В юности, общаясь с профессиональными художниками, я усвоил важное правило, которое они часто повторяли: «Никогда не ходи на плохие выставки и не смотри халтурное искусство — сам себе хуже сделаешь. Это будет мешать тебе развиваться».
Сначала я не понимал, что значит «халтурное искусство». Это плохо нарисованное, неумело завершённое? Со временем, благодаря наставникам, всё встало на свои места, и я начал обходить стороной то, что порой пытаются представить как подлинное мастерство.
Казалось бы, что сложного в том, чтобы увидеть красоту и восхищаться ею? Неужели нужно этому учиться? Да, нужно. Иначе, как ни старайся, ты будешь видеть только поверхность, не замечая глубинного.
Давайте разберёмся, как видит мир неподготовленный зритель — обычный обыватель.
Наше зрение — это не данность, с которой мы пришли в этот мир. Никто из нас, впервые открыв глаза будучи младенцем, не увидел мир таким, как его видит сейчас. Глаз улавливает световые волны, а мозг интерпретирует то, что видит глаз. Новорождённые почти ничего не видят, их зрительная система ещё не настроена.
С малых лет мы тренируем мозг, чтобы лучше воспринимать реальность и ориентироваться в ней. Мы видим мир ровно настолько, чтобы не споткнуться о камень или не столкнуться с другими на улице.
Однако способность видеть — это лишь инструмент ориентации в пространстве, чтобы выживать и быть мобильными. В процессе взросления перед нами редко встаёт задача научиться видеть *красоту*. Красота не помогает нам выживать и не способствует эффективной навигации в реальном мире.
Красота — это культурная надстройка над базовыми потребностями. Когда основные нужды, такие как голод, закрыты, нам хочется играть в культурные игры: сочинять, рисовать, танцевать, петь. И вот тут важно то, насколько развита ваша «культурная надстройка». Это определяет, как вы будете воспринимать искусство.
Некоторые люди не способны видеть красоту — их жизнь сосредоточена на удовлетворении базовых потребностей. Но большинство из нас всё же обладают этой «надстройкой» и стремятся к чему-то большему.
Теперь главный вопрос: как не отравиться халтурным искусством и научиться отличать настоящее искусство от подделки? Всё просто: искусство — это то, что создаётся вне задач выживания, ради игры и самовыражения.
Для неподготовленного зрителя картина часто ассоциируется с тем, как он видит мир, то есть с тем, как его мозг реконструирует реальность. Чем более картина похожа на фотографию, тем сильнее радость узнавания.
Самое банальное в искусстве, самое пустое обычно более популярно у широкой публики. Это нормально, ведь сложные игры не всем под силу. Халтурное искусство, если так можно его назвать — это искусство, иллюстрирующее визуальный мир, где художник стремится лишь скопировать его. Это поверхностное творчество ради «красивой картинки».
Не ходите на плохие выставки и не смотрите халтурное искусство. Развивайте свой взгляд, учитесь видеть и мыслить иначе. В противном случае, китч и бездарные поделки — максимум, что вы сможете предложить миру как художник. Я запомнил это напутствие на всю жизнь.
Изобразительное творчество — это своего рода игра. Она может быть примитивной или сложной, интеллектуальной. В какую игру играете вы? Это легко понять по вашим работам.
То, какие выставки вы посещаете и какое искусство выбираете, говорит о том, какой вы зритель. А значит, и о том, какой вы художник.
Когда-то я написал статью о бесполезности мастер-классов для начинающих художников. С тех пор ничего не изменилось. Новичкам до сих пор предлагают срисовывать фотографии — пенную волну или розовый закат. ( ссылка на статью: https://grigoryevalexandr.ru/macter-klacc-po-zivopisi-za-i-protiv.html )
Мир не меняется, но вы можете измениться. Да, я обращаюсь к вам, читатель! Разве вам не хочется увидеть нечто большее? Открыть для себя более сложную, а значит и более увлекательную игру в искусство?
Узнайте правила, играйте увлечённо и совершенствуйтесь. Мастерство приходит в процессе, и вы сами убедитесь, насколько далеко сможете зайти.
Игры делают нашу жизнь увлекательной, они скрашивают монотонность быта и способствуют интеллектуальному росту. Однажды отправившись в творческое путешествие, вы уже никогда не вернётесь в серую гавань обыденности.
И помните: никогда не ходите на плохие выставки и не смотрите халтурное искусство!
Надеюсь на получение новых идей и данных.Тема очень интересная.
Согласна полностью. Самое бесценное-это наше время. Как мы им распорядимся? Что будем слушать и созерцать,о чём думать и что создавать?
Александр, вы наш проводник в мире живописи:)
Александр, а как предугадать, хорошая выставка или плохая?
Здравствуйте, Валентина. Не надо угадывать! Учитесь у классиков, в музеях нет плохого искусства, смотрите на хорошие примеры. Согласен и с тем что одному в собственном соку вариться сложно, спрашивайте совета у профессионалов. Если вы пришли на выставку и поняли, что ошиблись, можно развернуться и уйти — это порой полезнее, чем остаться.
Отличный пост ! Всё очень очень правильно.
Здравствуйте, Александр! Мне почему-то вспомнилось, как я стояла перед «Возвращением блудного сына», и была поражена тем, как много можно выразить и рассказать только лишь цветом, колоритом. Долго стояла. Классики- это бесконечный и бесценный родник.
А насчёт того, как отличить… мб если картина будит в тебе мысли, чувства, не оставляет равнодушным- это тоже критерий, или нет?
Алекс вы самый неординарный арт Коуч и ,наставник молодежи,
Необычный подход обучения не только азам рисования, но и побуждать публику ,стать творцами с индивидуальным стилем,
Здравствуйте, Александр. Вы абсолютно правы, очень хорошая статья, заставляет думать, как подойти к произведению, что в нем увидеть, как оно может повлиять на твои возможности что-то рисовать.
Александр, спасибо Вам за то, что открываете нам глаза! Я за эти 5 лет столько узнала, сколько за всю жизнь не могла понять. Хотя видела много и бывала во многих местах. Полностью согласна со статьей!
Добрый вечер. Я раньше получала удовольствие скорее от одного осознания, что я пришла на выставку.
А теперь пытаюсь найти на выставке что -то цепляющие меня как зрителя , хотя осознаю,чтобы стать, как Вы говорите, полноценным подготовленным зрителем нужно ещё многому научиться.поэтому я с Вами уже три года.
Здравствуйте, Александр! Спасибо за статью, полностью соглашусь с Вами.Конечно лучше бывать на прекрасных выставках, чем на плохих. Но иногда и туда заносило. Пользы от них никакой, но они подталкивали меня сходить действительно на шедевры, как ни странно. Такое чувство , что чем-то отравился и очень нужно полечится…
Александр, статья, конечно, хорошая, но Вы не ответили на вопрос, который Вам задал один из читателей: Как узнать хорошая выставка или плохая? Ведь чтобы не пойти на плохую выставку, надо сначала откуда-то узнать, хорошая она или плохая! Так что не совсем правильный Ваш замечательный лозунг.
Спасибо.
Вчера написал свой взгляд на тему «плохих выставках, на которые на надо ходить». Мой пост долго был на проверке, но сейчас он совсем исчез. За что его удалил Админ, не понимаю, т.к. в нём не было никаких осуждений и грубостей. Я просто написал, что как можно узнать, хорошая или плохая выставка? Для этого сначала надо придти на неё, пройтись, посмотреть, и лишь после этого можно понять, нравится или не нравится, плохая или хорошая. Вот и все мои мысли на эту тему. Но Админ (или автор поста), очевидно, соглашаются только с теми постами, которые полностью соглашаются с темой поста Уважаемого Автора, потому и не пропускают нормальные человеческие посты, даже не осуждающие мнение Автора, а просто выражающие, дополняющие мнения. Судя по вчерашнему, не ожидаю, что Админ пропустит и этот мой пост.
Жаль.
Успехов Уважаемому Автору и Художнику.
Ник.
Здравствуйте, Ник. Я не удалял ваш пост, не придумывайте! У нормального человеческого поста, как минимум, должно быть имя автора. Вы слишком торопитесь в своих ожиданиях и обидах.
Этот сайт — мой дневник, где я делюсь своим мнением на темы изобразительного искусства. Я не всегда могу моментально отвечать на комментарии, так как занят, в первую очередь, живописью. На этой неделе открывается моя персональная выставка, и она сейчас в приоритете.
Если вы формируете свой художественный вкус и у вас есть наставник, который может подсказать, что действительно стоит смотреть, следуйте его советам. Сформировав таким образом критерии и задачи искусства, вы в дальнейшем сможете самостоятельно отличить интересное от пустого.