Кто он — профессионал в области изобразительного искусства? Кто сам назвал себя таковым или же признанный сообществом профессионалов? Я не хочу затрагивать психологизм интимных отношений с самим собой в разборе данного вопроса. Потому как разумеется, если ты себе что-то не способен позволить, в том числе назвать себя художником, то точно никогда им не будешь.
В данном случае мне интересен вопрос социального статуса или кем по факту является тот, кто называет себя профессионалом?
В современном мире маркетинга если ты не кричишь о себе громче всех, значит тебя не существует. Печально, но так и есть — кто больше шума создаёт, того и слышат. Заявляй о себе и днём, и ночью, на каждом углу, при каждом удобном случае, тогда все сами поверят в то, что ты им так навязчиво транслируешь. По сути реклама сегодня определяет, кто есть профессионал, и чем она агрессивней, тем эффективней работает.
Вы замечали, что чем интеллектуальнее человек, чем умнее, тем скромнее выглядит на фоне глупых, заносчивых крикунов. Впрочем, это легко объяснить, потому что чем больше знаешь, тем больше элементарной скромности. Тебе попросту страшно ошибаться, стыдно за необдуманные шаги, хочется видеть на десять шагов вперед, чтобы не оступиться, быть ответственным за свои слова и поступки.
Да, это крайность — такая вот интеллектуальная скромность, хочется больше слышать умных, интересных, талантливых, а на поверхности кувыркаются часто бездари и глупцы. Я бы сказал, преступно замалчивать свой потенциал скромным интеллектуалам, потому что кто-то должен быть противопоставлен общей массе крикунов.
Творчество свободно от рамок, формул, стандартов, можно вытворять всё что угодно в рамках закона и приличия, конечно. У тебя могут быть сотни и тысячи подписчиков, они могут восхищаться тобой и твоим творчеством, но этого мало, чтобы называть себя профессионалом, и вот почему!
Как оценить твои заслуги, если нет критериев оценки? У неподготовленного зрителя нет понимания, каким путём шёл художник, какие трудности преодолевал, чего именно добивался. Такой зритель делает оценку из обывательского “нравится — не нравится”, высказывая что-то вроде “вау, как красиво, я так не умею”. Я уже не раз писал, что пресловутое “нравится” подойдёт скорее солёной рыбе — кому-то мало соли, кому-то чересчур.
Такой “профессионал” — шут гороховый, мастер веселить, развлекать публику и только.
Думаю, каждый в своём деле способен отличить профанацию от мастерства, с изобразительным искусством то же самое. Не владея критериями, не будучи профессиональным зрителем, не получится оценить объективно даже простенькие произведения.
Нет, я не буду сетовать на то, что большинство зрителей обыватели и ничего не понимают в искусстве. Меня это совсем не беспокоит, так всегда было, будет и, наверное, должно быть. Но на вопрос одного из моих подписчиков отвечу: всё просто, профессионалом называют того, кто признан профессионалами.
То есть людьми, способными видеть, понимать задачи автора и их решения в каждом конкретном случае. Согласитесь, если вы лично чему-то учились, преодолевали, достигали, за вашими плечами опыт как побед, так и поражений. Вы будете максимально объективны в оценке подобного труда.
Со времён “царя Гороха” ничего не изменилось, изобразительное творчество, впрочем, как и любое другое — это, прежде всего, художественная мысль. А дальше всё просто: чем сложнее мысль, тем менее популярна и наоборот, абсолютная дурь мегапопулярна по причине своей доступности.
Как вы думаете, какой должна быть популярная картина в современном мире? Конечно, реалистичной, а лучше гиперреалистичной — попросту такой, как на фотографии. Радость узнавания картинки — вот что хочет видеть простой зритель, и рынок дарит ему эту радость, суля в рекламных предложениях как фотокартинки, так и услуги, обещающие научить так же копировать.
И вот начинающие художники, исполненные надежд, учатся, копируют фотореализм, не подозревая о том, что лишены главного в творчестве — художественной мысли.
Раньше бытовала идея об элитарности искусства, будто бы есть творчество для народа, а есть для избранных. Всё это неправда — и в прошлом, и сейчас каждый сам определяет, к какому слою он относится — к интеллектуалам или несведущим зрителям. Мера оценки, кто ты есть такой — твои знания и только!
С точки зрения доступности знаний мы живём в лучшее из времён, однако процент подлинно понимающих изобразительное искусство мал, как и прежде. Единицы способны отличить живопись от раскрашенной картинки, авторское композиционное решение от скопированного фото и т.д.
Отчего в современном искусстве нет ярких имён, грандиозных произведений, нет голосов, обращённых в вечность.
Задумайтесь о том, что когда тебе дают всё, то на самом деле всё отнимают! Творчество, слепо копирующее реальность, лишено как всякой мысли, так и таинства домысла, недосказанности. Сегодня у нас есть всё, и прежде всего, это информация. В её потоке мы ловим радость узнавания картинок, мелодий, слов.
Согласитесь, часто банальные образы украшают наш мир.
Самозванцы-профессионалы учат нас чему-то будто бы важному, а мы всё никак не можем понять, где та радость творческих побед, которую мы искали на своих холстах.
Я почти процитировал слова одного из участником моих курсов в начале нашего сотрудничества, так как автор ранее был крайне разочарован в своих учителях. Вообще, мне часто приходится такое слышать и возвращать людям любовь к живописи.
Творчество — это не диктант, написанный слово в слово, где отсутствие ошибок — главный критерий успеха. Творчество — это сочинение, авторский замысел и стиль, не правда ли?
Если вы как зритель чего-то не понимаете в художественных направлениях, отдельных авторах, может стоит попробовать в этом разобраться? Поверьте, это не так сложно, как кажется!
Мастер жонглирует художественными приёмами и правилами, как виртуоз, во благо новых смыслов и идей, самозванец “профессионал” угождает, веселит публику и только.
Хотите научиться понимать изобразительное искусство, рисовать и писать красками становитесь участником моего бесплатного курса. Вот уже девять лет я обучаю начинающих художников, присоединяйтесь к нам. Первый урок сразу после подписки. Регистрируйтесь по ссылке: https://grigoryevalexandr.ru/kurs-16vk
Также в блоге, вы найдёте статьи с результатами моих учеников по ссылке: https://grigoryevalexandr.ru/category/nashi-sovremenniki
Спасибо Вам!
Все верно! Полностью разделяю данную точку зрения!)
Согласна почти со всеми мыслями. Про гиперреализм не согласна. Раз такое направление возникло, значит, есть запрос времени. Неглубокомысленный зритель тоже имеет право любоваться розой в каплях или фруктом с прям вот как настоящими порами кожицы. В нашей технологичной жизни не остаётся места простым чувствам, сенсорный аппарат человека очень сильно страдает из-за отсутствия общения с природой. живой пищей, с тактильными впечатлениями вообще беда. Гиперреализм в какой-то степени восполняет потребность чувствовать, отсюда и миллион капелек на розе, и все шероховатости и волоски шкурки, которые мы просто не разглядываем, не замечаем, да их часто просто нет у повалявшихся в ящиках и на полках фруктов. Есть и любители всяких неприятных чувств — им тоже гиперреализм предлагает… Что касается художественности гиперреалистичных полотен, то для художника это тоже хороший навык и опыт внимательнейшего наблюдения за формой. Да, художник-гиперреалист не моделирует, как живописец, но нельзя сказать, что навык живописца ему вовсе не нужен. Без знаний о форме,свете и цвете никакой гиперреализм не получится. Художники разных направлений ставят себе разные задачи. И все имеют право быть, как и зритель имеет право выбирать. Гиперреализм- интерьерная живопись, высокопрофессиональный навык копирования, основанный на изучении сложности и сопряжённости частей изображаемого единичного объекта, его увеличенной фотографической копии. Как макросъёмка. А художник- живописец, работающий над сложной задачей построения натуры, ставит себе другие задачи- конструирования и создания образа, погружения в смыслы.Зритель выбирает то, что ему понятно и не что есть умственный и чувственный запрос. О мощи рекламирования — полностью согласна. Но для учащихся всякий опыт полезен, чтобы разобраться, чтобы найти своего, на свой уровень учителя.
Согласна с Александром. Гиперреализм/фотореализм немного отупляет. Да, есть пища для глаз, но нет пищи для мозга. Недосказанность запускает процессы в голове. На выставках все-таки хочется видеть интеллектуальное искусство, а не фотообои. Если провести аналогию с литературой, то какой писатель считается первоклассным? Не тот, кто все разжевывает читателю, делает за него выводы и эту кашицу дает ему проглотить. Мой герой поступил так, потому что он такой-сякой. Нет, настоящий писатель тот, кто, описывая жизненные коллизии своего героя, подталкивает читателя мыслить и анализировать, кто же этот герой на самом деле. Это ведь тоже определенная степень недосказанности.
Интересная статья. Спасибо.
Спасибо за статью, Александр! Вы осветили самУю суть в изобразительном искусстве для самоучек.
Разделяю Вашу точку зрения, Александр.
Вы привели очень удачное сравнение гиперреализма на одной из недавних онлайн встреч.
Вот какая штука получается. После просмотра гиперреализма часто возникает чувство опустошения, будто раз и забрали всю энергию.
И мне такие изображения точно не заменят оригинал — наоборот.
Предположу, что ярыми его защитниками являются те, кто сам его практикует. А как иначе-то?! Это ж адский труд, как ни крути! У самой найдётся парочка таких работ, поэтому знаю.
А живопись — она, как книга, декорации к которой сугубо личные, исходя из опыта. Мозг любит додумывать и дорисовывать.
И если она вызывает эмоции, ассоциации, инсайты, которые позволяют расти, необъяснимое чувство прекрасного то, конечно, я выбираю ее, живопись!
Согласна с автором, что тут можно добавить. У меня самой вкусы очень изменились с тех пор, как я начала серьезно заниматься изобразительным искусством в Закрытом клубе. Раньше мне нравилось все «красивенькое» и фотореалистичное — цветочки, волны, маяки, березки и речки))) Ничего в этом плохого конечно нет, я и теперь люблю пейзажи и натюрморты. Но я открыла для себя и других художников, и совсем даже не красивое, а гармоничное искусство. Ту же вазу с цветами можно написать по-разному.
Насчет современного мира — у нас сейчас тут сплошной маркетинг. И без этого ну никак не пробиться. Миром искусства правят соцсети, инстаграмм, интернет. И хороших художников — творцов часто знают узкий круг людей, а коммерческих художников, работающих ради заработка — знают тысячи и сотни тысяч.
Добрый вечер! Статья получилась отличной, просто высший класс. Я часто задумываюсь, о том что там написано. Так сказать превратить хобби в то на что жить, это конечно предел мечтаний, но и парадокс в том что быть профессионалом и на этом зарабатывать, кажется утопией. Потому что никого как мне кажется не интересует холст у которого есть душа. Интернет переполнен этим гиперреализмом, и сколько бы я не натыкался на этот агрессивный маркетинг, мозг понимает что это убёт всё творческое начало, и будешь заниматься раскрашиванием на веки вечные и превратится это все в рутину ежедневную. А как только вопрос возникает у меня какой то, я обязательно его задаю, но как говорится в пустую бочку, нет человечности, сухие ответы с последующим вопросом «а вы ознакомились? Вот сюда платить нужно». Но всегда было так что самая лучшая школа это вот тебе задача, как нарисовать я объяснил. К сожалению в наше время я на такую больше не натыкался.
Здравствуйте Александр! Не поняла, зачем эта статья? Я не художник, но учусь рисовать через интернет бесплатно, нет денег на курсы, да и выбрать художника за два года не смогла. Поговорить толком ни с кем невозможно. Я взрослый человек и прекрасно вижу художник или ремесленник предлагает услуги. Дело не в этом, не смотря на вашу критику, мне ближе по душе рисовать окружающий меня мир. Через рисование я по другому вижу ель, дорогу на дачу, цветок. И если раньше я делала фото, то теперь рисую. А талантливой молодежи у нас очень много!Меня восхищают их картины и способность обучать людей. Это труд и труд нелегкий.
Я уверена, что ваша аудитория большая, ваше обучение замечательное, желаю вам творческих успехов!
Добрый день!!Мы все из группы Александра так рассуждали раньше — рисовать окружающий мир,как видим,но встречаясь каждый раз в неделю на протяжении 7 лет,мы все выросли и в плане живописи и истории искусств!!Я помню в нашей группе были участники,которым было далеко за 70 лет,и они как детки рисовали огородик,цветочек,котика,и уже через год — как они выросли!!Теперь только восхищаемся их работами ,успехами и выставками!!
А оплатить занятия у Александра -,если разбить эту сумму на год — это совсем небольшие деньги,но таких знаний не получить нигде,ни в одной школе или академии,а так же мы общаемся друг с другом в общем чате,где всегда можно получить подсказку или совет,если требуется!!
Я безгранично благодарна методу Александра и его добросовестной и справедливой работе!!!
Теперь живопись для нас — это стиль жизни!!
Здравствуйте, Елена! Вы будто оправдываете свой метод учиться бесплатно. Жалуетесь на то, что за два года не смогли найти художника, при этом восхищаетесь молодёжью, способной обучать людей, объясняя это нелёгким трудом. Живопись — это сложный навык, если Вы реально чему-то решили научиться, без наставника не обойтись, придётся платить за нелёгкий труд. Не понял про критику? Но мне тоже по душе рисовать окружающий мир, моя персональная выставка в 2023 г. так и называлась «Мой мир цветом».
Добрый день,очень полезная статья.Все действительно так .А еще мы люди,подобны творцу,наше творческое начало,оно само по себе и не должно об этом кричать,но в теперешние времена ,нужно сообщать другим ,о том ,что написано в этой статье,кто знает,может кому-то она поможет измениться к лучшему,задуматься и даже где-то понять себя.Мне кажется,что вот оно то,что у вас в блоге можно читать такие статьи,уже меняет все к лучшему.Она о настоящем,о смысле,а этого все меньшей нашей жизни.
«Когда тебе дают всё, то на самом деле всё отнимают» — запомню эту фразу. Она действительно очень глубока и многогранна.
Спасибо, Александр, статья очень полезна, особенно для новичков. Я на первом этапе не раз задавала себе вопрос, кого же считать профессионалом, а это отсутствие ориентира сильно путает мысли и сбивает с пути, знаете ли. И только по прошествии нескольких лет нашего с Вами взаимодействия ответ стал более-менее очевиден.
Однако, приходя на выставку наших старожил-профессионалов в местный союз художников, смотрю на некоторые работы и не понимаю, что это — шутка? или издевательство над зрителем? или усталость от творчества? или может я не доросла? И вроде я не имею права сомневаться в профессионализме старого признанного художника, но этого профессионализма в работе не чувствуется ни в композиции, ни в цвете, ни в технике, ни в сюжете. Как говориться, работа «ни о чем». Туда же отнесу Дюшана с унитазом, Каттелана с бананом, Херста и прочих — их работы для меня вообще оскорбительны как зрителю. Бато с чистым холстом — моё свежее разочарование.
На мой взгляд, если художник берет на себя ношу быть профессионалом, то хоть в чем-то должен «держать марку», доказывая свой уровень каждой работой. Представьте, если бы бывалый юрист вдруг на какой-либо запрос ответил: «Ну вроде где-то в кодексе пишут, что…» Или кондитер на прилавок выложит пирожные с сырым тестом. Или музыкант сыграл три ноты, а потом додумывайте сами. Хочется сказать: если ты профессионал, уважай своего покупателя, слушателя, зрителя, и т.д.
ИТОГ: почему не вычеркивают из списка профессионалов уважаемых признанных художников, которые в своих работах смеются над зрителем, или потеряли интерес к работе, или спились в конце-концов? После достижения определенных высот можно всё? Если так, то это нечестно
Здравствуйте, Наталья! Вы сами ответили на заданный вопрос: После достижения определенных высот можно всё, но в рамках закона. Я уже не раз говорил о том, что художников не стоит сравнивать с хирургами, юристами, шофёрами и т.д., неужели Вы не видите разницы? Искусство — эмпирический метод познания окружающего мира, если хотите, это игра. И всё же, наверное, Вы хотели сказать, почему им так можно, а мне нет? Почему они известны, а я нет? Вам тоже можно, вы тоже имеете право играть в какие угодно игры, но “после достижения определенных высот”.
Здравствуйте Александр! Согласна с Вами полностью! Все будут так рассуждать скоро, да призадумываться, потому что, что без души , то долго не живет и очень скоренько надоест! Гиперреализм, да труда там много! А зачем, когда можно сделать хорошую фотографию и если, кто покупает это, то гораздо дешевле будет стоить!Опять какие-то западные штучки! У меня такое ощущение, что только у русских художников, у российских вернее, есть та душа на полотне,а не «тугрики» в глазах. А насчет молчания интеллигенции, то как говорится, знающий не доказывает… Единственное, мне эта соленая рыба… Если я говорю, что мне нравиться-не нравится, то я имею ввиду трогаетли меня данное произведение или нет, если у меня отклик в душе. Бывает так, что одного взгляда на картину достаточно , чтобы остановиться и забыть про всё на свете, а бывает наоборот, аж холодок по спине.. Но это тоже отклик. И будет вестись диалог. Александр, это очень хорошо, что Вы написали эту статью, спасибо. Я думаю соратники у Вас есть и это очень радует, что Вы можете противостоять бездарям!
Здравствуйте Александр! Написала отзыв,но я его не вижу. Я полностью согласна с Вами. Я тоже за смысл в полотнах,за виртуозность, за мастерство! А гиперреализм себя изживёт быстро, надоест.
Здравствуйте,Светлана! Ваш отзыв опубликован.
Александр, спасибо за статью. Вебинар о Гиперреализме был классный! Полностью с Вами согласна. Рада, что учусь у Вас уже 5й год. Столько всего узнала интересного, нужного! Появилась уверенность в себе. Благодаря Вам научилась смотреть картины осознанно, в музей интересно ходить стало!
Александр, спасибо за статью, полностью согласна с Вами, не понимаю зачем тратить огромное количество времени и энергии на техническую работу,имею ввиду гиперреализм,лучше
творить свое собственное сочинение.
Интересная статья…Начну с того что в нашем мире что-то зачем-то нужно. И тот же гиперреализм нужен, многие люди так решают свои психологические проблемы, так как там надо сидеть как в медитации все вырисовывать, лучше вырисовывать детали чем сидеть в своих мыслях. Люди все разные и запросы разные, кому-то просто нужно порисовать как для медитации, кому-то выразить свои мысли на бумаге, ну а у кого то уже задачи более сложные.
Я когда училась, мне преподаватель говорил, какая тема популярная для людей — мужчина и женщина, и все — это уже всем интересно. Или, хочешь стать популярным, сделай что-то такое провокационное и все. Для этого всего большого ума не надо.
Cейчас просто время такое, все хотят быть популярными, сколько подписчиков, лайки. Но по сути — все просто так решают свои психологические проблемы.
Человеку высокого духа всего этого не надо, он думает как ему отдать что интересное в мир, передать что то людям.
А в первую очередь, нужно думать не о том, как продать, а о том, что люди от этого получат.
А достойных людей я думаю много, просто их не видно. И так же есть достойные курсы по рисунку. Я ,например, смотрела интересные мастер-классы и даже некоторые иностранные, что помогало мне выйти из депрессии.
Я просила вселенную, что я хочу учиться у художника, показывать свои работы. И так я оказалась на курсе и в клубе у Александра. Вижу теперь какие задачи ставил художник, как он это решал, и где картина, а где просто графика или иллюстрация. Если человек что-то очень хочет, то все сложится.
Ну и в заключение ,скажу, что лучше всего принять все как есть и если не нравиться просто пройти мимо, зачем переживать, тратить здоровье и энергию.
Когда я впервые побывала в Эрмитаже,из всего изобилия картин мне запомнилось несколько:»Девятый вал»-у меня захватило дух и казалось,что капли воды вот вот попадут на тебя,»Лунная ночь на Днепре» завораживала невозможно было оторвать взгляд от диска Луны на небе.А из зала импрессионистов я вышла с жуткой головной болью.Для меня мастерство художника-это эмоции.
Чисто я , я художник я так вижу
Здравствуйте Александр хочу научится рисовать. Жду вашего ответа. Меня зовут Лариса.