Главная>Блог Александра Григорьева>

Давайте  поговорим  о  живописи,  её  восприятии  и  таких  важных  понятиях  как  свет  и  цвет.  У  живописцев  есть  такое  определение  как  мыльная  живопись — это  когда  цветовой  пигмент  очень  сильно  замешан  на  белилах.  От  неумения  или  же  от  непонимания  автор  мешает  цвета  на  основе  белил,  отчего  его  живопись  теряет  цветовую  плотность  и  получается  мыльный  эффект.

В  оправдание  такого  творчества,  автор  кичится  тем,  что  он  пишет  светлые,  солнечные  работы,  несущие  людям  позитив  и  хорошее  настроение.  Пусть,  говорит  он,  у  всех  будут  чёрные  и  мрачные,  зато  я  буду  выгодно  выделяться  на  их  фоне.

Есть  и  другая  крайность,  когда  художник  атакует  холст  чистым  пигментом,  в  желании  удивить  мир  взрывным  колоритом.

Где та золотая середина, что мы называем живописью?

Живопись — вид  изобразительного  искусства,  связанный  с передачей  зрительных  образов  посредством  нанесения  красок  на  жёсткую  или  гибкую  поверхность.  Так  звучит  определение  живописи  в  Википедии.

Всё  верно,  наша  задача  передать  зрительный  образ  посредством  цвета  и  света,  чего,  впрочем,  мы  и  добиваемся  своим  творчеством — каждый  в  меру  своих  способностей.

Считается,  что  живописи  научить  нельзя,  будто  бы  чувство  цвета  сродни  чувству  слуха,  и  если  медведь  на  ухо  наступил,  то  не  бывать  тебе  музыкантом.  Возможно,  это  и  так — великим  живописцем  не  станешь,  но  сама  возможность  приобщиться  к  искусству,  научиться  понимать  живопись  есть  абсолютно  у  всех.

Оттого,  что  не  существует  стройной  теории  преподавания  колористки,  цветовой  гармонии,  иные  учителя  выдумывают  её  сами.  Да  так,  что  уши  вянут,  если  попытаться  вникнуть  в  тот  бред,  что  они  преподносят  как  теорию.

Сейчас  такие  времена,  что  можно  говорить  всё,  что  душе  угодно,  были  бы  слушатели.  Страшно  подумать,  с  чем  придут  их  ученики  в  музеи,  как  будут  оценивать  искусство  великих  предшественников.

Однажды  слышал  такую  оценку :  если  на  картинах  бомжи  в  свете  уличного  фонаря — это  Рембрандт,  если  же  у  персонажа  три  глаза — то  Пикассо,  если  живопись  чёрная — то  Суриков  и т.д.

С  такой  логикой  следует,  что  мыльная  картина — это  яркий,  современный,  очень  позитивный  художник,  и  мы  должны  его  любить,  так  как  он  рушит  стереотипы  и  очень  доступен  для  понимания  любыми  слоями  населения.

Тот  факт,  что  свет  белилами  не  пишут,  я  осознал  ещё  студентом,  благо у  мне  был  хороший  учитель.  Свет,  написанный  исключительно  подкрашенными  белилами — это,  скорее,  гризайль.

Гризайль  (фр. Grisaille от gris — серый) — вид  живописи,  выполняемой  тональными  градациями  одного  цвета,  чаще  всего  сепии  или  серого.  (Википедия)

Многие  начинающие  живописцы,  да  и  не  только  начинающие  думают,  что  замазанная  как  в  детских  раскрасках  подкрашенными  белилами  картина  и  есть  живопись.  Сам  факт  использования  красок  убеждает  в  том,  что  кумиры  ведут  их  правильным  путём.

Железная  логика,  не  поспоришь!  Как  же,  мы  же  картину  красками  написали,  значит — живопись!  Здесь  ключевое  слово  “написали”,  а  не  “раскрасили”.  В  самом  слове  “живопись”  очень  много  того,  что  раскрывает  его  суть.  Живопись — это  жизнь  с  её  вибрациями  тёпло-холодных  оттенков,  прозрачными  лёгкими  тенями  и  плотным  светом.

Опять  же,  правил  нет.  Мы  творим  не  в  эпоху  Возрождения  и  многое  можем  нарушать,  как,  например,  нагрузить  корпусно  тени,  если  это  отвечает  поставленным  вами  задачам.  Но  отнять  у  живописи  жизнь,  превратив  в  мыльное  пятно,  значит  лишить  зрителя  её  сути.

В  том — то  и  заключается  мастерство  живописца,  что  он  использует  белила  как  можно  меньше,  работая  тепло-холодностью  и  большими  отношениями  на  плоскости  холста.  Точно  взятые  отношения  пятен  создают  свет  в  картине,  а  не  нарочито  положенные  белила.

belila1

В  живописи  есть  аналогии,  например,  с  оперным  искусством,  когда  весь  зал  сидит  в  ожидании  той  единственно  правильно  взятой  ноты  и  пребывает  в  восторге,  если  солист  достиг  совершенства.

Как  бы  хорошо  живописец  не  отрисовывал  свой  сюжет,  если  его  живопись  не  живёт,  не  дышит,  не  волнует — всё  напрасно.

Хочу  предложить  вам  такое  упражнение:  попробуйте  писать  вообще  без  белил.  Уверен,  откроете  для  себя  тайны  цвета,  у  вас  будут  получаться  такие  смеси,  которые  вы  никогда  бы  не  намешали,  полагаясь  на  белила.

Белила  в  живописи — это  яд,  и  если  вам  об  этом  не  сказали,  задайте  вопрос  собственным  учителям  об  их  профпригодности.  Чему  они  могут  научить,  если  не  знают  азов.  Я  не  против  мыльных  картин,  в  конце  концов,  свободу  творчества  никто  ни  у  кого  не  отнимает.  Но  не  могу  пройти  мимо  тех,  кто  ставит  собственное  невежество  в  рамки  педагогики  и  выдуманных  теорий.

Такой вот у нас получается разговор о цвете и свете, вполне в духе моего блога — «простыми словами». Не стану приводить вам красивые спектральные раскраски с указаниями тех красок, что нужно смешать для получения определённого оттенка, потому что считаю это абсолютно бесполезным занятием.

Я  уже  писал  о  поэтапности  действий  в  изображении  конкретных  сюжетов.  Не  буду  повторяться,  читайте  предыдущие  посты.

Возможно,  кто-то  скажет:  о  чём  он  вообще?  Мы  и  краски-то  первый  раз  в  руках  держим,  нам  бы  хоть  что-то  изобразить,  а  с  белилами  или  без — неважно.  А  я  скажу,  что  важно!  Если  вы  не  способны  отличить  подлинное  искусство  от  суррогата,  не  способны  наслаждаться  красотой  чистых  нот  на  примере  оперного  искусства,  то  в  этом  не  ваша  вина,  а  тех,  кто  вам  потакает.

Есть  такой  очень  эффективный  приём:  постарайтесь  посмотреть  на  вашу  картину  с  большого  расстояния  (10-30 её диагоналей).  Если  всё,  что  на  ней  изображено,  сольётся  в  одно  мутное  пятно,  то  работа  не  удалась.  Нет  в  ней  чёткости  композиционного  решения,  не  взяты  большие  отношения,  нет  цветового  звона.  Возможно,  вам  нужно  вернуться  к  началу  и  пересмотреть  собственное  отношение  к  живописи.

Кто-то  скажет:  я  просто  получаю  удовольствие  от  процесса.  Получайте — я  не  против,  но  думаю,  ни  для  кого  не  будут  лишними  знания,  которые  откроют  вам  безграничный  мир  изобразительного  искусства.  Учитесь  восхищаться  тем,  мимо  чего  ранее  проходили,  и  носить  с  собой  послевкусие  настоящих  шедевров.

Недавно  смотрел  серию  передач  о  Рембранте,  так  вот,  меня  поразил  один  сюжет.  Однажды  Ван  Гог,  оказавшись  подле  полотна  мастера “ Еврейская невеста “,  сказал  об  авторе:  он  написал  её  огненной  рукой,  имея  ввиду  картину.

rembrant1

Что  такое  мог  увидеть  Ван  Гог  и  не  видим  мы,  проходя,  не  замечая,  не  обращая  внимания,  не  сопереживая?  Ответьте  на  этот  вопрос  сами!

Думаю,  сейчас  самое  время  обсудить  часто  задаваемый  вопрос,  какие  краски,  кисти  и  мастихины  нужно  иметь  начинающему  художнику.  Скажу  просто — минимум  всего  вышеперечисленного.  Цвета  только  самые  необходимые — это  красный,  жёлтый,  синий,  охра,  чёрная  и,  конечно  же,  белила — куда  без  них)))

Кистей  так  же  минимум:  для  деталей — мелкие,  широкие  для  раскрытия  работы  и  средние  для  лепки  формы.  Мастихин  вам  в  принципе  не  нужен,  разве  что  как  нож  для  снятия  лишней  краски  с  палитры.  (Интересно,  что  можно  создать  мастихином,  не  умея  пользоваться  кистью)

Не  концентрируйтесь  на  материалах,  пусть  в  поле  Вашего  внимания  будет  сама  живопись  и  мысль,  которую  Вы  преследуете  как  автор.  Хочу  быть  предельно  с  Вами  откровенен.  Никогда  не  шёл  на  поводу  модных  тенденций  и  желания  угодить  ученику,  заказчику.  Всё  главное  уже  сказано  до  нас,  нужно  лишь  помнить  об  этом.

Приветствую  всех,  кто  впервые  взял  в  руки  кисть.  Живопись — это  поистине  чудо!  Не  дайте  себя  обмануть  горе — учителям,  и  помните  о  том,  что  музеи  хранят шедевры.  Музей  изобразительного  искусства  как  компас — не  позволит  сбиться  с  пути  истинным  ценителям  и  творцам.

Жду ваших комментариев. Подписывайтесь на новости блога, будет ещё много полезных и интересных статей. Предлагайте собственные темы, обсудим.