arrow up
Александр Григорьев Саврасов
О живописи и не только простыми словами…

Как рисовать букет, не используя экран монитора и заляпанное красками фото

Лето не за горами, а значит, для художника открывается максимум возможностей работать с натуры. В этой статье я расскажу, как рисовать букет, не используя экран монитора и заляпанное красками фото.

Узнали себя, ищущего в интернете подходящую фоточку для творчества? Как же сложно определиться — они все там такие милые, такие сладкие, такие хорошенькие цветочки. Нелегко на чём-то остановиться — и это нравится, и то. Приняв волевое решение, Вы выбираете самый нарядный и пышный букет.

После чего, предвкушая процесс созидания, Вы быстренько сооружаете рабочее пространство и погружаетесь в рисование. Вначале, как бабочка, порхаете над своим детищем, затем магия больших ожиданий тает, Вы вязнете в ошибках, теряя вдохновение и всякий энтузиазм.

Итог: цветок из интернета оказался не милым созданием, а хищной тварью, высосавшей из Вас всю жизненную силу, всё желание творить, созидать, восхищаться. Вы удивлены, как так, почему не вышло, почему у других получается, а у меня нет? Наверное, я бесталанен(на), это не моё, из меня художник не выйдет.

Всё усугубляется тем, что Вы видели уже сто раз, как другие рисуют с фотографии, и у них получается. Вы тоже так хотите, Вам во что бы то ни стало нужно скопировать этот злосчастный букет и почувствовать себя победителем.

Дальнейшие усилия всё только портят. Теперь проклятое фото становится порталом, из которого сквозят ветра, окончательно сдувающие с Вас все надежды когда бы то ни было научиться рисовать не только цветы, но и вообще что-либо. Туда, в бездну неудач уносятся Ваши мечты, оголяя сухую кость реальности. “Это не моё”, — ещё раз проговариваете Вы и прячете в самый дальний угол своё творение.

Там, в углу отныне пылится Ваше маленькое “я”, так и не став большим. Возможно, это настоящее “я”, получившее родовую травму, несовместимую с жизнью, не сделавшее ни единого вдоха, неспособное жить.

Кто виноват, бабка-повитуха? Она убила Ваше “я”, своими кривыми руками? Не спешите делать выводы, самое простое — найти крайних на стороне. Виноват всегда кто-то, но ни в коем случае не мы, узнаёте себя?

Если принять как факт, что наша жизнь в наших руках, то во всём виноваты мы сами. В наших победах, как ни странно, всегда замешаны поражения, и чем больше поражений, тем уверенней победа. Бойтесь случайных удач и вообще всего, что приходит на халяву, так как Вы не сможете это повторить — у Вас нет рычагов для управления халявой.

Понимание процесса, знание законов изобразительной грамоты — вот путь к творческим победам.

Проблема начинающего художника в том, что он хочет сразу получить и радость творчества, и достойный результат от процесса, но так не бывает. Попробуйте получить удовольствие от вождения автомобиля, в первый раз сев за руль.

Даже если Ваш автомобиль будет снабжён автоматической коробкой передач, выехав в зону оживлённого движения, Вы поседеете от количества информации, которую нужно воспринимать мгновенно и реагировать, чтобы просто не создать ДТП. Про удовольствие от вождения говорить вообще не приходится.

Выбросите все фото с красивыми цветочками, они Вам не помощники. Писать следует с натуры, тем более, что время года располагает, букет цветов в шаговой доступности, если только Вы не живёте на Северном полюсе.

Неужели это сложно — самостоятельно поставить простой натюрморт, где главными героями будут ваза и цветы? Можно добавить подходящую по цвету драпировку и, например, яблоко — Вашу фантазию никто не ограничивает.

Кто-то скажет, зачем всё это, достаточно одного букета. Да что там, достаточно только бутонов цветов, мы их будем писать!

Недостаточно. Как Вы себе это представляете? Картина, на которой, как под микроскопом, только три — пять роз, например, застывших в открытом космосе? Если быть точным, это фрагмент картины, маленькая её часть, несамостоятельная, неинтересная, клонированная уже миллион раз как с фото, так и с натуры.

Начинающий художник мыслит точечно, радиус его внимания не выходит за рамки тех же лепестков. “Как же, — думает он, — нужно просчитать каждый. Не дай бог ошибешься в количестве!”

Если я Вам скажу, что лепестки важны не более пространства, их окружающего, что фон тоже интересен, что цветы не в космосе, а в вазе, что драпировка — часть сюжета, обогащающая картину в целом, а есть ещё плоскость, на которой всё это стоит, Вы мне поверите или так и будете фантазировать?

Только действуя последовательно, идя от большого к частному, то есть от плоскости к лепесткам, а не наоборот, у каждого начинающего появится твёрдая уверенность, что результат будет достигнут.

Не спешите ощущать себя мэтром, сразу заявлять о созданном Вами новом стиле живописи. Это всегда самообман, будет очень больно в итоге осознать правду.

Научитесь получать удовольствие от классической учебной задачи, изображая не фрагмент картины под микроскопом, а продуманную композицию.

Безусловно, правила существуют для того, чтобы их нарушать, но факт в том — чтобы что-то разрушить, прежде нужно научиться это создавать.

Хочу поделиться ещё одним советом, который облегчит Ваши труды. Не всегда мы можем завершить работу за один сеанс, особенно если речь идет об учебной, где стоит ряд задач, продолжительных по времени.

Сейчас есть возможность приобрести недорого искусственные цветы, которые порой на расстоянии не отличить от живых. Используйте их в своих постановках, эти цветы не завянут и будут позировать Вам в любое время года. Помните о том, что Вы вносите жизнь в написанные цветы с помощью своих навыков и знаний, в противном случае, с чего бы Вы не писали, результат непредсказуем.

Подведём итог. Инструкция, как нарисовать букет:

1. Создайте постановку из живых или искусственных цветов. Уже на этапе выстраивания натюрморта продумайте, как и где будут расположены драпировка и остальные предметы, если они в неё войдут.

2. Подберите нужный формат холста, листа или иную поверхность, на которой будете работать.
Определитесь с композицией, освещением и материалами.

3. Начните с подмалёвка, затем двигайтесь от общего к частному.

4. Помните о том, что детали следует прорабатывать в последнюю очередь, не цепляйтесь за отдельные куски, работайте со всей плоскостью в целом.

Будет не лишним упомянуть, что, рисуя с натуры, Вы пишете пространство, а не срисовываете с фото похожие линии. В реальной жизни есть передний, средний и дальний планы, которые влияют на все предметы в постановке.

Можно сказать, живописец пишет не сами предметы, а воздух, из которого соткана вся постановка, цена каждого мазка — это Ваше умение анализировать. Вы спросите, что анализировать? Цвет, тон, пропорции, расстояние до предмета, его характер.

Гремитских Владимир Георгиевич. Натюрморт с ромашками


Гремитских Владимир Георгиевич. Пионы

 

 

Если у Вас уже был опыт рисования букетов цветов, расскажите о нём в комментариях. Возможно, это Ваша любимая тема, либо Вы к ней только присматриваетесь, мне и всем читателям интересно Ваше мнение.

Комментариев 32
  1. Лариса

    Алексадр, спасибо Вам за такие нужные и вовремя посланные мысли. По настоящему искренние и от того наиболее ценные.

    Ответить
  2. Елена

    Спасибо, очень вовремя! как раз этим мы сейчас и занимаемся, как будто подслушали-подсмотрели,,,)))

    Ответить
  3. Мария

    Благодарю! Полезно!

    Ответить
  4. Катерина

    Спасибо за интересную статью!

    Ответить
  5. Ираида

    Благодарю! Полезно и своевременно!

    Ответить
  6. Ольга

    Кто же не писал цветы? Чаще всего именно они, а не «Последний день Помпеи» вдохновляют на то, чтобы взять кисти и краски... И, лично я, сколько раз переживала «поражение» от несоответствия своего восхищения с полученным результатом. Статья своевременна и полезна. Благодарю судьбу, что толкнула меня на встречу с Александром, и что у меня хватило ума и смелости пойти на его курсы. Так что теперь я уверена, что с цветами разберусь с его помощью. Спасибо, Александр!

    Ответить
    • Лариса

      Ольга! А я вот чувствую, что Александр и толкает к написанию «Помпеи»! Только « своей»! И ТОЛЬКО СВОЕЙ!

      Ответить
  7. Амир

    я художник,который после теории обучения почти не практиковался или делал это периодически раз в год.годы прошли в бездействии и теперь я учитель худ. школы и мне очень интересно как вы подаете материал. очень полезно вспомнить все это, с вашей позиции.

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Амир! Рекомендую вспоминать с кистью в руках, возможно, для Вас пришло время наверстать упущенное. Спасибо за комментарий!

      Ответить
  8. Инна

    Александр, Вы, как всегда, правы — цветы получаются живыми,объемными и ароматными только в том случае,если их писать с натуры.

    Ответить
  9. Alena

    Здравствуйте, Александр!

    Хотелось бы услышать Ваше мнение про копирование картин. Это схоже с письмом с натуры ?

    Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Alena! Когда Вы копируете, Вы не создаёте сами, не ищете композицию, колорит, художественный образ — всё это уже проделано автором оригинала. Ничего общего с работой с натуры у копирования нет.

      Ответить
  10. Наталья

    Узнаю себя. Не получалось практически всегда. Постоянно слышу,что нужно рисовать каждый день. От того, что не получается каждый день рисовать, я депрессирую. В итоге загнала себя в угол. Сейчас я просто все убрала по пакетам и коробкам, подписала и... чувствую себя превосходно. Думаю, что рисовать — это для профессионалов. А таких как я дилетантов, которые в 50 лет, не имея никакого худ.образования хотят стать известными художниками думаю и так хватает. Буду делать то, что умею. Но... скажу по секрету, в сумке (очень глубоко) лежит маленький альбомчик и несколько карандашиков и линеров. В моменты вынужденного ожидания рисую тайком. Прячу сразу, потом в печку.

    Ответить
    • Лариса

      Наталья!Возьмите курс у Александра «Арсенал знаний...».Все достанете, до печки не дойдет ...Есть чему поучиться у Мастера!

      Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Наталья! Кто Вам сказал, что рисовать нужно каждый день? Это ерунда, уверен, такие советы дают те, кто как раз каждый день не рисует. Безусловно, постоянство должно быть. Если практиковаться раз в году, то вряд ли Вы будете развивать полученные навыки. Определите время на неделе, когда Вы можете посвящать себя творчеству, и не пропускайте эти часы. Если Вы будете 2-3 раза в неделю заниматься любимым делом, то за год наработаете массу часов. По поводу профессионалов и дилетантов — Вы рассуждаете, как будто ищете оправдания своей бездеятельности, возраст не играет никакой роли, и тому есть много примеров. Мне Ваша печка представляется огнедышащим драконом, которому Вы скармливаете свои робкие творения. Перестаньте кормить дракона, Вы ему ничего не должны. Научитесь выражать себя без оглядки на авторитетов — у Вас есть на это полное право. Спасибо за отзыв!

      Ответить
  11. Людмила

    Всё в точку ! От первого до последнего слова !Спасибо за мои мысли, сказанные мне вслух !

    Ответить
  12. Ольга Меркульева

    Сегодня гуляла вдоль реки. Как же она потрясающе прекрасна — «натура». Готовлю себя к своему первому пленэру- собираюсь с духом ))... Какие краски взять для пленэра,как буду писать: на коленке или все-таки китайский мольберт...?))Наверное на коленке )) Но обязательно это произойдет!По мешочкам краски и кисти складывать не буду. И свои «шедевры» прятать не буду(переросла я этот комплекс неполноценности). Себе говорю: все что сама создала — МОЙ ШЕДЕВР! А кому не нравится — не смотрите )) А вот подсказка с искусственными цветами неплохая. Но, наверное, предпочту живые ))!

    Ответить
  13. Лариса

    Здравствуйте Александр! Вы все время бьете в одну точку, просто с разных ракурсов! Можно задать Вам вопрос: — Если представить, что по каким то причинам ВСЕ ЛЮДИ исчезнут с планеты ЗЕМЛЯ- математика и музыка БУДУТ? (Этот вопрос я услышала у Татьяны Черниговской.) Как Вы на него ответите?С уважением

    Ответить
    • Лариса

      И быть может живопись?(Это я добавила)

      Ответить
    • Александр Григорьев

      Здравствуйте, Лариса! Т. Черниговская, задавая этот вопрос, недвусмысленно намекает на то, что не будут, и я с этим согласен. Искусство — это плод интеллектуальной деятельности человека, без которого не существует ни музыки, ни математики, ни живописи. Если Вы внимательно слушали её лекции, то знаете, что она часто приводит в пример высказывание Ю. Лотмана о том, что творец-художник не копирует окружающий мир, а создаёт свой.

      Ответить
    • Ольга Меркульева

      Лариса,именно человек сформулировала такие понятия как «музыка», « математика» и т.п. Не будет человека — не будет этих формулировок...

      Ответить
  14. Лариса

    А я считаю- БУДУТ!Другое дело — передать ЭТО!Составляющих много!В том числе и интеллектуальная деятельность! Просто "Мусора " в голове много!У каждого человека есть свой мир!И нужно учиться!Спасибо за тему!С уважением!

    Ответить
    • Светлана

      Добрый вечер,Александр и Лариса, извините, что вставляю комментарий (затронуло) Согласна с Ларисой! Даже если все люди исчезнут, музыка и математика, и живопись БУДУТ! Они везде! Каждая молекула, каждый атом -это же и музыка и математика и живопись одновременно. Пение птицы, математика муравья и пчелы, потрясающие творения рыбки — архитектора не зависят от интеллектуальной деятельности человека. А человек только проецирует окружающий мир по-своему, придает этому миру свою определенную оболочку. Кто-то создает музыкальные произведения, кто-то пишет картины, кто-то каключает все в цифры. Вот тут и проявляется индивидуальность нашего видения, и раскрывается наш мир и появляются рукотворные шедевры. Еще раз извиняюсь. С УВАЖЕНИЕМ и БЛАГОДАРЮ вас.

      Ответить
      • Андрей

        Математика — фундаментальная наука, также как физика, химия, биология. Все законы этих наук будут прекрасно работать и без человека. Музыка — это вид искусства, но есть теория музыки, которая изучает её законы. Без человека законы музыки никому не будут нужны. Живопись тоже искусство, думаю живопись, как театр. Но, если не будет создателя/зрителя/слушателя, то не будет и этих видов искусств. А вот математика будет.

        Ответить
  15. Татьяна

    Прочла Вашу статью Александр(тема заинтересовала) Такое ощущение, что все списано с меня. Буквально все совпало, но единственно, я все равно пишу, а когда нет времени, то точно депрессия наступает.

    Ответить
  16. Светлана

    Здравствуйте. Мне очень импонирует живопись художника Гремитских Владимира Георгиевича, его букеты и пейзажи великолепны, он пишет обобщенно, крупно. Живопись действительно получается тогда, когда пишется не сам предмет, а то, что связывает его с окружающим миром. Букет цветов вполне сопоставим с пейзажным этюдом. Если его писать в таком ключе, то результат будет вполне удовлетворителен.

    Ответить
  17. Валерий.

    Александр, спасибо за статьи и Вашу работу. Продолжайте. И успехов!

    Ответить
  18. Светлана

    Давно хотела выйти на пленэр. Это так красиво и заманчиво звучит. Купила в инет магазине этюдник. На праздник выехала за город. Долго ехали из-за пробок. Вот она натура. Березка, дорога убегающая вдаль. кустики , домики деревни вдалеке. Мечта воплотилась. Приступила к работе. Сделала набросок, разбила на планы. Но начались проблемы. Холст к этюднику не смогла прикрепить. От ветра он все время падал на палитру. Пришлось одной рукой держать его. Другой кисть. Потом и вовсе положила на этюдник, а палитру убрала на коленки.Ну что сказать, моя работа — картинка получилась не такая эффектная, как по фото на вебинарах. Соседке по даче березка понравилась. Обещала ей подарить. но мысли о том что я не художник, и что это все зря у тоже у меня появились. И как обустроить свое место для работы на пленэре, чтобы было удобно. Ну и самое главное, стоит ли продолжать. И как найти себя?

    Ответить
  19. Зинаида

    Добрый день ,Александр. Я занимаюсь живописью два года.С натуры не писала ни разу. Причина в том,что очень медленно работаю.Поэтому привыкла скачивать и распечатывать чужие работы с инета. Пишу,так называемые свободные копии. На каждую работу уходит около двух месяцев. Получается не плохо. Но это чужие работы. Попала в заколдованный круг. Выбраться из него,то есть начать писать с натуры не могу. Страшно. Не получатся красивые работы.

    Ответить
  20. Катерина

    Искусственные цветы могут быть очень красивы, но они не несут энергии живых. Чаще всего это выражается в ощущении «Душа не лежит...» И, как следствие, это подсознательно чувствует зритель.

    Живопись — процесс, затрагивающий не только материальный план. И вдохновение, эмоциональное состояние художника здесь очень важно. Картина щедро потом дарит то, что в неё вложили.

    Хотя, для учебы, для оттачивания мастерства... – почему бы и нет? Но это уже другая история.

    Ответить
  21. Тата Rodi

    Прочитала статью, коментарии.Так взяло меня!! Все верно. Я тоже не профи и благодарна Мастеру за статьи. Для меня они- воздух!! Благо-дарю!!!

    Ответить
  22. Александра

    Огромное спасибо за ваши мысли! Они всегда кстати, только у меня вопрос возникнет, а он уже у вас в блоге. Согласна с вами! Была у меня такая картина с простенькой красивой фото, высосала все, год не могла вернуться к живописи.

    Ответить
Ваш ответ
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.