Главная>Блог Александра Григорьева>
В данном тексте хочу ответить на злободневный вопрос: где же начинающему художнику показать своё творчество, вообще быть увиденным, понятым, востребованным?
Художник без зрителя существовать не может, и этот факт волнует многих, более того, меня он волновал всегда.
Все наши творческие потуги, попытки выразить своё “я” ведут к зрителю. Не нужно обманываться, будто бы Вы творите только для того, чтобы получать от этого удовольствие, и никто Вам не указ.
Возможно, чиркая пальцем на пляжном песке, где-нибудь под южным солнцем, это и так. Но если Вы зашли дальше пробы пера, без зрителя не обойтись.
Можно пойти вразрез условностям и правилам игры и выставить Ваши работы прямо на проспекте, где людская толпа будет мчаться мимо выстраданных Вами картин. Кто-то, возможно, остановится на бегу и даже похвалит Вас за трудолюбие и талант. Кто-то, (о чудо!) приобретёт “за недорого”, и Вы с чувством полного восторга на какое-то время поверите в себя.
Только всё это несерьёзно, думаю, многие так не поступают, потому что предвидят тупик на избранном пути. Всё упирается в условности заданных правил игры.
Давайте проследим классический путь художника.
После окончания художественной школы ( это пять лет учёбы ) он поступает в профессиональное училище ( это ещё пять лет), затем высшее образование — профессиональный вуз (так же 5-6 лет). На данном этапе у него есть все шансы вступить в профсоюзы и начать выставочную деятельность.
Именно такой план становления творческой личности меня всегда удивлял. Как минимум, художник — не железнодорожник и, уж точно, не военный, у которого карьерная лестница расписана чуть ли не по часам на всю жизнь.
В моём понимании, художник тот, кто сам творит свою судьбу, в том числе, принимая решения ежедневно и в творчестве, и в быту, но если быт — штука неотвратимая, то искусство абсолютно в нашей власти, то есть в поле трудолюбия и таланта творца.
Перестаньте себя обманывать и признайте тот факт, что зритель Вам необходим, а значит, и сама возможность показывать свои произведения — часть творческого процесса.
Каждый творец, создав нечто, как он считает, значимое, желает утвердиться в своих убеждениях, показав миру своё искусство. Это нормально, думаю, здесь многие узнают себя.
Как правило, близкие нам люди — наши первые зрители, но так ли они объективны? Желая услышать профессиональный совет, мы ищем возможность показать своё творчество широкому кругу зрителей.
На этом этапе возникает ряд непреодолимых преград, и первая из них — это мы сами. Мы почти всегда переоцениваем свои возможности и возмущаемся — почему вдруг лучшие выставочные площадки отказывают экспонировать наши работы.
Мы протестуем, негодуем, объясняя это тем, что всё везде куплено и без волосатой руки начинающему не пробиться, идём окольными путями, где-то с кем-то договариваемся на сторонних выставочных площадках, впоследствии никогда не повторяя неудачных попыток.
У нас формируется картина всеобщего заговора, будто всё поделено, везде свои кланы художников, музыкантов, писателей, все места заняты и нас туда не возьмут.
К этому всему мы не перестаём себя переоценивать, как же, никто не понял нашу гениальность, а мы так искренне и честно хотели открыть своё творчество миру.
Постараюсь Вас утешить и скажу, что такая картина событий вполне нормальна для начинающих. Помню свои первые опыты в творчестве и робкие шаги пробиться в выставочные залы, далеко не всё получалось. В принципе, как у всех — меня никто никогда не продвигал, крепкая волосатая рука не расчищала мне дорогу в стройных рядах состоявшихся живописцев, я делал то, во что верил.
Никакой теории заговора не существует. Будь Вы хорошим мастером, Вас тут же окружат заботой и теплом, если не конкуренты художники (тут я и правда надежд не питаю), то галеристы, коллекционеры и различные перекупщики.
Соответственно, если этого не происходит, задайте вопрос в первую очередь себе: так ли Вы хороши, чтобы всё вышесказанное случилось с Вами.
Если же проблема в Вас, то это не фатально. Вероятно, Вам придётся пересмотреть собственные взгляды и заняться обучением. Как я уже говорил, на одном таланте далеко не уедешь, нужные знания переломят Вашу ситуацию застоя.
Говорить банальные фразы вроде: не отчаивайтесь, стучитесь во все двери — где-нибудь откроют сердобольные хозяева, не стану, потому что знаю — не откроют и правильно сделают. Неужели Вы хотите успеха из жалости к Вам?
Сомневаюсь, что такой успех вообще может быть, скорее, всё останется на своих местах. Не оставляйте попыток, планомерно идите к цели, осознав допущенные ошибки и, конечно, учитесь.
Говоря о значимости выставок, следует отметить их важность для самого автора. Только так можно увидеть собственное творчество со стороны, в особенности, если это выставки совместные, где участвует множество различных художников.
Скажу Вам честно, я по-настоящему осознал себя художником только после того, как начал участвовать в выставках. Ощущения от созерцания собственных работ сродни тому, как мы впервые слышим свой голос в записи.
Это не я! Помните такое чувство? Уверяю Вас, Вы столкнётесь с тем же. Многое из того, что никогда не замечали в себе и собственном творчестве, Вам станет понятно так, без советов со стороны.
Начните с участия в групповых выставках. Почти во всех городах есть отделения Союза Художников, организующих подобные мероприятия. И, конечно, я не говорю, что нужно отказываться от любых возможностей выставиться — используйте их все.
Библиотеки, например, всегда рады художникам любых мастей и с благодарностью выставят Ваши работы, а затем предложения будут поступать со всех сторон, так что кому-то Вам придётся даже отказать.
В конце концов, Вы вырастете как художник, и Вам будут доступны любые выставочные площадки.
Если же в моём ответе Вы хотите пошаговых инструкций, то я их дам.
Так как я ратую за Союз Художников России, то мой первый совет: попробуйте свои силы в выставках, организованных СХР. Уверен, Вы не останетесь незамеченными, если Ваше творчество достойно внимания.
Что для этого необходимо? Следить за выставочным графиком и быть в нужное время в нужном месте. Количество пройденных Вами групповых выставок — лучшая оценка Вам и Вашему творчеству.
Не отрицаю, это долгий и трудный путь, мгновенных результатов не ждите. Пусть в самом начале Вашим утешением будет значимость выставочного процесса, затем Вы втянетесь и станете завсегдатаем данных мероприятий.
Вас обязательно заметят люди, неравнодушные к изобразительному искусству, возможно, среди них будут коллекционеры, которые оценят Вас по достоинству.
Есть и другие примеры историй успеха, вопрос, будут ли они Вам по душе?
Например, Вы согласны обивать пороги кабинетов и заискивать перед власть имущими? Хотите быстрых результатов — тогда это Ваш путь, никто Вам не судья. Найдёте собственного покровителя, какое-то время Вам будет сопутствовать успех, но как долго?
Да, мы забыли про онлайн аудиторию, и она действительно безгранична, здесь мы можем дотянуться до любой точки земли, и это поистине чудо! В рекламной компании, которую Вы ведёте, сопровождая собственное творчество, интернет незаменим.
Бытует очень правильное мнение: если Вас нет в интернете, значит, Вас нет вообще. Парадокс, но я готов с этим согласиться, наблюдая, как интернет влияет на информационное поле.
Приведённые мною примеры — попытка раскрыть тему становления художника как личности, и таких вариантов может быть бесконечное множество. У каждого свой путь! Моё пожелание начинающим художникам — нащупать дорогу в зыбкой почве собственных неудач.
Я желаю побед всем, вступившим на данный путь, я знаю, Вы добьётесь успеха!
Благодарю всех, кто комментирует мои посты. В формате блога мы можем общаться друг с другом, а значит, кто-то откроет для себя новые возможности. Желаю моим читателям услышать друг друга. Успехов в Вашем творчестве!
Жду Ваших комментариев!
спасибо за совет про библиотеки, тем более, то у меня знакомая является начальником отдела библиотеки, надо попробовать свои силы!!!
Спасибо за статью, она вдохновляет.))) И заставляем задуматься. Как то ведь нужно начинать. Может не сейчас, чуть по позже, но захочется, чтобы твои работы увидели и оценили…..
Здравствуйте, Евгения! Начинать нужно всегда сейчас, не существует как вчера, так и завтра! Начните двигаться в нужном Вам направлению сейчас! Есть очень хороший образ окружающего нас мира, а именно: реальность как смола, то есть движется медленно. Не стоит ждать мгновенных результатов, но их может не быть вообще, если Вы даже не начали движение. Спасибо за отзыв.
спасибо всё грамотно и интересно написано …
Спасибо за совет, нужно попробовать )))
Прекрасная статья! И без лишних романтических сантиментов.)
Путь конечно у каждого художника свой, и госпожу Удачу никто не отнимал,
но Ваша подача направления подсказывает, что и на себя надо посмотреть, учиться,
а не торопиться принимать на себя образ непОнятого!
Ещё иногда художнику советуют умереть, чтобы о нём узнали..)
Думаю, что смерть это не самый верный способ..)
Здравствуйте, Наталья! Давайте не будем о грустном! Пусть подобные советы оставят себе те, кто их давал. Успех у всех одинаков, а вот путь к нему у каждого свой. Спасибо за отзыв!
Спасибо за очередную очень точную статью. И снова — попадание «в десятку». И насчёт взгляда со стороны на свои работы, вывешенные среди других, и насчёт переоценки собственных сил ( у меня уже ближе к обратному), и насчёт важности выставок вообще… Отличная статья!
Здравствуйте, Всеволод! Спасибо за Ваш отзыв, всё, о чём я пишу, пройдено лично. Мне не нужно ничего придумывать, если Вы идёте тем же путём, у нас много общего. Не стану говорить заезженные фразы. Учитесь на чужих ошибках, и всё же, какие-то мои советы, уверен, Вам пригодятся.
Спасибо Вам большое за статью. Мне она понравилась. Мне думается, было бы полезным добавить роль учителя в формировании творческой профессии, а также более подробнее осветить вопросы возможности обретения профессии художника без специального обучения.
Здравствуйте, Сергей! Полностью с Вами соглашусь, в собственном соку не сваришься. Учитель играет огромную роль в становлении начинающего художника. Соглашусь и с тем, что сам факт законченного учебного заведения не играет главенствующей роли. Наша задача — научиться изобразительной грамоте, знать историю изобразительного искусства, а то, каким путём Вы идёте — Ваш выбор. Спасибо за отзыв!
спасибо александр! но это все для профессионального художника человека со специальным образованием а если начинающий художник и к тому же самоучка и учиться уже поздно что вы можите посоветовать нам
Здравствуйте, Наталья! Учиться никогда не поздно! Мой совет для всех: учитесь! Отсутствие специального образования всегда можно возместить самообразованием, выбрав себе наставника, человека, который направит Вас по правильному пути. К тому же, возможно, Ваше видение мира так уникально, что Вы будете интересны как художник уже сейчас. Не участвуя в выставках, Вы об этом не узнаете. Спасибо за отзыв!
Я самоучка, рисовал всю свою сознательную жизнь. Однажды решил предложить работы, приуроченные 65 годовщине победы в ВОВ в провинциальный музей. На данный момент я участвовал в 4 выставках, правда в том же музее. Сейчас занимаюсь самообразованием- смотрю видео уроки, читаю литературу. И с каждым годом я замечаю свой рост, то что я делал пару лет назад кажется для меня на данный момент немного примитивней, стал замечать свои ошибки. Надо работать, и еще работать.
ВСЕ ПРАВИЛЬНО, УМНО И ЦЕННО! ВЫ УКАЗАЛИ НА ВСЕ ПОДВОДНЫЕ РИФЫ. БЛАГОДАРЮ ВАС, АЛЕКСАНДР!
Александр, спасибо большое за статью! Для самоучек, мне кажется, это очень важно и нужно. Учусь на вебинарах и конференциях у прекрасных мастеров своего дела. Хорошо, что проводят мастер-классы для «чайников» и спасибо тем, кто это придумал. Как губка впитываю все, но своего стиля пока нет, да и мастера, у которого хотелось бы учиться, еще не выбрала. Когда рисую вижу, где и чего не получается, знаний не хватает, но от процесса — нахожусь в состоянии счастья! Еще в мае договорилась с библиотекой о моей выставке — «услышала ваш совет», так что спасибо! Читаю ваши статьи с большим удовольствием
Александр огромнейшее спасибо Вам что помогаете нам и направляете в нужное русло я всю жизнь считаю себя художницей хотя из за прожитой жизни удалось вырвать настоящую потребность души писать только теперь Благодаря интернету я нашла учителя Сахорова Игоря и училась а раньше писала очень долго То что получилось летний пейзаж отвезла в художественный салон у нас в Калининграде который сразу продали даже без рамочки В данный период времени до Августа наверное а может раньше вернусь домой и окунусь в творческие деяния Сей час писать дается с большими препятствиями ухаживаю за тремя внуками и пишу Дальневосточных леопардов Спасибо что поддерживаете нас!
Спасибо за ценную информацию. Всегда интересно услышать мнения профессионала для начинающих художников.
Здравствуйте, Александр! Я помню себя начинающим художником, и то, как искал совета у мастеров, хочу быть Вам полезен! Спасибо за отзыв.
Благодарю, Александр за ценный совет. Уже подумывала о выставке в библиотеке, надо лишь оформить работы.
Дельные советы! Вдохновляющая статья!
Очень полезная и долгожданная информация! Я много лет ждал и задавал вопросы, почему мир несправедлив? Я получил ответ! Александр, я благодарен Вам!
Благодарю Вас, Александр, за интересную и полезную статью. Главное, что своей искренностью Вам удается создать на сайте семейную доверительную атмосферу. А это очень важно для начинающего художника, тем более самоучки, которых, видимо, большинство среди Ваших читателей. Так что Вам успехов!
Здравствуйте, Роман! Спасибо Вам за отзыв. Мой блог для начинающих художников — профессионалам мои советы не нужны. В своих текстах, как Вы заметили, я искренен, в противном случае мои труды были бы напрасны.
Все советы, которые дал Александр безусловно ценны и работают. но не стоит еще и забывать о различных конкурсах художников и дизайнеров, как регионального так и международного значения. Они тоже способны дать продвижение.
О выставках своих я вообще не думала. Я рисую только карандашом и для себя. Образование у меня экономическое и вступать на стезю профессионального художника я не планирую, но научиться для себя в этом плане чего-то большего есть желание, поэтому и решила прочитать Ваш блог, Александр. Благодарю Вас за полезную, смысловую информацию! Особенно согласна с Вами цитатой: «Бытует очень правильное мнение: если Вас нет в интернете, значит, Вас нет вообще.» В наше время это поистине важно для творческого человека, который себя уважает, иметь связь с миром.
Здравствуйте, Татьяна! У меня нет таких задач — направить всех на профессиональную стезю, хотя тот, кто видит себя в будущем профессионалом, сможет воспользоваться моими советами. В свою очередь, благодарю Вас за то, что читаете мои статьи. Надеюсь, они помогут всем моим читателям, не только как художникам, но и как зрителям. Спасибо за отзыв!
Доброго времени суток! Три месяца занимаюсь в изо-студии. Одно из преимуществ-эта изостудия выставляет работы в Публичной библиотеке города. И мою работу включили в экспозицию выставки. Путь по одной,да понемногу,я проторю себе дорогу))))
Меня не перестают удивлять и восхищать люди, которые не боятся показывать свои работы, договариваться о выставках, продавать… У меня никогда не возникало такого желания. Сама я стесняюсь свои картины даже в багетную мастерскую отнести, мне проще обычную деревянную рамку купить. С моей точки зрения, мои картины не имеют особой художественной ценности. Они — моё духовное развитие, мой путь. И мне кажется, что ценен он в основном для меня. Ну, и для самых близких мне людей, которые понимают. Тем не менее… сегодня открылась моя первая выставка. И это не моя заслуга. До сих пор не понимаю, как я поддалась на уговоры? Почему-то чувствую себя несчастной. И остро завидую тем, для кого такие мероприятия в радость и так же естественны, как сам процесс рисования. Научите меня радоваться!
Здравствуйте, Ксения! Поздравляю Вас с открывшейся выставкой. Поверьте мне, у меня точно такие переживания, как и у Вас. Пусть за моими плечами не один десяток выставок, но мои ощущения не притупились. Каждый раз я вновь переживаю, показывая своё творчество зрителю. Пусть Ваша выставка будет первой, но далеко не последней! Учиться радоваться Вам придётся самой, тем более, что нет повода для грусти. Спасибо за отзыв!
Спасибо за поддержку, Александр! И в самом деле даже полегчало. Я мало контактирую с внешним миром (даже работаю, не выходя из дома), и для меня такой шаг, как выставка, это… это очень серьезный выход за рамки . Вспоминается дивный фильм «Легенда о пианисте». Главный герой — гениальный пианист-самоучка, родившийся и выросший на корабле и никогда не покидавший его пределов, однажды решился сойти на сушу. Сейчас я даже не вспомню, осилил ли он трап! Он просто развернулся и решительно вернулся на корабль. «И вот я спускаюсь по трапу и вижу бесконечное количество клавиш. Миллионы и миллиарды! И им нет конца и края! А если клавиатура бесконечна, ты не сможешь творить на ней музыку. Ты сел не за свой рояль, это рояль Бога…» Сейчас я понимаю его, как никогда. Но мой корабль уже ушёл и, надеюсь, это к лучшему.
Добрый вечер, Александр! Пять лет назад мне и моим друзьям удалось организовать студию самодеятельных художников, правда это тогда было очень самонадеянно так называться. Каждый год организуем творческий отчет-выставку либо в школе, либо в колледже и для нас ,наверное самое важное — видеть рост каждого , а он всегда заметен…. и радуемся безмерно, что наши работы стали интереснее и учимся друг у друга.Удалось так сдружиться, что летом скучаем без наших встреч… Осенью выбираем тематику на год — так работать легче. в прошлом году писали любимые уголки родного города и ..кошек. делимся онлайн -уроками. У нас умный и чуткий преподаватель. Трудностей — море, но все преодолимы… спасибо Вам за статью!
Огромное спасибо за статью!!! Я в большей степени являюсь самоучкой и не имею профессионального опыта. Я учился рисовать с семи лет в изостудии, после в художественном колледже, затем в иконописной мастерской при монастыре, но в большей степени я считаю себя самоучкой. Во время обучения были часто выставки, в которых я принимал участие. Последние же пять лет я сам по себе. Четыре года я изучал иконопись и писал иконы. Сейчас последнее время я начал заниматься портретом. Меня очень интересует подробная информация о том как стать более известным художником? Нужна ли художнику лицензия? Нужен ли художнику менеджер? Как регулярно находить покупателей? Как зарекомендовать себя с хорошей стороны перед покупателями и вести грамотно это дело? Что нужно для того, чтобы стать профессиональным портретистом?
Так же хотелось бы узнать о том, как рисовать. Как писать картину так, чтобы она взбодрила и удивила зрителя? Возможно я не прав, но я замечал такую проблему, что обычно зритель ожидает то что он увидит — это обычная красивая картина, в принципе такая же, как он видел и ряд предыдущих картин у других художников. И даже если картина хорошо написана, правильные пропорции, правильное тональное решение, хорошая композиция — но для зрителя она оказывается скучной. Если это реалистичный пейзаж, то он в принципе такой же как и множество других пейзажей, и не вызывает у зрителя уже такого сильного удивления, какое вызвал у людей самый первый примитивно-нарисованный в истории пейзаж. Даже моя первая картинка в детстве вызывала у моих близких гораздо больше эмоций и чувств, чем уже более поздние мои работы, когда уже привыкли к тому что я пишу. Поэтому мне было бы очень интересно узнать о том как в свою работу привносить каждый раз что-то удивительно новое и потрясающе-оригинальное, чтобы это заметил и оценил зритель?
Здравствуйте, Николай! Спасибо Вам за отличные вопросы. Будет лучше, если я возьму их за основу в моей статье. Я отвечу на них через один пост.Следите за обновлениями. Спасибо за отзывы!
Большое спасибо за статью, потому что о выставках уже задумалась. Да, я тоже занималась в студии, т.е. — не совсем самоучка. Хотя, живопись и рисование — это процесс бесконечный, поэтому, на мой взгляд, кто бы что не закончил, а учиться придется всю оставшуюся жизнь. В процессе этого обучения, по жизни, количество работ неуклонно растет и не все они неудачные. Вернее, появляется ряд работ, которыми остаешься, как-то, доволен, по крайней мере на определенном этапе. И тут понимаешь, что работы надо куда-то девать. Ну-да, хожу кругами — да продать надо часть работ. И тут ступор. Я, например, на пенсии. Холсты, краски, бумага — все стОит денег. Ой, растеклась мыслью, как акварель по бумаге. Корче, как продавать свои работы? Куда сдавать и как определять цену. Спасибо,
Здравствуйте, Наталия! Я, например, убеждён в том, что проблем с продажей не существует в принципе. Если Ваши работы хороши, то не продаются они по двум причинам: либо Вы просите нереальные цены, либо прячете их в чулане, где никакой покупатель их не найдёт.Не ждите пошаговых инструкций, действуйте сами. Вы же не принесёте свои работы в продуктовый магазин для их реализации, для этого существуют галереи и выставочные залы. По поводу учёбы Вы правильно сказали. Спасибо за отзыв!
Александр, спасибо огромное, очень полезно и правильно написано.
АЛЕКСАНДР!Я ДЕЛАЮ КАРТИНЫ ИЗ ПРОВОЛОКИ НА СТЕКЛЕ,ДВП.ПЕРЕЛИСТАЛ ВЕСЬ ИНТЕРНЕТ,ТАКОЙ ВИД ТВОРЧЕСТВА РЕДКО ВСТРЕТИШЬ.УЧИТЬСЯ НЕГДЕ,ТОЛЬКО КАК У САМОГО СЕБЯ.УЧАСТВУЮ В ВЫСТАВКАХ ДПИ.СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ ОТКАЗЫВАЕТСЯ ОТ ВЫСТАВОК,МОТИВИРУЯ ТЕМ,ЧТО Я НЕ ХУДОЖНИК-ПРОФЕССИОНАЛ.ХОЧЕТСЯ НАЙТИ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ.В ГРУППАХ ТОЖЕ ВЫСТАВЛЯЮСЬ
Здравствуйте, Владимир! Все когда-то были непрофессионалами и Союз Художников — не единственная выставочная площадка. Техника Ваша интересная, но учиться нужно, потому как не важно, каким материалом Вы пользуетесь. Законы организации плоскости для всех техник одинаковы. Возможно, проколы в этих знаниях не позволяют Вам выйти на более серьёзный уровень. Рад видеть Вас участником моего блога, уверен, обязательно, что-то возьмёте для себя. Спасибо за отзыв!
Здравствуйте, Александр! Я недавно встретила Вас с интернете и с большим интересом перечитываю все Ваши статьи и размышления.Спасибо Вам за глубину, искренность и честность. В Ваших беседах я уже нашла ответы на свои вопросы, но… Это «но» очень типично- неверие в себя и в свои силы.
Я профессионально занимаюсь изобразительным искусством, а внутри чувствую себя недоучкой. С коллективными выставками как-то не очень заладилось, провинция ), о СХ никогда не думала. В областном центре прошли 3 небольшие авторские выставки и я успокоилась на время. Дальше откладывать самообразование нельзя и я решительно настроилась восполнить пробел. Именно в это время Бог послал Вас в помощь. Очень хочу попасть к Вам в ученицы! Могу ли я надеяться?)
Здравствуйте, Нина! Подпишитесь на мой бесплатный вебинар, я рад видеть Вас среди своих учеников! Спасибо за отзыв.
А я боюсь даже показывать свои работы.