Иногда  я  получаю  очень  длинные  послания,  но  чаще  лаконичные,  в  которых  выражена  главная  боль,  вот  одно  из  них.
“ Я  прошла  пару  курсов  копирования  чужих  картин  —  это  не  мое;  чуть  не  потеряла  вообще  интерес  к  живописи”.

Такие  строки  я  прочёл  недавно  в  письме,  и  знаете  что?  Если  заменить  последнее  слово  в  цитате  на  “жизни”,  то  ничего  не  изменится.  По  моему  мнению,  потеря  интереса  к  живописи  равносильна  потере  интереса  к  жизни.

В  чём  причина  подобных  настроений?   Ответ  есть  в  том  же  предложении.  Копирование  чужих  картин  —  вот  болезнь,  которая  отнимает  у  больного  радость  жизни,  а  точнее,  восторг  от  творческого  процесса.

Многие  из  моих  читателей  переболели  лёгкой  формой  воспаления  под  названием  “Рисуем  пошагово”.    Кто-то  выздоровел  уже  на  первых  шагах,  а  кому-то   потребовалось  длительная  реабилитация.

Я  уже  не  раз  говорил,  что  мы  приходим  к  творчеству,  испытывая  в  нём  потребность,  то  есть  мы  интуитивно   чувствуем,  что  творить  —  значит  создавать  нечто  из  небытия.  Именно  так  всё  и  происходит  до  момента,  когда  страх  неудачи  и  осуждение  случайных  зрителей  не  заставят  нас  искать  логику  и  оправдания  нашему  творчеству.

Из-за  боязни  быть  высмеянным  начинающий  художник,  как  улитка,  прячется  в  тени  авторитетов.  На  данном  этапе  простое  решение  копировать  чужие  картины  кажется  выходом  из  трудного  положения,  и  мы  копируем.

Рисуем  пошагово,   как  нам  велят  учителя,  нами  же  выбранные.   А  как  иначе,  они  заявляют,  что  все  так  начинали,  будто  бы  копирование  и  есть  та волшебная  таблетка,  которая  сделает  нас  художниками.

Рисуем  пошагово

Проходят  дни,  месяцы,  иногда  годы.  Наши  квартиры  завалены  копиями  работ,  но  мы  ничуть  не  стали  ближе  к  самостоятельному  творчеству  и  подлинной  свободе  в  самовыражении.

Почему  же  так  происходит,   где  заявленное   учителями   мастерство,  когда,  наконец,  мы  сможем  позволить  себе  создавать  что-то  своё?   Однако  что  мы  слышим  в  ответ?  Ещё  рано,  продолжайте  рисовать  пошагово!

Вот  здесь-то  сами  собой  и  рождаются  подобные  выводы:  “это  не  мое;  чуть  не  потеряла вообще  интерес  к  живописи”.

Друзья,  на  самом  деле  всё  очень  просто,  нужно  только  немного  потрудиться,  и  не  руками,  а  головой.   Свобода  приходит  через  знания,  сколько  бы  Вы  не  копировали,  всё  равно  будете  топтаться  на  месте.

В  попытке  быть  на  кого-то  похожим,  мы  перестаём  ценить  себя  самих  и,  как  следствие,  получать  удовлетворение  от  творческого  процесса.  Не  в  первый  раз  давайте  вспомним,  что  есть  творчество?  Далеко  ходить  не  нужно,  обратимся  к  Википедии.

Творчество — процесс  деятельности,  создающий  качественно  новые  материальные  и  духовные ценности  или  итог  создания  объективно  нового.

То  есть,  творите  Вы  только  тогда,   когда  весь  процесс   от  идеи  до  реализации  принадлежит  Вам. 

Как  творчеству  можно  научиться?  Никак!  Творчеству  нигде  не  учат,  чему  же  тогда  учат?  Учат  прописным  истинам,  на  которых  держится  изобразительный  язык,  композиция,  колорит,  линейная,  воздушная  перспектива  и  т.д.

Чтобы  понять,  о  чём  идёт  речь,  сначала  нужно  выслушать  теорию,  а  затем  самостоятельно  применить  её  на  практике.  Простыми  словами,  даже  если  Вам  изложат  теорию,  а  затем  Вы  просто  повторите  предложенный  сюжет,  это  будет  зря  потраченное  время.

Нет  ничего  удивительного  в  желании  получить  быстрый  результат,  рисуя  пошагово.  Но  если  для  Вас  выражать  себя  изобразительными  средствами  —  серьёзно,  то  знайте:  идя  путём   подражания,  рано  или  поздно  Вы  произнесёте  страшные  слова  —  «это  не  мое;  чуть  не  потеряла   вообще  интерес  к  живописи».

Девяносто  девять  процентов  начинающих,  да  и  не  только  начинающих  художников,  срисовывают.  Неважно,  с  фотографии  или  с  натуры.  Они  пририсовывают  один  предмет  к  другому,  в  итоге  получая  подобие  того,  что  видят,  и  вполне  удовлетворены  этим.

Я  не  против,  пусть  для  многих  всё  так  и  остаётся.  Но,  услышав  крик  отчаяния,  я  не  прохожу  мимо. Мне  есть,  что  предложить   начинающим  художникам   и  дать  взамен  бессмысленному  пошаговому  рисованию.

“Едва  ли  есть  высшее  из  наслаждений,  как  наслаждение  творить”.  Н. Гоголь.

Уверен,  многие  слышали  слова   великого  писателя,  но  не  все  осознали  их  глубину.  Повторим,  творить  —  значит  создавать  новые  материальные  и  духовные  ценности.

Почему  я  так  настойчиво  делаю  на  этом  акцент?  Потому,  что  если  Вы  действительно  перешагнёте  через   собственные  страхи  и  окунётесь  в  мир  творчества,  то  у  Вас  «вырастут  крылья».

Можно  по-разному  описать  это  состояние,  и  как  окрылённость,  и  как  пламя  свечи,  которая  всегда  с  Вами  —  её  свет  проведёт  сквозь  любой  сумрак.  Тем,  кто  зажёг  в  себе  искру  творчества,  не  страшны  ни  штиль,  ни  шторм  в  океане  быта.

Для  подлинных  творцов  всегда  дует  попутный  ветер,  и  дело  даже  не  в  том,  каких  вершин  Вы  достигнете.  Важно,  что,  будучи  окрылённым,  не  упадёте.

Что  значит  —  преодолеть  собственные  страхи?  Не  следует  казаться  лучше,  чем  Вы  есть.  Да,  Вы  не  обладаете  академическими  знаниями,  у  Вас  нетвёрдая  рука,  вследствие  чего  кривые  линии,  на  Вашей  палитре  грязь,  как  бы  ни  пытались  смешивать  краски  —  всё  напрасно.

Начните  творить  с  самого  начала,  но  делайте  это  осознанно.   Это  как  с  танцем  —  неуклюжие  движения  вскоре  станут  естественными,  и  Вы,  наконец,  услышите  музыку.

Не  устаю  повторять,  что  творчество  — это  не  спорт.   Здесь  нет  первого,  второго,  третьего,  десятого  места,  и  вполне  возможно,  что  тот,  кто  вчера  взял  в  руки  кисть,  будет  наиболее  интересным  художником,  потому  что  его  способ  мышления  максимально  ярок  и  пронзителен.

Согласен,  что  в  себя  поверить  трудно.   Проще  принять  на  веру  ложные  ценности,  потому  что  так  думает  большинство,  но  только  путь  к  себе  поможет  Вам  обрести  крылья.

Никогда  никого  не  копируйте  и  не  подражайте  ради  того,  чтобы  подражать!  Какая  разница,  кто  и  что  будет  думать  о  Вас,  важно,  что  Вы  сами  о  себе  думаете  и  какие  усилия  прикладываете  на  пути  к  цели.

Вот,  что  интересно.   Сейчас  я  вижу  неоригинальные  работы  даже  на  реальных  выставках  начинающих  художников,   а  в  сети  так  и  вовсе  это  нормально  —  выдавать  скопированную  работу  за  собственное  достижение.  Интернет  завален  фотографиями  а-ля  художников,  демонстрирующих  скопированные  сюжеты,   и  было  бы  смешно,  если  бы  не  было  так  грустно!

Где  авторы,  говорящие  на  своём  языке?  Где  оригинальные  сюжеты,  где  новые  имена,  достойные  восхищения  их  смелостью?  Впрочем,  я  знаю  ответы  на  эти  вопросы.   Большинство  из  нас  идёт  по  пути  наименьшего  сопротивления,  отсюда  и  такое  обилие  суррогата  творчества,  а  не  творчества  как  такового.

Вернёмся  к  комментарию  читательницы.  Если  ещё  не  всё  так  безнадёжно,  то  я  готов  вернуть  Вам  интерес  к  живописи.  Сейчас  я  набираю  уже  третью  группу  на  курс  «Семь  ступеней  к  творчеству  — иди  и  рисуй!»  Становитесь  его  участником,  остальное  я  беру  на  себя.

Я  не  стану  заставлять  Вас  копировать  и  повторять  за  мной,  не  буду  обещать  выдать  сертификат  участника  и  диплом  об  окончании  курса,  я  подарю  Вам  веру  в  себя  и  желание  развиваться  дальше.

Вы  можете  задать  мне  вопрос,  чем  я,  как  наставник,  лучше  других?  Я  не  транслирую  Вам  о  своих  мифических  заслугах,  о  выпуске  умных  книг,  о  присуждении  мне  кандидатских  званий,  не  говорю  при  каждом  удобном  случае,  что  я  член  Союза  Художников  России.

Кстати,  обратите  внимание,  Союз  Художников  России  и  Профессиональный  Союз  Художников  —  это  две  разные  организации.  Первая  —  та  самая,  что  существовала  при  Советском  Союзе,  а  вторая  была  образована  совсем  недавно,  и  вступить  в  неё  может  любой  желающий.

Вот  ещё,  знаете,  когда  пишут  “картины  находятся  в  частных  собраниях”  —  это  преподносят  с  гордостью  и  начинают  перечислять  страны.  В  каких  собраниях,  как  они  туда  попали,  конечно  же,  не  поясняется,  а  это  значит,  что  отправленная   работа,  например,  Б. Обаме  в  подарок,  может   считаться  в  его  собрании.

Самый  простой  способ  распознать,  кто  есть  кто  —  это  увидеть  работы  того  или  иного  автора,  но  этот  способ  для  начинающего  художника  не  подходит,  у  него  ещё  нет  критериев,  по  которым  он  мог  бы  судить  объективно.

О  своих  ценностях,  взглядах  и  мнениях   я  рассказываю  в  статьях  блога,  мне  не  надо  никуда  отсылать  читателя.   Многие  темы,  интересующие  начинающего  художника,   раскрыты  на  его  страницах,  и  если  мои  мысли  Вам  близки,  то  нам  по  пути.  Главной  заслугой  блога  считаю  результаты  участников  моих  учебных  программ,  а  также  их  отзывы,  советую  почитать.