Как Вы думаете, зачем палитра художнику? Для красоты, для красок, для того, чтобы с ней позировать на фото, просто, чтобы была, потому что у всех есть, или всё-таки это нужный инструмент, без которого не обойтись?
Думаю, есть разные мнения. Кто-то станет отрицать её необходимость, но большинство уверенно скажет, что с её помощью живописец смешивает краски, а значит, она незаменимая часть творческого процесса.
Если Вы начинающий художник, то посмотрите сейчас на свою палитру. Что Вы там видите? Чистоту и порядок, близкий к идеалу, или хаос и грязь, что страшно прикоснуться?
Вообще, по Вашей палитре профессионал, как цыганка по линиям руки, прочтёт всё сокровенное. А именно, какой Вы человек — импульсивный, эмоциональный или расчётливый, вкрадчивый, спокойный. Что для Вас цвет — средство выразительности или необходимая данность, а ещё — любитель владелец палитры или маститый художник.
Многие начинающие даже не подозревают, что успех их живописных работ зависит от того, как они относятся к палитре и умеют ею пользоваться. Начиная возюкать сразу на холсте, минуя палитру, используя её только как место для выдавливания красок из тюбика, художник лишает своё произведение цвета, потому что колорит, цветовая гармония рождаются в процессе смешивания, не иначе.
Присмотритесь к Вашей палитре, на что она похожа? На пустынное поле или рог изобилия? Вы давите на неё максимум имеющихся цветов, действуя по принципу “кашу маслом не испортишь”, или скупо наносите минимум красок, не испачкав в итоге и четверти её рабочей поверхности?
Сколько цветов в Вашем арсенале, какими красками Вы пользуетесь, по какому принципу их выбирали? Согласитесь, важные вопросы, и ответить на них должен каждый, кто дерзнул сотворить нечто, пусть даже без претензии на гениальность.
Покупать краски как конфетки (нравится — не нравится) — впустую тратить деньги. Сначала разберитесь, зачем Вам каждая из них, и приобретайте только необходимый минимум для того, чтобы получить весь спектр. В этой статье http://grigoryevalexandr.ru/kak-poluhsit-zvet-iz-krasok.html я уже рассматривал, какие краски должны быть в Вашем арсенале и почему.
Вам нужно прийти в магазин и попросить у продавца всего лишь три цвета: красный жёлтый и синий, но в каждом случае Вы должны выбрать два тюбика — один тёплый, другой холодный.
То есть у Вас будет шесть тюбиков: два жёлтых (тёплый и холодный), два синих (тёплый и холодный), два красных (тёплый и холодный) и, конечно, белила, а чёрная не нужна вовсе.
Вы можете ввести в палитру дополнительные цвета, но больше десяти Вам точно не понадобится, если краски Вы будете смешивать, а не писать прямо из тюбиков.
Умение смешивать краски делает Вас живописцем, в противном случае — маляром. Ничего не имею против этой профессии, но в нашем контексте малевать — значит бездумно мазать.
Принято считать, что глаза — зеркало души. Я берусь утверждать, что палитра — зеркало, в котором отражается то, как Вы думаете, как чувствуете, как знаете, как видите — список можно продолжить. Вообще, наблюдать за палитрами художников — интереснейшее занятие. У кого-то она идеально чиста, как попка младенца, у кого-то заскорузла вековыми слоями краски, возвышающимися, как горные хребты, по периметру.
Помните, на Вашем холсте то же, что и на палитре. Если на ней нет поисков цвета, их нет и на работе. Не стоит думать, что интересные находки и колористические открытия появятся сами собой, минуя главный инструмент живописца.
Многие спрашивают, как самому сделать палитру, как довести до ума покупную, какой она должна быть в идеале и можно ли экспериментировать с различными материалами?
Однажды мне пришлось сделать палитру из собственного сапога, он вполне подошел на её роль, после чего я использовал его по прямому назначению, помня о том, что когда в следующий раз под рукой не окажется оригинальной, сапог у меня с собой.
Если Вам нужна инструкция, как сделать палитру из сапога, то не забивайте голову. Его попросту нужно снять, оставшись босым, зато с необходимым инструментом, и, конечно, речь идёт о резиновом сапоге, где рабочей поверхностью служит голенище. Как обычно, всё гениальное просто!
Представьте, какое было выражение лиц у проходящих мимо грибников, внезапно встретивших художника в чаще леса, босого, с палитрой из сапога… Они приняли меня за сумасшедшего, не иначе.
Вообще, палитра может быть изготовлена из чего угодно, лишь бы в её характеристиках не было такого качества, как впитывание краски. Так как конечным пунктом назначения для найденного цвета служит холст или лист бумаги, то краска должна оставаться на поверхности, на которой Вы её смешиваете.
Продающиеся в магазинах палитры из фанеры часто не имеют покрытия, и масляная краска сильно впитывается при первом использовании. Чтобы этого не происходило, можно предварительно покрыть фанеру олифой или лаком. Впрочем, если Вы этого не сделаете, то продолжайте использовать палитру по назначению. Она сама приобретёт нужные характеристики, перестав тянуть в себя.
Некоторые художники применяют палитры из оргстекла, металла, пластмассы. Эти материалы долговечны и не имеют свойства впитывать краску. Собственно, такой инструмент можно изготовить самому, если у Вас есть подходящий кусок оргстекла, например.
Как же всё-таки расположить цвета на палитре, в каком порядке смешивать и, наконец, что вообще называть цветом?
Периодически слышу такие возражения, что вот эту, например, небесно-голубую ни за что не смешать, поэтому её нужно купить в готовом виде. Вопрос, кто Вам сказал, что её не смешать, второй вопрос, зачем она вообще именно такая Вам нужна?
Представьте, все художники вдруг станут писать небо на своих картинах небесно-голубой прямо из тюбика, тогда травку они должны будут писать травянисто-зелёной?
Всё намного проще и сложней одновременно. Абсолютно точно можно обойтись шестью цветами, расположив их по кругу аналогично цветовому спектру, а все замесы делать в центре круга, не превращая в хаос рабочую поверхность.
Пример:
Обратите внимание, на моём примере нет таких красок как зелёная, оранжевая, чёрная, розовая, бирюзовая и т.д., они Вам не нужны, но можно добавить марсы, охры, умбры.
Смешивайте краски в одном пятне, что поможет Вам избежать беспорядка, позволит точнее находить цветовые отношения, научит создавать сложные замесы.
Вы можете работать как одной кистью, так и несколькими. В этом случае одними кистями Вы пишете светлые участки, другими — тёмные. Если же рабочая кисть одна, то её неизбежно придётся промывать растворителем в процессе работы.
В завершение статьи хотел бы уточнить понятие “цвет в картине”. Если мы будем рассматривать в отдельности любую из красок, то ничего не сможем сказать о ней, какая она — тёплая или холодная, светлая или темная, только общие понятия, например, красная.
Чтобы знать о цвете максимум, нам нужно сопоставить его с другим, поместить в среду, которая даст нам максимум характеристик в сравнении. Так называемая “грязь” тоже может быть цветом, если среда, в которую мы её добавим, будет ей органична.
То есть цвет для живописца — это не абстрактное понятие, не название на тюбике, а отношение одного оттенка к другому, нельзя судить о каждом в отдельности.
Итог: из сапога может получиться отличная палитра, если Вы имеете понятие, какие и как будут смешиваться на ней краски.
Возможно, у Вас тоже есть истории из творческой жизни, где Вам приходилось пользоваться подручными средствами в работе, напишите об этом в комментариях.
Здравствуйте Александр! Спасибо Вам за эту статью. Когда многие художники некоторые замесы краски называли (грязью), а я видела в этой грязи очень красивые и нужные мне цвета, у меня как будто не состыковка была в голове, ведь я только начинаю этому обучаться,а они профессионалы. А после Вашего объяснения мне все стало понятно, спасибо!
Здравствуйте, Джамиля! Согласен с Вами, порой разобраться в советах и даже уроках некоторых «профессионалов» просто невозможно, информационный шум только запутывает начинающих художников. Тот, кто действительно знает, объясняет легко и просто, лично мне всегда было мало поверхностного понимания. Желаю Вам обрести как знания, так и опыт. Творческих успехов! Спасибо за комментарий.
Под палитру можно запросто использовать дешёвые пластиковые разделочные доски. Из магазина «Всё по 50», например. В них даже дырочка имеется, как и положено
хорошая идея) у меня тоже пластиковая из разделочной доски.я ее перед работой еще пленкой обворачиваю,чтоб не так вымазывалась
Согласен, что палитру можно сделать из сапога, и рисовать можно на чём угодно!.. — Зайдите в любую школу и попросите у уборщицы половую тряпку, её можно использовать как холст. вместо дорогущих кисточек можно использовать веточки, коробки с помойки, разный мусор. И профессионалы с резиновыми палитрами это оценят.
Здравствуйте, Александр! Эко Вас заносит, фантазии Вам не занимать, впрочем, таких фантазёров пруд пруди около художественной братии. Вижу, Вам нечем с нами поделиться, но пустословам тоже найдётся место — пишите, пишите, пишите. Спасибо за комментарий!
Александр!Ну что Вы! Это к Вам не относится, ни коим образом. Я советую Вам приобрести позолоченую палитру. И в пояснении к картине так и напишите: писалась, мол, на палитре из золота. Смотришь, дороже оценят. А рамку украсьте бриллиантами или перьями страусиными. Творческих Вам успехов!
Александр! Ещё добавлю в тему. Мои работы, которые я писала на такой вот разделочной доске, находятся сейчас на международной выставке на сайте NEW YORK REALIZM fine art,где я оказалась по приглашению. На обложке среди 19 участников из разных уголков нашей необъятной планеты Вы найдёте мою фамилию. А в разделе Art contest (текущая выставка) среди прочих четыре моих работы, отобранных жюри. Приятного просмотра!!! А моим педагогом по живописи является Александр Григорьев-Саврасов, который не знает толку в палитрах
Непременно отыщу на сайте сначала вашу фамилию, а потом не пожалею времени и в разделе среди прочих разыщу ваши четыре работы и обязательно на них полюбуюсь.
Александр! Поверьте, отыщите мгновенно!Фамилия прямо на красивой обложке сентябрьской выставки с изображением нашей вселенной. Белыми буквами написаны фамилии всего 19 человек из разных стран мира. А работы тоже сразу бросаются в глаза: они большие и яркие
Да полноте Вам, Александр! Что Вы прямо-таки. Никто же не собирается специально брать неподходящие материалы — это рискованно для сохранности живописи.
Оксана, поздравляю! Какие 4 работы?
Здравствуйте, Александр. Мне интонация Вашего комментария напомнила один давний случай.У нас в учебной практике стояло задание: изображение колонады Казанского собора.Все мы студенты: недорогая одежда, дешевые этюдники, ветер, рвущий бумагу, в общем, все прелести пленэра и питерской погоды. И вдруг среди этого великолепия под сводами собора нарисовался невзрачный, серенький человечек. что характерно, на голове у него был серый пирожок- шляпа. И что Вы думаете, изрекла эта серая личность? Почему великолепие громады Казанского собора изображают какие-то затрапезные художники-студенты.Действительно, где великолепие дорогих мунтиров и пслепляющий блеск др. металлов? Налицо душераздирающий контраст великолепия архитектуры и банальности нашего существования.Но все же считаю Вашу точку зрения неверной.
Спасибо Александр!!А так же под палитру можно использовать одноразовые тарелки и круглые и квадратные..особенно удобно для акриловой живописи…или просто холст небольшого размера..или загрунтованную картонку.
Можно под палитру использовать также ведро, — оно не впитывает масло.
Александр, мой пример с сапогом Вас так возбудил, что теперь мы прочтём в Ваших комментариях весь перечень возможных вариантов. Сожалею, что из моего текста Вам был доступен только сапог. Кстати, назовитесь (я Вас не знаю), если не страшно, или мужества хватает только пасквили писать? Все Ваши комментарии публиковать не стану. Уверен, ведру Вы применение найдёте.
Читая Вашу статью, Александр, думала о своей палитре, как я к ней пришла. Сначала я использовала все, что не впитывает краску. Это была и фарфоровая белая селедочница, и одноразовые тарелочки, и картонки, обмотанные полиэтиленовой пленкой. В той местности, где я сейчас живу нет художественных салонов… И вот однажды меня привели в такой салон. Я ходила по нему как по сказочной стране. И теперь у меня есть настоящая палитра, как у настоящих художников. И когда я беру ее в руки перед началом работы, происходит какое-то волшебство: мурашки по коже и радость бытия ))
Как я Вас понимаю, Ольга! Мне вот такую подобную подарили на ДР. Её форма называется «клюв попугая» — большая красивая под старину. Мне кажется, что и работа, написанная именно с этой палитры, самая удачная у меня. А до этого, чего только не было, но лучше настоящей полуовальной с анатомическими вырезами — ничего нет!
Здравствуйте! Я, когда не было вообще палитры для масляных красок (Маслом не писала. Краски были, а палитры нет), сначала приспособила загрунтованный картон. А потом пластиковую доску для детского творчества (лепки). И тем и другим пользуюсь до сих пор, хоть и имеется фанерная палитра.
Думаю, что можно использовать и пластиковые коробки от конфет, предварительно выдавить краску. И для быстрых этюдов использовать.
Понятно,что речь тут идёт не о качестве материала, на котором замешиваются краски,больше о характере художника и его отношении к работе, ну а ученикам подсказка на пути постижения мастерства. Спасибо за статью и за подсказку.
Спасибо за статью, повод лишний раз подумать о цвете и красках.
Очень интересная статья как всегда с неожиданной изюминкой. И полезная. Спасибо, Александр!
Александр,здравствуйте .Спасибо за статью.Я тоже использовала в качестве палитры вначале пластиковую доску для детского творчества.Сейчас приобрела палитру из фанеры.Спасибо за подсказку покрыть её олифой.
С нетерпением жду Ваши статьи.В них много полезных рекомендаций,практических советов.И ,главное,яркие примеры,которые всплывают в памяти в нужный момент!
А я пока только в самом начале пути. Поэтому просто зашла в супермаркет, купила медовые детские краски, дешевенькую пластмассовую детскую палитру, поставила 2 стакана с водой. И, собственно, всё. Думаю, сапог, пластмасса или серебряный поднос — роли не играет. Главное, чтобы было удобно и качество не страдало. И уж точно для того, чтобы понять и попробовать написать самый простой натюрморт, нет необходимости тратиться на дорогущие краски, кисти, палитру и т.д. И гуашь из 6 цветов и медовая акварель вполне подойдут. Настоящий Мастер сможет превратить их в шедевр. А начинающему и самые профессиональные и дорогущие краски не помогут, если руки пока не знают мастерства, а мозг еще не понимает как.
Статья очень полезная! Случай с сапогом забавный)) А вот о том, что можно обойтись минимальным количеством красок я узнала на собственном опыте, когда впервые собираясь на пленерную практику в Чусовое (на три недели )взяла с собой очень большой этюдник и доверху набила его красками разных оттенков. Этюдник был такой тяжелый, что у меня едва хватало сил тащить его,на следующий день я часть красок выложила, потом еще часть и еще, и через неделю в этюднике было лишь девять тюбиков, это были желтый красный синий по теплому и холодному оттенку , белила , охра и умбра натуральная.
У меня одна палитра из холста на раме, другая на крашеной стороне куска фанеры, еще есть пластиковый подносик, но им я теперь накрываю палитру, чтобы пыль в краску не летела и кошки не попали.)) А по поводу странного Александра, стоит ли реагировать на чей-то воспаленный разум?!)
Такое ощущение, что вы тут соревнуетесь в острословии, а не в принятии каких то поезностей для себя. Если нашли что то полезное, отлично, не открыли ничего нового для себя, тоже нормально. Всем хорошего настроения. :)))
Здравствуйте, Светлана! Что же Вы не поделились своими полезностями, в Вашем комментарии только острословие. Расскажите свою историю, поделитесь опытом. Спасибо за комментарий.
Расположение красок, на мой взгляд, чисто индивидуально. Моя палитра, то аккуратная, то сплошной хаос, всё зависит от того, что именно я пишу, как долго, насколько увлечена работой. Наверное, это, как-то характеризует меня, как человека, или, как художника, но мне нет дела до таких характеристик…)) Краски люблю смешивать, мне доставляет это действо, удовольствие. Помимо основных цветов, постепенно накапливаются другие, и я с удовольствием их использую, если есть необходимость. Это о масле. А вот с акрилом по-другому, несколько банок с водой, минимум 2 палитры, мою их очень часто, и беготня к крану помогает тем, что глаза, отвлекаясь, немного отдыхают, и не «замыливаются» И, опять же, всё исключительно индивидуально, я только учусь
Да…а вот когда в мастерской одни палитры остаются, картины уходят куда то….а палитры — загрунтованные ДВПушки….вот классная живопись начинается, из каждой — пастозный шедевр!!!
Не слишком ли много чести уделено тому Александру без лица??
Спасибо за нужную статью как всегда. И хочу рассказать один анекдот: «Встретились два товарища, которые давно не виделись. Один другому говорит: «Слушай, давно хочу тебя спросить, почему ты всегда улыбаешься, всегда такой жизнерадостный?» Другой отвечает: «Потому, что я никогда не спорю с дураками».
Первый возмущенно: » Ты что, сейчас столько несправедливостей, столько хаоса, безответственности. Слушай, ведб так жить нельзя!». Второй спокойно в ответ: «Нельзя так нельзя!»
Ну вот как-то так!!!
Использую вместо палитры коробки от яиц. В ячейках смешиваю акварель, а на плоских крышках масло.
Как показала моя практика использования разнообразных палитр на пленэрах и в помещении ничего более удобного, чем отрывная палитра в виде альбома с ламинированными (наверное?, потому что не впитывают) белыми листами и сквозным отверстием в нижней части так и не попалось. Зарисовываться приходится до позна (ночи или даже следующего утра), поэтому приводить в порядок палитру (чистить/мыть) не остаётся ни сил, ни желания. А так листик аккуратно оторвал, в кулёк с мусором отправил и ВСЁ. С пленэром на природе аналогично: попробуйте с холстом в одной руке (Ваш очередной этюдный «шедевр»), треногой и рюкзаком с красками/кисточками за плечами и палитрой с замешанными красками в другой руке куда-нибудь добраться не дай бог общественным транспортом).
Лично я, как начинающий в этой области, нахожу на сайте Александра Григорьева-Саврасова исключительно полезную информацию и очень нужные и доходчивые объяснения многих вопросов о живописи, которые (объяснения) мне сейчас очень нужны. Я благодарен ему за это. Недаром говорят, что когда ученик готов, приходит учитель. А словесные перепалки по поводу формы подачи материала считаю пустой тратой времени. Видимо кто-то из учеников еще не готов. Мне нравится и слог автора и форма подачи материала. Из комментариев посетителей сайта вижу, что подход к теме автором осуществляется грамотно уже потому только, что никого не оставляет равнодушным. С искренним уважением.
важно как смешивать, а на чем, каждый решит сам
Спасибо.