Поговорим  о  рисунке,  о  том,  какую  роль  он  играет  в  живописи.  Сейчас  нередко  можно  услышать,  что  рисунок  живописцу  не  нужен,  якобы  мышление  цветовым  пятном   избавляет  от  нудного  рисования.

В  данном  утверждении  есть   правда,  но,  боюсь,  не  каждый  начинающий  художник  понимает,  о  чём  вообще  идёт  речь.

Рисунок  как  самостоятельный  предмет  в  изобразительном  искусстве  может  быть  самодостаточным,  не  требующим  поддержки  иных  форм  выражения,  а  вот  другие  виды  визуального  творчества   так  или  иначе  без  рисунка  обойтись  не  могут.

Скульптура,  архитектура,  живопись   несостоятельны,  если  в  их  основе  не  лежит  рисунок,  а  говоря  простыми  словами,  конструктивное  понимание  формы.  Рисунок  —  это,  прежде  всего,  логика,  анализ,  изучение  видимого  предмета,  его  внутренней  и  внешней  конструкции.

Начинающему  художнику  следует  сделать  акцент  на  рисовании,  которое  преследует  цель  изучить  форму,  чтобы  впоследствии  уметь  мыслить  конструктивно  и  грамотно  моделировать  изображаемые  объекты.

Соглашусь  с  теми,  кто  скажет,  что  рисовать  бездушные  гипсовые  шары,  кубы,  эллипсы  — прескучное  занятие,  но  если  вообще  вычеркнуть  их  из  учебной  программы,  это  будет  равняться  рубке  сука,  на  котором  сидишь.

Рисунок  в  живописи

Что  я  хочу  сказать?  Начинающий  художник  должен  уделить  пристальное  внимание  рисованию  простых  форм.  Хотим  мы  того  или  нет,  но  мир  состоит  из  кубов,  шаров,   эллипсов,  которые   лежат  в  основе  как  простых,  так  и  сложных  объектов.

Если  Вы  овладеете  изображением  простейших  предметов,  то  будете  на  полпути  к  пониманию  и  реализации  сложных  задач  в  изобразительном  творчестве.

Как  нарисовать,  например,  архитектурную  конструкцию,  комплекс  зданий   или  собор  со  множеством  куполов?  У  начинающего  художника  есть  два  пути,  один  из  которых  —    попытка  обвести  воображаемый  силуэт  таким,  каким  он  его  видит,  и  второй  —  построить  объект,  манипулируя  простыми  формами.

В  первом  случае  ошибки  неизбежны.  Просто  срисовывая,  почти  невозможно  угадать  верные  пропорции  и  создать  грамотную  композицию,  если  Вы  не  гений.  Избрав  второй  метод,  шансы  приблизиться  к  натуре  сильно  увеличиваются.  Обобщив  сложную  форму  до  простой,  Вам  будет  значительно  легче  найти  её  верное  расположение  на  плоскости,  а  затем  придать   ей  нужный  силуэт  и  проработать  детали.

К  сожалению,  не  все  начинающие  придают  значение  изучению  конструкции  простых  геометрических  предметов,  да  ещё  некоторые  “учителя”  на  просторах  интернета  им  в  этом  потакают,  не  признавая  значимость  конструктивного  рисования  в  самом  начале  становления  будущего  художника.

Конечно,  можно  вообще  ничего  не  знать  о  рисовании,  если  живопись  для  Вас  не  самовыражение,  а  релаксация,  если  Вам  кажется,  что  Вы  открыли  доселе  невиданный  и  не  выдуманный  никем  новый  стиль,  направление  в  изобразительном  искусстве,  если  Вы  убеждены,  что  и  так  сойдёт.

Интересно,  что  стиль  под  звучным  названием  “и  так  сойдёт”  довольно  популярен.  Мы  склонны  прощать  себе  слабости,  недостатки,  неумение  и  нежелание  уметь.   Между  тем  многие,  достигнувшие  высот  в  вышеупомянутом  “и  так  сойдёт”  и  усомнившиеся  в  своём  мастерстве,  ищут  решение  творческих  задач,  осваивая  рисунок.

Так  зачем  же  живописцу  рисунок?  Во-первых,  для  того,  чтобы  понимать  и  грамотно  изображать  задуманный  сюжет,  то  есть  видеть  конструкцию изображаемых  форм.

Во-вторых,  высший  пилотаж  в  живописи  —  научиться  не  раскрашивать  предварительно  нанесённый  рисунок,  а  рисовать  цветом.

Многие  из  начинающих  художников  не  видят  в  этом  никакой  разницы,  кстати,  не  только  начинающие.  Впрочем,  каждый  сам  решает,  что  ему  важно,  а  что  нет.   Тем  же,  кто  считает  для  себя  необходимым   овладеть  рисунком,  будет полезно  знать,  что  рисунок  может  быть  живописным.

Все  представляют  себе  линейный  рисунок  и  его  главный  элемент  —   линию,  с  помощью   которой  художник  моделирует  форму.  С  помощью  линии  мы  можем  конструировать   изображение,  строго  соблюдая  пропорции,  перспективу  как  линейную,  так  и  воздушную,  искать  верное  композиционное  решение,   а   можем  создавать  лёгкие  наброски,  не  претендующие  на  завершённость.

Линия  самостоятельна,  Вы  легко  можете  ею  ограничиться,  полностью  высказав  мысль  на  плоскости,  не  прибегая  к  иным  изобразительным  средствам.

Альбрехт Дюрер. Пример линейного рисунка.

Что  же  лежит  в  основе  живописного  рисунка,  и  чем  он  наиболее  полезен  тем,  кто  рисует  цветом?

Живописный  рисунок   моделирует  форму  не  линей,  а  тональным  пятном.  Играя  с  пятном  согласно  натуре,  попадая  в  верные  тональные  отношения,  мы  можем  закончить  работу,  вообще  не  проведя  ни  одной  линии.  Рисунок  редко  бывает  только  линейным  или  только  тональным,  как  правило,  художники  пользуются  обоими  приёмами,  чтобы  достичь  максимальной  выразительности  в  работе.

М. Врубель. Пример живописного рисунка.

Так  как  данная  статья  о  рисунке  в  живописи,  то  следует  подчеркнуть  важность  именно  живописного  рисунка  и  навыка  моделировать  форму  тональным  пятном.  Собственно,  рисуя  цветом,  мы  рисуем  пятном,  но  в  живописи  пятно  имеет  двойное  значение  —  это,  прежде  всего,  цвет,  а  затем  тон.

Кстати,  последовательность  можно  и  изменить  —  сначала  тон,  затем  цвет,  в  профессиональной  среде  до  сих  пор  идут  споры,  что  приоритетней.   Я  бы  поставил   между  ними  знак  равенства,  живописец  не  решает  эти  задачи  последовательно,  в  идеале  нужный  цвет  подбирается  одновременно с  тоном.

В  истории  изобразительного  искусства  Вы  можете  легко  найти  примеры  как  линейного,  так  и  живописного  рисунка,   Полезно  понаблюдать  за  великими  художниками,  какими  приёмами  они  пользовались,  изучая  их  полотна  в  музеях  либо  рассматривая  репродукции.

Вообще  с  рисунком  не  всё  так  однозначно,  как  с  живописью,  которая  сродни  музыке.  Если  мелодия  состоялась,  автор  нашёл  гармонию  в  цвете  —  картина  живёт,  нет  —  значит  нет.  Какофонии  звуков,  как  и  хаосу  негармоничных  цветовых  пятен  не  станет  внимать  ни  один  ценитель!

Рисунок  универсален  по  своим  задачам.  Он  может  быть  конструктивным,  пытливым,  как  следопыт,   гордым,  монументальным.  Вместе  с  тем  ему  подвластны  и  интимные  роли,  те,  что  открываются  не  всем .  Те,  что  играют  на  малых  сценах,  что  созданы  только  для  пространства  мастерской  художника,  которое  они  никогда  не  покидают.

Именно  в  рисунке  происходит  первый  поиск  идеи,  интересной  композиции.   Часто  они  так  и  не  находят  своей  реализации  в  больших  полотнах,  порой  это  просто  способ  думать  для  художника.  Таких  вот  мыслей — рисунков  зачастую  скапливаются  целые  кипы.  Иногда,  перебирая  рисунки  десятилетней  давности,  находишь  новые  идеи  и  начинаешь  развивать  когда-то  случайно  высказанную  в  наброске  мысль.

У  многих  маститых  художников  можно  найти  такой  вот  “банк  мыслей”  в  рисунках,  скопившихся  за  долгие  годы  творческой  деятельности.   В  нём  все  тайны  удачных  произведений,  как,  впрочем,  и  все  неудачи.   Где,  как  не  в  рисованных  набросках,  можно  оценить  потенциал  удачного  решения  и  попытаться  перенести  его  на  холст,  либо  отвергнуть  как  неинтересный  вариант.

Завершая  статью  о  рисунке  в  живописи,  хочу  ещё  раз  обратить  внимание  начинающих  художников  на  возможности,  сокрытые  в  умении  рисовать,  а  если  быть  точным,  рисовать  цветом.   Конструируйте,  а  не  срисовывайте,  пишите,  а  не  раскрашивайте!

Вопрос,  а  Вы  имеете  при  себе  клочок  бумаги,  блокнот,  альбом  для  набросков  и  часто  ли  используете  его  по  назначению?  Если  он  попросту  валяется  без  дела,  Вы  считаете  кратковременные  зарисовки  зря  потраченным  временем,  а  собственный  “банк”  мыслей  и  интересных  идей  держите  в  голове,  то  сильно  рискуете  остаться  ни  с  чем.

Думаю,  не  нужно  объяснять,  что  мысль  быстротечна,  она  изменчива  и  вертлява,  она  прыгуча,  как  блоха,  а  при  ловле  блох,  как  известно,  скорость  не  помешает.  Следовательно,  иметь  под  рукой  блокнот  и  карандаш  —  значит  быть  во  всеоружии,  чего  я  Вам  желаю!