А вы заметили, что курсы абстрактного, интуитивного  рисования, как, впрочем, и все остальные подобные, не способны научить в отличие от системы знаний реалистического изобразительного искусства.

Если вы до сего дня не умели изображать, например стул, то, изучая законы перспективы и конструктивного рисунка, вскоре будете владеть методом построения как простых, так и сложных форм на плоскости. 

Шаг за шагом постигая систему мышления, помогающую  конструировать мир на холсте, вы обретаете творческую свободу. Не надо ждать вдохновения, надеяться на чудо, на талант и прочие фантазии, просто выскажите свою мысль последовательно — остро, сочно, ярко, убедительно.

Одним из открытий для начинающего художника является свет, от понимания света как физического явления зависит буквально всё. 

Зачем художнику источник света?

Простой эксперимент: выключите свет в помещении в ночное время, и значение источника света будет более чем понятно. 

Идеальный вариант — это боковой направленный свет, лепящий форму предмета. Только в этом случае форма обретает объём, а пространство плановость. Вы чётко видите форму и расстояние до предметов, а значит, способны осознанно моделировать наблюдаемый сюжет на рабочей плоскости. 

Любительское рисование — это попытка повторить тёмные и светлые пятна, срисовывая их, неважно, с натуры или фото. В то время как осознанные живопись или рисунок — конструирование реальности, исходя из понимания освещения.

Представьте, если бы утром всходило не одно солнце, а два, каждое с противоположной стороны, каким бы виделся нам мир? Конечно, в жаркую погоду было бы очень сложно найти спасительную тень, кроме как в закрытом помещении. 

Проведите эксперимент с двумя лампами, освещающими предмет слева и справа. Тени исчезнут, а вместе с ними объём, вы будете видеть силуэт предмета относительно окружающей его среды и только. 

Примерно так часто рисуют художники-любители, будто их натуру освещают два солнца. Они копируют силуэт, забывая, что любой предмет, расположенный в пространстве, имеет объём.

Неважно, изображаете вы кувшин или портрет человека, сидящего напротив. Кувшин имеет свет и собственную тень, как и голова натурщика — она такой же физический предмет в пространстве. Пытаясь пересчитать реснички, угадать линию губ либо срисовать узор на кувшине, начинающий художник не видит главного — большой формы.

Меня всегда удивляет убежденность начинающих в том, что они всё видят и понимают, но при этом не могут изобразить грамотно. Именно эта ошибочная версия понимания, основанная только на «вижу», и есть следствие ступора. У нас два источника информации о натуре — «вижу» и «знаю», причём «знаю» в приоритете на начальном периоде обучения. 

Согласен, действовать через «знаю» непривычно, сложно и даже порой скучно, пока ты не прочувствовал всю силу этого метода. Но постепенно знания становятся твоим вторым «я», и приходит подлинная творческая свобода. Может вам всё-таки стоит дойти до этого рубежа, чтобы осознать всю комичность ранних интуитивных действий? 

Каждый предмет имеет как освещённую сторону, так и теневую, не забываем про падающие тени. В том случае, когда разница отношений света и тени незначительна, намеренно усиливайте тень, выявляя объем формы.

Часто наблюдал, как начинающие художники, приступая к работе, вообще не замечали свет, не анализировали его направление, не пытались понять, как он выявляет форму и пространство. Действуя интуитивно, пытаясь угадать, срисовывая, а не конструируя — вы заложник собственного «вижу», основанного на догадках и только.

Даже если моя статья поможет вам быть более осознанным в одном единственном пункте, а именно, не начинать работу, пока не ответили на главный вопрос: где источник света и как он влияет на форму, вы сильно продвинетесь относительно ранних попыток работы с натуры.

Для живописца источник света — ещё и понимание, каким будет колорит в каждом конкретном случае. Если освещение естественное — свет холодный, искусственное — тёплый. Вот и всё, что нужно знать, но на практике не так просто — вам предстоит научить собственный мозг видеть эти отношения, где свет всегда противоположен тени по теплохолодности.

Вся эта “наука” кажется сложной, пока вы делаете первые шаги. Затем будет намного легче, а главное, появится чувство уверенности, понимания процесса и цели, которой хотите добиться. 

На днях получил сообщение от участника моего курса. Радует, что мы на одной волне с теми, кто приходит сначала послушать, а затем применить в деле полученные навыки.

Валерий Ларионов

“Здравствуйте, Александр!!!! Спасибо за приглашение на участие в закрытом клубе. Я прошел с Вами последний курс Арсенал знаний. Сказать, что я ДОВОЛЕН, не сказать ничего. Узнать себя больше, понять свои минусы, ошибки, получить системную информацию и практику, РАДОСТЬ продвижения, роста.

Это эмоции, эмоции. Получил Вашу рассылку, а внутри все заиграло, независимо от того, буду участником клуба или нет.

Спрашиваю себя: «А что случилось, почему такая радость накатила?» Прозвучал ответ: «Победа!» Григорьев у меня ассоциируется с победой. Каждый урок — продвижение, маленькая или большая победа над собой.

Каждое утро за чашкой кофе пересматриваю ваши ролики и каждый раз что-то новое услышу, на что раньше не обратил внимание. Только БЛАГОДАРНОСТЬ, БЛАГОДАРНОСТЬ... за возможность все это снова повторить”.  

Самая лучшая мотивация — от собственных результатов. Когда у тебя начинает что-то получаться, появляется желание двигаться дальше, как бы сложно это ни было. Затем любимое увлечение становится стилем и образом жизни, ты просто видишь мир через эстетику красоты.

Творчество в переносном смысле также источник света. Создавая сами, мы светим себе! Меня иногда спрашивают, а что делать после того, как я научусь рисовать и писать красками? Ничего особенного, просто светите для себя, для тех, кто вас окружает, кто близко или далеко, горите огнём творческих исканий! 

Подведём итог. Не начинайте работу, не ответив на вопросы: откуда направлен свет, какой он — естественный или искусственный (в случае работы цветом). Если необходимо, скорректируйте направление света, выбрав иной ракурс или изменив положение лампы. 

Запомнив схему, где каждый предмет имеет свет, собственную и падающую тень, вы всегда будете убедительно располагать изображаемую форму в пространстве.

Для тренировки рекомендую взять простые геометрические формы, осветить их боковым направленным светом и изобразить по принципу «знаю», а не срисовывать бездумно.

Не пропустите следующие статьи, они будут посвящены историям участников курсов.

Интересно, как вы творите? С огоньком или блуждаете впотьмах? Напишите свои мысли в комментариях к статье. Благодарю всех участвующих в обсуждениях, без ваших комментариев затронутые мною темы остались бы не раскрыты.