Многие начинающие художники, обзаведясь всем необходимым, а именно, красками, кистями, холстами, накопив кипы завершённых произведений, так и не имеют своей творческой мастерской.
Стоит ли об этом думать, когда ты начинающий, и вообще, какая разница, где работать? На кухне, в спальне — было бы место, где установить мольберт. Можно и вовсе без мольберта — на коленях, на столе, например.
Всё это так, но до поры до времени. Если Ваше увлечение рисованием или живописью затянулось, то необходимость мастерской становится злободневной темой.
Когда Вы работаете с растворителями, квартира, где Вы живёте, не место для живописи. Даже если Вы проживаете в одиночку, соседи не станут терпеть постоянный запах. К тому же нужно место под стеллажи и стены под картины.
Тяжела жизнь художника — нужно решить не только жилищный вопрос, но и обеспечить себе место для работы. Конечно, не всё так страшно. Если живопись для Вас хобби, то и кухня может стать Вашей мастерской в то время, когда её не используют по назначению.
Для многих художников, в том числе профессиональных, наличие своей собственной мастерской — несбыточная мечта, и это реалии нашего времени. Каждый сам выкручивается, как может. Будучи реалистом, признаю тот факт, что отсутствие у художника рабочего места скорее норма, нежели исключение.
Джексон Поллок, например, работал в гараже, и он не один из известных нам художников, чьи произведения вышли из бытовых помещений, приспособленных под мастерские.
Любимый мной Артур Фонвизин всю жизнь работал на собственной кухне — именно это помещение стало для него творческой мастерской.
Мы тщательно подбираем художественные материалы, изучаем качество холста, кистей, бумаги, но помещение, где мы будем работать, не менее важно. Недаром психологи говорят, что спальня, например, не место для работы, и если Вы используете её не по назначению, то ухудшаете как сон, так и результат труда.
Наверное, они правы, потому как трудно поддерживать рабочий настрой там, где Вы обычно отдыхаете. Рабочая атмосфера очень важна, и осознание того, что помещение используется по назначению, развязывает руки.
В художественной мастерской Вы не думаете, что можете испачкать пол краской, пролить растворитель и заляпать покрывало на кровати. Всё это Вас не волнует, а значит, Вы на сто процентов отдаётесь работе.
Наличие мастерской даёт Вам главное, что точно не заменят ни кухня, ни спальня. Ваша мастерская — это мир, в котором существует только творчество, только идеи и их реализация.
В мастерской можно спрятаться от внешнего мира и жить только миром идей, воплощая их на своих холстах. Некоторые художники так и делают. Отказавшись от мирской суеты, они уходят жить в свои мастерские, которые становятся для них и монастырями, и храмами искусства.
Каждый сам решает, сколько в его жизни будет быта, а сколько творчества, и где он будет жить — в квартире или мастерской. Важно, если он художник, чтобы этот выбор у него был.
Если Вы начинаете творческий путь в стенах собственной кухни — это нормально. Помните, Вы не первый, постарайтесь организовать пространство так, чтобы ничто Вас не отвлекало.
Как правило, на наших кухнях хорошая вентиляция, а значит, умеренно, но есть возможность работать и с растворителями.
Я в своё время перепачкал не одну кухню и спальню, в том числе масляными красками, и нисколько не жалею об этом, благо те, с кем я живу, были на моей стороне.
Если вспомнить мастерские художников, виденные мной, то их недра бывают поинтересней некоторых музеев как по качеству находящихся в них произведений, так и по убранству самих помещений.
К сожалению, именно художники старой школы необычайно интересны своими мирами, если так можно назвать мастерские. То, что я вижу во вновь появившихся мастерских, сильно отличается от существующих ранее. Некоторые из них могут похвастаться мраморными полами и лепным потолком, но не содержанием, из них хочется бежать и никогда не возвращаться.
Возможно, я ошибаюсь, но что можно создать, купаясь в роскоши? Здесь мне ближе строки Анны Ахматовой.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда.
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен.
На радость всем и мне.
Согласитесь, в этом есть правда, а главное, бесчисленное количество тому примеров великих художников, вышедших из жизненных неурядиц, неустроенности и прочего сора.
В одной из своих статей «Урок композиции» я рассказывал об одной такой мастерской и её хозяине. Прочтите, если пропустили. К сожалению, пропадают эти волшебные миры вместе с окончанием жизненного пути художников.
Вы знаете чешского фотохудожника Яна Саудека? Он мировая легенда. Да, его творчество порой шокирует своей откровенностью, но это настоящее искусство. Он не сделал ни одного случайного кадра, каждый снимок продуман до мелочей.
Я вспомнил о нём потому, что мастерская, в которой он работал, стала персонажем его произведений. Стена, на фоне которой снята большая часть его композиций, сама по себе уникальна и вносит в снимки элемент волшебства.
Используя стены, он создал бесчисленное количество уникальных фотографий, которые невозможно спутать с другими авторами.
Мастерская — Ваш союзник. В ней Вы организуете свой творческий процесс, она же может стать героем Ваших картин и убежищем от бытовых проблем.
Если Вы уже задумываетесь о собственной мастерской, испытывая неудобства в работе и хранении накопившихся картин и рисунков, то, возможно, Вам будет полезна информация, как можно стать счастливым её обладателем.
Конечно, если Вы являетесь членом Союза Художников России, то имеете полное право на то, чтобы за Вами закрепили одну из принадлежащих СХР мастерских.
Следует упомянуть, что фонд мастерских СХР есть не во всех городах, но в крупных, как правило, имеется.
Также будет правильно, если Вы договоритесь с кем-либо из начинающих художников и совместно снимите подходящее помещение. Вдвоем дешевле, зато это будет полноценная мастерская.
Вы можете получить мастерскую, устроившись на работу в какое-либо заведение, где требуется художник, предварительно узнав о том, будет ли она Вам предоставлена.
Список можно продолжать. Например, Вы как Поллок поселитесь в гараже.
Рано или поздно, все, кто серьёзно относится к делу, обзаводится своей мастерской. Хочу пожелать всем скитающимся найти пристанище для создания картин.
Расскажите, где работаете Вы над своими произведениями, есть ли у Вас творческая мастерская либо альтернативные варианты. Возможно, Ваши истории кому-то помогут найти решение данной проблемы.
Жду Ваших комментариев!
Добрый вечер!
Александр, Вы, как и всегда, затронули очень важную тему. Я очень хорошо помню, как в маленькой квартире ставила натюрморт утром и разбирала его вечером к приходу домашних. а утром пыталась опять восстановить композицию, сложнее всего было с тканями… Сейчас я радостно сбежала из центра города в деревню и имею 100м мансарду под свои увлечения. Это восторг! Хорошо организованное рабочее место — это частичка успеха в творческом процессе.
Любовь В.
Здравствуйте, Любовь! Я с Вами солидарен, так как сам живу за городом и не испытываю нехватки пространства для работы. Решить проблему отсутствия мастерской собственными силами, то есть её построив — ещё один верный способ. Спасибо за отзыв!
Спасибо БОЛЬШОЕ за Ваши статьи. А насчет мастерской — я, в основном, рисую простыми карандашами, так что летом — это балкон, а зимой — кухня (около окна)
Я творю за обеденным столом когда одна, а если приходят домочадцы, приходится все убирать и потом уже сложно настраиваться. Для принадлежностей купила пластиковый комод с ящиками, но места все равно не хватает. Картины висят и лежат везде, где есть свободное место. Мастерская на чердаке дачи остается пока мечтой.
Здравствуйте, Наталья! Мне знакома нарисованная Вами картина — это нормально, все когда-то были в такой ситуации, а многие и сейчас с Вами солидарны. Хочу пожелать Вам творческих успехов и пусть мечта сбудется. Спасибо за отзыв!
Спасибо!
Спасибо,Александр!!!
Я не художник, поэтому рисую в комнате(она же спальня, и т.д. =8,5 кв.м.), вместо стола -гладильная доска с клеёнкой, а рисую на льняном масле, -оно не пахнет…(пробовала на растворителе, но у меня и у моей Кошки астма,-не проходят такие фокусы…). Чтобы Кошка не «дорисовала свой сюжет поверх моего» на стене есть специальная полочка, куда можно на время поставить… а закончив рисунок вешаю на верёвочку, и в санузел,- там несколько крючков, — на них сохнет дней пять(особенно быстро напротив вытяжки). Есть несколько «гостевых рамок» для х/на картоне,-если думаю позже дорисовывать… А после нескольких дней «подсушки», переселяю на стену в коридор, или на простенки,- где помещается… Если дорисовываю по-сухому, тогда через 3 -5 мес. крашу лаком, потом на крючках на балконе несколько дней они «ароматизируют пространство»). Ещё есть деревянные рамки, их крашу акрилом и лаком «в тон сюжета»,-а в них картинки дарить удобно, и друзьям нравится и мне место освобождается : ))) Рисую не слишком часто, обычно после работы, — пока помещаются, успевают сохнуть и раздариваться… Вот как-то так… : )))
Интересная и .. . полезная статья… Спасибо! Вы замечательно пишете!
Здравствуйте! Интересная тема… А ведь я и не думала об этом… рисую в спальне… А ведь вы правы, атмосфера творчества — вот самое важное, это особый «воздух». Пожалуй, до конца переоборудую свою спальню под мастерскую, лучше буду спать в мастерской, чем рисовать в спальне :) И пусть сны будут только о творчестве и красоте, и пусть мне будет сниться что я рисую, не важно :) Так ведь даже интереснее жить :)
Вот эта идея — просто для меня! У меня и так всегда моя комната была спальней и кабинетом одновременно. А с относительно недавних пор она стала еще и мастерской. Поскольку я давным-давно кровать отгородила шкафом, то всегда считаю, что сплю то в кабинете, то в мастерской. Но теснова-а-ато. :)
Да, пространство и у меня ограничено, и не решила еще, как его удобно организовать, чтоб его было больше :)))
Здравствуйте, Дарья! Вы креативно подходите к делу. Согласен, для художника иметь мастерскую куда важнее, чем спальню. Спасибо за отзыв!
Добрый день! Я в основном рисую акварелью, но от мастерской бы не отказалась. У меня мобильная мастерская, кисти и краски располагаю на …сервировочном столике, мольберт складной, а для планшета места много не надо. Путешествую по квартире в зависимости от освещения. Предел мечтаний, чтобы все расходные материалы были на виду и бумага , и пастель, и акрил, и холсты, и рамы.
Александр, здравствуйте. Какая животрепещущая тема поднята в этой статье! Думала, что это только мои личные «привереды» не дают мне в пространстве двухкомнатной квартиры (спальня-кабинет, гостиная да кухня) развернуться со своим масляным художеством так, как мне хотелось бы. Увы, это оказалось злободневным для очень многих… У нас перепачканы маслом и обе комнаты, и кухня. Всё ищу, где лучше освещение, больше простора, воздуха, где чаще приходит вдохновение…, но тщетно. Дело, оказывается, в отдельной от жилого пространства МАСТЕРСКОЙ художника, в его, так называемом, «священном» месте… Что бы под этим не подразумевалось, и какое бы для этого места не было приспособлено помещение! Буду об этом думать…, благодарю Вас, Александр.
Здравствуйте, Ольга! Как мне всё это знакомо, Вы не одна такая. Желаю Вам решить проблему с мастерской. Спасибо за отзыв!
У меня тоже пока нет отдельной мастерской, но я её «создала». Опять же на кухне удлиннив её на размер лоджии. Мастерская 1м2 х 1м2 возле окна с северной стороны. Под окном шкаф для всего, рядом кухонная тележка для всего (краски, кисти, растворители и др. причиндалы, но все подвергается порядку, иначе некуда будет складывать). Рядом мольберт за ним полотна. Вот и всё. Да ещё освещение для вечерней работы. А кухонный стол (удлинённый) на котором на 1/2 частенько разложенны аварели или пастель с перекинутой на них подлжной бумажной скатертью вовремя приёма пищи. Нам с мужем хватает, а кошка сидит на моих акварелях. Но мечта о мастерской живет со мной. Спасибо, Александр за тему.
Здравствуйте, Александр.
Неожиданно интересная тема, и отзывы у кого как с рисовальным местом, тоже оказались интересными.
Я одно время рисовала на кухне, пока не заказали дорогую кухню…Все особенности у нас связаны с маленькой шустрой дочей (2,5 года) и очень активной кошкой.
Сделали теплый балкон, как рабочий кабинет, и его теперь жалко, там все новенькое… На новом балконе очень удобно оказалось в плане места для рисования формата до среднего, холстики примерно 1,1*1,3 уже хуже -тесновато после огромной кухни. Все равно накрываю под картинами от краски, и буду накрывать везде, кроме открытого воздуха. Меня доча находит везде, контролирует, чтобы никуда не делась, рисую когда спит, а то поможет с красками :))
У меня акрил, он едва пахнет, но и это химия, больше воздуха считаю необходимым элементом здоровья. Кто работает за копьютером, следует придя с работы принимать душ с мылом, так и тут.
Грунтую, работу с некоторыми лаками делаю вообще вне дома, в «предбаннике», там тоже просторно и запах не досаждает.
Холсты на подрамнике храню у стены, а с местом для готовых работ уже напряг, охота их иногда прибрать подальше от дочи. После того, как утеплим второй балкон под кабинет, будет специальный шкафчик в коридоре с горнолыжным инвентарем, туда же и холсты пойдут)))).
Есть еще такой момент — готовые работы созданы, но как их развешу- знаю только примерно, потому что план работ на оформление стен пока не завершен, не все еще написано (или нарисовано).
Есть сюжеты, которые очень бы хотелось реализовать именно домой. Из созданного раздать пока ничего не захотелось. Если количество работ превысит свободную площадь стен -отдам в худ. салон, легко перепрофилирую и прорекламирую сайт под живопись. Если работа не годится для продажи — учебная к примеру, то или на дачу на стену, или в спец коробку (есть такое для пастели). Квартира у нас достаточно просторная, но только для тренировки я работы уже не выполняю, все новые приемы стараюсь довести до поставленного в качестве цели результата.
Есть дом (дача) на берегу речки с комарами :))))), в 30 км, и это по нашим меркам нормально, но рисовать я туда не поеду. На даче поневоле работаешь…Дом, семья, сборы туда-сюда….
Раздаривать считаю расточительством холстов, времени и своих трудовых ресурсов, и красок, если только не просят в подарок ту самую работу, которую вполне можешь подарить.
Очень хотела живописную картину свекровь в подарок, любит она цветочки и букетики солнечные и светлые. Я выполнила, наши проф.художники посмотрели и оформили в раму, внесла поправки с учетом замечания, и получилось вообще отлично. Ей понравилось, и всем нравится.
Но работать на подарок больше не хочу, почему-то тяжело было, я технарь, потом художник. Столько вдохновения вложишь, хочется себе подобное, но не интересно повторяться.
Раздавать тем более не буду, воспримут как неликвиды.
Насколько ценно такое произведение для человека, если он сам не отстегнул в салоне кровно заработанную сумму? Знает ли, примерно, какие нужны знания, время, ресурсы для создания? Практически никто из моих знакомых и родственников не ходит ни в музей, ни в худ.салоны.
У меня муж просто в шок приходит от цен на картины, а я ему на ОЗОНе Девятый вал (копия) Айвазовского показала за 700 тр, так вообще не было слов :))))
Успеха всем!
Вы правы, Лариса, раздавать работы не имеет смысла, но дарить на дату, например, или в бартерной сделке, на своём вернисаже для исполнителя или куратора — вполне.
Удачи Вам!
Спасибо Ольга!
Полностью согласна с Вами, это уже ценный подарок становится.
Здравствуйте, Лариса! Спасибо за Вашу историю, я с Вами соглашусь, не стоит просто раздаривать результаты Вашего труда, разве что в особых случаях, лучше пристройте Ваши картины в галерею, может быть и не за 700 т.р., но за «копеечку».
О чем и речь, за небольшую сумму вполне можно продать работу. Пусть будет у кого-то, кому к душе. Не симпатичные мы не рисуем, на культурное наследие я не претендую :))) Сильно дорогие рамы и батальные полотна тоже вряд ли будут у меня :))))
Здравствуйте,Александр.Не скрою, мне хотелось поразить воображение читателей каким-то совершенно феерическим рассказом о своей мастерской, может там были бы не только мраморные полы, она была бы заполнена антиквариатом, но в достаточной степени, чтобы оставалась место для хранения работ, картин, а потом еще пару достаточно больших стен для стеллажей, на которых присутствует «великие запасы» разнообразнейших художественных материалов и были бы пара диванов и кресла и небольшие столики( современные, Но стилизованные) для заказчиков, гостей и возможно, друзей, и было бы собственно мое рабочее место, новое пространство, в котором я буду создавать свои произведения, в зтом пространстве достаточным по размерам с достаточным освещением ( пара -тройка больших окон) только Я, мольберт с поставленным холстом и рабочий столик с необходимым для работы, ну может быть стул, окна раскрыты, раннее утро, только щебет птиц и прохлада раннего утра и ощущения счастья. Спасибо Вам, Александр, за Вашу статью. Я думаю, главное поставить цель, а мастерская будет!
Здравствуйте, Александр! Затронутая Вами тема -это тема для баталий в нашей семье.Я- художник .Пишу картины , в основном маслом.Кроме того занимаюсь авторской художественной куклой , авторскими игрушками ,валянием из шерсти. Уже очень давно вся моя квартира-это моя мастерская.Раньше,чтобы принять гостей ,мы освобождали одну из комнат, переносили все материалы в две других.После приёма гостей, приходилось возвращать всё на место,я злилась,ничего не могла найти,долго приходила «в себя»,чтобы начать работать. Приём гостей для меня- катастрофа.Теперь я плюнула на приличия и принимаю гостей в кухне, благо она у нас 10 метров.Давно уже надо что-то решать, но за город не хочется ,неудобно всем добираться на учёбу и работу.Вот такая история.
Ой какая важная тема!) Моя мечта — это мастерская!) Светлая, просторная! Сейчас рисую в зале. А немного раньше на кухне рисовала. У нас 2 комнаты. В спальне конечно не рисую..запах будет. Очень хочу себе стол оборудовать с ящиками. Мужу дала уже задание смастерить)) Пока стоит разложенным мольберт и краски на подоконнике. Муж сделал мне для красок сундучок)) Теперь жду стол)
Александр, спасибо за статью! Вы всегда затрагиваете важные темы, интересующие художников!
Мастерской нет. Все неудобства , уже перечисленные в предыдущих комментариях имеют место быть. Спасибо мужу, переехал на кухню( благо кухня16 метров), пишу маслом, растворитель в ходу, дышу, благодарю Бога, что аллергии нет, остальное переживу( других вариантов нет). Основная пробл освещение. Остро встаёт вопрос в определенный сезонный отрезок( совсем не кратковременный). Знаю о лампах специальных, и можно ужаться и приобрести. Но как в квартире( не в мастерской) использовать без ущерба для стен, потолка(?) Ремонт я уже не потяну… И вот пробую, не получается, пока, найти нормальное освещение, чтоб можно было писать и во второй половине дня. Перепробовала много , все не то… О мастерской мечтаю( не вредно, говорят), но надо решать пробл сегодняшнего дня. С Акварельными и пастельными эскизами пробл нет. Много места не занимают. Холсты-другое дело. Но я сразу решила не хранить неудачи. Оставляю только то, что получилось. Остальное соскребаю, зашкуриваю, и использую Есть холст с картиной N4, три предыдущие были неудачными. Возможно кто-то скажет, что я не права, но это мой выбор. Не люблю, чтоб на глаза постоянно попадался мой провал, да и мусор копить не хочу.
Я хочу спросить тех, кто пишет маслом дома, как они решили пробл с освещением? Возможно, кто-то подскажет удачное решение. Хотя я уже , почти, созрела для покупки спец ламп, вот думаю, как их крепить с наименьшим ущербом для стен( потолков).
Доброго времени суток, Ольга!
Применительно к себе, я бы наверное не очень хотела профессиональные лампы….
С последствиями домашнего освещения я намучилась.
Сейчас у нас энергосберегающие лампы (смотрятся как спиралька), плафон не закрывает лампу снизу= цвет освещения не меняется. Энергосберегающий холодный свет, мощный (продаже есть и другие оттенки., не подошли).
Выглядит освещение не как дневной, немного отличается, но цвета на следующий день у меня получаются те, какие вижу при работе, с учетом высыхания (у меня акрил, еще иногда акварель). Если такие лампочки не пробовали, посмотрите, может подойдет. Но слабые по ваттам не берите.
Можно попробовать на настолькой лампе, снять абажур (если есть).
Если подойдут лампочки, что есть в продаже, то может будет удобен наполный светильник? Есть варианты с несколькими лампами, подобно веточкам, направлены светильнички в стороны, и симпатично в интерьере смотрится.
Специализированные дорогостоящие лампы- как это все в плане комфорта и действительно ли будет один в один с дневным? По какой технологии их изготавливают, может по такой технологии есть в продаже другие варианты? Скорее всего производитель не сильно распространится о технологии, им же надо продать — «нигде не найдете аналога» любимая фраза, не всегда оправданная.
Место, уголок студии в квартире творческому человеку важен и нужен. Это и комфорт, и быстрота дела, и качество, и настроение, как результат -прибывает энергия.
Здравствуйте, Ольга! Будем исходить из того, что идеальное освещение для живописи — это естественный свет, но, как известно, осенью и зимой света нам не хватает, приходится выдумывать искусственные решения. Мною перепробованы почти все существующие лампы, и лучшими на данный момент я считаю диодные лампы. Они очень экономны, намного экономней ртутных, тех, что в спиралях, а главное, холодный свет более всего напоминает естественный. Вы можете приобрести переносные светильники, они недорого стоят, рублей 400. Также они имеют зажим, который можно крепить к стулу, столу. После работы всё можно убрать и незачем крепить к стене. Спасибо за отзыв!
Добрый день коллеги! Затронули тему которая стоит и у меня и не находит решения. «Летаю» с кухни в спальню. После пересадки сложнее настроиться на прерванную работу. Летом на даче на втором этаже, а вот когда уже холодно ……. Уровень мастерства пока не позволяет претендовать на хотя бы часть настоящей мастерской. Но я не отчаиваюсь! Нас, художников, голыми руками не возьмешь!
Здравствуйте,Александр, тема замечательная. Живем в селе, квартира не большая, и приходилось нашей дочери писать маслом летом в сарае. Так же долго думали, как ей сделать рабочее место. И придумали: к этому сараю сделали пристройку, в низу для мамы — хранилище для банок, а на вверху- студия для дочери, поставили два больших окна, обогреватель, повесили лампу энергосберегающую на 300 в. Получилась комната площадью 16м3.Теперь она пишет и зимой.
Всем привет! Когда-то я мечтала о большой кухне…просто так…Но моя душа знала — для чего… Пять лет назад мы поменяли квартиру, — с кухней -столовой 23 кв/м. Рисовать я начала позже,,,,,,,и вот, там я о обустроила себе мастерскую. Благодарна мужу, — что терпит. Благодарна себе. Всем и всему. А настоящая мастерская у меня будет. Я ее уже нарисовала на картине.
Работаю дома, ничего, нормально.
А мне повезло, и я счастливый человек! Дети выросли и уехали в другие города , и детская осталась свободной. Так простояла несколько лет, пока в один момент меня не осенило- Да это же Моя Мастерская. Я быстро продала мебель, обустроила в комнате все для своего удобства. И теперь наслаждаюсь …. Если один день я не зайду в свою мастерскую, то сразу чувствую себя как то не очень . А уж если я закончила картину,или дошила куклу, то уж вечером я загляну туда раз двадцать. В своей мастерской у меня свой Мир, спокойствие и умиротворение. Я даже табличку на дверь повесила.
Мастерская… мечта несбыточная… Работать приходится на кухне (самое светлое место), когда выкраивается время. Самое главное — понимание со стороны близких. Дети поддерживают всегда, а супруг, увы, по настроению. Сначала отчаивалась, когда в самый разгар работы приходилось сворачиваться, но потом поняла, что др. условий нет и не предвидится, а учиться и продолжать писать буду все равно, и стала относиться к этому спокойнее — будем исходить из того, что имеем и не сетовать на неудобства.
А я всего лишь начинающий художник, но решила начать с мастерской )))
Все, что я уже написала маслом, долго сохло на балконе, да и каждый раз пока приготовишь место, разложишь мольберт, вдохновение улетучивается.
Поэтому купила гараж с мансардой в своем городке, в километре от дома, поставила большое окно, привожу в порядок. Скоро стартую свой проект. Коплю вдохновение))))
Я Уже старушка. Достаточно известный Российский, про меня говорят Московский художник. Я писала без мастерской и мольберта. Я писала на треноге и отвесом у меня был старинный утюг. И есть у меня до сих пор Лампа с коленкой. У окна стоял этюдник и тренога. Все шедевры свои написала именно у окна, и ночью писала когда вся семья спит. У меня по всему миру более 2000 работ живут. Сейчас у меня дом в Поселке городского типа. Ученический мольберт и отличный этюдник. А художественная мастерская до сих пор мечта всей моей жизни. И самый главный критерий к ней, это чтобы не нужно было собирать краски холсты, когда домашние просыпаются или возвращаются откуда либо. Все. А пишу я и на улице, если дождь под зонтом, и дома, и на вернисаже часто бывало.