Я уже рассказывал о том, как ещё студентом познакомился с одним очень интересным художником, который преподал мне урок композиции. Мне есть что вспомнить из наших нередких встреч с ним и рассказать Вам, моим читателям.
Я всегда старался не пропускать ни одной проходившей в городе хорошей выставки, тем более, если они были привозные. В один из подобных дней случилась со мной интересная история.
Ещё на подходе к выставочному залу я увидел огромные баннеры, рекламирующие проходившую выставку известного столичного художника. Оказавшись в зале, я был удивлён наплывом посетителей, такое количество людей не было обычным.
Зал жужжал как улей, все двигались по кругу, кто-то то и дело норовил наступить мне на ногу. В такой текучке сложно что- либо разглядеть , но я ответственно изучал предложенные автором сюжеты.
Картины были просты и незатейливы. Вот городской пейзаж, на нём дома с отражающими солнце окнами, вот портрет ветерана, увешенного орденами, каждый из которых написан до блеска, как настоящий. Создавалось впечатление, что они вот — вот упадут и покатятся по полу.
Была на выставке и гигантская картина, можно сказать, эпическое полотно, где автор изобразил город с высоты птичьего полёта. Конечно, всё можно было на ней разглядеть: и молодую маму с коляской, и мальчишек, гоняющих оранжевый мяч, и старушку, протирающую окна, и залитые солнечным светом крыши домов.
Я был восхищён мастерством и иллюзией реальности рассказанных автором сюжетов. Всё было так достоверно, что создавалось впечатление, будто я смотрю не на картину, а в окно, где замер на мгновение окружающий мир.
Я поймал себя на мысли, что именно таким художником я хочу стать — крепким реалистом, достоверно передающим суть видимого.
Несколько раз пройдя по кругу, сопровождаемый постоянно движущейся массой людей, я вдруг увидел в пустоте соседнего зала знакомую фигуру. Вырвавшись из тесных объятий толпы, я очутился в пустом прохладном помещении и вместо непрерывного гула услышал знакомое, — Приветствую!
Это был мой старый знакомый, тот самый художник, в гостях у которого я постигал азы композиции.
Я поздоровался и спросил у него, почему он в этом зале, а не в том, на что в ответ он, хитро улыбаясь, задал мне такой же вопрос. Я огляделся и с удивлением для себя отметил, что в соседнем помещении проходила выставка, где был представлен другой автор.
В отличие от предыдущего зала, в нём было довольно пустынно, за исключением трёх человек, которые почти не двигались у избранных картин. Только в этот момент я обратил внимание на представленные произведения и был сильно удивлён их содержанием.
Вместо привычного мне иллюзорного искусства, на полотнах нагло плясали красочные пятна. Они то кричали, то сходили на нет, эти картины совсем не походили на окна, и не мы их, а они рассматривали нас. Спустя какое-то время, зал уже не казался пустым, он был наполнен действом, сошедшим с картин, всё вокруг двигалось и жило.
Сбросив оцепенение, я робко спросил у своего спутника, кто автор этих каля-маля картин? Он улыбнулся, мне показалось, жалея меня, и рассказал о том, что данная выставка мемориальная, и что художника уже нет в живых.
— Не спеши делать выводы, — сказал он мне, — просто посмотри, побудь здесь. И оставил меня наедине с непривычным искусством, сказав, что через час будет ждать меня в соседнем кафе.
Будь я обычным человеком, я сразу покинул бы этот зал. Признаюсь, обычным я никогда не был, и поэтому провёл в нём даже больше часа, чуть не опоздав на встречу.
Забегая вперёд, скажу, что этот день многое изменил в моём отношении к изобразительному искусству. Случилось непоправимое, я окончательно прозрел, и то, что ещё вчера мне казалось чуждым, далёким, на что я никогда бы не обратил внимания, в тот удивительный час поселилось во мне и живёт по сей день.
Я сел за столик, он пододвинул ко мне дымящуюся чашку чая и спросил, что я там увидел.
Я увидел очень многое. В тишине выставочного зала мне отрылась суть того, как данный автор манипулировал мной как зрителем. Он вёл меня от картины к картине, где я созерцал уже не просто пластические пятна, а образы, ожившие из хаоса цвета и линий.
В каких- то картинах черты предметов были осязаемы, а в каких-то я дорисовывал их сам. Никто не ограничивал моё воображение, я видел целые миры, которые манили волшебством, в них даже чёрные краски светились особенным светом.
Автор данных произведений обращался не к моему повседневному, он не пытался удивить меня реалистичностью изображённого. Ему вообще не было дела до, так сказать, приличий, где он был бы в общем строю и ничем не выделялся на фоне других творцов.
Эти картины разбудили во мне что-то важное, разглядывая их, я видел образы Гёте, Шекспира, Булгакова и даже минуты собственного детства. Это ли не искусство, разве не так произведения должны воздействовать на зрителя?
Я вспомнил картины в соседнем зале. Они были полной противоположностью, что я о них знал? Да, ордена на портрете ветерана как настоящие, город с высоты птичьего полёта и всё? Эти сюжеты не волновали, не возбуждали моё воображение. Чем я в них восхищался — достоверностью изображённого, а больше ничем!
Контраст между двумя залами был очень сильный, начиная с того, что один был забит людьми, а другой пуст, не считая нескольких посетителей. Но кто были эти люди, и знали ли они, что вообще там делают?
При внимательном наблюдении можно было догадаться, что все они — случайные посетители, слетевшиеся как рой снующих мух на яркие огни рекламы. Пробежав по залу, они сменяли друг друга так же быстро, как если бы это был базар. На место ушедших приходили новые, движение не останавливалось.
Что предлагал мне автор в первом зале? Готовые решения! Он не приглашал меня к сотворчеству, он навязывал мне фотографичный сюжет, где моя роль как зрителя пассивна, и максимум, что мне остаётся — восхищаться его техническим мастерством.
Полную противоположность я увидел в соседнем зале. Я творил вместе с автором, я был поражён его технической свободой и уникальным авторским стилем.
Сейчас я прекрасно понимаю нежелание зрителя участвовать в сотворчестве, додумывать, домысливать предложенный ассоциативный ряд. Как правило, зритель идёт по пути наименьшего сопротивления и относится к искусству (к живописи в частности) как к развлечению, тем самым лишая себя свободы творчества.
Художник, идущий на поводу у зрителя, не желающего думать, неинтересен, каким бы мастерством он не обладал. В эпоху цифрового фото он сильно проигрывает гаджетам, легко справляющимся с поставленными им задачами.
Обо всём этом мы ещё долго беседовали за чашкой чая в соседнем кафе. Я был поражён тем, как этот человек умеет сказать так много, используя минимум слов. Затем мы расстались, а я решил, что приду ещё не раз на эту выставку, так неожиданно изменившую моё мнение о живописи и об искусстве в целом.
Возможно, с Вами произошло нечто подобное? Что для Вас посещение выставок — сотворчество либо только созерцание, расскажите свои истории.
Жду Ваших комментариев!
Может, все же не стоит сравнивать посетителей выставки с мухами? Пусть они даже не задумываются о творчестве и бегают из зала в зал, но они все же пришли на выставку.
А по сути статьи могу сказать, что творчество может быть очень разным. Между двумя крайностями («крепкий реализм» и абстракционизм с пятнами) существует множество переходных граней.
Здравствуйте, Наталья! Не вижу ничего зазорного в моём сравнении, я сам был участником данного действа. Я не сторонник сглаживания углов и поиска дипломатических выражений. По поводу творчества Вы правы. Моя цель — затронуть крайности. Уверяю Вас, многие считают, что множества граней нет, а есть одна единственная. Я с этим не согласен, в общем-то об этом моя статья. Спасибо за отзыв!
Когда меняешь мнение о вещи,то сама вещь меняется
: )Красиво написано …
… а интересно, хватит ли человеческой жизни, чтобы научиться совмещать
техническое мастерство художника из 1 зала, и умение говорить со зрителем художника 2 зала …
: )
Согласна с Натальей! Александр, Вы уж как-то поумерьте пыл)))) Своего зрителя надо любить!!! А иначе для чего Вы пишете? КОНЕЧНАЯ то цель любого искусства все же ЗРИТЕЛЬ, уж как бы Вы не пытались выразить себя и обнажить свою душу. В конечном счете Вы ее обнажаете обращаясь к нам — зрителям и как Вы смели выразиться МУХАМ))) Возможно Вы во многом (НЕ ВО ВСЕМ) и правы, но, статья написана в достаточно уничижительном тоне и кроме этого уже ничего не видно и не слышно.
Здравствуйте, Галина! Данная статья — мой ответ всем, кто позволяет себе высказываться об искусстве, в таком духе «сия картина есть каля-маля», выносить собственные необдуманные суждения. Согласен, когда нам показывают нас со стороны, порой не очень приятно, мы о себе лучше думаем! В этой статье я рассказал свой личный опыт, где, в первую очередь, я действующее лицо двух сюжетов. Я зритель и в первом и во втором зале, я имел неосторожность высказываться, будучи неопытным студентом, я бездумно посещал выставочные залы. Мне жаль, что Вы не видите главного за моим безобидным сравнением, которое очень подходит духу времени и нашей повседневной суете. Спасибо за отзыв!
Да, какая разница, мухи или не мухи. Суть в чем? Я мух вообще не увидела и меня это не зацепило. Муха и муха. Нужно нам всем, нашему поколению, книги почаще читать, классику в частности, это тоже искусство. Обогащаться. Художник передает свое видение, на то он и художник. Умение увидеть то, что художник хочет открыть, задуматься. Художник позволяет нам прикоснуться к чему-то. Побуждает нас открыть свои сердца, свои глаза внутреннего сердца. Зритель важен? Да, важен. Но художник важнее зрителю, я так считаю. Смотри, обогащайся, сделай свой внутренний мир богаче. Научись видеть, мыслить. Научимся учиться друг у друга, и станем богаче и духом и душой. Художник оголяет свой внутренний мир, дает возможность посмотреть на мир иначе. Это дар. (Талант в карман не спрячешь.) Поэтому художник, я считаю, дар для всех. Все люди разные, и это возможность взять для себя то, что затронуло тебя.
Со мной пару лет назад тоже произошел интересный случай. Я пришла на ежегодную выставку художников нашего города с друзьями, очень далекими от мира искусства. Среди множества картин мне, как и им, бросилась в глаза картина под названием «Цветы и фрукты». Причем понять, что на ней изображены именно цветы и фрукты, можно было лишь хорошенько встряхнув воображение. Я рассматривала ее молча (я ж «художник» и не могу признаться своим не просвещенным друзьям, что ничего не понимаю в такой живописи), друзья же бегали по залу из угла в угол, пытаясь рассмотреть ее издалека, вблизи, строили предположения на что еще похож этот набор пятен… Потом еще год вспоминали ему картину. Получается, что я, как и они, из великого множества реалистичных полотен запомнила именно ту, что давала простор воображению. Вот и думай после этого, стоит ли продолжать работать в реалистичной манере))
В чем-то согласна с автором, в чем-то с комментаторами… Сколько людей, столько и мнений… Почему же реализм не вызывает эмоций? Многие художники , например, старательно копируют природу, и это приветствуется, и дождик мокрый и снег холодный вызывает ощущения.. А советский реализм выкинем в корзину истории и будем сплошь рисовать пятна..? Многие простые зрители очень любят реалистичные картины, ну что -же, не все такие тонкие и продвинутые…Я за то, чтобы прво на существование имел бы и реализм, и абстракционизм, и многие другие » измы»…
Здравствуйте, Янтарная! Не следует ничего выбрасывать в корзину. Я то же за то, чтобы право на существование имели все возможные «измы». Спасибо за отзыв!
А меня фотореалистиные картины вообще не вдохновляют( Хорошие фотки-они и так хорошие,зачем их копировать? Но и черные квадраты всяких Малевичей тоже не понимаю(
Знаю что у меня плохой вкус но иногда какая-нибудт картина,вроде грубо написана и без прописывания деталей,но притягивает и стоишь перед ней,фантазируешь)
А иногда попадаются такие абстракции,что просто внутри все замирает,любуешься и не можешь оторваться,такие сразу чувства-сродни медитации,хотя всего лишь цветовые пятна и линии.
Здравствуйте, Наташа! С чего Вы взяли, что у Вас плохой вкус? Данный термин не соответствует правде, не понимаете — это да! Если Вам действительно будет интересно, Вы всегда сможете разобраться и, как минимум, понять. Спасибо за отзыв!
Интересно вот что: когда зрителей сравнивают с мухами, они обижаются. Но когда зрители говорят о художниках «всякие там», «мазня какая-то» и т.д. — это почему-то нормально. Казимир Малевич — великий художник, нравится вам его творчество или нет. Понимание творчества — это не только вкус, это еще и со-творчество, определенная душевная работа, о чем и говорилось в этой статье. И, конечно, элементарные знания так же не помешают.
Мне кажется, что для художника это самый сложный выбор: найти меру между законченностью работы и ее, так скажем, » идейной разработкой», одно противоречит другому, попробуй разберись, что соответствует тому времени, в котором мы живем. Для художника главное = быть современным или , как бы это правильнее сказать, быть современником, реально чувствовать время. Возможно, действительно, сейчас фотографическая живопись не современна, она развивалась, развивалась и зашла в тупик.
Полностью согласен. Мудр был преподаватель,что оставил Вас наедине с художником. Я тоже такого мнения,что нет плохих картин-есть непонятые! Я сам,в своё время,пришел к пониманию Ван Гога через его отрицание…
Очень с Вами согласна.
Я почему-то вспомнила, как когда-то давно посетила с моей мамой первую выставку Шагала в Пушкинском музее в Москве, отстояв огромную очередь. Когда мама спросила, какая картина мне особенно понравилась, я ее подвела к картине, о которой мама сказала: «Все понятно, это единственная картина где нет синего цвета.» И это действительно так.
Мне понравился ваш рассказ !Очень хорошо написано,ярко,выразительно,эмоционально,хорошим слогом…Как будто бы прошлась вместе с вами по выставке… Может быть вы пишете? или будете писать?А подобное состояние и чувства знакомы. В институте нам читали историю искусств и малое,но представление о живописи было,особенно о русской художественной школе 19 века/почему то?/ и вдруг!… И вдруг я попадаю на выставку импрессионистов!!! В зобу,конечно же,дыхание сперло,оторваться не возможно .чувств через край,какого то невероятного восторга,состояние как будто никогда этим не насытишься…Ух! помню до сих пор! Сколько времени прошло…Удивительно! Ведь это нельзя потрогать,прибрать на память,вклеить в альбом,это просто чувства,эмоция,но очень сильная!Знаете,я лично особенно ничего не делала что бы себя образовывать в этом направлении,просто отзывается и все.Это здорово,но выпадаешь из реальности надолго…Не могу говорить о других,но когда люди фотографируются на фоне картин,к примеру,то уже хорошо, что пришли! А вдруг еще кого пробьет!
Здравствуйте, Мила! Да я пишу, но пока только в блог. Не скрою, писать люблю как картины, так и тексты, хотя не это мной движет. Было бы не о чем писать, не стал бы ничего придумывать. Спасибо за Вашу историю и за то, что являетесь активным участником блога!
Я думаю, что те 3 человека, которые находились в пустом зале, так же были художниками, как и вы, и ваш преподаватель. Просто такую живопись могут понять только профи. У зрителя как минимум должны быть знания в колористике и в композиции.
Здравствуйте, Ирина! Изобразительное искусство больше, чем картина, которую мы привыкли видеть ещё на страницах наших школьных учебников. Оно многолико и отражает весь спектр человеческих эмоций и чувств. Зритель может постоять в сторонке, а может сделать шаг навстречу. Не вижу ничего страшного в том, что зрителю нужны знания, которые откроют ему новые горизонты. Спасибо за отзыв!
Александр здравствуйте! Приятно читать о мыслях и воображении посетившие и захватившие Вас целиком. Вы увидели КОНТРАСТ! Случайно или нет, но Вам помог знакомый художник распознать истину и предназначение изобразительного искусства. Так или иначе Вы пришли к этому за короткий период времени … И это радует! Это как прозрение, куда двигаться и в каком направлении, даже ради чего … У меня на этот счёт нет примера подобного, но скажу, что шёл к этому очень долго, и сравнивал самые разные работы многих художников … На их объяснение я часто не обращал внимание, т. к. это ИСКУССТВО не нужно ОБЪЯСНЯТЬ! Этим оно и мудрое! Приведу выдержку из Вашего текста : «Художник, идущий на поводу у зрителя, не желающего думать, неинтересен, каким бы мастерством он не обладал. В эпоху цифрового фото он сильно проигрывает гаджетам, легко справляющимся с поставленными им задачами.» Мне понравилось сказанное! И остаётся лишь подтвердить известными словами: «Слишком близкое сходство с жизнью убийственно для искусства!» Мне больше нечего сказать на этот счёт. Спасибо Вам и всем кто здесь с нами!
Я с Вами ,Александр, полностью согласна. «Непонятные» художники со временем становятся великими , недосказанность в их картинах гениальна. Их картины хочется бесконечно рассматривать и рассматривать , домысливать и удивляться. А насчёт художника в первом зале- это ширпотреб , таких много.
И еще о Малевиче! Никогда не составляла никакого мнения по причине того,что не понимаю,не знаю,скорей,ничего о черном квадрате.Но однажды прочитала о художнике!Какой это был неординарный человек! За ним целое направление в живописи-супрематизм.и как выстрадан этот черный квадрат!…Постоишь рядом с великим и все наполняется смыслом.Здесь,мне кажется,, весь жизненный путь художника,ответы на вопросы , надежды и разочарования.Тут,пожалуй,надо знать больше, чем видеть и чувствовать. Не однозначно,одним словом,как и многое в искусстве 20 века.
Спасибо
Возможно ли писать картины в манере каля-маля, не умея их писать в реалистичной манере? Фотореализм стоит в сторонке.
Здравствуйте, Алексей! Употреблённый мною термин «каля-маля» — не есть манера, а мнение некоторых зрителей, когда-то и моё тоже. Безусловно, без знаний того, как строится форма, и необходимых навыков невозможно. Потому что все жанры изобразительного искусства существуют по одним законам, которые становятся понятны при изучении их от простого к сложному. То есть от классического понимания картины до современного.
МАЛО ЗНАТЬ СЕБЕ ЦЕНУ, НАДО ЕЩЕ И ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СПРОСОМ!!!
И сегодня у полотен Левитана, Поленова, Васнецова, Венецианова, Васильева и т.д. Люди стоят часами. Я уж молчу про современника Владимира Жданова!!!! Там нет никакой загадки, но в его картинах хочется просто ПОСЕЛИТЬСЯ И ЖИТЬ))))
И кто как не художники знают, а зрители чувствуют, что любая работа и в любом стиле смотрится, оценивается, понимается с позиции одного единственного правила и именно в такой последовательности первичности и вторичности: ЭМОЦИЯ + ИДЕЯ + ПРОФЕССИОНАЛИЗМ! Как бы ты не написал картину и в каком бы стиле, если нет эмоции, то нет картины вообще!!! Если есть эмоция, но нет идеи и не понять о чем картина, то нет картины вообще! Если есть эмоция и есть идея, но это непонятные пятна, за которыми зритель не видит эту эмоцию и идею, то нет картины вообще!!!!
К этому хочу добавить, что в нашей стране оооочень много людей легковерных, которые верят любому, кто заявляет о себе вкрик!!!! И очень мало тех, кто прислушивается к СВОЕМУ сердцу и разуму!!!!
Здравствуйте, Галина! Мне нечего добавить к Вашему комментарию, я полностью с Вами согласен, кроме легковерных людей. Вы же себя к таким не причисляете? Спасибо за отзыв!
Александр! Сказать вам спасибо за эту статью — значит, ничего не сказать. «Лучшая трава растёт вне реализма», это — бесспорно! Сейчас другое время. Но зритель, в большинстве своём, снова оказался не готов к восприятию чего-то иного. Лень мозга и испорченный рекламой вкус (о присутствующих я не говорю!). Все салоны и выставки забиты пейзажами, цветами и девушками, приторно-сладенькими, зализанными кисточкой номер ноль… Наш зритель «не понимает» даже импрессионистов. Вкус нужно формировать и воспитывать. А как? Детей «учат» на раскрасках, родители покупают для уроков рисования такие краски и фломастеры — мама дорогая! Реклама «забивает» глаза дикими цветами. Простите, это крик души)) Но и не всякий художник справится с чем-то иным, кроме реализма. Я, например, не любила Пикассо… до того момента, как не увидела копии с его работ((. Вот тут наступило прозрение — он гений. То же самое с импрессионистами, постимпрессионистами, фовистами, кубистами и остальными истами — первый эшелон гениален, остальные дотянуться уже не могут. По разным причинам. И начинается деградация «изма», его непонимание и неприятие, возврат к проверенному реализму. Всё, круг замкнулся. Зритель! Работай над собой. Художник! Работай над собой и над зрителем. Растите вместе. И ещё хотела пару слов о Малевиче, который звучал здесь неоднократно. Во-первых — не Малевичем единым прославился 20 век в своём начале. Во-вторых — он написал не только квадрат. В третьих — у квадрата есть свой контекст (как и для чего он был нарисован, многие ли знают?), а то, что потом его пропиарили, так сам Малевич, вероятно, был бы и против этого…
Здравствуйте! У меня тоже нет яркой истории по этому поводу, но свои пять копеек в обсуждение хочется все-таки добавить. На интерес публики влияют очень многие факторы, вплоть до погоды. Вот Ваш взгляд зацепился, и Вы ушли в другой зал. Но Ваш взгляд профессионален и натренирован. А для людей, которые просто отдыхают, расширяют кругозор, приобщаются к искусству, нужны «указатели», тк в их повседневной жизни такой натренированный взгляд не нужен. Все-таки каждый из нас занимается своим делом, и это правильно)) Думаю, если бы «каля-маля» грамотно проанонсировали бы, а реалиста бы нет, развитие событий было бы иное. Да и мода тоже диктует свое. А еще в жизни отдельно взятого человека (любого) есть разные периоды, в которые он лучше воспринимает тот или иной стиль. Ну вот такое у него эмоциональное состояние в данный момент)) «На солененькое тянет»)). В 16 лет ему нравится тяжелый металл, а 50 битлы. И это тоже нормально. Поэтому я считаю, что любой стиль имеет право на существование. Художник должен быть честен и добросовестен. Тогда он будет интересен, в каком бы стиле не выражался.
Вам отдельное спасибо, что не даете мозгам «закиснуть»!
Как рекомендуют психологи: «говорите о себе!»
Александр, здравствуйте!
Думаю картины волнует, когда есть совпадение эмоций. Когда полотно рождает эмоцию похожую на твою, пережитую. Тогда картина привлекает. Меня всегда волновали произведения Иссака Левитана. Я все это видела в своей жизни. Мне это нравилось. И его произведения полностью совпадали с моими воспоминаниями. Казалось даже запах поля слышу глядя на его картины. Или есть совпадение с твоим представлением, что так должно быть.
Меня волнуе другое. Зачем все это надо. Все уже было. В мире миллионы художников. Каждый принт на ткани и фантик, все это дело их рук. Их миллионы. Галереи завалены картинами. Зачем заниматься живописью ? Какова цель?
Здравствуйте, Ольга! Мне нравится Ваш философский вопрос, но формат комментария маловат для ответа, я сделаю его темой моей следующей статьи. Следите за новостями. Спасибо за отзыв!
Александр, спасибо за эту статью! Так хочется познать живопись с философской стороны и научиться выражать свои эмоции и донести их до зрителя. Именно эмоции. Чтобы зритель цеплялся взглядом и не мог оторваться от картины. Для меня это загадка, которую я очень хочу разгадать.
Так же очень-очень жду темы о том «Зачем все это? Для чего? Цель живописи». Смотрю я на картины свои, и не вижу в них жизни. Да, знакомые хвалят. Но это не то. Сначала меня это радовало. А сейчас смотрю на картины и понимаю, что это не то, что я хотела бы показать зрителю. Какие-то копии неживые..
И зачем я это делаю…Возникают и такие мысли. Есть многие, кто делает это лучше меня..
Ну так хочется выразиться, показать зрителю эмоцию..
На данный момент у меня ступор какой-то..не знаю что писать…
У меня есть традиция: в любом городе,в который меня забрасывает волею судьбы, я посещаю местный музей искусств. США, Техас, живописный город Сан- Антонио. Мы с мужем проходим по залам ,где собрана коллекция картин разного направления. Муж заинтересованно останавливается возле сочного натюрморта,где прописаны все поры на коже апельсина, а я прохожу дальше. И замираю! Передо мной ( не могу поверить!) оригинальная работа Шагала. Стою, растворяюсь в работе художника. Подходит муж,спрашивает: » А это что за мазня здесь делает?» Улыбаясь, аккуратно ( а вдруг нельзя?) делаю снимок и отправляю маме. Она поймёт.
Спасибо, Александр! Вы привлекли внимание интересных людей на свой блог. Мне очень нравится читать ваши статьи и комментарии других участников.
Приятно писать единомышленнику..для того чтобы написать каля-маля надо иметь полет души фантазию и внутреннюю свободу, основанные на умении писать..я сейчас вспомнила Шагала-не оторваться!..абстракционисты мне тоже нравятся-работает мозг..а публика всегда выбирет то, что заставляет думать.
Жили мы тогда в ЗАКАРПАТЬЕ. В Мукачево заглянули с моей 5-и летней дочкой на выставку ХУДОЖНИКОВ ЗАКАРПАТЬЯ . Мне нравилось их самобытное творчество. Дочь с интересом разглядывала картины . Удивлялась буйству красок . И вдруг спросила : «А РАЗВЕ ТАК В ЖИЗНИ БЫВАЕТ ?» «Конечно бывает!»- ответила ей ! Уходя она увидела как посетитель делает запись в книге ОТЗЫВОВ . И тоже захотела написать …. В свои 5 лет писать еще не умела и попросила меня ! Видно было что У НЕЕ В ГЛАЗАХ ВОСТОРГ !!!! Я спрашиваю — «ЧТО БУДЕМ ПИСАТЬ ?» А она силилась словами выразить свои эмоции и ВЫПАЛИЛА — » Я ТОЖЕ ТАК ХОЧУ ! ХОЧУ РИСОВАТЬ!!». Так и записали ! Я подумала — «УЖЕ ХОРОШО! Тяга к ТВОРЧЕСТВУ ПРОСНЕТСЯ !!!». А вышли из зала и вечерело …. Увидев ЗАКАТ она спросила : «У НЕБА СЕГОДНЯ ИМЕНИНЫ??» Закат был действительно красивенный от сине-феолетового до красно-оранжевого . И ВСЕ НЕБО НАД КАРПАТАМИ ИГРАЛО КРАСКАМИ !!! Я говорю — » Ну вот видишь как в жизни бывает ! А это просто красивый ЗАКАТ !» . Мы стояли смотрели ! Дочь действительно пошла и закончила ХУДОЖКУ ,
А где продолжение?
Спасибо Александр превосходная статья к сожалению я не испытала подобных сравнений хотя есть только одна картина у Льва Бакста женщина с зонтом бежит по мокрой мостовой сама мокрая от дождя Она долго в моем сознании будоражила мое воображение особенно когда не погода она всплывала перед глазами Я очень заинтригована Вашей статьей Вы же понимаете что такое страшная сила любопытство Ну как же хочется увидеть то что видели Вы!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Здравствуйте, Нелли! Если я назову фамилию одного художника, мне придётся назвать и другого. Я не хочу быть судьёй им обоим, данный случай рассказан мной в качестве примера. Вы сами можете найти аналогии, понаблюдав за известными Вам именами. Спасибо за отзыв!
Жаль, что Вы не ответили! Интересно, что формирует вкус и развивает , расширяет горизонт.
Здравствуйте Александр! Однажды в молодости я увидела стол сделанный арабами это был инкрустированный древесным шпоном стол вернее это искусство называется янтарсия это были белые розы Я занялась работой этого вида и добилась Я гонялась за разновидностью всяких пород деревьев и прослышала о породе дерева ильм который дает невероятное свечение и радужные оттенки И я не смогла все же увидеть его хотя он был Мое бедное несчастное любопытство осталось не вскормлено Я понимаю Вы хороший педагог натаскиваете своих учеников подталкиваете их что бы они само совершенствовались ну хотя бы дайте наглядный приблизительный намек Мне кажется любой художник может накидать на палитру множество красок один раз крутануть палитрой по холсту и пусть вся гамма на полотне перемешавшись выдает мозгу человека все возможные образы Я как-бы начала писать масло только два года как но если в любой какой-то работе на полотне сами по себе образуются необъяснимые образы я их оставляю подкрашу чуток пусть будут Лучше увидеть в природе натуральные чем выдавливать из своего воображения каких-то устрашающих чудовищ и выкладывать их на обозрение Мой папа и мама рассказывали что в детстве я не могла перетерпеть одну картину стоило им только поместить картину как Иван грозный убивает своего сына на стену я выдавала сильнейшую истерику Надо помнить во круг нас дети растут им совсем не нужны страшилки их хватает в информационном поле ну вот все пока
Здравствуйте, Нелли! Ваш пример с выдавливанием краски и её спонтанным размазыванием не имеет ничего общего с осознанным творчеством, а те художники, о которых я рассказываю в своей статье, подходили к своим творениям продуманно. С той лишь разницей, что один из них ставил зрителя перед фактом, а другой предлагал участвовать в творческом процессе. Причём здесь страшилки? Как Вы сами говорите, Вас в детстве пугала картина «Иван грозный убивает своего сына». Это произведение очень реалистично, подозреваю, что Вам был страшен её смысл, а не исполнение. То есть боитесь Вы, как и мы все, впрочем, негативного смысла. Неужели что-то подобное призыву испытывать эстетическое удовольствие от негатива есть в моём тексте? Рассказывая о работах художника, который использует в своём творчестве намёк, недосказанность, экспрессию, я говорил о своём сопереживании его искусству, которое подарило мне больше позитива, а главное, творчества, нежели то, что я увидел в предыдущем зале. Спасибо за отзыв!
А картины какого художника это были?
Здравствуйте, Виктор! На Ваш вопрос я уже ответил в предыдущем комментарии.
А мне нравятся такие картины. Они развивают воображение и раскрывают внутренний мир и зрителя и художника.
Я сама иногда рисую «впечатления», возможно потому что для реалистичности мне не хватает техники.
Мне думается, есть и «каля-маля» ни о чем, есть и выписанный реализм ни о чем. Кое-что зависит от степени «наполненности» автора полотна, есть ему что рассказать людям или себя тешит. Должна быть мысль, живопись это мыслительный процесс, считаю. Мне близок реализм, но есть и картины, которые могут рассказать формой, цветом не меньше, чем реалистично выполненные сюжеты. Вот у Вас, Александр, к примеру, «говорящие» картины. Это не реализм, но как хорошо передано, как сразу читается настроение, образы! Это же не с бухты-барахты написано, здесь опыт, знания, душа.
Мысль. Мысль должна жить в работе.
Александр, спасибо за статью!
Здравствуйте, Светлана! Спасибо Вам за лестную оценку моего творчества, без которого, конечно, не существовало бы и данного блога. Я, в первую очередь, практик, а уже затем теоретик.
Светлана, очень точно выразили большинство работ многих художников! Ваше первое предложение и всё остальное подтверждает мысль с которой начинаешь работать! А точнее, что сподвигло на данную работу, которую не мог не сделать!
Прочитала Вашу статью. Конечно, вначале эмоции лезут. Где-то с автором соглашаюсь, где-то с комментаторами, а где-то и за зрителя обидно. Поэтому решила отложить на некоторое время в голове пока не уляжется.
По моему мнению, многие люди далеки от искусства, живут повседневными заботами. Когда попадают на выставки могут и теряться, не понять автора картин, тем более когда в зале много зрителей. Вы пишите, что они случайные посетители. Может быть. Но они пришли, пусть даже через яркую рекламу. Кто-то среди них таким образом приобщится к искусству, а кто-то и до 2 зала дойдет и увидит свою картину в этих красочных пятнах. Из множества зрителей пусть один или два посетителя найдут для своей души что-то новое и прекрасное. И это здорово! Они сами без всяких подсказок и времени на размышление найдут себя и весь мир для них перевернется.
Этим летом, у нас в Башкирии во время ШОС и БРИКС проходил художественный форум «АRT UFA» в ВДНХ ЭКСПО. Там участвовали более 200 художников и скульпторов от молодых до знаменитых. Выставлялись картины, декоративно-прикладные и скульптурные работы. Очень интересно было. Мне пришлось дважды посетить выставку иначе не одолеть за 1 день. После 2-х часов я устала и глаза начали замыливаться. Попросту перестала воспринимать картины, тем более здесь выставлено работы разных стилей.
Казалось бы столько разных картин, работ смотрела, запомнила. Мне они очень и очень даже понравились. Но со временем, остались в памяти единичные работы. Самое интересное не мастеров(их наиболее знаменитые работы помню по другим выставкам), а молодых художников. Хорошо хоть некоторые сфотографировала.
Конечно, такие масштабные выставки хорошо, но очень тяжело зрителю. Все это не переварить. Насыщение приходит очень быстро. А посетители, зная что этого больше может и не быть с такой скоростью начинают обходить все картины. Галочку поставили, что они тоже были на этой выставке.
Сама я пришла к выводу, что буду посещать небольшие выставки или же если уж придется пойти на масштабные. то на несколько дней делить.
Здравствуйте, Венера! Давайте продолжим Вашу мысль. «Где-то с автором соглашаюсь, где-то с комментаторами, а где-то и за зрителя обидно», а за художника Вам не обидно? Художник и его творчество во главе угла, то есть без него не состоялась бы выставка вообще. Как Вы думаете, какого зрителя он ждёт? Спасибо за отзыв!
Александр, хорошая статья о вашем личном переживании. Вы указываете путь: как можно еще понять картины, которые я могла бы не сразу понять, «впустить в себя». В принципе, авторы картин здесь (в этой статье) не важны. Главное — это мой внутренний мир и мои переживания и до какой глубины своего подсознания я готова дойти.
А что было бы, если в первом зале было бы мало народа? И что смог бы понять человек, просидевший в этом зале час-полтора один на один с картинами? Или даже просто присесть на скамейку в центре всего этого действа (толпа, движение, картины, мысли людей и т.д.) (Нисколько не сомневаюсь в вашем мироощущении.) Может этот художник из первого зала, как раз и изобразил на своих полотнах «мух» в мельчайших подробностях, со своими извечными «делами»… Возможно, и многочисленность посетителей этим и отражалась. Они видели себя, свой привычный мир.
Безличная толпа вторит тому, что написано в рекламе. Много деталей, много впечатлений, движение, люди, надо успеть… Каждый думает, что он понимает и реально оценивает ситуацию. И это действительно так, каждый в меру размера своего «внутреннего сосуда» может заполнитель его.
Ваши статьи как раз посвящены тому, как научиться увеличивать размер «сосуда». И я вовсе не хочу сказать, что вы в этом уже не нуждаетесь. Раз пишете статьи, значит вы сами в поисках, раз мы читаем, значит и мы в поисках.
А вообще, сложно размышлять о том, что не видела своими глазами)))
А что за художник был, если не секрет?
Могу лишь о своем малюсеньком опыте рассказать.
Был момент, когда я поняла гениальность «Черного квадрата». В каком-то состоянии особенном (сознания?), о котором могу лишь приблизительно судить. То ли правополушарное вИдение открылость, то ли еще что…
Потом это видение захлопнулось и передо мной опять лишь черный квадрат и все. Но память осталась и я просто перестала огульно судить обо всех «каля-маля», понимая, что я просто, возможно, «слепа» в данный момент.
Не хочу никого обидеть, потому не буду перечислять, кто и что не нравится… я просто очень многое не понимаю и не знаю, что нужно делать, чтобы понять. Но вот когда я познакомилась с картинами Дали, в некоторые я просто влюбилась. Там мне все понятно — и смысл, и идея. Особенно нравится его манера письма — точное выписывание деталей! Не все его картины мне близки — но многие. Хотя сама я, наверное, классический реалист. Рисовать по — другому у меня пока просто не получается. Рисую всего год, пастелью, это мой любимый материал.
Для меня все статьи этого блога — это какой-то инсайт )) Совершенно не воспринимаю их на личном уровне, а только как проникающие куда-то в подсознание скомпактифицированные ЗНАНИЯ.
СПАСИБО, УВАЖАЕМЫЙ АВТОР! ЭТО БЕСЦЕННО!
Если поразмыслить над поставленным в конце статьи вопросом, то для меня любой вид искусства — это и сотворчество и созерцание одновременно. Но здесь, в статье, меня поразила мысль, что художник может посмотреть на своего зрителя и «глазами картины»… О_о Черт, это невероятно!
Но вернусь с сотворчеству и созерцанию. В созерцании, как таковом, не вижу плохого. Восточную живопись как раз очень приятно именно созерцать. Лично мне. Без всяких попыток сотворчества. Вот вижу бамбук и мне просто хорошо от того, что я смотрю на него, и всё. И это не путь наименьшего сопротивления в данном конкретном случае. Это что-то другое. Но объяснить я не могу, т.к. не обладаю точными знаниями в этой области.
А вот западная живопись — это практически всегда сотворчество. Но иногда присутствует и нечто неопределенное, нечто пограничное, когда ты не понимаешь, что происходит между тобой и картиной. Такие чувства я испытываю, например, к картине «Иоанн Креститель» Леонардо. Или «Святой Себастьян» Антонелло да Мессина. Это первое, что пришло в голову.
В Лувре к Джоконде невозможно пробиться, а напротив висит Иоанн Креститель и рядом никого нет. Я стояла напротив него битых два часа и меня никто не потревожил. Но я так и не поняла, ЧТО ТАКОЕ эта картина. Зачем она такая? Такое чувство, что она что-то во мне разрушает, и нет знаний, которые могли бы отразить атаку )) То есть, вероятнее всего, кому-то все ясно с первого взгляда, но мне мне.
В общем, еще раз огромное спасибо за Ваш труд, Александр!
Раньше тоже говорила никогда не буду слушать рок-музыку, а теперь её слушаю и воспринимаю, в детстве не понимала абстрактную живопись больше нравилась реалистичная, а вот спустя много лет могу воспринимать и ту и ту живопись.
Время, умение воспринимать и чувствовать, и быть терпеливой, всё это пришло со временем.
Жизнь она такая, что всему научит, и всё расставит на свои места.
Как и во всем в этом мире, каждому нужен проводник в мир искусства, в живопись особенно. Этим летом была на выставке из коллекции Щукина. Два часа бродили с дочерью, переходя из зала в зал, восхищаюсь утварью из поместья Щукина, картинами академической живописи, авторов которых я даже не слышала ранее, скульптурами. Щукин был страстным коллекционером. Мы пришли под вечер и музей уже закрывался, когда мы вошли в зал импрессионистов. Никогда не забуду ощущение этого момента, хотя раньше не особо интересовалась их творчеством:меня буквально сбило с ног ощущение свежего ветра,какого-то вихря, водоворота, от которого кружится голова, бегут мурашки по коже, внутри сладко замирает и хочется нырнуть туда, как в озеро с ледяной водой в знойный полдень. Нам в этот день не удалось насладиться творчеством художников, но мы пришли на следующий. Я подолгу стояла у картин Моне,почти физически ощущая кожей туман над Темзой, меня поразил Пикассо той острой болью, источаемой картинами голубого периода и Гоген с его знойной палитрой. И это совершенно точно, что художники рассказывают свою историю, не ограничивая твою фантазию. Мне стало интересно, кто же были эти люди, как они жили, что их мучало и радовало. И самое большое открытие я сделала позже, когда узнала, что они жили незадолго до моего рождения, почти современники, можно рукой коснуться. С разными судьбами, но одно их объединяет, они страстно любили то, что делали, до самоотречения. Спасибо, Александр, вы на многое открываете глаза, даже на то, что знала, но не понимала ранее.