Главная>Блог Александра Григорьева>

Эту  статью  начну  с  комментария  моей  читательницы,  в  ней  постараюсь  ответить  на  поставленный  мне  вопрос.

“ У нас — новичков в живописи возникает масса вопросов, на которые учебники не дают ответ. По поводу копирования картины за художником на мастер классе. За тебя выбрали сюжет и составили композицию, а ты повторяешь за художником. И тени на месте, и блики. Но стоит выбрать свой сюжет, и тут понимаешь, что ничего не понимаешь в живописи. Какая тень будет? Какой цвет выбрать? Нет глубины, перспектива размыта. Мало опыта, недостаточно ещё знаний, а так хочется изобразить именно свой выбранный сюжет.
На Вашем пути повстречался мастер, именно от него исходила инициатива поделиться опытом, подсказать. Прошу поднять тему потребности делиться опытом, осознания, что готов передать знания. Заранее спасибо ”.

Сейчас  в  интернете,  да  и  вообще  в  реальной  жизни  стали  популярны  мастер  классы.  И  тут,  и  там  нас  завлекают  красочными  картинками  и  обещают,  что  мы  так  же  быстро  и  легко  сможем  их  повторить.

master111

Одна  из  новоявленных  творцов  мне  прямо  так  и  заявила,  мол,  у  меня  уже  целых  три  картины  и  все  они  удачные.  Сказано  это  было  в  форме  ультиматума,  а  значит,  никакие  возражения  с  моей  стороны  даже  не  предполагались.

Надо  полагать,  сии  творения  были  исполнены  на  подобных  мастер  классах,  данный  опыт  позволил  ей  сделать  вывод,  что  она  без  пяти  минут  художник.

Вот  так  всё  просто  и  легко!  Каждый  может  назваться художником  в  одночасье.  Что для  этого  нужно — посетить  вживую  или  онлайн  мастер  класс,  получить  сертификат  и  всё!

Я  уже  писал  о  том,  что  мы  как  зрители  любим  фокусы,  как  ученики  мы  любим  их  ничуть  не  меньше.

А  что,  если  не  фокусы  нам  показывают?

Час — полтора  совместного  творчества  с  художником  —  и  вот  нами  создана  картина  —  реальная,  пахнущая  незнакомыми  запахами.  Мы  подарим  её  своим  родственникам,  друзьям  или  повесим  на  стену  в  собственном  доме.  Чудо  свершилось,  мы  вне  себя  от  счастья!

Всё  это  так,  и  я  обеими  руками  за,  но  ровно  до  того  момента,  когда  мне  начинают  говорить,  что  это  обучение.

Это  что  угодно — театр,  фокусы,  чудеса,  но  не  учебный  процесс!  С  какими  конкретно  знаниями  ученик,  посетивший  данный  урок,  останется  один  на  один?

Попробуйте  ответить  на  этот  вопрос  сами,  а  я  Вам  помогу!

Предвижу  со  мной  не  согласившихся,  поэтому  хочу  быть  объективным.  Ни  в  коем  случае  я  не  против  данного  времяпрепровождения,  после  трудовых  будней  отличный  способ  отвлечься,  почувствовать  себя  художником.  В  данном  контексте  очень  даже  может  быть!

Вот  ещё  что  интересно:  педагоги  выдают  свои  мастер  классы,  точнее,  те  работы,  которые  они  выполняли  в  качестве  примера,  за  законченные  произведения.

Можно  напрочь  запутаться  в  данной  чехарде,  и  те  немногие,  кто  относится  к  такой  учёбе  серьёзно,  блуждают  во  тьме  сомнений.

Вы  знаете  о  том,  что  в  официальном  учебном  процессе  нет  такого  предмета,  где  педагог  показывал  бы  свой  мастер  класс,  а  ученики  за  ним  повторяли.  Что  это — упущение  тех,  кто  составляет  учебные  программы,  или  намеренное  исключение  такого  метода  обучения?

Давайте  попробуем  разобраться.  Плюсы  мастер  классов  очевидны:  мы  можем  видеть  весь  процесс  своими  глазами,  не  надо  ни  до  чего  доходить  самому,  мучиться  творческими  поисками.  Хотя  на  стадии  обучения  речи  о  творчестве,  как  правило,  не  идёт,  то  есть  данный  пункт  мы  исключаем.

Повторяй  за  мастером  мазок  в мазок,  и  будет  тебе  счастье!  Можно  задать  тот  или  иной  вопрос,  если  вдруг  он  возникнет,  и,  конечно,  получить  ответ  тут  же,  в  процессе  работы.  Что  бы  у  Вас  не  получилось,  Вас  обязательно  похвалят  и  ни  в  коем  случае  не  назовут  Ваш  первый  блин  комом.

Конечно,  самый  главный  плюс — это  в  одночасье  почувствовать  себя  художником ,  перепрыгнув  через  все  стереотипы,  связанные  с  процессом  обучения.

Я  даже  не  стану  спорить,  пусть  в  это  верят  те,  кто  обманываться  рад!

Не  забудем  про  минусы,  которых,  конечно,  больше,  чем  плюсов,  здесь  следует  ещё  раз  привести  текст  моей  читательницы.

“За  тебя  выбрали  сюжет  и  составили  композицию,  а  ты  повторяешь  за  художником.  И  тени  на  месте  и  блики.  Но  cтоит  выбрать  свой  сюжет,  и  тут  понимаешь,  что  ничего  не  понимаешь  в  живописи.  Какая  тень  будет?  Какой  цвет  выбрать?  Нет  глубины,  перспектива  размыта.  Мало  опыта,  недостаточно  ещё  знаний,  а  так  хочется  изобразить  именно  свой  выбранный  сюжет”.

Думаю,  тут  комментарии  излишни,  лучше  не  скажешь.  Вот  Вам  и  минусы,  и  это  только  видимая  часть  айсберга.

То  есть  все,  кто  относится  к  данной  учёбе  не  как  к  релаксации,  игре  и  театру,  мало  чему  смогут  научиться,  и  если  быть  совсем  объективным,  только  себе  навредят.

«Как  можно  себе  навредить?» — спросите  Вы.  Это  банально,  но  я  повторю  известные  истины.

Не  понимая  последовательности  создания  картины,  Вы  строите  здание  не  с  фундамента,  а  с  верхнего  этажа.  Такие  ошибки  очень  сложно  исправлять,  переучивая  горе-учеников.

Я  был  на  мастер  классе  Зураба  Церетели.  Не  хочу  давать  оценку  его  творчеству,  потому  как  только  ленивый  не  высказал  своё  мнение  о  произведениях  художника,  но  сейчас  я  не  об  этом.

То,  что  мне  довелось  лицезреть — и  есть  настоящий  мастер класс.  В  тишине  битком  набитого  зала  мастер  исполнил  своё  произведение  так,  как  он  видит,  понимает,  чувствует.  В  данном  случае  мастер  класс — популяризация  творчества  автора,  направленная  на  более  тесный  контакт  со  зрителем,  и  ни  в  коем  случае  не  несёт  учебных  функций.

Чему  можно  научиться  на  данном  мероприятии  начинающему  художнику?

Абсолютно  ничему,  потому  что  сам  по  себе  мастер  класс — творческий  акт,  и  картина,  созданная  таким  путём,  лишь  продолжает  череду  авторских  произведений.

Чтобы  создать  что-то  подобное,  нужно  пройти  путь,  пройденный  художником.

Попробовать  повторить — да,  создать  некое  подобие — да,  но  научиться — нет!  Я  уже  приводил  такой  пример.  Вы  же  не  станете  поэтом,  просто  переписав  строки,  зачитанные  Вам.

От  базовых  знаний  никуда  не  деться.  Какой  из  Вас  музыкант,  если  Вы  не  знаете  ноты?  Просто  так,  в  двух  словах  невозможно  объяснить,  что  такое  композиция,  художественный  образ,  колорит.

Я  не  призываю  Вас  заканчивать  высшие  учебные  заведения,  но  хотел  бы  посоветовать  повнимательней  выбирать  учителей.

Многие  из  тех,  кто  сейчас  взялся учить,  сами  не  понимают  того,  чему  учат,  вот,  интересно,  далеко  ли  пойдут  их  ученики?

Часть  заданного  мне  вопроса  звучит  так:

“На  Вашем  пути  повстречался  мастер,  именно  от  него  исходила  инициатива  поделиться  опытом,  подсказать.  Прошу  поднять  тему  потребности  делиться  опытом,  осознания,  что  готов  передать  знания”.

На  этот  вопрос,  по-моему,  очень  просто  ответить.  Как  правило,  потребность  делиться  опытом  сводится  к  потребности  заработать  денег,  и  здесь  совершенно  неважно,  есть  ли  у  тебя  данный  опыт.  К  сожалению,  большая  часть  современных  учителей  исходит  из  такого  принципа.

Если  Вы  ученик, то  эта  проблема  легко  решается.  Выбирайте  себе  хороших  учителей,  не  давайте  себя  обманывать.  Если  же  Вы  учитель,  то  будьте  честным  с  учениками.

Соглашусь  с  тем,  что  хорошие  знания  должны  быть  платными.  Я  против  халявы  в  принципе,  и  раз  уж  пришлось  к  слову,  то  упомяну  про  закрытую  часть  моего  блога,  которая  будет  платной.  Совсем  скоро  я  буду  набирать  небольшую  группу  учеников,  с  которыми  планирую  хорошо  поработать.  Следите  за  новостями.  Тот,  кто  действительно  хочет  учиться,  добро  пожаловать!  Фокусов  показывать  не  стану,  однако  будет  гораздо  интересней.

Возвращаюсь  к  нашей  теме.  Кто  Вы?  Тот,  кто  плывёт  по  течению  или  тот,  кто  делает  выбор  ежедневно?  Сколько  бы  мастер  классов  Вы  не  посетили,  все  они  будут  для  Вас  только  развлечением,  но  никак  не  учёбой.

Если  не  путать  учёбу  и  отдых,  то  здесь  нет  противоречий,  просто  всё  нужно  называть  своими  именами.

Гораздо  важнее  уметь  задавать  вопросы,  а  не  отвечать  на  них.  Автор  приведённого  выше  комментария  на  верном  пути!

Хочу  пожелать  вам  творчества.  Лето — прекрасное  время  для  этого.  Когда,  как  не  сейчас,  видно  разницу  между  копированием  фотографий  и  работой  с  натуры.

Спасибо  всем,  кто  комментирует  мои  статьи  и,  конечно,  жду  новых  комментариев.