Недавно у меня состоялась переписка с преподавателем школы искусств, как она утверждает. Впрочем, текст сообщений банален, интересно другое. Раз от разу я получаю сообщения от педагогов, которым не даёт покоя мой блог. Далее публикую текст переписки (орфография, пунктуация и стиль автора сохранены).
Татьяна:
“Есть такое выражение, что учитель может научить тому, что сам хорошо умеет делать. Это к высказыванию: (((( в худ. Школе вообще на композиции не делают акцент ((((. Куда Вы великий наш Г-Саврасов в педагогику, извините, залезли. Взрослым тетям и дядям мозги сушите??!! “
Александр Григорьев — Саврасов ответил:
“Здравствуйте, Татьяна. Cудя по Вашему тексту, моё «величие» Вас напугало, к слову, я себя таким не считаю. Боитесь, что я у Вас педагогику отниму, или ещё какие причины есть? Процитированный Вами текст взят из комментария моей читательницы. Если же Вы тот педагог, о котором заикнулись (учитель может научить тому, что сам хорошо умеет делать), то выражайтесь яснее, что Вы умеете и чему можете научить, а не тёть с дядями спасайте от моего «величия». Уверен, они сами смогут за себя постоять.
Татьяна:
“Нечего таким профанам, как ВЫ делать в искусстве, вести уроки взрослым (((( я вас умоляю!”
Александр Григорьев — Саврасов ответил:
“Вы мне не ответили, кто Вы и что Вы? Какими заслугами бахвалитесь? Делаю вывод — Вы один из многих «пуков», которыми кишит интернет”.
Татьяна:
“О каком величии здесь кто-то говорит? Подвинуть корону могу только посоветовать, которая сползает с головы. Преподаватель в школе искусств, высшее пед.образование (МГГУ им. Шолохова) (((если это о чем то говорит ((((, дети поступали и поступают в высшие художественные заведения Москвы и т.д.
Слава Богу, что интернет не кишит такими как вы. Настоящий человек сумеет отделить зерна от плевел, каким вы и являетесь”.
Александр Григорьев – Саврасов ответил:
“Здравствуйте, Вы мне ещё напишите, что Вы из Министерства образования с особой миссией запретить мне обучать кого-либо живописи. В моём блоге уже достаточно написано на тему выбора преподавателя живописи, но я повторюсь. Если Ваши заслуги — это наличие бумажек об окончании учебных заведений и преподавание детям, то нам больше не о чем говорить, я Вам уже ответил в своих статьях в блоге. Кстати, пишите в комментариях блога, пусть Вам взрослые, а не дети ответят на возражения. Если Вы не интернет — тролль, я открыт для дискуссий. Ещё раз повторюсь, расскажите о своих заслугах художника — в каких выставочных проектах Вы участвовали, где можно увидеть Ваши работы, прочесть отзывы Ваших учеников, мне интересны профессионалы, а не демагоги”.
Ответа на вопрос я так и не получил. Я спрашивал о заслугах, достижениях в творчестве, о том, чем действительно можно было бы гордиться, и ради чего, собственно, мы заканчиваем художественные школы, училища, академии. Мне вообще интересно, откуда у некоторых педагогов такая уверенность в том, что они художники. Возможно, когда они начинают в этом сомневаться, то сразу же заглядывают в свои дипломы. Как же, это весомый аргумент — наличие бумажек!
Из выставочного опыта, который у меня есть, я давно сделал вывод, что одни из самых слабых работ на выставках — это как раз работы педагогов. Впрочем, они не так часто встречаются, как правило, педагоги выставочной деятельности вообще не ведут. Хочу подчеркнуть — это моё субъективное мнение.
Дорогие педагоги, прежде чем вы решите со мной поспорить, найдите более весомые аргументы, а именно, наличие в вашем жизненном багаже творческого опыта и реальных заслуг на этом пути.
Но не могу не отметить, что художники среди педагогов всё же встречаются, и порой Художники с большой буквы. В разговорах с ними я заметил, что они стараются не афишировать свою педагогическую деятельность и, в первую очередь, ценят себя именно как творцов. Педагогика для многих из них — способ иметь небольшой, но стабильный доход, чтобы всё оставшееся время посвящать главному делу своей жизни.
Меня не убеждают подобные заявления: «дети поступали и поступают в высшие художественные заведения Москвы…». Чтобы поступить в эти заведения, много ума не нужно. Я, например, вообще не учился в художественной школе, однако в училище поступил.
Вопрос в другом — зачем туда поступать? Ради бумажек? Вот если студенту повезло, и он встретил на своём пути не педагога, а, в первую очередь, художника, то ему действительно будет кого благодарить впоследствии. А данный педагог, говоря о своих заслугах, будет упоминать состоявшихся творцов, а не оставшихся вечными студентами уже немолодых людей.
Давно пора расставить все точки над “и”. Если Вы не ведёте творческой деятельности, не участвуете в выставочном процессе, то какой Вы тогда художник? Всегда хотел задать подобный вопрос многим дипломированным псевдохудожникам. Конечно, мир я менять не собираюсь, и на всех у меня никаких точек не хватит, но в рамках своего блога буду называть всё своими именами.
Вернёмся к моей переписке с преподавателем школы искусств. Я, конечно, понимаю, что наступаю на больную мозоль всем тем, у кого кроме бумажек за душой ничего нет — ни картин, ни выставок, ни побед, ни поражений, и самое простое, что они могут — это фыркать в мой адрес. Что же — это их выбор.
Лично мне нет дела до таких возражений, но у меня есть аудитория, которая читает мои статьи, и в том числе, подобные комментарии к ним. Хочу отметить, что я не позиционирую свой блог как школу, а себя как педагога и вообще считаю это бредом — конкурировать с традиционным образованием и как-либо его моделировать.
Я художник и всё, что у меня есть — это мой опыт, которым я делюсь со страниц своего блога. Если кто-то хочет оспорить мой опыт, у него есть только один способ, а именно, взамен предложить свой. Если мой оппонент будет на самом деле интересным художником, я первым стану его учеником!
Мне не нужно будет никаких авторитетных мнений, подтверждающих бумажек, чтобы осознать, кто есть кто. Я отлично разбираюсь в области современного изобразительного искусства и конкретно живописи.
Кстати, совет всем, кто ищет себя. Не скрывайте свои ценности, говорите прямо всё, что думаете на тему искусства и творчества вообще. Никогда не понимал, как можно угождать “и вашим, и нашим” или промолчать там, где от Вас ждут ответа. Я сейчас не имею в виду личную жизнь — речь идёт о творчестве, о поиске собственного пути, о переосмыслении своего опыта, о попытках создать что-то интересное, а главное, о полученных результатах на интереснейшем пути художника.
Итак, всё проще простого. У меня есть картины, есть блог, в котором изложен мой опыт. Что ещё нужно, чтобы быть убедительным? Собственно, у меня нет желания кого-то убеждать, у меня есть потребность выражать себя в творчестве, именно этим я и занимаюсь.
Да, я не сказал самого главного. Я никого живописи не учу, то есть не участвую в ныне популярных мастер-классах, а также не пытаюсь заменить собой стандартное образование — пусть этим занимаются другие.
Я рассказываю истории, которые помогают начинающим художникам быстрее достигать своих целей. Если мои истории и профессиональные советы помогают людям выражать себя средствами изобразительного искусства, значит, я делаю своё дело хорошо.
У меня скопилось уже много отзывов участников курсов, они — лучшее доказательство эффективности моих учебных продуктов. Более того, на страницах блога Вы можете найти работы, созданные теми, кто действовал, а не просто наслаждался моими историями.
Тому, кто получает радость от живописи, необходимо иметь внутренний критерий «хорошо — плохо», чтобы после каждого мазка кистью он мог сказать “да, так и нужно” или “нет, должно быть иначе”.
В этих гениальных словах М. Чиксентмихайи лежит вся суть преподавания живописи, то есть учитель обязан передать ученику критерии или же ориентиры, по которым тот будет строить модель собственного мира. Именно передать критерии, а не напихать за шиворот собственные мнения и догмы традиций.
Начинающий художник, выбирая наставника, должен внимательно к нему присмотреться, ведь то, что он в нём увидит, есть его собственная проекция в далёком или не очень будущем. Станете Вы рабом традиций, невежей, бунтарём либо искателем и истинным творцом — кроме как от Вас, ни от кого не зависит. Благо в современном мире выбор учителей, наставников предостаточный!
Публикую здесь своё интервью, которое недавно дал на местном телевидении. Возможно, тем, кто со мной не знаком, будет интересно.
Здравствуйте все! Вообще не пойму, в чем суть претензии Татьяны.. У нее получается учить — хорошо, у нее есть свои ученики. Александр считает возможным делиться СВОИМ опытом — прекрасно, слушатели найдутся. Два разных пути, у каждого свои последователи. Хм, или у нее дефицит образовался? Не думаю))) Нда.. Знаете, я в каждой статье Александра открываю для себя что-то новое. И, как нормальный человек, очень благодарна автору за тот огромный труд, который он проделывает ежедневно для своих читателей. А переходить на личности в интернете — вообще дурной тон. Тем более, взрослому образованному человеку.
Татьяна, ведь никто не мешает Вам тоже создать свой блог. Если у Вас столь успешный опыт, и есть знания, которыми можно поделиться, то мы с удовольствием станем Вашими читателями. Здесь собрались люди, которые ищут знания. Дерзайте — быть может, мы и Вам будем очень благодарны.
Взрослая тетя.
Не понимаю, зачем художнику диплом или сертификаты, которые сейчас выдают любые курсы. Лучший диплом — это его работы. Точно так же глупо звучит «дипломированная танцовщица». Лучший покеазатель её профессианализма — её танцы.
Здравствуйте уважаемые читатели блога Александра! Я хочу всем напомнить о элементарных понятиях . Как можно опуститься до уровня » базарной бабы » преподавателю? Кто вам дал право судить? На блоге собрались люди которым интересно читать , узнавать и находить свой путь в искусстве вместе с таким Мастером как Александр. Это не лесть, я выражаю свою точку зрения. Спасибо вам огромное за ваши статьи и ваше желание передавать нам свои знания. С ув. Людмила.
Добрый вечер.
Александр, с интересом прочитал Вашу статью. Вы правы, у каждого есть выбор. Можно самому зарыться в литературе, М\К в инете, но лучше найти Наставника , именно Наставника, а не дипломированного МЕТОДИСТА. И тут есть выбор. Удачи и ошибки неизбежны на этом пути, нужно время, что бы разобраться с кем тебе по пути в творчестве.
Успехов Вам в творчестве и обучении.
В. Аристов
Александр, добрый вечер! Удивило меня письмо Татьяны и я сомневаюсь, что она педагог. Я не понимаю почему письма от преподавателей приватные, почему, если ты читаешь блог, публично не высказать своё мнение? А Вы молодец, что отвечаете на такие письма. Успехов Вам во всём.
Вот уже второй год я не могу увидеть для себя альтернативы Великому и Ужасному Григорьеву-Саврасову. Возможно, я не там ищу. Подскажите, где это лучше делать. Мне бы может хотелось, чтобы передо мной встал какой-то выбор, это всегда интересно. Но его ведь нет. А блог и различные обучающие курсы продолжают расти и развиваться благодаря всё тем же «одурманенным» тётям и дядям, которые сами же Александра об этом просят. Вот я и думаю: «О чём речь-то?» Ничего не понимаю!
Ещё одна взрослая тётя.
Как говорится в народе: «Если в тебя плюют, значит ты впереди».
Ещё одна взрослая тётя и благодарная ученица.
Раз ругают, значит вы на правильном пути!
Меня удивляют и возмущают такие люди. Моя сестра столкнулась с таким отношением. Она воцерковлённый человек. Ее сын ходит в воскресную школу, и сама она помогает этой школе по полной, задействуя буквально всех в это дело. Вызвалась вести самую маленькую группу детишек, как же она с ними возится, всю душу вкладывает, а уж материально, я вообще… т.е. все делает за свои деньги, но…. Директором этой воскресной школы заслуженная, во многих дисциплинах, преподаватель ( складывается впечатление, что получить «заслуженного»у нее самоцель ). И вот эта директриса воспротивилась , чтобы моя сестра занималась с детишками по причине того, что у сестры нет именно педагогического образования. Это воскресная школа, т.е. преподаватели работают бесплатно, других желающих просто нет. Настоятель этого прихода благословил мою сестру на это благое дело, и она с удовольствием возится с малышами, но мне очень обидно за сестру, за такое костное отношение со стороны тех, кто должен был всеми силами поддерживать, а не строить козни.
Я, например, очень счастлива, что случай дал мне возможность получить знания, в которых ‘взрослые дяди и тети’ очень нуждаются и благодарна Александру в его горении по нашему образованию!
Я всю жизнь искала учителя по живописи для себя. Но в мое время это было очень сложно. Однажды я записалась в кружок по живописи. Там, наверное, преподавателем была дипломированная тетя. Она поставила передо мной задачу нарисовать букет углем. Я нарисовала, хотя тетя мне ничего не объясняла. Тетя как-то дико посмотрела на мое произведение и на меня и исчезла вместе со своим кружком. В нем, кстати, кроме пары-тройки детей никого и не было… Для меня это было большим разочарованием. Прошло лет двадцать с тех пор. И вот интернет наконец-то позволил мне выбрать себе педагога. Я слушала многих мастеров и выбрала Александра. Он понятен, искреннен, доступен, не амбициозен. Он — ЖИВОЙ, НАСТОЯЩИЙ. И, главное, — он обладает огромным желанием научить живописи тех, кто этого очень желает. И еще — у него явный педагогический талант! Это мое утверждение! А как много бесталанных педагогов…
Здравствуйте Александр. Я к сожалению не успеваю выполнять Ваши задания, но всегда с интересом читаю Ваши статьи. Для меня они ( и не только они ) служат мотивацией для дальнейшего развития. Что же могу сказать про ДИПЛОМИРОВАННЫХ художников, большинство из них ( хотя среди них все-таки встречаются АДЕКВАТНЫЕ люди) дальше своего, так называемого образования, ничего не видят. Они не замечают людей вокруг себя с высоты своего диплома, позволяя себе элементарную невоспитанность. Вообще складывается впечатление, что многие ДИПЛОМИРОВАННЫЕ художники просто боятся конкуренции, поэтому и цепляются за свои дипломы, других весомых аргументов у них нет.
Здравствуйте!
Интересный получился диалог. мне сразу вспомнился рассказ Чапека «Человек, который умел летать». Позволю себе напомнить сюжет: жил человек и он умел летать, но встретил он учителя, который хотел его правильно научить летать, чтобы все делалось по правилам…и человек разучился летать.
Я это к тому, что нужно для себя правильно ставить задачи — если я хочу освоить академическую живопись, то нужно идти учиться в училище. Когда я вижу картины взрослых людей , которых в кружках «умелые руки» обучили рисовать, то кроме сочувствия к ним нет других эмоций.
Для меня, то что Александр организовал такой обучающий курс, очень полезно — когда сама все изучаешь, очень нужно услышать мнение профессионального художника, т.к. есть детали, на которые иногда не обращаешь внимание или попросту не знаешь. Я, например, самостоятельно изучаю учебники для художественных вузов, но всегда нужна подсказка. На многочисленных вебинарах можно что-то подсмотреть, редко узнать, особенно если ты новичок и не имеешь минимальных познаний в живописи. Нужно самому много изучать и только тогда преподаватель сможет помочь.
Мне критика Александра очень помогает и именно поэтому я подписалась на его курсы. А вообще, учить взрослых людей чему-нибудь очень тяжелая задача.
Здравствуйте, Александр. Мне лично кажется, что здесь затронута тема, которая решается не уровне «… а ты кто-такой?», а требующая глубокого изучения и анализа. Поставлен вопрос; Как, зачем и почему учить взрослых людей искусству, например, живописи? Ребенок, это понятно, эго запросы естественны. Этот человек, скажем, эта природная сущность растет и раэвивается. Да , ребенок в результате своего развития может стать художником, а может и не стать. Дипломы, это так, второстепенно. Художник, это то, что дано Вам природой от бога, Я уверена, что именно ребенку дается это знание от бога. А взрослый человек его теряет. Как Вы думаете?
Здравствуйте, Светлана! Если мы говорим о чувственном мире, я согласен, ребёнок к нему ближе всех взрослых. Проблема в том, что ребёнок не может внятно сформулировать то, что он чувствует, у него для этого нет опыта и знаний. Логично, что взрослый человек, сохранивший в себе ребёнка, то есть не утративший способность быть чутким к окружающему миру, приобретший опыт и знания, будет талантливым художником. Мы с вами живём чувствами, а именно, сначала чувствуем, затем знаем. Если у взрослого человека притупились чувства, он перестал удивляться обыденным вещам, его не зажигают мечты, нет жажды познания, то, сколько его не учи, художником он будет посредственным. Впрочем, в современном мире есть направления в изобразительном искусстве, полностью подчинённые логике, но, как Вы сами понимаете, это уже другая «песня». Спасибо за комментарий.
Слава Богу, жизнь изменилась и разносторонние интересы могут поддерживаться и развиваться разнообразными предложениями. За последние два года я писала и в школе при музее ИЗО, и на частных уроках именитого художника, и на мастер-классах в интернете, и по книгам, и, просто, наедине с природой, прислушиваясь к своей душе… И каждое из этих занятий обогатил меня каким-то опытом. В учителях, наставниках, преподавателях (а я и сама преподаю в техническом университете) я прежде всего ценю индивидуальность и деятельность… Александр мне кажется очень интересным человеком и профессионалом. Благодарна судьбе, что встретилась с ним, с его блогом…
Надо было у нее кроме прочего спросить, зачем столько скобочек. Грамотному человеку, да еще и с пед. образованием, не составит никакого труда выразить свои эмоции с помощью слов и знаков препинания.
Добрый вечер, Александр. Вы- честный профессионал и честно подходите не только к живописи своих полотен, но также стремитесь к бескопромиссному обучению людей, которые ощущают себя художниками и которым нужны знания. Уменя вопрос, хорошо ли это по отношению к человеку, если он в результате такого безусловно честного подхода увидит в своей картине, как в зеркале, что он плохой художник, он бездарный художник, он очень маленький художник или , что он вообще не художник? Конечно, можно увидеть в своих работах и художника и стать им. Классическое образование и педагоги нужны хотя бы для того, что они ставят образцы высокого искусства, как недостижимую, в обозримом будущем, цель и это позволяет длительное время не смотреться в зеркало на себя, а стремиться вперед, в блистающие дали. Я также уверена в том, что прекрасные образцы перед глазами мешают развиваться, как художнику, они твердят тебе, что ты слишком мало знаешь, умеешь и понимаешь, чтобы делать самому. Я думаю, что по этой причине педагоги бездарны, как художники. Они учат, как делать то, чему их когда-то научили, получается передача штампов. В результате, по большому счету, ничему научить они не могут. Невозможно подарить миру музыку, если у тебя нет ее в душе. Если за Вами тянутся люди, значит Вы и правы.
Здравствуйте, Светлана! Вы спрашиваете меня, хорошо ли это — быть честным, отвечу утвердительно. Да, хорошо, потому что если тебе не верят, то научить ты точно никого не сможешь.Что Вы имеете в виду, когда говорите «увидит в своей картине, как в зеркале, что он плохой художник?» Плохим он может стать только в одном случае, если плохой педагог учил его не тому. Например, ученик хотел стать Ван Гогом, а из него лепили Рембрандта. Если быть более точным, ученик должен стать самим собой, только в этом случае он будет хорошим художником. Подозреваю, что Ваши критерии «плохой» и «хороший» неверны. Плохой — это не тот, кто так и не научился ровно штриховать, а хороший — не тот, кто пишет «позитивные» картины. Скажу утвердительно, хороший художник — это тот, кто услышал себя самого и смог об этом рассказать зрителю. Уверяю Вас, второй Ван Гог никому не нужен, как и Рембрандт, впрочем. Спасибо за комментарий!
Здравствуйте, Александр! Просторы интернета дали людям большие возможности для получения знаний, общения, самовыражения. Но. есть люди, которым нечем выразить себя, показать, что что-то значишь, а очень хочется. Интернет — такая большая аудитория, а, главное, никто не видит тебя и ложкой в лоб не ударит! Заманчиво! Мне Ваши курсы интересны и полезны. Художником Великим я не стану, но спасибо за Ваш, Александр, труд и возможность получить знания и совет, которые могу получить и не было возможности получить раньше!
Еще одна взрослая тетя.
Чудиться мне, что в словах Татьяны сквозит плохо скрываемая зависть.. даже не к таланту Александра, как художника, а к его неравнодушной, деятельной, эмоциональной жизненной позиции… То-есть мы общаемся с Александром, может быть, в чем-то с ним не соглашаемся, но ощущаем, что человек этот ЖИВЕТ! Здесь и сейчас.. Имеет свое мнение.. Нам с ним интересно..Этого вполне достаточно. Люди, которым интересно вместе, имеют право на общение. Не могу судить о Татьяне, как о художнике и не имею права…Но знакома с двумя педагогами живописи, преподающим студентам в колледже, которые о живописи имеют весьма отдаленное представление, просто ведут по программе…Не умеют даже поправить студента на практике, так-как элементарно не умеют рисовать, не знают названий и свойств красок, имеют весьма смутное предствление о тональности, не знают, таких слов, как» имприматура, импасто, фуза» и пр. но.. у них высшее образование (институт культуры).Бедные студенты..
Здравствуйте, Александр! Подозреваю, что под ником «Татьяна» скрывается кто-то из Ваших Рыбинских «коллег», может, разобиженных Вашей прямотой и бескомпромиссностью. Ваш общественный статус, Ваша активность и растущая интернет-популярность, Ваши личные творческие достижения и успехи Ваших благодарных учеников…, да что угодно не дают покоя вечноживой Зависти. Вот она и пытается вывести из себя и лишить Вас покоя, но Вы не ведётесь на это. Но даже и в этом отвратительном и бескультурном троллине, пофилософствовав, можно найти положительный аспект: он не даёт Короне взгромоздиться на голову художника. Ведь для истинного художника это — смерти подобно! С уважением, Ваша благодарная ученица.
Ай-ай-ай! Дорогой наш «великий Г.Саврасов». Нельзя же так с педагогами — чтож вы тетеньке мозги так высушили, что она даже способность к адекватному восприятию и к диалогу потеряла! :-)
Ай-ай-ай! Хорошо все-таки, что интернет не кишит такими как вы, а то всем бы Педам мОзги высушили, кто же тогда детишек живописи учить будет — без работы Вузы останутся :-)
Взрослая тетя. Не Пед. Поэтому, мозги от прочтения данного блога не высохли, чему очень рада.
P/S выражу свою мысль более ясно и без сарказма:
Тех педагогов, которых знала за свою жизнь (достаточно, все с высшим пед. образованием) учили чему угодно. А вот идею композиции действительно услышала и поняла, только благодаря «великому» Александру. Вопрос: специально не учили (как мастера, которые скрывали секреты мастерства, чтоб без работы не остаться, или из-за вредности, как почтальон Печкин) или же сами о ней не знали? А может говорили, но так, что было совсем не понятно?
Искренне рада, если Татьяна выпускает состоявшихся художников, помогает раскрыть своим ученикам их потенциал, и они творят и по сей день, не барахтаясь как мы, кому не повезло, в поисках себя и потерянного творчества по бескрайним просторам интернета!
С уважением, Александра.
Благодарю вас АЛЕКСАНДР за ваши талантливые статьи !Они нам помогают у кого не было возможности получить художественное образование!Желание творить осталось !Я самоучка и много людей благодарят за эмоции, которые получают от моих работ.Спасибо за ваши советы !С уважением,Людмила !
Кстати в тему — к сожалению не все педагоги художественных училищ да и школ добросовестно относятся к своей профессии..думаю все согласятся со мной!И детям,окончившим художественную школу для поступления в высшее учебное заведение нереально без репетиторов..и педагоги это сами знают и понимают. Это о детях. А вот где же учиться взрослым людям..которые нашли наконецтаки время для воплощения своей мечты? И вот здесь и хочу поблагодарить от всего сердца Александра , за ваше терпение,время,напутствия ,внимательность . И если может быть у него нет педагогического образования — это не значит что у него нет талланта научить.И я вижу рост его учеников. Причем он не учит повторять за кем то..а развивает свое видение. Так что преподаватели это не диплом ,который человек показывает — а умение донести людям информацию..причем не нудную как в некоторых учебниках, а продуманную и отфильтрованную…доступную!
Поэтому обращаюсь к Татьяне …не судите и не судимы будете.
Здравствуйте. Я самоучка. Учусь на личном опыте и ошибках. Ищу ответы на волнующие вопросы. Читаю и статьи и умные книги,но понять все,что в них написано, помогаете мне Вы. Вы пишите для людей,которые нуждаются, которые хотят понять, а не для того чтобы красиво и умно написать,чтобы кто-то одобрил Ваши научные труды и дал Вам учёную степень. Такую разницу я увидела. Много прочитала разного,но поняла все у Вас). Спасибо).
Здравствуйте, Елена! Спасибо за оценку моего труда. Приглашаю Вас на свои онлайн-курсы, где Вы сможете не только понять, но и воплотить все свои творческие задумки. Спасибо за комментарий!
Статья Супер!!! Нет худа без ДОБРА!!! Благодаря таким «педагогам» Татьянам-понимаешь Истинность опыта живописца,а не «пустословия»,которые в жизни не помогут решить определенные задачи (говорить можно много и НИ О ЧЕМ, и Диплом это не показатель качественности в работе.А вот делом показать свой Высоко-Качественный профессионализм-это ЕДИНИЦЫ). Этой «Татьяне» НЕ повезло-показать,видимо НЕЧЕГО,а НАПАДЕНИЕ-единственное орудие для защиты. Востребованный и счастливый ПЕДАГОГ-писать такое НЕ БУДЕТ!!! Благодарю Вам,Александр,что Вы совсем НЕ ПЕДАГОГ!!! ЕЩЕ одна Тетя с рассуждающими и творящими мозгами…