Рисование  пейзажа  во  многом  отличается  от  работы  в  студии.  Основное  отличие  в  том,  что  в  студии  все  сюжеты  постановочные,  следовательно,  Вам  не  приходится  выбирать  понравившийся,  как,  например,  на  натуре.

Когда  Вы  покидаете  пределы  мастерской  в  поисках  интересной  натурной  композиции,  то  сталкиваетесь  с  проблемой  выбора  из  множества  сюжетных  сцен,  предложенных  окружающим  миром.

Студийная  постановка  уже  сама  по  себе  картина.  Вам  нужно  только  правильно  перенести  её  на  плоскость.  Сюжет  из  реального  мира  придётся  выбирать  самим.  Как  остановить  свой  выбор  на  наиболее  выразительном?

Это  только  кажется,  что,  выйдя  на  пленэр,  Вы  тут  же  определитесь  с  мотивом.  В  реальности  всё  не  так  просто.  Бывает,  ходишь  часами  и  никак  не  можешь  найти  то,  что  бы  зацепило,  то,  над  чем  было  бы  интересно  работать.

В  бытность  мою  студентом,  я  восхищался  одним  из  знакомых  мне  художников,  не  раз  вместе  с  ним  ездил  на  пленэр  и  наблюдал  за  тем,  как  он  выбирает  свои  сюжеты.

Меня  поражала  простота,  с  которой  он  решал  такую  сложную  для  меня  задачу,  всегда  возвращаясь  в  мастерскую  с  очередным  шедевром.

Мы  никогда  с  ним  долго  не  ходили,  он  просто  знал,  куда  необходимо  ехать  именно  сегодня  и  оказывались  в  нужном  месте.  Пейзаж  ничем  особенным  меня  не  цеплял  до  того  момента,  пока  на  его  холсте  не  вырисовывалась  композиция.

Меня  восхищала  его  способность  творить  из  самых  обыкновенных,  окружающих  нас  мотивов  чудные,  живые,  удивительные  пленэрные  работы,  которые  впоследствии  он  почти  никогда  не  дописывал.

Конечно,  я  спрашивал,  как  у  него  это  получается — так  быстро  определяться  с  местом  и  стремительно  писать  без  мучительных  поисков  и  долгих  раздумий.

На  что  он  мне  всегда  отвечал, — просто,  ты  знаешь,  а  я  так  вижу.  Меня  это  слегка  раздражало  — “ так вижу”,  почему  я  так  не  видел,  почему  мне,  чтобы  определиться  с  сюжетом,  нужно  было  пробежать  несколько  километров,  а  затем  мучительно  компоновать  и  всё-таки  почти  всегда  дописывать  работу  в  мастерской.

Мы  не  раз  вместе  выезжали  на  этюды,  я  пытался  разгадать  его  секрет,  просто  наблюдая  за  его  работой,  что  само  по  себе  было  очень  органичным  зрелищем.  На  его  холсте  быстро  возникали  окружающие  нас  поля,  деревеньки  и  уютные  уголки  нашей  северной  природы.

Он неспеша потягивал свою папироску и очень точно работал кистью. Закончив, хмыкал, затаптывал окурок, и мы ехали назад в битком набитом автобусе. Я всю дорогу думал, в чём секрет конкретно этого художника, почему он видит, а я нет.

Я  читал  много  специальной  литературы,  воспоминания  известных  художников,  пытаясь  понять  существующую  для  меня  проблему  выбора  мотива,  пока  всё  не  встало  на  свои  места.

Банальное  “я так вижу”  у  этого  художника  складывалось  из  многих  составляющих:  опыта,  увлеченности  собственным  делом,  огромной  любви  к  природе  и,  конечно  же,  знаний,  без  которых  всё  вышесказанное  не  имело  бы  своего  материального  воплощения  в  великолепной  живописи.

Сейчас  я  знаю,  чтобы  нарисовать  пейзаж,  не  нужно  бегать  километры  в  поисках  понравившегося  мотива,  все  сюжеты  буквально  у  нас  под  ногами.  Вспомним  одного  из  классиков  русской  пейзажной  живописи — А.  Саврасова.  Именно  такие  мотивы  преобладают  в  его  работах — ниточки  деревенских  дорог  в  бескрайнем  поле,  череда  облаков,  отражающаяся  в  лужах  после  дождя,  завалившаяся  набок  изба.

А. Саврасов

А. Саврасов

Тот  самый  визуальный  ряд,  что  знаком  нам  с  детства.  Никто  не  останется  равнодушным  к  творчеству  этого  автора.

Всё  гениальное  просто,  это  знал  мой  знакомый  художник,  знал  и  не  раз  мне  об  этом  говорил.  Только  я  как  будто  не  слышал,  каждый  раз  пытаясь  выдумать  сюжет,  в  то  время  как  перед  моими  глазами  были  тысячи  возможных  картин.

Понимание  приходит  с  опытом.  Когда  перелопачены  килограммы  краски  и  кипы  книг,  когда  нет  нужды  доказывать  себе  и  остальным,  что  ты  тоже  можешь,  наступает  ясность  в  голове  и  удивляешься  самому  себе,  как  же  я  раньше  этого  не  видел!

Теперь  я  тоже  могу  так  сказать,  я  так  вижу,  и  буду  прав,  потому  что  моё  видение  основывается  на опыте,  знаниях,  а  главное,  на  любви  к  природе  и  живописи.

Чтобы  нарисовать  пейзаж  нужно  не  так  много.  Большая  часть  есть  у  каждого  из  нас — это,  конечно,  чувство  красоты,  а  умение  видеть,  подмечать  простые,  и  в  то  же  время  интересные  композиции  приходит  с  опытом.

Оказавшись  вне  стен  мастерской,  легко  растеряться,  вокруг  Вас  целый  мир,  и  он  весь  просится  в  ограниченные  рамки  холста.  И  то,  какой  Вы  художник,  познаётся  в  большей  степени  в  полевых  условиях.

Сейчас  многие  работают  с  фотографии,  и  я  их  не  осуждаю — для  профессионалов  это  один  из  способов  сократить  расходы  и  сэкономить  время,  тем  более  они  имеют  опыт  натурной  работы.

Думаю,  что  начинающим  художникам  это  не  пойдёт  на  пользу,  так  как  срисовывание  с  фото  не  имеет  ничего  общего  с  работой  на  натуре.  Тот,  кто  действительно  хочет  стать  художником,  должен  обязательно  исходить  свои  километры  и  исписать  множество  холстов,  пока  всё  не  будет  получаться  легко.

Я  не  вижу  здесь  никаких  противоречий,  каждый  выезд  на  природу — огромный  заряд  бодрости  на  несколько  дней  и  ещё  один  шаг  к  вершинам  Вашего  мастерства.

В  связи  с  тем,  что  старые  мастера  уходят,  а  новые  всё  больше  работают  с  фотографий,  растет  спрос  на  хорошую  пленэрную  живопись.  Периодически  меня  спрашивают,  знаю  ли  я  художников,  работающих  с  натуры  сегодня.  Каждый  раз  список  перечисляемых  имён,  к  моему  большому  сожалению,  сокращается.

В  то  же  время,  мне  известны  молодые  увлечённые  художники,  не  выбирающие  лёгких  путей.  Все  их  лучшие  работы  созданы  на  пленэре.

Выезжайте  почаще  из  тёплых  уютных  мастерских  в  полевые  условия,  этот  опыт  нельзя  заменить  суррогатом  фотографий.