Как Вы думаете, зачем палитра художнику? Для красоты, для красок, для того, чтобы с ней позировать на фото, просто, чтобы была, потому что у всех есть, или всё-таки это нужный инструмент, без которого не обойтись?

Думаю, есть разные мнения. Кто-то станет отрицать её необходимость, но большинство уверенно скажет, что с её помощью живописец смешивает краски, а значит, она незаменимая часть творческого процесса.

Если Вы начинающий художник, то посмотрите сейчас на свою палитру. Что Вы там видите? Чистоту и порядок, близкий к идеалу, или хаос и грязь, что страшно прикоснуться?

Вообще, по Вашей палитре профессионал, как цыганка по линиям руки, прочтёт всё сокровенное. А именно, какой Вы человек — импульсивный, эмоциональный или расчётливый, вкрадчивый, спокойный. Что для Вас цвет — средство выразительности или необходимая данность, а ещё — любитель владелец палитры или маститый художник.

Многие начинающие даже не подозревают, что успех их живописных работ зависит от того, как они относятся к палитре и умеют ею пользоваться. Начиная возюкать сразу на холсте, минуя палитру, используя её только как место для выдавливания красок из тюбика, художник лишает своё произведение цвета, потому что колорит, цветовая гармония рождаются в процессе смешивания, не иначе.

Присмотритесь к Вашей палитре, на что она похожа? На пустынное поле или рог изобилия? Вы давите на неё максимум имеющихся цветов, действуя по принципу “кашу маслом не испортишь”, или скупо наносите минимум красок, не испачкав в итоге и четверти её рабочей поверхности?

Сколько цветов в Вашем арсенале, какими красками Вы пользуетесь, по какому принципу их выбирали? Согласитесь, важные вопросы, и ответить на них должен каждый, кто дерзнул сотворить нечто, пусть даже без претензии на гениальность.

Покупать краски как конфетки (нравится — не нравится) — впустую тратить деньги. Сначала разберитесь, зачем Вам каждая из них, и приобретайте только необходимый минимум для того, чтобы получить весь спектр. В этой статье http://grigoryevalexandr.ru/kak-poluhsit-zvet-iz-krasok.html я уже рассматривал, какие краски должны быть в Вашем арсенале и почему.

Вам нужно прийти в магазин и попросить у продавца всего лишь три цвета: красный жёлтый и синий, но в каждом случае Вы должны выбрать два тюбика — один тёплый, другой холодный.

То есть у Вас будет шесть тюбиков: два жёлтых (тёплый и холодный), два синих (тёплый и холодный), два красных (тёплый и холодный) и, конечно, белила, а чёрная не нужна вовсе.

Вы можете ввести в палитру дополнительные цвета, но больше десяти Вам точно не понадобится, если краски Вы будете смешивать, а не писать прямо из тюбиков.

Умение смешивать краски делает Вас живописцем, в противном случае — маляром. Ничего не имею против этой профессии, но в нашем контексте малевать — значит бездумно мазать.

Принято считать, что глаза — зеркало души. Я берусь утверждать, что палитра — зеркало, в котором отражается то, как Вы думаете, как чувствуете, как знаете, как видите — список можно продолжить. Вообще, наблюдать за палитрами художников — интереснейшее занятие. У кого-то она идеально чиста, как попка младенца, у кого-то заскорузла вековыми слоями краски, возвышающимися, как горные хребты, по периметру.

Помните, на Вашем холсте то же, что и на палитре. Если на ней нет поисков цвета, их нет и на работе. Не стоит думать, что интересные находки и колористические открытия появятся сами собой, минуя главный инструмент живописца.

Многие спрашивают, как самому сделать палитру, как довести до ума покупную, какой она должна быть в идеале и можно ли экспериментировать с различными материалами?

Однажды мне пришлось сделать палитру из собственного сапога, он вполне подошел на её роль, после чего я использовал его по прямому назначению, помня о том, что когда в следующий раз под рукой не окажется оригинальной, сапог у меня с собой.

Как сделать палитру из сапога или зачем палитра нужна художнику

Если Вам нужна инструкция, как сделать палитру из сапога, то не забивайте голову. Его попросту нужно снять, оставшись босым, зато с необходимым инструментом, и, конечно, речь идёт о резиновом сапоге, где рабочей поверхностью служит голенище. Как обычно, всё гениальное просто!

Представьте, какое было выражение лиц у проходящих мимо грибников, внезапно встретивших художника в чаще леса, босого, с палитрой из сапога... Они приняли меня за сумасшедшего, не иначе.

Вообще, палитра может быть изготовлена из чего угодно, лишь бы в её характеристиках не было такого качества, как впитывание краски. Так как конечным пунктом назначения для найденного цвета служит холст или лист бумаги, то краска должна оставаться на поверхности, на которой Вы её смешиваете.

Продающиеся в магазинах палитры из фанеры часто не имеют покрытия, и масляная краска сильно впитывается при первом использовании. Чтобы этого не происходило, можно предварительно покрыть фанеру олифой или лаком. Впрочем, если Вы этого не сделаете, то продолжайте использовать палитру по назначению. Она сама приобретёт нужные характеристики, перестав тянуть в себя.

Некоторые художники применяют палитры из оргстекла, металла, пластмассы. Эти материалы долговечны и не имеют свойства впитывать краску. Собственно, такой инструмент можно изготовить самому, если у Вас есть подходящий кусок оргстекла, например.

Как же всё-таки расположить цвета на палитре, в каком порядке смешивать и, наконец, что вообще называть цветом?

Периодически слышу такие возражения, что вот эту, например, небесно-голубую ни за что не смешать, поэтому её нужно купить в готовом виде. Вопрос, кто Вам сказал, что её не смешать, второй вопрос, зачем она вообще именно такая Вам нужна?

Представьте, все художники вдруг станут писать небо на своих картинах небесно-голубой прямо из тюбика, тогда травку они должны будут писать травянисто-зелёной?

Всё намного проще и сложней одновременно. Абсолютно точно можно обойтись шестью цветами, расположив их по кругу аналогично цветовому спектру, а все замесы делать в центре круга, не превращая в хаос рабочую поверхность.

Пример:

Как сделать палитру из сапога или зачем палитра нужна художнику

Обратите внимание, на моём примере нет таких красок как зелёная, оранжевая, чёрная, розовая, бирюзовая и т.д., они Вам не нужны, но можно добавить марсы, охры, умбры.

Смешивайте краски в одном пятне, что поможет Вам избежать беспорядка, позволит точнее находить цветовые отношения, научит создавать сложные замесы.

Вы можете работать как одной кистью, так и несколькими. В этом случае одними кистями Вы пишете светлые участки, другими — тёмные. Если же рабочая кисть одна, то её неизбежно придётся промывать растворителем в процессе работы.

В завершение статьи хотел бы уточнить понятие “цвет в картине”. Если мы будем рассматривать в отдельности любую из красок, то ничего не сможем сказать о ней, какая она — тёплая или холодная, светлая или темная, только общие понятия, например, красная.

Чтобы знать о цвете максимум, нам нужно сопоставить его с другим, поместить в среду, которая даст нам максимум характеристик в сравнении. Так называемая “грязь” тоже может быть цветом, если среда, в которую мы её добавим, будет ей органична.

То есть цвет для живописца — это не абстрактное понятие, не название на тюбике, а отношение одного оттенка к другому, нельзя судить о каждом в отдельности.

Итог: из сапога может получиться отличная палитра, если Вы имеете понятие, какие и как будут смешиваться на ней краски.

Возможно, у Вас тоже есть истории из творческой жизни, где Вам приходилось пользоваться подручными средствами в работе, напишите об этом в комментариях.