arrow up
Александр Григорьев Саврасов
О живописи и не только простыми словами…

Маленький секрет большой картины

Случалось  с  Вами  такое?  Сидите  Вы  перед  чистым  холстом,  предвкушаете  удачный  результат  работы,  и  все-таки,  что-то  мешает  кинуться  в  бой  и  мастерски  закончить картину.

Какое  там  закончить,  Вы  не  знаете,  за  что  взяться!  Походив  вокруг  холста,  бросаете,  так  и  не  начав  свою  работу.  Затем  всё  же  начинаете,  но  робко,  неуверенно  постоянно  переделывая,  исправляя,  но  работа  не  идёт,  и  Вы  оставляете  её  на  потом,  авось  в  следующий  раз  повезёт.

В  чём  проблема,  где  ошиблись,  всё  же  было  как  всегда,  но  в  этот  раз  не  получилось.  Грешите  на  размер  холста,  наверное,  слишком  большой,  не  рассчитали.  Так  хотелось  создать  что-то  серьёзное,  значимое,  а  главное,  Вы  были  уверены  в  успехе.

Думаю,  не  только  со  мной  такое  случалось!

Расскажу  Вам  один  интересный  случай,  произошедший  со  мной  в  студенческие  годы.

На  летней  пленэрной  практике  повадился  я  ходить  в  одно  людное  место  и  писал  там,  расположившись  чуть  ли  не  на  тротуаре.  Мой  этюдник  в  спешке  огибали  прохожие,  время  от  времени  пытаясь  со  мною  заговорить  и  выведать,  какую  такую  красоту  я  тут  решил  запечатлеть.

Со  временем  привыкаешь  ко  всей  этой  суете  и  перестаёшь  обращать  внимание,  тем  более,  что  время  дорого.  Размер  моего  холста  всегда  был  значительным,  и  трудился  я  в  поте  лица.

Так  мне  хотелось  написать  городские  улицы  со  всеми  их  обитателями,  с  сумасшедшими  пешеходами,  ревущими  автомобилями,  лязгающими  проводами  троллейбусов  и  вездесущими  голубями.

Сюжет  был  подходящий.  Всё,  что  мне  было  нужно,  лежало,  бежало  и  ехало  подле  меня,  только  бери  и  пиши,  вот  так,  как  оно  есть.  Такую  кашу  можно  заварить  из  всей  этой  красочной  толпы — пальчики  оближешь!

Благодатный  материал — настоящий  профессионал  там  бы  развернулся,  как  мне  казалось,  во  всю  свою  живописную  палитру.  Я  ощущал  себя  таковым,  делал  вид,  что  точно  знаю,  что  хочу  изобразить  и  пыжился  изо  всех  сил,  пытаясь  перенести  на  холст  вышеописанный  сюжет.

Самое  страшное,  что  у  меня  ничего  не  получалось  ни  в  первый  день,  ни  во  второй,  ни  в  третий.  Я  ходил  на  данное  место  с  завидным  упорством  и,  конечно,  какие-то  этюды  были  совсем  неплохи,  но  меня  не  устраивали,  оставаясь  всего  лишь  натурными  эскизами.

Конечно,  мне  хотелось  большего,  я  собирался  создать картину.  Бросать  задуманный  сюжет  было  не  в  моих  правилах,  и  я  возвращался  вновь  и  вновь  на  прежнее  место.

Не  помню,  в  какой  из  моих  сеансов  я  заметил  не  так  далеко  сидящего  на  скамейке  человека,  который  как  будто  что-то  чиркал  в  своём  блокноте.  В  тот  момент  я  даже  не  придал  этому  значения,  мало  ли  чем  он  там  занимается.

Только  человек  этот  появлялся  на  скамейке  так  же  регулярно,  как  и  я  на  излюбленном  мной  месте.  Иногда  он  перемещался  на  другую  сторону  улицы  и  также  что-то  изучал  у  себя  в  руках,  скрупулезно,  иногда  посматривая  по  сторонам.

Не  знаю  почему,  но  вскоре  я  ощутил  незримую  связь  с  этим  человеком.  Знаете,  это  как  у  Льва  Толстого  в  “Анне Карениной”,  когда  ей  снится  сон,  будто  бы  в  её  спальне  некий  старик  что-то  ворошит  в  собственных  руках,  но  она  не  видит  что.  Только  понимает — это  что-то  важное,  и  как-то  очень  связано  с  ней.

За  пару  недель  у  меня  накопилось  много  материала  по  данному  сюжету.  Вскоре  близилось  окончание  летней  практики,  я  многое  сделал,  но  добиться  поставленного  мною  результата  так  и  не  сумел.

Дабы  не  мучить  себя  более  и  как  то  разнообразить  сюжетный  ряд,  я  переместился  за  город  и  писал  уже  там,  в  тишине  лесных  аллей,  в  поле,  у  заросших  ряской  небольших  прудов,  постигая  таинство  природы.

Практика  кончилась,  я  уехал  на  родину  прожить  единственный  месяц  в  году  с  родителями,  побродить  по  родным  местам  и  что-то  пописать  в  удовольствие,  для  себя.

Как  говорится,  отдыхать — не  работать.  Не  успеешь  оглянуться,  как  пора  назад,  снова  включаться  в  учебный  процесс,  жить  долгий  учебный  год.

Возвращаясь  на  учёбу,  я  всегда  в  первую  очередь  посещал  любимые  мною  книжные  магазины,  кинотеатры  и,  конечно,  выставочные  залы.

Музеи  и  выставки  современных  художников — вот  что  действительно  меня  зажигало.  Я  бродил  в  них  в  часами,  пытаясь  постичь  тайны  мастерства,  как  мне  нравилось  там  бывать,  сейчас  я  вспоминаю  их  с  любовью.

В  одно  из  таких  посещений,  я  был  поражён  увиденной  мною  картиной.  Это  была  именно  та  картина,  которую  я  с  таким  трудом  пытался  создать  на  своей  пленэрной  практике,  но  был  повержен  неудачей.

Кто-то  решил  мою  творческую  задачу,  причём  так  блестяще,  что  я  даже  потерял  дар  речи,  увидев  картину,  так  бесцеремонно  представшую  передо  мной.  Всё  в  ней  было  гармонично,  всё  правильно  и  интересно,  всё  так,  как  на  самом  деле.

Я  увидел  ровно  тот  сюжет,  который  будоражил  мой  мозг  месяц  назад  во  время  моей  пленэрной  практики.  Та  самая  улица  предстала  передо  мной  во  всей  своей  красе:  асфальтовые  покрытия  и  тонущие  в  них  автомобили,  людская  толпа  шла  стенка  на  стенку  в  свете  сигналов  светофора.

Вот  мои  любимые  стены  старинного  храма,  вот  рекламные  огни  магазинов,  вот  старушка,  не  замечающая  всего  этого  муравейника,  снующего  вокруг.  Я  был  в  шоке!  Кто  тот  автор,  предвосхитивший  мою  идею,  и  так  виртуозно  воплотивший  её  в  жизнь?

В  нижнем  правом  углу  я  прочитал  фамилию  художника,  но  она  мне  ни  о  чём  не  говорила,  я  не  был  знаком  с  творчеством  данного  автора.

— Кто  этот  художник  и  откуда? — спросил  я  у  сидевшей  рядом  смотрительницы  зала.  — Так  вот  же  он! — и  она  кивнула  на  дверной  проём,  в  котором  появилась  невысокая  фигура  человека.  Я  сразу  узнал  в  нём  старого  знакомого.  Это  же  он  что-то  чирикал  в  блокноте  неподалеку  от  меня!

Вот  что  нас  действительно  объединяло.  Он  художник,  он  также  как  и  я  писал  картину  на  городскую  тему… Но  почему  я  не  видел  его  с  холстом  и  этюдником,  а  только  сидящим  на  скамейке,  затерявшимся  в  толпе?

Вскоре  я  понял,  в  чём секрет  его  большой  и  очень  удачной картины.  Мы  познакомились,  он  пригласил  меня  к  себе  в  мастерскую,  где  я  увидел  поистине  гигантский  объём  работы,  заключавшийся  во  множестве  набросков,  сделанных  с  натуры.

Все  персонажи  были  чётко  схвачены  в  быстрых  натурных  набросках:  и  неспешная  бабулька,  и  трамвай,  и  людской  поток.  И  даже  себя  я  нашёл  на  одном  из  листов,  с  холстом,  как  дорожный  знак  возвышающимся  над  бегущими  людьми.

Вместо  того,  чтобы  писать  свою  картину  прямо  там,  на  холсте,  как  я,  он  много  работал  с  набросками,  компонуя  в  маленьком  формате.  Ещё  в  набросках  он  нашёл  интересный  композиционный  строй,  не  просто  скопировав,  как  оно  есть,  а  сочинил  историю,  изобразив  максимально  интересные  натурные  моменты. 

Такой  вот  маленький  секрет  его  большой  картины,  который  стал  для  меня  открытием.  И  не  то,  чтобы  я  его  не  знал,  знал,  конечно,  но  считал  тратой  драгоценного  времени.  Зачем  что-то  чиркать  на  бумажке,  когда  можно  работать  прямо  на  холсте.

Я  потратил  много  времени,  мучаясь  с  большим  форматом,  а  мог  бы  начать  с  набросков,  найти  композицию,  поймать  характерные  персонажи  и  исполнить  на  холсте  задуманный  сюжет.

На  ошибках  учатся.  Я,  как  водится,  учился  на  своих.  Эта  история  стала  для  меня  хорошим  уроком.  Сейчас  я  не  начинаю  работу,  не  почиркав  на  бумажке.  Это  для  меня  далеко  не  трата  времени,  а  экономия,  повторять  сделанные  ошибки  не  в  моих  правилах.

Если  Вы  не  знаете,  с  чего  начать  работу,  начните  с  набросков.  Уверяю  Вас,  не  ошибётесь.  После  всех  мыслей,  запечатлённых  в  небольшом  формате,  Вам  будет  значительно  легче  возвращаться  к  холсту,  будь  он  любых  размеров.

Я  вижу,  что тема  наброска  и  его  важности  вообще  не  поднимается  в  популярных  обучающих  ресурсах.  Ученикам  предлагается  сходу  ваять  эпические  картины,  в  которых  они,  якобы,  учатся  смешивать  краски,  лепить  форму  и  т.д.  Такое  обучение  сродни  организму,  в  котором  нет  костей — только  мясо  и  требуха.

Набросок — это  мысль  художника,  запечатлённая  в  лёгкой  карандашной  или  иной быстродоступной  форме.  По  наброскам  классиков  изобразительного  искусства  мы  можем  наблюдать,  как  они  формировали  свою  идею.  В  данном  случае,  наброски  имеют  свою  художественную  и  историческую  ценность.

b1

Суриков В. И. Набросок к картине Боярыня Морозова

Мне  важно,  как  Вы  относитесь  к  теме  наброска,  и  делаете  ли  их  вообще?

Напишите  истории  из  своего  опыта,  уверен,  у  Вас  есть  не  менее  интересные!

Благодарен  всем,  комментирующим  мои  статьи.  Вижу,  что  многим  данные  темы  близки.  Давайте  продолжим  дискуссию.

Не  забудьте  подписаться  на  новости  блога,  будете  в  курсе  всех  обновлений.  Форма  подписки  справа — введите  свой  электронный  адрес  в  поле  и  нажмите  жёлтую  кнопку.  Перейдите  по  ссылке  в  пришедшем  письме.  Всё!

 

 

 

 

Комментариев 42
  1. надежда

    совершенно с вами согласна...я учусь в худ.школе на вечернем отделении для взрослых. И вот наш преподаватель придерживается именно такой последовательности в работе. Сначала ассоциации, затем наброски, построение композиции а уж потом работа в формате. Очень интересно, но и очень трудно...:)

    Ответить
  2. Ольга

    Большое спасибо, Александр!!!! Очень полезный секретик!

    Ответить
  3. Надежда

    Спасибо большое!!! Возьму это на заметку,чтоб не совершать ошибок!)

    Ответить
  4. Ольга Воронина

    Здравствуйте, Александр! Интересная тема! Вы сами же подвели итог своей статье — частности создают целое. В Мастер-классах наблюдалось и то, как сначала художник создает общую композицию картины, а потом прописывает детали, а например, в написании РОЗЫ кто-то пишет сначала пятно, а потом, играя светом и тенью , обозначает лепестки и, наоборот, от изначальных лепестков создает цельную розу. Здесь, по-видимому, все зависит от восприятия образа (ов) мозгом человека, о том, в какой последовательности у него выстраивается зрительный ряд — от частного к целому или наоборот. А если рассматривать создание Божественных творений, начиная от Космоса и заканчивая созданием всех форм в природе, будь то цветы, деревья, морская волна, подсолнух, шишка, раковина, ананас (можно перечислять до бесконечности), то все эти построения соответствуют математической формуле Бога, которая выражена в ряде чисел Фибоначчи, что в итоге отражает гармонию и красоту и определяет закон золотого сечения. А вот многие художники творят по своим законам, иногда искажая божественную систему построения. И часто из этих исключений и правил создаются новые шедевры, хотя, как будто бы в них нет логики. Например наша Солнечная система создана вне правил Вселенной в том аспекте, как расположены наши планеты от Солнца, нарушен порядок величины планет по удаленности от Солнца, нет прямой пропорциональности, как это существует в других Вселенных. Значит, какой-то Великий Зодчий по каким-то собственным законам изменил эти правила, создал нашу Солнечную систему «НЕ ТАК», но мы все же пока существуем, не переворачиваемся и не взрываемся, но может быть поэтому у нас нарушены многие другие законы миропорядка, искажен духовный потенциал и в итоге человечество Земли, например, разрушает собственную цивилизацию. Остановлюсь на этом, так как это бесконечная тема. Всего Вам доброго!

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Ольга! Я имел ввиду немного другое. Прежде чем рисовать лепестки, нужно не только определить пятно, то есть силуэт розы, но и то, где она будет расположена на плоскости. Если учесть, что роза не одна, а целый букет, есть ещё ваза, то, на чём стоит ваза и окружающий интерьер. Опрометчиво будет сразу строить композицию на холсте, для этого и нужны наброски. Спасибо за отзыв!

      Ответить
      • Ольга Воронина

        СПАСИБО, АЛЕКСАНДР, ЗА ОТВЕТ! Я ВАС ПОНЯЛА. Моя «аналитическая копошня» — тоже ведь частности в целом. Не знаю, зачем я обратилась к космическому масштабу. Иногда, знаете ли, «заносит», бывает. Извините. СПАСИБО ЗА ВАШ РАЗГОВОР С НАМИ! ОН ВСЕГДА ПОЛЕЗНЫЙ.

        Ответить
        • Александр Григорьев

          Ольга, я узнаю в Вас художника, заносит — это нормально. Извиняться ни к чему! Всегда рад Вашим комментариям.

          Ответить
  5. Виктория Буланова

    Здравствуйте,Александр! Как всегда,Ваша статья очень своевременная!Несколько дней не могу подступиться к работе: подсмотрела на улице сюжет интересный,и свет подходящий,и городская архитектура и персонаж-все мне понравилось! Но никак не решусь начать рисовать...Что же главное,с чего начать?!Спасибо ОГРОМНОЕ за подсказку- нужно не копировать понравившийся на улице сюжет (возможно выбрать часть из подсмотренного сюжета) ,а сочинить историю,а и перенести ее на бумагу !!!!!! Именно этой "Эврики " мне и не хватало!

    Ответить
  6. Наталия

    Спасибо большое! Нет, я не знала про наброски... Но в последнее время приходили мысли о том, что неплохо бы делать предварительные разные зарисовки... Теперь буду знать. Спасибо, Вам!!!

    Ответить
  7. Виктория Буланова

    В добавление к теме набросков-сегодня была на пленере, использовала новый для себя материал-уголь,пастель,сепию. Неплохие получилисиьзарисовки. Думаю использовать их потом для более основательной работы в цвете.

    Ответить
  8. Елена

    Очень интересная тема. Конечно, я тоже приветствую академические основы в ИЗО, но и новые интернет-технологии имеют место быть, так как времени на этюды, наброски, порой, не хватает. Для меня искусство — это , прежде всего, уход от реальных проблем и погружение в мир художественных образов. Поэтому, с удовольствием участвую в онлайн мастер-классах. Не было бы их, я и не узнала бы, что есть такой ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ХУДОЖНИК, как Алекс Григорьев!))

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Елена! Не путайте меня с моим однофамильцем, тоже Александром, я в мастер классах не участвую, но не в этом главное отличие, а в нашем творчестве. Спасибо за отзыв!

      Ответить
  9. Елена

    Спасибо. Взяла на заметку. Не знала.

    Ответить
  10. Сергей

    Спасибо,что находите для нас время Александр.

    Ответить
  11. Наталья

    Александр, замечательная статья! Я очень люблю наброски. В памяти еще с детства сохранились линии, невероятно красивые, живые. Я не помню где их видела, на чем они выполнены и чем, но помню, какой восторг и удивление они вызвали. И сейчас, когда вижу быстрые наброски, где буквально несколькими линиями передано движение, поза или настроение; или длительные зарисовки, где можно почувствовать тепло солнечного дня, увидеть блеск фарворовой чашки или шершавые морщинистые руки старика, тоже испытываю сильный трепет. Сама стараюсь как можно больше выполнять набросков. Хотя руки пока плохо слушаются, не получается уверенных живых линий, но очень хочу научиться так рисовать. И еще честно признаюсь, при написании картины тоже совершаю ту же ошибку, что совершали когда то и вы — пытаюсь, правда не на холсте, на картоне, разобраться сразу и с композицией, и с цветом, и со светотенями. Тоже казалось, зачем тратить время на карандашный набросок, когда можно сразу красками. Теперь буду знать, обязательно учту ваши советы) Спасибо огромное!!!

    Ответить
  12. Наталия Урбан

    Зарисовки- это свобода. У меня перед большим чистым листом наступает состояние волнения, как перед экзаменом, боязнь не выполнить задуманное как хотелось. Нет, мне не жалко бумаги ( хотя качественной бумагой не разбросаешься особо). У меня, наверное, повышенное требование к себе. И ещё ощущение сожаления, когда в итоге на листе- сухая, пресная работа. Другое дело-альбом для зарисовок. Здесь я могу расслабиться и отпустить кисть в свободный полёт. Рисую всем: карандашами, акварелью,фломастерами, выполняю акварельную графику. Полезно иногда давать на зарисовку ограниченное время. Таким образом, тренируемся схватывать образ быстро, ловим вдохновение.

    Ответить
  13. Елена

    Спасибо большое за статью и за то,с какой щедростью и заботой Вы делитесь своим опытом,Александр! Прям мурашки по спине,как точно все и про меня.

    Я еще только начинаю рисовать,я-самоучка.Мне очень важны и полезны Ваши наблюдения и опыт.

    Радуюсь и сомнения в себе уходят прочь.Низкий поклон Вам.

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Елена! Вам спасибо за добрые слова!

      Ответить
  14. Татьяна

    Я делаю наброски, продумываю сюжет, цвета. А потом сажусь к холсту и делаю все по-другому. Кроме того, что женщина, ничем больше это оправдать не могу.

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Татьяна, не списывайте всё на женщин. Ваша проблема в том, что Вы не можете сформировать свою идею ещё на стадии наброска и продолжаете блуждать в поисках на холсте. Приступайте к основной работе только после того, как ясно представили себе результат и нашли основные решения на бумаге. Спасибо за отзыв!

      Ответить
      • Татьяна

        Так я ведь каждый раз думаю, что нашла.))) Но, спасибо, буду стараться!

        Ответить
  15. Ольга

    Спасибо за статью очень интересно ,про наброски я поняла а потом нужно писать с натуры или уже по памяти дома это не очень понятно )))...Ч конечно долго мучаюсь на натуре потом беру тряпку и всё стираю и так раза 3 потом получается но я как правило всё равно не довольна результатом

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Ольга! Сначала Вы делаете наброски, и не просто для того, чтобы их делать, а для того, чтобы уже в них найти нужную Вам композицию. Далее Вы можете сделать ряд натурных этюдов, затем из наработанного материала Вы можете создать картину. Это если Ваша цель — картина, как в моей истории. Вы можете ограничиться этюдом, если Ваша цель — быстрый эскиз с натуры. Спасибо за отзыв!

      Ответить
      • Ольга

        Спасибо за ответ... теперь поняла)))

        Ответить
  16. Анна Шуракова

    Здравствуйте, Александр! Спасибо за замечательную статью. Я тоже раньше мучила холсты, переписывая все по двадцать раз, никак не находя нужного решения, и с тупым упорством игнорируя слова учителя о набросках. Она всегда советовала рисовать на маленьких бумажках, размечая помимо всего прочего пятна света и тени. Так сразу видно удачный ли взят ракурс, целостная ли композиция и т.д. Но я ж «маэстро», зачем тратить время на такую «ерунду»)) Сейчас я стараюсь, прежде чем начать работу на холсте, делать зарисовки. Даже хожу на прогулку с блокнотиком, а не с фотоаапаратом, как раньше, потому что он не отражает то, что вижу я. Перед выходом на пленер несколько раз прихожу с блокнотиком на выбранное место делать зарисовки, чтобы не тратить драгоценное пленэрное время на многогократные переделки работы.

    Ответить
  17. Анастасия

    Не помню, чтобы со мной такое случалось. Я как и многие художники делаю наброски, зарисовки, этюды, но это не подготовительный материал к будущим картинам, это скорее простая ежедневная тренировка, как у спортсмена перед забегом. Меня не смущает чистый холст, я не делаю картонов и редко делаю зарисовки для будущей картины, не использую подготовительный рисунок. Начинаю работу кистью на чистом холсте, закладывая цветом широкие плоскости, определяя основные пятна, отношения цвета и тона, а затем уже мелочи и детали...

    Я люблю делать наброски, но они практически никогда не являют собой мостик к будущей картине. Воспринимаю наброски как нечто самостоятельное. ведь часто очень интересно разглядывать, что получается во время работы, которая занимает не более пяти минут...

    Ответить
  18. Ольга.

    Спасибо Вам, Александр! Какие же важные вопросы Вы освещаете в своих статьях! Порой эскизные зарисовки получаются не менее интересными, чем само произведение в итоге.

    Ответить
  19. Светлана Ерохина

    Доброго времени, Александр и большое спасибо за статью! Я еще никогда не была на пленэре, поэтому есть вопросы, после прочтения Вашей статьи. Скажите, пожалуйста, правильно ли я поняла последовательность работы: я выбираю сюжет, например улицу с определенного ракурса и, какое-то время делаю зарисовки улицы именно с этого ракурса? Можно компоновать зарисовки в одну работу, т.е. — в один день я зарисовала кошку на скамейке, в другой бабулю и т.д.? После зарисовок нужно прийти и писать этот же ракурс масляными? Все-таки цвет-то передать надо. Спасибо!

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Светлана! Вы правильно поняли, но количество дней Вы определите для себя сами. Возможно, Вы со своей задачей справитесь за день, а возможно, будете собирать материал целый год. Я привёл пример создания картины, классическую последовательность: набросок, эскиз, картина. Всё зависит от поставленных Вами задач, здесь правил нет и никто Вам двойку не поставит. Набросок — это ключ к замку любой сложности, Вы можете им пренебречь и взламывать неподдающуюся дверь ломом, только не проще ли воспользоваться ключом. Набросок в цвете называется эскиз. В мастерской по сделанному материалу Вы напишете картину, если Ваша цель — картина, а не натурный эскиз. Спасибо за отзыв!

      Ответить
      • Светлана Ерохина

        Александр, благодарю за ответ. Набросок в цвете, это, если я верно понимаю, набросок с натуры цветными карандашами, либо другим цветным материалом на бумагу? Или это цветной эскиз уже на холсте, с расстановкой тоновых пятен и цвета, который дорабатывается в мастерской?

        Ответить
        • Александр Григорьев

          Светлана, Вы верно понимаете, набросок в цвете — это эскиз, где взяты тональные и цветовые отношения. На чём Вы будете его делать, решайте сами. Это может быть холст, но не забывайте, что набросок — не картина. Картину Вы создадите в мастерской, как на абсолютно новом холсте, так и дописав эскиз. Имейте ввиду: дописывая эскиз, отнеситесь к нему как к картине, не бойтесь вносить необходимые изменения.

          Ответить
          • Светлана Ерохина

            Александр, спасибо Вам большое! Буду пробовать.:)

            Ответить
  20. Алексей

    Здравствуйте, Александр. У меня ситуация такая. Рисую только по фотографии, причем не могу начать рисовать по любой фотографии, а только по такой которая нравится, на которой правильно выстроена композиция, которая максимально достоверно передает впечатление о том, что на ней изображено. В связи с этим у меня много времени занимает поиск в интернете именно такой фотографии, которую остается только перерисовать. Что-то самому домыслить или переделать для меня проблема. Соответственно делать различные варианты эскизов я тоже не могу. Когда рисую по фотографии, то эскиз делаю простым переводом контуров основных объектов на холст под копирку. Потом работа идет как обычно красками. Как мне быть с данной проблемой? Заниматься копирование фото уже не так интересно и я понимаю, что это неправильный подход, но иначе у меня возникает ступор.

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Алексей! Простите за сравнение, но Вы работаете ксероксом. Какие Вы ставите задачи — повторить как машина? Я уверен, что рано или поздно Вы добьётесь идентичности, но таких ли результатов Вы хотели получить, взяв в руки кисти! Я хорошо Вас понимаю и назову Вашу проблему — творческий тупик. То есть творчеством Вы до сих пор не занимались. Ваша проблема в том, что у Вас не хватает знаний, а именно знаний в области композиции, понимания плоскости и умения манипулировать пятном. Всё это очень серьёзно, но при доступном изложении будет понятно. Совсем скоро я открою доступ в платную часть сайта, где буду подробно разбирать эту проблему, присоединяйтесь. Спасибо за отзыв!

      Ответить
      • Алексей

        Александр, согласен что работаю как ксерокс. Но таких задач перед собой не ставлю, просто так получается. Причем идентичности фото и картины я уже добился. Но мне самому нравится несколько иной стиль — сочетание реализма и импрессионизма. Какие-то знания у меня определенно есть. Прочитана не одна книга по композиции, да и не только об этом. Но этого не достаточно. Но вот про манипулирование пятном и понимание плоскости узнал впервые... Скажите, а когда конкретно будет открыт доступ в платную часть сайта и какова цена вопроса?

        Ответить
        • Александр Григорьев

          Здравствуйте, Алексей! Следите за новостями блога, ориентировочно в конце июля — начале августа мои материалы будут готовы, и я открою для желающих платную часть блога.

          Ответить
  21. Елена Белова

    Спасибо за статью, Александр. В художке учили начинать большую работу с наброска, где мы находили композицию и тональные отношения. А композиции всегда составляли из набросков с натуры. Преподаватель попался хороший. Сейчас я делаю наброски карандашом и небольшие зарисовки в цвете, чтобы сохранить впечатление.

    Ответить
  22. Галина Макаренко

    Здравствуйте, Александр! Статья нужная и полезная. Как, впрочем и все Ваши. Наброски к своим картинам не делаю. Так как своих пока нет. Учусь у Мастеров копируя, масло, только недавно начала. Есть страх перед маслом. А так, есть только свои рисунки и акварельки по небольшим постановкам. Небольшие импровизации. С карандашом дружу, но хочется больше мастерства и смелости в набросках. Вообще -люблю Линию. Восхищают наброски для будущих картин Великих мастеров — Леонардо, Рембранта, да и других. сколько труда, кропотливости, поиска, прежде чем появится шедевр?! Учиться и учиться! Есть один пример, как один художник, приходил в музеи с малюсеньким блокнотиком и зарисовывал в блокнот картину какого-нибудь мастера. Для себя.

    Думаю, что наброски просто необходимы как и для будущей картины, так и для себя. Вдруг, когда-нибудь, доставая из архива, этому Мастеру захочется вновь обратиться к запечатленному образу когда-то.

    Ответить
  23. Ольга

    Александр, благодарю за полезную информацию!

    Я занимаюсь живописью несколько лет, заочно закончила Колледж Культуры (отделение ДПТ). Понятно, что заочное обучение дает мало знаний, многое приходилось черпать и"грызть" самой... Но! Необходимость набросков нам не была донесена, скажу больше — за 4 года обучения живописи мы их ни разу не делали! На занятиях рисунком это практиковали, а в живописи практиковали копирование работ, постановочные натюрморты и срисовывание с фото. И я теперь просто ошарашена! Как же так вышло?

    Недавно посчасливилось быть на мастер-классе известного Питерского художника Романа Ляпина (хотя это больше похоже было на творческую встречу с длительным и увлекательным обсуждением). Мы все пришли с красками и холстами. Я думала, что как на обычных МК нужно будет повторять за мастером... но заданием было — произвольный сюжет. И тут на меня снизошло прозрение — без картинки я как без рук!!! Ощутила себя пустым местом, вместо воображаемого художника! Вот к чему приводит — пагубное срисовывание с фотографии!!! Отсутствие творчества!!!

    На встрече уделялось внимание и наброскам. Раньше я думала, что наброски делают на формате А4, а оказывается их нужно делать в маленьком формате! Объяснялось это тем, что на маленьком формате легче делать исправления, с процессе поиска лучшего композиционного решения.

    В Вашей статье я нашла продолжение этой темы, (да и много того, что очень волновало и было не понятным) за что очень благодарна! «Запоем» перечитываю все вышедшие Ваши статьи)))

    Вот так бывает... получила диплом два года назад, а теперь начинаю пробовать все заново — с набросков)))

    Одно утешает — я увидела путь))

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Ольга! Для меня ничего удивительного в том, что Вы говорите, нет. Я убеждён, что стать художником, закончив любое из профессиональных учебных заведений, невозможно, так как мастерство передаётся буквально из рук в руки. В том случае, если Вам повезло, и Ваш преподаватель художник, а не просто педагог, то, в порядке исключения, это реально. Как правило, настоящее обучение начинается уже в реальной жизни, где Вы сами добываете знания из всех источников, в том числе и от состоявшихся художников. Спасибо за Ваш отзыв, и не забудьте подписаться на новости!

      Ответить
  24. Ольга

    Потрясающе! Я обрела в Вашем лице, Александр, еще одного глубокого, серьезного учителя. Благодарю Судьбу за это. Конечно с набросками гораздо легче творить. А я упустила этот момент ((. Благодарю, Александр!

    Ответить
  25. Ольга Меркульева

    Не в первый раз читаю вашу статью.Набросок... Сейчас, спустя год с момента погружения в науку под названием «живопись», понимаю, на сколько это важный момент в творчестве живописца. Без него — никуда. Это — аксиома ))

    Ответить
Ваш ответ
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.