Некоторые из адресованных мне комментариев требуют более подробного ответа, и этот не исключение.
“Хотелось бы узнать о том, как рисовать. Как писать картину так, чтобы она взбодрила и удивила зрителя? Возможно, я не прав, но я замечал такую проблему, что обычно зритель ожидает то, что он увидит. Это обычная красивая картина, в принципе, такая же, как он видел и ряд предыдущих картин у других художников. И даже если картина хорошо написана, правильные пропорции, правильное тональное решение, хорошая композиция — но для зрителя она оказывается скучной. Если это реалистичный пейзаж, то он, в принципе, такой же как и множество других пейзажей, и не вызывает у зрителя уже такого сильного удивления, какое вызвал у людей самый первый примитивно-нарисованный в истории пейзаж. Даже моя первая картинка в детстве вызывала у моих близких гораздо больше эмоций и чувств, чем уже более поздние мои работы, когда уже привыкли к тому, что я пишу. Поэтому мне было бы очень интересно узнать о том, как в свою работу привносить каждый раз что-то удивительно новое и потрясающе-оригинальное, чтобы это заметил и оценил зритель?”
Читатель задаёт мне риторический вопрос, как выдавать шедевры раз от разу и быть в тренде популярности у своего зрителя. Дать рецепт такой чудо картины — значит заведомо обмануть, а это не в моих правилах.
Скажу сразу, что ответа на данный вопрос не знаю, но могу поделиться своими соображениями.
В первую очередь я бы отделил искусство от ремесла. Да- да, именно так, потому как ремесло — это то, что мы можем измерить или максимум представить себе степень затраченного труда.
Искусство же неподвластно замерам и больше относится к интеллектуальной сфере. Например, всем известные матрёшка, жостовский поднос, хохломская роспись — это, в большей степени, примеры ремесла. Пикассо, Сезанн, Матисс или Врубель со своим «Демоном» — это искусство.
Предвижу Ваши вопросы с различными кандидатурами и моей оценкой — искусство это или нет. Прошу этого не делать, так как мой пример здесь для того, чтобы мы попытались найти ответ на вопрос, как написать удивительную картину.
В классическом смысле наша картина — это равная порция ремесла и искусства.
Другими словами, если в Вашей картине будет присутствовать мастерство и в то же время глубина содержания, то Вы будете удивлять зрителя каждый раз новым шедевром.
Обычно художник, выработав свой технический метод, повторяет его из раза в раз, не пытаясь найти новый язык, и именно об этом спрашивает мой читатель.
“Как в свою работу привносить каждый раз что-то удивительно новое и потрясающе-оригинальное, чтобы это заметил и оценил зритель?”
Какой бы великолепной техникой Вы не обладали, помните, что это всего лишь ремесло! Ваша картина будет удивительной только тогда, когда ремесло будет на службе у искусства. Например, что Вы хотите сказать, изображая так сейчас популярный морской пейзаж?
Глядя на подобные картинки, мне становиться дурно. Многие из авторов и на море- то не были, судя по их произведениям. Другие же так смакуют стеной стоящую волну, сквозь которую брезжит подобие заходящего солнца… Вот это поистине «чудная» картина.
Я много слышал возражений по поводу “Хлебов” Кончаловского (читайте пост “Случай в музее”), что выскажу своё мнение. Такого моря не бывает, и знаете почему? Не потому, что оно слишком сладкое, я бы даже сказал, приторное, с этим я ещё готов примириться. Всё намного страшнее — оно бессмысленное!
Именно бессмысленное, потому как в таких картинах нет смысла — только одно ремесло, а мы с Вами уже решили, что шедевр — это ещё смыслы, интеллектуальные затраты, причём они на первом месте. В данном случае есть повод придраться и к ремеслу, но не стану этого делать, всё же это дело наживное!
Вы спросите, о каких таких смыслах я говорю, беря за пример морской пейзаж, там же всё просто — небо и вода. Не будем далеко ходить, посмотрим на лучшие примеры. В чём прелесть шедевров Айвазовского? Только ли в слащавой волне на переднем плане?
Автор показывает зрителю стихию, образ маленького человека между небом и водой. Мы ставим себя на место героев его картин и становимся сопричастны сюжету, а это уже искусство.
Смысл — это то, что делает из ремесленника творца и каждое его произведение шедевром! То есть, нечто побуждающее Вас взяться за кисть, является основой, вся дальнейшая работа подчинена общей идее, и ничего случайного быть не должно.
Простыми словами, каждый сделанный Вами мазок должен быть осознанным.
Как же все-таки писать картину удивительной? Мой совет — перестать относиться к живописи только как к ремеслу.
В народе бытует мнение, что художник создаёт свои картины по мановению руки, якобы талантлив, и этого довольно. В действительности настоящее искусство — очень энергозатратное занятие. Прежде чем что-то достойное создать, нужно пахать как лошадь.
Если Вам говорят очередные учителя, что Вы станете художником через месяц, два, полгода или даже год — бегите от таких мэтров! Если бы это было так, я бы первый стоял в очередь за экспресс знаниями и опытом.
Хочу предостеречь Вас от желания угождать зрителю — это очень скользкий путь. Оправдывая зрительский интерес, Вы теряете своё “Я”. Это значит, у Вас никогда не будет собственного творческого языка и самобытности.
Только оставаясь самими собой, у каждого из нас есть шанс писать нескучные картины! Термин “нескучные” я взял из вышеприведённого комментария, думаю, он максимально раскрывает смысл, а точнее, отсутствие смысла в подобных произведениях.
Даже любуясь ромашкой в поле, Вы как художник должны видеть художественный образ, иначе Ваши ромашки будут сродни тем цветам, что используются в погребальных венках.
Попытайтесь услышать самого себя, и это ключ к успеху. Вы же не просто оболочка, Вы чувствуете, мыслите, переживаете, любите и ненавидите. Пусть всё это будет в Вашем творчестве! В противном случае Ваше искусство — пластмассовый суррогат живых благоухающих цветов.
Заканчивая мысль, хотел бы подытожить. Я не претендую на то, чтобы мой текст стал правилом, и читатель зазубрил его как “Отче наш”. Напротив, я оставляю Вам выбор: пойти по указанному мной пути или же, как прежде, делать вид, что ремесло — это и есть искусство.
В данном тексте я попытался затронуть очень острые темы, которые станут для кого-то открытием, буду считать свою миссию выполненной, если кто-то прислушается.
Конечно, всё вышесказанное невозможно без соответствующих навыков, и Ваше умение рассказывать историю средствами композиции напрямую связано с накопленным багажом опыта и приобретённых знаний. Вам решать, на какой из ступенек лестницы знаний Вы остановитесь, если принять во внимание тот факт, что она бесконечна.
Благодарю за комментарии, пишите, мне важно знать Ваше мнение, я с интересом читаю Ваши истории!
Александр, полностью с Вами согласна. «Каждый сделанный мазок должен быть осознанным» — золотые слова, вот на что должен опираться художник, считаю.
Для себя я поняла следующее — живопись, создание сюжета и картины — это мыслительный процесс. Порой он продолжительнее и мучительнее, чем само написание. У меня немного работ, но даже карандашные зарисовки к рассказам доставались мне с большим трудом, потому что представить все это нужно, прожить. Полюбить героев. Нужно все любить, что рисуешь: и людей, и животных, и стаканы… Тогда в них душа будет. Так мне представляется.
Про угождать очень верно подметили. В настоящее время работаю над рисунком к рассказу. Автор хочет, что бы я сделала рисунок в стиле одного известного художника. Повторить стиль можно, хотя тут тоже умение большое нужно. А, вот повторить душу в работе невозможно. Душу того художника не повторишь и свою не вложишь. Рисунок без души к другой душе не пробьется. Писать нужно от себя, свое. В этом-то и есть вся ценность живописи, по моему мнению.
Еще раз благодарю за статью, Александр!
Большое спасибо за интереснейшую статью. В ней действительно я прочитал очень ценные мысли. Я вполне согласен с тем, что для того, чтобы картину наполнить смыслом, то рисование этой картины для автора должно быть не просто увлечением в свободное время и не хобби, а его сутью, где он выражает своё внутреннее осмысленное переживание жизни. Безусловно картины Айвазовского нельзя назвать просто каким-то там хобби или ремеслом. Когда стоишь перед картиной Айвазовского, то такое чувство, что весь мир собрался в этой картине, будто это волна накроет сейчас меня самого, такое ощущение, что картины Айвазовского начинают существовать не изображением, а реальным происходящим событием и чувствуешь себя частью этого события. Это действительно шедевры.
Здравствуйте, Николай! Вам спасибо за интересный вопрос, мне самому близка данная тема!
Замечательная тема, замечательная статья , Александр! Есть над чем думать. Но это поиск. Поиск своего творческого начала. Лично я еще на той стадии, когда необходимо учиться, учиться и еще раз учиться. Поэтому нахожусь будто под толщей воды и никак не могу вынырнуть, чтобы глотнуть того самого воздуха творчества и свободы. В голове масса образов и идей, а руки еще не способны выразить. И еще это состояние похоже на неисправную технику, когда запись есть, а воспроизведения нет. Пока у меня вот так… ОГРОМНОЕ СПАСИБО ЗА СТАТЬЮ!!!!
Ольга, вы пишите моими словами)) У меня сейчас тоже такой период. Я хочу рисовать все..и цветы, букеты, и абстракцию, и море, и натюрморты необычайно красивые. Только вот мысли есть, но дела нет. Да, я написала несколько картин разной тематики. Может в этом и ошибка? Может нужно взять одну тему и довести ее до мастерства (громко сказано конечно), отточить все возможные варианты этой темы, а потом браться за другую?
НАДЕЖДА прошло немало времени и как вы решили этот вопрос? У меня сейчас тоже такой период
Спасибо за статью,Александр. Полностью согласна. Художников в любом деле поэтому и мало. Творческий процесс затратен,но тем и интересен. Когда пишу,всегда спрашиваю себя- что хочу сказать этим сюжетом?
Вероятно, в каком-то смысле ответом на затронутую тему может послужить жизнь Винсента Ван Гога, во всяком случае ее часть, посвященную искусству, благодаря которому он и стал известен. Я имею в виду его отношение к каждой своей работе, при том, что он очень хотел зарабатывать с помощью своих картин. Хотя, конечно, использовать его подход к собственной живописи в полном обьеме просто невозможно. Да и просто рискованно. Уж очень быстро сгорел. Многие ли из нас способны на подобную самоотдачу в искусстве? Впрочем, он гений.
Здравствуйте, Владимир! Соглашусь с Вами, он гений! Его творчество — это искусство! Его картины говорят сами за себя. Спасибо за отзыв!
Спасибо за статью, интересно, потому что каждый раз, когда смотришь на работу, важно сопереживание увиденному. Бывают очень профессиональные работы, просто скучно смотреть. Когда над работой размышляли, любили каждую деталь, это сразу чувствуется.
Тема очень глубокая! Если коротко: в картине должна быть Эмоция.Если Эмоция есть,произведение будет замечено и востребовано.Если в произведении Эмоция отсутствует,как таковая,его не спасет никакое мастерство,такое произведение будет»пустотелым»…По моему мнению,художник должен стремитьс я не только овладеть техникой и мастерством,но прежде всего он должен быть Личностью,интересным человеком. Вот как-то так….
Алена, как распознать наличие Эмоции в картине, как это увидеть? Может быть приведете пример картин с Эмоцией и без нее?
Ну не знаю, бывает начинаешь писать и пишешь пишешь, пока не задумался. Как только задумался застопорился и все. Очарование пропало. Куда дальше. Начинаешь думать , легкость пропадает.
Здравствуйте, Ольга! Лёгкость — это верх мастерства, но не потому, что она спонтанна, она продумана. Та лёгкость, про которую говорите Вы, случайна, и в ней действительно есть очарование, но это очарование гениального начала, которое ни к чему, как правило, не приводит. То есть, Вы идёте по наитию, идёте в никуда и ни к чему не приходите. Соглашусь, иногда получается нечто, но это случайность. Вы хотите надеяться на случайность? Это Ваш выбор! Спасибо за отзыв!
Спасибо за то, что во всех Ваших статьях нахожу ответы на вопросы, которые сама себе задавала. Надеюсь, так будет и в дальнейшем.
Боюсь, мой комментарий не будет оригинален. Мне очень сильно помогают уроки живописи, не зная ремесла, трудно передать свои чувства на плоскости холста…Еще великий Гете об этом сказал в своем «Фаусте»: «…где нет нутра, там не поможешь потом, цена таких усилий — медный грош, лишь проповеди искренним полетом наставник в вере может быть хорош, а тот, кто мыслью беден и усидчив, черпает понапрасну пересказ заученных отовсюду фраз всё дело выдержками ограничив. Быть может он найдет авторитет среди детей иль дурней недалёких, но БЕЗ ДУШИ И ПОМЫСЛОВ ВЫСОКИХ ЖИВЫХ ПУТЕЙ ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ НЕТ…»
Конечно же, в так называемом Вами ремесле есть тоже своя изюминка. Без нее даже изделие ремесленника будет скучным. А относительно картин совершенно согласна. Если не видно, что доносит автор, кроме копирования, то такая работа тоже имеет место быть, но шедевром ее не назовешь. «На всяк товар есть свой покупатель», — есть такая поговорка. Только радостно ли на душе от такой картины?
Александр, спасибо за ваши статьи!!! Очень интересно читать!
Тема которую вы затронули очень актаульна для меня. Я ни раз задавалась вопросом: чем зацепить зрителя? что рисовать, чтобы получился шедевр (смешно сейчас для меня эти слова, шедевр — огромный труд).
Хочется выразить себя, но опыта мало. Хочется писать не в одной тематике и стиле, а попробовать все стили, таким образом надеясь найти свой стиль. Тоже вопрос — как его искать? Ведь хочется чтобы это был именно твой стиль, а не такой как у кого-то.
Художественного образования у меня нет. Совсем недавно поняла, что хочу рисовать и есть некоторые способности. Понимаю, что просто так нельзя хорошо писать картины, это многолетний труд.
Мне очень помогают ваши статьи, они дают ответы на мои внутренние вопросы, которые я задаю сама себе. Спасибо!
Здравствуйте, Надежда! Спасибо за Ваши комментарии, вижу, что данные темы Вам интересны. Отвечая на Ваш вопрос, как найти свой стиль, скажу следующее. Если обобщить эту тему, то никаких стилей не существует, и Вам не следует его изобретать. Вы говорите о творческом языке, который бы отличал Вас от других художников, и эта тема действительно важная. Не следует ставить вопрос ребром, где Вы возьмёте свой собственный почерк. Не поверите, он есть у Вас уже сейчас! Вы уникальны, как и все мы, просто как художнику Вам не хватает опыта и нужных знаний. Пока Вы не можете выражать себя легко, но уверенность, свобода, собственный ритм, штрих, мазок — всё придёт. Это всего лишь вопрос времени — как Вы им распорядитесь.
в картине согласна должны быть эмоции,но… эмоции возвышающие зрителя. Не помню кто сказал,но художник=это человек,которому есть ЧТО сказать. Без ремесла тоже никуда. Бывает и есть ЧТО сказать ,но нет умения это выразить. Почему то музыкант не пишет музыку не зная нот. Но картины пишут иногда без ремесла. И называют это модернизмом, абстракционизмом или еще как. Искуством для «избранных»
Здравствуйте, Антонина! Нет такого искусства для избранных. Есть те, кто не знают, и не потому что знания им не доступны — они знать не хотят. Модернизм, абстракционизм так же не существуют без ремесла, тому много достойных примеров. Спасибо за отзыв!
Жду Ваши статьи,Александр,и с радостью открываю для себя много нового и утверждаюсь в понятом самостоятельно! Ваши ответы применимы к любому виду деятельности,не только к живописи,как и подобает Истине.Ваше мнение очень авторитетно для меня.
Спасибо за прекрасные ,глубокие и наполненные тексты и,конечно же,замечательные МК по живописи.
Здравствуйте, Елена! Спасибо, что цените мои статьи, но я Вас разочарую в том, что мастер классов не даю, так как считаю их абсолютно бесполезным занятием. Вы путаете меня с моим однофамильцем, впредь будьте внимательней! Спасибо за отзыв.
Тема важнейшая, даже наипервейшая перед тем как вообще взять кисть в руки!
Приятно было читать совпадения с моими собственными мыслями, поисками..)
Чтобы привлеч читателя,писатель создаёт интересный сюжет, так и художник, наступает тот момент,(я про самоучек) ,когда начинаешь понимать что хватит писать бессмысленные картинки, приходит мыссль о том чтобы даже обычный натюрморт зритель отгадывал как красворд и прячешь за предметами на холсте тайный смысл, а вдруг кто-то разгадает…
Здравствуйте, Елена! Вы правы, и писатель и художник создают интерес к сюжету, разница лишь в том, что один мыслит словом, а другой — визуальным образом. Бессмысленные картинки неинтересны зрителю. Спасибо за отзыв!
Александр, хочу сказать, что это очень правильный ход — репостить нам на почту свои старые статьи. Вот проходит год, полтора, перечитываешь и ловишь себя на мысли, что написанное Вами, воспринимается уже по-другому, открываются непонятые или не до конца понятые смыслы. Спасибо!