Продолжаю цикл статей, посвящённый историям участников моих учебных курсов. В этой статье два автора, по-настоящему увлечённые живописью и изобразительным искусством.
Знакомьтесь: Ольга Соболева.
Занятие живописью я очень люблю. Так или иначе, занимаюсь этим давно.
Я не училась в художественной школе, училище и т.д. У меня нет традиционного художественного образования. Всю свою жизнь я занимаюсь самообразованием. Ищу учителей. Считаю правильным принцип — «от множества советников дело устроится». Поэтому Александр не единственный человек, у которого я училась и учусь.
Современные коммуникации предоставляют множество возможностей. Пользуюсь любой появившейся, чтобы учиться. Поняла, что нет взаимно исключающих мнений. Можно все. Можно и так, и так. Что для одного уважаемого учителя скучно, для другого — достойный результат и наоборот.
Обучение живописи, наверное, можно свести к одной схеме. Суть в том, что художник решает 5 задач в своей работе.
1. Рисунок — компоновка. (Размер в листе, равновесие). Общие пропорции — построение.
2. Потом можно подумать о том, чтобы отсутствовали неудачные совпадения. И наоборот, должно быть взаимодействие предметов, чтобы они были красиво сгруппированы.
3. Решить вопрос глубины пространства. Что ближе, что дальше.
4. Композиционный центр. Целостность. (Главное/ второстепенное). Вход в композицию.
5. Техническая выразительность. (Детали, фактура, материал, штрих/мазок кисти по форме предмета, образ, характер. Состояние, атмосфера.
Не забыть про объем (направленное освещение).
Про живописность и теплохолодность.
Граница «фон — предмет» (касание).
Разница в тоне, большие отношения, контрасты.
Разнообразие (не использовать однотипных форм, одинаковых размеров, промежутков, цветов и т.д.).
Преподаватели могут эту информацию дать, но надо ещё суметь её взять. Александр все время побуждает всё это продумывать. Конечно, это необходимо.
С другой стороны, когда мы дышим или ходим, мы не думаем, “вот я дышу или иду, и делаю это так-то и так”. Мы умеем дышать и дышим. Умеем ходить и ходим. Я бы хотела, зная все эти задачи и законы, не задумываясь, решать их. Один состоявшийся художник сказал мне, что «первый мазок от Бога, затем это работа. Цени первый мазок».
Однако каждый раз, когда я берусь за новую работу, у меня такое чувство, что я ничего не умею. До сих пор у меня нет алгоритма, как писать картину. Я не знаю, это когда-нибудь пройдет? Но я не боюсь белого холста. Жаль только, что у меня нет шкафа, полного холстов и красок.
Есть такая мечта — фантазия. Чтобы у меня был большой шкаф с холстами и красками. Я брала бы холст, а на его месте сразу появлялся новый, чистый. И они никогда бы не кончались. Их было бы не жалко портить.
Я серьезно полагаю, что каждому жителю Земли было бы полезно уметь рисовать и писать картины. Равно как читать и считать.
Это потому, что для того, чтобы рисовать, надо внимательно смотреть на то, что тебя окружает. Присматриваясь и рассматривая, можно заметить, что окружающий нас мир очень цветной, в нем много оттенков и он очень красивый. Видеть это радостно. От этого я люблю пленэр и пользуюсь любой возможностью, чтобы попленэрить. Были бы силы стоять и носить тяжёлые материалы.
Об успехах своих писать особо не хочу. Персоналки на Пречистенке и в ЦДХ пока не было. В союз художников я не вступила. Галеристы и коллекционеры в очередь за картинами ко мне не стоят.
Но радость смешивание красок мне приносит. И еще я очень радуюсь, что вот недавно этого не было (картины), и вот она (картина) есть.
В прошлом году около 30 моих работ покинуло мастерскую. Не всегда понятно, что думает человек о твоей работе, зачем он её купил, понравилась ли она. Но некоторые люди обернулись и поблагодарили. Показали, как картина теперь оформлена, как она теперь живет в новом доме. Это приятно!
Я стремлюсь к чистому и гармоничному письму.
Мечтаю о мастерской с высокими потолками и большими окнами. И о шкафе с никогда не заканчивающимися холстами… и ещё выпить чашечку кофе с Рембрандтом и Коровиным, поговорить о живописи и поучиться в их школе.
Татьяна Королёва
Родилась 6 октября 1958 года в Челябинске. Сейчас живу в Самаре. По первому образованию инженер-конструктор летательных аппаратов.
Рисовала всегда, сколько себя помню. В школьные годы, можно сказать, была активной рисовальщицей — всякие конкурсы детские, редколлегии, стенгазеты…
Во взрослой жизни увлечение рисованием не пропало, а вылилось в желание выражать свои мысли,чувства и эмоции творчески через изобразительное искусство. Многим, наверное, знакомо чувство, когда чем-то восхитишься и приходит мысль — вот была бы картина!
Следом возникает куча вопросов — а как же это воплотить технически? Так я стала самоучкой. Покупала книги по рисованию и живописи, выполняла какие-то учебные упражнения. По возможности посещала галереи и выставки. Больше всего привлекала масляная живопись. Поэтому, когда натолкнулась на мастер-классы по живописи в интернете, начала писать мастер-классы.
Быстро поняла, что это не мое — копировать чужие работы, хотелось писать свои. Знакомые и друзья удивлялись — откуда такое увлечение? И многие стали просить портрет. Это был еще один опыт — писала портреты пастелью по фотографии. Людям нравилось. Но меня не устраивало — получались красивые копии фотографий.
На мое счастье, Александр пригласил на страницы своего блога, а затем и на курс “Как рассказать историю языком визуальных образов». Очень интересный курс по композиции. Здесь все было новое для меня: что такое композиционное мышление, как работать с плоскостью, как правильно смотреть на картину. Настолько обучение было полезно, что я пошла без сомнений и на все последующие курсы.
Курс «Семь ступеней к творчеству» был откровением. Я считала, что невозможно научить творчеству, оказывается, и это возможно.
Мне сейчас даже сложно как-то разграничить все курсы — они важны все и дополняют друг друга. Обширная информация на курсе по цвету, по фигуре человека, как находить сюжеты и в «Закрытом клубе».
Благодаря такому обучению, постепенно выполняя задания, пришло понимание, как работать над картиной от идеи, как начинать картину, как вести ее дальше от общего к частному, вне зависимости от того, что ты пишешь — натюрморт, пейзаж или портрет. Как из скупой палитры получить все многоцветье живописи. Конечно, не всегда все получается, но всегда можно вернуться и пересмотреть нужный материал.
Так, в увлекательном процессе обучения появились собственные работы.
Еще очень важный аспект, что все выполняемые задания и работы разбираются Александром на уроках в группе. Смотришь картины всех участников и слушаешь их разбор, а не только своих собственных.
В заключение хочу выразить благодарность Вам, Александр, за Ваш огромный труд, за знания и поддержку начинающих художников, за искренние статьи на блоге, которые тоже помогают жить в творчестве и быть счастливой!
Все работы созданы авторами самостоятельно, это не скопированные мастер-классы или фото из сети. Работы уникальны и полностью принадлежат авторам от поиска идеи до её реализации.
Другие статьи посвящённые участникам моих курсов:
Знакомьтесь: Валентина Баяндина. История художника и совет, как сохранить вкус к жизни
Ольга и Татьяна! С огромным уважением отношусь к Вашему творчеству. Сейчас, вновь листая Ваши работы, вспоминаю историю их появления, мои первые впечатления от этих работ, мои размышления над Вашими работами. А размышляя, появлялась уверенность в выбранном мною творческом пути, я стремилась и стремлюсь к мастерству владения Вами материалом. Очень нравится живописность и экспрессия Ольги, и сдержанная строгость, наполненность смыслом и художественностью работы Татьяны. Успехов Вам в Вашем творчестве и много благодарных зрителей!)
Ольга, спасибо за размышления, за схему написания картины:) Удивительно, что схема существует вместе с искрометностью картин в одном человеке. Татьяне спасибо за чудесные картины, в которых много свободы и воздуха, спокойствия и равновесия. И спасибо Александру, что показал ваши картины вместе, замечательно смотрятся. Успехов в творчестве и удачи!
Очень интересно, красиво и полезно. Спасибо! Я не умею рисовать, я делаю декоративные работы.
Здравствуйте, Александр! Вокруг столько негатива, а почитаешь Ваши статьи, посмотришь работы Ваших учеников, и душа радуется! Девушки, вы — молодцы! И попутно у меня вопрос о пленэре. Я как-то вытащила мольберт на полянку, холст, краски и начала рисовать (писать). Но тут все насекомые, которые мимо пролетали, прилипли к краске на холсте.И все. Моя работа на этом закончилась. Теперь пишу дома по памяти, по фото или сама придумываю сюжет.Что делать, чтобы мошки не прилипали к краске? Жалко же их.
Здравствуйте, Людмила! От насекомых летом Вам никуда не деться, один вариант — пишите зимой, пока они спят. А если серьёзно, то старайтесь не забираться в лес, на открытых пространствах с ветерком мошек почти нет (я про среднюю полосу России). Спасибо за комментарий!
Ольга и Татьяна! Ваши работы дают эмоции и побуждения для мотивации себя. Часто кажется, что никогда не выйдешь на такой уровень мастерства, что бы не стыдно было показать свою работу. Александр, как и вы — учит это преодолевать. Спасибо за возможность!
Ольга, Татьяна! С большим удовольствием рассматривала Ваши работы. Очень интересно! Даже появилась уверенность и в своих силах. Вы теперь — пример для меня. Благодарю за доставленное эстетическое наслаждение. Удачи Вам, творческих успехов.
Замечательно вдохновляюще! Для тех кто только начинает, таких как я. Живя в Крыму просто грех не писать))) Пробовала в разных техниках написать крымские пейзажи. Выставлять пока стесняюсь, кажется что не получается. Александр, Ваши статьи и вебинары смотрю регулярно, узнаю много нового и полезного. Мне хотелось бы отправить Вам несколько моих работ, узнать Ваше мнение.
Спасибо сердечное Всем за теплые комментарии! Всем вдохновения и творческий успехов!
В спорте есть такая терминология»начинающие» и «продолжающие». Рисование — это , конечно, не спорт,но хочется воспользоваться этой терминологией и пожелать всем быть в разряде продолжающих!
Татьяна, Ольга, как я рада прочитать про вас и ваши работы! Бесподобные работы! Они — ЖИВЫЕ! Танечка, а у меня так вообще сердце замирает, потому что вижу родные мне пейзажи тех мест, где сама живу! У меня сейчас период карьерного роста на работе… но я верю, что и я когда-то снова возьму краски и кисти в руки! Горжусь знакомством с вами!
Оля, большое спасибо за такой эмоциональный комментарий! Не сомневаюсь, что кисти и краски — это твое! Ждем тебя в наших рядах!
И Ольга, и Татьяна — участницы самой первой образовательное программы Александра. Первый поток. И они сразу же выделились своими неутомимым трудолюбием, любознательностью, системным стремлением к развитию. Это — та база, на которой основывается, как я думаю, успех в любой деятельности, в том числе и в овладении живописью. А их работы это как раз и доказывают. С Ольгой и Татьяной мы вместе шагали из курса на курс на протяжении двух лет.
Получая новые знания, старались осознанно применять их в своих работах. И их работы — всегда среди лучших, за ними хочется тянуться, они вдохновляют. Спасибо вам, девочки, желаю вам неутолимой жажды творчества, успеха и признания у зрителей и ценителей живописи!!
Оля, спасибо! приятно получать такие отзывы от сокурсников! Будем вместе шагать дальше!
Спасибо всем кто написал свой отзыв! Мне было очень интересно их читать! Некоторый их вас я нежно люблю. Рада была быть полезной! С большим интересом ещё раз увидеть подборку замечательных картин Татьяны. Таня, желаю тебе успеха и радости от живописи! Мне было любопытно, какие картины выберет Александр для иллюстрации моего очерка. Спасибо Вам, Александр, за возможность высказаться и за науку. Всем всех благ! До встречи. На долго не прощаюсь.
Читаю Александра и полностью с ним согласна во всем, что касается живописи,рисунка, начинающих художников ,отношение ,видение ,понимание художественных произведений, обучения, отношения мастер-ученик!Посмо тела работы его учениц-впечатляет! Особенно мне близка живопись Татьяны! Я не критик и не могу им быть,т.к.сама никто в этом деле,но очень люблю мазюкать красками.В тонкостях живописи, правилах не разбираюсь ,оцениваю картины ( очень люблю их рассматривать)- красиво,понятно- нравится, серо,скучно, или очень ,чересчур реалистично-не нравится! Оля меня простит за мою отсталость, но ее творчество не нравится-не понятно! Наверное это шедевры искусства, раз их выложил Алекс,а ему я ,почему-то,верю!Вот у меня мечта- научиться понимать,разбираться в живописи, уметь отличить отличную работу от плохой. Хотя, я думаю, плохой она не может быть, работа или нравится,или нет, другого не дано.Зритель тоже бывает разный, у каждого свои предпочтения,свое видение . Танюша, БРАВО, еще раз!!!
Тамара, спасибо! У каждого художника есть свой зритель! Так говорит Александр , и я полностью с ним согласна! Вдохновения в живописи, Тамара » мазюкайте» с удовольствием!