arrow up
Александр Григорьев Саврасов
О живописи и не только простыми словами…

Мастер классы за и против часть 2

Главная>Блог Александра Григорьева>

Ввиду  сильного  резонанса  по  поводу  моей  статьи  на  тему  мастер классов,  мною принято  решение  написать  вторую  часть  и  разъяснить  все  непонимания.

Давайте  сначала  разберёмся,  что  есть  произведение  изобразительного  искусства.

Совсем  ещё  недавно  формула  звучала  так:  произведение  искусства — это  единство  формы  и  содержания,  теперь  немного  иначе,  а  именно,  ясность  формы  и  глубина  содержания.

Единство  формы  и  содержания  очень  хорошо  отражало  задачи,  поставленные  перед  советским  искусством  политикой  партии,  с  этим  всё  понятно.  Художник  должен  прославлять  идеи  коммунизма  и  всё,  что  из  этих  идей  следует.

Чем  же  сейчас  живёт  творческая  интеллигенция,  в  чём  суть  ясности  формы  и  глубины  содержания?

Боюсь,  с  такой  формулировкой  мне  ни  за  что  не  справиться,   как,  впрочем,  не  мне  решать,  куда  дует  ветер  перемен,  и  какие  идеалы  мы  будем  восхвалять  в  дне  грядущем.

Давайте  ограничимся  тем  временным  отрезком,  в  котором  мы  живем  сейчас.  Что  сейчас  не  оставляет  нас  безразличными,  чему  мы  поём  хвалебные  оды,  и  что  является  примером  в  современном  изобразительном  искусстве?

На  самом  деле  всё  намного  проще,  чем  мы  привыкли  думать,  и  совсем  несложно  разобраться  в  том,  что  же  возносится  на  олимп  в  действительности,  а  что  остаётся  за  бортом.

Важно  оградить  круг  наших  поисков  именно  отечественным  рынком  искусства.

Правда,  и  здесь  мы  будем  не  точны,  потому  как  такого  рынка  не  существует.

Что же  тогда  существует?  Стихийный  спрос  и  стихийное  предложение — вот  так  можно  охарактеризовать  окружающую  нас  действительность  в  поле  интересов  творца  и  покупателя.

Причём  же  здесь  мастер  классы? — спросите  Вы.  Всё  очень  закономерно:  есть  спрос — есть  предложения.  Причём  спрос  так  велик,  что  не  хватает  мастеров  реализовать  данное  предложение.

Давайте  вернёмся  к  ясности  формы  и  глубине  содержания  только  на  бытовом,  понятном  всем  уровне.  Форма  и  содержание — есть  две  части  единого  целого,  как  тело  и  душа.  Под  понятием  “душа”  можете  понимать  сознание,  кому  как  больше  нравится.

Я  хочу  сказать,  что  без  содержания  тело — это  безжизненный  труп.

Без  понимания  того,  как  рождается  произведение  искусства,  как  реализовать  идеи  и  где  их  взять  вообще,  пройденные  мастер  классы — это  зря  потраченное  время.

Мне  задают  вопросы,  знаю  ли  я  того  или  иного  художника  и  как  к  нему  отношусь,  само  собой,  художник  в  интернете  известный.  Я  просматриваю  не  одну  интернет  страницу  в  поисках  произведений  данного  автора,  но  ничего  не  нахожу,  за  исключением  всё  тех  же  мастер  классов.

Надеюсь,  Вы  понимаете,  что  работа  художника,   сделанная  на  мастер  классе,  не  является  самостоятельным  произведением  за  некоторым  исключением,  и  такие  примеры  есть  в  моей  предыдущей статье.

Мы  же  говорим  про  учебные  мастер  классы,  которые  позиционируются  как  завершённые  картины.

Каков  бы  не  был  спрос — этого  мало,  чтобы  назвать  белое  чёрным,  а  чёрное — белым.  Кто  сомневается,  пусть  пройдёт  давно  им  забытою  тропой  в  залы  музеев  изобразительного  искусства  и  найдёт  в  экспозиции  хоть  одну  работу,  выполненную  на  мастер  классе.

Отсюда  вывод:  такого  художника  не  существует,  то  есть  существует  педагог,  но  не  художник.  Как  правило,  таких  педагогов  без  реальной  выставочной  практики  я  всегда  обходил  стороной  и  Вам  не  советую  принимать  всерьёз  все  то,  что  они  пропагандируют.

К  слову,  был  такой великолепный живописец  В.В. Почиталов.

С 1936 по 1948 гг. – доцент кафедры живописи и композиции Московского государственного художественного института, старший преподаватель живописи и композиции в Московской средней художественной школе.

Он  был  гениальным  педагогом,  у  него  учились  такие  мастера  как  В.Ф. Стожаров,  В.И. Иванов,  А.А. Тутунов,  И.В. Сорокин,  А.П. Ткачев,  Гелий Коржев,  Владимир Гаврилов  и  ещё  целая  плеяда  наших  художников,  ставших,  благодаря  ему,  признанными  мэтрами.

pozitalov213

В.В. Почиталов

Вот  это  действительно  педагог!  Столько  учеников,  и  у  каждого  свой  авторский  почерк,  своя  манера  выражать  себя,  своё  видение,  и  все  они  признанные  мастера.

Когда  мы  говорим  о  В.В. Почиталове,  в  первую  очередь  мы  говорим  о  нём  как  о  художнике,  прошедшем  свой  творческий  путь  под  знамёнами  высоких  идеалов,  и  в  данном  случае  такой  художник  существует.

Дам  Вам  простой  совет:  прежде  чем  спросить  у  меня,  поищите  в  интернете  биографию  того  или  иного  автора,  написанную  не  им  самим,  а  сторонними  источниками,  компетентными  в  данной  области.

Сейчас  о  себе  можно  написать  всё,  что  угодно,  и  чем  бредовее  будет  текст,  тем  эффектней.  Думаю,  все  знают  таких  персонажей,  не  стоит  называть  фамилии.

Когда  я  только  начинал  творческую  деятельность  и  набирал  количество  пройденных  мною  выставкомов  на  различного  рода  выставках,  организованных  Союзом  Художников,  я  боялся  даже  заикнуться  о  том,  что  буду  кого-либо  учить.

Мне  недоставало  веры  в  себя,  и  откуда  ей  было  взяться?  Знания, которыми  я  обладал,  были  голой  теорией.

Сейчас  я  вижу,  что  тогда  выбрал  правильное  направление — сначала  практика,  затем  педагогика,  наоборот  не  работает.  Если  за  Вашей  спиной  нет  реальной  творческой  жизни  с  участием  в  серьёзных  выставочных  проектах,  Вас  как  художника  не  существует.

Такая  вот  жестокая  правда!

Повторюсь,  есть  спрос — есть  предложения.  Оттого,  что  я  назвал  всё  своими  именами,  ничего  не  изменится,  да  я  такой  задачи  и  не  ставлю.  Те  читатели,  что  задают  мне  вопросы  и  хотят  разрешить  собственные  сомнения,  найдут  ключи  к  пониманию  в  моём  тексте  и  в  итоге  разберутся  сами.

Друзья,  хочу  ответить  ещё  на  одно  возражение,  которое  в  той  или  иной  форме  встречается  в  комментариях  и  личных  сообщениях.

Отчего  же  я  так  строг  к  начинающим  художникам,  тогда  как  они  требуют  всяческих  снисхождений,  и  ранимую  их  натуру  нужно  холить  и  лелеять?  Чтобы  долго  не  объяснять,  я  обычно  говорю — это  мой  стиль.

На  самом  деле  нет  никакого  стиля,  моей  предвзятости  и  завышенной  требовательности.  Всё  как  раз  наоборот.  У  многих  новоиспечённых  мастеров  очень  развито  самолюбование.  В  качестве  оправдания  у  них  всегда  есть  отговорка:  я  же только  начинаю,  меня  нужно  любить.

Если,  образно  говоря,  Ваш  стакан  полон,  неважно  чем — самолюбованием,  отговорками,  чужими  мнениями,  я  не  смогу  Вам  помочь.  Каким  бы  кристально  чистым  не  был  мой  источник  знаний,  Вы  не  сможете  из  него  напиться.

В  то  же  время  те,  кто  умеет  читать  между  строк  и  впитывает  знания  как  губка,  легко  найдёт  нужные  им  направления  в  моих  текстах. 

Кстати,  если  Вы  чего-то  не  знаете,  не  значит,  что  этого  не  существует!

И  ещё  пару  советов  на  тему,  как  читать  биографию  того  или  иного  художника.  Где  родился — важно,  но  Вам  это  ничего  не  даст.  Где  учился — конечно,  но  важнее,  у  каких  учителей.  С  отличием  ли  диплом — совсем  неважно,  может  быть  и  такое,  что  он  вообще  не  числился  студентом  ни  одного  профессионального  учебного  заведения.

Что  очень  важно — это  участие  в  больших  выставочных  проектах,  прохождение  выставкомов.  То  есть,  он  как  художник  защитил  свои  знания  на  практике  и  был  признан  профессиональным  сообществом.

Благодарю  всех,  кто  поделился  своими  историями,  предлагайте  темы  для  новых  статей.  Вы  также  являетесь  соавторами  моего  блога.

Жду  Ваших  комментариев.

Комментариев 33
  1. Мила

    Спасибо за такую важную тему! Полностью согласна с Вами . Я не художник, но хочу учиться самостоятельно. Да, это долго и трудно и мало шансов научиться выражать свои чувства на полотне. Но это лучший способ, потому что он естественный! От множества мастер классов, вебинаров уже подташнивает. Несите ваши денежки, а мы вас научим писать простенькие, бессмысленные картиночки...

    Ответить
  2. Светлана

    Добрый день! Я согласна с вашими рассуждениями, но хочу высказаться в пользу мастер-классов, которую получила я. Начала живописью маслом заниматься ровно год назад- копаясь в интернете наткнулась на один из них и т.д. и затянуло. Попробовала, понравился процесс, затем начала смотреть МК по проектам типа грандживопись и т.д., которые уже сами на почту приходят с рекламными предложениями. В начале смотришь и ловишь каждое слово художника, как золотые кусочки в песке. Сейчас уже стало скучновато, хотя некоторые техники интересны-не сюжеты, а именно техники и методы. Так что для людей, которые только пробуют живопись на вкус-это очень и очень полезная вещь. А дальше, если двигаешься вперед, конечно это не вариант. Но если серьезно затянуло, то пути открываются. С уважением и большим интересом к вашим статьям.

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Светлана! Спасибо за интерес к моим статьям, наверное, он не праздный, и данные темы Вам небезразличны. Ваш вывод мне понятен, только Вот не все те, кто участвует в данной игре, понимают её правила. Кто-то осознает и попытается самостоятельно обучаться или найдёт достойного наставника, а кто-то всегда будет уверен — то, что нам показывают на подобных мастер классах и есть живопись, творчество, искусство.

      Ответить
  3. Всеволод

    Добрый вечер! Всё правильно. Пока один вопрос — насколько большие эти «большие выставочные проекты»?

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Всеволод! Как правило, на больших выставочных проектах проходит отбор представленных авторами произведений, то есть в экспозицию попадают лучшие, по мнению участников выставкома, работы. Отбор проходит путём голосования, что, как мне кажется, объективно. Я был по обе стороны процесса, бывало, и мои работы не брали, в моём случае это было справедливо. Спасибо за отзыв!

      Ответить
  4. Евгения

    Да все очень просто. Если есть спрос, то есть и предложение. А если есть спрос, значит, нужны мастер-классы. В самом деле, не стоит же у этих педагогов задача "вырастить " профессиональных художников. И дело каждого самостоятельно решать, нужно это ему или нет. Пишут картинки люди, радуются. Другой вопрос в том, «способный» ли это педагог, талантливый ли... Не привьет ли он плохой вкус своими ученикам...

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Евгения! Вы задали очень правильный вопрос. Как я уже неоднократно писал, в нашем случае «вкус» — это знания. Неважно, стремитесь Вы стать художником или нет, Вы остаётесь зрителем. Вопрос, какой Вы зритель, способны ли быть сопричастным? Дурная пища оставляет дурное послевкусие. Спасибо за отзыв!

      Ответить
  5. Любовь

    Добрый вечер!

    Мастер классы сами по себе нужны, всегда интересно посмотреть как и что делают другие. Иногда удается подсмотреть некоторые приемчики. Но я против многочисленных, растущих, как грибы студий, где за 3 часа предлагают «написать» картину модного художника, даже неудосужась изучить его технику. Наляпали краску , вроде где-то похоже, так, издалека... вот это вред.

    Важно научиться методам передачи своих идей, а видеть , к сожалению, научить никто не сможет. Да, многие художники не могут доходчиво объяснить как и что делать, но если за ними внимательно наблюдать, то можно многому научиться. Опять это умение и желание видеть...

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Любовь! Полностью с Вами согласен. Спасибо за отзыв!

      Ответить
  6. Людмила

    «То есть, он как художник защитил свои знания на практике и был признан профессиональным сообществом.»Была на выставке Члена Союза Художников...вышла ...спросила...сказали :Здесь выставляются только члены Союза Художников...пришла поучиться -посмотреть у мастеров...вышла с недоумением...подумала что я -гений...потом смеялась над собой...не хотела ни о ком думать плохо...потом подумала :как же они туда попали то?..потом посмотрела в инете КАК иной раз себя выражают люди...не будучи членами...поняла что это все относительно...а себя выразить мало кто умеет...)) иногда смотришь...техника -высший пилотаж...души нет...иногда -такая душа...техники не хватает...все очень относительно...))

    Ответить
    • Надежда

      Людмила, согласна с вами)). У меня тоже были такие мысли про Союз Художников. И про тех, кто туда не попал)). Мне кажется первоначальной целью не должно быть — стать члено Союза. Первоначально — понять для себя — на что я способен, как люди реагируют на мое творчество?

      Согласна, что все относительно!!!)

      Ответить
      • Александр Григорьев

        Здравствуйте, Надежда! Так вопрос не стоит, Вам необязательно становиться каким-либо членом, важно участвовать в выставках, находиться в конкурентной среде. Конечно, важно, как люди реагируют на Ваше творчество. Вопрос, какие люди — Ваши родственники или те, кто способны оценить объективно? Спасибо за отзыв!

        Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Людмила! Давайте по порядку, есть душа или нет — данный факт мы проверить не можем. Выразить себя в отрыве от мирового изобразительного искусства невозможно. Что Вы видели в интернете, я не знаю, а главное, не знаю то, на чём Вы основываетесь, делая подобные выводы. То есть Ваше «нравится», просто потому что нравится? Не исключаю, возможно, Вы гений, но это вывод с Ваших слов. Подозреваю, что Ваше непонимание — именно непонимание. Не спешите делать выводы, попробуйте разобраться, впрочем, Вам решать, что для Вас изобразительное искусство. Только ли душевная картинка, либо инструмент познания окружающего мира. Соглашусь с тем, что и в профессиональных сообществах не все гении, только вот те кто туда не попал, в своей гениальности зачастую не сомневаются. Спасибо за отзыв!

      Ответить
  7. Ольга

    Здравствуйте Александр! По профессии я преподаватель — прикладник. Окончила НГПУ. И все меня устраивало, моя любимая работа в Центре развития творчества «Народные ремесла», мое ремесло, мое творчество, но... Я вынуждена была переехать далеко, в район Крайнего Севера. Здесь, как два года уже, работаю в школе искусств преподавателем художественного отделения. Вот здесь и начались проблемы: надо было преподавать по программам 1978 года, рисунок, живопись, композиция, скульптура, т.е,. по старинным программы которые проходили в художественных школах. Как мне директор школы сказала: — если занимаешься рисованием, для тебя это будет не сложно. Заодно узнаешь свои возможности. Этот год для меня показался сложным, но интересным. Это был огромный труд. Бесконечные поиски: изучение теории изобразительного искусства, книги по живописи и рисунку. Хорошо есть интернет. Спасение просто. Художников в поселке нет, район поселения, люди в основном приезжают сюда на заработки. Бывший БАМ, куда в Советские времена рвались работать люди. Меня затянула живопись. Мне захотелось узнать больше и больше. Начала много рисовать, и с натуры, само собой, без этого ни как. «Подзабросила» свое родное, прикладное. Мне надо учить детей! Сейчас доучиваем по старым программам и начинаем внедрять новые: общеразвивающие. Здесь намного легче и проще. И меня так затянуло... буквально в это лето я наткнулась на такие мастер классы как грандживопись. Сначала я обрадовалась такой возможности. Там есть хоть какие — то подсказки. Там ведь, как мне казалось, художники проводят. Может вы и правы написать и подписать может каждый и кто угодно, и может художником себя назвать. Тот же И. Сахаров раз два и картина гото-ва. Я тоже на него наткнулась. И просматривала видеозаписи. Это было в прошлом году. Сейчас я к нему охладела. И тут ваши статьи. Я в стопоре. Вы мне открыли глаза. Я как слепой котенок, который не знает куда «примкнуться». Мне нужен учитель. мне нужен наставник, но где я его найду... кто мне подскажет, правильно, неправильно. Кто мне даст советы. Одно поняла точно, рисовать и рисовать с натуры, включать воображение, учиться и учиться в составлении композиции, изучать колористику. И все это практика и еще раз практика. и знания, их беру в литературе, что — то в интернете. Незнаю, смогу ли я, без художественного образования, все преодолеть? Спасибо вам. Может я художником не стану. но желание огромное. Я много тружусь. Останавливаться не буду. С уважение к вам.

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Ольга! Если Вы являетесь читателем моего блога, у Вас уже есть наставник в моём лице. В своих статьях я стараюсь затронуть наиболее важные аспекты, касающиеся творчества, самовыражения и т.д. Следите за новостями блога, участвуйте в обсуждениях. По многочисленным просьбам я недавно набрал группу, участники которой более подробно изучают как раз затронутые Вами вопросы, цель — научиться реализовывать собственные идеи, у Вас ещё есть возможность попасть в число участников. Спасибо за Вашу историю и за добрые слова!

      Ответить
  8. Алексей

    Доброе утро, Александр. Статья хорошая, в меру критическая и полезная, как для начинающих «художников», так и для «мастеров». Первоначально, когда мастер-классы только начинались, я смотрел все подряд. Это было в диковинку, интересно. Я смотрел, но по мастер-классам не рисовал. Потом, когда количество мастер-классов стало таким зашкаливающим, что я уже не успевал все смотреть, я стал их смотреть выборочно по тем или иным соображениям. Сразу отсек из поля своего зрения энергетическую живопись, интуитивную, живопись кофе, чаем и прочими нехудожественными материалами, китайскую живопись. Но рисовать по мастер-классам так и не стал, смотрел, но рисовал свое. Тем не менее, в мастер-классах было иногда полезно увидеть некоторые технические приемы работы с материалом. И до сих пор в моем очень скромном багаже работ нет ни одной, написанной по мастер-классу. В вашей статье ключевой фразой для меня является: «Без понимания того, как рождается произведение искусства, как реализовать идеи и где их взять вообще, пройденные мастер классы — это зря потраченное время». Здесь речь идет о произведении искусства. На мой взгляд, понятие с достаточно высокой планкой и не каждую картину можно считать произведением искусства. Поэтому у меня возникает вопрос: «Как определить способен ли конкретный человек понять как рождается произведение искусства, как реализуются идеи и где их брать»?

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Алексей! Энергетическая и интуитивная живопись — это за гранью моего понимания. Я бы сказал иначе, но, боюсь, не поймут. Вы задали не только интересный, но и очень своевременный вопрос. Будет лучше, если мы посвятим ему отдельную статью, в которой попробуем разобраться, как реализуются идеи и где их брать. Следите за новостями. Спасибо за отзыв!

      Ответить
      • Евгения

        Уважаемый Александр Григорьев ! Пока не коснешься вещей не понятных нашему сознанию. никогда не поверишь ни в какую интуитивную живопись! НО никогда и ни в чем нельзя быть категоричным! Жизнь сложна и тем интересна...

        Ответить
        • Александр Григорьев

          Здравствуйте, Евгения! При всём к Вам уважении, я не мыслю категориями «верю — не верю». Как правило, я либо знаю, либо нет. Соглашусь с тем, что я могу не знать, тогда укажите мне источники, где почерпнуть данные знания, а именно, что есть интуитивная живопись? По поводу того, что жизнь сложна, я полностью на Вашей стороне, но оттого, что она сложна, нет повода усложнять её ещё и категорией веры. Мы же не на духовные темы ведём беседу. Спасибо за отзыв!

          Ответить
  9. Надежда

    Добрый день!

    Я совсем только начинаю понимать живопись «на вкус» и хочу сказать, что мастер-классы мне были полезны по-началу. Я совсем еще не знала как и кисть держать и как краску наносить, в МК было много секретов, техник, идей. Согласна с коментариями участников блога в том, что художников из нас (учеников по МК) не сделают, но первоначальный опыт будет. Это для тех полезно, кто вообще пеервый раз взял кисть в руки, это не для тех, кто учился в художественном вузе.

    Александр, я понимаю почему у вас такое отношение к этим МК, это понятно, что для вас эти МК ничего не дают — вы же не начинающий, а уже с опытом художник.

    А для нас, еще «зеленых» есть что почерпнуть НА ПЕРВЫХ ЭТАПАХ. Сейчас мне уже не интересны МК, мне кажется я уже переросла их, мне хочется большего.

    А вообще конечно, я считаю, что первоначальной целью должно быть не «стать великим художником с большой буквы», а в первую очередь — реализовывать свои способности, развивать их, стремиться к саморазвитию не ради цели прославиться, а ради реализации своих врожденных способностей (данных Богом). Каждый человек рождается с теми или иными способносями, и реализуя их он становится счастлив и люди его «признают». Признание — это как благославление.

    Поэтому цель должно быть (по моему мнению) — реализация своих способностей, а как вознаграждение за труд и упорство — признание народом и получение навыков и опыта, мастерства в своем деле.

    Если не в тему, прошу прощения. Захотелось написать то, что в душе. Потому как сама думала по-началу, что хочу стать известной художницей и суперски писать картины. А потом до меня дошло, что путь художника должен быть совсем другой — долгий, трудный, со взлетами и падениями, с ошибками (своими) и открытиями. Теперь моя цель не «стать художником», а «реализовать свои способности по максимуму», а как вознаграждение (возможно) — признание людьми (в моем городке), и получение навыков.

    Спасибо, Александр за статьи! Читаю ваш блог и нахожу много полезной информации. Очень важно слышать трезвое мнение человека со стороны, чтобы не летать в облаках и не смореть на мир через розовые очки.

    Ответить
    • Наталья Ушакова

      Надежда, Вы озвучили мои мысли на эту тему, практически слово, в слово. Очень хотелось ответить по поводу мастер-классов, но у нас с Вами одинаковое отношение, поэтому отдельно не отвечаю.

      Ответить
    • Вера

      Согласна с Надеждой,т.к тоже не умела даже кисточку держать и ,что такое смешение красок и как это делается,просто дитя малое.Но очень сильное желание рисовать и именно маслом преследует меня с детства.Всегда,как заворожённая,смотрела на картины знаменитых художников.Часто посещала и сейчас посещаю Русский музей,Эрмитаж,думала вот бы так научиться!!!Когда пошла на пенсию и случайно натолкнулась на видео уроки,а потом и м.к.,была счастлива!Не бояться пробовать выражать себя в рисунке и какие-то навыки они смогли дать,чувство уверенности,что ты можешь,что у тебя получается всё лучше и лучше,когда сравниваешь свои первые детские ,плоские работы,то понимаешь,что на без рыбьи и рак -рыба.Для начинающих-это первые шаги,ведь я не понимала даже ,как важны свет и тени и тд.Конечно,очень важно,когда тебя обучает знающий художник,как учитель и как творец,любящий своё дело.Спасибо.

      Ответить
  10. Татьяна Бойко

    Александр, спасибо огромное, как правильно и вовремя появляются ваши статьи, они просто необходимы начинающим молодым художникам. Я, конечно, пользовалась МК, т.к. увлеклась живописью в 55 лет, и конечно, мне хотелось для себя изобразить какую-то любимую картину, но потом, вернулась и к рисунку ( в юности рисовала карандашом), и что-то свое захотелось изобразить, и желание обучаться по-настоящему всегда было все три года, но времени маловато-возраст, здоровье. Я всегда пишу в комментах, что какие бы сомнения не были у молодых — только обучаться по настоящему, серьезно. Я всегда считала себя человеком далеким от живописи, но во многом наши мнения совпадают, это очень приятно, буду ждать новых статей, спасибо.

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Татьяна! Спасибо Вам за отзыв. Рад видеть Вас в числе моих постоянных читателей.

      Ответить
  11. Антонина

    Правополушарное, интуитивное и т.п. отсекаю для просмотра. Времени жалко Но и мастер классы в большом количестве и РАЗНЫЕ тоже слишком...Педагог очень нужен. Для меня проблема — остановится в работе Вот еще чуть, еще...И в результате работа вымученная И конечно техники очень нужны.Но уже не молодость Время подстегивает И хочется наконец творить. Как лучше-писать уроки разные Или уже учится по ходу написания картин,которые хочется писать и в которых хочется выразится?!

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Антонина! Вы не сможете, как Вы говорите, выразиться, если не знаете азов. Я соглашусь с тем, что можно обойтись без академической школы, но вообще без знаний обойтись нельзя. Ищите хорошего наставника, который направит Вас в нужную сторону, исходя из Ваших способностей. Спасибо за отзыв!

      Ответить
  12. Светлана

    Александр, добрый день! Честно признаюсь, задела ваша статья. Задела потому, что Вы сравнили не сравниваемые вещи. Как можно сравнивать мастер-классы и произведения искусства? Что такое произведения искусства Вы подробно описали и я с этим соглашусь полностью. Но то. что несут собой мастер-классы...Понимаете, та девушка, которая написала три работы и заявила, что она художник, значит у неё выросли крылья. Это ж так здорово! Значит она стала более уверенная в себе. Не была художником и вдруг, раз, и стала. Конечно она не профессионал. конечно даже самоучкой её не назовешь, но она почувствовала чувство полета. Повторюсь, но это здорово! В нашей обыденной жизни много негатива, проблем, сложностей, а тут вдруг человек заявил о себе, как о художнике.

    А теперь о мастер-классах. Это конечно не учеба, Вы полностью правы! Но это некий трамплин для человека то, от чего можно отталкнуться, увлечься, задуматься о более важном, возможно выбрать себе настоящего профессионального наставника и заняться живописью серьезно и возможно навсегда, а возможно просто порадовать своих родных, которые повесят работу близкого человека себе на кухонку и будут любоваться незамысловатой картинкой. Разве это плохо?

    Почему я так смело выступаю за мастер-классы? Всё просто. Я 6 лет хожу в студию живописи замечательной костромской художницы. Пишу с натуры. Иногда, когда сильно устаю или нет идеи, пишу копии. Работ у меня не много, но каждая дорога. Получаю неслыханное удовольствие от занятий! Художником назвать себя не могу, т.к. писала мало. Но вот с течением времени я поняла для себя , что хочу писать маслом. Очень хочу научиться всё делать правильно, красиво и профессионально! Сейчас посвящаю всё своё время на живопись.

    У меня есть девушки, которые приходят ко мне, чтобы писать и рисовать. Вы себе представить не можете, как горят у них глаза в конце занятий. Конечно же я им сказала, что если хотят заниматься серьезно, то надо идти к профессионалам. Только им этого не надо. они приходят за другим. За релаксем, за настроением, за простым желанием улыбаться. Разве это плохо?

    Здесь Мила написала, что её подташнивает от большого количества мастер-классов, так зачем обращать внимание на то, что Вам не нравиться? Проходите мимо и ищите своё! Мастер-классы и учеба разные вещи и несут разные цели.

    Отдельное спасибо Вам, Александр, за ваш блог! Очень интересно читать! Когда соберетесь вести свои платные занятия, если они будут мне по карману), я присоединюсь. Интересно!!!

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Светлана! Вы ничего нового не добавили к моему тексту. Я разделил процесс на две части, одна из которых — учёба другая — отдых, который может принимать любые формы. Не я объединил эти два понятия. Мой текст написан для того, чтобы Вы и все те, кто этим интересуется, увидели разницу. Уверяю Вас, девушка, упомянутая мной, считает, что она создаёт произведения искусства, будучи в полной уверенности, что пройденных ею мастер классов достаточно. Нужно уточнить: уверена в себе, уверена в своём мастерстве, либо вообще уверена? Я не сказал, что мастер классы — это плохо, в качестве популяризации собственного творчества — очень хорошо. Поймите меня правильно, я не против «релакса», как Вы говорите. Я отвечаю тем читателям, кто запутался и хочет разобраться в данной теме. Не забывайте, есть и те, кто действительно хочет учиться, не смешивая обучение и «релакс». Спасибо Вам за Вашу историю! По поводу платных занятий — они уже идут. Если желаете присоединиться к группе, пишите на почту или в контакте, подробно отвечу.

      Ответить
      • Елена

        Здравствуйте, Александр. Спасибо за статью. Мое мнение, что мастер-классы важны очень на начальном этапе, чтобы обратить простого обывателя к возможности найти себя, самовыразиться, чтобы натолкнуть и мотивировать обычного человека посмотреть внутрь себя, вокруг, попробовать что-то сделать своими руками и таким образом определиться в каком направлении развивать свои способности.

        Присоединилась к МК в интернете, к вебинарам недавно, с апреля, сама не знаю как это случилось. Как письмо с предложением пришло на мою почту, не знаю и как согласилась участвовать тоже не знаю. Можно сказать, что все случайно, но случайностей в жизни не бывает. Я давно ищу общения с людьми, которые бы помогли мне научиться живописи. Из-за недостатка финансов многие пути недоступны, но понимаю, что, если живет в тебе это «нечто», то границ нет и препятствий тоже нет. Я с 2006 года иногда брала уроки в студии художницы Анны Дахно, за что ей очень благодарна. (Познакомилась и попала к ней на урок «случайно». Шла мимо и меня пригласили на МК к художнице и я пошла). Сейчас сложилось так, что уже позволить себе приходить на занятия не могу, до сих пор в студии Дахно стоит недописанная картина уже 7-й год. Печально. Пишу дома сама время от времени, опыта нет, жажда огромная. Консультироваться не с кем. Узнавала как получить образование по данному направлению — не реально. Через МК в инете сквозь массу художников, как-то наверное интуитивно, перешла на интерактивное обучение одного художника. На данном этапе моей жизни пока жажду восполняю, так как он дает классические знания через лекции и уроки, которых мне не достает. Не знаю как, не могу вспомнить, как присоединилась к общению с Вами. Безмерно рада. Случайностей нет, кто ищет, тот находит сам не зная как, жажда толкает наверное. Поэтому то, что сейчас я имею бесценно для меня. Знаю, что очень скоро и этого мне будет не хватать и без очного обучения мне не обойтись, но пока возможности материальной нет. Только купить все необходимое, чтобы заниматься требует финансовых затрат, то что приходится вытягивать из семейного бюджета (учитывая, что я бюджетник и на мне одной двое детей). Живопись для меня не средство заработка, а скорее глоток воздуха или воды во время засухи. Спасибо Вам.

        Ответить
        • Надежда

          Елена, затронул ваш комментарий. особенно фраза «если живет в тебе это «нечто», то границ нет и препятствий тоже нет». Это близко для меня. Тоже чувствую что что-то живет во мне)) только нет рядом руки поддержать, наставить, я имею ввиду художника в городе, наставника. Ну я не отчаиваюсь, буду стремиться, очень хочу реальной встречи с художником и иду к этому. Желаю вам удачи в вашем стремлении!!!

          Ответить
    • Евгения

      Светлана! Как я рада, вы и мое мнение озвучили! Это вообще здорово, что в наше время есть возможность вот так на этих занятиях чему то научиться , потому как один в поле не воин... Не всякому повезло учиться в художественных заведениях, но столько людей, которые хотят рисовать......

      Ответить
  13. Нелли

    Здравствуйте Александр спасибо Вам большое за интереснейшую статью Учиться в учебном художественном заведении мне не довелось Работала художником оформителем в 1-вом Автокомбинате города Алматы оформлена была как слесарь Левую работу брала по городу где только предлагали ни где не отказывалась Увлекалась янтарсией акварель выжигание но когда решила пробовать масло действительно не у кого было спросить совета Смешно но трудно было понять с какой стороны начинать писать картину потому что масло и что-бы не зацепиться и не размазать С вой первый натюрморт с фотографии я начала писать сверху от угла писала очень долго Тогда не было интернета Всякие организации рушились работы не было я от училась на диспетчера по эксплуатации лифтов там в диспетчерской у пульта я была одна поставила мольберт расставила вазы с цветами разместила яблоки и гранаты начала писать но как только приходилось бежать по вызову на остановку лифта приходил механик и съедал мой реквизит По тому как переехав на камчатку к дочери работала на стройке Американцы приехали учить нас новой технологии Вот ни чего не было взяла с сервиза тарелку и с балкона списала вулканы два там рядышком стоят и подарила Не что они привезли нам брелочки для ключей да кепочки дарили нам всем Ну и перед отъездом на материк первый раз вылезла на крышу дома и на прощание списала вулканы на полотно Писала колонковыми кистями это было очень трудно я не знала ни о мастихине ни о соответствующих кистях для этой техники И слава Богу пришло время интернета я нашла что так долго искала вот теперь пишу не ученая и в магазин художественный сало приняли и продали сразу без документа о художественном образовании Почему я лезу во все МК по тому что на протяжении всей лекции есть толь лишь пара фраз и они нужны мне как открытие И вообще мне кажется нужно много много друзей это хорошо я чувствую себя в своем течении что и составляет мою уверенность не смотря на то что все друг от друга отдалены Спасибо Вам за то время которое вы уделяете нам!

    Ответить
  14. Ольга Меркульева

    Здравствуйте, Александр! Содержание статьи очень верное. Полностью согласна. В защиту МК скажу, что они нужны лишь в самом начале пути любопытствующего дилетанта. В марте этого года я именно таким субъектом и была. Всю жизнь меня беспокоило желание научиться владеть красками для отображения того, что меня волнует визуально и духовно. В детстве, как и все, немного рисовала. В основном карандашом. Даже после 8-го класса приглашали в художественное училище. Но я не воспользовалась этой возможностью, в силу неверного моего воспитания, о чем потом всю жизнь жалела. И сейчас жалею. И вот наконец появилось свободное время и я вдруг поняла, что интернет мне может в этом помочь. Набрала запрос и поразилась высыпавшемуся на меня количеству предложений. С жадностью погрузилась в МК. Это было как погружение в сказку. Мне показывали как рисовать красками. Целый месяц я просто сидела по вечерам и смотрела как рисуют художники. За ними я не рисовала. Просто смотрела. Потом попробовала рисовать сама. Нарисовала три картинки и вдруг поняла, что рисовать то, что мне предлагают на МК мне не интересно. Собранная по крупицам из МК информация вдруг открыла для меня осознание, что живопись — это целая наука, даже целая Академия наук. И я стала изучать эту науку. И появились в моей жизни достойные учителя (тоже по интернету)с помощью которых я стала понимать саму суть живописи. Я благодарна судьбе и за знакомство с Вами, Александр. Сейчас я в начале пути, но я никуда не тороплюсь. Я учусь живописи. МК почти не смотрю. Лишь для того, чтобы хоть как-то технически выполнить Ваши домашние задания ). Так что считаю, что МК необходимы начинающим художникам (таким как я). Ну и если человека устраивает игра в живописца, то это его выбор. Чем бы дитя не тешилось ). А художникам тоже хочется кушать и такой дополнительный заработок вполне оправдан. Я за МК. Каждому — свое.

    Ответить
Ваш ответ
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.