Я не ответил на комментарий читателя моего блога из позапрошлой статьи. Вот его вопрос:
Александр, не подскажете, как старые мастера добивались тонкой детализации в облаках при многослойной живописи? Я самоучка.
В траве вот, вроде, сообразил (надо работать рельефом на контрасте), а в облаках всё никак понять не могу: там ведь надо гладко.
Хочу начать с того, что все мы самоучки, в блоге уже есть статья на эту тему: http://grigoryevalexandr.ru/xudojnik-camouzka.html
Если мы сами себя не научим, никто не сможет поместить в наши головы знания. Как, вы думаете, учились старые мастера? Да так же, как и мы, перенимая знания из рук в руки. Они не выдумывали каждый раз заново давно существующие приёмы и методы работы, а учились друг у друга.
Отвечаю на Ваш вопрос. В траве, Вы сообразили верно — “работать рельефом”, то есть фактурно. Чем ближе к нам предметы, тем пастозней они могут быть написаны, следовательно, чем дальше планы и детали, их наполняющие, тем мягче.
Когда вы пишете облака, старайтесь меньше фактурить, преимущественно работая белилами, а после их высыхания добивайтесь нужного цветового тона прозрачными лессировками.
В вопросе, заданном выше, меня смущает формулировка “старые мастера”. Старые — звучит абстрактно. Да и вообще, если речь о мастерах, причём тут старые и новые — они либо мастера, либо нет.
Не могу пройти мимо этой темы. Давайте разберёмся, кого считать мастером?
В сети много советов, где “учителя-педагоги” обещают научить выполнять сложные задачи в два приёма. Вам не кажутся подозрительными обещания: “Вы выполните с нами одну-две работы, мы подскажем, что у Вас является сильной стороной, а затем Вы станете обучать этому других!”?
Когда я был студентом художественного училища, я видел, что многие педагоги сами не умеют то, чему учат студентов. Меня это сначала возмущало, затем стало ясно, что педагог и мастер — это не одно и то же, а значит, не стоит тратить время на педагогов. Только мастера могут вдохнуть жизнь в заблудшие души начинающих художников.
Где же их найти, мастеров, вот в чём вопрос. Взять урок у Леонардо или Репина не выйдет, пока чудеса науки не явят нам вновь всех гениев вместе с канувшими в Лету мамонтами. Но это вряд ли возможно, не будем фантазировать.
Как ни странно, мой поиск мастеров завершился успехом, и я с любимого мной книжного Левитана переключился на реальных художников, здравствующих и творящих здесь и сейчас.
Покинув стены Ярославского художественного училища, я прямиком отправился в Ярославское отделение Союза художников, где изобилие мастеров не оставляло шансов на сомнения в том, что учиться нужно у них.
Пару слов о Союзе художников России. Это творческая общественная организация, членство в которой в своё время было очень престижно. Имея билет члена СХР, вы были подлинным художником с мастерской, различными льготами, государственными заказами и т.д.
Конечно, стать членом организации было архисложно, так как правила были строгие. Здесь интересно и важно, что ни диплом, ни педагогическая деятельность не играли роли, только наличие картин и пройденные выставкомы на масштабные (зональные, всероссийские) выставки.
Правила способствовали тому, что членами СХР становились не балаболы, а художники, действительно владеющие кистями и красками, впоследствии умножающие своё мастерство в среде подобных им фанатов своего дела.
Не хочу идеализировать Союз художников советского образца — там тоже были люди, а не книжные герои, а значит, многое было неидеально. Однако художников, хранящих высоты мастерства, нужно было искать там, и я их нашёл.
Скажу так: всё, что мне дали книжные Левитаны и Репины — это примерно пять процентов, десять процентов — педагоги, а остальное — художники — подлинные носители мастерства.
Если Вы думаете, что эффективно заниматься саморазвитием по книжкам, Вы просто не цените своего времени. А главное, пока Вы изобретаете велосипед, кто-то уже мчится на нём к вершинам мастерства.
Сейчас, в век коммерциализации, всё продаётся и покупается. Да, это нормально, иначе никак, но если раньше было мастерство, то сейчас — красивая обёртка.
Фантики красивые, а конфетка отвратная, один раз попробуешь — отобьёт желание на всю жизнь.
Ах, эти сладкие обещания: “Вы выполните с нами одну-две работы, мы подскажем что у Вас является сильной стороной, а затем Вы станете обучать других”, “Картина за один день”…
Ничего удивительного в том, что однажды попробовав подобный суррогат, Вы составите мнение, ошибочное в корне. Картины не пишутся за один день (один час), никаких сильных сторон у Вас не найдут, разве что те, за которые Вы заплатите!
Вопрос, чему Вы будете учить других, каким мастерством овладеете? Подозреваю, что ничего, кроме бездумного копирования фотографий и кучи ненужных приёмчиков, у Вас не будет, да и откуда взяться?
К сожалению, процент желающих приобщиться к изобразительному творчеству растёт такими же темпами, какими уходят настоящие мастера. Реальная картина сейчас такова — на одного мастера — носителя знаний и опыта его учителей приходятся сотни любителей, готовых обучать себе подобных тому, что не умеют сами.
Недавно мне задали вопрос: “А почему ты свою онлайн-школу не откроешь, сейчас же это тренд — все, кому не лень, школы открывают?”
Здесь стоит разобраться, что значит “открыть школу”. Набрать персонал, создать команду, всё настроить и в путь? А теперь представьте, Вы в этой школе учитесь. Письма Вам пишет копирайтер, который вообще не понимает, что сочиняет на тему творчества: “Как найти вдохновение”, “Как открыть свою выставку”, “Как найти свой стиль в живописи”… Откуда он это знает? Он же копирайтер, он может только чужие тексты своими словами перевирать.
Кто будет Вам уроки проводить? Любители, у которых нашли “сильные стороны”, или студенты, ещё недавно получавшие оценки от педагогов. Кто проверит Ваши домашние задания? Не исключаю, что копирайтеру может выпасть и эта участь.
Нет, мне такая школа не нужна, я вообще против всяких школ для художников. Знания можно получить только из рук в руки у тех, кто ими владеет.
Мы с вами в интересное время живём — все хотят быть белыми и пушистыми, кропотливо трудятся над фантиками, забыв, зачем они нужны вообще.
С другой стороны, всё, что нельзя было раньше, сегодня можно, и это прекрасно. Вот только важно не заблудиться в нынешнем многообразии красивых обёрток. Раньше, чтобы учиться, ты мог воспользоваться ограниченным количеством возможностей. Если что-то не получалось, то не получалось навсегда. Сейчас все мечты сбываются, неважно, сколько тебе лет — было бы желание.
На рынке образовательных услуг предложений полным-полно, и все обёртки красивые. Неудивительно, что многие, разочаровавшись в ныне здравствующих, ищут ответы у старых мастеров.
Живопись старых мастеров — это труд многих поколений художников, продолжающийся в нас, в современниках. Хотите стать проводником, носителем знаний и мастерства — учитесь у тех, кто им владеет.
Чтобы фоточки срисовывать, вам никакая школа не нужна!
Возвращаясь к вопросу читателя, что делать с облаками — кто Вам сказал, что в облаках надо гладко? Облака так же находятся в пространстве, как и все остальные видимые объекты. Какие-то из них ближе, какие-то дальше, облака могут быть мягкими, еле уловимыми, а могут быть резкими, контрастными, активными.
В зависимости от Вашей художественной задачи следует и действовать, в том числе писать корпусно, пастозно небо.
Изобразительное творчество — необычайно захватывающий процесс, но мы с вами понимаем это по-разному (я обращаюсь к начинающим художникам). Вы восхищаетесь красивыми фоточками с пейзажиками, цветочками и кисами, а я — цветовыми и тональными отношениями, пластикой пятна и художественным образом.
Милые киски завораживают, согласен, но поистине творческие задачи, которые вы могли бы перед собой поставить, восхищают, захватывают, вдохновляют, заряжают энергией и силой. Всем кто действует, желаю творческих успехов!
Не в бровь, а в глаз! Браво, Александр!Наверное кому-то покажется статья резкой и обличающей… Но это правда жизни!
Я немного училась у Ольги Базанова, у нее так легко и просто всё получается, у меня так повторить не удается,как ни старалась)
Каждый рисующий (пишущий)знает свои возможности, по ним ставит цели. Я знаю, что мне *не дано* но люблю краски, красивые фотографии, пыхчу и . копирую. Не художник я. Можно я буду любить красивые букеты, яркие пезажи и даже милых кисок. Каждый раз я выделяю для себя цель учебы в рисовании. Вот учусь море *писать*,вот овощи тень дают и свет надо. Мне трудно, я стараюсь. Мне нравится. Я подписалась на рассылки. И это мне интересно. Но для кого на самом деле этот блог? Профессионалам он не нужен, начинающим художникам? А что делать *домашним писакам*? Для них и существуют *картина, за час*…. Простите примитивных нас и не хулите…
Здравствуйте, Ольга! Кто сказал, что Вам не дано? Кстати, эта тема уже рассмотрена мной в статье, прочтите: http://grigoryevalexandr.ru/pyat-ya-tvorcheskogo-cheloveka-uznajte-kakoe-iz-nix-vashe.html По поводу букетов и кисок, Вы у меня спрашиваете разрешение, я правильно понял? Вы серьёзно? Этот блог для тех, кто верит в себя, в свои возможности, для тех, кто хочет развиваться вопреки, а не благодаря. Если Вы прочитали только эту статью, то я сомневаюсь, что он Вам вообще интересен. Вероятно, Вы здесь случайно, все ответы уже есть на страницах блога, и результаты тех, кому он нужен, также опубликованы в статьях. Хотите оставаться «домашним писакой» — Ваше право, но называть примитивными всех я Вам не рекомендую. Спасибо за комментарий!
А вот я с Ольгой очень и очень даже согласна! Она трезво оценивает не только себя, но и тех рисующих работы которых она наблюдает. И она уж точно верит в себя, т.к. продолжает развивать свой интерес, у неё есть её хобби и это Здорово!
Я бы тоже не стала разбрасываться словом Художник. Многие с дипломами никогда не смогут стать мастером, как бы не пытались практиковать свои навыки, это уж точно «дано» или «не дано».
Но в любом случае развивать себя надо во всех возрастах. И очень хорошо что Вы, Александр, многим в этом помогаете!
Оля, доброй ночи! Поверьте, этот блог для рисующих и только мечтающих рисовать людей. Вливайтесь в наши ряды и Вы начнете рисовать с Пониманием, Вы увидите плоды своего труда возможно, через месяц, возможно, через полгода. Это не просто разговоры и текст, который Вы читаете- это Действие, это работа. И, Поверьте, профессионалы на занятиях Александра находят для себя много нового и интересного. Нужно научиться это новое видеть. Плюс- общение с единомышленниками, которые разделяют твои взгляды, мысли и любовь к творчеству. Желаю Вам успеха!
я тоже полностью разделяю все утверждения Александра! знающего свое дело человека видно издалека.
Да,действительно, всё так! Имею некоторый опыт в покупке «фантиков»! И даже думала, что срисовывать картинки это нормально, ведь практически все «обучают» именно так!Бесконечно рада такому подарку судьбы, как Обучение у Александра.Даже не предполагала, что вообще существует возможность получить образование Такого Уровня!
Хорошо, что Вы пишете такие статьи, Александр. Мне она не показалась ни резкой, ни обличающей, а очень информативной для начинающего художника. Задающей правильный ход мысли. Просто не всем например везет, как мне, встретить сразу правильного мастера, а не просто учителя. Не проходя кучу бесполезных и сбивающих с толку мастер-классов. Да и мне честно сказать подсказывали, кого пропустить из учителей, а у какого мастера начать обучение…А так вот, при таком многообразии предложений и минимуме знаний, начинающему художнику сложно понять «ху из ху» и что главное в изобразительном искусстве «травка с облаками» или отношения. Или как травку с облаками видеть отношениями!!! У нас же у художников как? Все связано со всем, и не иначе!;)
Знаете, не очень-то мастера спешат делиться своими знаниями.Ни разу не расскажут и не покажут как они заканчивают свои шедевры.Да и как с ними встретиться в Русской глубинке? Ловить их можно разве, что в академиях, при длительном образовании. Остаются книги в помощь и онлайнтреп.
Ольга! Считайте, что Вам повезло, есть возможность практически вживую общаться с Мастером и его подопечными. При усердной работе результаты появятся, Вы это увидите сами, честно-честно). Вы должны видеть Мастера, слышать его голос, видеть реакцию во время разбора работ учащихся. А он-лайн МК…это фикция «обучения»
Благодарю за новые откровения!
Здравствуйте! Александр за настоящее подлинное искусство. Можно сказать, один из немногих искренне болеющих душой за развитие творческих людей. Действительно, слишком много в жизни происходит вещей, которые обесценивают настоящее, лишь бы заработать деньги, а качество не имеет значение,во многих сферах жизни.Пусть благодаря таким людям как Александр, не исчезнет настоящее, подлинное в искусстве, да и в жизни думаю наш мастер такой же.
Замечательно сказано!
Александр, как всегда, блестящая статья! Назрел вопрос-а не ученик училища, а просто самоучка, что, может так просто вломиться в союз художников на предмет-обучите меня кто-нибудь в реале? Ведь им тоже наверняка удобней работать с теми, у кого уже есть база. Не объяснять уже элементарные для них вещи.
Здравствуйте, Настя! Хороший вопрос, но ответ закономерен: под словом «учиться» я понимаю — добывать знания как бесценный ресурс для собственного роста. Никто просто так не отдаст Вам этот ресурс, и Вы никому не интересны просто так. В то же время как обратить на себя внимание, как заставить поверить в Вас наставника, зависит только от Вас, под лежачий камень вода не течёт. Союз художников никого не обучает, но именно там есть мастера, у которых следует учиться. Так всегда было — ученик искал своего мастера, подметал полы в его мастерской, натягивал холсты и т.д. за обучение. Сейчас проще — знания можно купить, но это не единственный способ. Если Вы хотите обладать ресурсом, то своего добьётесь, остальные, как всегда, найдут оправдание, почему у них не было возможности. Хочу отметить, что СХР советского образца и сейчас — это совсем не одно и то же. Чтобы сейчас найти больших мастеров, ориентироваться только на корочки будет большой ошибкой, смотрите на картины. Спасибо за комментарий!
Добрый день! Александр, это хорошо, что Вы еще раз коснулись темы «а кто же Мастер?» Но вот на вопрос товарища про лессировку облаков ответили одним предложением. Думаю, меня поддержат мои сокурсники: хотелось бы узнать о некоторых приемах технических по-подробнее. Я пробовала акрилом такую технику, но заканчивается все тем, что опять перехожу на пастозное нанесение краски. А в масле просто не выдержу ожидания высыхания. А Читателя и Ольгу еще раз приглашаю в наше дружное, думающее сообщество.
Здравствуйте, Нина! Согласен с Вами, сколько бы я слов здесь не написал, лучше один раз увидеть. Все детали этого вопроса будут в курсе «Пейзаж с натуры».
Добрый день Александр! Спасибо Вам.Сейчас много художников, просмотревшие видео курсы и считают себя мастерами.Писать с натуры, ходить на этюды, это очень канительно.
Привет всем. Я не согласно с тем что, мы не умеющие писать » писаки». пишите и ни чего не бойтесь. Чем дальше будите писать тем сложнее но и интереснее. Много много надо знать. Но ещё интереснее и интереснее. Даже дух захватывает. Больше читайте, смотрите мастер классы, а самое главное ищите учителей хороших. Это познаётся только трудом. Александр педагог от бога. О котором только можно мечтать. В изостудию пошла в 74г.
Творчество это саморазвитие через преодоление собственных трудностей. Лично для меня это так. Хочется, можется, но… И у каждого есть эта своя «заковыка». Я бдагодарна судьбе и Богу за общение с Александром. Надо иметь величайшее терпение к ученикам и огромнейшую любовь к своему ДЕЛУ. Человек беззаветно преданный тому, что любит и хочет, и знает. Для него, похоже, ученик — тот же холст, только заляпаный житейскими проблемами и/или (Слава Богу) наивно чист и послушен Мысли Души. Мазок за мазком он снимает эту пыть и копоть с наших душ, открывая то,что только ему самому и видно. И радуется! Когда там у нас что-то есть и получается. Создаёт свой эксклюзивный шедевр на полотне моей, к примеру, души. И я это понимаю. И очень мне это всё близко, понятно и дОрого!
Желания и реальность — всегда грань бытия. Но я иду по этой грани ЧЕРЕЗ собственное ХОЧУ — НЕ ХОЧУ, потому что ВЕРЮ ему, а значит — поверила и в себя. Хотя мне и было, и есть пока всё это трудно. По времени и возможностям — трудно. А по пониманию — невероятно легко, понятно и радостно от тех открытий, которыми живу — от встречи к встрече!
Спасибо Вам, Александр!
И всем — большое спасибо!!!
Есть то, что уже есть!
И это здОрово! ;)
Почитала статью Александра — порадовалась,что случайно нашла единомышленника,умеющего грамотно и четко излагать свои мысли , адекватно мыслить, профессионала,судя по всему,человека,готового помогать начинающим ,ничего не умеющим художникам.Посмотрела работы некоторых учеников,расстроилась, опять импрессионизм, который я абсолютно не понимаю. Только вчера была на вебинаре ,писали несложную картину мазочками, я начала мазочками,мне показалось очень долго, продолжила по-своему,так быстрее и красивее.))) По-моему, живопись правильная- это когда из 100 работ(к примеру) хочется вернуться к одной и не один раз. У меня было такое.Зашла в галлерею , стала неспеша смотреть замечательные работы,одна другой лучше, и вдруг , не могу поверить, передо мной работа ,от которой я зашлась смехом! Детский рисунок! Художник взрослый мужчина. Я посмеяласьи дальше продолжила просмотр, поймала себя на мысли,что просто листаю ,не вглядываясь ,подумала, такие шедевры,а мне,вдруг, стало скучно.Захотелось вернуться к той смешной детской картине. И если бы были у меня деньги, купила бы ее. Прошло много лет,а я до сих пор помню ту работу.
Здравствуйте, Тамара! Хочу Вас предостеречь от поспешных выводов. При чём тут импрессионизм? Начинающий художник не мазочки изобретать должен, а изучать форму, свет, цвет и т.д. Я никого импрессионизму не обучаю, а то, что Вы за него приняли — это работы учеников, где их главная задача — перестать бояться цвета, смело компоновать, конструировать быть хозяином натуры, а не её рабом. Все работы, представленные на сайте, выполнены авторами от поиска натуры до результата на холсте, никто за мной ничего не повторял. По поводу Вашего “не понимаю» уже много написано на страницах блога. Понимание = знание, то есть, пока не будете знать, ничего не поймёте, глядеть и видеть — не одно и то же. Правильная живопись — понятие абстрактное, а если в двух словах, то это достигнутая автором творческая задача. Но если Вы как зритель от этих задач далеки, то, сколько ни гляди, не увидеть. Хотите научиться видеть, приходите на онлайн встречу. Спасибо за Вашу историю!
Вероятно автор вопроса про старых мастеров имел ввиду голландских мастеров 16-17 веков. Они писали в моногослойной технике: сначала намечали композицию в гризайле коричневыми красками,прописывались тени; затем подкрашенными белилами прописывали света; на заключающем этапе цветные лессировки.
Спасибо, Александр, за интересную статью. Сейчас многое в нашей жизни построено на обмане. Наивные люди верят, что учатся рисовать, а для других — это просто бизнес, причем процветающий. Пытаюсь рисовать лет семь, наверное, конечно, времени особенно нет,т.к. есть основная серьезная работа, но просто уже не могу жить не рисуя, а начиналось всё с МК в школе «Рисуем за 1 день», постепенно разобралась, что к чему, в основном это, с позволения сказать, обучение — развод лохов на бабки и вся эта интуитивная живопись — фигня на постном масле. Но всё же удалось выйти на парочку художников-педагогов, которые действительно учат и радуются, когда у их учеников что-то начинает получается.
У меня похожая история с рисованием, за исключением одного, мне не удалось пока выйти на настоящих педагогов, живьем, так сказать.
Отличная статья! Благодарю за ясность высказывания. Сама являюсь женой художника и 10 лет наблюдаю с очень близкого расстояния весь процесс, а также активно вмешиваюсь, в особенности в организацию всего, что вокруг картины (потому что он сам не может этим заниматься, ну не может и все!). Еще он не может никого ничему научить и даже не пытается, повторяя, что учат те, кто сам не состоялся в живописи. Я же привожу в пример Репина и его учеников)) Вот так и живем одним только творческим процессом, пытаясь выйти на прожиточный минимум, но, все же, не за счет «обучения». Кому интересно оценить творчество художника, то это петербургский живописец Сергей Опульс .
Большое спасибо,Александр,за такую статью-очередной раз радуюсь ценной информации.Согласна полностью:я проходила не один МК по живописи(оставалась каждый раз недовольна своим внутренним состоянием,с не полученными ответами на мои вопросы:как это и почему так??)… Только после учебы у Александра на Курсах (Пленэр и Все о цвете),я все поняла(что мне не хватало-Знаний и в результате получила ответы на свои вопросы)… После этого я отписалась от многих таких МК (О.Базанова в том числе)-НЕ ИНТЕРЕСНО стало сейчас с полученными знаниями.Благодарю Александр.Надеюсь и дальше продолжать у Вас учиться.