Поговорим о рисунке, о том, какую роль он играет в живописи. Сейчас нередко можно услышать, что рисунок живописцу не нужен, якобы мышление цветовым пятном избавляет от нудного рисования.
В данном утверждении есть правда, но, боюсь, не каждый начинающий художник понимает, о чём вообще идёт речь.
Рисунок как самостоятельный предмет в изобразительном искусстве может быть самодостаточным, не требующим поддержки иных форм выражения, а вот другие виды визуального творчества так или иначе без рисунка обойтись не могут.
Скульптура, архитектура, живопись несостоятельны, если в их основе не лежит рисунок, а говоря простыми словами, конструктивное понимание формы. Рисунок — это, прежде всего, логика, анализ, изучение видимого предмета, его внутренней и внешней конструкции.
Начинающему художнику следует сделать акцент на рисовании, которое преследует цель изучить форму, чтобы впоследствии уметь мыслить конструктивно и грамотно моделировать изображаемые объекты.
Соглашусь с теми, кто скажет, что рисовать бездушные гипсовые шары, кубы, эллипсы — прескучное занятие, но если вообще вычеркнуть их из учебной программы, это будет равняться рубке сука, на котором сидишь.
Что я хочу сказать? Начинающий художник должен уделить пристальное внимание рисованию простых форм. Хотим мы того или нет, но мир состоит из кубов, шаров, эллипсов, которые лежат в основе как простых, так и сложных объектов.
Если Вы овладеете изображением простейших предметов, то будете на полпути к пониманию и реализации сложных задач в изобразительном творчестве.
Как нарисовать, например, архитектурную конструкцию, комплекс зданий или собор со множеством куполов? У начинающего художника есть два пути, один из которых — попытка обвести воображаемый силуэт таким, каким он его видит, и второй — построить объект, манипулируя простыми формами.
В первом случае ошибки неизбежны. Просто срисовывая, почти невозможно угадать верные пропорции и создать грамотную композицию, если Вы не гений. Избрав второй метод, шансы приблизиться к натуре сильно увеличиваются. Обобщив сложную форму до простой, Вам будет значительно легче найти её верное расположение на плоскости, а затем придать ей нужный силуэт и проработать детали.
К сожалению, не все начинающие придают значение изучению конструкции простых геометрических предметов, да ещё некоторые “учителя” на просторах интернета им в этом потакают, не признавая значимость конструктивного рисования в самом начале становления будущего художника.
Конечно, можно вообще ничего не знать о рисовании, если живопись для Вас не самовыражение, а релаксация, если Вам кажется, что Вы открыли доселе невиданный и не выдуманный никем новый стиль, направление в изобразительном искусстве, если Вы убеждены, что и так сойдёт.
Интересно, что стиль под звучным названием “и так сойдёт” довольно популярен. Мы склонны прощать себе слабости, недостатки, неумение и нежелание уметь. Между тем многие, достигнувшие высот в вышеупомянутом “и так сойдёт” и усомнившиеся в своём мастерстве, ищут решение творческих задач, осваивая рисунок.
Так зачем же живописцу рисунок? Во-первых, для того, чтобы понимать и грамотно изображать задуманный сюжет, то есть видеть конструкцию изображаемых форм.
Во-вторых, высший пилотаж в живописи — научиться не раскрашивать предварительно нанесённый рисунок, а рисовать цветом.
Многие из начинающих художников не видят в этом никакой разницы, кстати, не только начинающие. Впрочем, каждый сам решает, что ему важно, а что нет. Тем же, кто считает для себя необходимым овладеть рисунком, будет полезно знать, что рисунок может быть живописным.
Все представляют себе линейный рисунок и его главный элемент — линию, с помощью которой художник моделирует форму. С помощью линии мы можем конструировать изображение, строго соблюдая пропорции, перспективу как линейную, так и воздушную, искать верное композиционное решение, а можем создавать лёгкие наброски, не претендующие на завершённость.
Линия самостоятельна, Вы легко можете ею ограничиться, полностью высказав мысль на плоскости, не прибегая к иным изобразительным средствам.
Что же лежит в основе живописного рисунка, и чем он наиболее полезен тем, кто рисует цветом?
Живописный рисунок моделирует форму не линей, а тональным пятном. Играя с пятном согласно натуре, попадая в верные тональные отношения, мы можем закончить работу, вообще не проведя ни одной линии. Рисунок редко бывает только линейным или только тональным, как правило, художники пользуются обоими приёмами, чтобы достичь максимальной выразительности в работе.
Так как данная статья о рисунке в живописи, то следует подчеркнуть важность именно живописного рисунка и навыка моделировать форму тональным пятном. Собственно, рисуя цветом, мы рисуем пятном, но в живописи пятно имеет двойное значение — это, прежде всего, цвет, а затем тон.
Кстати, последовательность можно и изменить — сначала тон, затем цвет, в профессиональной среде до сих пор идут споры, что приоритетней. Я бы поставил между ними знак равенства, живописец не решает эти задачи последовательно, в идеале нужный цвет подбирается одновременно с тоном.
В истории изобразительного искусства Вы можете легко найти примеры как линейного, так и живописного рисунка, Полезно понаблюдать за великими художниками, какими приёмами они пользовались, изучая их полотна в музеях либо рассматривая репродукции.
Вообще с рисунком не всё так однозначно, как с живописью, которая сродни музыке. Если мелодия состоялась, автор нашёл гармонию в цвете — картина живёт, нет — значит нет. Какофонии звуков, как и хаосу негармоничных цветовых пятен не станет внимать ни один ценитель!
Рисунок универсален по своим задачам. Он может быть конструктивным, пытливым, как следопыт, гордым, монументальным. Вместе с тем ему подвластны и интимные роли, те, что открываются не всем . Те, что играют на малых сценах, что созданы только для пространства мастерской художника, которое они никогда не покидают.
Именно в рисунке происходит первый поиск идеи, интересной композиции. Часто они так и не находят своей реализации в больших полотнах, порой это просто способ думать для художника. Таких вот мыслей — рисунков зачастую скапливаются целые кипы. Иногда, перебирая рисунки десятилетней давности, находишь новые идеи и начинаешь развивать когда-то случайно высказанную в наброске мысль.
У многих маститых художников можно найти такой вот “банк мыслей” в рисунках, скопившихся за долгие годы творческой деятельности. В нём все тайны удачных произведений, как, впрочем, и все неудачи. Где, как не в рисованных набросках, можно оценить потенциал удачного решения и попытаться перенести его на холст, либо отвергнуть как неинтересный вариант.
Завершая статью о рисунке в живописи, хочу ещё раз обратить внимание начинающих художников на возможности, сокрытые в умении рисовать, а если быть точным, рисовать цветом. Конструируйте, а не срисовывайте, пишите, а не раскрашивайте!
Вопрос, а Вы имеете при себе клочок бумаги, блокнот, альбом для набросков и часто ли используете его по назначению? Если он попросту валяется без дела, Вы считаете кратковременные зарисовки зря потраченным временем, а собственный “банк” мыслей и интересных идей держите в голове, то сильно рискуете остаться ни с чем.
Думаю, не нужно объяснять, что мысль быстротечна, она изменчива и вертлява, она прыгуча, как блоха, а при ловле блох, как известно, скорость не помешает. Следовательно, иметь под рукой блокнот и карандаш — значит быть во всеоружии, чего я Вам желаю!
Почему я рисую? трудный вопрос! Хочу научиться показывать другим то, что мне понравилось. Трудно, но я стараюсь рисовать каждый день, то с натуры(игрушки, чашки), то с фото (пейзажи).
Спасибо, Александр, за прекрасную статью! Я тоже задумывалась над этим сложным вопросом. Смотрела, как пишут художники. Многие начинают с построения композиционного рисунка. Игорь Сахаров пишет от пятна, даже архитектуру. За собой заметила, что если подготавливаю рисунок, то потом мое письмо больше похоже на раскрашивание, а если пытаюсь спонтанно создавать композицию, то больше свободного творчества. Буду смотреть, что легче руководит рукой, что пробуждает яркую эмоциональность, ритм, движение. Благодарю Вас!
Александр, спасибо за статью. Интересная и новая для меня мысль — живописный рисунок… Я всегда думала, что карандашом рисовать не умею (видимо в детстве кто-то сказал), хотя всегда имела объемное представление о формах всего нашего мира, легко строила их и чертила в строительных науках. Но картинки мои представляли собой этакие психологические цветовые разводы и пятна, которые передавали мое настроение. Со временем мне этого стало мало, я поняла, что они — не передают того, что я хочу сказать. Действительно, должен быть живописный рисунок. Согласна с Вами. А блокнот…. я его всегда носила, чтобы записывать строчки стихов, которые тоже любят носиться и иногда пробегают мимо. Теперь я в этом блокноте ещё и делаю наброски… Пока не много и не смело…. Но, лиха беда начало…
Совершенно верно, Александр! Рисунок нельзя игнорировать! Изучать построение форм, свето тени просто необходимо. Без этих знаний живописи не будет…
Спасибо, Александр. Ваши идеи созвучны моим собственным — все можно и нужно конструировать на рисунке, «решить пространство», а это не всегда получается. Но мы здесь, чтобы учиться, не правда ли?
А блокнотик — да, всегда рядом, только быстро кончается… А мысли — не кончаются
Я вообще люблю в картинных галереях смотреть не только картины, но и наброски к ним. Особенно наброски! В Третьяковской галерее есть отдельный зал набросков Шишкина, Ге и других. А нынче повезло — в Берлине выставка РИСУНКОВ (раздумий, поисков на бумаге) Сальвадора Дали! Называлась «Добро пожаловать в мой мозг»! Вот это точно сказано. Но надо заметить, что он думал не цветом, не формой, а голой линией, но идеально точной.
Очень и очень правильная статья и, что главное, своевременная, впрочем, как большинство Ваших статей, Александр. Спасибо Вам за статью и Ваш неоспоримый вклад в художественное воспитание начинающих творческих личностей.
И снова кусочек бесценной информации! Огромное спасибо за этот маленький праздник, Александр! Мой стол тоже завален бумажками с набросками. Возникают интересные варианты одной идеи. Лично мне осталось научиться научиться рисовать цветом. Самая малость… ))
Здравствуйте Александр ! А я читала ,что некоторые известные и уважаемые художники вообще не умели рисовать ,а написанные ими картины висят в музеях и собирают тысячи зрителей .?
Здравствуйте, Нина! Трудно говорить о художниках, которых мы сейчас называем гениями. Как они создавали свои произведения, понятно только им, а значит, нет никаких методик повторить их опыт, думаю, что они и сами не знали природу своей гениальности. Да, их работы сейчас висят в музеях, и это тоже следствие их выдающегося таланта. Из любого правила есть исключения, и они не поддаются анализу, значит, повторить их также не удастся. Я хочу сказать, что помимо гениальности есть путь, доступный всем, а это опыт и знания. Тот, кто владеет как конструктивным, так и живописным рисунком, лучше понимает живопись.
Снова перечитала Вашу статью. И сегодня она оказалась мне более близкой. Я увлеклась азами карандашного рисунка. Понимаю важность приобретения этого навыка. А параллельно — погружение в цвет. Мозг кипит и это делает мою жизнь праздником!
«Мышление цветовым пятном избавляет от нудного рисования» только в том случае, если художник в СОВЕРШЕНСТВЕ ВЛАДЕЕТ «ремеслом» — рисунок, перспектива, цвет, свет, приемы и т. д…..
Все «забыть», отбросить, и писать интуитивно! Супер!
А не уметь выразить то, что ты хочешь видеть на холсте – это беда.
Начинающим можно и немного поучиться, несмотря на свою гениальность.
Спасибо.
Спасибо, ваш сайт очень полезный!