Хочу посвятить данную статью Его Величеству Цвету. Не знаю, хватит ли у меня слов рассказать о нём, но я попробую.
Всем известно, что лучше один раз увидеть, только с цветом не всё так просто. Казалось бы, вот же он — зелёный, красный, синий — бери и пиши!
Сколько живописцев, столько и зелёных, красных, синих, у каждого свой неповторимый колорит, свой замес, своя гамма на холсте. Почему так происходит? Думаю, начать надо с того, что чувство цвета сродни чувству слуха, а значит, мы все видим по-разному и это естественно.
Если мы говорим о живописцах, то для них не существует ни красных, ни зелёных и вообще никаких красок. Существует цвет, который создаётся путём смешивания чистых пигментов.
Вроде бы речь идёт об одном и том же — красках в тюбиках и цвете, производном от них. Начинающие художники не всегда видят разницу и, как следствие, раскрашивают, а не пишут свои работы.
Скажу Вам по секрету, что и не совсем начинающие и, более того, некоторые из тех, кто считает себя профессионалами, тоже раскрашивают, просто у них получается ровнее и ярче в силу опыта и не более.
Давайте проведём небольшой эксперимент и препарируем предмет нашей беседы, а именно, живопись с научной целью, вывернем её наизнанку.
Нет, мы не будем брать для примера великие произведения прошлого и, надувая щёки, говорить, что сейчас так не пишут. Я просто попрошу Вас оторваться от монитора компьютера и посмотреть через плечо на горячо любимый ящик. Возможно, у кого-то как раз сейчас на экране пляшут небезызвестные Смешарики.
Не знаю, как у Вас, а у меня после пяти минут просмотра начинает кружиться голова. Если героев данного мультфильма заменить на дорожные знаки, Вы не сразу заметите подмену.
Я понимаю, что в современном мире, перегруженном информацией, захват внимания зрителя является главной задачей. А значит, нужно бить из всех орудий, используя чистые цвета, сталкивая друг с другом противоположные в цветовом спектре.
Я не затрагиваю в данной статье тему влияния подобного видео на детей, мы это опустим.
Хочу вспомнить мультфильмы моего детства, а главное, цвет, присущий их палитрам. Помните “Ежика в тумане”? Уверен, нет таких, кто бы не видел этот шедевр.
Мультфильм почти монохромен, графичен, он совсем не блещет буйством красок, но в то же время он цветной. Аскетичная палитра этой киноленты, тем не менее, весьма живописна. Мы видим меняющиеся то тёплые, то холодные гаммы экрана, нас не утомляют благородные оттенки. Обратите внимание на цельность кадра, он не сигналит всеми цветами как сломанный светофор.
Конечно, мультипликационный язык условен, но он существует по тем же законам, что и изобразительное искусство, каждый кадр — это отдельная картина.
Два мультфильма, два примера цветовой гаммы — одна ядовитая, кричащая, другая аскетичная, почти монохромная.
Продолжим эксперимент. Что же произойдёт, если мы отнимем у живописи рисунок, и цветовые пятна станут абстрактными? Кто-то из зрителей обязательно скажет, что это каля-маля, а я скажу — не спешите делать выводы. Каля-маля тоже могут быть очень разными, как красивыми, так и грязными, ядовитыми, неграмотными.
Далеко не забегая, хочу посоветовать начинающим художникам научиться сначала гармоничным каля — маля, а затем браться за эпические полотна с приторной морской волной.
Живопись без рисунка — уже живопись! Да, это ещё не картина, хотя в контексте современного искусства и этот постулат можно опровергнуть, тому много великих примеров, вспомните Марка Ротко.
Ещё один надрез, и мы отнимем у живописи тон. Тон — это светосила, простыми словами, светлее — темнее. Один и тот же цвет может быть разным по тону, думаю, это понятно.
Картина, не имеющая тональных градаций, тем не менее, может быть живописной. Каким же образом? — спросите Вы. Всё очень просто. Живопись — это игра тёплых и холодных оттенков. Следовательно, если мы изобразим визуальный ряд, отличающийся только теплохолодностью, наша картина будет прочитана зрителем.
Давайте подведём итог. Даже если мы отнимем у живописи рисунок и тон, она всё равно останется живописью.
Проведите собственный эксперимент. Представьте Ваши работы без рисунка. Что это будет — живопись? Какую гармонию цветов Вы увидите? Кстати, это легко сделать, перевернув Ваше произведение с ног на голову. Глаз не будет привязываться к рисунку, Вы станете воспринимать картину в целом.
Что Вы видите — живопись или раскрашенный рисунок, что Вы скажете о своём каля — маля?
Цвет в живописи больше, чем названия тюбиков. Используя только цвет, мы можем быть убедительны в своих произведениях.
Как-то раз в разговоре о цвете с одним из интереснейших мне людей, живописце и педагоге, я задал такой вопрос. Что для Вас живопись? — и услышал исчерпывающий ответ. Живопись — это музыка, это мелодия, которую ты играешь, и если зрителю хочется её слушать, ты хороший живописец.
К этим словам стоит добавить, что зритель должен быть подготовленным и обладать чувством цвета, как, впрочем, и слушатель обладать слухом, иначе мелодия так и останется набором звуков.
Меня периодически спрашивают про “ядовитые цвета”. Думаю, Вы понимаете, что это образное выражение, и ядовитыми мы называем те, что не гармонируют с общей гаммой картины, как правило, это чистые цвета цветового спектра.
В природе чистых цветов не существует, собственно, натура — лучшая подсказка, что и с чем следует смешивать для создания гармонии.
Я не советовал бы пользоваться красками, такими как голубая ФЦ, зелёная ФЦ, краплак, кадмий лимонный. Это мелкодисперсные пигменты, которые при неумелом применении отравляют Вашу живопись ядовитыми цветами.
Начинающему живописцу будет полезно изучить цветовой спектр, чтобы понимать логику гармоничного смешивания цветов, но эффективней, чем работа с натуры, ещё ничего не придумано, и лучше опираться на неё.
Помните, что любой предмет, имея собственный цвет, существует в среде, которая на него влияет, также не забывайте о плотности воздуха от Вашего глаза до предмета.
По существу, когда мы пишем что-либо, мы пишем воздух, потому что именно в нём заключён цвет видимых нами предметов.
Подводя итог сказанному, хочу обратить Ваше пристальное внимание на Его Величество Цвет. Так ли Вы его понимаете, что он для Вас — прислуга, помощник, случайный прохожий или главный герой произведения изобразительного искусства?
Хочу поблагодарить своих учителей, обративших моё внимание на выразительность колористических решений, благодаря им я отвожу цвету главную роль в своём изобразительном творчестве.
Напишите в комментариях, что Вы думаете по этому поводу. Помните, Ваши истории становятся равноправным продолжением созданных мною тем и интересны как мне, так и остальным участникам блога.
Спасибо за очень познавательную для меня статью!
Спасибо вам за консультацию, я многое узнала.
Теоретичеси всё понятно, а на практике…чаще не получается. Хотелось бы очень наглядного примера вашей живописи к каждой вашей статье
Здравствуйте, Таня! Я жду Вас как участника моих учебных курсов, Вы сможете всё увидеть и задать любые вопросы.
Александр! Очень познавательно и доступно для понимания. Скажу следующее, что » 80% информации человеком усваивается через зрение и только 20% через слух» — М. Кольцова. Значит, через живопись (цвет) можно воспитывать и развивать детей, а взрослых направлять по правильному пути совершенствования, сохранения здоровья, познания окружающего мира.
Спасибо за просвещение.
С уважением Нина Киреенко
Здравствуйте. Можно ли смешивать теплые краски с холодными? Мне сказали, что в смеси цвета получаются грязными. Например.. кадмий красный светлый и церулеум, или охра желтая и кадмий синий светлый. Я попробовала, и где то так и получается. И еще вопрос… можно ли в какой то цвет добавлять чуть черного? — правда не знаю зачем. Спасибо. Валентина
Здравствуйте, Валентина! Никаких запретов нет и быть не может, Вы сами ответили на вопрос, рассказав о своём опыте смешивания красок. Если Вы видите, что при смешивании получается грязь, экспериментируйте до получения нужных оттенков. Чёрный добавлять можно и даже нужно, но не сажу газовою — она в смесях даёт грязь. Если Вы смешаете чёрную с жёлтой, например, то получите сложный зелёный, это я ответил на Ваш вопрос зачем.
Спасибо!
Здравствуйте, Александр! Отличная информативная статья. Как всегда в Ваших статьях — четко и определенно. Остается осознать и воспринять. Остается развивать художественный слух! :)
Здравствуйте, Александр. Про игру теплых и холодных оттенков понятно, создается живописная среда, в которой нужно выражать идею изображения. У меня большой вопрос, в какой мере связывать цвет, тон, рисунок в картине? Я так понимаю, чть нужно определиться со стилем?
Здравствуйте, Светлана! Всё зависит от поставленных задач, какую цель Вы преследуете? Ваша картина будет исполнена в классической манере или в какой-либо иной. Вы правы, нужно определиться со стилем.
Александр,замечательная статья! Правда,очень хорошая и информативная,просто ода цвету! Но! Нельзя всех сделать собой,так как это будет скучно,потому что мы здесь для того,чтобы получать опыт и проживать его,и у каждого — он свой…. И видит каждый по-своему(кстати,Моне видел иначе,чем мы,так как у него было нарушено цветовосприятие,и проблемы со зрением начались в 27 лет).А цветовые сочетания в картинах Гогена многие его современники считали просто неприличными))) Следовательно,каждый пишет так,КАК ОН ВИДИТ.Поэтому говорить можно только о себе,без советов,лучше — с рекомендациями)))
Здравствуйте, Алёна! Хочу продолжить Ваш текст. Каждый пишет, прежде всего, как знает, и видит он согласно накопленному знанию. Вы можете себе представить, чтобы профессионал видел как любитель или, например, В.Серов просто так видел от рождения, а годы учёбы ничего ему не дали? Умение видеть — это не медицинский показатель, а опыт и знания. Названные Вами художники так относились к цвету не потому, что так его видели, цвет на их работах — часть индивидуального творческого языка, который сложился, в первую очередь, благодаря знанию. РЕКОМЕНДУЮ Вам обратить пристальное внимание на историю изобразительного искусства и то, как рождались новаторские направления в живописи.
Александр! Прекрасная статья!!!
Александр, спасибо за ответ на вопрос, который я задавала на видео-конференции по фото! Очень благодарна. Вы перечислили краски, к сожалению, очень популярные у художников, ведущих в интернете мастер-классы. (В большинстве случаев у них итоговые работы-это кич и попса)А так хочется . чтобы оттенки получались благородные.. По ФЦ вообще молчу, очень едкие, обойтись без них очень легко. без краплака -уже труднее. Один художник точно не помню. кажется, Олег Буйко,дал совет , краплак имеет свойство выходить из глубины наружу и окрашивть, создавая грязь, все краски. Но им можно пользоваться в финишных верхних слоях. А вот кадмий лимонный очень люблю, он в смеси с черным или коричневым дает совершенно волшебные вещи.. Еще раз спасибо!
Краска имеет цвет.
Краска — это материал, с помощью которого выбираем, ищем СВОЙ цвет, который считаем нужным проявить в работе … Он, этот мазок правдоподобно поможет нам донести запах, атмосферу, эмоции …, которые впитывают и чувствуем …
Чем точнее цвет, значит в целом складывается колорит и естественно впечатления!
Удалось передать, окунуть зрителя, дать почувствовать то, чем сам наслаждался или переживал, испытал ли эмоции?
Значит не зря!
В природе не может и не бывает чистого цвета! Воздух, осадки, объём, глубина, освещение и т.д.
Поэтому выдавливая краску из тюбика, мы понимаем, что это лишь одна составляющая того, правдоподобного цвета, или нашему настроению!
Ведь за счёт цвета мы показываем фактуру, воздушность, сырость и т.д. Именно по этой причине важно работать «в живую» с натуры! Чтобы не пытаться обмануть себя и зрителя! Ложь всегда видна и чувствует её даже самый неразборчивый зритель!
А иначе это будет не картина, а открытка не имеющая ничего общего с эмоциями и чувствами …
С «ЦВЕТОМ» нужно работать, эксперементируйте, ищите чаще! С каждой ошибкой Вы растёте! Не надо бояться нового в искусстве!
Спасибо!
Благодарю, Владимир Владимирович! Вы прекрасно дополнили статью Александра.
когда много цветовых оттенков, любая картина становится намного приятней и притягательней!
Огромное спасибо, Александр, за статью по такой серьезнейшей теме, как ЦВЕТ.
Спасибо огромное за статью. Я считаю что видение цвета- это талант, а передача цвета- это мастерство. Нельзя научить видеть, можно только научить ремеслу художника. Поправьте меня если я ошибаюсь.
Здравствуйте, Людмила! Не всё так фатально. Да, дальтоника научить видеть нельзя, а если у человека всё нормально с восприятием цвета, то научить можно. Вопрос, в чём же будет заключаться это обучение, если он и так видит? То, как видят обычный человек и художник, сильно отличается, вот этому-то отличию и следует учиться, а именно, уметь обобщать видимую картинку, создавать гармонию цветовых отношений, решать колористические задачи и т.д.
Спасибо огромное за исчерпывающий ответ. Вот теперь осталось всему этому научиться . С ув. Людмила.
Статья интересна даже для зрителя. Хорошо,что с наглядными примерами. Спасибо!
Спасибо за статью! Всегда готова послушать про цвет.
Я заметила, что мое восприятие больше идет от формы, и именно форма и линии меня больше волнуют. Именно поэтому я цвет не всегда понимаю, и именно поэтому как можно больше хочу знать, чувствовать именно цвет. Так что для меня любая информация полезна.
Про мультфильмы. А вы видели, как дети реагируют на современную эту яркотню? Да даже на рекламу. Сидят, открыв рот, не отрываясь. Считается, что малыши только такие яркие цвета и воспринимают. Не знаю, если честно, что думать по данному поводу. Воспринимаю только как факт. погремушки тоже вполне кислотные. Очень люблю нашу старую мультипликацию, но и не только. А самое последнее не смотрю уже. Только полнометражки, которые в кино показывают. Кстати, у студии «Рики», что «Смешариков» делают, полгода уже на сайте по поиску работы висит и постоянно обновляется вакансия дизайнера-художника, значит что-то не так у них там со специалистами…
Про восприятие цвета. Я лет до 17 не рисовала красками, да и вообще не училась рисовать целенаправленно, сама дома только что-то срисовывала и придумывала, поэтому не замечала одной своей особенности. Пока не пошла учиться на дизайнера. И буквально через несколько занятий я поняла, что мои глаза по-разному видят цвет! Разница небольшая, отличия видны в гамме сине-зеленых (левый глаз все видит более теплым, правый — более холодным), но открытие меня поразило и первое время я не знала, что с этим делать. Потом привыкла как-то. Что говорить про других людей, если у меня одной два глаза видят цвета по-разному!
И конечно, на собственном опыте я убедилась, что цветовое восприятие развивается со временем, если его тренировать. Сейчас я вижу и понимаю гораздо больше оттенков, чем несколько лет назад.
Про ассоциации с другими видами искусств. Мне очень понятно сравнение с музыкой! Только чаще наоборот — я вижу цвета, слушая мелодии. А недавно тушью нарисовала в подарок одному колоритному итальянцу-танцору (мы с ним следим друг за другом в Инстаграме) его портрет, написала, что это мой танец кистью, именно так я и чувствовала. Линии для меня — словно движения в танце… А вот танцевать в прямом смысле я не умею…
А мне цвет не дается. С художественной школы живопись всегда хромала. Графика нормально, живопись никак. А мой ребенок чувствует цвет. Нигде не учился, а берет цвета яркие разные и они гармонируют. Я так не умею. Я боюсь цветов. Беру цвета, смешиваю в грязь. Вольно или невольно всегда цветовую гамму обедняю, свожу к реальным серым будням. А хочу ярко, красиво. Не выходит. Начинаю смешивать и все равно все уравниваю. Это, наверное, психологическое свойство? Сижу над красками и их мало.. и в конце концов, понимаю, что уже не знаю какой выбрать цвет. Кажется все одно и то же. А ведь художник рисует тремя цветами, создавая из них снопы искр. Ну как этого добиться? В живописи я постоянно прихожу к состоянию, что уже не пишу, а мажу — не понимаю зачем беру этот или тот цвет. Хотя ведь знаю, что получится если смешать те или иные цвета. И конечный результат всегда разочаровывает. Нет гармонии в цветах, нет вызова, живости, свободы…
Здравствуйте, Наталья! Вы не одна такая, многим цвет даётся с трудом — это как со слухом — у кого-то он от природы развит, а кому-то «медведь на ухо наступил». Однако у всех нас есть способ развить как слух, так и чувство цвета. Следует идти путём знаний — изучайте цветоведение, поймите законы цветовой гармонии, и результат не заставит себя долго ждать. Сейчас я провожу курс о цвете, где веду участников к пониманию цвета, если Вам интересно, присоединяйтесь. Курс платный. Спасибо за отзыв!
А мне иногда нравятся и ядовитые оттенки, если они к месту и работа гармонирует между собой) в качестве эксперимента как-то решил написать акварельный этюдик чистыми цветами без смешения, т.е. нужный тон достигается не смешиванием, а наложением чистых оттенков, результат получился неоднозначный, но интересный)
Благодарю,Александр.Очень люблю читать ваши статьи,как познавательно-информативную возможность пополнения моих знаний .Каждый раз я задаю себе вопрос почему я выбираю мастер классы с акварелью Да я люблю ее за легкость,воздушность,за то, что я могу на другой день доработать или заново уже лучше написать.Ас маслом я работаю медленно,не успеваю на мастер-классе и потом еще несколько дней «пыхчу» над ней ,и даже оставляю,потом заново к ней возвращаюсь,а за это время уходит и как то рассеивается радость творения,вот как то так у меня.Но вот был период -временная депрессия по обстоятельствам.И я решила,что я ни за что не поддамся.Я выбрала красочное панно из ярких цветов и рисовала его 3 -4 дня маслом.Через день я уже ожила,а после 3хдней я сама внутри была как этот ковер цветов!И рисовала его я мастихином,которым я не любила работатьЯ как будто сражалась этим мастихином ,рисуя, и у меня все получилось А теперь все мои близкие любуются.Это была моя маленькая победа над собой и окружением. .Я поняла,что любое творчество-это выражения и желания нашей души на тот момент.Наверное не очень в тему,но еще раз благодарю,Александр.
Возникло два комментария к статье Александра:
1. Ядовитые (концентрированные и чистые) краски типа синяя ФЦ, зелёная ФЦ, краплак, умбра ленинградская с удовольствием использую в смесях друг с другом и белилами. Какой отличный тёплый лиловый (совсем не чернильный фиолетовый темный) выходит при смешивании зелёная ФЦ + краплак и затем белилами до нужного оттенка. А синюю ФЦ и ультрамарин легко облагородить умброй ленинградской даже до холодного стального серого оттенка с белилами. Так что краски всякие важны, краски всякие нужны).
2. У меня был опыт обучения своих друзей живописи с нуля, поэтому могу смело утверждать, что вначале со смешиванием красок дела обстоят туго. Это всё стереотипы в голове: не только цвета, но и формы — штампы из детства. Снег — бело-голубой, ёлка — зелёная, земля — черная, флаг — красный. Когда я пыталась объяснить, что ни разу в жизни не видела голубого снега (он какой угодно только не голубой и не белый), а земля не черная, мне не верили. А какими бывают тёплыми бирюзовыми тени в ранних сумерках. Когда первый раз заметила, не могла поверить: стала искать цветной источник света в виде рекламы на домах. Важно наблюдать и верить своим глазам, а не детским стереотипам. Главное перенастроить своё восприятие на реальность, тогда мозг станет Вам не мешать, а помогать видеть цвет, даже если его там нет, но он там должен быть. Например в детстве я себя нередко ловила на том, что вижу на экране ч/б телевизора героиню фильма в красном платье, а море сине-фиолетового цвета. Это моё подсознание так раскрашивало ч/б изображение, без моего ведома старалось). Всем успехов.
Здравствуйте,Александр,тональные отношения-это самое главное в живописи,об этом всегда говорят учителя в академии художеств. Именно рисунок,(а в него,по логике, входит все,что относится к изобразительным средствам(средствам гармонизации произведения )-фактура,ритмы мазков и пятен,тонкость тональных отношений,которые.кстати, все равно есть в примере указанном вами выше,сама информация о море или небе или ее ассоциация,композиционный замысел и тд)-есть рисунок.Именно его старые мастера называли душой живописи.Именно тон используется для формирования и поиска цветовых градаций ,их сочетаний в единой колористической гамме, особенно это касается передачи света..Почему я написала вам об этом?Складывается впечатление ,относительно вашей информации в данной статье,что вами предполагается некоторая разница между обучением начинающих любительскому творчеству и обучением начинающих академической живописи и рисунку. То есть, изобразительному искусству на профессиональном уровне.Всегда преподаватели , сталкиваются с проблемой в обучении живописи ,такой,когда,учащийся не может увидеть нужные цветовые тона и их отношения,соответственно не использует нужные средства изображения в работе.Это всегда считалось большой ошибкой в учебном процессе по предмету живописи.Именно поэтому начинающий должен научится распознавать тона в эскизе черно-белом(карандаш),а потом уже соответственно этим тональным отношениям проводить поиск цветовых для создания нужного колорита.Некоторые ваши статьи показались мне в чем-то очень хороши и полезны,но в этом моменте не могу удержаться, не поправив вас.С уважением,ваш читатель.
Здравствуйте, Вита! Я не согласен, что светлотный тон в живописи важнее, и вот почему. В теории изобразительного искусства, в методах её преподавания вопрос первостепенности светлотного либо цветового тона не определён однозначно. Эпоха импрессионизма и художники, открывшие цвет как самостоятельный инструмент для выражения творческих замыслов, освободили живопись от норм классического искусства. Сегодня мы знаем массу примеров живописных произведений из истории живописи, где светлотный тон как и строгий академический рисунок стоят на втором месте, а то и на третьем. Лично моё мнение (а я имею на это право как и Вы): истина как всегда посередине, то есть живопись — это светлотный тон плюс цветовой. В какую сторону качнётся маятник — зависит от конкретной творческой задачи и не более. Также важно: когда речь идёт об обучении, то эти задачи, а именно, светлотный тон и цветовой как учебные упражнения должны быть решены учащимися раздельно, иначе всё сводится к подкрашенному рисунку в 90% случаев. После того, как импрессионисты совершили революцию в живописи, она свободна, самодостаточна, а важность графических задач, рисунка напрямую зависит от замысла автора. Поймите меня правильно, я не революционер, просто хорошо вижу, как сложно отделить задачи колористические от графических, как трудно начинающему художнику осознать, что цвет — такая же конструкция в работе, как и всё остальное. Ещё хочу Вас поправить: начинающий должен ОДНОВРЕМЕННО видеть как светлотный тон, так и цветовой и раскладывать всё на теплохолодность. Работы, написанные последовательно — сначала тон светлотный, потом цветовой видно «за километр” как раскрашенные картинки. Спасибо Вам за то, что подробно изложили свою точку зрения, так как разница в наших убеждениях дополняет текст статьи, делая её наиболее полной.