Главная>Блог Александра Григорьева>
Ваша картина готова, осталось только её написать. Это секрет, который знает каждый художник, если он таковым является. Визуальный образ сюжета рождается задолго до того, как он ляжет на холст.
Задумав какое-либо произведение, автор представляет себе все детали будущей картины, переваривая процесс её написания мысленно.
Эта часть работы — далеко не лёгкие раздумья, а порой мучения, доводящие творца до нервного истощения. В истории искусства таких примеров много.
Сам процесс исполнения в материале может занимать значительно меньше времени, нежели замысел, и здесь нет никаких противоречий, впрочем, художник может отказаться от подобных исканий и действовать спонтанно.
Зачем всё это нужно? Не проще ли просто фиксировать на холсте то, что видишь, следуя реальной картине мира.
Да, нужно научиться передавать без искажений предметы такими, какие они есть, и на этом построена вся система образования, только вот это задачи ученика.
Те творческие задачи, которые ставит перед собой художник, обширней, эмоциональней, глубже, а главное, позволяют зрителю переосмыслить много раз виденное, взглянуть на обыденные вещи под другим углом.
Именно переосмыслить, как бы сделать акцент на главном, сгладив второстепенные нюансы. В этом процессе художник манипулирует вниманием зрителя, подводя его к замыслу своего произведения.
Оставим теорию, попробуем подсмотреть у великих мастеров то, как они справлялись с такими задачами.
Хороший пример — картина Б.В. Иогансона “Допрос коммунистов”.
Обратите внимание, как неестественно поднята плоскость пола, на котором происходит всё действие. Казалось бы, неправда, но это решение помогло автору приблизить нас — зрителей к происходящему на картине.
Такой эксперимент с перспективой создаёт остроту композиции, визуально возвышая главных героев картины над теми, кто их допрашивает. В этой сцене композиционный центр — коммунисты, и мы видим их превосходство за счёт художественных приёмов, использованных автором.
Это хороший пример переосмысления и выявления главного в произведении. Здесь автор искажает реальность в угоду смыслу. При этом, не вникая в процесс, зритель даже не замечает искажений, будучи вовлечённым в происходящее на картине.
Другой пример, не менее интересный — А. Дейнека “Оборона Севастополя”.
Мы видим гигантскую фигуру матроса, явно преувеличенного, но это не бросается в глаза, наоборот, мы как зрители, участвуем в этой неправде. Более того, мы в неё верим.
Главный герой олицетворяет несгибаемость, мощь, силу защитников Севастополя, его фигура едва помещается в холсте. Мы знаем — победа будет за ними.
Осознанность, понимание, как и зачем строится композиция, отличает начинающих художников от профессионалов. Умение манипулировать композиционными средствами, знание законов — важная часть личности художника.
Примерный процесс компоновки происходит ещё на уровне замысла, а затем переносится на бумагу, где идёт доработка и исполнение. В то же время, слепое копирование видимого не несёт никаких смыслов, как бы правильно Вы не срисовывали.
Граница между ремеслом и искусством не так очевидна, неподготовленного зрителя легко обмануть, при этом Вы обманываете себя. У нас есть великие примеры художников и их гениальные произведения, нам есть, на что опереться, чему учиться и к чему стремиться.
Другими словами, замысел картины — это часть творческого процесса, важная часть, без которой представление о работе художника было бы неполным.
С чего начать рисовать, читайте здесь.
Александр, здравствуйте! Вы столько раз в разных статьях подчеркивали важность композиционной составляющей в живописи, что очень хочется знать, какую книгу по этой тематике лучше всего прочитать.
Здравствуйте, Светлана! Мне не известно ни одного внятного труда на эту тему. Всё, что в свободном доступе — это теория композиции, абсолютно бесполезная для начинающего художника. Считается, что Вы либо чувствуете композицию, либо нет, всё как бы на уровне чувства. Я с этим не соглашусь, лично для себя имею чёткое понимание, как её нужно преподавать. Есть опыт в изложении материала и положительные отзывы. Возможно, сделаю мастер класс по композиции, следите за обновлениями.
Вот и я столкнулась с тем, что очень много и очень непонятно пишут, и трудно это все применить на практике :( Надеюсь, у Вас найдется время, чтобы нас немного посвятить!
Я постараюсь!
Постоянно убеждаюсь в правильности постулата про то, что «Истина не в словах говорящего, а в ушах слышащего». Об одном и том же могут сказать десять человек, но поймешь ты только одного. Меня мой учитель постоянно ругала за выбор сюжета пейзажа (когда я привозила их на критику) говоря при этом: «Ну что ты здесь интересного нашла?!». Я пыталась невразумительно что-то объяснить: «Ну вот понравилось, захотелось написать». На что мне неизменно отвечали: «Тогда перепиши все так, чтобы и я влюбилась в твою картину». Это каждый раз повергало меня в ступор, так как понимания, что же нужно еще такого сделать не находилось. Вроде бы я все делала «правильно»: выходила на пленэр, час-полтора искала подходящую натуру, потом пол дня старательно копировала (соревнуясь в точности, как я сейчас понимаю, с фотоаппаратом). Результат получался соответствующий. Получается, я перед собой изначально художественные задачи не ставила, композицию не выстраивала, просто копировала увиденное. Таким образом, «влюбить» никого в свои работы я не могла. Теперь понятно, что мой учитель имела ввиду. Спасибо Вам, Александр, за прозрение.
Да, спасибо, хотелось бы по композиции побольше материала увидеть на Вашем сайте.
Здравствуйте, Юлия! Зайдите в раздел блога «Как научиться», под видео перейдите по ссылке. Зарегистрируйтесь на вебинар, он как раз по теме «Композиция».