arrow up
Александр Григорьев Саврасов
О живописи и не только простыми словами…

Урок композиции

 Главная>Блог Александра Григорьева>

Хочу  рассказать  Вам  один  случай  из  моего  опыта,  я  не  отношу  его  к  традиционному  учебному  процессу,  но  считаю  самым  ярким  уроком  композиции  для  себя  лично.

Вообще,  все  приобретённые  мною  знания,  как  правило,  взяты  у  людей,  состоявшихся  в  профессии.  Сам  факт,  у  кого  учиться,  играл  для  меня  большую  роль,  отсюда  моё  пренебрежение  к  пустословам — теоретикам  и  преклонение  перед  мастерами.

Не  стану  хвастаться,  но  мои  учителя  сами  обращали  на  меня  внимание  по  тем  работам,  что  я  выставлял  на  выставках,  возможно,  отсюда  лояльность  ко  мне  и  их  откровенность  в  темах,  касающихся  творчества.

Этот  случай  произошёл  определённое  количество  лет  назад,  когда  я  только  начинал  свою  творческую  деятельность,  будучи  свободен  от  рамок  традиционного  учебного  процесса,  и  участвовал  почти  во  всех  доступных  мне  выставках.

Так  случилось,  что  я  был  приглашён  одним  из  очень  уважаемых  мною  живописцев  в  его  мастерскую.

Знаете,  когда  Вы  получаете  такое  приглашение,  то  это  не  одно  и  то  же,  если  бы    Вас  пригласили,  например,  в  гости  хорошие  друзья.  Здесь  всё  намного  сложнее  и  интереснее.  Представьте,  Вы  попали  в  пещеру  Али  Бабы,  или  вдруг  Вам  старик  Хоттабыч  сказал:  загадывай  желание,  я  всё  исполню.

Я  надеюсь,  Вы  понимаете,  что  мои  желания  тогда,  как,  в  принципе,  и  сейчас,  лежали  в  области  знаний.  У  кого,  как  не  у  состоявшихся  мастеров  выпытывать  их  по  крупицам?

В  предвкушении  нашей  встречи  я  затарился  магарычом,  а  именно,  пачкой  хорошего  чая  и  коробкой  конфет.  Пустым  в  гости  не  ходят,  соответственно,  я  подготовился.

Знаете,  где  обычно  расположены  мастерские  художников?  В  городах  на  последних  этажах  зданий,  там,  где  до  неба  рукой  подать  и  можно  смотреть  на  всех  свысока.

Я  легко  преодолел  серпантин  лестничных  пролётов  и  оказался  у  входа  в  заветную  дверь.  Пара  нажатий  на  кнопку  звонка,  и  мне  открыли.

— Заходи,  -  сказал  хозяин,  -  и  впустил  меня  в  узенький  коридор,  на  другом  конце  которого  была  распахнута  дверь  в  мастерскую.

Оказавшись  в  мастерской,  я  ощутил  себя  космонавтом,  вышедшим  в  открытый  космос,  так  всё  вокруг  меня  было  необычно,  непредсказуемо  и  загадочно!  Вечерний  свет,  проникающий  в  помещение  через  специальные  световые  окна  под  высоким  потолком,  заливал  всё  пространство.

Огромное  старинное  зеркало,  расположенное  в  центре  противоположной  входу  стены,  напоминало  дверь  в  другую  галактику,  и  я  нисколько  не  удивился  бы,  окажись  всё  это  правдой.

— Присаживайся,  -  предложил  хозяин  и  указал  на  стул,  стоявший  в  центре  подле стола,  который,  как  и  зеркало,  был  антикварным.

Я  достал  принесённые  мной  чай  и  конфеты.

Мы  сидели  в  затянувшейся  паузе  и  молча  пили  чай.  Вы  замечали,  что  обычно  в  нашем  окружении  не  так  много  людей,  с  которыми  можно  молчать,  не  заполняя  тишину  пустым  трёпом?  Как  правило,  это  очень  близкие  люди.

Человек  может  быть  вам  близок  не  только  потому,  что  вы  прожили  вместе  много  лет,  но  и  потому,  что  вы  созданы  из  одного  теста.  Даже  если  вы  видите  друг  друга  впервые,  вам  есть,  о  чём  помолчать.

Я  рассматривал  картины  на  стенах,  ныряя  взглядом  то  в  огромный  холст  с  позолоченной  рамой,  то  в  крохотный  этюд,  то  в  графические  листы,  закреплённые  тут  же  на  стене.

— Держи,  полистай,  -  он  дал  мне  книгу,  вытащив  её  из  стопки  подобных  за  своей  спиной.  Это  был  Андронов Н. И.  (довольно редкое издание),  и  я  принялся  её  изучать,  прежде  передав  ему  серию  фотографий  с  моими  работами.

Беседу  он  начал  первым.

— Знаешь,   Александр,   много  хорошего  в  твоих  работах.  Я  давно  за  тобой  слежу,  но  есть  одна  проблема,  которую  ты,  как  и  многие  сейчас,  упускают  из  виду.  Я  хочу  обратить  твоё  внимание  на  композицию,  на  организацию  плоскости  и  на  то,  ради  чего  ты  вообще  берёшь  в  руки  кисти.

Неужели  эффектно  получившийся  кусочек  твоей  картины  важнее  всей  работы,  ради  одного  элемента  ты  выкрашиваешь  остальную  часть  холста  бездумно?

Неужели  ты  не  видишь,  что  все  твои  труды  напрасны  и  никому,  кроме  тебя,  не  интересен  данный,  как  тебе  кажется,  удавшийся  фрагмент?

Он  отложил  одну  из  моих  фотографий.  Изображённый  на  ней  этюд  действительно  меня  смущал,  но  я  не  мог  понять  причины.

Он  продолжил.  -  Если  ты  как  художник  не  владеешь  композиционным  языком,  то  всё  напрасно.  Представь  яблоко.  Ты  можешь  написать  его  “портрет”,  но  просто  “портрет”  яблока — это  иллюстрация  из  учебника  биологии.  Картина  должна  стать  рассказом,  в  яблоке  зритель  должен  увидеть  твоё  отношение  к  нему.

yabloko1

Как  этого  добиться?  Перестать  иллюстрировать  учебник  биологии,  попытаться  средствами  композиции  создать  произведение.

— Но  как?  -  вопрошал  я.  -  Очень  просто,  на  примере  того  же  яблока.  Пусть  оно  как  главный  герой  твоей  картины  не  будет  мозолить  зрителю  глаза,  находясь  по  центру,  а  предстанет  в  нужный  момент,  после  того,  как  ты  проведёшь  его  внимание  по  плоскости  всей  работы.

Вообще,  -  продолжал  он,  -  для  художника  не  существует  никаких  яблок,  есть  только  плоскость  и  отношения  пятен  на  ней,  согласно  тону  и  цвету.  Конечно,  ты  можешь  мыслить  яблоками  и  пытаться  исполнить  их  такими,  как  в  учебнике.

Уверен,  будешь  вскоре  иметь  успех  как  многие,  называющие  себя  мастерами.  Вопрос  в  другом.  Таким  ли  художником  ты  хочешь  стать?

О  чём-то  таком  я  догадывался  и  раньше,  но,  как  и  все,  плыл  по  течению.  Очень  трудно  взять  на  себя  ответственность  и  перестать  подражать  кому-либо.

Я  начал  называть  ему  имена  художников,  которые  были  у  всех  на  слуху,  желая  услышать  его  мнение.

Он  отвечал  без  всякого  пренебрежения,  с  долей  большого  уважения  ко  всем,  мною  названным.  Он  действительно  хотел  помочь  мне  разобраться  и  выбрать  правильный путь.

—   Есть  сладкие  художники  -  их  очень  любят  молодые  и  не  очень  девушки,  есть  колючие,  неудобоваримые.  А  есть  такие,  которых  трудно  вспомнить  -  бойся  оказаться  в  их  числе.

Он  неспеша  поднялся  и  подошёл  к  тому  самому  зеркалу,  что  больше  походило  на  дверь.  -  Что  ты  в  нём  видишь?  Представь,  это  твоя  картина.  Зеркало  отражает  только  сухие  факты,  художник  же  изображает  суть. 

В  его  словах  было  что-то,  что  действительно  цепляло,  мне  нечего  было  ему  возразить,  я  просто  молча  кивал,  пытаясь  переварить  услышанное.

Я  точно  не  хотел  быть  сладким  художником  и  не  хотел  быть  тем,  кого  трудно  вспомнить.  Что  для  этого  нужно  -  перестать  копировать  реальную  картинку  и  научиться  компоновать,  научиться  видеть  мир  как  художник,  перестать  быть  зеркалом!

Вообще,  я  не  услышал  ничего  нового,  именно  это  меня  и  поразило.  Просто  всё  сказанное  я  увидел  под  другим  углом,  осознал  важность  композиции  и  принципы  того,  как  художник  относится  к  плоскости.

sezan yabloki1

Поль Сезанн

Мы  ещё  долго  говорили  на  тему  изобразительного  искусства,  обсуждая  любимых  художников,  затем  он  показывал  мне  свои  последние  работы  и  долго  рассказывал  о  том,  как  недавно  ездил  на  пленэр.

Выпив  не  одну  чашку  чая,  уже  за  полночь,  я  покинул  его  мастерскую.  Добираясь  пешком  до  дома,  я  понял,  что  прежним  уже  не  буду,  а  главное,  не  будет  прежним  моё  творчество.  Пусть  моя  живопись  кому-то  не  нравится,  зато  те,  кто  ищет  большего,  нежели  зеркальных  отражений,  найдут  в  моих  работах  что-то  своё.

Вот  такой  урок  композиции  я  получил  от мастера,  всё  вышесказанное  впоследствии  мне  очень  помогло.  Можно  много  говорить  о  композиции,  используя  бесполезные  слова  вроде  статики,  динамики  и  т.д.  Но  зачем  Вам  пустые  определения,  если  Вы  не  понимаете  их  смысл.

Данным  опытом  делюсь  со  своими  читателями.  Уверен,  кто-то  отнесётся  более  серьёзно  к  предмету  композиции,  прочитав  мой  текст.

Напишите,  что  думаете  Вы  на  данную  тему?  Мне  важны  ваши  отзывы!

Комментариев 53
  1. Дарья

    Интересная статья, заставляет задуматься. Создает настроение.

    Какие кому картины нравятся — это дело вкуса. Картины — отражение внутреннего мира художника, и вам, похоже, есть что сказать и чем поделиться.

    Ответить
  2. Светлана Ерохина

    Спасибо, Александр! Так же, как тогда, разговор с художником заставил Вас увидеть свое творчесьво под другим углом, так и Ваши статьи (и эта в частности) меняет и мои углы.:)

    Но, вот в чем у меня недопонимание к себе самой: я недавно рисую, почти все не испробовано, не изучено, не понято «как?»... Да и учусь по большему счету самостоятельно, путем проб и ошибок. Я бы хотела найти свой стиль, но, ведь, чтобы рисовать как воспринимаешь необходимо научиться для начала вообще изображать правильно. Нужно ли сначала пытаться создавать свои работы исключительно реалистичными, чтобы научиться вообще рисовать или можно вот так сразу пытаться искать свой стиль, без углубленного изучения? Спасибо!

    Ответить
    • Александр

      Здравствуйте, Светлана! За кажущейся простотой Вы задаёте очень сложный вопрос. Любой художник академического склада скажет Вам, что обязательно сначала нужно научиться изображать предмет таким, какой он есть, то есть академически. В то же время давайте помнить о главном, а именно, зачем вообще Вы решили что-либо изобразить. Если Вас восхищает академический рисунок, то без постижения его основ, Вы ничего не добьётесь. Если же Вы хотите изобразить пережитую Вами эмоцию и достигаете результата в минимум касаний кисти — Вы гений и учиться Вам незачем. Если говорить серьёзно — правда где-то посередине, учиться, конечно же, нужно. Насколько глубоко, Вам решать! Спасибо за отзыв.

      Ответить
    • Светлана Ерохина

      Александр, спасибо за ответ. Полагаю, без учебы, практики — и стиля не будет. :)

      Ответить
      • Ольга Новиченко

        Спасибо Светлане за вопрос, а Александру за ответ! Рада такому ответу, он согласуется с моими представлениями — не имея лопаты не вскопаешь землю, не зная азбуки не напишешь «Войну и мир», не освоив рисунка и техник живописи не воплотишь своих идей в творчестве!

        Ответить
  3. Виктория Буланова

    Спасибо за статью,Александр! Очень вовремя!Всякий раз,начиная рисовать,задаюсь мыслью-как биологию(физику) предмета (сюжета) превратить в настроение. Поскольку я также начинающая,причем в обожаемой мной акварели, эта задача усложняется,т.к. акварель живет своей жизнью. От этого процесс рисования становится вдвойне интереснее))Так же как и Светлана,поначалу,я задумывалась о собственном стиле, о правильности изображения предметов. Этого оказалось недостаточно- интуиция подсказывала,что мои работы скучны для восприятия. Желание найти мост между собой и зрителем привело к выводу: На мой взгляд,научиться видеть мир,как художник,а затем с помощью света и тени и своего восприятия создавать настроение,впечатление зрителю-вот этому и нужно учиться ))). А еще нужно быть смелым и работоспособным! Хотя бы 1000 рисунков-и тогда можно будет думать о стиле))))

    Ответить
    • Александр

      Здравствуйте, Виктория! О стиле думать не нужно, а вот о том, как физику предмета, как Вы выразились, превратить в настроение, действительно, думать надо. Вы должны жить Вашим сюжетом, думать, чувствовать, сомневаться, выражать, а не просто следовать заданным кем-то путём. Изобразительный язык — комплекс Ваших знаний и чувств! Спасибо за отзыв!

      Ответить
  4. Ольга

    Спасибо большое за статью ,думаю что нам самаучкам рисунок то же очень важен ,он поможет нам потом в работе.Я поняла так что нужно выразить свой внутренний мир пусть он даже и не понравится ,но это будешь точно ты а не кто то другой.Но мне пока учиться и учиться .Так всё очень понятно))Спасибо...

    Ответить
  5. Наталья

    Александр, не знаю как выразить свою благодарность и за эту статью, и за то, что делитесь с нами своим опытом!!! Может быть напишу несколько коряво, эмоции переполняют))) Кто бы знал, как я хочу этому научиться- передавать свои мысли, чувства, рассказывать истории на холсте. Я понимаю, что композиция в этом играет наиважнейшую роль. Я читаю, пытаюсь понять, рассматриваю картины известных художников, как они решали эту проблему, как они рассказывали свои истории. С одной стороны кажется выстроить композицию просто, но с другой стороны это невероятно тяжело! Как новичка, меня поначалу привлекали мастер-классы, на которых можно было за несколько часов создать красивую картинку. Но через какое то время меня эти картины начинали раздражать. Родственники удивлялись-ведь красиво нарисовано, мол чего тебе еще надо. А мне не нравится, то что это хоть и написано мной, но это не моя идея, не моя история. Мне разложили все по полочкам, указали в каком месте и что нарисовать, какие цвета взять и даже как их смешать. И получилась картина красивая, но не живая. Вы не подумайте, что я стала как то высокомерно или как то еще негативно относиться к мастер-классам. В них можно многое почерпнуть, просто не хочу больше бездумно копировать чужие работы. Хочу научиться сама создавать жизнь на холсте. И хоть понимаю, что вполне возможно для этого уйдет не один год, а может быть даже не один десяток лет, но все равно безумно этого хочу.

    Ответить
    • Александр

      Здравствуйте, Наталья! Вы всё правильно понимаете и на верном пути. Только лишь переписав чьё-либо стихотворение, Вы поэтом не станете и, более того, ничего не приобретёте. Кто-то скажет, — Да мне бы хоть яблоко изобразить, — и будет мучаться с попытками проиллюстрировать учебник! Вы уже шагнули дальше, пусть Ваши яблоки будут кривыми, но это будут ВАШИ яблоки. Спасибо за отзыв!

      Ответить
  6. Владимир Владимирович Сачко

    Александр, прочитал Вашу статью о композиции и задумался ... Многому меня учили на уроках композиции, т.е. размещение на плоскости того или иного предмета, человека, объекта и пр., вроде всё верно! И по цветовым пятнами найти равновесие, теплоту и холодность красок, движение и т.д. Тяжесть крупного и перебор мелочей ... Чувствует как всё СУХО!? Вроде всё правильно! И с этим не посмотришь, казалось бы математически прочитано! Но самое главное упущено ... Вот ЭТО ГЛАВНОЕ Вы и объяснили! Спасибо!

    Ответить
  7. Нелли

    Здравствуйте Александр спасибо очень хорошая Ваша статья Если я правильно поняла мой стиль это мое лицо Не знаю по чему-то пока у меня получается только досканальное списывание с фотографии а значит нет стиля хотя писать я научилась на много быстрее Не знаю правильно ли я думаю что композиция это грамотно расставленные пятна на полотне Но передать художник настроение может конечно как раз это может быть жест может взгляд движение вот это здорово Как-то есть у нас такое « Боевое братство» решили поставить монумент воину Попросили сделать эскиз Я подняла все существующие монументы где изображена мать на могиле сына Мне не очень нравится что маму изображают в саване таком Я изобразила обычную женщину для наших мест такую потяжелевшую от возраста обхватила сына воина прижавшись лицом к мужественному плечу сына Я думала меня это очень тронет за сердце Думаю нужно будоражить воображение зрителя а не подчиняться все общим принятым канонам

    Ответить
  8. Виктория

    Александр, спасибо за статью. У нас новичков в живописи возникает масса вопросов, на которые учебники не дают ответ. Согласна с Натальей по поводу копирования картины за художником на мастер-классе. За тебя выбрали сюжет и составили композицию, а ты повторяешь за художником. И тени на месте и блики. Стоит выбрать свой сюжет и тут понимаешь, что ничего не понимаешь в живописи, какая тень будет? Какой цвет выбрать? Нет глубины, перспектива размыта. Мало опыта, недостаточно ещё знаний, а так хочется изобразить именно свой выбранный сюжет.

    На Вашем пути повстречался мастер, именно от него исходила инициатива поделиться опытом, подсказать. Прошу поднять тему потребности делиться опытом, осознания, что готов передать знания. Заранее спасибо.

    Ответить
    • Александр

      Здравствуйте, Виктория! В ближайшее время я напишу статью на эту тему, где постараюсь подробно разобрать описанную Вами проблему. Следите за обновлениями.

      Ответить
    • Виктория

      Мой опыт знакомства с живописью происходил как раз наоборот. Прийдя в студию к состоявшемуся художнику, я в первый раз увидела масляные краски, холст на мольберте и композицию в виде натюрморта. Мне была предоставлена полная свобода- бери и твори! Я не разу не видела мастер класса, и «мне не разложили все по полочкам, не указали в каком месте и что нарисовать, какие цвета взять и даже как их смешать». В общем процесс написания картины представлял собой «муки творчества»в котором придумывались технические приемы изображения. В итоге это не привело к тому, что у меня якобы появилась изначально индивидуальная манера письма, не обремененная никакими штампами, не говоря уже о видении композиции и прочее. Мое мнение такое, что выполнив работы со знанием технических знаний полученных любыми способами будь-то: масстер классы или базовое академическое образование и прочее, чтобы достичь большего, надо развивать умение воплотить жизнь и чувства в своих работах. А имея копии состоявшихся мастеров, относиться к ним- как к основе для своего будущего развития, а не как к чему то неодушевленному. И я очень рада, что в наше время мы имеем так много рессурсов для творчества и есть такие замечательные люди как Александр, которые делятся с нами своими знаниями и опытом и поддерживают на пути искусства, а «муки творчества»окрашивают в яркие тона!

      Ответить
  9. Влад

    С удовольствием прочитал. Спасибо.

    Ответить
  10. Ольга

    Здравствуйте, Александр! Спасибо Вам за статью! Мысли, которые пробуждает эта статья, уже отражены в комментариях. Поэтому я хочу сказать о другом. Читаю уже не первую Вашу статью и меня восхищает то обстоятельство , что Вы талантливы не только в письме живописи, но и в письме художественного слова. Вам надо писать... КНИГИ. У Вас есть дар писателя — та же композиция, стиль + великолепная грамотность. Вас интересно читать!!! Вам еще об этом не говорили? Не проходите мимо этого ДАРА. ПИШИТЕ!!!! С уважением, спасибо за все!!!

    Ответить
    • Александр

      Здравствуйте, Ольга! Спасибо Вам за добрые слова, думаю, на счёт книг Вы пошутили! Благодарю за отзыв.

      Ответить
      • Ольга

        Уважаемый Александр, насчет КНИГ я не шутила, а говорила вполне серьезно. Я думаю, что Вы напишете хорошую, интересную КНИГУ, Удачи и успеха Вам в любом творчестве!

        Ответить
      • Галина

        Я согласна с Ольгой! Вы действительно хорошо владеете словом. Я с удовольствием почитала бы написанную Вами книгу о живописи.

        Ответить
  11. Наталия

    Согласна с Ольгой, восхищаюсь Вашими талантами!

    Ответить
    • Юлия

      Согласна с Ольгой полностью! У Вас , Александр , действительно редкая способность грамотно и чётко выражать свои мысли. Вы делитесь своим опытом без давления, оставляете за читателем право выбора. Прекрасные статьи. Их можно читать и перечитывать, находя каждый раз нечто новое.

      Ответить
      • Александр Григорьев

        Здравствуйте, Юлия! Спасибо за Ваш комментарий, благодарю Вас и всех читателей моего блога. Рад, что мои статьи не остались незамеченными, и я нашёл свою аудиторию. Мне действительно есть, чем поделиться, уверен, мудрый совет важнее многотомных назиданий.

        Ответить
  12. Татьяна

    Благодарю, Александр, за статью о композиции. Я почерпнула для себя полезную информацию и в дальнейшем буду пытаться помнить о ней.

    Ответить
  13. Оксана

    Так обидно. Хотела Вам посоветовать писать книгу. И обнаружила, что я уже не первая об этом подумала. Поймала себя на мысли, что жду выхода каждой следующей Вашей статьи, как очередной главы журнала «Роман-газета»

    Ответить
  14. Людмила

    Сколько же здесь умных людей!!! Статья поучительная и отзывы интересные! Безусловно, надо знать основы композиции и следовать им, чтобы произведение было грамотным. Но ведь, один и тот же натюрморт мы все напишем по-разному! Вложим в него какой-то свой опыт, выразим свой взгляд...

    Работая синхронно с художником, нарабатывается опыт, запоминается сочетание красок. Только так и можно обрести уверенность, мне кажется. Поэтому, спасибо наставникам, которые готовы делиться своим опытом и знаниями с начинающими!

    Ответить
  15. Анна Шуракова

    Спасибо Вам, Александр, за знания, которыми вы так щедро делитесь! Трудно передать словами, как для меня это все важно и вовремя. Вы буквально вытягиваете меня из кризисного болота!!! Для меня раньше живопись была как кусочки мозаики: деталек (то есть знаний) много, а вместе их сложить никак не получается, «картинка» не выходит. Дай Вам Бог крепкого здоровья и успехов во всех начинаниях!!

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Анна! Вам спасибо, буду стараться, и Вы сможете прочесть ещё много полезных статей.

      Ответить
  16. Ольга

    Александр, спасибо огромное за статью!!!

    За два года варева «в собственном соку» и обучения по книгам и мастер-классам тоже пришла к выводу, что в основе всего лежит именно композиция, но это-то и оказалось, по крайне мере для меня, самым трудным, проштудировала несколько книг по компзиции, но в итоге осталось такое впечатление, что у самых известных и талантливых художников чувство комозиции-врожденное и знания академических основ композиции только дополняют их работы, но не являются основой, эти люди действительно-ТВОРЦЫ!!!

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Ольга! Отчасти Вы правы — природная расположенность играет роль, но, уверяю Вас, без понимания чётких механизмов, даже самые талантливые не развиваются и не совершенствуют своё искусство. В моём окружении есть художники, которые очень неплохо писали ещё на первом курсе училища, и вот что страшно — они и по-прежнему на том же уровне. Мы давно уже не студенты, все эти годы прошли для них зря, повторюсь, одного таланта мало! Спасибо за отзыв.

      Ответить
  17. Надежда

    Композиция — это хорошо, но душа важнее. Самобытность художника. Ведь все мы неповторимы. В каждом из нас океан, а мы порой цепляемся за маленькую щепку, именуемую композицией, и боимся отправиться в настоящее плавание, то есть в сотворчество с Богом.

    Ответить
    • Ольга

      Надежда, Вы не правы , сорри. Композиция не щепка, а один из трех китов, на чем основывается живопись. Если бы наш уважаемый Александр не учитывал композиции при написании этой статьи , был бы полный сумбур мыслей и никто бы ничего не понял.

      В плавание надо отправляться, научившись плавать...Без этого ничего не выйдет. Прочувствовала на собственном опыте.

      Ответить
  18. Natalia Urban

    Александр, согласна с одним комментарием выше. У вас литературный дар. Не помню, когда с таким удовольствием читала статьи. Пишите кистями и пером. Успехов!И согласна с вами полностью. Картина должна быть выстрадана и пережита вами лично.Чужие картины-это чужая жизнь, энергетика, аура...Недавно пришла в класс к очень успешному художнику. Все студенты занимались тем, что срисовывали с картин и набросков репродукций других художников. Я попросила поставить композицию из фруктов. Согласился, я рисовала, но в конце занятия он сказал, что учеба должна начинаться с копирования чужих работ. Я не согласилась и больше не приходила. А вы что думаете по этому поводу?

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Наталья! Спасибо, что оценили мой литературный стиль, Вы не первая, и я уже начинаю с этим соглашаться. Вы вправе выбирать учителя, и если данный педагог с его методами Вам не подходит, ищите другого. По поводу копирования, конечно, это неплохо. Только копировать нужно хороших мастеров и не сильно этим увлекаться, как правило, для того, чтобы овладеть тем или иным приёмом. По поводу того, что учёба должна начинаться с копирования и только, я не согласен. Я вижу здесь ещё одну проблему. Как мне кажется, Вы хотели научить учителя, с чего нужно начинать учиться. Если это так, то Вы просто могли его не услышать, возможно, в его методе обучения есть свой алгоритм, который был бы понятен Вам впоследствии. Спасибо за отзыв.

      Ответить
  19. Галина Макаренко

    Здравствуйте, Александр! Спасибо за статью о важности построения композиции. Возник вопрос. Вот выстроена композиция вроде бы правильно, но нет акцента на «главном герое» картины, за что должен глаз цепляться сразу. Все проработано, ничего лишнего и всего достаточно. Но из-за того, что именно нет акцента и картина смотрится раздробленной, не целостной. Предметы живут сами по себе, автономно. Если каждый предмет по отдельности заключить в раму. то у каждого будет отдельная картина.

    Как Вы думаете, Александр, такое допустимо в живописи?

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Галина! В понятие «композиция» входит вся гамма композиционных средств. Композиционный центр не живёт отдельно от всей работы. Если картину можно порезать на несколько сюжетов, то цельности нет. Композиция — это единый организм и его составляющие не могут жить друг без друга. Вы думаете, что акцент — это то, что объединяет композицию? Вы ошибаетесь. Акцент — это только изюминка на испечённом Вами пирожке. Сам пирожок требует чёткой рецептуры, иначе никто не захочет его скушать. Спасибо за отзыв.

      Ответить
      • Галина Макаренко

        Спасибо, Александр. В том то и дело, что на днях смотрела работу начинающей художницы под руководством наставника. В ней каждый элемент был самостоятельным, то есть — не понятно в чем изюминка.

        Ответить
        • Александр Григорьев

          Здравствуйте, Галина! Лучше смотрите на шедевры и ищите изюминки в них, уверен, много для себя откроете. Спасибо за отзыв!

          Ответить
  20. Lidiya

    Ну прямо мои мысли... Когда дочка хвалит и говорит,что ей нравится картина, написанная в мастер классе-я говорю, это не я.

    Ответить
  21. Людмила

    Спасибо Александр за искренность.

    Вши слова для меня на вес золота.

    Совсем недавно мне частично открылось понимание для чего рисую.

    Из всего этого решила отметить одну главную вещь без которой,как мне думается нет искусства в любом творческом деле.

    Прежде всего любить свое дело честно и открыто участвовать в процессе.

    Когда я беру в руки карандаш и хочу выразить свою мысль на листе честно максимально пытаюсь открыть суть что сверлит в моей голове.Но прежде всего я думаю не о зрителях и вообще размещу ли работу на всеобщее обозрение.А в итоге чаще после размещаю.Хотя всегда считаю их учебными и думаю до конца жизни буду учиться.

    А смысл заключается в своем честном отношении к делу.

    С вопроса к себе для чего мне это надо начинается творчество.

    С детства у меня была одна идея рисовать ради того,чтобы оживить на плоскости предмет.

    Предать ему дух и самостоятельную жизнь там на белом чистом листе.

    Ответить
  22. Юлия

    Александр, спасибо Вам что поделились. Я училась у своего мужа в студии три года, но вот из него вытащить, вот такие вещи, было не просто. После окончания студии я стала ходить на мастер-классы к художникам, смотреть разные мастер-классы, учиться дистанционно, я была удивленна как много они говорят своим ученикам, раскрывают свои секреты. Поэтому спасибо, Вам, что делитесь) это важно!

    Ответить
  23. Владимир Владимирович Сачко

    Встал утром — рисуй мысленно, идёшь или едешь на транспорте — делай кратковременные зарисовки глазами стреляй, как затвором камеры, на работе стреляй! За обедом — стреляй! Домой пришёл, то что настрелял, выкладывай свой трофей — возьми лист, картон, фанеру (любую чистую плоскость) и любой материал (карандаш, ручку, мелки, уголь, краски ...) И выложи всё в виде линий и пятен! Выложил? Это ТВОИ впечатления за день! С каждым днём ты растешь, приобретаешь опять технический и мыслительный процесс развивается в тебе — ты находить темы, раньше которых проходил не замечая, теперь показываешь другим в своих работах! Только выстрелы твои должны быть с блокнотом и карандашом в руке — это твой БЕСЦЕННЫЙ БАГАЖ! КЛАД — к которому ты будешь обращаться не раз! Где бы не был, чтобы не делал — думай, находи, каждую свободную минуту сделай секундный набросок! Это твои кирпичики, из которых строишь свой дом в образе творчества, в который будут приходить и всегда рады окунуться в мир отображаемый тобою! Дерзай! Плохо или хорошо — не останавливался! Результат не заставит себя ждать!

    Ответить
  24. Галина

    Статья очень нужная и важная!!! Понравилась очень! Можно сказать очень много о композиции и при этом не придать импульса слушающим, а можно сказать и самую малость, но так, что глаза слушающего по-детски распахнутся и словно заново увидят Мир! Часто композицию рассматривают даже в учебниках в очень узком ключе. Вы затронули данный вопрос не упустив нюансов!!! Спасибо Вам!!! Для меня Ваша статья оказалась очень своевременна!!!! Когда идешь не на огонек, а четко представляя себе маршрут и цель, становится и идти легче))))

    Ответить
  25. Галина

    Зацепило! Вернулась))) <<<>>> и <<>> Как-то немного навязчиво звучит. Понимаю! Вы пытаетесь привить вкус! Но, и вкус бывает разным!!! О нем не спорят! Не правда ли? Думаю, что живопись может и даже должна быть разной! Как-то один знакомый художник сказал мне :-"Художник пишет для себя". А я подумала тогда «Может о своем? Свое? О себе?». А иначе ЗАЧЕМ??? Вероятно я наделена дурным вкусом......., но, я и сейчас так думаю. Ведь есть галерейные картины, выставочные, а есть интерьерные. Если я пришла домой с работы усталая, то хочу отдохнуть на диване телом, а на картине глазами. Зачем мне грузить себя дополнительными проблемами и замороками заумного художника???? Я хочу погрузиться в приятную музыку и легкую картину и поразмышлять над тем, как Мир прекрасен...........В общем ...))) это очень риторический вопрос!))

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Галина! На своём блоге я уже не раз писал о «вкусах» и о том, что готов поспорить о них. Правда, спорить я буду не о солёной рыбе, так как это, действительно, дело вкуса и касается непосредственно приёма пищи. Мой спор затрагивает только область знаний, так сказать, приём духовной пищи, которая без специальной сервировки к обеду не подаётся. Никто не вправе отказать Вам в отдыхе, и Вы вольны смотреть туда, куда Вам заблагорассудится. Но скажу Вам по секрету: искусство больше, чем та роль, которую Вы ей отводите в данном комментарии. Искусство (живопись в частности) — не только красивый фантик и радужная картинка, но и портал, раздвигающий границы реальности. Где мы как главные герои — не просто усталые путники, а творцы, создающие миры и даже целые галактики. Вы спрашиваете, зачем? Это самый простой вопрос. Чтобы познать самого себя! Благодарю за Ваши комментарии и за то, что оценили мой литературный стиль.

      Ответить
  26. Галина

    Выдержки почему-то из Вашей статьи не напечатались. Поэтому поясняю. Это я о сладких художниках и сладкой живописи .

    Ответить
  27. Галина

    Александр, Вы не открыли мне секретов, Любые знания, хоть в живописи, хоть в чем-то другом раздвигают горизонты. Это правда!!! Но, категоричность — это все-таки крайняя степень чего-либо, опять же хоть в живописи, хоть в чем -либо еще. Не Вам ли, как художнику, знать, что существуют еще и полутона?! Я только об этом))) Уверена, что Вы поняли меня и в первый раз!

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Галина, конечно, я понял Вас! Нет никакой категоричности с моей стороны, есть преклонение перед мастерством, мастерами, искусством.

      Ответить
  28. Артур

    Светлана Ерохина, художник вобше не должен думать о стиле, это художника убивает на корню ! Это является одной из основных ошибок художников, как начинающих, так и со стажем. Стиль появляется сам, без натужных усилий, просто через работу. Как только вы начинаете заботиться о стиле, вы малюете на потребу дня...

    Ответить
  29. Артур

    И еще : о Вкусе не спорят, потому что Вкус, как и Истина — один. Просто он или есть, или его нет . Как правило, спорят о безвкусице, выдавая её за Вкус.

    Вобще, забавно, что многие, только начав свой путь в живописи , начинают сразу страдать крайностями, отрицая основы композиции и т.п. Вы напишите сначала пару-тройку сотен этюдов ( даже не картин ! ), а там и отрицания исчезнут, уступив место мастерству ))). Кстати, попробуйте поотрицать комозицию цвета ( равновесие цвета на холсте )))

    Ответить
  30. Ольга Фомина

    Спасибо Александр!Все ваши статьи полезны и главное так вовремя!

    Ответить
  31. Ольга Меркульева

    Очень серьезная тема затронута в статье. Я анализирую ее сегодня, будучи совсем начинающим художником.Если бы не встреча с Александром, то, возможно, никогда бы не задумалась над столь важнейшим моментом, при создании картины. Мне казалось, что главное — это отобразить то, что мне, как повествователю, кажется наиболее значимым. Вот нравится мне моя кошка, и я буду ее отображать крупным планом во всех своих творениях. Но выясняется, что моя кошка интересна только мне. А зрителю она вовсе не интересна. А вот создать историю на полотне — вот задача. И моя кошка станет интересна зрителю, если я смогу закрутить в картине содержательный сюжет.Кажется — как просто создать историю путем визуальных образов. Но, пройдя курс Александра «как создать историю путем визуальных образов», я поняла, что это целая наука. И без этой науки в живописи — никуда... Просто зритель не увидит Вашу картину, если она не будет создана по законам композиции. Не увидит Вашей глубокой, как Вам кажется, мысли и идеи.Зритель пройдет мимо... Но ради этого ли мы корпим над нашими полотнами?

    Ответить
  32. Наталия

    Все умеют писать, но не все могут написать статью, рассказ или роман. Многие знают нотную грамоту, но единицы становятся композиторами.Так же и в живописи. Скопировать могут многие, создать,сотворить только те, кто знает и умеет использовать законы композиции. Но как же это непросто — создать интересную композицию.

    Ответить
Ваш ответ
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.