arrow up
Александр Григорьев Саврасов
О живописи и не только простыми словами…

Летний пленэр

Как  Вы  думаете,  какое  время  года  самое  подходящее  художнику  для  работы  на  натуре?  Конечно  же,  это  летний  пленэр.  Кто-то  со  мной  не  согласится,  и  это  верно  -  осень,  например,  намного  колоритней  и  интересней.  Так  оно  и  есть,  но  не  забывайте,  что  осень  непредсказуема  в  отношении  смены погоды.

Три  месяца  лета  -  это  три  месяца  максимально  комфортной  работы  на  пленэре.  Осенью  у  Вас  больше  шансов  быть  застигнутым  дождём,  порывистым  ветром  и  даже  снегом.   Если  учесть,  что  осеннее  светлое  время  суток  намного  короче  летнего,  то  это  ещё  один  плюс  в  пользу  лета.

Я  не  раз  слышал  от  некоторых  художников,  что  они  летом   не  пишут,  потому  что  не  знают,  как  писать  зелень.  Будто  бы  свежая  листва  настолько  ядовито-зелёная,  что  писать  её  нельзя.   У  художников  вообще  свои  причуды.  Некоторые  пишут  только  зиму,  либо  в  их  творчестве  она  преобладает,  а  есть  любители  весенних  сюжетов,  но  для  начинающих  художников  лето —  лучшее  время  года,  и  вот  почему.

Летние  дни  наиболее   спокойны,  а  значит,  можно  долго  работать  над  этюдом,  не  гонясь  за  переменами  освещения.  Не  нужна  дополнительная  одежда   как  в  холодное  время  года,  можно  не   раз  вернуться  на  одно  и  то  же  место,  будучи  уверенным,  что  ничего  не  изменилось  как,  например,  осенью.

Джон Сингер Сарджент

Если  Вы  когда-нибудь  пробовали  писать  на  пленэре,  то  с  Вами  может  произойти  одно  из  двух:   либо  пленэр  станет  Вашей  страстью  как  рыбалка  для рыбака,  либо  Вас  туда  больше    и  пряником  не  заманишь.

Так  бывает  с  художниками,  привыкшими  работать  только  в  мастерской,  используя  вспомогательный  материал  (как  правило,  фотографии).  И  дело  даже  не  в  комарах  и  зимнем  морозе  -  они  теряются,  не  понимая,  как  вести  работу  с  натуры.

Автор,  использующий  только  фотографии,  не  умеет  компоновать,  делать  отбор,  создавать  картину  из  наиболее  выразительных  объектов  видимого  им  мира.  Фотография  предлагает  готовое  решение,  которого  нет  в  пленэрной  работе.

Художники,  имеющие  за  плечами  сотни  часов  работы  на  природе,  обладают  хорошей  закалкой,  они  пишут  стремительно,  не  мешкая,  не  копошась,  потому  как  привыкли  к  изменчивости  состояния  природы,  у  них  натренированная  память  и  твёрдая  рука.

Простыми  словами,  если  Вы  хотите  вырасти  профессионально,  Вам  необходим  опыт  работы  на  пленэре.   Даже  если  пейзаж  не  Ваша  любимая  тема,  есть  смысл  время  от  времени  писать  в  этом  жанре  ради  опыта.

Ещё  одна  проблема  при  работе  на  пленэре,   для  некоторых  она  может  стать  непреодолимой,  а  именно,  зеваки,  которые,  как  правило,  не  проходят  мимо  художников.   Творческий  процесс  -  отчасти  таинство,  и  бывает  очень  сложно  в  него  погрузиться,  когда  кто-то  советует  тебе  под  руку.

По  большей  части  люди  все  адекватные,  но  есть  индивиды  занудные,  бывают  чересчур  любопытные,  а  случаются  и  агрессивные.  У  меня  однажды  был  такой  случай.

Писал  я  на  городской  набережной,  на  удивление,  никто  меня  не  беспокоил,  и  уже  под  конец  работы  ко  мне  привязалась  компания  здоровенных  братков  навеселе.  Мол,  что  я  тут  встал,  дорогу  им  загородил,  по  какому  праву  и  т.д.  Хорошо,  среди  них  один  трезвый  был.  Он-то  меня  и  спас,  растолкал  своих  бойцов  разгорячённых.

Вот  ещё  случай.  Стоим  мы  с  товарищем,  пишем  улицу  деревенскую,  а  мимо  папаша  с  ребёнком  идёт.  Тут  сын  его  встал,  как  вкопанный,  и  давай  за  нами  наблюдать  и  вопросы  задавать,  но  не  нам,  а  своему  отцу.  Мы  пишем,  а  папаша  вслух  комментирует,  будто  бы  он  дома  на  диване  фильм  смотрит  и  пояснения  даёт.

Ребёнок  на  картину   моего  товарища  показывает  и  спрашивает,  почему  у  него  так  намалёвано?  А  папаша  отвечает:   “Малевич  потому   что,  вот  и  намалёвано,  смотри,  сейчас  он  нам  квадрат  сбацает”.  Я  на  товарища  гляжу,  а  он  уже  покраснел  весь  от  злости,  вот — вот  взорвётся,  но  до  этого  не  дошло.  Ребёнок  устал,  и  они  ушли,  потеряв  к  нам  всякий  интерес.

В  тот  день  мы  ничего  путного  написать  не  смогли,  рабочий  настрой  был  потерян.

Иногда  люди  подходят  и  просят  продать  работу   или  у  них  есть  сюжет  на  заказ,  такие  встречи  могут  быть  полезными.  Вообще  в  городах  можно  работать,  оставаясь  в  толпе  незамеченным,  не  то  что  в  посёлках  и  деревнях,  где  художников,  бывает,  отродясь  не  видели.

Помню,  писал  я  как-то  в  поле  рядом  с  дорогой  в  одной  из  деревень,  мимо  автомобиль  как  пуля  проскочил.   Минуты  через  две  смотрю,  задом  возвращается  только  для  того,  чтобы  на  меня  посмотреть.  Машинка  маленькая,  а  народу  в  ней  битком,  все  к  стёклам  приникли  и  глазам  своим  не  верят,  что  я  там  в  их  поле  за  красоту  разглядел,  да  ещё  и  на  холсте  запечатлеть  собираюсь.

Много  было  разных  историй,  ведь  пленэр  -  это  не  фантазийные  сюжеты,  не  придуманные  картинки,  а,  если  можно  так  сказать,  передовая   линия  фронта  в  борьбе  за  художественный  образ,  за  правду  жизни,  за  подлинность  сюжета.

Сейчас  смотрю  на  начинающих  художников,  как  они  мучаются   даже  не  с  холстом,  а  с  палитрой,  каждый  раз  краски  в  случайном  порядке  на  ней  располагая.  Вот  бы  им  поработать   недельку  в  полевых  условиях  -  и  в  дождь,  и  в  солнце,  а  бывает,  что  в  кромешную  тьму  -  эти  проблемы  ушли  бы  навсегда.

Иногда  начинаешь  писать  на  закате,  а  заканчиваешь   уже  ночью.   Интересно,   что  дописывая  работу  в  темноте  по  памяти,  почти  никогда  не  ошибаешься,  потому  как  помнишь,  где  у  тебя  какие  краски  на  палитре  лежат.   Всё  отработано  до  автоматизма,  и  часто  такие  этюды  удачными  выходят.

Есть  такое  понятие  у  профессиональных  живописцев  как  необходимость  расписаться,  втянуться  в  работу.  Первые  дни  на  пленэре,  как  правило,  больших  побед  не  приносят,  а  когда  уже  перестаёшь   думать  о  технических  вопросах,  композиционных,  колористических,  тогда  начинают  получаться  лучшие  вещи.

Можно  за  считанные  минуты  шедевры  выдавать  -  и  ночь  лунную  с  натуры  писать,  и  летний  зной  в  полдень,  когда  ни  единой  тени  нет,  и  зелень  лета  во  всей  красе  показать,  и  многие    иные  трудности  преодолевать  с  лёгкостью.

Когда  пленэр,  рассчитанный  на  неделю  или  месяц,  подходит  к  концу,  домой  возвращаешься  с  чувством  выполненного  долга.  Всё  лучшее,  чем  в  природе  восхищался,  с  собой  уносишь,  всё  на  холстах,  твоей  рукой  написанное.  Этот  труд  не  сравнишь  с  фотографиями,  которые     щёлкаешь  в  спешке,  надеясь,  что  по  ним  в  мастерской  картины  писать  будешь.   Может,  и  будешь,  но  те  картины  никогда  не  заживут,  не  заиграют  красками  как  работы,  созданные  на  пленэре.

Пленэр  -  тема  обширная.  У  каждого  маститого  художника  свои  художественные  приспособы,  свои  секреты.  Например:  как  написанные  работы  доставить  до  мастерской,  не  смазав  по  дороге,   как  хороший  зонт  от  солнца  приобрести,  как  этюдник  надёжный  выбрать  и  т.д.

Вот  ещё  горячая  тема  -  можно  ли  этюды  дописывать  в  мастерской,  будет  это  правильным  или  нет?  Оставим  её  для  следующих  статей,   сейчас  я  желаю  Вам  хорошо,  а  главное,  с  пользой  провести  лето  и  выбраться-таки  на  пленэр  поработать  с  натуры.

Не  откладывайте  на  завтра  то,  что  можно  сделать  сегодня!   Никто  не  спорит,  что  в  следующем  году  лето  никуда  от  нас  не  денется.   Для  того,  кто  живёт  завтра,  сегодня  не  наступит  никогда!

 

Комментариев 24
  1. Ольга Транквиллевская

    Здравствуйте, Александр!

    В точку! Я начинающий художник, и год назад, когда я начала в мае, мы носились с моей художницей-партнером все лето, на пленерах. И я понимаю, как здорово, что меня изначально никто не учил писать с фотографии! Это я сейчас понимаю, что хорошо, что первые опыты были — именно с натуры!

    Потом, зимой, я ездила к разным художникам, писать мастер-классы. Они шли по фото. Да, были приемы интересные, что-то узнавала новенькое, но когда начала учиться у Вас (я КУПИЛА ВСЕ КУРСЫ, и ВСЕМ СОВЕТУЮ!), то я все больше и больше проникаюсь счастьем творить самостоятельно!

    Знаете, мне смелая напарница попалась!)) Мы забирались на смотровую площадку горы Стрельная с холстами 80×100 и не зная правил, писали 10 часов подряд! Утром выехали в 3 ночи, в 5 утра пробирались туда, когда были закрыты проходы, тащили холсты, мерзли утром и бегали по ступенькам чтобы согреться, а потом днем не знали, что с себя снять, так было жарко и толпы туристов на площадку поднимались (а она размером 5×10 м всего примерно!), и нам даже нравилось внимание, никто не обижал!)) И ведь это запомнилось как приключение!

    и в 5 утра на Волгу ездили на берег рассвет писать, а потом не могли остановиться и писали вторую картину уже днем))) И, да! Они получались быстрыми, яркими и на вдохновении!

    А недавно я вернулась из села Ширяево, что располагается среди Жигулевских гор, и там я уже осознанно вспоминала все, чему училась у Вас, причем это как-то автоматически шло из глубин сознания — «ага, где у меня будет самая светлая плоскость?», «... тоновые отношения!..», «а что я хочу сказать картиной, какая будет у меня история?», «А где будет самое светлое пятно?, акцент?» и т.д. Причем, спасибо Вам, Александр!, что в процессе я, как Ваша ученица всех курсов имела возможность написать Вам вконтакте и выложить фото своей работы — подмалевка ли, готовой работы, но в любом случае, я получала комментарий на волнующую меня тему, и дописывала работу уже с Вашей подсказки! Как же это помогает! Друзья! Я редко пишу в комментариях, потому что некогда, у меня 2 деток, свой бизнес, хобби — художник, и еще есть 2 больших проекта, но я уже тут не могу молчать! Меня переполняет благодарность к труду Александра (создание курсов) и его отношение к ученикам! (всегда и оперативно можно получить подсказку, а для меня это безмерно важно сейчас!) Жаль, что тут нельзя прикрепить свои работы из Ширяево — писала натюрморт и 3 пейзажа! И все с натуры! И мне очень понравилось!! Причем я писала так не прямо в том месте, где натура, а смотрела, долго смотрела, что-то набрасывала в блокнот, фотографировала чисто, чтобы вспомнить, может, соотношение количества горы и озера, например, но писала все на веранде домика по памяти и сразу, за 1-2 дня!

    Всем рекомендую пленеры и... курсы Александра!!!

    Ответить
  2. Татьяна Никулина

    Читаю все Ваши статьи, Уважаемый Александр Вячеславович! Это же литературное творчество! Можно книгу сделать! Мне в Вашем блоге важно всё, все статьи полезны для человеческой сущности. Учусь и учусь... как человек. Спасибо Вам большое.

    Ответить
  3. Светлана

    Спасибо за очень интересный пост, Александр!

    В детстве меня часто мучил вопрос: почему в русской живописи так мало зимних пейзажей? Потом меня мучил вопрос: а бывают ли зимние пленэры? Теперь мучит вопрос: а как они проходят? Что замерзает раньше: краски, руки, ноги или нос? Или хитрости какие-то есть?

    И еще вопрос: а что плохого в ядовито-зеленой листве? Да, на свету она именно такая. Зато в тени — почти совсем не зеленая, а просто темная, чуть с зеленцой. Разве в контрасте это не будет выглядеть красиво и реалистично? А на дальнем плане — не такая уж ядовитая.)

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Светлана! Зимний пленэр бывает не реже летних. Конечно, когда стоят сильные морозы, пишут только самые отважные, после минус пятнадцати масляная краска перестаёт смешиваться и густеет, хотя писать можно впритирку. В ядовито-зелёной листве плохого ничего нет, колорист всегда сможет её передать, даже не используя зелёных красок. Я бы сказал, художники, которые боятся летней зелени, не дружат с цветом, не видят цветовых отношений. Спасибо за отзыв!

      Ответить
      • Светлана

        Спасибо за ответ, Александр! Теперь я понимаю, в чем дело. У нас в Сибири минус пятнадцать — не мороз.))) Наверное, при более низкой температуре надо писать этюды пастелью.)

        Да, еще один вопрос меня беспокоит: а куда художники девают свои многочисленные этюды? Это ведь не картина, на стенку не повесишь. Складируют в мастерской? Записывают новыми этюдами? Или что?

        Ответить
        • Александр Григорьев

          Здравствуйте, Светлана! Сейчас этюды — это целый жанр, на тему того или иного пленэра создаются целые выставки. Этюды могут выставляться как свежими, так и дописанными в мастерской и ставшими после доработки картинами. Кто-то по-прежнему использует этюды как вспомогательный материал для создания картин по мотивам.

          Ответить
          • Ольга Береснева

            Александр, спасибо за такой воодушевляющий ответ! Он не только Светлане, но и всем нам!

            Ответить
          • Светлана

            Спасибо, Александр! Это очень интересно! Теперь буду знать.

            Ответить
  4. Ольга Транквиллевская

    А кстати, действительно, меня сейчас заботит вопрос технической подготовки к пленэру. Как выбрать этюдник, если с ним удобно? Я смотрела на сайте — этюдник сам по себе весит 7 кг! Если бы он в рюкзаке умещался... а на плече тащить этюдник, да плюс краски и прочее в нем... так и все 10 кг будет, а если в гору идти рисовать, то как?

    Я в рюкзак все складывала, и треногу на плечо, и холст в пакете, обратно — в руках до машины... Но тоже вопрос — легкая алюминиевая тренога, как оказалось, не надежна — у меня готовая картина, когда я отвернулась, вместе с треногой полетела от порыва ветра, вся картина в песке оказалась... То есть отойти от треноги нельзя было, ее держать нужно держать было постоянно, что тоже не дело.

    А как нести готовые картины? Я знаю некоторые варианты, но только для картин на подрамниках, а на картоне если холст, то только в руках... и пока несешь, перепачкаешь всю одежду волей или не волей...

    А мушки налипают на масло... их нужно снимать? или это особенная изюминка картины с пленэра?

    А как вот Вы в поле ездили писать картину? Может, свой пример расскажете, Александр?

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Ольга! У художника должен быть выбор средств для работы. Если Вы собираетесь писать недалеко от дома или доедете почти до места работы на машине, то можно взять и громоздкий этюдник, если же придётся далеко идти, то, конечно же, таскать с собой лишние килограммы неразумно, здесь выручит тренога и минимум красок, только основные цвета. Соглашусь с Вами — живопись в поле не сравнить с удобствами мастерской, приходится приспосабливаться, здесь однозначного решения нет. Для переноски свежих этюдов хорошо подходит вариант с кассетницей. Это ящик с пазами в боковых стенках. В них-то и вставляются как холсты, так и работы на картоне, как правило, данный гаджет изготавливается самостоятельно, в продаже я их не видел. Мушек снимать не нужно, когда картина высохнет они, по большей части, тоже высохнут и отвалятся, оставшиеся пусть будут — не страшно. Мой пример во всех подробностях будет записан на курсе о цвете. Вы являетесь его участником, скоро всё увидите сами.

      Ответить
      • Ольга Транквиллевская

        Спасибо за ответ, Александр! Да, мне один мастер по дереву сказал, давай эскиз, сделаю... И ... как я его дам? я не видела его никогда, и точно не знаю, как и что дать)). У Вас не добавится ли урок — мини-обзор кассетницы — в курсе «Технические основы в живописи?» Или пост на блоге?

        Ответить
        • Александр Григорьев

          Хорошо, я учту Вашу просьбу, чертёж либо фото будет.

          Ответить
  5. Ольга Береснева

    Интересная статья получилась. Поднимает много вопросов. Один из них — зонт для пленэра. Облазила весь интернет, нигде не нашла. Он ведь особенный должен быть: верх светлый, а низ чёрный и втыкаться в землю, правильно? Нет, не нашла. Стационарные для фотостудий — да, есть, а для пленэров, увы...

    Ответить
    • Дарья

      Александр, спасибо за интересную и содержательную статью! Для меня тема пленэров сейчас очень актуальна, так как я еще только осваиваю живопись, и очень хочется писать с натуры, на природе. Вопрос, который наиболее важен для меня сейчас- как довезти картину до дома так, чтобы она не смазалась?

      Ответить
      • Александр Григорьев

        Здравствуйте, Дарья! В одном из комментариев я уже упомянул о кассетнице для нескольких этюдов, если же у Вас работа одна, к ней всё равно нужна коробка, на одну из стенок которой будет закреплена работа. Как правило, все подобные коробки, кассетницы для переноски самодельные.

        Ответить
    • Дарья

      А в Передвижнике не смотрели? Там у них даже акция сейчас проходит на зонты.

      Ответить
      • Ольга Береснева

        Дарья, спасибо! Надо зайти посмотреть.

        Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Ольга! Зонты для фотостудии для пленэра не подойдут, а вот где найти нужный зонт — это проблема. Самые лучшие зонты для художников выпускались в советское время, их ещё можно купить б/у по объявлениям, поищите.

      Ответить
      • Ольга Береснева

        Спасибо, Александр, за дельный совет! Поищу через объявления.

        Ответить
      • Ольга Транквиллевская

        Александр, в Авито во всей России нет б/у зонтов для пленэра, думаю, не так много художников с советских времен будут бросать свое занятие, а вот начинающих и пробующих сейчас очень много. Искала новые. В интернет-магазине «Передвижник» есть варианты — либо тот, что вкапывается в землю, не гнущийся, черный с 2-х сторон. до 170 см в высоту, можно уменьшить до 110 см. А есть белый полупрозрачный с 2-х сторон нейлоновый, крепится на мольберт. а есть цветной такой же. я вообще не понимаю, как выбирать... а вещи-то недешевые... Подскажете, что и как лучше? (чтобы внутри был черный, снаружи белый... такого не видела...)

        Ответить
        • Анна Шуракова

          Здравствуйте, Ольга. Я свой советский пленерный зонт на Авито покупала. Прежний владелец отошел в мир иной и вдова распродавала имущество. Удобнейшая вещь! Единственный недостаток -вес. Он оооочень тяжелый! Иногда я чувствую себя ишаком: зонт, этюдник, краски, кассетница с холстами...

          Удобнее этюдника для пленэра еще ничего не придумали. Краски с палитрой можно убрать в него же. Я раньше его на плече носила, а в прошлом году купила туристический рюкзак. В него влезает сам этюдник, холст 30*40, кисти, тряпки, растворители, даже термос с бутерами можно уместить. Так как он ортопедический — вес равномерно распределяется по спине, тяжести практически не ощущаешь.

          Сейчас задумалась о покупке более легкого зонта, который крепится к этюднику.

          Ответить
          • Ольга Береснева

            Анна, спасибо, что поделились с нами своими «маленькими хитростями». Это полезно!

            Ответить
  6. Ольга Меркульева

    Недавно была на своем первом пленэре. Впечатления незабываемые! И кое-что получилось!) До пленэра никак не могла понять — зачем на моем мольберте (Китайского происхождения)присутствует крючок. Думала, думала, да и забросила это неблагодарное дело. Ну есть крючок и есть. Не мешает — и то хорошо. И вот наступил момент пленэра. Установила я свой мольберт с холстом в необходимом месте, приготовила краски, кисти и... — дунул ветер и мой мольберт вместе с холстом улетел в кусты... И тут пришло озарение по поводу крючка )) Набрала я тяжелых камней с дороги и повесила в мешке на этот самый крючок.И стоял мой мольберт как вкопанный и больше никуда не улетал. Хотя погода была ну очень ветреной ))

    Ответить
    • Ольга Береснева

      Ольга, молодец! Хитёр на выдумку наш брат (сестра) -художник!! -)))

      Ответить
Ваш ответ
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.