Как Вы думаете, какое время года самое подходящее художнику для работы на натуре? Конечно же, это летний пленэр. Кто-то со мной не согласится, и это верно — осень, например, намного колоритней и интересней. Так оно и есть, но не забывайте, что осень непредсказуема в отношении смены погоды.
Три месяца лета — это три месяца максимально комфортной работы на пленэре. Осенью у Вас больше шансов быть застигнутым дождём, порывистым ветром и даже снегом. Если учесть, что осеннее светлое время суток намного короче летнего, то это ещё один плюс в пользу лета.
Я не раз слышал от некоторых художников, что они летом не пишут, потому что не знают, как писать зелень. Будто бы свежая листва настолько ядовито-зелёная, что писать её нельзя. У художников вообще свои причуды. Некоторые пишут только зиму, либо в их творчестве она преобладает, а есть любители весенних сюжетов, но для начинающих художников лето — лучшее время года, и вот почему.
Летние дни наиболее спокойны, а значит, можно долго работать над этюдом, не гонясь за переменами освещения. Не нужна дополнительная одежда как в холодное время года, можно не раз вернуться на одно и то же место, будучи уверенным, что ничего не изменилось как, например, осенью.
Если Вы когда-нибудь пробовали писать на пленэре, то с Вами может произойти одно из двух: либо пленэр станет Вашей страстью как рыбалка для рыбака, либо Вас туда больше и пряником не заманишь.
Так бывает с художниками, привыкшими работать только в мастерской, используя вспомогательный материал (как правило, фотографии). И дело даже не в комарах и зимнем морозе — они теряются, не понимая, как вести работу с натуры.
Автор, использующий только фотографии, не умеет компоновать, делать отбор, создавать картину из наиболее выразительных объектов видимого им мира. Фотография предлагает готовое решение, которого нет в пленэрной работе.
Художники, имеющие за плечами сотни часов работы на природе, обладают хорошей закалкой, они пишут стремительно, не мешкая, не копошась, потому как привыкли к изменчивости состояния природы, у них натренированная память и твёрдая рука.
Простыми словами, если Вы хотите вырасти профессионально, Вам необходим опыт работы на пленэре. Даже если пейзаж не Ваша любимая тема, есть смысл время от времени писать в этом жанре ради опыта.
Ещё одна проблема при работе на пленэре, для некоторых она может стать непреодолимой, а именно, зеваки, которые, как правило, не проходят мимо художников. Творческий процесс — отчасти таинство, и бывает очень сложно в него погрузиться, когда кто-то советует тебе под руку.
По большей части люди все адекватные, но есть индивиды занудные, бывают чересчур любопытные, а случаются и агрессивные. У меня однажды был такой случай.
Писал я на городской набережной, на удивление, никто меня не беспокоил, и уже под конец работы ко мне привязалась компания здоровенных братков навеселе. Мол, что я тут встал, дорогу им загородил, по какому праву и т.д. Хорошо, среди них один трезвый был. Он-то меня и спас, растолкал своих бойцов разгорячённых.
Вот ещё случай. Стоим мы с товарищем, пишем улицу деревенскую, а мимо папаша с ребёнком идёт. Тут сын его встал, как вкопанный, и давай за нами наблюдать и вопросы задавать, но не нам, а своему отцу. Мы пишем, а папаша вслух комментирует, будто бы он дома на диване фильм смотрит и пояснения даёт.
Ребёнок на картину моего товарища показывает и спрашивает, почему у него так намалёвано? А папаша отвечает: “Малевич потому что, вот и намалёвано, смотри, сейчас он нам квадрат сбацает”. Я на товарища гляжу, а он уже покраснел весь от злости, вот — вот взорвётся, но до этого не дошло. Ребёнок устал, и они ушли, потеряв к нам всякий интерес.
В тот день мы ничего путного написать не смогли, рабочий настрой был потерян.
Иногда люди подходят и просят продать работу или у них есть сюжет на заказ, такие встречи могут быть полезными. Вообще в городах можно работать, оставаясь в толпе незамеченным, не то что в посёлках и деревнях, где художников, бывает, отродясь не видели.
Помню, писал я как-то в поле рядом с дорогой в одной из деревень, мимо автомобиль как пуля проскочил. Минуты через две смотрю, задом возвращается только для того, чтобы на меня посмотреть. Машинка маленькая, а народу в ней битком, все к стёклам приникли и глазам своим не верят, что я там в их поле за красоту разглядел, да ещё и на холсте запечатлеть собираюсь.
Много было разных историй, ведь пленэр — это не фантазийные сюжеты, не придуманные картинки, а, если можно так сказать, передовая линия фронта в борьбе за художественный образ, за правду жизни, за подлинность сюжета.
Сейчас смотрю на начинающих художников, как они мучаются даже не с холстом, а с палитрой, каждый раз краски в случайном порядке на ней располагая. Вот бы им поработать недельку в полевых условиях — и в дождь, и в солнце, а бывает, что в кромешную тьму — эти проблемы ушли бы навсегда.
Иногда начинаешь писать на закате, а заканчиваешь уже ночью. Интересно, что дописывая работу в темноте по памяти, почти никогда не ошибаешься, потому как помнишь, где у тебя какие краски на палитре лежат. Всё отработано до автоматизма, и часто такие этюды удачными выходят.
Есть такое понятие у профессиональных живописцев как необходимость расписаться, втянуться в работу. Первые дни на пленэре, как правило, больших побед не приносят, а когда уже перестаёшь думать о технических вопросах, композиционных, колористических, тогда начинают получаться лучшие вещи.
Можно за считанные минуты шедевры выдавать — и ночь лунную с натуры писать, и летний зной в полдень, когда ни единой тени нет, и зелень лета во всей красе показать, и многие иные трудности преодолевать с лёгкостью.
Когда пленэр, рассчитанный на неделю или месяц, подходит к концу, домой возвращаешься с чувством выполненного долга. Всё лучшее, чем в природе восхищался, с собой уносишь, всё на холстах, твоей рукой написанное. Этот труд не сравнишь с фотографиями, которые щёлкаешь в спешке, надеясь, что по ним в мастерской картины писать будешь. Может, и будешь, но те картины никогда не заживут, не заиграют красками как работы, созданные на пленэре.
Пленэр — тема обширная. У каждого маститого художника свои художественные приспособы, свои секреты. Например: как написанные работы доставить до мастерской, не смазав по дороге, как хороший зонт от солнца приобрести, как этюдник надёжный выбрать и т.д.
Вот ещё горячая тема — можно ли этюды дописывать в мастерской, будет это правильным или нет? Оставим её для следующих статей, сейчас я желаю Вам хорошо, а главное, с пользой провести лето и выбраться-таки на пленэр поработать с натуры.
Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня! Никто не спорит, что в следующем году лето никуда от нас не денется. Для того, кто живёт завтра, сегодня не наступит никогда!
Здравствуйте, Александр!
В точку! Я начинающий художник, и год назад, когда я начала в мае, мы носились с моей художницей-партнером все лето, на пленерах. И я понимаю, как здорово, что меня изначально никто не учил писать с фотографии! Это я сейчас понимаю, что хорошо, что первые опыты были — именно с натуры!
Потом, зимой, я ездила к разным художникам, писать мастер-классы. Они шли по фото. Да, были приемы интересные, что-то узнавала новенькое, но когда начала учиться у Вас (я КУПИЛА ВСЕ КУРСЫ, и ВСЕМ СОВЕТУЮ!), то я все больше и больше проникаюсь счастьем творить самостоятельно!
Знаете, мне смелая напарница попалась!)) Мы забирались на смотровую площадку горы Стрельная с холстами 80х100 и не зная правил, писали 10 часов подряд! Утром выехали в 3 ночи, в 5 утра пробирались туда, когда были закрыты проходы, тащили холсты, мерзли утром и бегали по ступенькам чтобы согреться, а потом днем не знали, что с себя снять, так было жарко и толпы туристов на площадку поднимались (а она размером 5х10 м всего примерно!), и нам даже нравилось внимание, никто не обижал!)) И ведь это запомнилось как приключение!
и в 5 утра на Волгу ездили на берег рассвет писать, а потом не могли остановиться и писали вторую картину уже днем))) И, да! Они получались быстрыми, яркими и на вдохновении!
А недавно я вернулась из села Ширяево, что располагается среди Жигулевских гор, и там я уже осознанно вспоминала все, чему училась у Вас, причем это как-то автоматически шло из глубин сознания — «ага, где у меня будет самая светлая плоскость?», «.. тоновые отношения!..», «а что я хочу сказать картиной, какая будет у меня история?», «А где будет самое светлое пятно?, акцент?» и т.д. Причем, спасибо Вам, Александр!, что в процессе я, как Ваша ученица всех курсов имела возможность написать Вам вконтакте и выложить фото своей работы — подмалевка ли, готовой работы, но в любом случае, я получала комментарий на волнующую меня тему, и дописывала работу уже с Вашей подсказки! Как же это помогает! Друзья! Я редко пишу в комментариях, потому что некогда, у меня 2 деток, свой бизнес, хобби — художник, и еще есть 2 больших проекта, но я уже тут не могу молчать! Меня переполняет благодарность к труду Александра (создание курсов) и его отношение к ученикам! (всегда и оперативно можно получить подсказку, а для меня это безмерно важно сейчас!) Жаль, что тут нельзя прикрепить свои работы из Ширяево — писала натюрморт и 3 пейзажа! И все с натуры! И мне очень понравилось!! Причем я писала так не прямо в том месте, где натура, а смотрела, долго смотрела, что-то набрасывала в блокнот, фотографировала чисто, чтобы вспомнить, может, соотношение количества горы и озера, например, но писала все на веранде домика по памяти и сразу, за 1-2 дня!
Всем рекомендую пленеры и.. курсы Александра!!!
Читаю все Ваши статьи, Уважаемый Александр Вячеславович! Это же литературное творчество! Можно книгу сделать! Мне в Вашем блоге важно всё, все статьи полезны для человеческой сущности. Учусь и учусь… как человек. Спасибо Вам большое.
Спасибо за очень интересный пост, Александр!
В детстве меня часто мучил вопрос: почему в русской живописи так мало зимних пейзажей? Потом меня мучил вопрос: а бывают ли зимние пленэры? Теперь мучит вопрос: а как они проходят? Что замерзает раньше: краски, руки, ноги или нос? Или хитрости какие-то есть?
И еще вопрос: а что плохого в ядовито-зеленой листве? Да, на свету она именно такая. Зато в тени — почти совсем не зеленая, а просто темная, чуть с зеленцой. Разве в контрасте это не будет выглядеть красиво и реалистично? А на дальнем плане — не такая уж ядовитая.)
Здравствуйте, Светлана! Зимний пленэр бывает не реже летних. Конечно, когда стоят сильные морозы, пишут только самые отважные, после минус пятнадцати масляная краска перестаёт смешиваться и густеет, хотя писать можно впритирку. В ядовито-зелёной листве плохого ничего нет, колорист всегда сможет её передать, даже не используя зелёных красок. Я бы сказал, художники, которые боятся летней зелени, не дружат с цветом, не видят цветовых отношений. Спасибо за отзыв!
Спасибо за ответ, Александр! Теперь я понимаю, в чем дело. У нас в Сибири минус пятнадцать — не мороз.))) Наверное, при более низкой температуре надо писать этюды пастелью.)
Да, еще один вопрос меня беспокоит: а куда художники девают свои многочисленные этюды? Это ведь не картина, на стенку не повесишь. Складируют в мастерской? Записывают новыми этюдами? Или что?
Здравствуйте, Светлана! Сейчас этюды — это целый жанр, на тему того или иного пленэра создаются целые выставки. Этюды могут выставляться как свежими, так и дописанными в мастерской и ставшими после доработки картинами. Кто-то по-прежнему использует этюды как вспомогательный материал для создания картин по мотивам.
Александр, спасибо за такой воодушевляющий ответ! Он не только Светлане, но и всем нам!
Спасибо, Александр! Это очень интересно! Теперь буду знать.
А кстати, действительно, меня сейчас заботит вопрос технической подготовки к пленэру. Как выбрать этюдник, если с ним удобно? Я смотрела на сайте — этюдник сам по себе весит 7 кг! Если бы он в рюкзаке умещался… а на плече тащить этюдник, да плюс краски и прочее в нем… так и все 10 кг будет, а если в гору идти рисовать, то как?
Я в рюкзак все складывала, и треногу на плечо, и холст в пакете, обратно — в руках до машины… Но тоже вопрос — легкая алюминиевая тренога, как оказалось, не надежна — у меня готовая картина, когда я отвернулась, вместе с треногой полетела от порыва ветра, вся картина в песке оказалась.. То есть отойти от треноги нельзя было, ее держать нужно держать было постоянно, что тоже не дело.
А как нести готовые картины? Я знаю некоторые варианты, но только для картин на подрамниках, а на картоне если холст, то только в руках.. и пока несешь, перепачкаешь всю одежду волей или не волей..
А мушки налипают на масло.. их нужно снимать? или это особенная изюминка картины с пленэра?
А как вот Вы в поле ездили писать картину? Может, свой пример расскажете, Александр?
Здравствуйте, Ольга! У художника должен быть выбор средств для работы. Если Вы собираетесь писать недалеко от дома или доедете почти до места работы на машине, то можно взять и громоздкий этюдник, если же придётся далеко идти, то, конечно же, таскать с собой лишние килограммы неразумно, здесь выручит тренога и минимум красок, только основные цвета. Соглашусь с Вами — живопись в поле не сравнить с удобствами мастерской, приходится приспосабливаться, здесь однозначного решения нет. Для переноски свежих этюдов хорошо подходит вариант с кассетницей. Это ящик с пазами в боковых стенках. В них-то и вставляются как холсты, так и работы на картоне, как правило, данный гаджет изготавливается самостоятельно, в продаже я их не видел. Мушек снимать не нужно, когда картина высохнет они, по большей части, тоже высохнут и отвалятся, оставшиеся пусть будут — не страшно. Мой пример во всех подробностях будет записан на курсе о цвете. Вы являетесь его участником, скоро всё увидите сами.
Спасибо за ответ, Александр! Да, мне один мастер по дереву сказал, давай эскиз, сделаю.. И .. как я его дам? я не видела его никогда, и точно не знаю, как и что дать)). У Вас не добавится ли урок — мини-обзор кассетницы — в курсе «Технические основы в живописи?» Или пост на блоге?
Хорошо, я учту Вашу просьбу, чертёж либо фото будет.
Интересная статья получилась. Поднимает много вопросов. Один из них — зонт для пленэра. Облазила весь интернет, нигде не нашла. Он ведь особенный должен быть: верх светлый, а низ чёрный и втыкаться в землю, правильно? Нет, не нашла. Стационарные для фотостудий — да, есть, а для пленэров, увы…
Александр, спасибо за интересную и содержательную статью! Для меня тема пленэров сейчас очень актуальна, так как я еще только осваиваю живопись, и очень хочется писать с натуры, на природе. Вопрос, который наиболее важен для меня сейчас- как довезти картину до дома так, чтобы она не смазалась?
Здравствуйте, Дарья! В одном из комментариев я уже упомянул о кассетнице для нескольких этюдов, если же у Вас работа одна, к ней всё равно нужна коробка, на одну из стенок которой будет закреплена работа. Как правило, все подобные коробки, кассетницы для переноски самодельные.
А в Передвижнике не смотрели? Там у них даже акция сейчас проходит на зонты.
Дарья, спасибо! Надо зайти посмотреть.
Здравствуйте, Ольга! Зонты для фотостудии для пленэра не подойдут, а вот где найти нужный зонт — это проблема. Самые лучшие зонты для художников выпускались в советское время, их ещё можно купить б/у по объявлениям, поищите.
Спасибо, Александр, за дельный совет! Поищу через объявления.
Александр, в Авито во всей России нет б/у зонтов для пленэра, думаю, не так много художников с советских времен будут бросать свое занятие, а вот начинающих и пробующих сейчас очень много. Искала новые. В интернет-магазине «Передвижник» есть варианты — либо тот, что вкапывается в землю, не гнущийся, черный с 2-х сторон. до 170 см в высоту, можно уменьшить до 110 см. А есть белый полупрозрачный с 2-х сторон нейлоновый, крепится на мольберт. а есть цветной такой же. я вообще не понимаю, как выбирать.. а вещи-то недешевые… Подскажете, что и как лучше? (чтобы внутри был черный, снаружи белый.. такого не видела…)
Здравствуйте, Ольга. Я свой советский пленерный зонт на Авито покупала. Прежний владелец отошел в мир иной и вдова распродавала имущество. Удобнейшая вещь! Единственный недостаток -вес. Он оооочень тяжелый! Иногда я чувствую себя ишаком: зонт, этюдник, краски, кассетница с холстами…
Удобнее этюдника для пленэра еще ничего не придумали. Краски с палитрой можно убрать в него же. Я раньше его на плече носила, а в прошлом году купила туристический рюкзак. В него влезает сам этюдник, холст 30*40, кисти, тряпки, растворители, даже термос с бутерами можно уместить. Так как он ортопедический — вес равномерно распределяется по спине, тяжести практически не ощущаешь.
Сейчас задумалась о покупке более легкого зонта, который крепится к этюднику.
Анна, спасибо, что поделились с нами своими «маленькими хитростями». Это полезно!
Недавно была на своем первом пленэре. Впечатления незабываемые! И кое-что получилось!) До пленэра никак не могла понять — зачем на моем мольберте (Китайского происхождения)присутствует крючок. Думала, думала, да и забросила это неблагодарное дело. Ну есть крючок и есть. Не мешает — и то хорошо. И вот наступил момент пленэра. Установила я свой мольберт с холстом в необходимом месте, приготовила краски, кисти и… — дунул ветер и мой мольберт вместе с холстом улетел в кусты… И тут пришло озарение по поводу крючка )) Набрала я тяжелых камней с дороги и повесила в мешке на этот самый крючок.И стоял мой мольберт как вкопанный и больше никуда не улетал. Хотя погода была ну очень ветреной ))
Ольга, молодец! Хитёр на выдумку наш брат (сестра)-художник!! -)))