Главная>Блог Александра Григорьева>

Ввиду  сильного  резонанса  по  поводу  моей  статьи  на  тему  мастер классов,  мною принято  решение  написать  вторую  часть  и  разъяснить  все  непонимания.

Давайте  сначала  разберёмся,  что  есть  произведение  изобразительного  искусства.

Совсем  ещё  недавно  формула  звучала  так:  произведение  искусства — это  единство  формы  и  содержания,  теперь  немного  иначе,  а  именно,  ясность  формы  и  глубина  содержания.

Единство  формы  и  содержания  очень  хорошо  отражало  задачи,  поставленные  перед  советским  искусством  политикой  партии,  с  этим  всё  понятно.  Художник  должен  прославлять  идеи  коммунизма  и  всё,  что  из  этих  идей  следует.

Чем  же  сейчас  живёт  творческая  интеллигенция,  в  чём  суть  ясности  формы  и  глубины  содержания?

Боюсь,  с  такой  формулировкой  мне  ни  за  что  не  справиться,   как,  впрочем,  не  мне  решать,  куда  дует  ветер  перемен,  и  какие  идеалы  мы  будем  восхвалять  в  дне  грядущем.

Давайте  ограничимся  тем  временным  отрезком,  в  котором  мы  живем  сейчас.  Что  сейчас  не  оставляет  нас  безразличными,  чему  мы  поём  хвалебные  оды,  и  что  является  примером  в  современном  изобразительном  искусстве?

На  самом  деле  всё  намного  проще,  чем  мы  привыкли  думать,  и  совсем  несложно  разобраться  в  том,  что  же  возносится  на  олимп  в  действительности,  а  что  остаётся  за  бортом.

Важно  оградить  круг  наших  поисков  именно  отечественным  рынком  искусства.

Правда,  и  здесь  мы  будем  не  точны,  потому  как  такого  рынка  не  существует.

Что же  тогда  существует?  Стихийный  спрос  и  стихийное  предложение — вот  так  можно  охарактеризовать  окружающую  нас  действительность  в  поле  интересов  творца  и  покупателя.

Причём  же  здесь  мастер  классы? — спросите  Вы.  Всё  очень  закономерно:  есть  спрос — есть  предложения.  Причём  спрос  так  велик,  что  не  хватает  мастеров  реализовать  данное  предложение.

Давайте  вернёмся  к  ясности  формы  и  глубине  содержания  только  на  бытовом,  понятном  всем  уровне.  Форма  и  содержание — есть  две  части  единого  целого,  как  тело  и  душа.  Под  понятием  “душа”  можете  понимать  сознание,  кому  как  больше  нравится.

Я  хочу  сказать,  что  без  содержания  тело — это  безжизненный  труп.

Без  понимания  того,  как  рождается  произведение  искусства,  как  реализовать  идеи  и  где  их  взять  вообще,  пройденные  мастер  классы — это  зря  потраченное  время.

Мне  задают  вопросы,  знаю  ли  я  того  или  иного  художника  и  как  к  нему  отношусь,  само  собой,  художник  в  интернете  известный.  Я  просматриваю  не  одну  интернет  страницу  в  поисках  произведений  данного  автора,  но  ничего  не  нахожу,  за  исключением  всё  тех  же  мастер  классов.

Надеюсь,  Вы  понимаете,  что  работа  художника,   сделанная  на  мастер  классе,  не  является  самостоятельным  произведением  за  некоторым  исключением,  и  такие  примеры  есть  в  моей  предыдущей статье.

Мы  же  говорим  про  учебные  мастер  классы,  которые  позиционируются  как  завершённые  картины.

Каков  бы  не  был  спрос — этого  мало,  чтобы  назвать  белое  чёрным,  а  чёрное — белым.  Кто  сомневается,  пусть  пройдёт  давно  им  забытою  тропой  в  залы  музеев  изобразительного  искусства  и  найдёт  в  экспозиции  хоть  одну  работу,  выполненную  на  мастер  классе.

Отсюда  вывод:  такого  художника  не  существует,  то  есть  существует  педагог,  но  не  художник.  Как  правило,  таких  педагогов  без  реальной  выставочной  практики  я  всегда  обходил  стороной  и  Вам  не  советую  принимать  всерьёз  все  то,  что  они  пропагандируют.

К  слову,  был  такой великолепный живописец  В.В. Почиталов.

С 1936 по 1948 гг. – доцент кафедры живописи и композиции Московского государственного художественного института, старший преподаватель живописи и композиции в Московской средней художественной школе.

Он  был  гениальным  педагогом,  у  него  учились  такие  мастера  как  В.Ф. Стожаров,  В.И. Иванов,  А.А. Тутунов,  И.В. Сорокин,  А.П. Ткачев,  Гелий Коржев,  Владимир Гаврилов  и  ещё  целая  плеяда  наших  художников,  ставших,  благодаря  ему,  признанными  мэтрами.

pozitalov213

В.В. Почиталов

Вот  это  действительно  педагог!  Столько  учеников,  и  у  каждого  свой  авторский  почерк,  своя  манера  выражать  себя,  своё  видение,  и  все  они  признанные  мастера.

Когда  мы  говорим  о  В.В. Почиталове,  в  первую  очередь  мы  говорим  о  нём  как  о  художнике,  прошедшем  свой  творческий  путь  под  знамёнами  высоких  идеалов,  и  в  данном  случае  такой  художник  существует.

Дам  Вам  простой  совет:  прежде  чем  спросить  у  меня,  поищите  в  интернете  биографию  того  или  иного  автора,  написанную  не  им  самим,  а  сторонними  источниками,  компетентными  в  данной  области.

Сейчас  о  себе  можно  написать  всё,  что  угодно,  и  чем  бредовее  будет  текст,  тем  эффектней.  Думаю,  все  знают  таких  персонажей,  не  стоит  называть  фамилии.

Когда  я  только  начинал  творческую  деятельность  и  набирал  количество  пройденных  мною  выставкомов  на  различного  рода  выставках,  организованных  Союзом  Художников,  я  боялся  даже  заикнуться  о  том,  что  буду  кого-либо  учить.

Мне  недоставало  веры  в  себя,  и  откуда  ей  было  взяться?  Знания, которыми  я  обладал,  были  голой  теорией.

Сейчас  я  вижу,  что  тогда  выбрал  правильное  направление — сначала  практика,  затем  педагогика,  наоборот  не  работает.  Если  за  Вашей  спиной  нет  реальной  творческой  жизни  с  участием  в  серьёзных  выставочных  проектах,  Вас  как  художника  не  существует.

Такая  вот  жестокая  правда!

Повторюсь,  есть  спрос — есть  предложения.  Оттого,  что  я  назвал  всё  своими  именами,  ничего  не  изменится,  да  я  такой  задачи  и  не  ставлю.  Те  читатели,  что  задают  мне  вопросы  и  хотят  разрешить  собственные  сомнения,  найдут  ключи  к  пониманию  в  моём  тексте  и  в  итоге  разберутся  сами.

Друзья,  хочу  ответить  ещё  на  одно  возражение,  которое  в  той  или  иной  форме  встречается  в  комментариях  и  личных  сообщениях.

Отчего  же  я  так  строг  к  начинающим  художникам,  тогда  как  они  требуют  всяческих  снисхождений,  и  ранимую  их  натуру  нужно  холить  и  лелеять?  Чтобы  долго  не  объяснять,  я  обычно  говорю — это  мой  стиль.

На  самом  деле  нет  никакого  стиля,  моей  предвзятости  и  завышенной  требовательности.  Всё  как  раз  наоборот.  У  многих  новоиспечённых  мастеров  очень  развито  самолюбование.  В  качестве  оправдания  у  них  всегда  есть  отговорка:  я  же только  начинаю,  меня  нужно  любить.

Если,  образно  говоря,  Ваш  стакан  полон,  неважно  чем — самолюбованием,  отговорками,  чужими  мнениями,  я  не  смогу  Вам  помочь.  Каким  бы  кристально  чистым  не  был  мой  источник  знаний,  Вы  не  сможете  из  него  напиться.

В  то  же  время  те,  кто  умеет  читать  между  строк  и  впитывает  знания  как  губка,  легко  найдёт  нужные  им  направления  в  моих  текстах. 

Кстати,  если  Вы  чего-то  не  знаете,  не  значит,  что  этого  не  существует!

И  ещё  пару  советов  на  тему,  как  читать  биографию  того  или  иного  художника.  Где  родился — важно,  но  Вам  это  ничего  не  даст.  Где  учился — конечно,  но  важнее,  у  каких  учителей.  С  отличием  ли  диплом — совсем  неважно,  может  быть  и  такое,  что  он  вообще  не  числился  студентом  ни  одного  профессионального  учебного  заведения.

Что  очень  важно — это  участие  в  больших  выставочных  проектах,  прохождение  выставкомов.  То  есть,  он  как  художник  защитил  свои  знания  на  практике  и  был  признан  профессиональным  сообществом.

Благодарю  всех,  кто  поделился  своими  историями,  предлагайте  темы  для  новых  статей.  Вы  также  являетесь  соавторами  моего  блога.

Жду  Ваших  комментариев.