Некоторые  из  адресованных  мне  комментариев  требуют  более  подробного  ответа,  и этот  не  исключение.

“Хотелось бы узнать о том, как рисовать. Как писать картину так, чтобы она взбодрила и удивила зрителя? Возможно, я не прав, но я замечал такую проблему, что обычно зритель ожидает то, что он увидит. Это обычная красивая картина, в принципе, такая же, как он видел и ряд предыдущих картин у других художников. И даже если картина хорошо написана, правильные пропорции, правильное тональное решение, хорошая композиция — но для зрителя она оказывается скучной. Если это реалистичный пейзаж, то он, в принципе, такой же как и множество других пейзажей, и не вызывает у зрителя уже такого сильного удивления, какое вызвал у людей самый первый примитивно-нарисованный в истории пейзаж. Даже моя первая картинка в детстве вызывала у моих близких гораздо больше эмоций и чувств, чем уже более поздние мои работы, когда уже привыкли к тому, что я пишу. Поэтому мне было бы очень интересно узнать о том, как в свою работу привносить каждый раз что-то удивительно новое и потрясающе-оригинальное, чтобы это заметил и оценил зритель?”

Читатель  задаёт  мне  риторический  вопрос,  как  выдавать  шедевры  раз  от  разу  и  быть  в  тренде  популярности  у  своего  зрителя.  Дать  рецепт  такой  чудо  картины — значит  заведомо  обмануть,  а  это  не  в  моих  правилах.

Скажу  сразу,  что  ответа  на  данный  вопрос  не  знаю,  но  могу  поделиться  своими  соображениями.

В  первую  очередь  я  бы  отделил  искусство  от  ремесла.  Да- да,  именно  так,  потому  как  ремесло — это  то,  что  мы  можем  измерить  или  максимум  представить  себе  степень  затраченного труда.

Искусство  же  неподвластно  замерам  и  больше  относится  к  интеллектуальной  сфере.  Например,  всем  известные  матрёшка,  жостовский  поднос,  хохломская  роспись — это,  в  большей  степени,  примеры  ремесла.  Пикассо,  Сезанн,  Матисс  или  Врубель  со  своим «Демоном» — это  искусство.

demon

М.А. Врубель Демон сидящий.

Предвижу  Ваши  вопросы  с  различными  кандидатурами  и  моей  оценкой — искусство  это  или  нет.  Прошу  этого  не  делать,  так  как  мой  пример  здесь  для  того,  чтобы  мы  попытались  найти  ответ  на  вопрос,  как  написать  удивительную  картину.

В  классическом  смысле  наша  картина — это  равная  порция  ремесла  и  искусства.
Другими  словами,  если  в  Вашей  картине  будет  присутствовать  мастерство  и  в  то  же  время  глубина  содержания,  то  Вы  будете  удивлять  зрителя  каждый  раз  новым  шедевром.

Обычно  художник,  выработав  свой  технический  метод,  повторяет  его  из  раза  в  раз,  не  пытаясь  найти  новый  язык,  и  именно  об  этом  спрашивает  мой  читатель.

“Как в свою работу привносить каждый раз что-то удивительно новое и потрясающе-оригинальное, чтобы это заметил и оценил зритель?”

Какой  бы  великолепной  техникой  Вы  не  обладали,  помните,  что  это  всего  лишь  ремесло!  Ваша  картина  будет  удивительной  только  тогда,  когда  ремесло  будет  на  службе  у  искусства.  Например,  что  Вы  хотите  сказать,  изображая  так  сейчас  популярный  морской  пейзаж?

Глядя  на  подобные  картинки,  мне  становиться  дурно.  Многие  из  авторов  и  на  море- то  не  были,  судя  по  их  произведениям.  Другие  же  так  смакуют  стеной  стоящую  волну,  сквозь  которую  брезжит  подобие  заходящего  солнца… Вот  это  поистине  «чудная» картина.

Я  много  слышал  возражений  по  поводу  “Хлебов”  Кончаловского  (читайте пост “Случай в музее”),  что  выскажу  своё  мнение.  Такого  моря  не  бывает,  и  знаете  почему?  Не  потому,  что  оно  слишком  сладкое,  я  бы  даже  сказал,  приторное,  с  этим  я  ещё  готов  примириться.  Всё  намного  страшнее — оно  бессмысленное!

Именно  бессмысленное,  потому  как  в  таких  картинах  нет  смысла — только  одно  ремесло,  а  мы  с  Вами  уже  решили,  что  шедевр — это  ещё  смыслы,  интеллектуальные  затраты,  причём  они  на  первом  месте.  В  данном  случае  есть  повод  придраться  и  к  ремеслу,  но  не  стану  этого  делать,  всё  же  это  дело  наживное!

Вы  спросите,  о  каких  таких  смыслах  я  говорю,  беря  за  пример  морской  пейзаж,  там  же  всё  просто — небо  и  вода.  Не  будем  далеко  ходить,  посмотрим  на  лучшие  примеры.  В  чём  прелесть  шедевров  Айвазовского?  Только  ли  в  слащавой  волне  на  переднем  плане?

aivazovckii

Айвазовский, Девятый вал.

Автор  показывает  зрителю  стихию,  образ  маленького  человека  между  небом  и  водой.  Мы  ставим  себя  на  место  героев  его  картин  и  становимся  сопричастны  сюжету,  а  это  уже  искусство.

Смысл — это  то,  что  делает  из  ремесленника  творца  и  каждое  его  произведение  шедевром!  То  есть,  нечто  побуждающее  Вас  взяться  за  кисть,  является  основой,  вся  дальнейшая  работа  подчинена  общей  идее,  и  ничего  случайного  быть  не  должно.

Простыми  словами,  каждый  сделанный  Вами  мазок  должен  быть  осознанным.

Как  же  все-таки  писать  картину  удивительной?  Мой  совет — перестать  относиться  к  живописи  только  как  к  ремеслу.

В  народе  бытует  мнение,  что  художник  создаёт  свои  картины  по  мановению  руки,  якобы  талантлив,  и  этого  довольно.  В  действительности  настоящее  искусство — очень  энергозатратное  занятие.  Прежде  чем  что-то  достойное  создать,  нужно  пахать  как  лошадь.

Если  Вам  говорят  очередные  учителя,  что  Вы  станете  художником  через  месяц,  два,  полгода  или  даже  год — бегите  от  таких  мэтров!  Если  бы  это  было  так,  я  бы  первый  стоял  в  очередь  за  экспресс  знаниями  и  опытом.

Хочу  предостеречь  Вас  от  желания  угождать  зрителю — это  очень  скользкий  путь.  Оправдывая  зрительский  интерес,  Вы  теряете  своё  “Я”.  Это  значит,  у  Вас  никогда  не  будет  собственного  творческого  языка  и  самобытности.

Только  оставаясь  самими  собой,  у  каждого  из  нас  есть  шанс  писать  нескучные  картины!  Термин  “нескучные”  я  взял  из  вышеприведённого  комментария,  думаю,  он  максимально  раскрывает  смысл,  а  точнее,  отсутствие  смысла  в  подобных  произведениях.

Даже  любуясь  ромашкой  в  поле,  Вы  как  художник  должны  видеть  художественный  образ,  иначе  Ваши  ромашки  будут  сродни  тем  цветам,  что  используются  в  погребальных  венках.

Попытайтесь  услышать  самого  себя,  и  это  ключ  к  успеху.  Вы  же  не  просто  оболочка,  Вы  чувствуете,  мыслите,  переживаете,  любите  и  ненавидите.  Пусть  всё это  будет  в  Вашем  творчестве!  В  противном  случае  Ваше  искусство — пластмассовый  суррогат  живых  благоухающих  цветов.

Заканчивая  мысль,  хотел  бы  подытожить.  Я  не  претендую  на  то,  чтобы  мой  текст  стал  правилом,  и  читатель  зазубрил  его  как  “Отче наш”.  Напротив,  я  оставляю  Вам  выбор:  пойти  по  указанному  мной  пути  или  же,  как  прежде,  делать  вид,  что  ремесло — это  и  есть  искусство.

В  данном  тексте  я  попытался  затронуть  очень  острые  темы,  которые  станут  для  кого-то  открытием,  буду  считать  свою  миссию  выполненной,  если  кто-то  прислушается.

Конечно,  всё  вышесказанное  невозможно  без  соответствующих  навыков,  и  Ваше  умение  рассказывать  историю  средствами  композиции  напрямую  связано  с  накопленным  багажом  опыта  и  приобретённых  знаний.  Вам  решать,  на  какой  из  ступенек  лестницы  знаний  Вы  остановитесь,  если  принять  во  внимание  тот  факт,  что  она  бесконечна.

Благодарю  за  комментарии,  пишите,  мне  важно  знать  Ваше  мнение,  я  с  интересом  читаю  Ваши  истории!