В канун первого сентября задался вопросом, как научить ребёнка рисовать, но эта тема содержит в себе больше смыслов, нежели воспитание детей. Все мы когда-то были детьми и, более того, остаёмся ими, а значит, отвечая на узкий вопрос о детях, есть шанс докопаться до правды в целом и больше узнать о нас, взрослых.

Концепция моего блога не обременена шаблонами и рамками, я выражу своё мнение и дам Вам повод высказаться. Пишите, что думаете об этом, в комментариях.

Вспомним, как нас учили рисовать или как мы учим своих детей.

“Точка, точка, запятая —
Вышла рожица кривая.
Ручки, ножки, огуречик, —
Получился человечек!”

Показав на собственном примере, мы передаём опыт, сокращая путь к цели ребёнку. Всё бы хорошо, но эта же модель заложена в системе образования и оценочная практика полностью к ней привязана. То есть если ученик изменит последовательность или, не дай бог, внесёт что-то своё, то сразу окажется за бортом корабля знаний, несущего к светлому будущему только стандартно мыслящих.

Я боюсь неумелых каляк или как научить ребёнка рисовать?

Стереотипы мышления или по-простому шаблоны — вот что управляет нашими жизнями как в целом, так и в частности. Жизнь по кальке заложена в наше поведение с детского сада, и то, что в начале пути помогало нам адаптироваться в мире не выделяясь, не привлекая внимания, сегодня не позволяет стать уникальным.

Обратите внимание на противоречие, существующее в каждом обывателе. Делая стандартную работу, проявляя себя шаблонно, по кальке, он при этом хочет быть уникальным. Он хочет, чтобы его и продукт, им созданный, ценили, выделяли из сотен подобных, считали достойным особого внимания.

Друзья, признайтесь уже, что Вас обманули, а сейчас Вы обманываете своих детей, требуя от них стереотипного поведения. Таская своё чадо по школам, выстраивая стандартный путь и требуя стандартных результатов, что Вы получите на выходе? Подскажу, чтобы Вы не мучились с ответом — отличных исполнителей, копиистов, стереотипно мыслящих, напичканных шаблонами, готовыми формулами, короче, всем, что якобы должно облегчить жизнь.

Каждый мало-мальски состоявшийся художник знает, самое ценное, что у тебя есть — это нестандартность мышления. Не мастерство, не знания, не опыт, а умение мыслить самостоятельно (только поймите меня правильно, я не сказал, что мастерство и знания не нужны. Моё мнение: они вторичны, первично уникальное видение мира).

Творчество — это создание нового. Вопрос, как можно создать новое, как вообще творить, если твой путь как художника с самого детского сада был построен на шаблонном мышлении?

Обратимся к взрослым и самому популярному способу обучения сейчас — мастер-классам, а попросту “повтори за мной и уйдёшь домой с картиной, сделанной своими руками”. Да, руками своими, но далеко не своими мозгами. Вот Вам и стандартное мышление, шаблон, калька, впрочем, и с ней будет нелегко справляться, потому что оригинал кальки остался в мозгах того, кто демонстрировал Вам чудо.

Ничего, думаете Вы, “Москва не сразу строилась”. Вот повторите ещё раз сто и сможете сами такие мастер-классы показывать. И здесь Вы правы — после сотого повторения шаблон закрепится навечно. Теперь Вы носитель стереотипного мышления и способны уверенно делиться им с другими такими же искателями “мастерства”.

Я боюсь своих “каляк”, если я начинающий художник, боюсь возюканья, пачкотни своего ребёнка, если он проявляет интерес к краскам, я вообще боюсь выражать себя, а ещё мне страшно за своё дитя — куда ему с таким творчеством? Примерно так мыслит среднестатистический житель нашего времени.

Но, согласитесь, творить хочется. Пусть для себя, в стол, но попробовать обязательно нужно, и что Вы делаете? Конечно, пробуете, робко, неуверенно повторяете, копируете, “слизываете” сладкие картинки.

Вы будто печёте вкусные пирожки, такие ароматные, солнечные, так и хочется сказать “ням-ням”. Вы не согласны? А Вы себя видели за этим занятием? Да-да, пирожки, не иначе.

В это время Ваше чадо, перепачкав всё вокруг, рисует чёрной краской невообразимые каляки на выданном ему листе белоснежной бумаги. “Нет, из него ничего не выйдет”, — констатируете Вы в лучшем случае и оставляете дитя в покое (пусть возюкает), в худшем — ищете способ научить его шаблонному мышлению.

Вы так боитесь нелепых каляк, ошибок, неудач, непропечённых пирожков, несладких картин нестандартного мышления, что забыли о главном.

Никто и никогда не появился на свет состоявшимся художником, музыкантом, математиком, путь каждого начинался с ошибок. Дайте же наконец законное право своим детям совершить все возможные ошибки! Более того, возьмите и совершите их сами. И совсем неважно, сколько Вам лет. Творчество — это создание уникально нового, а значит, оно невозможно без великого множества ошибок.

Стремление получить всё и сразу — современная норма поведения. Вопрос, что Вам втюхали на волне Ваших желаний? Ещё один шаблон, кальку? Вы сами загоняете себя в клетку, в инкубатор посредственностей, и Вас это устраивает?

Вернёмся к детям. Если творчество — это продукт, то именно умение мыслить креативно, неординарно, самостоятельно превратит конечный результат в уникальный. Но откуда возьмётся уникальный результат, если всё, чем занимается традиционная система образования — это навязывание стереотипов?

Лично я, сколько себя помню, постоянно слышу главный постулат нашего образования — сначала научись, как надо, а потом делай, как хочешь. В итоге прилежный ученик знает, как надо, но совсем не знает, как хочет. Мастеров-копиистов, подражателей сейчас пруд пруди, а интересных самодостаточных художников по пальцам перечесть.

Обучая ребёнка рисованию или обучаясь сами, помните, что чужие шаблоны нужны, но не переусердствуйте с их освоением. Пройдите простой тест на результат, попробовав самостоятельно решить ту или иную творческую задачу. Если самостоятельно у Вас ни “бе ни ме” не выходит, значит, Вы что-то не то делаете.

Не исключаю, что Вы вообще не видите разницы в различных художниках, и критерием оценки для Вас служит, дотянул автор свою работу до фотографии или нет. В таком случае мне Вас жаль, мир через призму стереотипов — чёрно-белое кино.

Собственно, взрослым самим решать, в каком мире им жить, только помните, что дети свободны от любых шаблонов, и это ценно. Каждый раз, когда Вы требуете сначала научиться “как надо”, Вы отнимаете у них право делать “как хочу”. В итоге они не только больше не хотят, но и не знают, как хотеть, как вернуть себе себя, как услышать в хаосе чужих мнений единственное — своё.

Как же обучать наших детей рисованию? Конечно, в первую очередь, любя, а вообще, необходимо поощрять инициативу в творчестве, развивать креативное мышление, а затем на эту базу наносить удобрение из технических знаний, умений и опыта. То есть приоритет — способность мыслить самостоятельно, хотеть самостоятельно, а затем знания, иначе зачем они вообще, если человек ничего не хочет.

Итог: не мучайте своих детей, любите их, поощряйте их фантазии, желания, амбиции. И, конечно, дозировано давайте знания, чтобы их таланты росли и развивались, подобно крепкому красивому дереву, способному дышать и отдавать миру кислород, так необходимый всему живому на земле.

Пусть первое сентября как, впрочем, и весь год станет для Ваших детей поводом к самореализации себя, своих талантов, желаний и мечт, а знания будут не целью, а нужным инструментом на этом пути.

Напишите в комментариях, что Вы думаете по этому поводу.