В юности, общаясь с профессиональными художниками, я усвоил важное правило, которое они часто повторяли: «Никогда не ходи на плохие выставки и не смотри халтурное искусство — сам себе хуже сделаешь. Это будет мешать тебе развиваться».
Сначала я не понимал, что значит «халтурное искусство». Это плохо нарисованное, неумело завершённое? Со временем, благодаря наставникам, всё встало на свои места, и я начал обходить стороной то, что порой пытаются представить как подлинное мастерство.
Казалось бы, что сложного в том, чтобы увидеть красоту и восхищаться ею? Неужели нужно этому учиться? Да, нужно. Иначе, как ни старайся, ты будешь видеть только поверхность, не замечая глубинного.
Давайте разберёмся, как видит мир неподготовленный зритель — обычный обыватель.
Наше зрение — это не данность, с которой мы пришли в этот мир. Никто из нас, впервые открыв глаза будучи младенцем, не увидел мир таким, как его видит сейчас. Глаз улавливает световые волны, а мозг интерпретирует то, что видит глаз. Новорождённые почти ничего не видят, их зрительная система ещё не настроена.
С малых лет мы тренируем мозг, чтобы лучше воспринимать реальность и ориентироваться в ней. Мы видим мир ровно настолько, чтобы не споткнуться о камень или не столкнуться с другими на улице.
Однако способность видеть — это лишь инструмент ориентации в пространстве, чтобы выживать и быть мобильными. В процессе взросления перед нами редко встаёт задача научиться видеть *красоту*. Красота не помогает нам выживать и не способствует эффективной навигации в реальном мире.
Красота — это культурная надстройка над базовыми потребностями. Когда основные нужды, такие как голод, закрыты, нам хочется играть в культурные игры: сочинять, рисовать, танцевать, петь. И вот тут важно то, насколько развита ваша «культурная надстройка». Это определяет, как вы будете воспринимать искусство.
Некоторые люди не способны видеть красоту — их жизнь сосредоточена на удовлетворении базовых потребностей. Но большинство из нас всё же обладают этой «надстройкой» и стремятся к чему-то большему.
Теперь главный вопрос: как не отравиться халтурным искусством и научиться отличать настоящее искусство от подделки? Всё просто: искусство — это то, что создаётся вне задач выживания, ради игры и самовыражения.
Для неподготовленного зрителя картина часто ассоциируется с тем, как он видит мир, то есть с тем, как его мозг реконструирует реальность. Чем более картина похожа на фотографию, тем сильнее радость узнавания.
Самое банальное в искусстве, самое пустое обычно более популярно у широкой публики. Это нормально, ведь сложные игры не всем под силу. Халтурное искусство, если так можно его назвать — это искусство, иллюстрирующее визуальный мир, где художник стремится лишь скопировать его. Это поверхностное творчество ради «красивой картинки».
Не ходите на плохие выставки и не смотрите халтурное искусство. Развивайте свой взгляд, учитесь видеть и мыслить иначе. В противном случае, китч и бездарные поделки — максимум, что вы сможете предложить миру как художник. Я запомнил это напутствие на всю жизнь.
Изобразительное творчество — это своего рода игра. Она может быть примитивной или сложной, интеллектуальной. В какую игру играете вы? Это легко понять по вашим работам.
То, какие выставки вы посещаете и какое искусство выбираете, говорит о том, какой вы зритель. А значит, и о том, какой вы художник.
Когда-то я написал статью о бесполезности мастер-классов для начинающих художников. С тех пор ничего не изменилось. Новичкам до сих пор предлагают срисовывать фотографии — пенную волну или розовый закат. ( ссылка на статью: https://grigoryevalexandr.ru/macter-klacc-po-zivopisi-za-i-protiv.html )
Мир не меняется, но вы можете измениться. Да, я обращаюсь к вам, читатель! Разве вам не хочется увидеть нечто большее? Открыть для себя более сложную, а значит и более увлекательную игру в искусство?
Узнайте правила, играйте увлечённо и совершенствуйтесь. Мастерство приходит в процессе, и вы сами убедитесь, насколько далеко сможете зайти.
Игры делают нашу жизнь увлекательной, они скрашивают монотонность быта и способствуют интеллектуальному росту. Однажды отправившись в творческое путешествие, вы уже никогда не вернётесь в серую гавань обыденности.
И помните: никогда не ходите на плохие выставки и не смотрите халтурное искусство!
Эту субботу, 5 октября, в 19:00 по московскому времени я проведу онлайн-встречу на тему «Колорит в живописи». Мы обсудим, как цвет становится средством художественной выразительности. Если вы хотите научиться работать с красками или просто попробовать свои силы, регистрируйтесь по ссылке — будет интересно: https://griginfo.justclick.ru/podpiskavsiocvete
Надеюсь на получение новых идей и данных.Тема очень интересная.
Согласна полностью. Самое бесценное-это наше время. Как мы им распорядимся? Что будем слушать и созерцать,о чём думать и что создавать?
Александр, вы наш проводник в мире живописи:)
Александр, а как предугадать, хорошая выставка или плохая?
Здравствуйте, Валентина. Не надо угадывать! Учитесь у классиков, в музеях нет плохого искусства, смотрите на хорошие примеры. Согласен и с тем что одному в собственном соку вариться сложно, спрашивайте совета у профессионалов. Если вы пришли на выставку и поняли, что ошиблись, можно развернуться и уйти — это порой полезнее, чем остаться.
Отличный пост ! Всё очень очень правильно.
Здравствуйте, Александр! Мне почему-то вспомнилось, как я стояла перед «Возвращением блудного сына», и была поражена тем, как много можно выразить и рассказать только лишь цветом, колоритом. Долго стояла. Классики- это бесконечный и бесценный родник.
А насчёт того, как отличить… мб если картина будит в тебе мысли, чувства, не оставляет равнодушным- это тоже критерий, или нет?
Алекс вы самый неординарный арт Коуч и ,наставник молодежи,
Необычный подход обучения не только азам рисования, но и побуждать публику ,стать творцами с индивидуальным стилем,
Здравствуйте, Александр. Вы абсолютно правы, очень хорошая статья, заставляет думать, как подойти к произведению, что в нем увидеть, как оно может повлиять на твои возможности что-то рисовать.
Александр, спасибо Вам за то, что открываете нам глаза! Я за эти 5 лет столько узнала, сколько за всю жизнь не могла понять. Хотя видела много и бывала во многих местах. Полностью согласна со статьей!
Добрый вечер. Я раньше получала удовольствие скорее от одного осознания, что я пришла на выставку.
А теперь пытаюсь найти на выставке что -то цепляющие меня как зрителя , хотя осознаю,чтобы стать, как Вы говорите, полноценным подготовленным зрителем нужно ещё многому научиться.поэтому я с Вами уже три года.
Здравствуйте, Александр! Спасибо за статью, полностью соглашусь с Вами.Конечно лучше бывать на прекрасных выставках, чем на плохих. Но иногда и туда заносило. Пользы от них никакой, но они подталкивали меня сходить действительно на шедевры, как ни странно. Такое чувство , что чем-то отравился и очень нужно полечится…