Многие  начинающие  художники,  обзаведясь  всем  необходимым,  а  именно,  красками,  кистями,  холстами,  накопив  кипы  завершённых  произведений,  так  и  не  имеют  своей  творческой  мастерской.

Стоит  ли  об  этом  думать,  когда  ты  начинающий,  и  вообще,  какая  разница,  где  работать?  На  кухне,  в  спальне — было  бы  место,  где  установить  мольберт.  Можно  и  вовсе  без  мольберта — на  коленях,  на  столе,  например.

Всё  это  так,  но  до  поры  до  времени.  Если  Ваше  увлечение  рисованием  или  живописью  затянулось, то  необходимость  мастерской  становится  злободневной  темой.

Когда  Вы  работаете  с  растворителями,  квартира,  где  Вы  живёте,  не  место  для  живописи.  Даже  если  Вы  проживаете  в  одиночку,  соседи  не  станут  терпеть  постоянный  запах.  К  тому  же  нужно  место  под  стеллажи  и  стены  под  картины.

Тяжела  жизнь  художника — нужно  решить  не  только  жилищный  вопрос,  но  и  обеспечить  себе  место  для  работы.  Конечно,  не  всё  так  страшно.  Если  живопись  для  Вас  хобби,  то  и  кухня  может  стать  Вашей  мастерской  в  то  время,  когда  её  не  используют  по  назначению.

Для  многих  художников,  в  том  числе  профессиональных,  наличие  своей  собственной  мастерской — несбыточная  мечта,  и  это  реалии  нашего  времени.  Каждый  сам  выкручивается,  как  может.  Будучи  реалистом,  признаю  тот  факт,  что  отсутствие  у  художника  рабочего  места  скорее  норма,  нежели  исключение.

Джексон  Поллок, например,  работал  в  гараже,  и  он  не  один  из  известных  нам  художников,  чьи  произведения  вышли  из  бытовых  помещений,  приспособленных  под  мастерские.

ban1

Джексон Поллок

Любимый  мной  Артур  Фонвизин  всю  жизнь  работал на  собственной  кухне — именно  это  помещение  стало  для  него  творческой  мастерской.

Мы  тщательно  подбираем  художественные  материалы,  изучаем  качество  холста,  кистей,  бумаги,  но  помещение,  где  мы  будем  работать,  не  менее  важно.  Недаром  психологи  говорят,  что  спальня,  например,  не  место  для  работы,  и  если  Вы  используете  её  не  по  назначению,  то  ухудшаете  как  сон,  так  и  результат  труда.

Наверное,  они  правы,  потому  как  трудно  поддерживать  рабочий  настрой  там,  где  Вы  обычно  отдыхаете.  Рабочая  атмосфера  очень  важна,  и  осознание  того,  что  помещение  используется  по  назначению,  развязывает  руки.

В  художественной  мастерской  Вы  не  думаете,  что  можете  испачкать  пол  краской,  пролить  растворитель  и  заляпать  покрывало  на  кровати.  Всё  это  Вас  не  волнует,  а  значит,  Вы  на  сто  процентов  отдаётесь  работе.

Наличие  мастерской  даёт  Вам  главное,  что  точно  не  заменят  ни  кухня,  ни  спальня.  Ваша  мастерская — это  мир,  в  котором  существует  только  творчество,  только  идеи  и  их  реализация.

В  мастерской  можно  спрятаться  от  внешнего  мира  и  жить  только  миром  идей,  воплощая  их  на  своих  холстах.  Некоторые  художники  так  и  делают.  Отказавшись  от  мирской  суеты,  они  уходят  жить  в  свои  мастерские,  которые  становятся  для  них  и  монастырями,  и  храмами  искусства.

Каждый  сам  решает,  сколько  в  его  жизни  будет  быта,  а  сколько  творчества,  и  где  он  будет  жить — в  квартире  или  мастерской.  Важно,  если  он  художник,  чтобы  этот  выбор  у  него  был.

Если  Вы  начинаете  творческий  путь  в  стенах  собственной  кухни — это  нормально.  Помните,  Вы  не  первый,  постарайтесь  организовать  пространство  так,  чтобы  ничто  Вас  не  отвлекало.

Как  правило,  на  наших  кухнях  хорошая  вентиляция,  а  значит,  умеренно,  но  есть  возможность  работать  и  с  растворителями.

Я  в  своё  время  перепачкал  не  одну  кухню  и  спальню,  в  том  числе  масляными  красками,  и  нисколько  не  жалею  об  этом,  благо  те,  с  кем  я  живу,  были  на  моей  стороне.

Если  вспомнить  мастерские  художников,  виденные  мной,  то  их  недра  бывают  поинтересней  некоторых  музеев  как  по  качеству  находящихся  в  них  произведений,  так  и  по  убранству  самих  помещений.

К  сожалению,  именно  художники  старой  школы  необычайно  интересны  своими  мирами,  если  так  можно  назвать  мастерские.  То,  что  я  вижу  во  вновь  появившихся мастерских,  сильно  отличается  от  существующих  ранее.  Некоторые  из  них  могут  похвастаться  мраморными  полами  и  лепным  потолком,  но  не  содержанием,  из  них  хочется  бежать  и  никогда  не  возвращаться.

Возможно,  я  ошибаюсь,  но  что  можно  создать,  купаясь  в  роскоши?  Здесь  мне  ближе  строки  Анны  Ахматовой.

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда.
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен.
На радость всем и мне.

Согласитесь,  в  этом  есть  правда,  а  главное,  бесчисленное  количество  тому  примеров  великих  художников,  вышедших  из  жизненных  неурядиц,  неустроенности  и  прочего  сора.

В  одной  из  своих  статей  «Урок композиции»  я  рассказывал  об  одной  такой  мастерской  и  её  хозяине.  Прочтите,  если  пропустили.  К  сожалению,  пропадают  эти  волшебные  миры  вместе  с  окончанием  жизненного  пути  художников.

Вы  знаете  чешского  фотохудожника  Яна  Саудека?  Он  мировая  легенда.  Да,  его  творчество  порой  шокирует  своей  откровенностью,  но  это  настоящее  искусство.  Он  не  сделал  ни  одного  случайного  кадра,  каждый  снимок  продуман  до  мелочей.

Я  вспомнил  о  нём  потому,  что  мастерская,  в  которой  он  работал,  стала  персонажем  его  произведений.  Стена,  на  фоне  которой  снята  большая  часть  его  композиций,  сама  по  себе  уникальна  и  вносит  в  снимки  элемент  волшебства.

Используя  стены,  он  создал  бесчисленное  количество  уникальных  фотографий,  которые  невозможно  спутать  с  другими  авторами.

Мастерская — Ваш  союзник.  В  ней  Вы  организуете  свой  творческий  процесс,  она  же  может  стать  героем  Ваших  картин  и  убежищем  от  бытовых  проблем.

Если  Вы  уже  задумываетесь  о  собственной  мастерской,  испытывая  неудобства  в  работе  и  хранении  накопившихся  картин  и  рисунков,  то,  возможно,  Вам  будет  полезна  информация,  как  можно  стать  счастливым  её  обладателем.

Конечно,  если  Вы  являетесь  членом  Союза  Художников  России,  то  имеете  полное  право  на  то,  чтобы  за  Вами  закрепили  одну  из  принадлежащих  СХР  мастерских.

Следует  упомянуть,  что  фонд  мастерских  СХР  есть  не  во  всех  городах,  но  в  крупных,  как  правило,  имеется.

Также  будет  правильно,  если  Вы  договоритесь  с  кем-либо  из  начинающих  художников  и  совместно  снимите  подходящее  помещение.  Вдвоем  дешевле,  зато  это  будет  полноценная  мастерская.

Вы  можете  получить  мастерскую,  устроившись  на  работу  в  какое-либо  заведение,  где  требуется  художник,  предварительно  узнав  о  том,  будет  ли  она  Вам  предоставлена.

Список  можно  продолжать.  Например,  Вы  как  Поллок  поселитесь  в  гараже.

Рано  или  поздно,  все,  кто  серьёзно  относится  к  делу,  обзаводится  своей  мастерской. Хочу  пожелать  всем  скитающимся  найти  пристанище  для  создания  картин.

Расскажите,  где  работаете  Вы  над  своими  произведениями,  есть  ли  у  Вас  творческая  мастерская  либо  альтернативные  варианты.  Возможно,  Ваши  истории  кому-то помогут  найти  решение  данной  проблемы.

Жду  Ваших  комментариев!