Возраст творчеству не помеха — неужели ещё есть те, кто в этом сомневается? В одной из статей я уже писал о бабе Любе, впервые взявшей кисти в руки в 79 лет, а этот пост посвящу юным гениям.
Как случается, что человек приходит к необходимости выражать себя в творчестве, и почему эта потребность не считается с возрастом? Возьмём, к примеру, Нику Турбину, ставшую поэтом в четыре года. Кто не знаком с её феноменом, в сети информации достаточно.
В случае Ники стихи — не что иное, как потребность, а иначе, зачем ей были нужны поэтические строки в детсадовском возрасте? Ни слава, ни деньги, ни положение в обществе на тот момент её волновать не могли.
Далеко не все задумываются, что творчество — это труд, и порой не из лёгких. Мне вообще трудно себе представить, как девочка в четыре года сочиняла взрослые тексты, ещё труднее понять, как она не сломалась под тяжестью этой ноши, хотя жизнь её всё же была трагична.
Что, как не внутренняя потребность заставляет человека самовыражаться? Думаю, что ключ к пониманию творчества, в том числе, бабы Любы и многих других, нарушающих привычный уклад жизни, лежит в бессознательном, где-то вне логики и социальных норм.
Уверен, многие из читателей не знают, что само понятие «творчество» является ругательным в большинстве официальных художественных заведений нашей страны. Вы спросите, почему? Догадаться несложно — творчеству нельзя научить, его нельзя контролировать, нельзя поставить в какие-либо рамки, а это противоречит учебному процессу. Как можно наделить потребностью кого-то, если этой потребности у него нет?
Можно обучить ремеслу, дав ученику все существующие штампы и заезженные формулы, можно научить копированию, можно возвысить кумиров, тем самым подарив иллюзию армии подражателей, но творчеству научить нельзя. Это неправильный путь, когда Вам говорят — сначала научись рисовать, а затем будешь создавать собственные миры. Интересно, откуда Вы их возьмёте, если не было желания их выдумать в самом начале пути?
Когда я слышу от начинающих художников, что якобы им трудно что-либо создать, потому что они ещё не обладают нужными техническими навыками, мне хочется задать им простой вопрос. После того, как они у Вас появятся, с чего Вы начнёте? Сразу приступите к росписи Сикстинской капеллы или к полотну, подобному “Явлению Христа народу”?
Если взрослый человек берёт в руки кисти и холст, значит, у него есть потребность выразить себя именно таким способом. Более того, между точкой А, когда он обладает минимумом знаний, и точкой, В когда он приобретёт навык, не должно быть промежутка в самовыражении. Простыми словами, реализуйте Вашу потребность немедленно, а навыки будут накапливаться с опытом и знаниями.
Впрочем, я отвлёкся от темы. Сейчас по интернету гуляют статьи о юном гении, создающем свои шедевры в столь раннем возрасте, что многим современным детям (и не только детям) даже не снилось. Его зовут Киерон Уильямсон, он из Норфолка (Англия), его творческий путь начался в пять лет, сейчас ему четырнадцать.
Тем, кто не видел его работ, я советую посмотреть, этот юноша более чем талантлив. Его родители не имеют отношения к изобразительному искусству, его никто насильно не заставлял посещать художественную школу, решение выражать себя через живопись пришло спонтанно.
Что, если не внутренняя потребность, движет этим мальчиком? Конечно, подобные примеры уникальны, но эти единичные случаи могут помочь понять природу творчества как потребности самовыражения. Возраст не помеха, если Вы чувствуете желание выражать себя с помощью изобразительных средств, то смело так и поступайте.
Проблема взрослого человека не в том, что он менее талантлив, нежели ребёнок. Он просто более социализирован, постоянно должен думать, какую оценку ему вынесет общество, соверши он тот или иной поступок. Скованному по рукам и ногам, ему кажется непреодолимым естественный процесс творческого поиска, он держит свои мечты, желания, фантазии за семью замками, дабы не быть осуждённым общественным мнением.
Я уже не раз рассказывал на своих курсах историю одного американского психолога, возможно, кто-то не знает, повторю ещё раз. Когда он просит собравшихся на лекции людей нарисовать портреты друг друга за короткое время, раздав всем карандаши и бумагу, то всегда по истечении задания слышит одни и те же фразы в зале. Они звучат примерно так: “Ой, извините, у меня не получилось”, “Я хотел совсем по-другому нарисовать, но так вышло”, “Я не хотел Вас обидеть”, “ Можно, я не буду показывать свою работу?”
Весь зал извиняется друг перед другом. Так происходит всегда со взрослыми людьми, потому что они перестраховываются, как бы не обидеть соседа и самим не быть высмеянным, как бы ещё чего не вышло непредсказуемого. Они держат своё бессознательное как собаку на цепи, их миром правят логика и правила социальных норм.
С детьми этого не происходит, ребёнок открыт, ему нет нужды прятать своё “Я” за серой маской обыденности. Они наоборот хотят, чтобы весь мир увидел их творчество, ведь это ещё один способ общения.
Понаблюдайте за собой. Возможно, Вы даже не замечаете, как часто Вам хочется извиниться за искреннее самовыражение. Это можно видеть у начинающих художников, желающих заранее оправдать свои ошибки в созданных работах.
Если Вы начинающий, разве это не про Вас? Вы оправдываетесь, рассказывая, что работа ещё не окончена, что здесь Вы хотели сделать не так, что вот это будете переделывать, а там обязательно напишете иначе?
Перестаньте оправдываться! Желание быть социально правильным, всем угождать, не быть высмеянным с творчеством несовместимо. У Вас не получится раскрыть свой потенциал, пока Вы зажаты. Эти сети задушили тысячи, а может и миллионы талантливых юношей и девушек, достигших своих взрослых лет. Представьте, что Вы золотая рыбка и Вам доступен целый океан. Вместо того, чтобы барахтаться на мели, отважьтесь нырнуть глубже. Первое, что с Вами случится — это победа над страхом, а затем Вас будет уже не остановить.
Тот, кто выбрался из клетки собственных страхов, по-настоящему свободен. Прежде чем менять мир, измените себя!
В студенческие годы у меня состоялся разговор с выпускником художественного училища. Я спросил, какие у него творческие планы, кем хочет быть, как будет себя реализовывать. Его ответ меня удивил: “Никаких у меня творческих планов нет и никогда не было”. То есть творцом он быть не желал, при этом будучи способным живописцем. Все его планы сводились к эксплуатации полученных навыков и технических знаний.
По прошествии лет я знаю — как художника — творца его не существует, он профессиональный исполнитель, ремесленник. Я уважаю его выбор, по крайней мере, он из себя творческую личность не строит, и это тот самый случай, когда потребности нет.
Возраст творчеству не помеха, совсем неважно, сколько Вам лет. Реализуйте свои потребности без оглядки на социальные условности и собственные страхи. Буду рад услышать Ваши мнения по данному поводу, расскажите свои истории в комментариях к посту.
Александр, мне очень понравились ваши мысли по поводу творчества и возраста! На самом деле чем старше становишься, тем больше ограничений возникает в голове, ну куда уж в моем возрасте учиться рисовать, уже поздно и т.д. Все эти страхи и ограничения лишают нас многих удовольствий, которые можно получать именно от творчества!
Это было много лет назад, хотелось всего и сразу. Была учеба в школе, музыкалка, хореография, гимнастика, секция по беговым конькам, изостудия. После года занятий — изостудию и гимнастику пришлось оставить, гимнастика, хореография и работа в изостудии были в одно время. После 4лет интенсивных занятий музыкалку тоже пришлось оставить, занятия были платными, а времени на занятия на пианино не оставалось, родители поставили меня перед выбором — танцы или музыка. Хореография победила, танцевала более 10 лет, после детского коллектива во время учебы в техническом вузе была танцевальная группа хора им. Гришина и даже гастроли в Литве. Работая, часто выступала на соревнованиях по бегу на коньках, занимала 1 места. Далее замужество, рождение ребенка и естественно занялась фотографией. Ребенок рос и хотелось зафиксировать каждое мгновение, да и красоту окружающего мира тоже. За 40 лет набралось очень много фотографий и уже было 8 персональных выставок по фотографии, одна выставка по вышивке и в конце 2015- выставка моих картин. В конце 2014 года участвовала в вебинаре по рукоделию и был мастер-класс по кофейному рисованию, Юлия Латте мастер кофейного рисования поделилась со мной ссылкой на вебинары по живописи. Это было настоящее счастье — за полгода 72 картины, рисовала все подряд, все чему учили на вебинарах! Восторг неописуемый! Сейчас, некоторые мастер-классы просто смотрю, к темам для живописи подхожу избирательно, пенсионеру приходится экономить холсты и краски! Но какое это счастье иметь возможность рисовать, а еще вязать, вышивать, делать деревья из бисера, работать на даче, в отпуске — рыбачить! С уважением 66-летний пенсионер, инвалид 2 группы. Прошу прощения за некоторый сумбур.
Спасибо, Александр, за статью. Так со мной и происходит. До безумия хочу рисовать и знаю что хочу рисовать, но боюсь плохих оценок окружающих или, еще хуже, вообще никаких оценок. Буду продираться через эти дебри. Благодарю за поддержку )
Здравствуйте, Ольга! Было бы странно, если бы Вы не боялись оценок окружающих. Ваши страхи говорят о том, что Вы нормальный человек, потому что все боятся, правда, не все это признают. Страх и большое желание рисовать — гремучая смесь, у Вас есть все шансы реализовать мечту. Желаю Вам творческих успехов!
Благодарю, Александр, за поддержку ))
Отпустить свое бессознательное с цепи — самый наилучший совет, полученный мною за долгую жизнь. Спасибо. Отличная статья. Главное — нужная. С уважением Маргарита Ковальчук
Здравствуйте!
Александр, Вы опять взяли интересную тему. Я согласна, что возраст творчеству не помеха. Мы, став взрослыми, забываем свои детские эмоции, а нас от детей отделяет опыт и моторика, которая с возрастом ослабевает и остается лишь выражение «яйца курицу не учат»…и вот тут взрослые начинают сильно проигрывать детям в творческих начинаниях. Нужно уметь видеть мир глазами ребенка и тогда не возникнет вопрос о том, что изобразить, сюжет проявится сам , главное успеть его зарисовать. Иногда, взлянув на склянку с черенком цветка, вдруг можно увидеть красоту корешков в лучике света, причудливую форму стебелька ,но цветок уже начинает вянуть и думаешь почему раньше не замечала этого. Дети видят сразу сказочный мир, а мы взрослые часто этот мир обходим стороной, а сказка была так близко…
Замечательная статья!!! с большим удовольствием прочитала ее….чем-то она перекликается с историей моей жизни…Спасибо, Александр!
как же все правильно, Александр. получается,что я откладываю свое творчество из за подсознательного страха! я ж думала дааа надо действительно обучиться азам, творчество потом.. как же грустно стало и немножко стыдно…..
Здравствуйте, Лариса! Вам нечего стыдиться, реализуйте Вашу потребность — творите, получайте удовольствие от процесса, дарите зрителям свои переживания.
Спасибо Вам, Александр, за поддержку и за знания, которыми Вы так щедро делитесь с нами, Вашими учениками.
Очень интересная статься. Спасибо, что вынули наружу, озвучили, так сказать показали и разжевали. У меня как будто крылья выросли. все время держишь себя в каких то рамках. В прошлом году, летом решилась порисовать акварельными красками. очень хотелось. Но денег на хорошие не было и купила обычные детские. Ну и кисточки обычные. Порисовала виды городской набережной. Сколько кайфа испытала. Увидели мои рисунки мои коллеги. была сильно удивлена — им понравилось. А одна уже в этом году спросила не рисовала ли я еще чего, и не могла бы я для неё нарисовать что то подобное, она была согласна даже купить. А я все стеснялась и оправдывалась. что мол краски не те, времени мало. там не так, тут не то и прочую лабуду. Сейчас стало все понятно. Это просто классно!!! Еще раз спасибо.
Как хорошо Вы поделились мыслями о возрасте. Люди старшего поколения те же дети. Талант — это событие в любом возрасте, которому не дано время проявления по сути. Он может сначала быть «ребенком» и взрослеть, взрослеть …. просто там в душе человека и «родится» на свет. Проявления его могут быть самые разные. Спасибо за статью, Александр.
Здравствуйте, Александр! Очень приятно читать статьи тонко-чувствующего человека и профессионала своего дела. Я думаю, что каждому человеку нужна поддержка и вера в его силы. Ваши статьи вселяют веру в себя и дают понимание, что ты на правильном пути. Мне 54 года, 20 лет назад я работала актрисой в театре. Но так сложилась судьба, что театр остался позади, а творчество со временем нашло выход в других проявлениях. Сейчас я пишу картины, много пишу, с удовольствием, с энтузиазмом… И это помогает открывать мир в разных его проявлениях, открывать самые потаенные уголочки души, утончает, вдохновляет, раскрашивает эту жизнь неповторимыми красками… Спасибо Вам, что делитесь с нами глубокими мыслями, размышлениями и профессиональными инструментами… Когда ученик готов, то учитель обязательно придет…
Здравствуйте, Александр! Большое Вам спасибо за статью. За Ваш блог, за то, что делитесь своими мыслями. За поддержку начинающих художников «в возрасте». Только прочитав Вашу статью и прослушав первый урок курса поняла, что это действительно ПОТРЕБНОСТЬ выражать себя, именно так большими буквами., такая, что без этого не можешь жить. Тяжело начинать во взрослом возрасте. Куча страхов, сомнений в себе, постоянно поступает критика. Мое окружение не понимает зачем мне рисовать, некоторые так и говорят -«У тебя дурь в голове», не понимают зачем я трачусь на холсты и краски, так им даже не интересны мои работы, я и не показываю. Вот преодоление этого всего — огромная душевная работа. Когда ты не смотря ни на что берешь опять кисточку в руки, начинаешь творить и получаешь огромное удовольствие от самого процесса и потом результата.
Я полностью «За» курс колористики, т.к. этих знаний очень не хватает.
Люблю писать цветы. Нравятся работы Гари Дженкинса, но писать так не получается: то ли масло у него какое другое, то ли ещё какие хитрости. Вот бы так научиться!
Спасибо за статью и за поддерживающие ответы почти к каждому комментарию. Даже их прочитала с жадностью. )) Как здорово, что хотя бы один профессионал советует творить без оглядки. Бывает, стоит перед глазами какая-то картина, которая просится наружу, а я даже не начинаю, потому что совершенно ничему не обучена. Хотя временами были приступы безоглядного, бесстрашного творчества — и каким-то чудом получалось что-то удивительное. Теперь буду меньше размышлять о своей подготовленности, а буду просто хватать кисти и краски. )) Дорогу осилит идущий.
Добрый день, Александр! Прочитала вашу статью. Все правильно. Совершенно с Вами согласна. Такая же история и со мной. Всю жизнь пробоялась а рисовать жуть как хочется. Боюсь красок. Напишите, пожалуйста подробней о Вашем курсе, не представляю как это будет выглядеть, об оплате. С уважением, Татьяна.
Здравствуйте, Татьяна! Курс о цвете — это мой четвёртый курс, до него записаны три. О них Вы можете узнать, нажав на баннер справа «Раскрываю секреты профессиональных художников». Курсы Вы можете купить, после оплаты Вам придут ссылки к Вашему аккаунту в закрытой части блога, уроки уже опубликованы. Я оказываю поддержку как в течение прохождения курса, так и после него через формы контактов в Вашем аккаунте. Если Вам интересен курс о цвете в живописи, подпишитесь на него в форме подписки ниже, подробности придут на почту.