Хочу  посвятить  данную  статью  Его  Величеству  Цвету.  Не  знаю,  хватит  ли  у  меня  слов  рассказать  о  нём,  но  я  попробую.

Всем  известно,  что  лучше  один  раз  увидеть,  только   с  цветом  не  всё  так  просто.   Казалось  бы,  вот  же  он  —  зелёный,  красный,  синий  —  бери  и  пиши!

Сколько  живописцев,  столько  и  зелёных,  красных,  синих,  у  каждого  свой  неповторимый  колорит,  свой  замес,  своя  гамма  на  холсте.  Почему  так  происходит?   Думаю,  начать  надо  с  того,  что  чувство  цвета  сродни  чувству  слуха,  а  значит,  мы  все  видим  по-разному  и  это  естественно.

Если  мы  говорим  о  живописцах,  то  для  них  не  существует  ни  красных,  ни  зелёных  и  вообще  никаких  красок.  Существует  цвет,  который  создаётся  путём  смешивания  чистых  пигментов.

Вроде  бы  речь  идёт  об  одном  и  том  же  —  красках  в  тюбиках  и  цвете,  производном  от  них.  Начинающие  художники  не  всегда  видят  разницу  и,  как  следствие,  раскрашивают,  а  не  пишут   свои  работы.

Скажу  Вам  по  секрету,  что  и  не  совсем  начинающие  и,  более  того,  некоторые  из  тех,  кто  считает  себя  профессионалами,   тоже  раскрашивают,  просто  у  них  получается  ровнее  и  ярче  в  силу  опыта  и  не  более.

Давайте  проведём  небольшой  эксперимент  и  препарируем  предмет  нашей  беседы,  а  именно,  живопись  с   научной  целью,  вывернем  её  наизнанку.

Нет,  мы  не  будем  брать  для  примера  великие  произведения  прошлого  и,  надувая  щёки,  говорить,   что  сейчас  так  не  пишут.  Я  просто  попрошу  Вас  оторваться  от  монитора  компьютера  и  посмотреть  через  плечо  на   горячо  любимый  ящик.   Возможно,  у  кого-то      как  раз  сейчас  на  экране   пляшут  небезызвестные   Смешарики.

smesariki

Не  знаю,  как  у  Вас,  а  у  меня  после  пяти  минут  просмотра  начинает  кружиться  голова.   Если  героев  данного  мультфильма  заменить  на  дорожные  знаки,  Вы  не  сразу  заметите  подмену.

Я  понимаю,  что  в  современном  мире,  перегруженном  информацией,  захват  внимания  зрителя  является  главной  задачей.   А  значит,  нужно  бить  из  всех  орудий,  используя  чистые  цвета,  сталкивая  друг  с  другом  противоположные  в  цветовом  спектре.

Я  не  затрагиваю  в  данной  статье   тему   влияния  подобного  видео  на  детей,  мы  это  опустим.

Хочу  вспомнить  мультфильмы  моего  детства,  а  главное,  цвет,  присущий  их  палитрам.    Помните  “Ежика  в  тумане”?  Уверен,  нет  таких,  кто  бы  не  видел  этот  шедевр.

Роль цвета в живописи

Мультфильм  почти  монохромен,  графичен,  он  совсем  не  блещет  буйством  красок,  но  в  то  же  время  он  цветной.  Аскетичная  палитра  этой  киноленты,  тем  не  менее,   весьма  живописна.   Мы  видим  меняющиеся  то  тёплые,  то  холодные  гаммы  экрана,  нас  не  утомляют  благородные  оттенки.  Обратите  внимание  на  цельность  кадра,  он  не  сигналит  всеми  цветами  как  сломанный  светофор.

Конечно,  мультипликационный  язык  условен,  но  он  существует  по  тем  же  законам,  что  и  изобразительное  искусство,  каждый  кадр  —  это  отдельная  картина.

Два  мультфильма,  два  примера  цветовой  гаммы  —  одна   ядовитая,  кричащая,   другая  аскетичная,   почти  монохромная.

Продолжим  эксперимент.   Что  же  произойдёт,  если  мы  отнимем  у  живописи  рисунок,  и  цветовые  пятна  станут  абстрактными?  Кто-то  из  зрителей  обязательно  скажет,  что  это  каля-маля,  а  я  скажу  —  не  спешите  делать  выводы.  Каля-маля  тоже  могут  быть  очень  разными,  как  красивыми,   так  и  грязными,  ядовитыми,  неграмотными.

Далеко  не  забегая,   хочу  посоветовать  начинающим  художникам   научиться  сначала  гармоничным  каля — маля,  а  затем   браться  за  эпические  полотна  с  приторной  морской  волной.

Живопись  без  рисунка  —  уже  живопись!   Да,  это  ещё  не  картина,  хотя  в  контексте  современного  искусства  и  этот  постулат  можно  опровергнуть,  тому  много  великих  примеров,  вспомните   Марка  Ротко.

Ещё  один  надрез,  и  мы  отнимем  у  живописи  тон.  Тон  —  это  светосила,  простыми  словами,  светлее  —  темнее.   Один  и  тот  же  цвет  может  быть  разным  по  тону,  думаю,  это  понятно.

Картина,  не  имеющая  тональных  градаций,  тем  не  менее,  может  быть  живописной.  Каким  же  образом?  —  спросите  Вы.   Всё  очень  просто.   Живопись  —  это  игра  тёплых  и  холодных  оттенков.    Следовательно,  если  мы  изобразим  визуальный  ряд,  отличающийся  только  теплохолодностью,  наша  картина  будет  прочитана  зрителем.

Клод Моне

Давайте  подведём  итог.   Даже  если  мы  отнимем  у  живописи  рисунок  и  тон,  она  всё  равно  останется  живописью.

Проведите  собственный  эксперимент.    Представьте  Ваши  работы  без  рисунка.   Что  это  будет —  живопись?   Какую  гармонию  цветов  Вы  увидите?   Кстати,  это  легко  сделать,  перевернув  Ваше  произведение  с  ног  на  голову.    Глаз  не  будет  привязываться  к  рисунку,  Вы  станете  воспринимать  картину  в  целом.

Что  Вы  видите  —  живопись  или  раскрашенный  рисунок,  что  Вы  скажете  о  своём  каля  — маля?

Цвет  в  живописи  больше,  чем  названия  тюбиков.   Используя  только  цвет,  мы  можем  быть  убедительны  в  своих  произведениях.

Как-то  раз  в  разговоре  о  цвете  с  одним  из  интереснейших   мне   людей,   живописце   и  педагоге,  я  задал  такой  вопрос.  Что  для  Вас  живопись? —  и  услышал  исчерпывающий  ответ.  Живопись  — это  музыка,  это  мелодия,  которую  ты  играешь,  и  если  зрителю  хочется  её  слушать,  ты  хороший  живописец.

К  этим  словам  стоит  добавить,  что  зритель  должен  быть  подготовленным  и  обладать  чувством  цвета,  как,  впрочем,  и  слушатель  обладать  слухом,  иначе  мелодия  так  и  останется  набором  звуков.

Меня  периодически  спрашивают  про   “ядовитые  цвета”.   Думаю,  Вы  понимаете,  что  это  образное  выражение,  и  ядовитыми  мы  называем  те,  что  не  гармонируют  с  общей  гаммой  картины,  как  правило,  это  чистые  цвета  цветового  спектра.

В  природе  чистых  цветов  не  существует,  собственно,  натура  —  лучшая  подсказка,  что  и  с  чем  следует  смешивать  для  создания  гармонии.

Я  не  советовал  бы  пользоваться   красками,  такими  как  голубая  ФЦ,  зелёная  ФЦ,  краплак,  кадмий  лимонный.   Это  мелкодисперсные  пигменты,  которые  при  неумелом   применении   отравляют  Вашу  живопись  ядовитыми  цветами.

Начинающему  живописцу  будет  полезно  изучить  цветовой  спектр,   чтобы  понимать  логику  гармоничного  смешивания  цветов,  но  эффективней,  чем  работа  с  натуры,  ещё  ничего  не  придумано,  и  лучше  опираться  на  неё.

Помните,  что  любой  предмет,  имея   собственный  цвет,  существует  в  среде,  которая  на  него  влияет,    также  не  забывайте  о  плотности  воздуха  от  Вашего  глаза  до  предмета.

 По  существу,   когда  мы  пишем  что-либо,  мы  пишем  воздух,  потому  что  именно  в  нём  заключён   цвет  видимых  нами  предметов.

Подводя  итог  сказанному,  хочу  обратить  Ваше  пристальное  внимание  на  Его  Величество  Цвет.   Так  ли  Вы  его  понимаете,  что  он  для  Вас  —  прислуга,  помощник,  случайный  прохожий    или  главный  герой   произведения  изобразительного  искусства?

Хочу  поблагодарить  своих  учителей,  обративших  моё  внимание  на  выразительность   колористических  решений,  благодаря  им  я  отвожу  цвету  главную  роль  в  своём  изобразительном   творчестве.

Напишите  в  комментариях,  что  Вы  думаете  по  этому  поводу.   Помните,  Ваши  истории  становятся  равноправным   продолжением  созданных  мною  тем  и  интересны  как  мне,  так  и  остальным  участникам  блога.