Недавно  у  меня  состоялась  переписка  с  преподавателем  школы  искусств,  как  она  утверждает.  Впрочем,  текст  сообщений  банален,  интересно  другое.  Раз  от  разу  я  получаю  сообщения  от  педагогов,  которым  не  даёт  покоя  мой  блог.  Далее  публикую  текст  переписки  (орфография,  пунктуация  и  стиль  автора  сохранены).

Татьяна:

“Есть  такое  выражение,  что  учитель  может  научить  тому,  что  сам  хорошо  умеет  делать.  Это к  высказыванию: (((( в  худ.  Школе  вообще  на  композиции  не  делают  акцент ((((. Куда  Вы великий  наш  Г-Саврасов  в  педагогику,  извините,  залезли.  Взрослым  тетям  и  дядям  мозги сушите??!! “

Александр  Григорьев — Саврасов  ответил:
“Здравствуйте,  Татьяна.  Cудя  по  Вашему  тексту,  моё  «величие»  Вас  напугало,  к  слову,  я  себя  таким  не  считаю.  Боитесь,  что  я  у  Вас  педагогику  отниму,  или  ещё  какие  причины  есть?  Процитированный  Вами  текст  взят  из  комментария  моей  читательницы.  Если  же  Вы  тот  педагог,  о  котором  заикнулись  (учитель  может  научить  тому,  что  сам  хорошо  умеет  делать),  то  выражайтесь  яснее,  что  Вы  умеете  и  чему  можете  научить,  а  не  тёть  с  дядями  спасайте  от  моего  «величия».  Уверен,  они  сами  смогут  за  себя  постоять.

 

Татьяна:
“Нечего  таким  профанам,  как  ВЫ  делать  в  искусстве,  вести  уроки  взрослым (((( я  вас  умоляю!”

 

Александр  Григорьев — Саврасов  ответил:
“Вы  мне  не  ответили,  кто  Вы  и  что  Вы?  Какими  заслугами  бахвалитесь?  Делаю  вывод   —  Вы  один  из  многих  «пуков»,  которыми  кишит  интернет”.

 

Татьяна:
“О  каком  величии  здесь  кто-то  говорит?  Подвинуть  корону  могу  только  посоветовать, которая  сползает  с  головы.  Преподаватель  в  школе  искусств,  высшее  пед.образование  (МГГУ им.  Шолохова) (((если  это  о  чем то  говорит ((((, дети  поступали  и  поступают  в  высшие художественные  заведения  Москвы  и  т.д.
Слава  Богу,  что  интернет  не  кишит  такими  как  вы.  Настоящий  человек  сумеет  отделить зерна  от  плевел,  каким  вы  и  являетесь”.

 

Александр  Григорьев – Саврасов  ответил:
“Здравствуйте,  Вы  мне  ещё  напишите,  что  Вы  из  Министерства  образования  с  особой  миссией  запретить  мне  обучать  кого-либо  живописи.  В  моём  блоге  уже  достаточно  написано  на  тему  выбора  преподавателя  живописи,  но  я  повторюсь.  Если  Ваши  заслуги  —  это  наличие  бумажек  об  окончании  учебных  заведений  и  преподавание  детям,  то  нам  больше  не  о  чем  говорить,  я  Вам  уже  ответил  в  своих  статьях  в  блоге.  Кстати,  пишите  в  комментариях  блога,  пусть  Вам  взрослые,  а  не  дети  ответят  на  возражения.  Если  Вы  не  интернет — тролль,  я  открыт  для  дискуссий.  Ещё  раз  повторюсь,  расскажите  о  своих  заслугах  художника  —  в  каких выставочных  проектах  Вы  участвовали,  где  можно  увидеть  Ваши  работы,  прочесть  отзывы  Ваших  учеников,  мне  интересны  профессионалы,  а  не  демагоги”.

Ответа  на  вопрос  я  так  и  не  получил.  Я  спрашивал  о  заслугах,  достижениях  в  творчестве,  о  том,  чем  действительно  можно  было  бы  гордиться,  и  ради  чего,  собственно,  мы  заканчиваем  художественные  школы,  училища,  академии.  Мне  вообще  интересно,  откуда  у  некоторых  педагогов  такая  уверенность  в  том,  что  они  художники.  Возможно,  когда  они  начинают  в  этом  сомневаться,  то  сразу  же  заглядывают  в  свои  дипломы.  Как  же,  это  весомый  аргумент  —  наличие  бумажек!

Я, “Великий и Ужасный…”

Из  выставочного  опыта,  который  у  меня  есть,  я  давно  сделал  вывод,  что  одни  из  самых  слабых  работ  на  выставках  —  это  как  раз  работы  педагогов.   Впрочем,  они  не  так  часто  встречаются,  как  правило,  педагоги  выставочной  деятельности  вообще  не  ведут.  Хочу  подчеркнуть  —  это  моё  субъективное  мнение.

Дорогие  педагоги,   прежде  чем  вы  решите  со  мной  поспорить,  найдите  более  весомые  аргументы,  а  именно,  наличие  в  вашем  жизненном  багаже  творческого  опыта  и  реальных  заслуг  на  этом  пути.

Но  не  могу  не  отметить,  что  художники  среди  педагогов  всё  же  встречаются,  и  порой  Художники  с  большой  буквы.  В  разговорах  с  ними  я  заметил,  что  они  стараются  не  афишировать  свою  педагогическую  деятельность  и,  в  первую  очередь,  ценят  себя  именно  как  творцов.   Педагогика  для  многих  из  них  —  способ  иметь  небольшой,  но  стабильный  доход,  чтобы  всё  оставшееся  время  посвящать  главному  делу  своей  жизни.

Меня  не  убеждают  подобные  заявления:  «дети  поступали  и  поступают  в высшие  художественные  заведения  Москвы…».  Чтобы  поступить  в  эти  заведения,  много  ума  не  нужно.  Я,  например,  вообще  не  учился  в  художественной  школе,  однако  в  училище  поступил.

Вопрос  в  другом  —  зачем  туда  поступать?  Ради  бумажек?  Вот  если  студенту  повезло,  и  он  встретил  на  своём  пути  не  педагога,  а,  в  первую  очередь,  художника,  то  ему  действительно  будет  кого  благодарить  впоследствии.  А  данный  педагог,  говоря  о  своих  заслугах,  будет  упоминать  состоявшихся  творцов,  а  не  оставшихся  вечными  студентами  уже  немолодых  людей.

Давно  пора  расставить  все  точки  над  “и”.  Если  Вы  не  ведёте  творческой  деятельности,  не  участвуете  в  выставочном  процессе,  то  какой  Вы  тогда  художник?  Всегда  хотел  задать  подобный  вопрос  многим  дипломированным  псевдохудожникам.  Конечно,  мир  я  менять  не  собираюсь,  и  на  всех  у  меня  никаких  точек  не  хватит,  но  в  рамках  своего  блога  буду  называть  всё  своими  именами.

Вернёмся  к  моей  переписке  с  преподавателем  школы  искусств.  Я,  конечно,  понимаю,  что  наступаю  на  больную  мозоль  всем  тем,  у  кого  кроме  бумажек  за  душой  ничего  нет  —  ни  картин,  ни  выставок,  ни  побед,  ни  поражений,  и  самое  простое,  что  они  могут  —  это  фыркать  в  мой  адрес.   Что  же  —  это  их  выбор.

Лично  мне  нет  дела  до  таких  возражений,  но  у  меня  есть  аудитория,  которая  читает  мои  статьи,  и  в  том  числе,  подобные  комментарии  к  ним.  Хочу отметить,  что  я  не  позиционирую  свой  блог  как  школу,  а  себя  как  педагога  и  вообще  считаю  это  бредом  —  конкурировать  с  традиционным  образованием  и  как-либо  его  моделировать.

Я  художник  и  всё,  что  у  меня  есть  —  это  мой  опыт,  которым  я  делюсь  со  страниц  своего  блога.  Если  кто-то  хочет  оспорить  мой  опыт,  у  него  есть  только  один  способ,  а  именно,    взамен  предложить  свой.  Если  мой  оппонент  будет  на  самом  деле  интересным  художником,  я  первым   стану  его  учеником!

Мне  не  нужно  будет  никаких  авторитетных  мнений,   подтверждающих  бумажек,  чтобы  осознать,  кто  есть  кто.  Я  отлично   разбираюсь  в  области  современного  изобразительного  искусства  и  конкретно  живописи.

Кстати,  совет  всем,  кто  ищет  себя.  Не  скрывайте  свои  ценности,  говорите  прямо  всё,  что  думаете  на  тему  искусства  и  творчества  вообще.  Никогда  не  понимал,  как  можно  угождать  “и  вашим,  и  нашим”  или  промолчать  там,  где  от  Вас  ждут  ответа.  Я  сейчас  не  имею  в  виду  личную  жизнь  —  речь  идёт  о  творчестве,  о  поиске  собственного  пути,  о  переосмыслении   своего  опыта,  о  попытках  создать  что-то  интересное,   а  главное,  о  полученных  результатах  на  интереснейшем  пути  художника.

Итак,  всё  проще  простого.  У  меня  есть  картины,  есть  блог,  в  котором  изложен  мой  опыт.  Что  ещё  нужно,  чтобы  быть  убедительным?  Собственно,  у  меня  нет  желания  кого-то  убеждать,  у  меня  есть  потребность  выражать  себя  в  творчестве,  именно  этим  я  и  занимаюсь.

Да,  я  не  сказал  самого  главного.  Я  никого  живописи  не  учу,  то  есть  не  участвую  в  ныне  популярных  мастер-классах,  а  также  не  пытаюсь  заменить  собой  стандартное  образование  — пусть  этим  занимаются  другие.

Я  рассказываю  истории,  которые  помогают  начинающим  художникам  быстрее  достигать  своих  целей.  Если  мои  истории  и  профессиональные  советы  помогают  людям  выражать  себя  средствами  изобразительного  искусства,  значит,  я  делаю  своё  дело  хорошо.

У  меня  скопилось  уже  много  отзывов  участников  курсов,  они  —  лучшее  доказательство  эффективности  моих  учебных  продуктов.  Более  того,  на  страницах  блога  Вы  можете  найти  работы,  созданные  теми,  кто  действовал,  а  не  просто  наслаждался  моими  историями.

Тому,  кто  получает  радость  от  живописи,  необходимо  иметь  внутренний  критерий  «хорошо  —  плохо»,  чтобы  после  каждого  мазка  кистью  он  мог  сказать  “да,  так  и  нужно”  или  “нет,  должно  быть  иначе”.

В  этих  гениальных  словах  М. Чиксентмихайи  лежит  вся  суть  преподавания  живописи,  то  есть    учитель  обязан  передать  ученику  критерии  или  же  ориентиры,  по  которым  тот  будет  строить  модель  собственного  мира.  Именно  передать  критерии,  а  не  напихать  за  шиворот  собственные  мнения  и  догмы  традиций.

Начинающий  художник,  выбирая  наставника,  должен  внимательно  к  нему  присмотреться,  ведь  то,  что  он  в  нём  увидит,  есть  его  собственная  проекция  в  далёком  или  не  очень  будущем.   Станете  Вы  рабом  традиций,  невежей,  бунтарём  либо  искателем  и  истинным  творцом  —  кроме  как  от  Вас,  ни  от  кого  не  зависит.  Благо  в  современном  мире  выбор  учителей,  наставников  предостаточный!

Публикую  здесь  своё  интервью,  которое  недавно  дал  на  местном  телевидении.  Возможно,  тем,  кто  со  мной  не  знаком,  будет  интересно.