Иногда я получаю очень длинные послания, но чаще лаконичные, в которых выражена главная боль, вот одно из них.
“ Я прошла пару курсов копирования чужих картин — это не мое; чуть не потеряла вообще интерес к живописи”.
Такие строки я прочёл недавно в письме, и знаете что? Если заменить последнее слово в цитате на “жизни”, то ничего не изменится. По моему мнению, потеря интереса к живописи равносильна потере интереса к жизни.
В чём причина подобных настроений? Ответ есть в том же предложении. Копирование чужих картин — вот болезнь, которая отнимает у больного радость жизни, а точнее, восторг от творческого процесса.
Многие из моих читателей переболели лёгкой формой воспаления под названием “Рисуем пошагово”. Кто-то выздоровел уже на первых шагах, а кому-то потребовалось длительная реабилитация.
Я уже не раз говорил, что мы приходим к творчеству, испытывая в нём потребность, то есть мы интуитивно чувствуем, что творить — значит создавать нечто из небытия. Именно так всё и происходит до момента, когда страх неудачи и осуждение случайных зрителей не заставят нас искать логику и оправдания нашему творчеству.
Из-за боязни быть высмеянным начинающий художник, как улитка, прячется в тени авторитетов. На данном этапе простое решение копировать чужие картины кажется выходом из трудного положения, и мы копируем.
Рисуем пошагово, как нам велят учителя, нами же выбранные. А как иначе, они заявляют, что все так начинали, будто бы копирование и есть та волшебная таблетка, которая сделает нас художниками.
Проходят дни, месяцы, иногда годы. Наши квартиры завалены копиями работ, но мы ничуть не стали ближе к самостоятельному творчеству и подлинной свободе в самовыражении.
Почему же так происходит, где заявленное учителями мастерство, когда, наконец, мы сможем позволить себе создавать что-то своё? Однако что мы слышим в ответ? Ещё рано, продолжайте рисовать пошагово!
Вот здесь-то сами собой и рождаются подобные выводы: “это не мое; чуть не потеряла вообще интерес к живописи”.
Друзья, на самом деле всё очень просто, нужно только немного потрудиться, и не руками, а головой. Свобода приходит через знания, сколько бы Вы не копировали, всё равно будете топтаться на месте.
В попытке быть на кого-то похожим, мы перестаём ценить себя самих и, как следствие, получать удовлетворение от творческого процесса. Не в первый раз давайте вспомним, что есть творчество? Далеко ходить не нужно, обратимся к Википедии.
Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового.
То есть, творите Вы только тогда, когда весь процесс от идеи до реализации принадлежит Вам.
Как творчеству можно научиться? Никак! Творчеству нигде не учат, чему же тогда учат? Учат прописным истинам, на которых держится изобразительный язык, композиция, колорит, линейная, воздушная перспектива и т.д.
Чтобы понять, о чём идёт речь, сначала нужно выслушать теорию, а затем самостоятельно применить её на практике. Простыми словами, даже если Вам изложат теорию, а затем Вы просто повторите предложенный сюжет, это будет зря потраченное время.
Нет ничего удивительного в желании получить быстрый результат, рисуя пошагово. Но если для Вас выражать себя изобразительными средствами — серьёзно, то знайте: идя путём подражания, рано или поздно Вы произнесёте страшные слова — «это не мое; чуть не потеряла вообще интерес к живописи».
Девяносто девять процентов начинающих, да и не только начинающих художников, срисовывают. Неважно, с фотографии или с натуры. Они пририсовывают один предмет к другому, в итоге получая подобие того, что видят, и вполне удовлетворены этим.
Я не против, пусть для многих всё так и остаётся. Но, услышав крик отчаяния, я не прохожу мимо. Мне есть, что предложить начинающим художникам и дать взамен бессмысленному пошаговому рисованию.
“Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить”. Н. Гоголь.
Уверен, многие слышали слова великого писателя, но не все осознали их глубину. Повторим, творить — значит создавать новые материальные и духовные ценности.
Почему я так настойчиво делаю на этом акцент? Потому, что если Вы действительно перешагнёте через собственные страхи и окунётесь в мир творчества, то у Вас «вырастут крылья».
Можно по-разному описать это состояние, и как окрылённость, и как пламя свечи, которая всегда с Вами — её свет проведёт сквозь любой сумрак. Тем, кто зажёг в себе искру творчества, не страшны ни штиль, ни шторм в океане быта.
Для подлинных творцов всегда дует попутный ветер, и дело даже не в том, каких вершин Вы достигнете. Важно, что, будучи окрылённым, не упадёте.
Что значит — преодолеть собственные страхи? Не следует казаться лучше, чем Вы есть. Да, Вы не обладаете академическими знаниями, у Вас нетвёрдая рука, вследствие чего кривые линии, на Вашей палитре грязь, как бы ни пытались смешивать краски — всё напрасно.
Начните творить с самого начала, но делайте это осознанно. Это как с танцем — неуклюжие движения вскоре станут естественными, и Вы, наконец, услышите музыку.
Не устаю повторять, что творчество — это не спорт. Здесь нет первого, второго, третьего, десятого места, и вполне возможно, что тот, кто вчера взял в руки кисть, будет наиболее интересным художником, потому что его способ мышления максимально ярок и пронзителен.
Согласен, что в себя поверить трудно. Проще принять на веру ложные ценности, потому что так думает большинство, но только путь к себе поможет Вам обрести крылья.
Никогда никого не копируйте и не подражайте ради того, чтобы подражать! Какая разница, кто и что будет думать о Вас, важно, что Вы сами о себе думаете и какие усилия прикладываете на пути к цели.
Вот, что интересно. Сейчас я вижу неоригинальные работы даже на реальных выставках начинающих художников, а в сети так и вовсе это нормально — выдавать скопированную работу за собственное достижение. Интернет завален фотографиями а-ля художников, демонстрирующих скопированные сюжеты, и было бы смешно, если бы не было так грустно!
Где авторы, говорящие на своём языке? Где оригинальные сюжеты, где новые имена, достойные восхищения их смелостью? Впрочем, я знаю ответы на эти вопросы. Большинство из нас идёт по пути наименьшего сопротивления, отсюда и такое обилие суррогата творчества, а не творчества как такового.
Вернёмся к комментарию читательницы. Если ещё не всё так безнадёжно, то я готов вернуть Вам интерес к живописи. Сейчас я набираю уже третью группу на курс «Семь ступеней к творчеству — иди и рисуй!» Становитесь его участником, остальное я беру на себя.
Я не стану заставлять Вас копировать и повторять за мной, не буду обещать выдать сертификат участника и диплом об окончании курса, я подарю Вам веру в себя и желание развиваться дальше.
Вы можете задать мне вопрос, чем я, как наставник, лучше других? Я не транслирую Вам о своих мифических заслугах, о выпуске умных книг, о присуждении мне кандидатских званий, не говорю при каждом удобном случае, что я член Союза Художников России.
Кстати, обратите внимание, Союз Художников России и Профессиональный Союз Художников — это две разные организации. Первая — та самая, что существовала при Советском Союзе, а вторая была образована совсем недавно, и вступить в неё может любой желающий.
Вот ещё, знаете, когда пишут “картины находятся в частных собраниях” — это преподносят с гордостью и начинают перечислять страны. В каких собраниях, как они туда попали, конечно же, не поясняется, а это значит, что отправленная работа, например, Б. Обаме в подарок, может считаться в его собрании.
Самый простой способ распознать, кто есть кто — это увидеть работы того или иного автора, но этот способ для начинающего художника не подходит, у него ещё нет критериев, по которым он мог бы судить объективно.
О своих ценностях, взглядах и мнениях я рассказываю в статьях блога, мне не надо никуда отсылать читателя. Многие темы, интересующие начинающего художника, раскрыты на его страницах, и если мои мысли Вам близки, то нам по пути. Главной заслугой блога считаю результаты участников моих учебных программ, а также их отзывы, советую почитать.
Здравствуйте!
Александр,, как всегда, затронул важную тему. Я занимаюсь живописью давно, сама изучала учебники вузов по композиции, цвету, материалам, делала свои работы по своим сюжетам и вдруг…на просторах интернета нашла бесплатные уроки и чем больше по ним работала, тем меньше умела — это наркотик. Конечно эти уроки полезны подсмотреть, что и как делают другие люди, особенно профессиональные художники, но мастер-классы дают и люди, которые где-то и что-то нахватались и вот уже МЭТР. Для новичка, который не потрудился прочитать базу это сильнейший вред, мое мнение.
Я, прошла курс Александра и хочу сказать, что мне он был полезен прежде всего тем, что подробно рассматривалась каждая работа и указывались недочеты, это очень важно узнать мнение профессионала о твоих работах. Я не понимаю зачем Александр тратит столько времени и возится с нами, но за то что он это делает — огромное спасибо. Надеюсь, что Александр продолжит свои курсы и создаст новые.
Копировать можно поначалу.но это быстро надоедает.Я смотрю мастер-классы онлайн.но не для того чтоб скопировать точь-в-точь,а чисто из «технических»интересов,иногда там можно узнать много нового и полезного,каких-нибудь технических навыков.Так что все они эти «пошаговые полезны.но надо полученные навыки применять уже в самостоятельном творчестве
С детства любила рисовать, но… рисования, как урока не было даже в школе. До рисования добралась лет в 50. Не смогла сдерживать больше себя и рисовала в походах, командировках, в путешествиях и, конечно, дома. Это был выплеск эмоций на бумагу. Но со временем я поняла, что мне не хватает каких-то знаний, умений, чтобы эти рисунки росли и развивались. Походы на занятия в музей ИЗО, к именитому художнику, на мастер-классы в инете…. они убили мои живые рисунки…. И я, словно, заблудилась в трёх соснах… Записалась к Александру на курсы. Надеюсь, что выберусь…
Как здорово сказано: «Будучи окрылённым — не упадёшь»!
Здравствуйте, Александр. Спасибо за ваши статьи, они всегда трогают за живое.
Но мне все же не понятно, как можно писать картины «из головы»? Когда пишешь с натуры — изучаешь все объекты, их особенности и «правила». Вот как к примеру можно написать по воображению дерево? Не зная особенностей строения кроны, того как дерево бросает тень… работа будет выглядеть «по детски», пусть даже и авторски, но слишком примитивно.
Или вот такой пример — я люблю писать цветы, но как передать всю красоту цветка, изгибы линий, цветовые пятна, «правильную» тень в самом цветке и тень падающую, если нет цветка перед глазами??? Написать по воображению подмалевок можно, но в нем не будет передана красота цветка.
Конечно хочется оригинальных и живых картин, но порой ощущение, что внутри себя их просто нет… нет какого, что бы села и вылила впечатления на холст. Все подобные попытки дают в результате скучные и примитивные рисуночки.
К сожалению пока не могу понять — как можно работать без натуры или референсов? Может просто у меня нет фантазии и воображения?
Здравствуйте, Ольга! Что Вы имели в виду под словами «писать картины из головы?» Безусловно, вся наука рисовать строится на знании, то есть когда мы рисуем, мы не срисовываем, а именно, рисуем, лепим форму изнутри. Чтобы наше рисование приобрело осознанный характер, нам следует изучать форму того, что мы изображаем. Собственно, на изучении формы предмета строится вся академическая школа изобразительного искусства. После того, как Вы научитесь видеть мир конструктивно, Вы с легкостью сможете моделировать любые сюжеты. Если Вы не можете изобразить цветок, не наблюдая его, значит, не понимаете его конструкции, не анализируете, где находятся источник света, рефлексы и почему следует избрать либо тёплую гамму, либо холодную, согласно натуре, либо Вашему замыслу. Вы задаёте правильные вопросы, собственно, мой курс и есть подробный ответ на них. Становитесь его участником, уверяю, Вы изменитесь и будете ещё удивляться, почему раньше Вы всего этого не знали. Кстати, Айвазовский почти все свои работы написал по памяти, то есть из головы.
Добрый день , Александр!
Да, так оно и есть…эти строчки написала Вам я.
Вы правильно подметили, если изменить слово-то получается потеря интереса к жизни!
Так оно и произошло.
Я копировала работы Ван Гога, Монэ, также современных художников, писала картины по фотографиям… Всем вокруг нравилось, все хвалили. Сначала был момент эйфории, О! Как я могу!
Кому цветочки нравились, кому-то пейзажи, кто-то восхищался портретами, а мне становилось грустно…
И вот настал момент, когда я заходила в свою студию только покурить… Интерес к творчеству пропал.
Но за эти пару лет копирования я научилась отличать живые работы от срисованных, появилось чутье; это как рыбак рыбака узнает издалека)))
С нетерпением жду начала курса!
Здравствуйте, Александр!
Я с интересом прочла Вашу статью. Все сказано замечательно. Прочла также комментарии. Соглашаюсь с мнением Ольги П. Соглашаюсь, потому что тоже не могу писать картины просто из головы. Я согласна, что многие вебинары бездарны. Зачастую художники — учителя пишут так, что даже бесплатно я бы не приобрела такую картину. Без учебников и профессиональной школы могут писать только самородки с подаренным талантом от Бога. Что же делать тем, кто хочет писать картины, но не может писать «из головы»? Знакомясь по интернету даже с очень известными художниками, видно, что они не всегда пишут картины на пленэре, а часто по фотографии пишут сюжет, конечно же привнося некоторые собственные изменения. По аналогии с музыкой — можно закончить школу и выше, однако импровизировать не сможешь, если нет такого дара, а только лишь выучивать произведения по нотам. А есть такие, кто ни одного года не учился музыке, не знает нот, а подбирает на слух любую мелодию и даже импровизирует. Это ДАР. На мой взгляд, если нет программного файла от Бога, но все равно хочется писать, пусть в качестве хобби, то придется копировать уже созданные творения, потому что даже копию классно не так то просто сделать. Я думаю, что определяя для себя интерес к какому-либо творчеству в этой жизни, но пока не имея ярко выраженного таланта, надо сначала создать базис навыков, позволяющих этому творчеству выразиться в качестве самобытного художника — ведь необходимо обрести столько навыков, воспитать вкус, изучить шедевры художников, чтобы научиться отличать искусство от ремесла — СКОЛЬКО ЖЕ ДЛЯ ЭТОГО ПОТРЕБУЕТСЯ ВРЕМЕНИ!!!
Так что пока надо с головой «нырнуть» в искусство живописи, обрести художественную почву под ногами, а потом, если не успел в этой жизни, то даст Бог в следующей жизни, имея уже накопленный файл — опыт живописных навыков в предыдущей, может быть и родишься художником.
На Матушку Землю приходят как простые , так и гениальные люди, но гениальные художники, поэты, музыканты, архитекторы приходят с других, более высоких планов, уже запрограммированные на определенное творчество. Человек развивается постепенно и надо много жизней, чтобы дорасти до высоких планов и получить в подарок гениальность. А пока я понимаю одно — надо учиться, учиться и еще раз учиться у хороших мастеров, возможно даже пробуя копировать их.
Я по профессии музыкант, но вдруг заинтересовалась живописью. Как же я могла начать писать? Ходить в школу поздно, читать учебники без наглядных примеров скучно. Я даже не знала многих понятий (лессировка, имприматура, гризайль, названия красок, , лаки, растворители и прочее), поэтому конечно же необходимы были вебинары, чтобы просто войти «в фокус». Только набравшись навыков на этих вебинарах или просматривая видео и что-то копируя, можно постепенно понять, что же такое ЖИВОПИСЬ и уже тогда пробовать что-то самостоятельно.
Простите, Александр, за длинный комментарий. Спасибо Вам за Ваши полезные и цели определяющие статьи.
С уважением, Ольга.
Здравствуйте, Ольга! Отчасти я уже ответил на Ваш вопрос, отвечая Ольге П. Однако добавлю. Тем, кто хочет писать картины, нужно учиться их писать, но не копируя бездумно, а создавая свой сюжет самостоятельно, осознанно подходя к каждому мазку. Говоря Вашими словами, «если нет программного файла от Бога, но все равно хочется писать», тем более следует приложить максимум усилий, добывая знания. Копируя пошагово, кроме как копированию, больше ничему не научиться. При создании собственных произведений Вам придётся полагаться только на себя, а значит, на свои знания, своё видение мира. Задача максимум для каждого художника — найти самого себя, свой творческий язык, а здесь, чем больше Вы копируете ради копирования, тем дальше от истинной цели и собственной уникальности. Повторюсь, мой курс о том, как стать самим собой, быть интересным, ярким художником не через 100 лет, а сейчас. Становитесь его участником, и Вам не нужно будет ждать следующей жизни для реализации своей мечты.
Вот так, пока пишешь-сочиняешь свой комментарий, а уже все твои мысли высказали другие) Все, озвученные мнения, созвучны с моим, и спасибо им за это! Думаю, однозначного ответа для творческого человека не существует. Я вот, например, хочу научится рисовать наив-примитив, и чтоб свой почерк был. Но Душа пока прислушивается и приглядывается, учится…. Простите, если не в тему!)
Большая благодарность, Александру за интереснейший блог!!!
Здравствуйте, Ирина! Это невероятно, но я так же мыслю, как Вы. И моя Душа пока прислушивается и приглядывается, учится… Предлагаю ДРУЖБУ! Не пожалеете ))
Здравствуйте, Ирина! Очень даже в тему, приходите на курс «Семь ступеней к творчеству иди и рисуй!» Приглядываться можно бесконечно, начните действовать, а я постараюсь Вам помочь получить результаты.