arrow up
Александр Григорьев Саврасов
О живописи и не только простыми словами…

Мастер класс по живописи за и против

Главная>Блог Александра Григорьева>

Данную  статью  начну  с  комментария  моей  читательницы,  в  которой  постараюсь  ответить  на  поставленный  мне  вопрос.

“ У нас — новичков в живописи возникает масса вопросов, на которые учебники не дают ответ. По поводу копирования картины за художником на мастер классе. За тебя выбрали сюжет и составили композицию, а ты повторяешь за художником. И тени на месте, и блики. Но стоит выбрать свой сюжет, и тут понимаешь, что ничего не понимаешь в живописи. Какая тень будет? Какой цвет выбрать? Нет глубины, перспектива размыта. Мало опыта, недостаточно ещё знаний, а так хочется изобразить именно свой выбранный сюжет.
На Вашем пути повстречался мастер, именно от него исходила инициатива поделиться опытом, подсказать. Прошу поднять тему потребности делиться опытом, осознания, что готов передать знания. Заранее спасибо ”.

Сейчас  в  интернете,  да  и  вообще  в  реальной  жизни  стали  популярны  мастер  классы.  И  тут  и  там  нас  завлекают  красочными  картинками  и  обещают,  что  мы  также  быстро  и  легко  сможем  их  повторить.

master111

Одна  из  новоявленных  творцов  мне  прямо  так  и  заявила:  мол  у  меня  уже  целых  три  картины  и  все  они  удачные.  Сказано  это  было  в  форме  ультиматума,  а  значит,  никакие  возражения  с  моей  стороны  даже  не  предполагались.

Надо  полагать,  сии  творения  были  исполнены  на  подобных  мастер  классах,  данный  опыт  позволил  ей  сделать  вывод  о  том,  что  она  без  пяти  минут  художник.

Вот  так  всё  просто  и  легко!  Каждый  может  назваться художником  в  одночасье.  Что для  этого  нужно — посетить  вживую  или  онлайн  мастер  класс,  получить  сертификат  и  всё!

Я  уже  писал  о  том,  что  мы  как  зрители  любим  фокусы,  как  ученики  мы  любим  их  ничуть  не  меньше.

А  что,  как  не  фокусы  нам  показывают?

Час,  полтора  совместного  творчества  с  художником — и  вот  нами  создана  картина  реальная,  пахнущая  незнакомыми  запахами.  Мы  подарим  её  своим  родственникам,  друзьям  или  повесим  на  стену  в  собственном  доме.  Чудо  свершилось,  мы  вне  себя  от  счастья!

Всё  это  так,  и  я  обеими  руками  за,  но  ровно  до  того  момента,  когда  мне  начинают  говорить,  что  это  обучение.

Это  что  угодно — театр,  фокусы,  чудеса,  но  не  учебный  процесс!  С  какими  конкретно  знаниями  ученик,  посетивший  данный  урок,  останется  один  на  один?

Попробуйте  ответить  на  этот  вопрос  сами,  а  я  Вам  помогу!

Предвижу  со  мной  не  согласившихся,  поэтому  хочу  быть  объективным.  Ни  в  коем  случае  я  не  против  данного  времяпрепровождения,  после  трудовых  будней  отличный  способ  отвлечься,  почувствовать  себя  художником.  В  данном  контексте  очень  даже  может  быть!

Вот  ещё  что  интересно:  педагоги  выдают  свои  мастер  классы,  точнее,  те  работы,  которые  они  выполняли  в  качестве  примера,  за  законченные  произведения.

Можно  напрочь  запутаться  в  данной  чехарде,  и  те  немногие,  кто  относится  к  такой  учёбе  серьёзно,  блуждают  во  тьме  сомнений.

Вы  знаете  о  том,  что  в  официальном  учебном  процессе  нет  такого  предмета,  где  педагог  показывал  бы  свой  мастер  класс,  а  ученики  за  ним  повторяли.  Что  это — упущение  тех,  кто  составляет  учебные  программы  или  намеренное  исключение  такого  метода  обучения?

Давайте  попробуем  разобраться.  Плюсы  мастер  классов  очевидны:  мы  можем  видеть  весь  процесс  своими  глазами,  не  надо  ни  до  чего  доходить  самому,  мучиться  творческими  поисками.  Хотя  на  стадии  обучения  речи  о  творчестве,  как  правило,  не  идёт,  то  есть  данный  пункт  мы  исключаем.

Повторяй  за  мастером  мазок  в мазок,  и  будет  тебе  счастье!  Можно  задать  тот  или  иной  вопрос,  если  вдруг  он  возникнет,  и,  конечно,  получить  ответ  тут  же,  в  процессе  работы.  Что  бы  у  Вас  не  получилось,  Вас  обязательно  похвалят  и  ни  в  коем  случае  не  назовут  Ваш  первый  блин  комом.

Конечно,  самый  главный  плюс — это  в  одночасье  почувствовать  себя  художником ,  перепрыгнув  через  все  стереотипы,  связанные  с  процессом  обучения.

Я  даже  не  стану  спорить,  пусть  в  это  верят  те,  кто  обманываться  рад!

Не  забудем  про  минусы,  которых,  конечно,  больше,  чем  плюсов,  здесь  следует  ещё  раз  привести  текст  моей  читательницы.

“ За  тебя  выбрали  сюжет  и  составили  композицию,  а  ты  повторяешь  за  художником.  И  тени  на  месте  и  блики.  Но  cтоит  выбрать  свой  сюжет,  и  тут  понимаешь,  что  ничего  не  понимаешь  в  живописи.  Какая  тень  будет?  Какой  цвет  выбрать?  Нет  глубины,  перспектива  размыта.  Мало  опыта,  недостаточно  ещё  знаний,  а  так  хочется  изобразить  именно  свой  выбранный  сюжет ”.

Думаю,  тут  комментарии  излишни,  лучше  не  скажешь.  Вот  Вам  и  минусы,  и  это  только  видимая  часть  айсберга.

То  есть  все  те,  кто  относится  к  данной  учёбе  не  как  к  релаксации,  игре  и  театру,  мало  чему  смогут  научиться,  и  если  быть  совсем  объективным,  только  себе  навредят.

Как  можно  себе  навредить? — спросите  Вы.  Это  банально,  но  я  повторю  известные  истины.

Не  понимая  последовательности  создания  картины,  Вы  строите  здание  не  с  фундамента,  а  с  верхнего  этажа.  Такие  ошибки  очень  сложно  исправлять,  переучивая  горе-учеников.

Я  был  на  мастер  классе  Зураба  Церетели.  Не  хочу  давать  оценку  его  творчеству,  потому  как  только  ленивый  не  высказал  своё  мнение  о  произведениях  художника,  но  сейчас  я  не  об  этом.

То,  что  мне  довелось  лицезреть — и  есть  настоящий  мастер класс.  В  тишине  битком  набитого  зала,  мастер  исполнил  своё  произведение  так,  как  он  видит,  понимает,  чувствует  и  т.д.  В  данном  случае,  мастер  класс — популяризация  творчества  автора,  направленная  на  более  тесный  контакт  со  зрителем ,  и  ни  в  коем  случае  не  несёт  учебных  функций.

Чему  можно  научиться  из  данного  мероприятия  начинающему  художнику?

Абсолютно  ничему,  потому  что  сам  по  себе  мастер  класс — творческий  акт,  и  картина,  созданная  таким  путём,  лишь  продолжает  череду  авторских  произведений.

Чтобы  создать  что-то  подобное,  нужно  пройти  путь,  пройденный  художником.

Попробовать  повторить — да,  создать  некое  подобие — да,  но  научиться — нет!  Я  уже  приводил  такой  пример.  Вы  же  не  станете  поэтом,  просто  переписав  строки,  зачитанные  Вам.

От  базовых  знаний  никуда  не  деться.  Какой  из  Вас  музыкант,  если  Вы  не  знаете  ноты?  Просто  так,  в  двух  словах  невозможно  объяснить,  что  такое  композиция,  художественный  образ,  колорит.

Я  не  призываю  Вас  заканчивать  высшие  учебные  заведения,  но  хотел  бы  посоветовать  повнимательней  выбирать  учителей.

Многие  из  тех,  кто  сейчас  взялся учить,  сами  не  понимают  того,  чему  учат,  вот,  интересно,  далеко  ли  пойдут  их  ученики?

Часть  заданного  мне  вопроса  звучит  так:

“ На  Вашем  пути  повстречался  мастер,  именно  от  него  исходила  инициатива  поделиться  опытом,  подсказать.  Прошу  поднять  тему  потребности  делиться  опытом,  осознания,  что  готов  передать  знания”.

На  этот  вопрос,  по-моему,  очень  просто  ответить.  Как  правило,  потребность  делиться  опытом  сводится  к  потребности  заработать  денег,  и  здесь  совершенно  не  важно,  есть  ли  у  тебя  данный  опыт.  К  сожалению,  большая  часть  современных  учителей  исходит  из  такого  принципа.

Если  Вы  ученик, то  эта  проблема  легко  решается.  Выбирайте  себе  хороших  учителей,  не  давайте  себя  обманывать.  Если  же  Вы  учитель,  то  будьте  честным  с  учениками.

Соглашусь  с  тем,  что  хорошие  знания  должны  быть  платными.  Я  против  халявы  в  принципе,  и  раз  уж  пришлось  к  слову,  то  упомяну  про  закрытую  часть  моего  блога,  которая  будет  платной.  Совсем  скоро  я  буду  набирать  небольшую  группу  учеников,  с  которыми  планирую  хорошо  поработать.  Следите  за  новостями.  Тот,  кто  действительно  хочет  учиться,  добро  пожаловать!  Фокусов  показывать  не  стану,  однако  будет  гораздо  интересней.

Возвращаюсь  к  нашей  теме.  Кто  Вы?  Тот,  кто  плывёт  по  течению  или  тот,  кто  делает  выбор  ежедневно?  Сколько  бы  мастер  классов  Вы  не  посетили,  все  они  будут  для  Вас  только  развлечением,  но  никак  не  учёбой.

Если  не  путать  учёбу  и  отдых,  то  здесь  нет  противоречий,  просто  всё  нужно  называть  своими  именами.

Гораздо  важнее  уметь  задавать  вопросы,  а  не  на  них  отвечать.  Автор  приведённого  выше  комментария  на  верном  пути!

Хочу  пожелать  вам  творчества.  Лето — прекрасное  время  для  этого.  Когда,  как  не  сейчас  увидеть  разницу  между  копированием  фотографий  и  работы  с  натуры.

Спасибо  всем,  кто  комментирует  мои  статьи  и,  конечно,  жду  новых  комментариев.

Комментариев 103
  1. Svetlana

    Полностью согласна! Как только дело доходит до самостоятельного шага, не знаю что делать, с чего начать, но я люблю акварель!)

    Ответить
  2. Светлана Ерохина

    Спасибо, Александр, хорошая статья. На мастер-классах не была, да как-то и не хотелось. Куда важнее, считаю, научиться передавать образы с натуры. Вот, как раз, Вы правы — лето в помощь.:)

    А педагог начинающему художнику нужен. Порой не знаешь ничего, подступиться к холсту боишься, потом — долгие попытки, безуспешные. Ищешь видео, смотришь, как они (художники) это делают, пытаешься повторить и снова ничего не получается. Потому что нужен живой контакт, что б человек взял и показал, тебе показал, не кому-то.

    Спасибо за пожелания. И Вам творческих успехов!:)

    Ответить
  3. Марина

    Добрый день,Александр !

    Вы подняли замечательную тему... это зрело и внутри меня... не понимая, что здесь не так... я как и многие,новичок... рисовала только в школе...)... и вдруг новое веяние... почта завалена приглашениями на МК по рисованию... (и не только)Я сперва с недоверием...а потом с удовольствием укунулась в них... была и правда счастлива. Еще бы... у меня... никогда не рисующей, вдруг стало что то получаться...(по словами моих близких)... один мк... второй... третий... потом решила сама что- нибудь нарисовать пастелью...написать маслом ( вот одно из понятий, которые я получила на мк... что значит рисовать и писать )))))))

    и что же ? а ничего... тормоз... пшик... непонятки... и тд и тп... и разочарование... оказывается, я ни на миллиграм не приблизилась к каким то знаниям...

    Ответить
  4. Ольга

    Согласна и нет,

    польза то же есть можно научиться приёмам и увидеть с чего мастер начинает работу постепенно от общего к частному и т д ... и потом всё подробно рассказывается, понятно что нужно самому много работать я так и делаю...У меня больше 80 работ я их уже не считаю, но с каждым годом у меня получается лучше чем раньше и впереди конца не видно учиться прийдётся всю жизнь сколько Бог даст.

    Ответить
  5. Юлия Ерошенко

    Здравствуйте, мастер! Я делала так. Какое-то время долго смотрела уроки Боба Росса, потом муж подарил мне мольберт и я начала повторять за Бобом, а через время я взяла фотографию природы и попробовала нарисовать ее в стиле Боба Росса. Сейчас я уже не смотрю уроки,я поняла принцип, у меня 2 ученика- ребенка, и им радость и я продолжаю учиться вместе с ними дальше. Несколько моих картин висят в нашем областном оперном театре.

    Ответить
  6. natalka

    Вполне согласна, что МК можно посещать с бОльшим пониманием и пользой уже что-то зная, имея базовое образование — им вполне может быть обычная художественная школа (при условии, что вы учились, а не отсиживали часы, и вас учили ХОРОШО). Можно сказать, что у человека ищущего, определенная тяга к знаниям порождает его искать пути самостоятельно: поступать в художественные студии и школы для взрослых (если поздно, например, дальнейшее профобучение в училище) приобретать и прочитывать от корки до корки множество литературы — благо сейчас это не проблема, посещать художественные выставки, знакомиться с картинами и художниками в печатных альбомах и в инете... Вот тогда МК принесет пользу — и выбирать Мастера человек уже сможет сам, не станет учиться у того, кто малоопытен и предлагает сомнительные знания, а некоторые МК, действительно, предлагаются для тех, кто впервые взял в руки кисть, на таких МК уже неинтересно, отвлекаться на элементарные вопросы 1 класса жаль времени... Впрочем, здесь, как и во всем другом, ... каждый выбирает по себе...

    Ответить
  7. Елена Воробьева

    Добрый день!

    Я отчасти соглашусь с Александром: только следуя за кистью мастера, своей рукой не овладеть. Но очевидный плюс есть. Я поучаствовала- достаточно активно, добросовестно, рисуя почти каждый урок- в трех живописных вебинарах. Сначала жадно училась у каждого учителя, в процессе работы понимая- мое-не мое. У каждого педагога выискивала жемчуга знаний среди «фокусов». К третьему вебинару училась уже только у тех, кто жемчугов на-гора выдавал покрупнее и погуще))) Но самое важное- во мне самой произошел волшебный перелом, когда сломалась граница « я этого никогда не смогу». Я не намерена называть себя настоящим художником, я учусь. Но я уже вижу иначе, чувствую, у меня есть счастливое время для себя и рисования. И за этот волшебный пендель к себе самой я искренне благодарна всем фокусникам интернета))))

    Ответить
  8. Людмила

    Александр, хороший вопрос был задан. Но , если есть спрос, то будет и предложение. Но если предложение бесплатное ( например, модные сейчас вебинары) ,то и условия диктовать не нужно тем, кто приходит на них. Лучше идти на вебинар или на МК платный , познакомившись хотя бы с основами рисунка и живописи, почитав книги по живописи, почитать в блогах о современных художниках Т .е. , на мой взгляд ( а я первый раз в жизни взяла в руки кисть и краски в декабре 2012 г) сначала нужно напитаться информацией , попробовать воплотить в своих учебных работах , занимаясь ежедневно ,не раздражаясь по поводу неудач и только тогда, когда наступит хоть какое-то понимание рисунка, композиции, цветоведения, света и тени , только тогда можно посещать МК бесплатные, платные. Я например, однажды проделала путь в 2000 км , оплатив МК 13, 5 тыс, зная заранее, что получу там лишь крупицу знаний для себя , а конкретно: мне нужно было «живьем» посмотреть степень разведения краски на палитре и влажность кисти . Смешно? А меня эта крупица знаний сдвинула с места. Т.е. вывод: идти на МК не для того, чтобы узнать какие краски смешать, какую бумагу применять и пр., а для того , чтобы УВИДЕТЬ. Вы привели очень хороший пример с МК Церетели!!! Так же работает на своих МК китайский художник Liu Yi . Он ничего не комментирует, он пишет. Хочу сказать еще вот что: найти нужную информацию сложно, для этого нужно быть еще и аналитиком в некотором роде. Например, я целых 2 года! не могла понять вопросы цветоведения , читала, покупала курсы, но все не то. И только моя способность анализировать привела меня к знанию в этом вопросе, а потом это было подкреплено официальной информацией, добытой в интернете за долгие месяцы упорных поисков. Так что, никто не поможет самоучке стать художником — только он сам. С уважением, Людмила

    Ответить
    • Ольга

      Людмила,я с Вами совершенно согласна. Все не однозначно. И для каждого — свое. Вы правы.

      Ответить
    • Ольга Селезнева.

      Людмила, ну как же Вы здорово рассказали свою историю! Она перекликается с моей. Не буду повторяться, скажу лишь, что умение просеивать информацию помогает мне, как молодому художнику, не тратить мое драгоценное время на пустые фокусы, а черпать то ценное, по крупинкам и делать себя самой. Не испытываю ни малейшего сомнения, что все получится. Скорее всего, я не смогу остановиться на достигнутом, продолжая искать себя, совершенствуясь... Но это и к лучшему! Всем удачи! Спасибо Александру за возможность обсудить такие актуальные темы с единомышленниками))

      Ответить
    • Надежда

      Людмила, я тоже смотрю мастер-классы онлайн, но недавно побывала на живом МК художника. Это незабываемо оказалось. И не то, чтобы он рассказывал основы живописи, все было построено «написал — повторяйте». Я конечно задавала вопросы (одна из всех) и мне было все разъяснено. Но какое же значение имеет именно ЖИВОЙ мастер-класс, общение с зудожником, за плечами которого стоят долгие годы работы над собой, взлеты и падения, у которого один мазок стоит всей вашей картины, который мастер своего дела. Смотреть КАК он владее кистью, КАК он смешивает краски, КАК он подходит к холсту — это удивительно для меня, я с упоением наблюдала за всеми его движениями. Это был мой первый живой МК. Мне так не хватает учителя рядом, встреч и уроков в «живую». У меня такое огромное желание рисовать, но все заканчивается желанием. Есть около 15 работ, но это не то, чего бы хотелось.

      Мастер-классы онлайн кое-в чем помогают конечно, для начинающих очень даже помогают, но дальше то что? Хочется же большего, хочется выразить себя, свои мысли и эмоции.

      Ответить
  9. Виталий

    Увы с подобными вопросами я уже столкнулся, писал по мастер-классам, но без палитры, так научился смешивать цвета,как составлять композицию изучал по книгам, задавал вопросы художникам. и авторам мастер-классов. Самое главное нужно понять чего ты хочешь, риовать картинки с учителем и повторять их все время или научиться писать самому то что тебе нравиться и что тебя волнует, и исходя из этого искать знания, а твое желание уже поможет приобрести нужные умения.Именно так я начинал и продолжаю работать.

    Ответить
    • Красовская Наталья

      Срабатывает магнитность мысли. Притягивается то, что ты хочешь.

      Ответить
  10. Алексей

    Очень симпатичная и правдивая статья. Согласен полностью.

    Ответить
  11. Ирина

    Александр, я не пойму, вы осуждаете подобные мероприятия? Но вы ведь тоже проводите такие мастер-классы. А как быть нам, тем кто просто получает удовольствие? И как искать правильных учителей, какие у них отличительные признаки? Мне вот, сын советует рисовать больше карандашом, а мне скучно..., и понимаю, что нужно, и стараюсь, но это не интересно, мы ж не дети, нам нужен результат здесь и сейчас. Нужно видеть дело рук своих сегодня, завтра может и не случиться ( заботы, хлопоты...) В вашей статье я не нашла подсказок, как же быть?

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Ирина! Я мастер классы не провожу, наверное, Вы меня путаете с моим тёзкой, тоже Александром Григорьевым. Я провёл один единственный мастер класс и больше таковых не планирую. Данный опыт позволил мне увидеть проблему изнутри, а, следовательно, знаю, о чём говорю. Результаты здесь и сейчас — это и есть фокус, правильные учителя Вам никогда так обещать не станут. Спасибо за отзыв!

      Ответить
      • Вера

        Я не против мастер -классов.Я закончила художественное училище лет 20 назад и почти не рисовала.Но после просмотра мастер классов ( некоторые присылают мне на сайт рисунки и просят описать ошибки в их рисунках) я поступила на вечернее отделение графического дизайна в институт в этом году-просто , что бы рисовать для себя.Это был толчок.Мастер классы считаю неплохим добавлением к художественному образованию. Как просмотры фильма на иностранном языке при изучении его

        Ответить
  12. Ольга

    Добрый день, всем. Я согласна со многими вещами, упомянутыми выше. НО, хочу показать плюс таких МК (для меня). Я считаю, что для людей, которые идут по пути становления себя как «художник», такие МК могут дать одну очень замечательную вещь — ЭТО поиск себя. Ну вот ходите Вы на занятия по ИЗО, живописи, рисуете куб, лицо в карандаше, пробуете пейзаж маслом... а потом? Создание картин с фото — здорово, но где здесь Я? Трудно сразу взрослому человеку выразить себя на картине. А благодаря таким онлайн МК, я нашла свой стиль письма (пробуешь и густо мастихином, и тонко многослойно, и кистью и руками...и пр пр пр...) теперь вот развиваюсь в нем, и преобразую для себя. Благодаря МК я встретила художника — схожего по духу восприятия мира. Заказала у него платные МК. Повторила. Училась переносить свои сюжеты в этом стиле. Теперь нарабатываю свою технику письма. И я очень благодарна этому человеку, и тем, кто организовать онлайн МК с ней.

    Ответить
  13. Анна Шуракова

    Здравствуйте, Александр! Спасибо за замечательную статью. Хотя я ни на один мастер класс не сходила, но получила достаточное представление об этом процессе в студии, где училась. При всём моем уважении к учителю (а это просто изумительная художница), достаточных знаний я там не получила. Причем осознание этого стало приходить позднее, после нескольких лет учебы. Я заметила такую тенденцию: люди, учившиеся в студии делились на две категории: те, кто выучившись, уходил, и тех, кто оставался на всю жизнь (студия существует с 50х годов прошлого века). То есть люди, ищущие знаний уходили, а те, кому нужна постоянно помощь — оставались. Педагогу было проще поправить своей кистью твою работу, разжевать где что не так именно в этой работе, чем давать знания, позволяющие самостоятельно до всего дойти. Я стала остро ощущать, что сама ничего сделать не могу, мне постоянно нужен «костыль» в виде помощи учителя (то же самое с мастер-классами). И я ушла. Мне было очень тяжело (да и сейчас не легче), уровень работ резко упал. Но я потихоньку выбираюсь с Вашей помощью из этой ямы))

    Полностью согласна с Вами насчет платных знаний. То, что получается на «халяву», обычно не ценится и на пользу идет редко. С удовольствием запишусь к вам в ученики (если примите)). Вы предлагаете не знания-костыли (подпирающие шаткое строение), а знания-кирпичи, позволяющие выстроить «дом» с фундамента.

    Спасибо за науку! Творческих успехов и Вам тоже))

    Ответить
  14. Елена Печ

    Александр, спасибо за замечательный пост!

    Мы возвращаемся к предыдущей дискуссии о художниках самоучках.

    Я согдасна с Вами, развелось невероятное количество «учителей» и всевозможных школ, а тут уже наш выбор у кого учиться и чему,

    В моем варианте, мне был доступен только интернет, и я начала с того , что там находила. Год назад была в Петербурге и посетила 5 занятий школы рисования для взрослых. Вот это было полное разочарование!

    И, не имея ничего лучшего там где я живу, я начала рисовать с вебинарами. Сейчас я уже гораздо лучше понимаю что я ищу, я познакомилась с замечательными художниками, завела друзей по интересам, мы обмениваемся информацией. Я вдруг поверила в себя, и с каждой картиной поражаюсь, неужели это я???

    Сейчас я уже выбрала преподавателей у которых хочу учиться, скоро я буду в Питере и Москве и уже записалась на уроки.

    Тут я руководствуюсь Вашим советом — находить правильных учителей и задавать правильные вопросы ;)

    Спасибо.

    На Ваш платный обучающий курс с удовольствием запишусь.

    Ответить
  15. Ольга

    Спасибо, Александр, за разговор о животрепещущей теме. Теневая сторона, якобы «обучения» по МК, затронута справедливо. Личный пример — посетила немало Мк онлайн, посмотрела в инете творения художников в разной технике, а сама так и не могу написать картину самостоятельно , по своему видению. Это как из детства — привык ходить, держась за руку мамы, и потом боишься ее отпустить. Эти Мк — настоящий наркотик. Кажется, что начинаешь что -то понимать, чему-то обучаешься, а когда остаешься один на один с собой, то знаний нет, если ты не одарен от Бога! Действительно, нужен другой путь. А МК это только попытки понять, как творят другие. Спасибо за статью и за то, что «приоткрываете глаза» на суть явления.

    Ответить
  16. Наталья

    Возможно, мы вкладываем в понятие «мастер-класс» разные значения. Я за последние три месяца «побывала» (онлайн) на сотне вебинаров (или мастер-классах) в рамках нескольких конференций, посвященных живописи. В записи я посмотрела чуть ли не тысячу видеоматериалов, на которых художник пишет картину. Когда речь идет о записях, некоторые видео не содержат комментариев (иногда на видео просто накладывается музыка); задача таких материалов не столько в том, чтобы научить зрителя повторять такие приемы, а скорее показать что-то красивое просто для удовольствия, или, скажем, ради арт-терапии. В большинстве же записей большого формата (от получаса до 4 часов) то, что происходит в студии или на пленэре — это именно урок. Художник рассказывает не только о том, какие кисти он (она) берет и какие краски смешивает в определенных пропорциях. Если бы это сводилось только к демонстрации, то ваша статья была бы ближе к истине. Однако большинство художников, взявшихся вести мастер-класс (или вебинар) онлайн, берут на себя и образовательную миссию, много внимания уделяя композиции, перспективе и прочих важнейшим вещам. Многие не только делятся секретами мастерства (это тонкости для опытных мастеров). но и учат новичков практически с нуля. Есть, конечно, и такие, кто умеет рисовать, но не умеет преподавать, тогда они просто рисуют перед камерой, отвечают на вопросы, а зрители пытаются копировать. Это тоже полезно — как дополнение к другим урокам.

    Есть еще одна сторона вопроса. Ученик — не объект, а субъект обучения.

    Есть люди, которые до многого способны дойти своим умом (про самоучек вы правильно говорили). Такие люди могут самостоятельно впитать все, что может дать мастер-класс: посмотрят, послушают, проанализируют, не ограничиваясь только мастер-классами (я, к примеру, параллельно читаю множество статей, книг и учебников, а также активно ищу в сети и в частности на Ютьюбе все, что только может пригодиться для самообразования в этой области).

    Но есть и такие, кто, как вы заметили, скопировал три картины на мастер-классах и радуется. Ну, можно пожать плечами и не мешать им или попробовать объяснить разницу, тут уж как пожелаете. Я по профессии переводчик и тоже не раз сталкивалась с мнением, что каждый владеющий языками способен переводить. Поэтому я вас понимаю, когда вы видите новичка, считающего себя художником. Бывают редкие исключения (и среди переводящих, и среди рисующих), но для 99 % необходимо основательное обучение.

    Попросту говоря, «йогурты бывают разными», и мы это понимаем.

    Пользуясь случаем, хочу поблагодарить вас за то, чему я (и, несомненно, другие читатели, зрители и участники ваших мастер-классов) научилась за это время. Хорошая идея для блога, отличные объяснения, прекрасные картины — все это нам, новичкам, на радость и на пользу :)

    С уважением,

    Наталья

    (опытный переводчик и начинающий любитель порисовать)

    Ответить
  17. Сергей

    Александр, наконец то ,что грызло изнутри прозвучало словами компетентного человека .С нетерпением буду ожидать продолжения.Спасибо.

    Ответить
  18. Валентина

    как все верно написано. это все о том что я всегда думала. и вопрос и ответ. жду дальнейшего развития этой темы. с уважением Валентина

    Ответить
  19. Наталья

    Я самоучка. Причем живописью занялась буквально последние 2 месяца. Сижу в декрете , начался творческий зуд. Некоторые знания черпаю из мастер-классов он-лайн, поскольку с ребенком на курсы не походишь. Могу вот что сказать по этому поводу: такие вещи как мастер-класс и существуют для людей, у которых нет возможности посвящать этому более 2 часов в день. Но дают они много. Кстати, ни разу не было, что я сижу и повторяю за преподавателем мазок в мазок, блик в блик ( попугай тоже слова говорит, но не понимает их смысла) — в общем это крайность, уж совсем уж)). Наоборот, рисуешь сама и слушаешь комментарии, изредка поглядываешь. Мастер-класс дает базовое знание и понимание того, как рисовать определенную тему: море, дерево и т.д. или освоить какую-либо технику. После него начинает получаться самостоятельное воспроизведение того, чего без этого урока я бы не смогла, просто из-за незнания 2-3 нюансов. Я думаю, что можно научиться неплохо рисовать, просто наблюдая за другим художником и потом повторяя за ним. Но если человек решил освоить академическую живопись, стать в этом профессионалом, создавать Произведения с большой буквы, то, несомненно, хороший учитель необходим.

    Ответить
  20. надежда

    Абсолютно с Вами согласна. Я тоже очень категорически отношусь к подобным учителям. Хотя попадаются учителя, которые дают именно знания, и их очень интересно смотреть и слушать, а потом пробовать их приемы и объяснения применить уже в своем творчестве. Но таких к сожалению единицы...

    Ответить
  21. Людмила

    : ))) Мастер класс по живописи за и против ? — я лично двумя руками ЗА ...

    … при том, что конечно понимаю, — «в НАШЕ время художник не должен быть голодным!»...

    но, увы, не у всех желающих учиться, в нужное время имеются необходимые возможности... : )))

    А считать ли себя художником после трёх МК, так это время + зритель рассудят, -тут как в музыке, много было песен и песенок, и много ли осталось в памяти …

    Имеет ли право на существование картина, написанная на первом МК? а почему нет ?

    Кто и каким мерилом, и по какому закону, с какой степенью категоричности, et cetera… об этом судить может? Да и какие только картины не увидишь в продаже… и безмерно удивляешься за какие суммы порой покупают «некоторые шедевры»… но, как писано у классика: «у всякого свой вкус: один любит арбуз, другой свиной хрящик».

    Впрочем, вряд ли кого-то интересует мнение таких рисовальщиков, как я, с огромным наслаждением плывущих по течению вдоль несказанно живописных разноцветно-разноярких берегов…

    : )))

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Людмила! Очень даже интересно Ваше мнение. На тему различия вкусов, я уже много написал в других постах, почитайте ранее опубликованные. Спасибо за отзыв!

      Ответить
  22. Владимир Владимирович Сачко

    Всех приветствую здесь, и в первую очередь Вас Александр. Не знаю имею ли я право писать об этом у Вас, но всё же осмелюсь. Александр, Вы очень тонко, доступно и интересно излагаете о процессе творческом. Всё подчинено взрастить в каждом художника. Всё или многие учатся, кто-то больше, а кто меньше. С усилием или без ... Всё художники учились и учатся до сих пор, самостоятельно или получая образование в различных художественных заведениях. Но Вы, Александр даже лучше меня понимаете, нельзя всех научить чувствовать на одинаковом уровне ... Как и быть музыкантом, поэтом и пр... Можно технически добиться каких-то результатов, но художник не фотограф, одной техники мало. А научить чувствовать цвет, чтобы лепить объём, фактуру, настроение — нельзя! Я уже не говорю о начальном замысле художника, который хочет донести до своего зрителя. Вы делаете хорошее и доброе дело, а именно сеете свет в души людям, которые тянутся видеть и отображать прекрасное по своему. Я благодарен Вам лично Александр, думаю понимаете меня. И если из сотни желающих учиться выйдет хотя бы один художник — это уже результат! С уважением к Вам, Владимир.

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Владимир! Спасибо за Ваш отзыв и за то, что видите в моём блоге много позитива. Быть честным, не заискивая, не желая угодить, очень просто, но, вместе с тем, тяжело. Голливудская улыбка — это не про меня, я улыбаюсь, когда для этого есть повод. Если всё действительно так, как Вы пишете, то я на правильном пути. Буду стараться!

      Ответить
      • Надежда

        Александр, я прям ваше выражение себе запишу «Голливудская улыбка — это не про меня, я улыбаюсь, когда для этого есть повод.» Это прям про меня)) Истина! Спасибо)

        Ответить
  23. Сафронова Наталья

    Здравствуйте ))) М.К. дают какие-то подсказки,чужие навыки письма,но творить после них врят ли получится...Это как чужой жизненный опыт,который мы не используем никогда ))) Живопись,творчество-это самовыражение,а что бы знать как это делать.надо учиться.получать классические знания,все остальное просто развлечение,самообман

    Ответить
  24. олег

    несомненно ДА!

    Ответить
  25. Юрий

    Совершенно правильные выводы!

    Ответить
  26. Ирина

    Александр, тема настолько актуально, что пройти мимо, не оставив комментарий сложно ))... Отличное сравнение мастер-класса, как некий фокус — в 10-ку! Уверена академические знания нужны, техника особо...Но лишь для того, что бы найти в искусстве написания и выражения в искусстве живописи себя. Как обидно и абсолютно не понятно, когда художники по образованию не могут самовыразиться и большинство, пройдя академ-азы с нуля так и не могут найти себя и растворяются в в огромной массе акадимечки выраженных Художников. Техника потрясающа, виртуорзы-молодцы, но...так похожи они друг на друга, техничные, красивые, быстрые, но бездушные. В противовес им — творцы, люди без худож.образования, но не бесталантные, способные видеть и создавать настоящие шедевры увиденного. Почему так? Возможно это уже совсем другая тема......... Я не профессиональный художник, это взгляд со стороны ...возможно не совсем со стороны )) Два года назад принята в СХПодмосковья. Я горжусь этим и понимаю, как далеко мне еще для коллег-академистов до их отточенной техники... Я хочу и стремлюсь к знаниям грамотным, но не уверена, смогу ли я сохранить желание собственного почерка, получив академический уровень рисования...... Как сохранить баланс техники и работы с душой...

    Считаю, что академический подход необходим, но не стоит на нем зацикливаться... Может кому-то сначала надо научиться выражать свои эмоции через кисти, а потом уже переходить к улучшению техники )))... И еще, Александр, мне оооочень понравилось Ваше пожелание «Лето — прекрасное время для творчества. Когда, как не сейчас увидеть разницу между копированием фотографий и работы с натуры» !!!! Спасибо за Ваш прекрасный блог!

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Ирина! Истина, как всегда, где-то посередине. Если Вы научитесь сначала выражать свои эмоции через кисти, Вам потом незачем переходить к улучшению техники, ведь Вы добьётесь главного. Боюсь, это невозможно, если Вы не гений. Спасибо за отзыв.

      Ответить
  27. Виктория

    Александр Вячеславович, большое человеческое спасибо за подробные ответы на мои, как я полагала, наивные вопросы. А тема для новичков — актуальная. Вы — единственный художник, который дал ответ, из тех, к кому я обращалась.

    Моё увлечение живописью началось 5 месяцев назад, когда я случайно попала на живой мастер-класс. Картина с этого мастер-класса не закончена только из-за того, что художник порывался дописать за меня какие-то детали, а я ему мешала в этом, останавливала его руку с кистью и говорила, что в таком случае это будет не моя картина, а — Ваша.

    Продолжения живых мастер-классов не последовало по этой причине. В феврале этого года попала на художественный вебинар. Вначале довольна была тем, что всю картину пишу самостоятельно., но по подсказке с экрана монитора. А когда поймала себя на том, что иду по улице и вот нашла сюжет для будущей своей картины, сделала фото, а затем постаралась передать свои 'впечатления' на холст, оказалось, основ живописи я не знаю.

    Я критически оцениваю не совсем свои — по вебинарам написанные картины. И в последнее время обычно просто смотрю выступления художников. Считаю, что такой опыт все же лучше, чем никакого. Как и у поэтов ' ни дня без строчки". Возмете такую упрямицу в ученики?

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Виктория! Вам спасибо за хорошие вопросы. В ученики возьму!

      Ответить
  28. Евгения

    Да, Александр, вы все верно пишете. Вы профессионал и хорошо понимаете, что к чему. Труд художника-это очень сложный путь. Но большинство людей считают, что достаточно иметь только талант. И люди без худож. образования идут на эти мастер-классы, получают там радость и счастье. И гордятся своей работой. Но оставшись один на один, они ничего не смогут написать.

    Но на мастер -классы ходят и люди, которые имеют художественное образование. И если педагог хороший, они многому научатся на этих занятиях. Потому как художники -профессионалы вообще не любят открывать свои тайны, то помощи от них и не жди. А видео-уроки или мастер-классы очень помогают людям с художественным образованием ( может, даже и с художественной школой). а лучше с училищем или с худграфом.

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Евгения! Вы хотите сказать, что данные мастер классы делаются для людей с художественным образованием, тогда вопрос: что это за художники такие, и где они учились, если такой уровень обучение им в пользу? Спасибо за отзыв!

      Ответить
      • Евгения

        Я написала, педагог должен быть хорошим. И про обучение тоже написала ( худож. школы, заочные отделения). Вы хотите сказать, если человек закончил худож. заведение, он уже и художник? Нет практики, и здесь нужен Учитель индивидуальный. Кому-то повезет-его наставят, а кто-то сам будет биться. Вот такому человеку и помогут мастер-классы, но сначала надо просмотреть видео-записи и станет понятно, настоящий это Учитель, или так- малярной кистью тычет и что-то там получается. Вы же не будете отрицать, что Игорь Сахаров-хороший Учитель.

        Ответить
        • Александр Григорьев

          В общем я с Вами согласен — каждому будущему художнику нужен наставник. Смутно представляю себе Сахарова, не нашёл в интернете ни одной его творческой работы, только мастер классы. Не знаю, какой он педагог, к сожалению, а может, к счастью, у него не учился. Спасибо за отзыв!

          Ответить
  29. Виктория Буланова

    Здравствуйте,Александр! Огромная благодарность за статью!Все,о чем думает и сомневается начинающий и жаждущий рисовать,Вы облекаете в грамотную статью!Для истинно жаждущего рисовать,МК словно затравка,толчок к расширению своих возможностей. Вы совершенно правы: МК-видение конкретного учителя на конкретную тему.А дальше без самообучения или обучения у правильного учителя МК бесполезны-одноразовый фокус. Кто ты есть в живописи-чужими руками (кистью) не понять. Только свой собственный опыт даст ответ. Правильный учитель научит тебя азам,направит,если ошибся,но не станет за тебя рисовать. Уходя на летние каникулы,в ушах стоят рефреном слова учителя-натура,рисуй с натуры,изучай предметы,свет-тень,а главное-постоянно работай!..Как чудесно составлять самому натюрморты,усложнять каждый раз задачу,наблюдать и делать зарисовки животных в зоопарке! Лето-прекрасное время для пленеров! Я их так полюбила! Спасибо Вам за прекрасный блог!

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Виктория! Вы правильно всё понимаете. Спасибо за отзыв, буду стараться!

      Ответить
    • Галина Макаренко

      Так захотелось «лайк» поставить)). Согласна с Вами.

      Ответить
      • Александр Григорьев

        Лайки ставить возможности нет, но есть кнопочка «поделиться», вверху над статьёй. Буду признателен за репост.

        Ответить
        • Галина Макаренко

          Спасибо, так и буду делать.

          Ответить
  30. Галина Макаренко

    Мое приветствие Вам Александр и всем участникам дискуссии! Подойду к данному вопросу несколько с другой стороны. Нужны ли мастер классы? И кому нужны? Опытному Мастеру и художнику, или начинающему, жаждущему реализовать и проявить свои творческие потребности? Думаю и тем и другим. Художники передают свой опыт, знания. Плохо или хорошо, каждый оценит по своему. А начинающий может найдет своего преподавателя и свое направление к чему лежит душа. Пусть методом проб и ошибок.

    Кроме того, не у каждого есть возможность пообщаться с Мастером вживую. И хороший помощник здесь интернет. Многие недавно подружились с ним. А тут такая возможность поучиться онлайн да подружиться с такими же жаждущими знаний и собственной реализации. После таких мастер классов они общаются и поддерживают друг друга. А это очень важно в начале пути. А для тех, кто живет в глубинке — это вообще как глоток воздуха. Конечно, онлайн педагог руку не «поставит» и за тебя не нарисует. Приходится многим самим стараться и трудиться. И книги по теме тоже нужны! Когда не было интернета, многие учились по ним. И сейчас они верные помощники. Я сама когда-то брала в библиотеке, так как не было возможности купить.

    Так, что пуст Мастер Классы будут! Может они нам нового Пабло Пикассо или Винсента ван Гога подарят).

    Александр, Вы заинтриговали набором в свою группу! Очень интересно.

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Галина! Здесь я с Вами соглашусь — новый Пабло Пикассо будет популяризировать своё творчество, в том числе, и с помощью мастер классов. По поводу набора в группы будет подробная информация, следите за обновлениями. Спасибо за отзыв!

      Ответить
  31. Елена

    Здравствуйте,Александр.Мастер-классы ,тем более бесплатные ,очень нужны,не у всех есть возможность заплатить и посетить в реальности мастер-класс художника ,а то и времени нет -дела,семьи ,дети ,работа и т.д.Интернет большая помощь и в обучении и в знакомстве со многими интересными художниками и их техниками,а что каждому нужно,тот то и находит в этих мастер-классах , кто мотает себе на ус ,кто просто интересуется,кто знакомится с людьми по интересам.Я благодарна всем ,кто делится с нами своими знаниями ,отвечает на наши вопросы,а углубляться дальше в изучение или нет ,личное дело каждого.

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Елена! Я не против мастер классов, конечно, они нужны. Мой текст посвящён тому, какую роль они могут играть в учебном процессе. Спасибо за отзыв!

      Ответить
  32. Наталья

    Александр, спасибо за статью. Для меня рисование, живопись не просто хобби. Я очень хочу этому научиться, отношусь к обучению серьезно. Но я не умею задавать вопросы. Как правило, я внимательно слушаю учителя, читаю комментарии и вопросы других учеников, пытаюсь разобраться, вникнуть в ответы и таким образом учусь. Взяли бы вы такую ученицу? Если да, то хотелось бы узнать, в будущем вы планируете наборы таких групп? Просто сейчас я вряд ли смогу оплатить обучение.

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Наталья! Спасибо за Ваш отзыв, у Вас есть все шансы попасть в мою группу, до набора учеников ещё есть время. Детали сообщу позже.

      Ответить
  33. Ольга

    Интересная тема! Спасибо.

    У меня есть желание высказаться по этой теме, если Вы не против. В моем случае, МК стал толчком к живописи после долгого перерыва. Я заметила, что мастер классы производят очеь разный эффект. После некоторых, казалось бы удачных, в смысле результат симпатичный, вподаешь в коллапс. Это бывает тогда, когда художник очень индивидуален и узнаваем и требует идти точно за ним. Тогда ты теряешься. Не знаешь куда и как тебе идти в творчестве. А после других, напротив, хочешь много и смачно работать. Как бы тебя заводит посыл художника. Ты пишешь с ним параллельно. Пишешь свою работу, которая получается не похожа на его результат. но применяя при это его художественные приемы и технику. .Думаю, если мастеру есть чему учит, если он щедрый и хочет учить, и он талантен как зудожник и как преподаватель, то ты научишься доброму.

    Ответить
  34. Тамара

    Здравствуйте, Александр! Пока прочитала только эту Вашу статью, в ней Вы озвучили мои мысли. Меня на вебинарах удивляло то, что люди берутся за кисти не зная рисунка, перспективы и пр. Или то, что художник подходит к картине ученика и начинает исправлять, и, разумеется, после таких мастер-классов ученик выходит с готовой картиной и считает , что он самостоятельно написал её. Я просмотрела несколько разных конференций, писала только с С.Андриякой, после Ибряева написала свой сюжет. Я думаю, что ко всем мастер-классам надо подходить с умом и находить для себя полезное, смысл всё-таки в них есть, не только зарабатывание денег спикерами. Я люблю акварель, изучаю всё самостоятельно, параллельно и рисунок и живопись, всё только по интернету(пару тройку раз присутствовала у К.Стерхова ). Вам желаю талантливых учеников!

    Ответить
  35. Светлана

    Уважаемый Александр! Что за надрыв в риторике? Ну, против Вы этого способа подачи материала, понятно. И вдруг, после всех изливаний, что мы не так, и не то делаем, и не умеем — заявление, что у Вас, как Учителя, все будет правильно, и Вы научите нас! Что же это за двойные стандарты? Не берусь судить. Но скажу Вам: "У каждого из нас, кто дерзнул взять кисть в руки вопреки всему и всем, свой путь в жизни. Нам свойственно желать воплотить в жизнь что-то заветное, на что раньше не было времени. С годами нам все тяжелее проявить себя, просить совета и помощи, не говоря о том, что нет учебных заведений, где бы учили «классике» тех, кто не молод. Я уверена, что мы знаем, как писать стихи. Многие из нас пишут. Мы поем, потому что душа просит, хотя не знаем нот. И чего же мы ждем от мастеров кисти? Помощи и вдохновения на этот труд. Хороший спортсмен не всегда может быть гениальным тренером. Художник также не всегда личность и учитель...

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Светлана! Я не против такой подачи материала, всё это есть в моём тексте. Я уверен, лично Вы делаете всё так! Если Вы сомневаетесь в моём профессионализме, мотивируйте, я обязательно Вам отвечу. Спасибо за отзыв.

      Ответить
    • Земфира

      Как я с Вами согласна!

      Ответить
  36. Natalia Urban

    Мастер классы подходят тем, кто хочет быстрого и яркого результата. Напоминают клубы по организации и проведению вечеринок. Приходите в такой клуб (чаще женщины, конечно), общаетесь, пьёте вино, и рисуете картину под руководством художника. Вечером все довольные возвращаются домой, да еще и с яркой картинкой, которую с гордостью можно повесить в доме.Быстро и всем приятно :) Можно ли будет создать свою собственную работу после этого? Вряд ли. Чтобы начать создавать свое, нужны знания по композиции, перспективе, тонах, о химическом составе красок и т.д. Обязательно нужен человек , который обьяснит и ответит на все ваши «почему», и «как», и «зачем»

    И по моему опыту (принимала участие в пленэрах), уровень вопросов у всех будет разный: кто-то понимает лучше свет, кто-то структуру...Кстати, именно работа под руководством опытного преподавателя, дала мне понять, что мне не хватает базовых знаний.Поэтому я решила проходить курсы в профессиональном колледже, где дается и отрабатывается базовая техника. Да, она скучна, но необходима! Видели ли вы когда нибудь людей, достигших успеха без монотонных ежедневных отработок, без поиска в котором рождается свой собственный стиль и характер?

    Ответить
  37. Наталия

    Здравстауйте!

    Ответить
  38. Галина

    Подписываюсь под каждым словом Елены Воробьевой! Правда мастер-классы я стала смотреть на тот момент, когда было перелопачено уйма литературы по живописи и выполнена самостоятельно не одна работа. Я не рвусь в художники и не считаю себя таковой, но, когда видишь сияние глаз держащих в руках твою картину, вдохновляет и окрыляет. Мне лично мастер-классы дали очень много, как-будто ерунды........НО! Такой значимой!!! Из серии «зачем изобретать велосипед, когда он уже есть». Мастер-классы открыли мне на многое глаза, заставили по-другому видеть и даже мыслить))) Конечно, не все! Я выбираю художников, которые действительно делятся знаниями, а не устраивают презентацию своего творчества, хоть это тоже интересно. Я ищу тех, кто даст мне удочку, а не рыбу))) Картины пишу самостоятельно и по своим сюжетам (не считая нескольких ранних работ), никогда не повторяю за спикерами (просто мне нравится делать что-то свое, а знания не помешают). Но, при этом очень всем благодарна, особенно А. Жиляеву и Кулагину. Не все нравится, не все хочется так как они, но главное не в этом! Главное, что они великолепные педагоги и при этом очень щедрые на знания. Статья Ваша очень понравилась и заставила задуматься о многом. И как итог могу сказать, что все начинается с потребностей и оценки себя и своего места в этом мире живописи. Когда увидела цены, выставленные за картины, написанные свежеиспеченными художниками, то подумала, что сумасшедший дом отпустили на каникулы))) А что удивительного? Ведь этому учит Сахаров Игорь! Вероятно чтобы посмеяться)))

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Галина! Соглашусь с Вами! Спасибо за отзыв.

      Ответить
    • Тамара

      Галина, добрый день! А я подпишусь под Вашими словами. А.Жиляев и А.Кулагин мне тоже дали многое в копилку моих знаний, а их похвала вообще окрыляет.

      Ответить
    • Надежда

      Галина, я тоже с Вами согласна! Юмор в тему!))

      Я тоже смотрела, как Сахаров советовал своим произведениям ставить цены ого-го. Ну и повелась дурочка)). Выставила свои картины. Что теперь делать...занижать цены? Чувствую себя бездарностью(

      Ответить
  39. Всеволод

    Здравствуйте, очень хорошая, дельная статья. Прошу Вашего разрешения на её публикацию под Вашим именем в нашей городской газете. А то здесь «знатоков» доморощенных хватает, и интересующихся много.

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Всеволод! Спасибо за отзыв, но Вы не назвали город, газету и т.д. Напишите мне на почту, обсудим. info@grigoryevalexandr.ru

      Ответить
  40. Всеволод

    И некоторые из предыдущих тоже, пожалуйста!

    Ответить
  41. Татьяна

    Ну, слава Богу! Я уже думала, что это со мной не совсем то. Я не люблю участвовать в мастер-классах, даже если выбранный сюжет мне нравится. Во-первых, потому что не вижу смысла создавать одну из нескольких тысяч одинаковых картин. Я их просто смотрю, чтобы перенять какие-то хитрости, приемы, узнать что-то новое. Во-вторых, по указанной в статье причине.

    Ответить
  42. Марина

    По моему скромному мнению, новичку до мастер класса важно основательно изучить геометрию, изометрию, физику света, законы построения перспективы и теорию цвета, тогда вопросы о том, с чего начать, какой цвет использовать и где ляжет тень, не возникнут. Мастер класс предлагает некоторые приемы и хитрости, но они предполагают базу, которую новички зачастую игнорируют.

    Ответить
  43. Елена

    Я считаю, что уроки рисования не стоит судить строго!) Во-первых, они — для детей и тех взрослых, которые после трудов праведных берут кисточку и повторяют за хуудожником понравившийся сюжет. Это, знаете, такая отдушина, такое уовольствие! Есои хотите — игра взрослого ребенка в художника! То, что приносит радость имеет право на жизнь! После множества таких рисовашек у меня появилось желание нарисовать пейзаж, на который я залюбовалась однажды...Самой, без «костылей»! Моя любимая работа — очень творческая, особенно инъекционная контурная пластика: сродни работе скульптора! Но очень энергозатратная и ответственная! А когда я беру кисточку и палитру — расслабляюсь...:)

    Ответить
  44. юлия

    Александр, согласна с Вами. Писать самой без мастер — класса сложно. Стоишь перед холстом в абсолютном тупике и боишься сделать шаг вправо, шаг влево. Я прошла на своем опыте. Четко понимаю что ни чего не знаю. И надо тренироваться и до многого доходить самой.

    Ответить
  45. Картуз Елена

    Здравствуйте! То? что мастер-классы — игра для взрослых, это правда. И писать самостоятельные работы очень тяжело, но есть художники, которые действительно учат. Вот Вугар Мамедов ничему не учил, он просто писал, а ты как угорелый пытаешься за ним повторить и поскольку это невозможно, начинаешь писать самостоятельно.А Денис Никонов учит, очень подробно объясняет, дает интересные приемы и навыки. Весной была на пленэре в Крыму. Было две группы по 6-8 человек и два преподавателя. Для меня это был первый реальный пленэрный опыт. Многому научилась , мозги основательно повернули. Преподаватель забрала у меня коричневые краски и я скалы писала без них, хотя глаз видел их коричневыми.

    К чему я все это пишу —

    " каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу.

    Дьяволу служить или пророку —

    каждый выбирает для себя. "

    Я и в худ.студию для взрослых ходила — мне там было не интересно, не познавательно. Лично я большим художником становиться не собираюсь, конечно, для меня это игра для взрослых. Почему нет? К своим "художествам я отношусь с юмором. Никому их не навязываю. Я не отказываюсь ни от каких предложений, если ваша программа мне будет интересна, с радостью поучусь.

    Ответить
  46. Ольга Селезнева.

    Здравствуйте! Поделюсь своим опытом. Год назад я даже не знала с какой стороны подойти к масляным краскам. Наверное года за три до события (первая работа маслом), я все думала, читала, смотрела, параллельно посещала художественную школу, группу для взрослых, морально готовилась.

    Начала с поиска учителя. И каково было мое удивления, что на мое коммерческое предложение брать уроки у преподавателя в моей же школе, но на индивидуальной основе, получила не сильно заинтересованный положительный ответ. Занятия были такими же... Тогда я оставила эту затею, ведь в моем городке, кроме этой школы и обратиться некуда, не будешь же писать в газету, что ищу наставника, хорошего, который хотел бы поделиться своими знаниями, секретами мастерства, так сказать... Отсюда появились интернет уроки, вебинары, затем СD уроки. Немало средств потрачено, сил положено. Результат: На сегодняшний день я считаю, что начальное образование мной получено. Теоретическая основа взята из книг классиков, академистов (и продолжает браться). Практические азы взяты от опытных, практикующих, обученных художников, я имею ввиду ту практическую часть, о которой не пишут в литературе, скажем какие холсты для каких работ? стоит не стоит их грунтовать самостоятельно? чем лучше оттереть руки? на каких составах пишется картина?кисти ? техники: работа руками, мастихинами, тряпками, носками, газетами, губками,... список можно продолжить. вам кажется это само собой разумеющимся, для меня это было — открытием. Конечно, каждодневная самостоятельная практика по правилам проб и ошибок снова и снова... Я понимаю, что не обязательно всем этим работать, но знать в принципе, что это возможно, это и есть секреты, скрываемые от нас нашими учителями в художественных школах. Я не имею ничего против этих учителей, но мой учитель, отшучиваясь, мне сказала, что незачем ей растить конкурента. Я не поверила в ее слова поначалу, а сейчас уверена, что говорила она искренне, и так многие считают, потому так сложно с учителями сейчас.

    Что же я поняла об интернет учителях? Важно то, что именно молодой художник для себя ищет: развлечения или опыт. Я нашла для себя много полезного, но на сегодняшний день мне этого уже не достаточно, я хочу двигаться дальше, я хочу работать со знанием дела, самовыражаться через живопись, хочу радовать и восхищать людей своими работами, хочу, чтобы мое хобби было моей профессией. Хочется понять, что именно Вы предлагаете на своих закрытых коммерческих группах. Тенденции современности таковы, что людей с потребностью самовыражения через живопись становится все больше, люди устали от политики, им нужна отдушина. И рынок дает им эту возможность. Жаль, что многие пользуются этим с целью личностного обогащения. И это я тоже поняла в процессе своего обучения.

    Благодарю Вас, Александр, за Ваши статьи, за Ваше участие. С нетерпением буду ждать подробной информации об организации обучающих групп на платной основе.

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Ольга! Меня всегда поражали художники, заявляющие, что будто бы учат конкурентов. Оправдываю это тем, что они сами недалеко ушли в своём развитии, а, проще говоря, мыслят только на уровне ремесла. Ремесло — часть важная, безусловно, но то, зачем оно Вам, куда важнее. Если Ваша цель — выразить себя как художник, а не как ремесленник, то нужно ещё понимание, что со всем этим делать! А вот здесь не существует никакой конкуренции, только плагиат и жалкое копирование, если Вам нечего сказать как личности и как художнику. Как мне кажется, Вы всё это понимаете и хотите большего, нежели то, что Вам было предложено ранее. Я готов Вам это дать, на днях будет подробная информация по моей группе, следите за новостями. Спасибо за отзыв!

      Ответить
      • Ольга Селезнева.

        Александр, благодарю за Ваш ответ. До встречи.

        Ответить
  47. Татьяна Ефанова

    Здравствуйте, Александр! Прочла несколько ваших тем. Спасибо вам, за то, что делитесь своим мнением и опытом. Данная тема очень актуальна сегодня , т. к. многие мастер-классы несут в себе скрытый обман под прикрытием ошеломляющей эйфории. Большинство зрителей и начинающих прикасаться к живописи и рисунку не представляют себе какой необходим предварительный труд для созидания чего-то достойного. На мой взгляд, каждый художник, даже состоявшийся, на протяжении всей своей творческой жизни остаётся учеником, т.к. всегда в поиске чего-то нового. А новомодные мастер-классы хотят убедить, что за несколько уроков можно стать художником без особых усилий — достаточно повторить за преподавателем, как в школьных прописях. Вы правильно подметили, что это шоу...шоу для непросвещённых.

    Ответить
  48. Лилия

    Добрый вечер,Александр. Я очень рада, что попала на эту страничку. Полностью согласна с вами. К сожалению потратила много времени на эти самые Мастер-классы. Но потом поняла, что топчусь на месте, развития ни какого. Ну или самый минимум. Чувствую, что делаю не то и не так, а как «так» не знаю и не понимаю. Спасибо вам. Если получится, с удовольствием поучавствовала бы в платных занятиях. Хочется настоящего, серьезного подхода, а не тупого копирования чужих идей.

    Ответить
  49. Светлана

    Согласна с вами. что копируя чужие работы себя художником назвать- это слишком.НО! Вот уже полтора года. как я рисую по вербинарам. И я безмерно благодарна возможности выйти из затяжной депрессии, обрести новых друзей-единомышленников. Если кому то мало этого. есть где учиться и только порадуюсь за них. Не отбивайте желание творить. очень прошу! Всего вам доброго.

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Светлана! Вот уж в чём меня обвинить точно нельзя, так в том, что я против творчества. Давайте с этого и начнём! Вы уверены, что правильно понимаете смысл термина «творчество»? Для начала возьмём определение из Википедии. «Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Творчество направлено на решение проблем или удовлетворение потребностей.» Думаю, здесь что-то добавить сложно, но я попробую. Пошагово копируя за кем-либо, Вы очень далеки от творчества, как, в принципе, и от учёбы. Всё остальное есть в моём тексте. Ни в коем случае я не против Вашего увлечения, копируйте! Спасибо за отзыв!

      Ответить
  50. Елена Казьмина

    Смотрю на комментарии к, Вами поднятой теме. и очень жаль, что нельзя «лайкнуть» под многими. Я сама преподаватель и нас просто вынуждают использовать в обучении интернет-технологии, так что, на мой взгляд, все зависит от того, с какой целью человек участвует в онлайн-мастер-классе. На самом деле. сейчас очень сложно разобраться как нужно учиться и где. Художник в широком смысле слова — творец, а творчество не возможно без ремесла. МК дают возможность постичь многое из этого ремесла...Сейчас ведь очень много и из общепризнанных художников таких, что и в помине не знакомы с академическими законами живописи.

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Елена! Разочарую Вас, возможно, своим ответом, но заполонившие интернет мастер классы также далеки от академической живописи, как и некоторые общепризнанные художники. Спасибо за отзыв!

      Ответить
  51. Tatiana

    Я вот тоже частично согласна с автором, а частично не совсем. Аргументы в статье конечно весомые, но нельзя не отметить и положительные стороны мастер классов:

    1. Можно не имея возможности (из-за расстояния или финансов) работать с реальным учителем, можно поработать с опытным человеком, понаблюдать за всем процессом от начала и до конца.

    2. Попробовать повторить (это лучше чем вообще ничего), понять что именно не получается.

    3. Опять же это наработка опыта, все-же лучше, чем самому набивать шишки. На МК разъясняют, почему там свет, там тень, какие-то основы композиции.

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Татьяна! Вы правы, лучше, чем вообще ничего, но мой текст не об этом. Я разделил одно действо на два процесса: обучение и шоу. Вам решать, что важнее и чего здесь больше. Спасибо за отзыв!

      Ответить
  52. Марина

    Ну и зачем быть такими серьёзными? Мягко говоря, опрометчиво думать, что после какого-либо мастер-класса тот, кто впервые взял в руки кисти, стал художником. Но — прикоснуться к чему-то новому, открыть в себе что-то ранее не испытанное, заразиться чужим энтузиазмом, удивиться результату не только своих усилий, но и умению передачи опыта наставником — как это прекрасно! А я обожаю мастер-классы! И уже выбираю тех художников, после работы с которыми я создам что-то красивое. Как мне показалось, талант художника и талант педагога — разные вещи. И если после какого-либо мастер-класса захочется разобраться в художественных принципах — может быть, мастер-класс был небесполезным?

    Ответить
  53. Марина

    Здравствуйте. Меня тоже порою мучают сомнения по поводу того, что я иду не тем путем. Но пока он единственный. Менять жизнь, не зная есть у тебя к этому делу талант или нет, я думаю слишком необдуманно. У меня есть подруга ( по несчастью)) она начала рисовать в 46 . Сейчас ей 55. Она пишет прекрасные портреты своих родственников, артистов разных. Постоянно испытывает муки творчества, бросает и снова начинает. Работает над собой постоянно, пробует новые техники, пишет с натуры. Начинала с МК Артыковой. Конечно что -то получается, что-то не всегда.

    Если у человека есть тяга и он когда- то попробовал творить, то его навряд ли можно ограничить рамками мастер класса. Я конечно всегда обеими руками за классическое фундаментальное образование. Конечно, если бы я начала сейчас учиться играть на фортепиано... ко скольки бы годам я вышла на большую сцену? И что тупик? Может лучше разучить одну Лунную сонату и радовать иногда семью , чем с утра до вечера изводить (в моем возрасте и с моей памятью) их гаммами. Слушая чужие стихи у меня может в голове что-то подключится к именно тому высшему облаку со стихами и может я и сама напишу пару строк. Иллюзий не надо конечно больших испытывать. Как говорили мои знакомые художники — мы себя-то не можем назвать художниками, а вы куда.

    Ответить
  54. Тамара

    Добрый день! А мне посчастливилось найти серию вэбинаров, в которых не было шоу, это вэбинары Андрея Кулагина. Я даже назвала бы это действо лекциями: о перспективе, об атмосферном свете, о тоне, о композиции, о колорите... и пр. Показывал на примерах картин великих художников. Я ещё удивлялась, почему так мало присутствует людей (40-70чел), а после Вашей статьи, Александр, я поняла — большинству людей нужно «шоу». Скажу, что мне эти лекции оказались очень полезны. В конце темы художник предлагал прислать свои работы для разбора, а прислали не больше двух десятков ( мне повезло, что так мало). Теперь я жду осеннего продолжения. Мне много лет, я многое умею, но тяга к учёбе сохранилась с молодости. Может и научусь живописи таким вот способом. Всех благ!

    Ответить
  55. мила

    Проблема «хорошего учителя» есть, и еще как есть! Я занималась в студии где принцип обучения был «давай,давай сама» Естественно пришло к тому ,что сама я и дома могу. Кстати, на расстоянии стало понятно, что чему то я все же научилась,но могла бы большему, если бы учитель был заинтересован...А рисовать то хочется !А сколько разных техник,приемов!!! Куда бежать? В интернет,конечно! Сколько материала на ютюбе! прямые трансляции мастер классов! Книги! У меня нет амбиций вдруг стать художником,а просто есть желание рисовать для себя и весь этот материал помогает! В результате я нашла хорошую,добротную школу в и-те и сейчас устраивает все. На вопросы ,которые у меня были я нашла ответы и счастлива! А предлагают услуги обучения многие и как узнать какой учитель? Как узнать какой Вы учитель,к примеру? Например мне очень хочется на мастер класс к Елене Базановой,но так же понятно ,что в акварель надо вписаться заранее, иначе смысл? Ехать к такому художнику,что бы узнать как делать заливки? Одним словом, вопрос насущный и не однозначный. Видите! Каждый решает его по своему. Есть спрос-есть предложения! И я, как музыкант... :а вы точно ПОРАДУЕТЕ семью лунной сонатой? (че то меня задело...)

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Мила! Прежде чем узнать, какой я учитель, узнайте, какой я художник. Возможно, я никогда кисти в руках не держал. Или, наоборот, я всегда с кистью на мастер классе и показываю Вам фокусы, которые, как правило, эффектны, как в цирке. При этом я не имею реального выставочного опыта, и меня никто не знает как художника. Очень просто разобраться, кто есть кто, если Вы увидите всё своими глазами, а не призывами рекламных текстов. Спасибо за отзыв!

      Ответить
      • мила

        Я только «за» хорошего художника и хорошего преподавателя !Увидела упоминание о вебинаре,но не смогла найти,подскажите пожалуйста где? Работы посмотрела,статьи почитала,очень интересно... не просто...подумать надо... Спасибо за ответ!

        Ответить
        • Александр Григорьев

          Здравствуйте, Мила! Вебинар уже был, я набрал группу желающих обучаться.

          Ответить
          • мила

            А куда же остальные,если вы уже затеяли такой проект?

            Ответить
            • Александр Григорьев

              Здравствуйте, Мила! Кто остальные, поясните? Если Вы по поводу набранной группы, то уже скоро Вы сможете приобрести записи проведённого мною курса, следите за новостями.

              Ответить
  56. Натали

    Здравствуйте Александр !,

    Во многом с Вами согласна,но если у человека есть желание рисовать то МК хоть что-то и у человека появляется надежа ...Конечно лучший вариант как в Москве ,Питере при художественных вузах создаются

    художественные школы ,курсы ,но как провинции туда попасть ?

    Ответить
  57. Элинне

    Наверное все же есть разные мастер классы и все зависит от восприятия человека, который в них участвует и может впитать в себя ту информацию, которую дает человек (учитель) который помогает научиться новому. Мне не так давно удалось побывать онлайн на мастер классах , скажу что это однозначный плюс для меня. Фокусы или нет, решать каждому самому для себя, но чудо точно было. И чудо состояло в пробуждении желания рисовать, да с своими ошибками, косяками, но при познании знания они неизбежны, ведь все идет по степенно. В МК были объяснения и про линию горизонта, про свет, тени и перспективу, в других про отражение в воде предметов и как они должны отображаться на листе бумаги . Да, работы человека профессионала и начинающих постигать азы совсем разные, но все же это толчок к малым шагам, к новому. За 3 часа создания картины при наблюдательности и умении слушать, впитывать информацию можно научиться, пусть немногому, но все же можно. Я не скажу, что после трех часов кто — то стал профи художником, который вжик вжик и создаст произведение для галереи, но скажу что мк — это толчок, который может привести к самостоятельному изучению живописи при помощи книг, либо это будет поиск своего личного учителя или просто поступление в художественное училище, а возможно и наоборот все желание завянет, ведь каждый выбирает свой путь сам.

    П.с. спасибо автору за ваши мысли.

    Ответить
  58. Ольга

    Отличная статья, Александр! В детстве я неплохо рисовала. Без всякого образования. Меня даже рекомендовали в художественное училище после 8-го класса. Но я была глупа и еще не понимала, что мне надо. Прошла жизнь. И вот я снова вспомнила, что когда-то неплохо рисовала. Я никогда не рисовала красками (только на очень примитивном уровне). Мне хотелось хотя бы одним глазочком посмотреть, как пишут красками. Что это такое? В этом плане МК мне очень помогли. Это действительно находка! Завеса была приподнята. Я скопировала два МК и поняла, что копии мне не интересны. И вот я сталкиваюсь с МК А.П. Кулагина. Я словно попала в академию художеств. Я поняла — надо учиться. И вот я учусь. Продолжаю слушать А.П. Кулагина, читаю информацию о живописи — композиция, цвет, тон, свет и т.д. и т.д. — азы!. Без них никуда! Без них нет творчества! Только свой опыт поможет найти себя в этом сложнейшем и прекраснейшем творчестве. Сейчас весна, а впереди лето. Готовлюсь набивать свои шишки на пленерах :). Еще раз большое спасибо за очень верную статью!

    Ответить
  59. Ольга Береснева

    Здравствуйте, Александр! Статья Ваша хоть и написана летом прошлого года, но актуальна, как никогда! Как говорится: «на злобу дня». Сколько же «учителей» развелось на просторах «сети», которые объединившись в различные интернет-сообщества, вещают и демонстрируют нам своё понимание «прекрасного» по принципу — делай как я! Почему я так саркастически? Да просто становится смешно, когда ещё вчерашние «новички», чьи дилетантские работы выставлялись на обсуждение в социальных сетях таких же «начинающих художников», сегодня с серьёзной миной уже учат других на бесплатных вебинарах! Но! Становится не смешно, когда «плоды» этих вебинаров за реальные деньги выставляются как «учебный» видеоматериал! Вот это уже, как говорится, — полная «жесть»! Как люди не понимают, что современные «остапы бендеры» от живописи, раскопав золотую жилу, оболванивают их и просто «разводят» на деньги! Конечно, встречаются среди серой массы «спикеров», как отдельные жемчужины, несомненно талантливые художники, имеющие к тому же и дар обучения. Но, это — сущие единицы, увы. Тот, кто хочет реально получить базовые знания, после интернетовских мастер-классов обязательно будет искать своего Учителя, не забывая при этом самому штурмовать теорию и подкреплять её практикой.

    P.S. Про себя скажу, что мне толчок дали популярные мастер-классы на YOUTUBE года три назад. Это — как фокус какой-то, действительно магическое воздействие, что всё так просто, только начни! Через полгода я побывала на «живых» групповых ( 6- 10 человек) мастер-классах этих активнейших носителей живописи в массы. Сказать, что я разочаровалась — мало! Я осталась с подмалёвками, которые потом ещё долго самостоятельно доводила до ума, и со своим заметно облегчённым кошельком. Вот так, господа! Я попала на откровенную «халтуру». А теперь вот смотрю, что кое-кто из бывших учеников этих педагогов сами теперь преподают!

    Ответить
    • Алексей

      Ольга, относитесь к мастер-классам как к товару. Товар может быть хорошим, а может быть плохим. Вы идете в магазин покупать продукты. Какие продукты вы стараетесь покупать? Наверное такие в которых не содержится разной вредной химии в виде добавок «Е» и ГМО. Используйте данный принцип и в выборе мастер-классов. А если вы не разборчивы в продуктах, то тут уже и советы не помогут.

      Ответить
      • Ольга Береснева

        Алексей, вижу, что Вы не поняли моего посыла в моей ремарке. Извините, что не удалось его донести!

        Ответить
Ваш ответ
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.