Главная>Блог Александра Григорьева>

Хочу  рассказать  Вам  один  случай  из  моего  опыта,  я  не  отношу  его  к  традиционному  учебному  процессу,  но  считаю  самым  ярким  уроком  композиции  для  себя  лично.

Вообще,  все  приобретённые  мною  знания,  как  правило,  взяты  у  людей,  состоявшихся  в  профессии.  Сам  факт,  у  кого  учиться,  играл  для  меня  большую  роль,  отсюда  моё  пренебрежение  к  пустословам — теоретикам  и  преклонение  перед  мастерами.

Не  стану  хвастаться,  но  мои  учителя  сами  обращали  на  меня  внимание  по  тем  работам,  что  я  выставлял  на  выставках,  возможно,  отсюда  лояльность  ко  мне  и  их  откровенность  в  темах,  касающихся  творчества.

Этот  случай  произошёл  определённое  количество  лет  назад,  когда  я  только  начинал  свою  творческую  деятельность,  будучи  свободен  от  рамок  традиционного  учебного  процесса,  и  участвовал  почти  во  всех  доступных  мне  выставках.

Так  случилось,  что  я  был  приглашён  одним  из  очень  уважаемых  мною  живописцев  в  его  мастерскую.

Знаете,  когда  Вы  получаете  такое  приглашение,  то  это  не  одно  и  то  же,  если  бы    Вас  пригласили,  например,  в  гости  хорошие  друзья.  Здесь  всё  намного  сложнее  и  интереснее.  Представьте,  Вы  попали  в  пещеру  Али  Бабы,  или  вдруг  Вам  старик  Хоттабыч  сказал:  загадывай  желание,  я  всё  исполню.

Я  надеюсь,  Вы  понимаете,  что  мои  желания  тогда,  как,  в  принципе,  и  сейчас,  лежали  в  области  знаний.  У  кого,  как  не  у  состоявшихся  мастеров  выпытывать  их  по  крупицам?

В  предвкушении  нашей  встречи  я  затарился  магарычом,  а  именно,  пачкой  хорошего  чая  и  коробкой  конфет.  Пустым  в  гости  не  ходят,  соответственно,  я  подготовился.

Знаете,  где  обычно  расположены  мастерские  художников?  В  городах  на  последних  этажах  зданий,  там,  где  до  неба  рукой  подать  и  можно  смотреть  на  всех  свысока.

Я  легко  преодолел  серпантин  лестничных  пролётов  и  оказался  у  входа  в  заветную  дверь.  Пара  нажатий  на  кнопку  звонка,  и  мне  открыли.

— Заходи,  —  сказал  хозяин,  —  и  впустил  меня  в  узенький  коридор,  на  другом  конце  которого  была  распахнута  дверь  в  мастерскую.

Оказавшись  в  мастерской,  я  ощутил  себя  космонавтом,  вышедшим  в  открытый  космос,  так  всё  вокруг  меня  было  необычно,  непредсказуемо  и  загадочно!  Вечерний  свет,  проникающий  в  помещение  через  специальные  световые  окна  под  высоким  потолком,  заливал  всё  пространство.

Огромное  старинное  зеркало,  расположенное  в  центре  противоположной  входу  стены,  напоминало  дверь  в  другую  галактику,  и  я  нисколько  не  удивился  бы,  окажись  всё  это  правдой.

— Присаживайся,  —  предложил  хозяин  и  указал  на  стул,  стоявший  в  центре  подле стола,  который,  как  и  зеркало,  был  антикварным.

Я  достал  принесённые  мной  чай  и  конфеты.

Мы  сидели  в  затянувшейся  паузе  и  молча  пили  чай.  Вы  замечали,  что  обычно  в  нашем  окружении  не  так  много  людей,  с  которыми  можно  молчать,  не  заполняя  тишину  пустым  трёпом?  Как  правило,  это  очень  близкие  люди.

Человек  может  быть  вам  близок  не  только  потому,  что  вы  прожили  вместе  много  лет,  но  и  потому,  что  вы  созданы  из  одного  теста.  Даже  если  вы  видите  друг  друга  впервые,  вам  есть,  о  чём  помолчать.

Я  рассматривал  картины  на  стенах,  ныряя  взглядом  то  в  огромный  холст  с  позолоченной  рамой,  то  в  крохотный  этюд,  то  в  графические  листы,  закреплённые  тут  же  на  стене.

— Держи,  полистай,  —  он  дал  мне  книгу,  вытащив  её  из  стопки  подобных  за  своей  спиной.  Это  был  Андронов Н. И.  (довольно редкое издание),  и  я  принялся  её  изучать,  прежде  передав  ему  серию  фотографий  с  моими  работами.

Беседу  он  начал  первым.

— Знаешь,   Александр,   много  хорошего  в  твоих  работах.  Я  давно  за  тобой  слежу,  но  есть  одна  проблема,  которую  ты,  как  и  многие  сейчас,  упускают  из  виду.  Я  хочу  обратить  твоё  внимание  на  композицию,  на  организацию  плоскости  и  на  то,  ради  чего  ты  вообще  берёшь  в  руки  кисти.

Неужели  эффектно  получившийся  кусочек  твоей  картины  важнее  всей  работы,  ради  одного  элемента  ты  выкрашиваешь  остальную  часть  холста  бездумно?

Неужели  ты  не  видишь,  что  все  твои  труды  напрасны  и  никому,  кроме  тебя,  не  интересен  данный,  как  тебе  кажется,  удавшийся  фрагмент?

Он  отложил  одну  из  моих  фотографий.  Изображённый  на  ней  этюд  действительно  меня  смущал,  но  я  не  мог  понять  причины.

Он  продолжил.  —  Если  ты  как  художник  не  владеешь  композиционным  языком,  то  всё  напрасно.  Представь  яблоко.  Ты  можешь  написать  его  “портрет”,  но  просто  “портрет”  яблока — это  иллюстрация  из  учебника  биологии.  Картина  должна  стать  рассказом,  в  яблоке  зритель  должен  увидеть  твоё  отношение  к  нему.

yabloko1

Как  этого  добиться?  Перестать  иллюстрировать  учебник  биологии,  попытаться  средствами  композиции  создать  произведение.

— Но  как?  —  вопрошал  я.  —  Очень  просто,  на  примере  того  же  яблока.  Пусть  оно  как  главный  герой  твоей  картины  не  будет  мозолить  зрителю  глаза,  находясь  по  центру,  а  предстанет  в  нужный  момент,  после  того,  как  ты  проведёшь  его  внимание  по  плоскости  всей  работы.

Вообще,  —  продолжал  он,  —  для  художника  не  существует  никаких  яблок,  есть  только  плоскость  и  отношения  пятен  на  ней,  согласно  тону  и  цвету.  Конечно,  ты  можешь  мыслить  яблоками  и  пытаться  исполнить  их  такими,  как  в  учебнике.

Уверен,  будешь  вскоре  иметь  успех  как  многие,  называющие  себя  мастерами.  Вопрос  в  другом.  Таким  ли  художником  ты  хочешь  стать?

О  чём-то  таком  я  догадывался  и  раньше,  но,  как  и  все,  плыл  по  течению.  Очень  трудно  взять  на  себя  ответственность  и  перестать  подражать  кому-либо.

Я  начал  называть  ему  имена  художников,  которые  были  у  всех  на  слуху,  желая  услышать  его  мнение.

Он  отвечал  без  всякого  пренебрежения,  с  долей  большого  уважения  ко  всем,  мною  названным.  Он  действительно  хотел  помочь  мне  разобраться  и  выбрать  правильный путь.

—  Есть  сладкие  художники  —  их  очень  любят  молодые  и  не  очень  девушки,  есть  колючие,  неудобоваримые.  А  есть  такие,  которых  трудно  вспомнить  —  бойся  оказаться  в  их  числе.

Он  неспеша  поднялся  и  подошёл  к  тому  самому  зеркалу,  что  больше  походило  на  дверь.  —  Что  ты  в  нём  видишь?  Представь,  это  твоя  картина.  Зеркало  отражает  только  сухие  факты,  художник  же  изображает  суть. 

В  его  словах  было  что-то,  что  действительно  цепляло,  мне  нечего  было  ему  возразить,  я  просто  молча  кивал,  пытаясь  переварить  услышанное.

Я  точно  не  хотел  быть  сладким  художником  и  не  хотел  быть  тем,  кого  трудно  вспомнить.  Что  для  этого  нужно  —  перестать  копировать  реальную  картинку  и  научиться  компоновать,  научиться  видеть  мир  как  художник,  перестать  быть  зеркалом!

Вообще,  я  не  услышал  ничего  нового,  именно  это  меня  и  поразило.  Просто  всё  сказанное  я  увидел  под  другим  углом,  осознал  важность  композиции  и  принципы  того,  как  художник  относится  к  плоскости.

sezan yabloki1

Поль Сезанн

Мы  ещё  долго  говорили  на  тему  изобразительного  искусства,  обсуждая  любимых  художников,  затем  он  показывал  мне  свои  последние  работы  и  долго  рассказывал  о  том,  как  недавно  ездил  на  пленэр.

Выпив  не  одну  чашку  чая,  уже  за  полночь,  я  покинул  его  мастерскую.  Добираясь  пешком  до  дома,  я  понял,  что  прежним  уже  не  буду,  а  главное,  не  будет  прежним  моё  творчество.  Пусть  моя  живопись  кому-то  не  нравится,  зато  те,  кто  ищет  большего,  нежели  зеркальных  отражений,  найдут  в  моих  работах  что-то  своё.

Вот  такой  урок  композиции  я  получил  от мастера,  всё  вышесказанное  впоследствии  мне  очень  помогло.  Можно  много  говорить  о  композиции,  используя  бесполезные  слова  вроде  статики,  динамики  и  т.д.  Но  зачем  Вам  пустые  определения,  если  Вы  не  понимаете  их  смысл.

Данным  опытом  делюсь  со  своими  читателями.  Уверен,  кто-то  отнесётся  более  серьёзно  к  предмету  композиции,  прочитав  мой  текст.

Напишите,  что  думаете  Вы  на  данную  тему?  Мне  важны  ваши  отзывы!