Как  Вы  думаете,  какое  время  года  самое  подходящее  художнику  для  работы  на  натуре?  Конечно  же,  это  летний  пленэр.  Кто-то  со  мной  не  согласится,  и  это  верно  —  осень,  например,  намного  колоритней  и  интересней.  Так  оно  и  есть,  но  не  забывайте,  что  осень  непредсказуема  в  отношении  смены погоды.

Три  месяца  лета  —  это  три  месяца  максимально  комфортной  работы  на  пленэре.  Осенью  у  Вас  больше  шансов  быть  застигнутым  дождём,  порывистым  ветром  и  даже  снегом.   Если  учесть,  что  осеннее  светлое  время  суток  намного  короче  летнего,  то  это  ещё  один  плюс  в  пользу  лета.

Я  не  раз  слышал  от  некоторых  художников,  что  они  летом   не  пишут,  потому  что  не  знают,  как  писать  зелень.  Будто  бы  свежая  листва  настолько  ядовито-зелёная,  что  писать  её  нельзя.   У  художников  вообще  свои  причуды.  Некоторые  пишут  только  зиму,  либо  в  их  творчестве  она  преобладает,  а  есть  любители  весенних  сюжетов,  но  для  начинающих  художников  лето —  лучшее  время  года,  и  вот  почему.

Летние  дни  наиболее   спокойны,  а  значит,  можно  долго  работать  над  этюдом,  не  гонясь  за  переменами  освещения.  Не  нужна  дополнительная  одежда   как  в  холодное  время  года,  можно  не   раз  вернуться  на  одно  и  то  же  место,  будучи  уверенным,  что  ничего  не  изменилось  как,  например,  осенью.

Джон Сингер Сарджент

Если  Вы  когда-нибудь  пробовали  писать  на  пленэре,  то  с  Вами  может  произойти  одно  из  двух:   либо  пленэр  станет  Вашей  страстью  как  рыбалка  для рыбака,  либо  Вас  туда  больше    и  пряником  не  заманишь.

Так  бывает  с  художниками,  привыкшими  работать  только  в  мастерской,  используя  вспомогательный  материал  (как  правило,  фотографии).  И  дело  даже  не  в  комарах  и  зимнем  морозе  —  они  теряются,  не  понимая,  как  вести  работу  с  натуры.

Автор,  использующий  только  фотографии,  не  умеет  компоновать,  делать  отбор,  создавать  картину  из  наиболее  выразительных  объектов  видимого  им  мира.  Фотография  предлагает  готовое  решение,  которого  нет  в  пленэрной  работе.

Художники,  имеющие  за  плечами  сотни  часов  работы  на  природе,  обладают  хорошей  закалкой,  они  пишут  стремительно,  не  мешкая,  не  копошась,  потому  как  привыкли  к  изменчивости  состояния  природы,  у  них  натренированная  память  и  твёрдая  рука.

Простыми  словами,  если  Вы  хотите  вырасти  профессионально,  Вам  необходим  опыт  работы  на  пленэре.   Даже  если  пейзаж  не  Ваша  любимая  тема,  есть  смысл  время  от  времени  писать  в  этом  жанре  ради  опыта.

Ещё  одна  проблема  при  работе  на  пленэре,   для  некоторых  она  может  стать  непреодолимой,  а  именно,  зеваки,  которые,  как  правило,  не  проходят  мимо  художников.   Творческий  процесс  —  отчасти  таинство,  и  бывает  очень  сложно  в  него  погрузиться,  когда  кто-то  советует  тебе  под  руку.

По  большей  части  люди  все  адекватные,  но  есть  индивиды  занудные,  бывают  чересчур  любопытные,  а  случаются  и  агрессивные.  У  меня  однажды  был  такой  случай.

Писал  я  на  городской  набережной,  на  удивление,  никто  меня  не  беспокоил,  и  уже  под  конец  работы  ко  мне  привязалась  компания  здоровенных  братков  навеселе.  Мол,  что  я  тут  встал,  дорогу  им  загородил,  по  какому  праву  и  т.д.  Хорошо,  среди  них  один  трезвый  был.  Он-то  меня  и  спас,  растолкал  своих  бойцов  разгорячённых.

Вот  ещё  случай.  Стоим  мы  с  товарищем,  пишем  улицу  деревенскую,  а  мимо  папаша  с  ребёнком  идёт.  Тут  сын  его  встал,  как  вкопанный,  и  давай  за  нами  наблюдать  и  вопросы  задавать,  но  не  нам,  а  своему  отцу.  Мы  пишем,  а  папаша  вслух  комментирует,  будто  бы  он  дома  на  диване  фильм  смотрит  и  пояснения  даёт.

Ребёнок  на  картину   моего  товарища  показывает  и  спрашивает,  почему  у  него  так  намалёвано?  А  папаша  отвечает:   “Малевич  потому   что,  вот  и  намалёвано,  смотри,  сейчас  он  нам  квадрат  сбацает”.  Я  на  товарища  гляжу,  а  он  уже  покраснел  весь  от  злости,  вот — вот  взорвётся,  но  до  этого  не  дошло.  Ребёнок  устал,  и  они  ушли,  потеряв  к  нам  всякий  интерес.

В  тот  день  мы  ничего  путного  написать  не  смогли,  рабочий  настрой  был  потерян.

Иногда  люди  подходят  и  просят  продать  работу   или  у  них  есть  сюжет  на  заказ,  такие  встречи  могут  быть  полезными.  Вообще  в  городах  можно  работать,  оставаясь  в  толпе  незамеченным,  не  то  что  в  посёлках  и  деревнях,  где  художников,  бывает,  отродясь  не  видели.

Помню,  писал  я  как-то  в  поле  рядом  с  дорогой  в  одной  из  деревень,  мимо  автомобиль  как  пуля  проскочил.   Минуты  через  две  смотрю,  задом  возвращается  только  для  того,  чтобы  на  меня  посмотреть.  Машинка  маленькая,  а  народу  в  ней  битком,  все  к  стёклам  приникли  и  глазам  своим  не  верят,  что  я  там  в  их  поле  за  красоту  разглядел,  да  ещё  и  на  холсте  запечатлеть  собираюсь.

Много  было  разных  историй,  ведь  пленэр  —  это  не  фантазийные  сюжеты,  не  придуманные  картинки,  а,  если  можно  так  сказать,  передовая   линия  фронта  в  борьбе  за  художественный  образ,  за  правду  жизни,  за  подлинность  сюжета.

Сейчас  смотрю  на  начинающих  художников,  как  они  мучаются   даже  не  с  холстом,  а  с  палитрой,  каждый  раз  краски  в  случайном  порядке  на  ней  располагая.  Вот  бы  им  поработать   недельку  в  полевых  условиях  —  и  в  дождь,  и  в  солнце,  а  бывает,  что  в  кромешную  тьму  —  эти  проблемы  ушли  бы  навсегда.

Иногда  начинаешь  писать  на  закате,  а  заканчиваешь   уже  ночью.   Интересно,   что  дописывая  работу  в  темноте  по  памяти,  почти  никогда  не  ошибаешься,  потому  как  помнишь,  где  у  тебя  какие  краски  на  палитре  лежат.   Всё  отработано  до  автоматизма,  и  часто  такие  этюды  удачными  выходят.

Есть  такое  понятие  у  профессиональных  живописцев  как  необходимость  расписаться,  втянуться  в  работу.  Первые  дни  на  пленэре,  как  правило,  больших  побед  не  приносят,  а  когда  уже  перестаёшь   думать  о  технических  вопросах,  композиционных,  колористических,  тогда  начинают  получаться  лучшие  вещи.

Можно  за  считанные  минуты  шедевры  выдавать  —  и  ночь  лунную  с  натуры  писать,  и  летний  зной  в  полдень,  когда  ни  единой  тени  нет,  и  зелень  лета  во  всей  красе  показать,  и  многие    иные  трудности  преодолевать  с  лёгкостью.

Когда  пленэр,  рассчитанный  на  неделю  или  месяц,  подходит  к  концу,  домой  возвращаешься  с  чувством  выполненного  долга.  Всё  лучшее,  чем  в  природе  восхищался,  с  собой  уносишь,  всё  на  холстах,  твоей  рукой  написанное.  Этот  труд  не  сравнишь  с  фотографиями,  которые     щёлкаешь  в  спешке,  надеясь,  что  по  ним  в  мастерской  картины  писать  будешь.   Может,  и  будешь,  но  те  картины  никогда  не  заживут,  не  заиграют  красками  как  работы,  созданные  на  пленэре.

Пленэр  —  тема  обширная.  У  каждого  маститого  художника  свои  художественные  приспособы,  свои  секреты.  Например:  как  написанные  работы  доставить  до  мастерской,  не  смазав  по  дороге,   как  хороший  зонт  от  солнца  приобрести,  как  этюдник  надёжный  выбрать  и  т.д.

Вот  ещё  горячая  тема  —  можно  ли  этюды  дописывать  в  мастерской,  будет  это  правильным  или  нет?  Оставим  её  для  следующих  статей,   сейчас  я  желаю  Вам  хорошо,  а  главное,  с  пользой  провести  лето  и  выбраться-таки  на  пленэр  поработать  с  натуры.

Не  откладывайте  на  завтра  то,  что  можно  сделать  сегодня!   Никто  не  спорит,  что  в  следующем  году  лето  никуда  от  нас  не  денется.   Для  того,  кто  живёт  завтра,  сегодня  не  наступит  никогда!