Главная>Блог Александра Григорьева>

“Как нарисовать поэтапно” — один  из  самых  популярных  запросов  в  интернете  на  тему  изобразительного  творчества.  Что  интересно,  найти  можно  буквально  все  излюбленные  мотивы — от  кошечек  до  рисования  портрета.  Казалось  бы,  простое  решение — бери  и  повторяй,  а  там  всё  будешь  уметь  рисовать.

Незачем  голову  ломать,  всё  придумано  за  нас,  везде  есть  пошаговые  технологии.  Признаюсь,  сам  очень  люблю  такой  жанр  изложения  материала,  особенно,  когда  это  касается  каких- либо  технических  вещей,  связанных  с  компьютерными  технологиями.  Приходится  изучать  массу  различных  программ  в  попытке  успеть  за  техническим  прогрессом.

Только  не  всё  так  просто.  То,  что  находится  в  области  творчества  и  самовыражения,  далеко  от  технических  алгоритмов.  Соглашусь,  чтобы  нарисовать  кошечку,  самый  простой  способ — это  открыть  инструкцию  в  интернете  и  повторить  пошаговый  план.

Я  думаю,  что  и  сама  героиня  Вашего  пошагового  опыта  смогла  бы  повторить  то  же  самое,  будь  у  неё  физические  возможности.  Это,  конечно,  шутка,  но  в  ней  есть  доля  правды.  Рисуют  же  дельфины,  слоны  и  обезьяны,  кстати,  у  некоторых  из  них  очень  неплохо  получается,  я  слышал  про  аукционы,  где  хорошо  продаётся  такое  творчество.

slon1

Как  мне  кажется,  в  человеке  всё  же  есть  нечто  большее,  то,  что  нас  отличает  от  вышеперечисленных  творцов,  а  именно,  способ  мышления.  Попытка  задать  последовательность  действий  хороша,  не  спорю,  но  только  как  пример,  которым  не  стоит  злоупотреблять.

В  чём  уникальность  конкретного  художника?  В  его  способе  мышления  и  лично  выработанном  творческом  методе  работы.  Представьте,  что  было  бы,  если  б  все  художники  творили  одинаково,  пошагово  исполняя  свою  работу.

Понимаю  заботу  начинающего  художника,  он  оставляет  творчество  на  потом,  лишь  бы  достичь  технического  совершенства.  Раз  за  разом  он  постигает  науку  изображения  шерсти,  как  же,  кошка  должна  быть  волосатой,  а  шерсть  так  сложно  рисовать.  Вот  научусь  изображать  шерсть,  думает  он,  и  стану  художником.

К  сожалению,  великий  Леонардо  не  оставил  пошагового  плана,  как  повторить  его  легендарную  Джоконду.  Ни  на  одном  сайте  Вы  не  найдёте  таких  инструкций.  Даже  если  бы  во  времена  Леонардо  да  Винчи  существовал  интернет,  он  не  смог  бы  поведать  нам  секретов  своего  творения.

Вы  спросите,  почему?  Потому,  что  он  не  знал  его  сам!

В  области  непознанного  лежит  ответ  на  то,  что  есть  творчество!  Где  та  грань,  за  которой  начинается  искусство?  Творческий  поиск — то,  чем  руководствовался  Леонардо,  создавая  свой  шедевр.  В  какой  момент  он  понял,  что  нашёл  то,  что  искал?  Никто  никогда  не  узнает,  впрочем,  вопрос  остаётся  без  ответа,  нашёл  ли вообще.

Желание  многих  учителей  от  искусства  исключить  творчество  из  учебного  процесса  понятно.  Как  можно  учить  творчеству,  если  мы  ничего  не знаем  о  его  происхождении.  Такие  дисциплины  как  перспектива,  конструктивный  академический  рисунок,  теория  композиции  легко  поддаются  обоснованию  и  чётким  инструкциям,  а  творчество  за  гранью  понимания.

Думаю,  многим,  кто  прошёл  жернова  академического  учебного  процесса,  знакомы  такие  слова:  Вот  закончишь  учёбу,  потом  твори,  что  тебе  будет  угодно,  а  пока  существуй  в  рамках  учебной  программы.

Закончив  одно  учебное  заведение,  выпускники  поступают  в  следующее,  в  надежде  обрести-таки  то  самое  творчество,  но  попадают  во  всё  ту  же  ловушку,  где  им  опять  говорят:  Закончи  сначала,  а  там  посмотрим,  что  из  тебя  получится.

И  вот,  после  десяти — пятнадцати  лет  беспрерывной  учёбы,  выпускник  высшего  учебного  заведения  готов  приступить  к  творчеству.

Для  многих  момент  истины  наступает  слишком  поздно.  Они  понимают,  что  нет  никакого  творчества  и  быть  не  может,  возвращаются  в  свои  альма-матер  уже  педагогами.  Круг  замыкается,  и  вновь  пришедшим  студентам  они  повторяют  заученное:  Сначала  закончи  учёбу,  потом  посмотрим,  что  из  тебя  получится.

Не  хочу  быть  необъективным,  причесав  всех  одной гребёнкой.  Истинные  творцы  всегда  находили  в  себе  силы  переварить  сухую  кашу  учебного  процесса,  как,  впрочем,  и  те,  кто  шёл  своей  дорогой.  За  них  не  стоит  переживать,  а  вот  то  молодое  поколение,  что  каждый  год  штурмует  стены  учебных  заведений,  вскоре  будет  слушать  всё  те  же  речи.

Не  могу  не  сказать  о  великолепных учителях,  которые  редко,  но  встречаются  на  поприще  образования.  Вот  им  там  действительно  непросто!

Вернёмся  к  нашим  четвероногим  друзьям.  Недавно  был  приглашён  для  участия  в  мастер  классе,  где  моя  задача  была  изобразить  кошку,  а  рисовавшие  онлайн  вместе  со  мной  должны  были  её  повторить.  Скажу  честно,  для  меня  это  первый  опыт  и  довольно  необычный.

Я  сразу  отказался  от  любимой  в  интернете  темы  срисовывания  с  картинки  и  предложил  обратить  внимание  на  реальных  кошек,  тех,  что  есть  почти  у  всех  в  доме.  Как  таковым  художником — анималистом  я  не  являюсь,  и  кошку  масляными  красками  рисовал  чуть  ли  не  первый  раз  в  жизни.

Руководствуясь  общими  законами  для  изображения  на  плоскости,  я  написал  кота,  предварительно  изображённого  мною  с  натуры  карандашом  на  листе  бумаги.  Тем  самым,  показав  путь  создания  работы  от  наброска  до  исполнения  на  холсте.

Надо  сказать,  что  у  многих,  кто  за  мной  повторял,  неплохо  получилось,  впоследствии  я  комментировал  их  работы  на  сайте  организаторов.

Концепция  моего  мастер  класса  заключалась  в  том,  что  участники  получили  всё  тот  же  пошаговый  план,  но  не  просто  “повторяй за мной”,  а  “возьми  на  вооружение  логику  действий”.  Мы  лучше  всех  знаем  своих  питомцев,  а  значит,  точнее  передадим  их  характер.  И  здесь  я  не  открыл  никаких  тайн.  Сначала  набросок,  поиск  композиционного  решения,  затем  исполнение  на  холсте.

Кошка  это  или  другой  персонаж,  предмет,  группа  предметов — для  всего  существуют  единый  алгоритм  действий,  которым  пользуется  художник.  На  его  изучение  и  следует  тратить время  начинающим  творцам.

Умение  компоновать,  рассказывать  историю — это  комплекс  знаний,  здесь  нет  пошаговых  инструкций — только  многократный  опыт.

Если  Ваша  кошка  скучно  и  неграмотно  закомпонована  на  холсте,  какая  разница,  с  каким  мастерством  Вы  написали  её  зелёные  глаза.

Кстати,  у  меня  нет  претензий  к  незнанию  анатомии  и  костлявой  пластике  в  работах  начинающих,  особенно,  когда  эти  картины  сделаны  с  натуры.  За  общей  неприглядностью  и  неумением  рисовать  шерсть,  всегда  чувствуется  живое  отношение  автора  к  тому  что  он  пытается  изобразить.

Где  кроется  граница  между  профессионалом  и  любителем?

Выскажу  своё  мнение.  Там,  где  автор  осознанно  создаёт  художественный  образ,  а  не  подобие  внешней  схожести.  Решайте  сами,  кто  для  Вас  профессионал!

Мой  план  поэтапных  действий  всегда  сводится  к  поиску  интересных,  незатейливых  сюжетов,  затем  определению  композиционного  решения  в  наброске.  Дальше  я  работаю  на  холсте,  где,  конечно,  что-то  меняю  в  процессе,  но  стараюсь  придерживаться  общей,  предварительно  поставленной  для  себя  цели.

Пусть  творчество  будет  Вашим  путеводителем,  то,  что  его  нельзя  предсказать  и  составить  пошаговый  план — совсем  не  страшно.  Творчество — это  чудо,  а  чудеса  бывают!

Жду  Ваших  комментариев.  Подписывайтесь  на  новости  блога,  будет  много  интересных  постов!

Подписка  на  новости  блога — жёлтая  кнопка  справа.  Введите  свой  электронный  адрес  и  перейдите  по  ссылке  в  пришедшем  письме.