arrow up
Александр Григорьев Саврасов
О живописи и не только простыми словами…

Зачем художнику источник света?

А вы заметили, что курсы абстрактного, интуитивного  рисования, как, впрочем, и все остальные подобные, не способны научить в отличие от системы знаний реалистического изобразительного искусства.

Если вы до сего дня не умели изображать, например стул, то, изучая законы перспективы и конструктивного рисунка, вскоре будете владеть методом построения как простых, так и сложных форм на плоскости. 

Шаг за шагом постигая систему мышления, помогающую  конструировать мир на холсте, вы обретаете творческую свободу. Не надо ждать вдохновения, надеяться на чудо, на талант и прочие фантазии, просто выскажите свою мысль последовательно — остро, сочно, ярко, убедительно.

Одним из открытий для начинающего художника является свет, от понимания света как физического явления зависит буквально всё. 

Зачем художнику источник света?

Простой эксперимент: выключите свет в помещении в ночное время, и значение источника света будет более чем понятно. 

Идеальный вариант — это боковой направленный свет, лепящий форму предмета. Только в этом случае форма обретает объём, а пространство плановость. Вы чётко видите форму и расстояние до предметов, а значит, способны осознанно моделировать наблюдаемый сюжет на рабочей плоскости. 

Любительское рисование — это попытка повторить тёмные и светлые пятна, срисовывая их, неважно, с натуры или фото. В то время как осознанные живопись или рисунок — конструирование реальности, исходя из понимания освещения.

Представьте, если бы утром всходило не одно солнце, а два, каждое с противоположной стороны, каким бы виделся нам мир? Конечно, в жаркую погоду было бы очень сложно найти спасительную тень, кроме как в закрытом помещении. 

Проведите эксперимент с двумя лампами, освещающими предмет слева и справа. Тени исчезнут, а вместе с ними объём, вы будете видеть силуэт предмета относительно окружающей его среды и только. 

Примерно так часто рисуют художники-любители, будто их натуру освещают два солнца. Они копируют силуэт, забывая, что любой предмет, расположенный в пространстве, имеет объём.

Неважно, изображаете вы кувшин или портрет человека, сидящего напротив. Кувшин имеет свет и собственную тень, как и голова натурщика — она такой же физический предмет в пространстве. Пытаясь пересчитать реснички, угадать линию губ либо срисовать узор на кувшине, начинающий художник не видит главного — большой формы.

Меня всегда удивляет убежденность начинающих в том, что они всё видят и понимают, но при этом не могут изобразить грамотно. Именно эта ошибочная версия понимания, основанная только на «вижу», и есть следствие ступора. У нас два источника информации о натуре — «вижу» и «знаю», причём «знаю» в приоритете на начальном периоде обучения. 

Согласен, действовать через «знаю» непривычно, сложно и даже порой скучно, пока ты не прочувствовал всю силу этого метода. Но постепенно знания становятся твоим вторым «я», и приходит подлинная творческая свобода. Может вам всё-таки стоит дойти до этого рубежа, чтобы осознать всю комичность ранних интуитивных действий? 

Каждый предмет имеет как освещённую сторону, так и теневую, не забываем про падающие тени. В том случае, когда разница отношений света и тени незначительна, намеренно усиливайте тень, выявляя объем формы.

Часто наблюдал, как начинающие художники, приступая к работе, вообще не замечали свет, не анализировали его направление, не пытались понять, как он выявляет форму и пространство. Действуя интуитивно, пытаясь угадать, срисовывая, а не конструируя — вы заложник собственного «вижу», основанного на догадках и только.

Даже если моя статья поможет вам быть более осознанным в одном единственном пункте, а именно, не начинать работу, пока не ответили на главный вопрос: где источник света и как он влияет на форму, вы сильно продвинетесь относительно ранних попыток работы с натуры.

Для живописца источник света — ещё и понимание, каким будет колорит в каждом конкретном случае. Если освещение естественное — свет холодный, искусственное — тёплый. Вот и всё, что нужно знать, но на практике не так просто — вам предстоит научить собственный мозг видеть эти отношения, где свет всегда противоположен тени по теплохолодности.

Вся эта “наука” кажется сложной, пока вы делаете первые шаги. Затем будет намного легче, а главное, появится чувство уверенности, понимания процесса и цели, которой хотите добиться. 

На днях получил сообщение от участника моего курса. Радует, что мы на одной волне с теми, кто приходит сначала послушать, а затем применить в деле полученные навыки.

Валерий Ларионов

“Здравствуйте, Александр!!!! Спасибо за приглашение на участие в закрытом клубе. Я прошел с Вами последний курс Арсенал знаний. Сказать, что я ДОВОЛЕН, не сказать ничего. Узнать себя больше, понять свои минусы, ошибки, получить системную информацию и практику, РАДОСТЬ продвижения, роста.

Это эмоции, эмоции. Получил Вашу рассылку, а внутри все заиграло, независимо от того, буду участником клуба или нет.

Спрашиваю себя: «А что случилось, почему такая радость накатила?» Прозвучал ответ: «Победа!» Григорьев у меня ассоциируется с победой. Каждый урок — продвижение, маленькая или большая победа над собой.

Каждое утро за чашкой кофе пересматриваю ваши ролики и каждый раз что-то новое услышу, на что раньше не обратил внимание. Только БЛАГОДАРНОСТЬ, БЛАГОДАРНОСТЬ... за возможность все это снова повторить”.  

Самая лучшая мотивация — от собственных результатов. Когда у тебя начинает что-то получаться, появляется желание двигаться дальше, как бы сложно это ни было. Затем любимое увлечение становится стилем и образом жизни, ты просто видишь мир через эстетику красоты.

Творчество в переносном смысле также источник света. Создавая сами, мы светим себе! Меня иногда спрашивают, а что делать после того, как я научусь рисовать и писать красками? Ничего особенного, просто светите для себя, для тех, кто вас окружает, кто близко или далеко, горите огнём творческих исканий! 

Подведём итог. Не начинайте работу, не ответив на вопросы: откуда направлен свет, какой он — естественный или искусственный (в случае работы цветом). Если необходимо, скорректируйте направление света, выбрав иной ракурс или изменив положение лампы. 

Запомнив схему, где каждый предмет имеет свет, собственную и падающую тень, вы всегда будете убедительно располагать изображаемую форму в пространстве.

Для тренировки рекомендую взять простые геометрические формы, осветить их боковым направленным светом и изобразить по принципу «знаю», а не срисовывать бездумно.

Не пропустите следующие статьи, они будут посвящены историям участников курсов.

Интересно, как вы творите? С огоньком или блуждаете впотьмах? Напишите свои мысли в комментариях к статье. Благодарю всех участвующих в обсуждениях, без ваших комментариев затронутые мною темы остались бы не раскрыты.

Комментариев 20
  1. Людмила

    Благодарю за статью! Ещё раз убедилась, что правильно объясняю детям на уроках рисования.Я учитель начальных классов и сама веду уроки рисования.

    1000 благодарностей за советы!

    Ответить
  2. Тлеулес Абельдинова

    Александр, спасибо за статью, как всегда все в точку и конкретно. Я с удовольствием иду в закрытый клуб для общения с Вами, одноклубниками. Возможно в этом году у меня есть чуть большая нагрузка на работе, но я никак не хочу оторваться от интересного творческого развития. Буквально недавно ходила на пленэр и тема статьи про свет и цвет для меня было важным.Раньше я просто видела красивое место и не задумываясь ложила краски думаю как это классно передать красоту. А сейчас я больше анализирую, ищу сюжет для хорошей композиции. Конечно ошибки есть, но есть и понимание как работать дальше, то есть это увлекает. Благодарю!

    Ответить
  3. Светлана Жукова

    Да, Александр, вы абсолютно правы! Я пришла на Ваши курсы полтора года назад с нулевым уровнем умения рисовать, не имея никаких представлений о свете, цвете и их взаимодействии. Ваши курсы дают структурированные Знания. Уроки проходят очень интересно, вы увлечены сами и увлекаете нас, своих учеников. В самом начале обучения казалось невозможным удержать в голове все сразу:свет, тень, теплохолодность, плановость. Мозг скрипел и сопротивлялся. От маленьких побед над собой вырастают крылья. Хочется двигаться дальше, удивлять и радовать себя. И знать, что главные открытия впереди, ведь чем выше поднимаешься, тем дальше отодвигается горизонт.

    Ответить
  4. Любовь Мостовая

    Спасибо, Александр! Вы буквально растормошили моё сознание!Для меня открылся неисчерпаемый ресурс- рисование с натуры, причём осознание рисование. Без блокнота я из дома не выхожу!Это другое качество рисования и жизни в целом.

    Ответить
  5. Эльвирв Гимадова

    Читая вашу статью, Александр, поняла, как же я соскучилась по вашим лекция, стало грустно и скучно без занятий. А прошло всего две недели без них! И скорее бы, скорее начало нового года в закрытом клубе. Считаю, что по сравнению с началом прошлого года я поднялась на несколько ступенек выше в своём разностороннем развитии и очень довольна результатом. И пусть этих ступенек будет больше, а жизнь интереснее.

    Ответить
  6. Валентина

    Большое спасибо, Александр,за статью. Всё очень точно и понятно!!!

    Ответить
  7. Галина Яковенко

    Я снова с вами. Я знаю у меня мало опьіта да и знаний но почему то хочеться творить. Но творить грамотно. Я понимаю что єто невозможно но приблизиться к єтому стремлюсь. Ваши уроки дают возможность приоткрьіть єту завесу. І потому я с вами. Спасибо вам за ваше время для нас.

    Ответить
  8. Ольга

    Спасибо за статью! А если свет не боковой, а направлен прямо на предмет, и цель написать с натуры. То что, надо сознательно писать боковой свет, вопреки натуре?

    Ответить
    • Александр Григорьев-Саврасов

      Здравствуйте, Ольга! Не нужно ничего выдумывать, следуйте тому, что подсказывает натура. Свет можно выставить так, как Вам надо, если работаете в мастерской, либо сменить место для работы на пленэре.

      Ответить
  9. Светлана

    Спасибо за статью,читаю в первый раз Ваши объяснения,очень интересно.А как записаться на ваши уроки?Мне тяжело с контржур писать...

    Ответить
    • Александр Григорьев-Саврасов

      Здравствуйте, Светлана! Я ответил Вам лично на почту. Также подпишитесь на новости блога, чтобы знать о начале всех будущих курсов.

      Ответить
  10. Елена Й

    Как жаль, что я не вела дневник пока осваивала «Арсенал знаний». Можно было бы написать захватывающую книгу обо всех потрясающих открытиях не в живописи даже, а в жизни. Как,вдруг, я увидела в «Жизни и смерти» Климта как вращается Земной шар и всех людей с их земными радостями, все восторги прекрасной жизни. А Петров-Водкин помог узнать о жизни моего рода до прапрадедушки и ещё на 400 лет назад и прочувствовать все драмы эпох. В живописи тоже сделала массу открытий, многому научилась, но свет, который высветил жизнь, сделал ее объемной, четкой, ясной, близкой просто поразил. Очень вам благодарна, Александр!Без вас я бы смотрела и не увидела бы.

    Ответить
  11. Сабина

    Спасибо вам Александр,много интересного и познавательного я узнаю на ваших занятиях, это как читаешь книгу и сама становишься героем.Идешь иногда мелкой поступью и знаешь что движешься к свету, к своей цели. Становишься уверенным сражающимся со своими ошибками и страхами.И приходит понимание, что все осуществимо и все правильно, и все мы находимся в движение к потоку красоты.

    Ответить
  12. Ирина

    Класс!Вы так здорово,просто,легко и без вариантов раскрыли тему света,что нам только осталось ее проглотить.Сейчас когда рисую твержу откуда свет и какой он,чтоб не занесло)А какое открытие было для меня,что собственная тень предмета не просто серая лужица,вполне себе цветное пятноУспехов и терпения Вам с нами!

    Ответить
  13. Елена

    Александр! Благодарю вас за чудесную подачу материала,за ваши знания , которыми вы щедро делитесь со своими учениками ! Все ваши курсы уникальны , содержательны и наполнены вашей энергией , вашей душой , просто одно удовольствие учиться у такого профессионала ! Благодарю вас

    Ответить
  14. Татьяна Бакланова

    Это очень важная и полезная статья. Несмотря на кажущуюся простоту сведений, они являются ключевыми, базовыми, на которых держится все остальное понимание процесса живописи. Мне следует перечитывать ее как можно чаще, пока все не усвоится прочно. Через подобные «мелочи» хочется перепрыгнуть и нестись в «сложные задачи», но это ошибка. Все большое состоит из мелочей. Пока их не освоишь, далеко не уедешь. Мне приходится себя ломать, чтобы научиться по настоящему видеть. Это очень трудный путь — через «знаю» к «вижу», но это действенный метод! С благодарностью за науку!!

    Ответить
  15. Наиля

    Долго сидела на фб в группе начинающие художники. Смотрела работы и думала, блин, умеют люди рисовать. С вами прошёл год. Чем дальше, тем больше начала понимать, что работы в этой группе от слова худо. Красивенько. Цветуечки, водичка, пейзажики, портретики. И все вау вау вау. А если начинают давать советы, то даже не знаешь ,что и сказать. Если это не работа профессионального художника с худ. ВУЗом за плечами и многолетней работы ( почему-то стали там публиковаться, возможно, в поисках покупателей), то это работы или бездумные копии картин по клеточкам, или собственное творчество из категории живопИсь. Какой свет, какой объём, какие тени. Вы о чем? Чем больше на фотографию похоже, тем лучше. А уж про звонкость, к чему мы все с вашей помощью стремимся, и говорить нечего. Главное салфеточка, загогулинка, капелька. В общем, вышла я из этой группы. Сил уже не было на эти шедевры смотреть. Жду начала занятий в клубе. Хочется нормальной жИвописи и нестандартных задач. За 2 недели можно сказать соскучилась

    Ответить
  16. Ирина Алексеенко

    Вопрос о том, идти или нет на третий год в клуб передо мной не стоял. За предыдущие два года получила очень много знаний от Александра: рисунок, композиция, цвет (стараюсь разобраться с цветом)), свет, сюжет, пейзаж, портрет. Стала разбираться в живописи, — а она неисчерпаема! Но сразу вижу, хороша ли работа, делаю мысленный разбор, как учит Александр. Прогноз по акварели на следующий учебный год меня очень порадовал. Не все задумки успеваю воплотить — их место занимают новые! Мне очень интересно также сообщество на курсах, обязательные разборы работ — как представила, что этого не будет в моей творческой жизни, такой пресной она мне представилась! Александр — лучший наставник и художник! Спасибо вам за обучение!

    Ответить
  17. Анна Луценко

    И эта статья интересна и познавательна! Спасибо ,Александр! Спасибо за Ваш талант мастера, художника, преподавателя и мыслителя! Вы много делаете Большого просто для людей, для того , чтоб человек мог найти свою «лодку» и достигнуть своей «вершины», идти своим путём.

    Много делаете

    Большого рассказывая и объясняя вроде бы простые вещи, а на самом деле из простого собирается все сложное. Главное понять это простое.

    Всегда интересно Вас слушать и читать Ваши статьи!

    И я рада тому, что я художник, познававший в Вашей мастерской и мне в ней интересно и сегодня!

    Браво, мастер!

    Ответить
  18. Ирина Остапенко

    После курсов Александра стала все время обращать внимание, как у меня падает свет в картине, чтобы там, где его источник, было бы больше света на предметах и больше контраста. Раньше как-то я не особо следила за этим, а теперь вот заметила, что прямо активно стала контролировать как падает свет, — надеюсь, этот контроль войдет со временем «под кожу», и я опять не стану обращать внимания на это, но зато сразу буду делать все, как надо.

    Ответить
Ваш ответ
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.