Главная>Блог Александра Григорьева>
Вопрос на засыпку, зачем художнику уметь видеть? Зрение — это инструмент, и от того, как Вы умеете этим инструментом пользоваться, зависит результат Вашего труда.
— Не верь глазам своим, потому как то, что ты видишь — неправда, — как-то сказал мне один мой очень хороший знакомый, чем сильно меня ошарашил и загнал в тупик.
Если не верить собственным глазам, то чему же верить? — Верь не тому, что видишь, а тому, что знаешь, — добавил он тогда.
— Будешь знать — будешь видеть! — его любимая фраза, над которой я долго размышлял и всё же принял как постулат, осознав всю её правоту.
Вот так и здесь всё оказалось непросто. Художник вместе с постановкой руки, отработкой технических приёмов ставит и свой собственный глаз, оттачивает зрительный инструмент.
Именно инструмент, потому как во время работы зрение перестаёт быть органом чувств, а становится измерительным аппаратом, точно вычисляющим расстояния, глубину тона и цветовых отношений.
Очень непросто научить себя видеть, даже осознав данную необходимость, приходится долго привыкать к самой мысли видеть осознанно. Человек так устроен, он всегда идёт по пути наименьшего сопротивления, отчего такими трудностями не желает себя нагружать.
Уверен, многие из Вас впервые слышат о том, что видеть нужно уметь, и я совсем этому не удивлюсь. Сейчас учат всему, кроме самого главного, кроме того, что является ключом к пониманию профессии, а только ли профессии?
Если Вы не умеете видеть, какой из Вас зритель? Что Вы можете воспринять не только в современном новаторском изобразительном искусстве, но и в классических, пришедших к нам из глубин прошлого шедевров великих художников.
Нас не трогает всё то, что мы не понимаем, мы не испытываем эмоций, мы проходим мимо. Почему? Потому что не видим, а видим лишь то, что созвучно зеркалу, застывшему фото, потому что так проще, так не нужно напрягать ни зрение, ни мозг.
Многие думают, что понимают реалистические картины и заведомо отвергают всё абстрактное, чуждое, будто бы не имеющее ничего общего с классическим изобразительным искусством.
Я Вас разочарую. Вы видите и понимаете незначительную часть, ту, что называется «вершки», а «корешки» Вам неведомы всё по той же причине — неумению и нежеланию видеть.
Представьте, что Вы находитесь в туннеле и всё, что Вы видите — это свет в конце туннеля. В этой незначительной области Вы различаете предметы, например, дерево, фигуру человека.
Всё, что находится вокруг Вас, Вы не видите, потому что в туннеле темно, и это закономерно. Парадокс, но то же самое произойдёт с Вами, если Вы покинете туннель и окажетесь на открытом пространстве.
Вы снова будете видеть незначительную область — те же дерево, фигуру человека.
Никаких чудес в этом нет, так устроено наше зрение, а если быть точным, не зрение, а мозг.
Мы видим точечно, то есть реальная область видимого нами незначительна, всё остальное как бы в тумане. Мозг концентрируется на отдельном предмете, затем переходит на другой и т.д.
Увидеть одновременно два объекта мы не можем, и данный факт делает созерцаемый нами мир неполноценным.
Думаю, у всех есть такой опыт, как разглядывание карты мира, напечатанной в большом формате. Мы рассматриваем её, поэтапно фокусируя зрение на определённой области, и следуем дальше. Мозг запоминает детали, а затем составляет их в единое целое.
То, что мы видели, и то, что в итоге синтезировал мозг — не одно и то же!
Художнику очень важно понимать вышеописанный процесс, чтобы научить себя видеть. В чём же суть этого профессионального видения, какие техники нужно применять, чтобы вырваться из плена точечного восприятия мира?
Задача художника — научить себя видеть все пазлы одновременно и, как следствие, цельно относиться к плоскости. Простыми словами, та дробность, что порой присутствует в работах начинающих художников, их желание прорисовать каждую деталь, рассказать обо всём увиденном по отдельности, и есть непрофессионализм.
Будешь знать — будешь видеть. Опять всё упирается в знания! Мы должны понимать такой закон, как воздушная перспектива, и на уровне знания применять его в своих работах. То, что далеко — всегда мягче, имеет размытые границы и, наоборот, предметы на ближнем плане контрастны.
Мы должны понимать, чтобы правильно увидеть цвет и тон одного предмета по отношению к другому, мы обязаны увидеть их одновременно, что противоречит стандартному устройству зрения.
Задача художника — держать в поле видения не один — два предмета, а весь сюжет, постоянно сравнивая, например, тон неба по отношению к земле, затем пятно дальнего леса по отношению и к земле, и к небу и т.д.
Очень показательно наблюдать за художником-любителем, как он, вначале написав стеной стоящий лес, пририсовывает к нему небо, затем землю, буквально следуя за тем, что ему диктует мозг, привыкший видеть мир последовательно.
То же самое происходит со зрителем, изучающим эпическое полотно. Он рассматривает его как карту мира — пошагово, а затем пытается представить всё в целом. И, конечно же, то, что он представит — не совсем то, что хотел сказать художник.
Вот Вам и любимое всеми реалистическое искусство. Уверен, немногие увидели то, что действительно хотел передать автор.
Изобразительное искусство — не литература, картину не следует рассматривать так, будто бы Вы листаете страницы книги. Картину следует воспринимать целиком, а уже затем вдаваться в подробности деталей.
Деталей может не быть вообще, потому что они ничего не добавят к авторскому решению, всё самое главное уже сказано.
Будешь знать — будешь видеть. Повторю слова моего хорошего знакомого. В этой простой фразе много того, над чем стоит задуматься. Если Вы что-то не понимаете — это не потому, что Вам не дано, Вы просто не хотите этого знать.
В своей попытке ответить на вопрос, зачем художнику уметь видеть, я хочу обратить внимание читателей на данный аспект, важный как творцу, так и зрителю.
Спросите у своих учителей, почему они Вам об этом не сообщили ранее?
Завершая данную тему, хочу посоветовать Вам найти общее в творчестве двух таких разных художников, как В. И.Суриков и Пабло Пикассо.
Не стану мучить Вас догадками и приведу слова самого В. И. Сурикова.
Из воспоминаний М. Волошина: Однажды мы были вместе с Василием Ивановичем в галерее Сергея Ивановича Щукина и смотрели Пикассо. Одновременно с нами была другая компания. Одна из дам возмущалась Пикассо. Василий Иванович выступил на его защиту: «Вовсе это не так страшно. Настоящий художник именно так должен всякую композицию начинать: прямыми углами и общими массами. А Пикассо только на этом остановиться хочет, чтобы сильнее сила выражения была. Это для большой публики страшно. А художнику очень понятно».
Лучше, чем сам Суриков, не скажешь. В его ответе есть формула, по которой живёт изобразительное искусство, по крайней мере, та его часть, что мы называем живописью.
Жду Ваших комментариев и Ваших историй, пишите, обязательно всем отвечу!
Здравствуйте, Александр! Очень поучительная и своевременная статья. Мне этот постулат сообщили не так давно (именно в такой категоричной форме) и он до сих пор разрывает мне мозг. Это очень тяжело осознать и начать видеть, но в правоте я постоянно убеждаюсь на пленэрах. Сначала я просто поверила (так как человек очень авторитетный и маститый художник), а теперь и сама начинаю активно перелопачивать горы литературы, восполняя пробелы в знаниях, тем самым осознавая все это. Если честно, легче не становится, становится понятнее. Знания — это сила, но, как говорит М. Литвак — ничему не верь на слово, все проверь на собственном опыте)) Желаю всем творческих успехов!!
Что самое интересное, на учебе нам раньше об этом говорили, только очень туманной фразой: «Художнику, чтобы увидеть, надо выколоть один глаз». Теперь я понимаю, что имелось ввиду, а до этого, сколько бы я ни прищуривалась, глядя в живописные дали, легче и понятнее мне от этого не становилось.
Здравствуйте, Анна! Вы меня пугаете, зачем же глаз колоть? Думаю, есть более гуманные способы видеть! Спасибо за отзыв.
Александр, сама была в шоке))
А ведь и правда, чем больше практики, тем лучше получается увидеть оттенки цвета или тональность. Как будто новый мир открывается!:) Еще можно в течении дня тренировать зрение — в увиденном диапазоне/предмете и т.д. постараться определить наиболее светлый и наиболее темный тон, затем постараться увидеть соотношение тонов. И интересно, и полезно. Александр, спасибо большое за полезную статью!
Здравствуйте, Светлана! Вам спасибо за отзыв! «Новый мир» — Вы очень правильно сказали!
Александр, все дело в том что человек видит не глазами, а МОЗГОМ, глаза только часть мозга, вынесенная на периферию!
Анатолий, очень точно сказали! Мыслительный процесс нас не покидает, когда смотрим …
Здравствуйте, Анатолий! Вы всё правильно сказали, можно сказать, поставили точки над «и». Спасибо за отзыв!
Здравствуйте, Александр! Очень важная статья! Очень своевременная! В искусстве живописи надо уметь видеть, в музыке — слышать, в любви — чувствовать. Мы практически все дробим на частности, не видя целого.
Это трудно, это надо осознать и этому надо постоянно учиться. А кто учителя?, — ведь все воспринимается субъективно. Значит восходить в УМЕНИИ надо через собственное духовное развитие и постижение мира. Мне кажется так. Большое СПАСИБО за статью!
Здравствуйте, Ольга! Правильно ли я понял, что Вы вопрошаете? Кто учителя? Поясните, в чём у Вас «затык»! Спасибо за отзыв.
Поучительная информация.Спасибо Вам Александр. У меня частые ошибки в перспективе.или не понимаю или не вижу?
Здравствуйте, Мунавар! Скорее, не понимаете, чем не видите. Вы не сможете увидеть того, чего не знаете!
что же общего есть в картинах Сурикова и Пикассо?… есть эмоции, идея четко выраженные, мимо которых нельзя пройти просто. Техника выполнения — это лишь оболочка, сосуд в который они заключены, это то что способен или не способен воспринять наш разум. Все зависит от аудитории.
Учителя зачем ранее не сообщили… Всему свое время — учиться, совершенствовать навыки и умения, и творить. В целом это долгий процесс. Можно и всю жизнь учиться ( у природы ), а когда же творить. Знать — не значит видеть, следует развивать все остальные чувства…
Спасибо огромное за дельный материал. Я с детства смотрела всегда иначе — потом увлеклась в 11лет фотографией. Самое для меня удивительное было то, что все, кто смотрел фото недоумевали — «а это где?» «ого, а мы сколько раз проходили мимо и не видели!». Поэтому всегда считала, что художника отличает только особенность восприятия. Поэтому художник может написать то, что знает, а большинство рисует, что видит. А это очень большая разница. И про точечное восприятие очень чётко написано. Спасибо!
Александр, благодарю за Вашу статью.
Я вспомнила свои посещения художественных выставок, и поняла, почему мне что-то нравилось, а что-то нет. Да, действительно, начинаешь видеть, когда знаешь!
Просто,коротко,понятно-СПАСИБО!
Спасибо за статью, Александр! Я совсем начинающая ученица в живописи, мало практикую, но все время смотрю видео-уроки как пишут картины, рассматриваю картины художников современных. Мне всегда очень интересно КАК получается картина такой живой, реалистичной, даже без прописки детальной. Я очень много думаю и мало пишу. Знаю что это не совсем правильно. Нужна практика. Ну мне хочется докапаться до истины — КАК писать, ЧТО делает художник, чтобы получилось живописно? И до меня постепенно доходит, что нужно ЗНАТЬ предмет, который изображаешь, знать где должна быть тень, знать куда должна идти линия, знать какого цвета должна быть тень при каких случаях. Очень хочу на пленэр, но пытаюсь разобраться в правилах живописи. Ведь смотря на природу не сможешь ее изобразить, не зная законов живописи. Сумбурно написала, извините. Хочется сказать все и сразу :-)
Александр, благодарю за статью! Прочитала, задумалась. Пошла в картинную галерею, что бы не просто посмотреть на картины как делала это раньше, а именно — увидеть. Увидеть эмоцию, идею, композицию… Совершенно иное ощущение от картин!
Здравствуйте, Юлия! Вы молодец, что прислушались к моему мнению, уверен, Вы больше не станете рассматривать картины поверхностно, а главное, получите новые впечатления от уже виденных ранее. Спасибо за отзыв!
Здравствуйте. Статья очень полезная. Спасибо. Часто чувствую, а понимания не хватает. Я так думаю задача художника суметь увидеть, передать, и научить окружающих видеть. Суметь сделать акцент, натолкнуть на мысль и «открыть глаза».
Мне с детства нравилось рисовать. С утра могла начать и не заметить как день прошел. Захотелось записаться на кружок, чтобы научили. Пришла, сказали садись и рисуй. Сижу рисую. Долго ходила просто рисовала. Занятий как таковых не было, так как я записалась в конце учебного года. Но после одного комментария учителя я больше ходить не стала. Прокомментировав мой рисунок, она сказала, что художник должен приукрашивать, а не передавать точно. Рисовать так же, но немного красивее. Я ее не поняла. Я видела так и рисовала, то что видела, и ушла.
Здравствуйте Елена, у меня в детстве тоже была такая же ситуация, когда отбивали всякое желание рисовать, когда не могли объяснить толком, поставят натюрморт и уйдут, и ты не знаешь что и как … А потом обсуждения, и не всегда правомерным … Но я пережил это в свои тогда ещё детские годы (мне было где-то 9-10 лет). Я чувствовал, что правда где-то есть! И искал её … Пока не столкнулся с людьми более профессиональными и могли поделиться тайнами и секретами, давали базовые знания … Кто-то более талантлив, кто-то менее, но со своим зерном в творчестве … Так и черпал знания и видел результат свой, меня заметили … А дальше художественная школа, потом художественное училище и т. д. Сейчас оборачиваюсь назад, вспоминаю себя и теперь делюсь с другими тем, что накопил, переварил и со своими понятиями и взглядами пережитого в своих работах … И всегда говорю, что мы «копируем» жизнь, но не «голое сканирование», а через призму своего мозга, т.е. своё отношение раскрывает и делаем акцент на то, что зацепило и хотим донести до зрителя, поделиться сокровенным! Это радость внутренняя, для себя и конечно для других … А как же иначе? Для души и видеть, чувствовать удовлетворение сопонимающих тебя! Спасибо!
Здравствуйте, Елена! Надеюсь, что после того, как Вы ушли из кружка, Вы не бросили рисовать вообще — это было бы неправильно. Как, впрочем, и Ваша реакция на комментарий педагога. Правильно ли Вы его поняли, попытались ли докопаться до сути? Моя следующая статья будет как раз на тему отношений художника и натуры, где я попытаюсь порассуждать на данную тему, не пропустите. Возвращаясь к Вашим словам, термин «красивее» вообще ни о чём не говорит. Результат Вашей работы зависит от поставленных Вами задач. Следовательно, если задачи учебные, Вы должны передать точно, учитывая необходимые обобщения, если же задача творческая, то приоритеты иные. Спасибо за отзыв!
Спасибо огромное. И рисую и пишу маслом, и ищу, и докапываюсь и анализирую, все больше слушаю и коплю. Но детство прошло, хотя наверное к лучшему. Спасибо за возможность общения.
Спасибо Вам, Александр, за интересную статью. Я , когда начала заниматься рисованием, видела все линейно. Видимо моему мозгу так было проще всего. Когда речь заходила о тонах полутонах, рефлексах и тенях, я была в полуобморочном состоянии, я их не видела. И только знания и конечно же работа над собой, я имею в виду наблюдательность, дали результат. Пусть еще слабый, но я стала видеть, чувствовать форму, видеть воздух и конечно же потрясающее многоцветие . А ведь как было в начале пути.. яблочко зеленое, лимон желтенький, а облака белые )))) . Теперь я вижу! Пусть еще мне надо развивать свое видение, но уже все, что стала видеть, приводит в восторг.
Я помню , как мне преподаватель давно-давносказал: » Художник рисует то, что другие не видять. Понимашь?»
Вот некоторе время я думала, осмысливала… А ведь все точно он сказал.