arrow up
Александр Григорьев Саврасов
О живописи и не только простыми словами…

Свет и цвет в живописи

 

Главная>Блог Александра Григорьева>

Давайте  поговорим  о  живописи,  её  восприятии  и  таких  важных  понятиях  как  свет  и  цвет.  У  живописцев  есть  такое  определение  как  мыльная  живопись — это  когда  цветовой  пигмент  очень  сильно  замешан  на  белилах.  От  неумения  или  же  от  непонимания  автор  мешает  цвета  на  основе  белил,  отчего  его  живопись  теряет  цветовую  плотность  и  получается  мыльный  эффект.

В  оправдание  такого  творчества,  автор  кичится  тем,  что  он  пишет  светлые,  солнечные  работы,  несущие  людям  позитив  и  хорошее  настроение.  Пусть,  говорит  он,  у  всех  будут  чёрные  и  мрачные,  зато  я  буду  выгодно  выделяться  на  их  фоне.

Есть  и  другая  крайность,  когда  художник  атакует  холст  чистым  пигментом,  в  желании  удивить  мир  взрывным  колоритом.

Где та золотая середина, что мы называем живописью?

Живопись — вид  изобразительного  искусства,  связанный  с передачей  зрительных  образов  посредством  нанесения  красок  на  жёсткую  или  гибкую  поверхность.  Так  звучит  определение  живописи  в  Википедии.

Всё  верно,  наша  задача  передать  зрительный  образ  посредством  цвета  и  света,  чего,  впрочем,  мы  и  добиваемся  своим  творчеством — каждый  в  меру  своих  способностей.

Считается,  что  живописи  научить  нельзя,  будто  бы  чувство  цвета  сродни  чувству  слуха,  и  если  медведь  на  ухо  наступил,  то  не  бывать  тебе  музыкантом.  Возможно,  это  и  так — великим  живописцем  не  станешь,  но  сама  возможность  приобщиться  к  искусству,  научиться  понимать  живопись  есть  абсолютно  у  всех.

Оттого,  что  не  существует  стройной  теории  преподавания  колористки,  цветовой  гармонии,  иные  учителя  выдумывают  её  сами.  Да  так,  что  уши  вянут,  если  попытаться  вникнуть  в  тот  бред,  что  они  преподносят  как  теорию.

Сейчас  такие  времена,  что  можно  говорить  всё,  что  душе  угодно,  были  бы  слушатели.  Страшно  подумать,  с  чем  придут  их  ученики  в  музеи,  как  будут  оценивать  искусство  великих  предшественников.

Однажды  слышал  такую  оценку :  если  на  картинах  бомжи  в  свете  уличного  фонаря — это  Рембрандт,  если  же  у  персонажа  три  глаза — то  Пикассо,  если  живопись  чёрная — то  Суриков  и т.д.

С  такой  логикой  следует,  что  мыльная  картина — это  яркий,  современный,  очень  позитивный  художник,  и  мы  должны  его  любить,  так  как  он  рушит  стереотипы  и  очень  доступен  для  понимания  любыми  слоями  населения.

Тот  факт,  что  свет  белилами  не  пишут,  я  осознал  ещё  студентом,  благо у  мне  был  хороший  учитель.  Свет,  написанный  исключительно  подкрашенными  белилами — это,  скорее,  гризайль.

Гризайль  (фр. Grisaille от gris — серый) — вид  живописи,  выполняемой  тональными  градациями  одного  цвета,  чаще  всего  сепии  или  серого.  (Википедия)

Многие  начинающие  живописцы,  да  и  не  только  начинающие  думают,  что  замазанная  как  в  детских  раскрасках  подкрашенными  белилами  картина  и  есть  живопись.  Сам  факт  использования  красок  убеждает  в  том,  что  кумиры  ведут  их  правильным  путём.

Железная  логика,  не  поспоришь!  Как  же,  мы  же  картину  красками  написали,  значит — живопись!  Здесь  ключевое  слово  “написали”,  а  не  “раскрасили”.  В  самом  слове  “живопись”  очень  много  того,  что  раскрывает  его  суть.  Живопись — это  жизнь  с  её  вибрациями  тёпло-холодных  оттенков,  прозрачными  лёгкими  тенями  и  плотным  светом.

Опять  же,  правил  нет.  Мы  творим  не  в  эпоху  Возрождения  и  многое  можем  нарушать,  как,  например,  нагрузить  корпусно  тени,  если  это  отвечает  поставленным  вами  задачам.  Но  отнять  у  живописи  жизнь,  превратив  в  мыльное  пятно,  значит  лишить  зрителя  её  сути.

В  том — то  и  заключается  мастерство  живописца,  что  он  использует  белила  как  можно  меньше,  работая  тепло-холодностью  и  большими  отношениями  на  плоскости  холста.  Точно  взятые  отношения  пятен  создают  свет  в  картине,  а  не  нарочито  положенные  белила.

belila1

В  живописи  есть  аналогии,  например,  с  оперным  искусством,  когда  весь  зал  сидит  в  ожидании  той  единственно  правильно  взятой  ноты  и  пребывает  в  восторге,  если  солист  достиг  совершенства.

Как  бы  хорошо  живописец  не  отрисовывал  свой  сюжет,  если  его  живопись  не  живёт,  не  дышит,  не  волнует — всё  напрасно.

Хочу  предложить  вам  такое  упражнение:  попробуйте  писать  вообще  без  белил.  Уверен,  откроете  для  себя  тайны  цвета,  у  вас  будут  получаться  такие  смеси,  которые  вы  никогда  бы  не  намешали,  полагаясь  на  белила.

Белила  в  живописи — это  яд,  и  если  вам  об  этом  не  сказали,  задайте  вопрос  собственным  учителям  об  их  профпригодности.  Чему  они  могут  научить,  если  не  знают  азов.  Я  не  против  мыльных  картин,  в  конце  концов,  свободу  творчества  никто  ни  у  кого  не  отнимает.  Но  не  могу  пройти  мимо  тех,  кто  ставит  собственное  невежество  в  рамки  педагогики  и  выдуманных  теорий.

Такой вот у нас получается разговор о цвете и свете, вполне в духе моего блога — «простыми словами». Не стану приводить вам красивые спектральные раскраски с указаниями тех красок, что нужно смешать для получения определённого оттенка, потому что считаю это абсолютно бесполезным занятием.

Я  уже  писал  о  поэтапности  действий  в  изображении  конкретных  сюжетов.  Не  буду  повторяться,  читайте  предыдущие  посты.

Возможно,  кто-то  скажет:  о  чём  он  вообще?  Мы  и  краски-то  первый  раз  в  руках  держим,  нам  бы  хоть  что-то  изобразить,  а  с  белилами  или  без — неважно.  А  я  скажу,  что  важно!  Если  вы  не  способны  отличить  подлинное  искусство  от  суррогата,  не  способны  наслаждаться  красотой  чистых  нот  на  примере  оперного  искусства,  то  в  этом  не  ваша  вина,  а  тех,  кто  вам  потакает.

Есть  такой  очень  эффективный  приём:  постарайтесь  посмотреть  на  вашу  картину  с  большого  расстояния  (10-30 её диагоналей).  Если  всё,  что  на  ней  изображено,  сольётся  в  одно  мутное  пятно,  то  работа  не  удалась.  Нет  в  ней  чёткости  композиционного  решения,  не  взяты  большие  отношения,  нет  цветового  звона.  Возможно,  вам  нужно  вернуться  к  началу  и  пересмотреть  собственное  отношение  к  живописи.

Кто-то  скажет:  я  просто  получаю  удовольствие  от  процесса.  Получайте — я  не  против,  но  думаю,  ни  для  кого  не  будут  лишними  знания,  которые  откроют  вам  безграничный  мир  изобразительного  искусства.  Учитесь  восхищаться  тем,  мимо  чего  ранее  проходили,  и  носить  с  собой  послевкусие  настоящих  шедевров.

Недавно  смотрел  серию  передач  о  Рембранте,  так  вот,  меня  поразил  один  сюжет.  Однажды  Ван  Гог,  оказавшись  подле  полотна  мастера “ Еврейская невеста “,  сказал  об  авторе:  он  написал  её  огненной  рукой,  имея  ввиду  картину.

rembrant1

Что  такое  мог  увидеть  Ван  Гог  и  не  видим  мы,  проходя,  не  замечая,  не  обращая  внимания,  не  сопереживая?  Ответьте  на  этот  вопрос  сами!

Думаю,  сейчас  самое  время  обсудить  часто  задаваемый  вопрос,  какие  краски,  кисти  и  мастихины  нужно  иметь  начинающему  художнику.  Скажу  просто — минимум  всего  вышеперечисленного.  Цвета  только  самые  необходимые — это  красный,  жёлтый,  синий,  охра,  чёрная  и,  конечно  же,  белила — куда  без  них)))

Кистей  так  же  минимум:  для  деталей — мелкие,  широкие  для  раскрытия  работы  и  средние  для  лепки  формы.  Мастихин  вам  в  принципе  не  нужен,  разве  что  как  нож  для  снятия  лишней  краски  с  палитры.  (Интересно,  что  можно  создать  мастихином,  не  умея  пользоваться  кистью)

Не  концентрируйтесь  на  материалах,  пусть  в  поле  Вашего  внимания  будет  сама  живопись  и  мысль,  которую  Вы  преследуете  как  автор.  Хочу  быть  предельно  с  Вами  откровенен.  Никогда  не  шёл  на  поводу  модных  тенденций  и  желания  угодить  ученику,  заказчику.  Всё  главное  уже  сказано  до  нас,  нужно  лишь  помнить  об  этом.

Приветствую  всех,  кто  впервые  взял  в  руки  кисть.  Живопись — это  поистине  чудо!  Не  дайте  себя  обмануть  горе — учителям,  и  помните  о  том,  что  музеи  хранят шедевры.  Музей  изобразительного  искусства  как  компас — не  позволит  сбиться  с  пути  истинным  ценителям  и  творцам.

Жду ваших комментариев. Подписывайтесь на новости блога, будет ещё много полезных и интересных статей. Предлагайте собственные темы, обсудим.

Комментариев 47
  1. vera

    александр мне очень понравилась ваша статья. я ввосторге от слов «звон цвета» не знаю это цитата или нет но прошу разрешания пользоваться этой фразой! она для меня определяет всю глубину живописи

    Ответить
    • Александр

      Здравствуйте, Vera! Все тексты на моём блоге уникальны, то есть написаны мной. Конечно, где-то я пользуюсь известными фразами из профессионального жаргона. Можете взять их себе на вооружение. Спасибо за отзыв!

      Ответить
  2. Елена К.

    Статья поучительная. Но как нам, самоучкам возрастным, разобраться во всех хитросплетениях этих... Сколько мастер-классов в интернете — столько же и способов написания картин. Кто-то начинает именно с замешивания лужицы белил и от нее пляшет. А мастихин вообще преподносят как альтернативу кистям. Спасибо за полезную информацию!

    Ответить
  3. Виктория

    А я всегда удивлялась, что белила у меня на палитре остаются. Всегда говорят выдавить побольше белил. А у меня кадмий желтый в первую очередь заканчивается. И красок у меня только 7 основных. В правильном направлении двигаюсь! Александр, спасибо за статью!

    Ответить
    • Александр

      Здравствуйте, Виктория! Мало ли, кто и что говорит, выбирайте тех, кто говорит по делу! Вы движетесь в правильном направлении ! Спасибо за отзыв.

      Ответить
  4. Ольга Воронина

    Александр, я благодарна Вам за статью! Очень понравились Ваши слова: «Учитесь восхищаться тем, мимо чего ранее проходили, и носить с собой послевкусие настоящих шедевров.» и «помните о том, что музеи хранят шедевры. Музей изобразительного искусства как компас — не позволит сбиться с пути истинным ценителям и творцам.» — ПОИСТИНЕ ВЕЛИКИЕ СЛОВА! СПАСИБО!

    Ответить
  5. Людмила

    интересная и полезная статья, спасибо Александр. Когда прошла эйфория от первых рисунков ( получилось!), захотелось рисовать очень красиво. Не хватает умения. Хорошо, что Вы делитесь своими знаниями.

    Ответить
    • Александр

      Здравствуйте, Людмила! Спасибо за отзыв, следите за новостями, будет много полезных статей.

      Ответить
  6. Татьяна

    Здравствуйте, Александр! Я тоже использую скупую палитру. И если Вы научите меня изображать небо, облака, лицо человека без белил, я буду Вам очень признательна!))

    Ответить
    • Александр

      Здравствуйте, Татьяна! Хвалю Ваше желание учиться. Надеюсь, что всё вышесказанное мной не прошло для Вас впустую, я так не думаю, уже потому, что Вы мне написали. В моём ответе Надежде я ответил и на Ваш вопрос. Спасибо за отзыв!

      Ответить
  7. надя

    Александр,прочитала Вашу статью и немного не поняла Вы пишите,что белила не надо использовать ,инече получается мыльность. Но в конце статьи вы перечисляете необходимые краски и в том числе белила? Может я что-то не так поняла,хотя очень внимательно читала У меня предложение Давайте вы проведете онлайн масте-класс без белил Это очень интересно Я хочу спросить ,а какими же тогда красками писать свет? Очень интересно Спасибо

    Ответить
    • Александр

      Здравствуйте, Надя! Разве в моём тексте я сказал, что живопись должна быть вообще без белил? Отнюдь, белила как рыба-фугу — если её правильно приготовить, то она станет полезной и вкусной пищей. Я привожу пример очень эффективного упражнения, где Вы должны попытаться исполнить работу без белил, но это не значит, что и следующие работы Вы должны писать без белил! Почувствуйте меру, а свет в картине, повторюсь, получается за счёт правильно взятых отношений. По поводу мастер класса подумаю. Спасибо за отзыв!

      Ответить
  8. Елена

    В живописи, как в медицине. Главное — не навреди! Я думаю. что совсем без белил не получится. Но во всем должна быть мера. «Использовать белила нужно осторожно, иначе попытка высветлить цвета приведет к разбеливанию, помутнению цветов. Добавляйте белила в основную краску для использования полученного оттенка на заднем плане картины, а на переднем плане используйте мазки чистым цветом поверх белил или, наоборот, чистыми белилами поверх просохшей краски, например, для бликов. И помните, что то, что в природе мы привыкли считать белым, содержит в себе цвета окружающих предметов и воздушной среды.» Это цитата из статьи в ArtLib.ru

    Ответить
  9. Светлана

    Очень полезная и интересная информация. наконец-то я поняла, что такое мыльность в живописи. У меня раскритиковали мои первые работы, назвав их мыльными- делала по МК из интернета. И я никак не могла понять что это за термин. Спасибо большое.

    Ответить
    • Александр

      Здравствуйте, Светлана! Вы молодец, что умеете слушать критику, без неё не получится никакого обучения. Спасибо за отзыв!

      Ответить
  10. Наталья

    Александр, спасибо! Статья замечательная и очень нужная начинающим художникам. Я кисти и масляные краски взяла в руки только этой осенью и сама столкнулась с такой проблемой. Свет поначалу пыталась писать, разбелевая краску. И никак не могла понять почему у меня свет «не светится», картина получается не солнечной, а вот действительно «мыльной», мутной. Потом постепенно стала понимать, что белила сильно гасят цвет, а свет в картине создается не за счет разбелевания красок, а за счет контраста и правильно подобранного цвета и тона.

    Ответить
    • Александр

      Здравствуйте, Наталья! Абсолютно с Вами Согласен! Спасибо за отзыв.

      Ответить
  11. Марина

    Рисую меньше года, сейчас пробую фламандскую технику, там есть мертвый слой, все оттенки серого, на основе белил, блики и светлые места выбеливаются, а следующий слой — цветной. Начала работу, пока нравится, дошла до мертвого слоя. И выдам секретик для самоучек, чтобы пятно засветилось, например узор на пере павлина, сначала нанесите белила, после того, как просохнет, покройте цветом, например голувой ФЦ, пятно засветится. У художников есть много приемов, особенно они ими не делятся. А чисто без белил, я лично, не знаю кто писал? Александр, привидите пример классиков.

    Ответить
    • Наталия

      Спасибо Марина за совет, смотрю на свою картину и чувствую, что забелила, теперь попробую освежить цветом. Может Александр тоже поделится секретом работы без белил.

      Ответить
  12. Анна Шуракова

    Спасибо, Александр, за замечательную статью! Как раз то, что мне сейчас нужно. Всю голову себе сломала размышляя над тем, почему мои картины, если отойти подальше, сливаются в одно мутное пятно. И белил у меня уходит много. Обязательно попробую писать без них. Интересный получится опыт! После прочтения Ваших статей я чувствую, как начинаю двигаться вперед (странно, но после окончания учебы в художественной студии, у меня было ощущение, что я застряла и никуда не двигаюсь, даже откатываюсь назад).

    Александр, мне всегда говорили, что на палитре в идеале должно быть только три краски (красная, синяя и желтая). Черную не использовать ни под каким видом. Где истина?

    Ответить
  13. Елена

    Александр, с огромным интересом читаю Ваш блог, спасибо Вам огромное!!

    Прочитала так же комментарии, столкнулась с такой же проблемой, свет не светится. Попробую исключить белила и посмотреть как получиться! Можно Вас попросить уделить побольше внимания этой теме, я думаю что не только мне так хочется научиться создавать солнечные — светящиеся картины! Может Вы могли бы проанализировать несколько картин, своих, или других художников, например Бато Дугаржапова?

    Спасибо Вам! Елена

    Ответить
    • Алексей

      Чтобы свет засветился недостаточно просто исключить белила, возле света необходимо создавать контрастные области.

      Ответить
  14. Алексей

    Забавная статья получилась. Спасибо. Постараюсь взять на вооружение )))

    Ответить
  15. Людмила

    Александр, спасибо большое за полезную информацию, читается с большим вниманием, интересом, а как важны Ваши советы профессионала! И ещё нравится, что не загоняете в угол, не отбиваете желание рисовать, а наоборот -поддерживаете, жду Ваших статей, может на просторах интернета есть много чего, но у Вас собрано чётко и понятно...... Спасибо!

    Ответить
    • Александр

      Здравствуйте, Людмила! Чего я точно не хочу — это загнать кого-либо в угол, отбить желание выражать себя. Моя задача ровно противоположная. Ничего не могу сказать насчёт просторов интернета, возможно, я такой не один. Мои знания — следствие личного опыта и опыта, взятого мной от старших собратьев-художников. Спасибо за отзыв.

      Ответить
  16. Нелли

    Спасибо большое очень интересная статья знания которые Вы даете я как бы открываю новую дверь очень Вам благодарна!!!

    Ответить
    • Александр

      Здравствуйте, Нелли! Я не выдумал ничего нового. К сожалению, это хорошо забытое старое. Зачем изобретать велосипед, если всё придумано задолго до нас. Я уверен, Вы откроете все нужные двери, буду рад в этом помочь! Спасибо за отзыв.

      Ответить
  17. Светлана

    Александр, огромное спасибо за статью! Совет профессионала всегда очень важен. Неделю назад дочь готовилась к зачету по живописи (ф-т Технологии художественной обработки материалов) и некоторые эскизы получились мутные, « замыленные». Теперь стало понятно, что не так.

    Ответить
  18. Светлана Ерохина

    Александр, спасибо за здравость суждений, за полезную информацию. Есть о чем задуматься.

    Я тоже на днях смотрела эту передачу — о Рембранте,. Так же восхитилась и этой картиной, и фразой.:)

    Ответить
  19. Венера

    Спасибо за полезную информацию! Статья мне очень понравилась. Первый раз узнала об определении «мыльная живопись». Теперь буду с осторожностью пользоваться белилами.

    Ответить
  20. Владимир Владимирович Сачко

    Александр, пишу не только для Вас, но и всем любознательным! И хотя многое написанное здесь касается в основном начинающих, всё же осмелюсь и поделюсь, тем, что видел и знаю. Правильно написали : « ... Хочу предложить вам такое упражнение: попробуйте писать вообще без белил. Уверен, откроете для себя тайны цвета, у вас будут получаться такие смеси, которые вы никогда бы не намешали, полагаясь на белила. ...» Я сам давно видел ЗИМНИЙ пейзаж написанный без белил! (Можете такое представить!), это было в далёком моём детстве. К сожалению я не помню автора работы, но суть не в этом, а в том, что я тогда уже понял многое о передаче СВЕТА грамотно пользуясь ЦВЕТОМ! С тех пор я аккуратно отношусь как к БЕЛИЛАМ, так и к САЖЕ ... Палитра природы самодостаточна, чтобы обойтись графическими цветами, более того, можно умело сочетаемые цвета превратить, а вернее заставить зрителя поверить, что всё присутствует ... от самого светлого, до самого тёмного! С уважением ко всем, Владимир.

    Ответить
  21. Юлия

    Спасибо за статью, мне очень понравилось. Я, к сожалению имела опыт обучения горе учителями. Поэтому сейчас пытаюсь до всего дойти сама. Я слышала одно понятие, цветовой камертон, но порывшись в Инете не смогла найти четкое его определение. Может вы мне подскажите?

    Ответить
  22. Светлана Ерохина

    Александр, большущее спасибо за статью, что делитесь опытом и знаниями. Про белила не знала, теперь буду аккуратнее к ним относиться, без фанатизма. Спасибо собратьям творческим за комментарии, многое для себя почерпнула тоже.:)

    Ответить
  23. Елена

    С удовольствием прочитала статью. Для меня тоже свет в живописи является самым сложным ,теперь возьму на вооружение по поводу белил.Спасибо за знания.

    Ответить
  24. Людмила

    Интересная статья! Задумалась... Это для меня новая информация! За два года обучения в студии у меня скопилось с пол сотни разных тюбиков и никто не призывал к минимализму в использовании красок. А ведь сколько можно было сделать открытий, используя только основные цвета! Спасибо за полезную информацию!

    Ответить
    • Anna

      И у меня так же — два года занятий в студии, полсотни тюбиков. Любимые цвета — нежные неаполитанские, картины замыленые , и я еще удивлялась, что тени писать не получается((

      Александ, спасибо. Статья — просто шок для меня. Хочу научиться писать свет не белилами. Надо начинать учиться заново. Точнее, не заново, а просто начинать учиться.

      Очень жду начала Вашего нового курса.

      Ответить
  25. Елена

    Очень интересно! буду пробовать и совершенствоваться. Моя первая работа-мыльная.Но мне всё равно очень нравится!

    Ответить
  26. Ирина

    Можно ли уточнить: так как я также грешу как начинающий злоупотреблением белил и хотелось бы перестать это делать, можно ли уточнить, как выглядит мыльная живопись — привести какие-то примеры, в интернете, например, что посмотреть — хотелось бы увидеть себя со стороны :) если я отхожу на расстояник, как Вы пишете, все в одно пятно не сливается — контраст есть, а вот колорит разбелен. Знакомый художник посоветовал в небе белила не добавлять, оставить не закрашенный белый холст. Белила использую для того, чтобы получать приглушенные оттенки. В светах белила использую-для того, чтобы поверх темного можно было положить светлое. А в небе белила — связующий элемент различных оттенков. По рекомендациям Вас и своего знакомого стараюсь минимизировать из использование, но все равно выходит разбеленно. Может, вместо белил использовать светлые краски — напр. палеве желтые, розовые и т.д?

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Ирина! Без белил писать нельзя, и это естественно. Белила нужны и в небе, и в тенях, да и вообще везде, секрет только в одном — сколько? Скажу Вам так, если Вы работаете отношениями пятен, пишите цветом, а не выкрашивайте колерами. Понимайте, что есть цветовой тон, тепло-холодность, никаких проблем с белилами у Вас не будет. В двух словах, как во всём этом разобраться, у меня рассказать не получится, приглашаю Вас на свой курс о цвете в живописи, он есть в двух вариантах — мини курс и большой курс, где масса ценнейшей информации.

      Ответить
      • Ирина

        При минимизации белил и всяческом старании следовать указаниям и Вашим и этого знакомого относительно белил, ... все равно он велел мне выбросить белила. Мне кажется, что мне стоит уже его слушать. Потому что лучше все равно не способна сделать — на его взгляд, а вот хуже — очень даже, если отступлю от своего доверия натуре. Вот такая грустная история.

        Ответить
  27. Ирина

    (читать: Мне кажется, что мне стоит уже его НЕ слушать. )

    Ответить
  28. Нина

    Поэтому небо на картине лессировками не пишут, оно

    теряет свет и воздушность. Значит, что этот прием живописи не вяжется с живописными задачами нашего времени?

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Нина! После революции, которую совершили импрессионисты, возможны любые технические решения.

      Ответить
  29. Ольга Меркульева

    А мне сын везет в подарок «мешок» белил по моей просьбе )). Вот прочла Ваша статью и захотелось почувствовать музыку красок. Правда к маслу я только подбираюсь... Но теперь белила у меня будут работать только в случае крайней необходимости. Отличная статья для начинающего художника!

    Ответить
  30. Дарья

    спорная статья. и если черный мы можем получить, смешав голубая фц, красный тёмный, жёлтый средний, то белила мы никак не получим. и не даром у всех (современных) художников самые расходные краски это белила. потом идет охра и синий

    Ответить
  31. Татьяна

    А где можно пообщаться с профессионалами, читать статьи о технике живописи разных времен и мастеров...?

    Ответить
  32. Таня

    Хорошо...интересно...Но да как же все таки писать без белил...?какая краска высветлит цет...

    Ответить
Ваш ответ
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.