Акварель или масло? Как сделать выбор, если Вы начинающий художник?
Среди людей, далёких от живописи, и тех, кто совсем недавно прикоснулся к изобразительному творчеству, бытует мнение, что нет ничего общего между живописью масляными красками и акварельными.
Отчасти так оно и есть, но, как правило, начинающий художник ищет разницу совсем не там, где её следует искать.
Давайте проведём воображаемую дуэль между двумя техниками и посмотрим, кто победит, кто фехтует лучше, чья рапира острей.
Сначала речь пойдёт об акварели, сравнение её с фехтованием будет более чем уместно, и вот почему.
Акварель предполагает стремительную работу, она не терпит мучительных поисков и исправлений. Кисть должна порхать, как бабочка, как ночной мотылёк, танцуя причудливым узором над бумажным листом.
У художника-акварелиста есть верный помощник, который вносит свою незаменимую лепту в создание произведения — это вода. Она не стоит на месте, её движения завораживают, она так причудливо смешивает цвета, что повторить намеренно порой невозможно.
Следуя подсказкам, опытный акварелист мастерски ведёт дуэль и изящно побеждает, его образы воздушны, прозрачны и легки. Работа с акварелью — не марафон, а спринтерский забег, в котором за короткое время достигается максимальный результат.
Безусловно, из любого правила есть исключения. Особо искусные мастера смогли подчинить себе даже такой непокорный художественный материал, работая акварелью длительно и многослойно.
В чём же прелесть акварельных картин? Конечно, в прозрачности красочного слоя, в атмосфере воздуха, пронизывающего работы, выполненные в этой технике.
Далее следует перечислить арсенал, составляющий амуницию акварелиста. Список будет краток, а именно: коробка с акварельными красками, кисти и бумага. Из дополнительных мелочей: баночка для воды, палитра, губка для смачивания рабочей поверхности, папка для бумаги.
Как выбрать нужные кисти, краски и бумагу, если Вы понятия об этом не имеете, дам ряд рекомендаций.
Классические кисти для акварели — белка и колонок. Также на рынке представлены синтетические кисти и натуральные щетинные, которые будут нужны в отдельных случаях. Вам необходимо иметь минимум одну кисть (лучше больше, но и одной будет достаточно), круглую, большого размера, желательно беличью.
Работая всей кистью, Вы сможете раскрывать большие плоскости, а касаясь бумаги только её кончиком, вносить точные детали в рисунок.
Кстати, чем раньше Вы откажетесь от маленьких кисточек, тем быстрее Вам покорится акварель. Я знал мастеров, виртуозно работающих щетинными кистями, наблюдал захватывающий дух процесс, когда жёсткая щетина в руках мастера касалась нежной бумаги и происходило волшебство. Вообще, у опытных художников масса отработанных приемов и эффектных решений.
Выбор красок не так велик как, например, у художника, работающего в масляной технике. Отечественные краски фирмы “Невская палитра” вполне могут удовлетворить и начинающего художника, и профессионала. Это действительно отличный выбор, нет смысла переплачивать за импортные аналоги.
Остаётся ещё один важный элемент — бумага, которая может быть разной — от дешёвого ватмана до профессиональной акварельной. Здесь каждый сам решает, что ему по карману, на чём совершенствоваться, постигая мастерство акварелиста.
Скажу, что специальная бумага отличается от обычной, как день от ночи. Попробовать писать на ней обязательно стоит, а там решите, на чём остановить свой выбор.
Следующая часть статьи будет посвящена масляной технике живописи, избранной мной и любимой более всех остальных, поэтому текст будет значительно длиннее.
У художника, работающего масляными красками, нет союзников. Водой он не пользуется, а растворитель нужен более для очистки кистей, нежели разбавления красок. Ему не на кого надеяться, кроме себя. И результат покажет всё, на что способен мастер. Но в противовес фокусам с водой он имеет безграничный технический потенциал, который может предоставить масляная техника живописи.
Если бы творческая задача художника состояла только в подражании созерцаемому миру, безусловно, масляные краски взяли бы пальму первенства, но это далеко не главное.
Начинающий художник, восхищенный тем, как гладко он может “выкрашивать” реалистическую картинку, даже не подозревает о гигантском потенциале масляных красок.
Забеги на короткие дистанции здесь также могут быть. Техника “а-ля прима” применяется в эскизах, этюдах, коротких работах как подготовительных, так и рассчитанных на один сеанс.
Важным отличием масляной живописи является возможность длительной работы, то есть сеансов может быть бесконечное множество. Вы можете писать, пока не достигнете заветного результата.
Казалось бы, зачем так много? Акварелист и за один приём успевает добиться задуманного. Так оно и есть. Задачи, которые решает акварель, лежат в её природе. Лёгкость, прозрачность, воздушность — эти качества достигаются минимумом сеансов.
Никто не станет восхищаться замученным, затёртым до дыр акварельным листом, на котором краски утратили свою прозрачность. И напротив, в масляной живописи холст может быть наглухо забит толстым слоем краски, но не потерять от этого привлекательности.
Собственно, вся прелесть масляной живописи в ней самой, живописный слой самостоятелен вне зависимости от сюжета. — Как так? — спросите Вы. Именно так и есть. Вам случалось стоять подле полотен М. Врубеля, К. Коровина, Н. Фешина, Ф. Малявина, позднего Левитана или современных художников, ведущих свои поиски в области колорита и цветовой выразительности?
Когда выпадет случай, понаблюдайте, что в этих работах воздействует на Вас? Только ли сюжет, замысел картины, или, прежде всего, автор говорит с Вами игрой цветовых пятен?
Мне часто приходится видеть работы начинающих художников, в которых они доказывают себе и окружающим, что умеют рисовать. То же самое я вижу у подавляющего большинства считающих себя сведущими в деле написания картин. Изобразить кошечку похоже, нарисовать пейзаж похоже или аккуратно раскрасить портрет — это самые простые, а если быть точным, самые пустые задачи в искусстве.
Осознав всю прелесть работы с цветом, Вы никогда не променяете масляные краски на другие, ведь каждая картина, выполненная в этой технике — Космос, Галактика, творить которую можно бесконечно.
Повторюсь, пока масляные краски для Вас — лучший способ подражать, создавать иллюзию, Вы понятия не имеете, что есть живопись, и, скорее всего, Ваши работы — бледные учебные картинки. Да, наверное, Вас хвалят за эти картинки неискушенные зрители, и в то же время приводит в бешенство критика профессионалов. — Что им ещё не хватает, что им вообще от меня надо, чем я хуже? — негодуете Вы.
Порой беседа двух художников напоминает спор слепого с глухим. Один восторженно говорит о цвете, а другой считает краски лишь средством ровно раскрашивать рисунок.
Если Вы относите себя ко второй категории, то знайте, цвет в живописи может быть абсолютно автономен, как самостоятельный выразительный язык.
Что я имею в виду под понятием “цвет автономен”? Это обширная тема, главная в живописи. Цвет — это работа с тепло-холодностью оттенков и верно взятыми отношениями.
Тема нашей статьи — сравнение двух техник — акварельной и масляной, о цвете Вы можете прочесть здесь: http://grigoryevalexandr.ru/zvet-v-jivopisi.html
В масляной живописи велик диапазон технических возможностей, и буквально каждый может найти свои нотки в личном исполнении даже банальных сюжетов.
Что Вам потребуется для работы масляными красками? Однозначно, с финасовой стороны Вы понесёте большие потери, оснастив своё рабочее место всем, что необходимо.
Фирм, выпускающих масляные краски, значительно больше, есть даже опасность растеряться в объёме предложений. Я рекомендую использовать отечественные краски, не переплачивая за более дорогие аналоги.
Холсты Вы можете натянуть и загрунтовать сами. Это будет дешевле, а главное, надежнее, впрочем, на рынке есть огромный выбор уже готовых.
Кисти рекомендую приобрести щетинные плоские, они долго служат, не теряя своих качеств. Потребуется ещё мольберт или переносной этюдник. Акварелисту он тоже не помешает, но можно обойтись и папкой, к которой есть возможность прикрепить бумагу.
В качестве растворителя рекомендую использовать пинен или простой скипидар, если его пары Вас не беспокоят.
Вспоминаю себя, написавшего первую работу масляными красками, мне тогда казалось, что я настоящий художник. Прошло много лет, всё это время я постигал технику масляной живописи. Сейчас, когда у меня есть право делать подобные выводы, я не спешу говорить, что я всё могу. Чем больше знаешь, тем больше осознаешь свою беспомощность.
Путь познания бесконечен, нам всем есть чему учиться. В воображаемой дуэли между акварелью и масляными красками нет победителя, потому что победы совершаем мы сами, и неважно, какая из техник тому способствует.
Желаю Вам найти свой художественный материал, который раскроет Вас как интересного, яркого, самобытного художника, а для этого придётся поработать с разными красками.
Возможно, Вам будет полезна моя более ранняя статья. Вот ссылка: “Свет и цвет в живописи”.
Спасибо,Александр!Очень полезная статья!
Интересно, но статья как бы отвечает на волнующий меня сегодня вопрос. Какой материал выбрать. Еще не так давно мне было ясно, что нет ничего лучше масла. Хотя с маслом я еще и не сталкивалась. Просто большинство шедевров живописи созданы именно маслом. Но ближе познакомившись с акварелью, я ощутила её удивительное и ни с чем не сравнимое очарование. И чаша весов качнулась в сторону акварели. Это замечательный материал. Но мне кажется он больше подходит для этюдов. Написать акварелью большую картину наверное невозможно. В силу ее прозрачности и легкости в большом формате она будет проигрывать маслу.Ее «музыкальный» диапазон гораздо беднее масляных красок. Посему обязательно буду осваивать масло. И в дальнейшем, выбор материала будет сделан в зависимости от поставленной задачи. Большое спасибо, Александр, за статью! За помощь нам — начинающим художникам ).
АКВАРЕЛЬ ОНА ТАКАЯ ВОЗДУШНАЯ
Спасибо! Вы мне очень помогли! Все цвета разбавляла белилами и думала , что так и надо!…
Спасибо! Интересная статья.
Эта статья наконец-то заставила меня задуматься, почему я всё-таки так люблю масло. И ответила же себе! Акварель-это всё же более релаксационный материал. Там чаще происходит чудо, за которым можно даже понаблюдать. Ух ты, как здесь потекло, а тут смешалось так круто! Я конечно не говорю о мэтрах акварельной живописи, которые наверняка всё знают и видят наперёд. А масло? Ничего случайного (я сейчас не о какой-то там интуитивной живописи). Каждый мазок выверен чуть ли не с математической точностью. Но это конечно
только в том случае,если ты обладаешь какими-то знаниями (композиции, колорита, больших отношений цветовых пятен и т.д.). Иногда и браться за работу не решаешься не потому,
что боишься чистого холста (я,кстати, никогда этого не боялась и не боюсь, тьфу-тьфу-тьфу).
А потому что спрашиваешь себя:»А готова ли я сейчас напрячь мозг и думать, думать и ещё раз думать?» Так что живопись маслом сродни разгадыванию кроссвордов (тренировка мозга). Это однозначно! Раньше я об этом и не подозревала. Ну а о достоинствах самого материала уже столько сказано и пересказано. Это само собой!
Оксана. я бы даже сказала, не «кроссвордов». а сравнила, как это ни странно. с высшей математикой.. Сколько всего нужно просчитать.. Это же задача с огромным количеством неизвестных!
Янтарная! Да. Выражение «математическая точность» и в моём комментарии присутствует. Вот даже в данный момент разгадываю очередной ребус под названием «чёрное на чёрном». Теоретически понимаю, а исполнить пока не получается.))
Так в акварели еще больше просчитывать надо:))) Пуф-пуф и крутое пятно-это, конечно, здорово, но тогда у тебя два пути: 1. Ты сделал именно это пятно, потому что здесь нужно именно оно( а это огромная школа и опыт), 2.Ты пляшешь свою картину уже от этого пятна, а здесь мозгу надо поднапрячься, чтобы раскрыть все гармонично и завораживающе.
А «оо как потекло, прикольно»- это когда ты осваиваешь цвета и бумагу, как она с краской и водой играет.
В общем, не умаляйте достоинства акварели!
Александр, спасибо! Выбор материала, наверное зависит и от характера человека. Я как «торопыга» всегда любила акварель по мокрому:))) Но и перед маслом никогда не паниковала (впервые рисовала маслом на стене в квартире своего дома, потому что знала, что стены окрашены масляной краской, мне было 12 лет:))) Надо отдать должное родителям — спокойно восприняли мои «художества». Масло, конечно, немного напрягает меня своей медлительностью, но есть время подумать(!!!), что порой необходимо. В поездках, для зарисовок беру с собой акрил и бумагу или картон…
Спасибо за интересную статью.Сама предпочтение отдаю гуаши и акварели. Самый доступный, недорогой материал
С удовольствием прочитала статью и,завтра прочитаю её своим молодым ученикам (уча других продолжаю учиться).
В отношении, акарель или масло у меня нет вопросов. Обе эти техники заполнили меня и пропитали насквозь. Акварель люблю именно за скорость,спонтанность и укращение строптивой, а масло за размеренность, неторопливость,ощущение весомости краски её поддатливость и маслянистость,возможность обдумывать последующие ходы и добиваться созвучия со своими ощущениями. Спасибо, Александр за чудесную статью.
Интересная статья, Александр! Мне она тоже помогла расставить все точки над i. Выбор материала созвучен способу мышления, свойствам характера, особенностям душевной субстанции личности. Мне, любящей неторопливо созерцать, размышлять, вдумчиво анализировать все процессы, происходящие и внутри меня, и в окружающем мире, просто «доктор прописал» — масло. Акварелисты говорят, что оно проще — ха-ха! Если красить, как забор, то — да, но речь ведь о ЖИВОПИСИ, о которой так хорошо написал в статье Александр. Переливы жизни в разнообразном проявлении, её дыхание, миг и вечность подвластны маслу в руках настоящего художника. Так хочется приблизиться к этому, и здорово, что масляная техника позволяет вновь и вновь возвращаться к работе, что-то переосмыслено исправлять или вносить, мучительно уточнять, бесконечно доводить до совершенства и … родить, как драгоценное дитя, пусть даже чуть «лягушку».
Нет смысла искать превосходство графики над живописью и наоборот. Акварель непредсказуема, тем и хороша…в известном смысле свободна. Виртуозы делают чудеса, да, за очень краткое время. А масло это все-таки иной труд.Главное и тем, и другим не создавать просто копии реалистичности и академии…надо суметь показать себя, если есть, что показать..)
Нравится рисовать акварелью, но как только сделаешь перерыв,считай начинай все сначала. Теряется легкость и воздушность, за что я ее и люблю. Больше пишу маслом.
Здравствуйте. А я не делаю выбор между акварелью и маслом. Акварель обожаю, но пишу маслом. Они у меня в упряжке- «масло»- тащит, «акварель», как молодая резвая лошадка, вдохновляет!
Мое предпочтение акварели, можно сделать быстро хорошую работу. Для детей, девушек и женщин просто находка для творчества, она воздушная,нежная,экономичная. Рекомендую! От живописи маслом много грязи,нужна мастерская, в которой можно сушить, натягивать холсты, скалачивать рамы,надо много сил на перетаскивание работ,нужна машина. Сам процесс работы требует терпения и времени. У меня совсем нет времени ждать, люблю сделать быстро, иначе получается только хуже,пропадает интерес,появляется ужасное чувство ненависти.
Здравствуйте, Волнушка! Вы правы, для живописи масляными красками нужна ещё и мастерская, а это самая затратная часть — не все могут себе позволить отдельное помещение для работы. Согласен с Вами, что прежде нужно слушать себя, к чему душа лежит, тем материалом и работать. Спасибо Вам и всем, кто оставил свои комментарии, мне важно слышать ваши мнения.
Александр, уверена, что у 90% читателей Вашего блога, с упоением осваивающих масляную живопись, нет отдельных мастерских, зато есть огромное желание освоить эту прекрасную технику широчайших возможностей. Как говорится, было бы желание, а оно притянет всё необходимое!
Согласна с Вами, Ольга. Не мастерская и натянутые холсты делают художника, а художник организовывает мастерскую и натягивает холсты.
Я тоже очень люблю акварель и масло, потому что они живые и дышат в подсохших работах. Наверное это каким-то образом связано со спецификой светопреломления. Гуашь и акрил по моим ощущениям «не настоящие». Сложно объяснить, можно только провести аналогию с ощущением живых цветов и бумажных. От этих красок трудно добиться того, чтобы они передавали прозрачность или светоносность. В моём субъективном представлении они мёртвые, формальные, плакатные что-ли.
Да товарищи, не надо как говорится розовых соплей. Масло требует навыков, а главное большого опыта работы с ним , я сейчас буду говорить только о портрете. Если Вы не портретист, то сравнивать масло и акварель неуместно, а портретисту в двойне неуместно. Акварелью одарённый художник может нарисовать высокохуд портрет, но он не пойдёт ни в какое сравнения с портретом написанным маслом. А вот с пейзажами может быть всё наоборот, акварель настолько может быть прекрасна в пейзажной живописи, что не всякий опытный худ пейзажист с маслянными красками, сможет сравнится в своём мастерстве, с тем, кто создаёт настоящие шедевры о природе акварелью? Масло это не высшая мат, высшая она для начинающего- это более сложная живопись, чем акварель. Масло требует изучения себя художником. У большинства, что бы прилично писать маслом уходят годы, ещё в худ вузах. Никакой математики, а просто одна нудная практика. Начало всему рисунок, если Вы портретист и это врождённое, любая техника живописи покоряется, но масло одна из самых сложных и к сожалению-этому в большей части способствует не всегда кач краски, надо привыкать к работе с палитрой одних красок, а это неудобно, потому особенно начинающим портретистам, категорически ,не советую пользоваться красками невской палитры, для талантливого мастера-это очень плохие маслянные краски,в работе с которыми, возникают проблемы с живописным красочным слоем, измененинием цвета, особенно если Вы используете покупной тройник и немного лучше чистый дамар собственного приготовления, но с разбавителями, краски , этой фирмы, которык яко бы совместимы, а на деле вступают, в смеси с тройником в непонятные реакции, дают побурение тона, его помутние и разнве непрогнозируемые оттенки, ближе конечно к грязи, чем к чистому цвет-замесу, при чем в тонком слое, не на палитре, реакция усиливается-это как правило. Даже импортные краски с полной эмитацией натуральных пигментов, ведут себя более предсказуемо, чем российские краски, наверное хуже только чисто-китайские краски с ebay. Так, что если хотите начать писать маслом, не учитесь на «Невской палитре» честно говоря хуже красок не встречал, подольском не пользовался, не скажу. Даже винзор в сравнение не идёт, а там только искуственные заменителя.