Недавно получил сообщение от читателя блога. Вопросы, заданные мне, интересны, я посвятил им эту статью. Ниже публикую текст, адресованный мне, полностью.

“Здравствуйте, Александр! Вы просто взбудоражили меня своими статьями. Если бы всё то, о чём вы пишете сейчас, нам преподавали в худ. училище, когда учился я, то, вероятно, на нашем поприще осталось бы больше людей! Боюсь, что отвлекаю вас, но даже у меня возникли вопросы. Да, полностью согласен с тем, что нужно писать, словно играешь, но прокормить семью только лишь на работах практически нереально. Ведь авторская работка 50×30 будет стоить примерно 10-20 тыс. рублей, какой обыватель возьмёт её, он пойдёт на рынок и купит там постер за 1 тыс. рублей. Вот все наши преподаватели и подрабатывают кто лекциями, кто ещё чем. Это один вопрос — что выбрать: идти по желанию заказчика или продвигать своё видение. Конечно, у нас в России великое множество городов и посёлков, и там живут и творят художники как профессионалы, так и любители (ещё лучше профи) и тем не менее никуда не исчезли «старые голландцы», наши Репин, Васнецов, Шишкин и многие другие. Так получается, что как бы человек не писал — не каждому уготован путь нашего Шилова. Как это донести до разума начинающего? Сейчас прочёл статью о роли масляной живописи и акварели. А как вы относитесь к масляной пастели?
Прошу прощения ещё раз за то, что отрываю, возможно, от творчества, ну, уж больно вы завораживающе описываете. Хотя прежде чем получится что-то стоящее, уйдёт в урну масса набросков, потратится уйма времени на поиск мотива, света (в природе конечно), израсходуется килограммы краски и т.д. Готовы ли студенты нынешние ко всему этому? Задал вопрос и боюсь, что и меня вы посчитаете брюзгой (помню вашу статью, где вы дали “на орехи" тем, кто говорит о том, «как было в мои годы», и тем не менее, труд художника — это мучительный путь. Я видел работы Никаса Сафронова, видел, как некоторые студенты ломали свои кисти после просмотра. Как уберечь молодых от зависти к другим? Кстати, Сафронов подаёт себя достаточно эпатажно (как бы любуясь собой), это спесь или заслуженное отношение к своему творчеству?”

Буду отвечать последовательно. Начнём со злободневного — как прожить на картинах, как совместить увлечение, хобби, призвание и быт?

Никак. Это несовместимо, всё равно что пытаться подружить крокодила с курицей. Мы все знаем, чем кончится такая дружба — отличным перекусом для рептилии и трагедией для птички.

Вывод: держите своих птичек подальше от хищного быта, иначе он оставит Вам лишь воспоминания в виде пёрышков на сытой морде.

Жизнь слишком коротка, чтобы рисовать чужие картины.

А если серьёзно, то в сообщении уже есть ответ: “все наши преподаватели подрабатывают кто лекциями, кто ещё чем”.
Подрабатывают многие, большинство имеют вторую, а то и третью профессию, чтобы скармливать ненасытному быту не свои выстраданные картины, а время, посвященное заработку для решения насущных проблем.

Более того, нет в этом никаких противоречий. Если мы с Вами говорим о творчестве, то будет справедливо сказать, что это не профессия с бытовой точки зрения. Иметь неоправданные ожидания, что сотворённая нами картина непременно должна быть оценена по достоинству, значит, заблуждаться и морить голодом своих детей.

Творчество — это призвание, потребность, то, без чего блекнут все жизненные краски, это пища для души, для внутренней необходимости самовыражаться. Мне менее всего хотелось бы сейчас вспоминать пересказанные кем-то сказки про великих художников, как они пробивались в суровой действительности. Кроме них самих об этом на самом деле никто не знает.

Просто примите как факт, что нам никто ничего не должен, что бы мы о себе не думали. А ещё меня всегда удивляют оправдания: “Нужно кормить детей, поэтому я и ...” Если Вам нужно кормить детей, то почему бы изначально не выбрать более денежную профессию, а не пытаться угодить “и вашим, и нашим”.

Конечно же, обыватель купит постер за тысячу рублей, если ему придётся выбирать между картиной за двадцать и более тысяч и напечатанными фантиками в позолоченных рамках. Я не вижу в этом никаких противоречий, более того, будь я обывателем, то поступил бы так же.

Творчество — заведомо убыточная деятельность. Созданное Вами сегодня для обывателя не имеет ценности, так как не решает его первоочередные проблемы.

Если всё так печально, то зачем вообще становиться творцом, и что следует говорить в напутствии начинающим художникам?

Покажите мне хоть одно традиционное учебное заведение в сфере изобразительного искусства, где давали бы гарантии на счастливое будущее в профессии. Их нет и быть не может, обижаться на систему образования бессмысленно, тем более во времена рыночной экономики.

К слову сказать, одна претензия у меня есть. Почему среди множества учебных дисциплин нет и никогда не было предмета, который бы учил учиться? Урок по самообразованию был бы полезнее многих, потому что этот навык необходим в течение всей жизни, а не только во время сессии.

Что же делать? “Идти по желанию заказчика или продвигать своё видение?” Для меня ответ однозначен — творить, выражать себя, быть честным по отношению к себе, прежде всего, по-моему, здесь всё предельно ясно.

Как же согласовать это с бытом, с неустроенностью жизни и миллионом “хотелок”, которые есть у каждого из нас? Повторюсь, не впускайте крокодила в курятник и не пытайтесь с ним договориться, он всё равно сожрёт всё, что Вам дорого.

Если Вы творческий человек, если у Вас есть потребность выражать себя, разделите мир на две половины, а именно, быт и творчество. Если есть возможность сделать выбор, то лучше откажитесь от быта, пока он не перемолол Вас на фарш.

Меня удивляют люди, заявляющие, что им хотелось бы того и этого, но для достижения своих целей ничего не делающие. Или же все их потуги по сути вполсилы, где вторая половина уходит на отдых, развлечения, диван и телевизор.

Лично я ничего не имею против быта, в моём мире этот лютый зверь живёт отдельно на выделенной ему территории. Да, я трачу на него часть своего драгоценного времени, взамен он верно мне служит.

Выкиньте Ваши диваны и телевизоры! Если Вы творческий человек, то эти капканы совсем ни к чему. Они тянут на дно, где Вас уже ждёт вязкий ил оправданий, жалости к себе, страха что-либо менять и желания мечтать, а не делать.

Перестаньте ходить хожеными тропами, жизнь слишком коротка, чтобы рисовать чужие картины, начните сочинять свои прямо сейчас, не откладывая на завтра.

Да, сейчас — это именно СЕЙЧАС! Можете не читать дальше, действуйте, лучший мотиватор — это Вы сами. Каждая Ваша творческая победа — стимул для следующей. Вот увидите, что начав движение как черепаха, вскоре будете двигаться стремительно и быстро, как гепард.

Благодарю читателя за вопросы, вот ещё один: “готовы ли студенты нынешние ко всему этому?”

Если творчество — это потребность, а мы выяснили, что оно убыточно в контексте бытовых нужд, то речь идёт, скорее, о стиле жизни. А стиль жизни — это воздух, которым мы дышим. Готовы ли Вы дышать или будете задыхаться от бытовухи — выбор за Вами.

Мне хотелось бы посмотреть на тех студентов, которые ломали кисти после просмотра выставки названного Вами персонажа. Мне интересно, кто их до этого довёл, наверное, “изверги” педагоги?

В современном мире у каждого есть право выражать себя в том или ином направлении изобразительного искусства, будь то реализм, авангардизм, импрессионизм, поп-арт или потворство обывателю. По-моему, есть только один справедливый цензор — это закон. Мы с вами живём в правовом государстве, где то, что не противоречит законам, имеет право быть. Другое дело — личный выбор. Вы можете как пойти на выставку, так этого и не делать, зачем кисти-то ломать?

Беречь молодых от зависти ни в коем случае не нужно, иначе придется беречь их от гордыни, прелюбодеяния, обжорства, лени и т.д. по списку. Все эти качества каждый из нас должен обуздать в себе сам, как и взрастить лучшие. Думаю, здесь комментарии излишни.

По поводу масляной пастели скажу, что отношусь к этой технике прекрасно, как и к любой другой, если она в надежных руках мастера.

Ещё раз спасибо за поставленные вопросы автору сообщения, а мне хотелось бы узнать мнения читателей на эту тему. Жду Ваших комментариев!