Главная>Блог Александра Григорьева>

Вопрос  на  засыпку,  зачем  художнику  уметь  видеть?  Зрение — это  инструмент,  и  от  того,  как  Вы  умеете  этим  инструментом  пользоваться,  зависит  результат  Вашего  труда.

— Не  верь  глазам  своим,  потому  как  то,  что  ты  видишь — неправда, — как-то  сказал  мне  один  мой  очень  хороший  знакомый,  чем  сильно  меня  ошарашил  и  загнал  в  тупик.

Если  не  верить  собственным  глазам,  то  чему  же  верить? — Верь  не  тому,  что  видишь,  а  тому,  что  знаешь, — добавил  он  тогда.

— Будешь  знать — будешь  видеть! — его  любимая  фраза,  над  которой  я  долго  размышлял  и  всё  же  принял  как  постулат,  осознав  всю  её  правоту.

Вот  так  и  здесь  всё  оказалось  непросто.  Художник  вместе  с  постановкой  руки,  отработкой  технических  приёмов  ставит  и  свой  собственный  глаз,  оттачивает  зрительный  инструмент.

Именно  инструмент,  потому  как  во  время  работы  зрение  перестаёт  быть  органом  чувств,  а  становится  измерительным  аппаратом,  точно  вычисляющим  расстояния,  глубину  тона  и  цветовых  отношений.

Очень  непросто  научить  себя  видеть,  даже  осознав  данную  необходимость,  приходится  долго  привыкать  к  самой  мысли  видеть  осознанно.  Человек  так  устроен,  он  всегда  идёт  по  пути  наименьшего  сопротивления,  отчего  такими  трудностями  не  желает  себя  нагружать.

Уверен,  многие  из  Вас  впервые  слышат  о  том,  что  видеть нужно уметь,  и  я  совсем  этому  не  удивлюсь.  Сейчас  учат  всему,  кроме  самого  главного,  кроме  того,  что  является  ключом  к  пониманию  профессии,  а  только  ли  профессии?

Если  Вы  не  умеете  видеть,  какой  из  Вас  зритель?  Что  Вы  можете  воспринять  не  только  в  современном  новаторском  изобразительном  искусстве,  но  и  в  классических,  пришедших  к  нам  из  глубин  прошлого  шедевров  великих  художников.

Нас  не  трогает  всё  то,  что  мы  не  понимаем,  мы  не  испытываем  эмоций,  мы  проходим  мимо.  Почему?  Потому  что  не  видим,  а  видим  лишь  то,  что  созвучно  зеркалу,  застывшему  фото,  потому  что  так  проще,  так  не  нужно  напрягать  ни  зрение,  ни  мозг.

Многие  думают,  что  понимают  реалистические  картины  и  заведомо  отвергают  всё  абстрактное,  чуждое,  будто  бы  не  имеющее  ничего  общего  с  классическим  изобразительным  искусством.

Я  Вас  разочарую.  Вы  видите  и  понимаете  незначительную часть,  ту,  что  называется  «вершки»,  а  «корешки»  Вам  неведомы  всё  по  той  же  причине — неумению  и  нежеланию  видеть.

Представьте,  что  Вы  находитесь  в  туннеле  и  всё,  что  Вы  видите — это  свет  в  конце  туннеля.  В  этой  незначительной  области  Вы  различаете  предметы,  например,  дерево,  фигуру  человека.

IslBG

 

Всё,  что  находится  вокруг  Вас,  Вы  не  видите,  потому  что  в  туннеле  темно,  и  это  закономерно.  Парадокс,  но  то  же  самое  произойдёт  с  Вами,  если  Вы  покинете  туннель  и  окажетесь  на  открытом  пространстве.

Вы  снова  будете  видеть  незначительную  область — те  же  дерево,  фигуру  человека.
Никаких  чудес  в  этом  нет,  так  устроено  наше  зрение,  а  если  быть  точным,  не  зрение,  а  мозг.

Мы  видим  точечно,  то  есть  реальная  область  видимого  нами  незначительна,  всё  остальное  как  бы  в  тумане.  Мозг  концентрируется  на  отдельном  предмете,  затем  переходит  на  другой  и  т.д.

Увидеть  одновременно  два  объекта  мы  не  можем,  и  данный  факт  делает  созерцаемый  нами  мир  неполноценным.

Думаю,  у  всех  есть  такой  опыт,  как  разглядывание  карты  мира,  напечатанной  в  большом  формате.  Мы  рассматриваем  её,  поэтапно  фокусируя  зрение  на  определённой  области,  и  следуем  дальше.  Мозг  запоминает  детали,  а  затем  составляет  их  в  единое  целое.

То,  что  мы  видели,  и  то,  что  в  итоге  синтезировал  мозг — не  одно  и  то  же!

Художнику  очень  важно  понимать  вышеописанный  процесс,  чтобы  научить  себя  видеть.  В  чём  же  суть  этого  профессионального  видения,  какие  техники  нужно  применять,  чтобы  вырваться  из  плена  точечного  восприятия  мира?

Задача  художника — научить  себя  видеть  все  пазлы  одновременно  и,  как  следствие,  цельно  относиться  к  плоскости.  Простыми  словами,  та  дробность,  что  порой  присутствует  в  работах  начинающих  художников,  их  желание  прорисовать  каждую  деталь,  рассказать  обо  всём  увиденном  по  отдельности,  и  есть  непрофессионализм.

Будешь  знать — будешь  видеть.  Опять  всё  упирается  в  знания!  Мы  должны  понимать  такой  закон,  как  воздушная  перспектива,  и  на  уровне  знания  применять  его  в  своих  работах.  То,  что  далеко — всегда  мягче,  имеет  размытые  границы  и,  наоборот,  предметы  на  ближнем  плане  контрастны.

Мы  должны  понимать,  чтобы  правильно  увидеть  цвет  и  тон  одного  предмета  по  отношению  к  другому,  мы  обязаны  увидеть  их  одновременно,  что  противоречит  стандартному  устройству  зрения.

Задача  художника — держать  в  поле  видения  не  один — два  предмета,  а  весь  сюжет,  постоянно  сравнивая,  например,  тон  неба  по  отношению  к  земле,  затем  пятно  дальнего  леса  по  отношению  и  к  земле,  и  к  небу  и  т.д.

Очень  показательно  наблюдать  за  художником-любителем,  как  он,  вначале  написав  стеной  стоящий  лес,  пририсовывает  к  нему  небо,  затем  землю,  буквально  следуя  за  тем,  что  ему  диктует  мозг,  привыкший  видеть  мир  последовательно.

То  же  самое  происходит  со  зрителем,  изучающим  эпическое  полотно.  Он рассматривает  его  как  карту  мира — пошагово,  а  затем  пытается  представить  всё  в  целом.  И,  конечно  же,  то,  что  он  представит — не  совсем  то,  что  хотел сказать художник.

hrista1

А.А. Иванов Явление Христа народу

 

Вот  Вам  и  любимое  всеми  реалистическое  искусство.  Уверен,  немногие  увидели  то,  что  действительно  хотел  передать  автор.

Изобразительное  искусство — не  литература,  картину  не  следует  рассматривать  так,  будто  бы  Вы  листаете  страницы  книги.  Картину  следует  воспринимать  целиком,  а  уже  затем  вдаваться  в  подробности  деталей.

Деталей  может  не  быть  вообще,  потому  что  они  ничего  не  добавят  к  авторскому  решению,  всё  самое  главное  уже  сказано.

Будешь  знать — будешь  видеть.  Повторю  слова  моего  хорошего  знакомого.  В  этой  простой  фразе  много  того,  над  чем  стоит  задуматься.  Если  Вы  что-то  не  понимаете  — это  не  потому,  что  Вам  не  дано,  Вы  просто  не  хотите  этого  знать.

В  своей  попытке  ответить  на  вопрос,  зачем  художнику  уметь  видеть,  я  хочу  обратить  внимание  читателей  на  данный  аспект,  важный  как  творцу,  так  и  зрителю.

Спросите  у  своих  учителей,  почему  они  Вам  об  этом  не  сообщили  ранее?

Завершая  данную  тему,  хочу  посоветовать  Вам  найти  общее  в  творчестве  двух  таких  разных  художников,  как  В. И.Суриков  и  Пабло Пикассо.

Не  стану  мучить  Вас  догадками  и  приведу  слова  самого  В. И. Сурикова.

Из  воспоминаний  М. Волошина: Однажды мы были вместе с Василием Ивановичем в галерее Сергея Ивановича Щукина и смотрели Пикассо. Одновременно с нами была другая компания. Одна из дам возмущалась Пикассо. Василий Иванович выступил на его защиту: «Вовсе это не так страшно. Настоящий художник именно так должен всякую композицию начинать: прямыми углами и общими массами. А Пикассо только на этом остановиться хочет, чтобы сильнее сила выражения была. Это для большой публики страшно. А художнику очень понятно».

Лучше,  чем  сам  Суриков,  не  скажешь.  В  его  ответе  есть  формула,  по  которой  живёт  изобразительное  искусство,  по  крайней  мере,  та  его  часть,  что  мы  называем  живописью.

Жду  Ваших  комментариев  и  Ваших  историй,  пишите,  обязательно  всем  отвечу!