Тлеулес Абельдинова

    Здравствуйте!

    Да, действительно, читая статьи Александра, слушая его, получаешь глоток чистого воздуха, воздуха творческого вдохновения. Зная, что не у всех хватает надолго(воздуха творения), Александр, неустанно подпитывает нас своим творческим запалом. Благодарю!

    Ответить
  8. Людмила Долгорукова

    Здравствуйте! Александр, спасибо огромное за интересные и очень нужные статьи в блоге и за желание поделиться всеми знаниями и навыками на занятиях. Действительно ощущаешь мощнейший посыл творческой энергии, заинтересованность и искренность во всем. Мы, как первоклашки, однажды поверив своему учителю, идем за ним, осваивая и постигая новые и новые ступенечки, не всегда гладкие, но заманчиво интересные. Очень рада, что судьба привела меня именно сюда. Наверное ничего не бывает случайным. Спасибо, Александр!!!

    Ответить
  9. Алехина Людмила

    Здравствуйте сокурстники и просто любители живописи. Начиная понимать как решить и с чего начать творить с чистого полотна мы начинаем погружаться в удивительный мир творчества. Писать вкусно и сочно на одном дыхании , это и есть радость творчества. Мой ответ на вопрос куда ты так спешишь, кто тебя ждет если ты живешь одна. Я ответила кратко...КАРТИНА! Да действительно она меня ждет, ждет когда я оживу ее цветом и светом, вдохну жизнь в нее. Меня никто не понял, посмотрнли как на сумашедшую. Но я уже на это не обращаю внимание. Я просто живу в мире живописи и благодаря Александру моя жизнь изменилась и наполнилась светом и радостью творчества!

    Ответить
  10. Lilia Shevchenko

    При огромной современной аудитории желающих учиться живописи и еще более огромной куче мусора якобы обучения живописи ваша школа, Александр, отдельно стоящая и настоящая . А ваш багаж, именно арсенал знаний , влюбленность в живопись и огромное не только желание , а умение , даже талант передавать эти знания желающим и могущим вас услышать- это бесценно. На сегодня в интернет- пространстве Школы и курсов, равных вашим, Александр, нет. Вы — первопроходец. И я благодарна вам за все открытия, которые происходят на каждом вашем уроке.

    Ответить
  11. Светлана Борисова

    Как всегда просто и ёмко!)) и читая статьи и просматривая лекции, очень хочется сказать словами Александра:"Я здесь всерьёз и надолго!" каждая лекция-открытие, каждая статья — уточнение и закрепление, и то и другое запуск мыслительного процесса! Спасибо!))

    Ответить
Ваш ответ
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.