Главная>Блог Александра Григорьева>

В  данном  тексте  хочу  ответить  на  злободневный  вопрос:  где  же  начинающему  художнику  показать  своё  творчество,  вообще  быть  увиденным,  понятым,  востребованным?

Художник  без  зрителя  существовать  не  может,  и  этот  факт  волнует  многих,  более  того,  меня  он  волновал  всегда.

Все  наши  творческие  потуги,  попытки  выразить  своё  “я”  ведут  к  зрителю.  Не  нужно  обманываться,  будто  бы  Вы  творите  только  для  того,  чтобы  получать  от  этого  удовольствие,  и  никто  Вам  не  указ.

Возможно,  чиркая  пальцем  на  пляжном  песке,  где-нибудь  под  южным  солнцем,  это  и  так.  Но  если  Вы  зашли  дальше  пробы  пера,  без  зрителя  не  обойтись.

pecok

Можно  пойти  вразрез  условностям  и  правилам  игры  и  выставить  Ваши  работы  прямо  на  проспекте,  где  людская  толпа  будет  мчаться  мимо  выстраданных  Вами  картин.  Кто-то,  возможно,  остановится  на  бегу  и  даже  похвалит  Вас  за  трудолюбие  и  талант.  Кто-то,  (о чудо!)  приобретёт  “за недорого”,  и  Вы  с  чувством  полного  восторга  на  какое-то  время  поверите  в  себя.

Только  всё  это  несерьёзно,  думаю,  многие  так  не  поступают,  потому  что  предвидят  тупик  на  избранном  пути.  Всё  упирается  в  условности  заданных  правил  игры.

Давайте  проследим  классический  путь  художника.

После  окончания  художественной  школы  ( это пять лет учёбы )  он  поступает  в  профессиональное  училище  ( это ещё пять лет),  затем  высшее  образование —  профессиональный  вуз  (так же 5-6 лет).  На  данном  этапе  у  него  есть  все  шансы  вступить  в  профсоюзы  и  начать  выставочную  деятельность.

Именно  такой  план  становления  творческой  личности  меня  всегда  удивлял.  Как  минимум,  художник — не  железнодорожник  и,  уж  точно,  не  военный,  у  которого  карьерная  лестница  расписана  чуть  ли  не  по  часам  на  всю  жизнь.

В  моём  понимании,  художник  тот,  кто  сам  творит  свою  судьбу,  в  том  числе,  принимая  решения  ежедневно  и  в  творчестве,  и  в  быту,  но  если  быт — штука неотвратимая,  то  искусство  абсолютно  в  нашей  власти,  то  есть  в  поле  трудолюбия  и  таланта  творца.

Перестаньте  себя  обманывать  и  признайте  тот  факт,  что  зритель  Вам  необходим,  а  значит,  и  сама  возможность  показывать  свои  произведения — часть  творческого  процесса.

Каждый  творец,  создав  нечто,  как  он  считает,  значимое,  желает  утвердиться  в  своих  убеждениях,  показав  миру  своё  искусство.  Это  нормально,  думаю,  здесь  многие  узнают  себя.

Как  правило,  близкие  нам  люди — наши  первые  зрители,  но  так  ли  они  объективны?  Желая  услышать  профессиональный  совет,  мы  ищем  возможность показать  своё  творчество  широкому  кругу  зрителей.

На  этом  этапе  возникает  ряд  непреодолимых  преград,  и  первая  из  них — это  мы сами.  Мы  почти  всегда  переоцениваем  свои  возможности  и  возмущаемся — почему  вдруг  лучшие  выставочные  площадки  отказывают  экспонировать  наши  работы.

Мы  протестуем,  негодуем,  объясняя  это  тем,  что  всё  везде  куплено  и  без  волосатой  руки  начинающему  не  пробиться,  идём  окольными  путями,  где-то  с  кем-то  договариваемся  на  сторонних  выставочных  площадках,  впоследствии  никогда  не  повторяя  неудачных  попыток.

У  нас  формируется  картина  всеобщего  заговора,  будто  всё  поделено,  везде  свои  кланы  художников,  музыкантов,  писателей,  все  места  заняты  и  нас  туда  не  возьмут.

К  этому  всему  мы  не  перестаём  себя  переоценивать,  как  же,  никто  не  понял  нашу  гениальность,  а  мы  так  искренне  и  честно  хотели  открыть  своё  творчество  миру.

Постараюсь  Вас  утешить  и  скажу,  что  такая  картина  событий  вполне  нормальна для  начинающих.  Помню  свои  первые  опыты  в  творчестве  и  робкие  шаги  пробиться  в  выставочные  залы,  далеко  не  всё  получалось.  В  принципе,  как  у  всех —  меня  никто  никогда  не  продвигал,  крепкая  волосатая  рука  не  расчищала  мне  дорогу  в  стройных  рядах  состоявшихся  живописцев,  я  делал  то,  во  что  верил.

Никакой  теории  заговора  не  существует.  Будь  Вы  хорошим  мастером,  Вас  тут  же  окружат  заботой  и  теплом,  если  не  конкуренты  художники  (тут  я  и  правда  надежд  не  питаю),  то  галеристы,  коллекционеры  и  различные  перекупщики.

Соответственно,  если  этого  не  происходит,  задайте  вопрос  в  первую  очередь  себе:  так  ли  Вы  хороши,  чтобы  всё  вышесказанное  случилось  с  Вами.

Если  же  проблема  в  Вас,  то  это  не  фатально.  Вероятно,  Вам  придётся  пересмотреть  собственные  взгляды  и  заняться  обучением.  Как  я  уже  говорил,  на  одном  таланте  далеко  не  уедешь,  нужные  знания  переломят  Вашу  ситуацию  застоя.

Говорить  банальные  фразы  вроде:  не  отчаивайтесь,  стучитесь  во  все  двери —  где-нибудь  откроют  сердобольные  хозяева,  не  стану,  потому  что  знаю — не откроют  и  правильно  сделают.  Неужели  Вы  хотите  успеха  из  жалости  к  Вам?

Сомневаюсь,  что  такой  успех  вообще  может  быть,  скорее,  всё  останется  на  своих  местах.  Не  оставляйте  попыток,  планомерно  идите  к  цели,  осознав  допущенные  ошибки  и,  конечно,  учитесь.

Говоря  о  значимости  выставок,  следует  отметить  их  важность  для  самого  автора.  Только  так  можно  увидеть  собственное  творчество  со  стороны,  в  особенности,  если  это  выставки  совместные,  где  участвует  множество  различных  художников.

Скажу  Вам  честно,  я  по-настоящему  осознал  себя  художником  только  после  того,  как  начал  участвовать  в  выставках.  Ощущения  от  созерцания  собственных  работ сродни  тому,  как  мы  впервые  слышим  свой  голос  в  записи.

Это  не  я!  Помните  такое  чувство?  Уверяю  Вас,  Вы  столкнётесь  с  тем  же.  Многое  из  того,  что  никогда  не  замечали  в  себе  и  собственном  творчестве,  Вам  станет  понятно  так,  без  советов  со  стороны.

Начните  с  участия  в  групповых  выставках.  Почти  во  всех  городах  есть  отделения  Союза  Художников,  организующих  подобные  мероприятия.  И,  конечно,  я  не  говорю,  что  нужно  отказываться  от  любых  возможностей  выставиться — используйте  их  все.

Библиотеки,  например,  всегда  рады  художникам  любых  мастей  и  с  благодарностью  выставят  Ваши  работы,  а  затем  предложения  будут  поступать  со  всех  сторон,  так  что  кому-то  Вам  придётся  даже  отказать.

В  конце  концов,  Вы  вырастете  как  художник,  и  Вам  будут  доступны  любые  выставочные  площадки.

Если  же  в  моём  ответе  Вы  хотите  пошаговых  инструкций,  то  я  их  дам.

Так  как  я  ратую  за  Союз  Художников  России,  то  мой  первый  совет:  попробуйте  свои  силы  в  выставках,  организованных  СХР.  Уверен,  Вы  не  останетесь  незамеченными,  если  Ваше  творчество  достойно  внимания.

Что  для  этого  необходимо?  Следить  за  выставочным  графиком  и  быть  в  нужное  время  в  нужном  месте.  Количество  пройденных  Вами  групповых  выставок — лучшая  оценка  Вам  и  Вашему  творчеству.

Не  отрицаю,  это  долгий  и  трудный  путь,  мгновенных  результатов  не  ждите.  Пусть  в  самом  начале  Вашим  утешением  будет  значимость  выставочного  процесса,  затем  Вы  втянетесь  и  станете  завсегдатаем  данных  мероприятий.

Вас  обязательно  заметят  люди,  неравнодушные  к  изобразительному  искусству,  возможно,  среди  них  будут  коллекционеры,  которые  оценят  Вас  по  достоинству.

Есть  и  другие  примеры  историй  успеха,  вопрос,  будут  ли  они  Вам  по  душе?

Например,  Вы  согласны  обивать  пороги  кабинетов  и  заискивать  перед  власть  имущими?  Хотите  быстрых  результатов — тогда  это  Ваш  путь,  никто  Вам  не  судья.  Найдёте  собственного  покровителя,  какое-то  время  Вам  будет  сопутствовать  успех,  но  как  долго?

Да,  мы  забыли  про  онлайн  аудиторию,  и  она  действительно  безгранична,  здесь  мы  можем  дотянуться  до  любой  точки  земли,  и  это  поистине  чудо!  В  рекламной  компании,  которую  Вы  ведёте,  сопровождая  собственное  творчество,  интернет  незаменим.

planeta1

Бытует  очень  правильное  мнение:  если  Вас  нет  в  интернете,  значит,  Вас  нет  вообще.  Парадокс,  но  я  готов  с  этим  согласиться,  наблюдая,  как  интернет  влияет  на  информационное  поле.

Приведённые  мною  примеры — попытка  раскрыть  тему  становления  художника  как  личности,  и  таких  вариантов  может  быть  бесконечное  множество.  У  каждого  свой  путь!  Моё  пожелание  начинающим  художникам — нащупать  дорогу  в  зыбкой  почве  собственных  неудач.

Я  желаю  побед  всем,  вступившим  на  данный  путь,  я  знаю,  Вы  добьётесь  успеха!

Благодарю  всех,  кто  комментирует  мои  посты.  В  формате  блога  мы  можем  общаться  друг  с  другом,  а  значит,  кто-то  откроет  для  себя  новые  возможности.  Желаю  моим  читателям  услышать  друг  друга.  Успехов  в  Вашем  творчестве!

Жду  Ваших  комментариев!