Главная>Блог Александра Григорьева>
“Как нарисовать поэтапно” — один из самых популярных запросов в интернете на тему изобразительного творчества. Что интересно, найти можно буквально все излюбленные мотивы — от кошечек до рисования портрета. Казалось бы, простое решение — бери и повторяй, а там всё будешь уметь рисовать.
Незачем голову ломать, всё придумано за нас, везде есть пошаговые технологии. Признаюсь, сам очень люблю такой жанр изложения материала, особенно, когда это касается каких- либо технических вещей, связанных с компьютерными технологиями. Приходится изучать массу различных программ в попытке успеть за техническим прогрессом.
Только не всё так просто. То, что находится в области творчества и самовыражения, далеко от технических алгоритмов. Соглашусь, чтобы нарисовать кошечку, самый простой способ — это открыть инструкцию в интернете и повторить пошаговый план.
Я думаю, что и сама героиня Вашего пошагового опыта смогла бы повторить то же самое, будь у неё физические возможности. Это, конечно, шутка, но в ней есть доля правды. Рисуют же дельфины, слоны и обезьяны, кстати, у некоторых из них очень неплохо получается, я слышал про аукционы, где хорошо продаётся такое творчество.
Как мне кажется, в человеке всё же есть нечто большее, то, что нас отличает от вышеперечисленных творцов, а именно, способ мышления. Попытка задать последовательность действий хороша, не спорю, но только как пример, которым не стоит злоупотреблять.
В чём уникальность конкретного художника? В его способе мышления и лично выработанном творческом методе работы. Представьте, что было бы, если б все художники творили одинаково, пошагово исполняя свою работу.
Понимаю заботу начинающего художника, он оставляет творчество на потом, лишь бы достичь технического совершенства. Раз за разом он постигает науку изображения шерсти, как же, кошка должна быть волосатой, а шерсть так сложно рисовать. Вот научусь изображать шерсть, думает он, и стану художником.
К сожалению, великий Леонардо не оставил пошагового плана, как повторить его легендарную Джоконду. Ни на одном сайте Вы не найдёте таких инструкций. Даже если бы во времена Леонардо да Винчи существовал интернет, он не смог бы поведать нам секретов своего творения.
Вы спросите, почему? Потому, что он не знал его сам!
В области непознанного лежит ответ на то, что есть творчество! Где та грань, за которой начинается искусство? Творческий поиск — то, чем руководствовался Леонардо, создавая свой шедевр. В какой момент он понял, что нашёл то, что искал? Никто никогда не узнает, впрочем, вопрос остаётся без ответа, нашёл ли вообще.
Желание многих учителей от искусства исключить творчество из учебного процесса понятно. Как можно учить творчеству, если мы ничего не знаем о его происхождении. Такие дисциплины как перспектива, конструктивный академический рисунок, теория композиции легко поддаются обоснованию и чётким инструкциям, а творчество за гранью понимания.
Думаю, многим, кто прошёл жернова академического учебного процесса, знакомы такие слова: Вот закончишь учёбу, потом твори, что тебе будет угодно, а пока существуй в рамках учебной программы.
Закончив одно учебное заведение, выпускники поступают в следующее, в надежде обрести-таки то самое творчество, но попадают во всё ту же ловушку, где им опять говорят: Закончи сначала, а там посмотрим, что из тебя получится.
И вот, после десяти — пятнадцати лет беспрерывной учёбы, выпускник высшего учебного заведения готов приступить к творчеству.
Для многих момент истины наступает слишком поздно. Они понимают, что нет никакого творчества и быть не может, возвращаются в свои альма-матер уже педагогами. Круг замыкается, и вновь пришедшим студентам они повторяют заученное: Сначала закончи учёбу, потом посмотрим, что из тебя получится.
Не хочу быть необъективным, причесав всех одной гребёнкой. Истинные творцы всегда находили в себе силы переварить сухую кашу учебного процесса, как, впрочем, и те, кто шёл своей дорогой. За них не стоит переживать, а вот то молодое поколение, что каждый год штурмует стены учебных заведений, вскоре будет слушать всё те же речи.
Не могу не сказать о великолепных учителях, которые редко, но встречаются на поприще образования. Вот им там действительно непросто!
Вернёмся к нашим четвероногим друзьям. Недавно был приглашён для участия в мастер классе, где моя задача была изобразить кошку, а рисовавшие онлайн вместе со мной должны были её повторить. Скажу честно, для меня это первый опыт и довольно необычный.
Я сразу отказался от любимой в интернете темы срисовывания с картинки и предложил обратить внимание на реальных кошек, тех, что есть почти у всех в доме. Как таковым художником — анималистом я не являюсь, и кошку масляными красками рисовал чуть ли не первый раз в жизни.
Руководствуясь общими законами для изображения на плоскости, я написал кота, предварительно изображённого мною с натуры карандашом на листе бумаги. Тем самым, показав путь создания работы от наброска до исполнения на холсте.
Надо сказать, что у многих, кто за мной повторял, неплохо получилось, впоследствии я комментировал их работы на сайте организаторов.
Концепция моего мастер класса заключалась в том, что участники получили всё тот же пошаговый план, но не просто “повторяй за мной”, а “возьми на вооружение логику действий”. Мы лучше всех знаем своих питомцев, а значит, точнее передадим их характер. И здесь я не открыл никаких тайн. Сначала набросок, поиск композиционного решения, затем исполнение на холсте.
Кошка это или другой персонаж, предмет, группа предметов — для всего существуют единый алгоритм действий, которым пользуется художник. На его изучение и следует тратить время начинающим творцам.
Умение компоновать, рассказывать историю — это комплекс знаний, здесь нет пошаговых инструкций — только многократный опыт.
Если Ваша кошка скучно и неграмотно закомпонована на холсте, какая разница, с каким мастерством Вы написали её зелёные глаза.
Кстати, у меня нет претензий к незнанию анатомии и костлявой пластике в работах начинающих, особенно, когда эти картины сделаны с натуры. За общей неприглядностью и неумением рисовать шерсть, всегда чувствуется живое отношение автора к тому что он пытается изобразить.
Где кроется граница между профессионалом и любителем?
Выскажу своё мнение. Там, где автор осознанно создаёт художественный образ, а не подобие внешней схожести. Решайте сами, кто для Вас профессионал!
Мой план поэтапных действий всегда сводится к поиску интересных, незатейливых сюжетов, затем определению композиционного решения в наброске. Дальше я работаю на холсте, где, конечно, что-то меняю в процессе, но стараюсь придерживаться общей, предварительно поставленной для себя цели.
Пусть творчество будет Вашим путеводителем, то, что его нельзя предсказать и составить пошаговый план — совсем не страшно. Творчество — это чудо, а чудеса бывают!
Жду Ваших комментариев. Подписывайтесь на новости блога, будет много интересных постов!
Подписка на новости блога — жёлтая кнопка справа. Введите свой электронный адрес и перейдите по ссылке в пришедшем письме.
Я — художник начинающий, чаще перерисовываю с фотографий и картинок, согласна, что умение вкусно закомпоновать изображаемое — это то, чему мне очень надо научиться.
Галина, в жизни мы всё срисовываем, с картинок и фотографий, с натуры или по памяти (из раннее увиденных образов), и стесняться этого не нужно! Все великие и не очень всегда занимались именно срисовыванием. Особенно это полезно для начинающих! Но в последствии важно «срисовывать» на яву, с натуры, природу и животных, натюрморт или архитектуру и т. д. И пусть на первых порах это будет не совсем умело выглядеть, но со временем Вы поймёте, что более живо и эмоционально получается! Техника «отшлифуется» со временем, более того, вы обретёте свой неповторимый образ и манеру исполнения!Только Вы и никто другой так не изобразит то, что и как хотели! Это и выделит Вас из остальных, а следовательно и найдёте СВОЕГО зрителя благодарного Вам!Успехов и удачи! С уважением к Вам, Владимир.
спасибо .. мне , как начинающей приобщаться к миру красок,очень интересно и познавательно читать и этот Ваш пост и предыдущие….
жду новых.))))))))
Я ознакомилась с вашим творчеством ,а также присуствовала на вашем мастер-классе Мне нравится ваше творчество Я в рисовании ноль ,но мне нравится Это для меня как релакс Но я понимаю,что не только рисовать надо ,но и учиться Ваши обьяснения очень дотупны,поэтому советую всем присоединятся к творчеству Александра Грирорьева
Здравствуйте, Александр! Я с большим интересом прочитала Вашу статью! Умно и правильно написано, а, главное, заставляет задуматься, что же ВАЖНО в профессии художника. Для меня, в частности, вообще весьма насущна затронутая Вами тема. Поскольку это Ваш БЛОГ, то разрешите мне чуть подробнее поговорить с Вами. Я по профессии музыкант. Никогда в жизни не рисовала, этой темы в моей голове даже не присутствовало, я не умела нарисовать ни один из предметов, и вдруг три месяца назад у меня появилось мощное влечение, желание познать процесс написания картин, понять как создается творчество живописи. Сказать, что я обнаружила в себе некую озарившую меня одаренность было бы великой ошибкой. А желание писать даже ночью не давало спать. Картины цветов, природы потоком шли в мое воображение, показывая мне детально, как прорисовывать каждый изгиб и прочие детали. Но потом все исчезало и я понимала, что создать что-либо из своего внутреннего ощущения я пока не способна. Ведь, если говорить о технике рисунка карандашом, то, конечно же надо эту технику понять, усовершенствовать (штрих. растушевка, свет. тень) или любимая мною акварель — Я не понимала, как пьет бумага воду и как краска растворяется в воде, здесь нужен немалый опыт. Вот и зарегистрировалась на художественные семинары, так как никакой ШКОЛЫ в моем арсенале не было никогда. И мне, возможно ошибочно, кажется, что, рисуя , копируя работы художников, а потом сравнивая оригинал с тем, что получилось у меня, я начну в какой-то степени понимать свои ошибки и на этом учиться. А когда уже появятся первые азы техники, попробую оторваться от копирования и что-то создать из себя. Я понимаю, что очень важно не затянуть процесс срисовывания, но мне все же эта стадия обучения необходима. Я думаю, что такие мастера, как Леонардр да Винчи были Божественно одарены практически во всех проявлениях творчества, поэтому не давали алгоритм написания своих картин — ОНИ ОЩУЩАЛИ ЭТО ТВОРЧЕСТВО В СЕБЕ, а что делать нам, бесталанным, если писать все таки ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ, а умения нет. СПАСИБО ВАМ БОЛЬШОЕ, АЛЕКСАНДР, ЧТО ПОДНЯЛИ ЭТУ ТЕМУ, ОНА ЖИВОТРЕПЕЩУЩА И ЗАИНТЕРЕСУЕТ МНОГИХ.
Здравствуйте, Ольга! То, что копирование для Вас сейчас важно, никто не спорит, копируйте. В своих текстах я призываю это делать осмысленно, вообще подходить к любой творческой задаче с понимание дела. Просто повторив за кем-то последовательность действий, Вы вряд ли добьётесь ощутимых результатов. Насчёт таланта и божественного его происхождения с Вами не соглашусь. Талант учиться — вот это действительно полезная способность, и главное, доступная всем. Вам спасибо за понимание!
Спасибо, Александр, за ответ и поддержку в значении учиться развивать свой талант.
Я ознакомилась с вашим творчеством ,а также присуствовала на вашем мастер-классе Мне нравится ваше творчество Мое рисование—это мой релакс Но я понимаю ,что надо все-таки учиться технике рисования Вы обьясняете очень доступно У меня лично проблема не только с техникой,но и со смешиванием красок Не хочется ,чтобы работы были смнюшки или зеленушки Начинаем учиться!
Здравствуйте, Надя! Спасибо за комплименты, следите за моими постами, будет много полезной информации.
Здравствуйте, Григорий! Почему нет аваторок ни у кого, кто пишет комментарии? Это — не этично.
Здравствуйте, Рима! Если Вы пишите автору блога, то меня зовут Александр. По поводу аватарок всё просто: они замедляют загрузку страницы, а это не всем нравится, особенно тем, кто пользуется слабым интернетом. Не думайте только о себе.
Знаете, я много лет преподаю в художественной школе и скажу честно, нужно сначала научить ремеслу, и технике. Творить мы пытаемся на уроках композиции. Кого цепляет творчество — начинает творить вне занятий и тем самым становится мыслителем и отчасти художником творцом. При всех законах композиции чувство листа и врожденных пропорций играет решающую роль…..Далеко не каждый на выходе сможет творить…
Здравствуйте! Немного о себе:работаю архитетором, член Союза Архитеторов Украины(и бывшего СССР), участник конкурсов архитектурных и выставок живописи. Так получалось, что время от времени приглашали преподавать живопись(детям друзей, в кружки, в частные студии…)И каждый раз я говорила, что не художник, что учу иначе, более сухо…песпективе…проекциям…И вот за годы наработала очень неплохую программу, мои бывшие малыши уже учатся и на архитекторов, и на художников,). Затронутая Александром тема о грани профессионализма и любительского понимания живописи и творчества вообще волнует меня все эти годы. А скорее, как приблизить человека(ребенка или взрослого) к пониманию того, чему ты сам учился 5лет+N-лет профессиональной деятельности. И где любимая архитектура все время соприкасается и влияет на решения коллег-художников. Я — поклонница фестивалей, благодарный «смотрящий» слушатель. (Т.к. кое-какие знания имеются, начинаю думать и быстро повторить за Мастером не получается). «Кот в траве» — чуть ли не единственный мастер-класс, в котором участвовала, может потому, что рядом вот сейчас лежит кот Лексус). Знаете, так интересно получается, рисую всю жизнь…но в основном все придуманное:композиции в стиле какой-либо эпохи, осваиваю новые материалы, технику…а тут народ пишет пейзажи, натюрморты…Надо же учиться и этому!-так решила для себя. И для меня встречи с художниками на фестивале — -это интерес к методике преподавания, что, и как лучше рассказать и показать учащимся. Но Александр прав : как рассказать ощущение,где надо добавить пятно того цвета, которое буквально спасает работу? Вот такое состояние творчества, когда рука сама все делает…У меня двойственное отношение к мастер-классам. С одной стороны видя как люди стремятся, как радуются, когда получается…Значит — -это хорошо. С другой, я сразу вижу работы не профессионалов. Да, человек не учился 5-6лет композиции, теории цвета…И поэтому считаю, что надо давать базу перед тем как приступать даже к копиям. Вообще, обо всем этом говорить можно много, поддерживаю Александра в его желании учить, искать как это сделать результативнее. И еще:его мысль о том, что профи становится меньше, а любителей больше — -это так точно, я тоже это вижу. И очень хочется помочь тем, кто получает радость от творчества. Пусть хоть в перспективе) и законах(композиции, цвета…). Спасибо, если дочитали до конца,)
перерисовать поютапно тоже нужно суметь, не каждый сможет кто захочет. и из всех животных кроме слонов не даётся научиться рисовать, с мартышками такого не выходит.
Добрый день, Александр ! Спасибо за приглашение!! Я отношусь к той части посетителей фестивалей, которые просто получают от творчества огромное удовольствие! Никогда раньше не рисовала, много работала. а вот ушла на пенсию и появилось свободное время.. По натуре человек творческий, увлекающийся, многое умею-шить, вышивать, вязать..интересно всё новое! Лет пять мечтала о том,чтобы научиться рисовать..собирала и читала книги, но…..страааашнооо….. А год назад решилась…взяла в руки кисть…и теперь получаю огромнейшее удовольствие от процесса рисования! я понимаю, что нет «технической» базы..но я учусь..стараюсь искать информацию , поэтому огромное спасибо за нужные и полезные статьи.. Для таких как я начинающих рисовальщиков уже нет впереди столько времени, чтобы начинать учиться с нуля…это удел молодых..А мы будем радоваться жизни!!!
Выучив алгоритм действий в живописи не всегда становишься живописцем. Иногда смотришь, да красиво, но не трогает. И проходишь мимо.
Кот получился довольно несимпатичный ((
Здравствуйте, Андрей! Думаю, симпатичного кота Вы всегда сможете повторить поэтапно, скачав инструкцию в интернете! Поставленная мною задача в рамках мастер класса звучала иначе, а именно, научиться компоновать, рассказывать историю. Спасибо за отзыв!
Александр, мне особенно понравилась мысль из написанной темы : «Выскажу своё мнение. Там, где автор осознанно создаёт художественный образ, а не подобие внешней схожести. Решайте сами, кто для Вас профессионал!» , я позволю себе дополнить или раскрыть эту мысль иначе, что в сущности одно и то же : «Слишком близкое сходство с жизнью убийственно для искусства!»