Как  получить  необходимые   оттенки  из  красок,  как  не  превратить  в  грязь  содержимое  своей  палитры,  как  не  “замылить”  живопись  и  добиться  звонкости  цвета?  Эти  и  многие  другие  вопросы  волнуют   живописцев.

Сейчас  среди  начинающих  художников  становится  популярным  иметь  под  рукой  цветовую  шпаргалку  и  с  её  помощью  решать,  какие  цвета   между  собой  дружат, а  какие  нет.  Поговорим,  можно  ли  ею  пользоваться  на  практике  и  помогает  ли  она.

Например,  что  следует  предпринять  в  том  случае,  когда  Вы  затрудняетесь,  какого  цвета  тень    в  Вашем  пейзаже?   Как  именно  поможет  шпаргалка,  если  Вы  не  понимаете  основные  принципы  цветовой  гармонии,  не  знаете  особенностей  восприятия  цвета  человеческим  глазом?

Безусловно,  есть  люди,  от  природы  тонко  чувствующие  цвета.  Но  что  делать,  если  Вы  не  в  их  числе,  если  Вашим  слабым  местом  всегда  была  цветопередача?  Скажу  по  секрету,  что  всё  не  так  страшно.   Если  и  в  следующий  раз  Вы  впадёте  в  ступор,  так  и  не  получив  искомого  оттенка,  не  отчаивайтесь,  а  постарайтесь  идти  иным  путём.

—   Каким?  —  спросите  Вы.   Логическим.   Просто  перестаньте  фантазировать  и  опираться  на  интуицию,  ключ  к  решению  проблемы  —  знания.  Разберитесь  во  всём  сами  или  же  обратитесь  к  профессионалам.   Стоит  ли  мучиться,  когда  есть,  у  кого  спросить.

Используйте  Вашу  цветовую  шпаргалку,  но  не  для  того,  чтобы  бездумно  сделать  вывод,  что  синенькому  будет  хорошо  с   жёлтеньким,  а  для  того,  чтобы  разобраться  в  причинах,  почему  так,  а  не  иначе.

Собственно,  этой  шпаргалкой  послужит  цветовой  спектр,  в  котором  Вам  не  так  и  много  следует  знать.   Посмотрите  на  основные  цвета,  такие  как  красный,  жёлтый,  зелёный,  фиолетовый,  синий,  оранжевый.  Те,  что  находятся  напротив  друг  друга,  являются  дополнительными.   Зелёный  —  дополнительный  красному,  фиолетовый  —  жёлтому,  оранжевый  —  синему.

Как получить цвет из красок

Цвета,  находящиеся  рядом  в  спектре  —  промежуточные,  например,  жёлто-зелёный  или  жёлто-красный.

Также  следует  отличать  ахроматические  цвета  (белый,  чёрный,  серый)  от  хроматических,  имеющих  цветовой  тон  (красный,  синий,  жёлтый).

Если  при  работе  с  натуры  Вы  заблудились  и  не  видите,   каким  цветом  нужно  написать  тень,  к  примеру,  то,  исходя  из  общей  гаммы  и  знаний  о  цветовой  гармонии,  Вы  всегда  выйдете  из  положения  победителем.  То  есть  мы  с  Вами  руководствуемся  как  непосредственно  наблюдением  натуры,  так  и  знаниями  о  цвете.

Очень  важно  понимать  то,  как  мы   видим  цвет  и  то,  что  он  напрямую  зависит  от  света,  точнее,  от  структуры  света.  Из  школьных  уроков  физики, возможно,  кто-то  ещё  помнит,  что  свет  состоит  из  волн,  каждая  из  которых  имеет  свою  характеристику.   Попросту   каждая  волна  обладает  своим  цветом,  а  вместе  они  представляют  форму  белого  света.

Белый  свет  —  не  что  иное,  как  естественный  свет  дня  и  является  наиболее  благоприятным  для  живописи.

Что  происходит,  когда  мы  видим  зелёный  цвет,  например,  летние  кроны  деревьев?  Белый  свет,  попадая  на  зелёную  поверхность,  поглощается,  то  есть  все  световые  волны,  окрашенные  в  иные  цвета  кроме  зелёного,  как  бы  нейтрализуются,  а  зелёная  волна  отражается,  и  именно  её  мы  видим.

Следуя  той  же  логике,  красный  цвет  мы  видим,  потому  что  отражается  только  красная  волна,  а  все  остальные  поглощаются.   И  так  со  всеми  другими  цветами,  имеющими  цветовой  тон.   А  как  же  быть  с  белым   и  чёрным?

Мы  видим  белый  лист  бумаги,  потому  что  он  отражает  все  цветовые  волны,  не  поглощая  их,  а  чёрный,  наоборот,  вбирает  в  себя  весь  спектр  световых  волн.   То  есть  он  вообще  ничего  не  отражает,  являя  собой  полную  противоположность  белому.

Конечно  же,  это  идеальный  вариант  структуры  света,  когда  мы  видим  только  одну  волну.  В  реальности   поверхность  предметов  отражает   и  иные  волны,  но  процент  их  значительно  слабее.  Наряду  с  зелёной  волной,  которая  является  главной,   от  зелёного,  хоть  и  в  меньшей  степени,  отражаются   другие  волны,  которые  не  могут  не  влиять  на  наше  восприятие  цвета.

Мне  бывает  странно  слышать  от  некоторых  художников,  что  летом  писать  нельзя,  будто  бы  одна  зелень  вокруг.  Исходя  из  сказанного  ранее,  даже  если  бы  перед  нами  была  выкрашенная  в  чистый  зелёный  цвет  стена,  мы  всё  равно  не  видели  бы  её  идеально  зелёной.  Наряду   с  отражённым  зелёным  наш  глаз  также  видел  бы  определённый  процент  синего,  фиолетового  и  даже  красного.

А  если  мы  вспомним,  что  между  нашим  глазом  и  стеной  существует  определённая  толща  воздуха,  который  тоже  влияет  на  цвет  стены,  потому  как  состоит  из  мельчайших  частиц  пыли,  испарений  и  т.д.  И  о  том,  что  стена  не  абстрактна,  а  окружена  средой,  которая  отражает  рефлексы,  то  изначально  поверхность  чисто  зелёного  цвета  перестанет  ею  быть.

Вот  Вам  и  нечего  писать…    Если  простая  стена  может  стать  живописным  объектом,  то  каким  же  чудным  многообразием  оттенков  будет  летний  ковёр  из  зелёных  листьев  в  кронах  деревьев!

Даже  если  Вы  обладаете  талантом  и  чувствуете  цвет,  будет  далеко  не  лишним  ещё  и  знать  законы,   это  только  усилит  выразительность  Ваших  работ.

Вы  должны  знать,  что  при  смешивании  ряда  хроматических  цветов  можно  получить  ахроматические.  Например,  чтобы  получить  чёрный  цвет,  нужно  смешать  основные цвета,  такие  как  красный,  синий  и  жёлтый.   Если  же  в  этот  тёмный  цвет  добавить  белил,  то  мы  получим  серый.

Как получить цвет из красок

Когда  речь  идёт  о  том,  что  Ваша  палитра  должна  быть  скупа,  что  цветов  должно  быть  минимум,  сразу  возникает  вопрос,  а  какие  это  должны  быть  цвета,  как  их  выбрать  из  того  многообразия,  которым  завалены  прилавки  магазинов,  продающих  материалы  для  художников?

Нет  ничего  проще,  чем  выбрать  ряд  нужных  Вам  цветов,  которых  в  скупой  палитре  может  быть  не  больше  шести  плюс  белила.   А  именно,  два  цвета  жёлтых  —   тёплый  и  холодный, два   красных  —  тёплый  и  холодный  и,  соответственно,  два  синих.   Вы  никогда  не  запутаетесь  и  будете  точно  знать,  что  именно  Вам  нужно.   Но  только  в  одном  случае,  если  понимаете  законы  цветовых  гармоний,  потому  как  иметь  в  арсенале  шесть  цветов  и  не  знать,  почему  именно  эти  шесть,  а  не  другие,  значит  писать  вслепую.

Давайте  посмотрим  на  нашу  шпаргалку,  что  она  может  нам  рассказать.  Начнём  с  того,  какой  цвет  является  тёплым  либо  холодным  по  отношению  друг  к  другу.  По  аналогии  с  огнём,  красные  и  весь  спектр  оранжевых,  жёлтых  цветов  считаются  тёплыми,  а  зелёно-синие,  фиолетовые  —  холодными,  образно  напоминающими  лёд.

То  есть  мы  можем  поделить  наш  спектр  на  две  половины,  одна  из  которых  будет  тёплой,  а  другая  —  холодной.  Теперь  возьмём  из  тёплого  сектора  два  жёлтых,  например,  кадмий  лимонный  и  охру  светлую,  из  холодного  сектора  два  синих  —  ультрамарин  и  церулеум   и  ещё  нам  понадобятся  два  красных  —  кадмий  красный  светлый  и  кармин  плюс  белила.

Как получить цвет из красок

Обладая  подобным  арсеналом,  Вы  сможете  получить   почти  все  необходимые  цвета.  Для  тех,  кто  ещё  не  понял,  поясню,  что  в  нашем  случае  кадмий  лимонный  —  холодный  по  отношению  к  охре,  кармин  —  холодный  по  отношению  к  кадмию  красному  светлому,  ультрамарин  —  холодный  по  отношению  к  церулеуму.   Важно  и  то,  что  цвета  можно  заменить  другими,  например,  кармин  —  краплаком,  церулеум  —  кобальтом  синим,  кадмий  лимонный  —  кадмием  жёлтым  светлым.   Главное  —  понять  принцип,  а  не  заучить  названия  красок.

Возвращаясь  к  структуре  света,  надо  знать,  что  искусственный  свет  сильно  отличается  от  дневного.   Даже  при  наличии  современных  ламп  он  всё  равно  не  идентичен  белому.  Искусственный  свет  окрашивает  предметы  в  тёплые  тона,  тем  самым  искажая  их  собственный  цвет.   Не  зная  этой  особенности,  начинающие  художники  сильно  «пережаривают»  свои  работы.

Вы  могли  это  заметить  на  собственном  примере.  Если  выполненную  ранее  работу  при  искусственном  свете  увидеть  в  свете  дня,  то  желтизна  общей  гаммы  будет  бросаться  в  глаза.

У  живописцев  есть  такое  понятие,  как  живой  цвет,  то  есть  цвет,  обладающий  оттенками  и  холодного,  и  тёплого.  Мы  уже  определились,  что  в  реальной  жизни  локальных  цветов  не  существует,  и  зелёная  стена  в  действительности  многоцветна.  Если  мы  говорим  о  живописи  натурной,  основанной  на  наблюдении  окружающего  мира,  то  цвет  на  наших  работах  должен  быть  живым.

Локальный  цвет  также  применяется  художниками,  но  для  решения  декоративных  работ  в  жанре  плаката  и  смежных  направлениях.

Приведённые  мною  примеры  —  лишь  небольшая  часть  того,  что  нужно  знать  живописцу,  чтобы  легко  владеть  искусством  получения  нужных  цветов  и  создания  богатого  колорита.

Я  периодически   получаю  сообщения  от  тех,  кто  решился  писать  с  натуры.  Как  правило,  в  этих  письмах  масса  эмоций  на  тему  работы  с  цветом.  Мне  пишут,  что  в  жизни  всё  не  так,  как  на  фотографиях,  что  теперь  они  видят  мир  по-иному,  и  творческие  горизонты,  открывшиеся   им,  бесконечны.

Согласитесь,  можно  по-разному   провести  отпуск,  но  если  Вы  наряду  со  всеми  развлечениями  посвятите  время  живописи  с  натуры,  то  не  только  испытаете  восторг  от  красот  тех  мест,  которые  посетили,  но  и  заберёте  их  собой  на  Ваших  картинах,  где  основным  выразительным  средством  будет  живопись.