Возраст  творчеству  не  помеха  —  неужели  ещё  есть  те,  кто  в  этом  сомневается?  В  одной  из  статей  я  уже  писал  о  бабе  Любе,  впервые  взявшей  кисти  в  руки  в  79  лет,  а  этот  пост    посвящу  юным  гениям.

Как  случается,  что  человек  приходит  к  необходимости  выражать  себя  в  творчестве,  и  почему  эта  потребность   не  считается  с  возрастом?  Возьмём,  к  примеру,  Нику  Турбину,  ставшую  поэтом  в  четыре  года.  Кто  не  знаком  с  её  феноменом,   в  сети  информации  достаточно.

В  случае  Ники  стихи  — не  что  иное,  как  потребность,  а  иначе,  зачем  ей  были  нужны  поэтические  строки  в  детсадовском  возрасте?   Ни  слава,  ни  деньги,  ни  положение  в  обществе  на  тот  момент  её  волновать  не  могли.

Далеко  не  все  задумываются,  что  творчество  —  это  труд,  и  порой  не  из  лёгких.   Мне  вообще  трудно  себе  представить,  как  девочка  в  четыре  года  сочиняла  взрослые  тексты,  ещё  труднее понять,   как  она  не  сломалась  под  тяжестью  этой  ноши,  хотя  жизнь  её  всё  же  была  трагична.

Что,  как  не  внутренняя  потребность  заставляет  человека  самовыражаться?  Думаю,  что  ключ  к  пониманию  творчества,  в  том  числе,  бабы  Любы  и  многих  других,  нарушающих  привычный  уклад  жизни,  лежит  в  бессознательном,  где-то  вне  логики  и  социальных  норм.

Уверен,   многие  из  читателей  не  знают,  что  само  понятие  «творчество»  является  ругательным  в  большинстве  официальных  художественных    заведений  нашей  страны.  Вы  спросите,  почему?    Догадаться  несложно  —  творчеству  нельзя  научить,  его  нельзя  контролировать,  нельзя  поставить  в  какие-либо  рамки,  а  это  противоречит  учебному  процессу.    Как  можно  наделить  потребностью  кого-то,  если  этой  потребности  у  него  нет?

Можно  обучить  ремеслу,  дав  ученику  все  существующие  штампы  и  заезженные  формулы,  можно  научить  копированию,  можно  возвысить  кумиров,  тем  самым  подарив  иллюзию  армии  подражателей,  но  творчеству   научить  нельзя.  Это  неправильный  путь,  когда  Вам  говорят  —  сначала  научись  рисовать,  а  затем  будешь  создавать  собственные  миры.  Интересно,  откуда  Вы  их  возьмёте,  если  не  было  желания   их  выдумать  в  самом  начале  пути?

Когда  я  слышу  от  начинающих  художников,  что  якобы  им  трудно  что-либо  создать,  потому  что  они  ещё  не  обладают  нужными  техническими  навыками,  мне  хочется  задать  им  простой  вопрос.   После  того,  как  они  у  Вас  появятся,  с  чего  Вы  начнёте?    Сразу  приступите  к  росписи  Сикстинской  капеллы  или  к  полотну,  подобному  “Явлению  Христа  народу”?

Если  взрослый  человек  берёт  в  руки  кисти  и  холст,  значит,  у  него  есть  потребность  выразить  себя  именно  таким  способом.   Более  того,  между  точкой  А,  когда  он  обладает  минимумом  знаний,  и  точкой,  В  когда  он  приобретёт  навык,  не  должно  быть  промежутка  в  самовыражении.  Простыми  словами,  реализуйте  Вашу  потребность  немедленно,  а  навыки  будут  накапливаться  с  опытом  и  знаниями.

Впрочем,  я  отвлёкся  от  темы.   Сейчас  по  интернету  гуляют  статьи  о  юном  гении,  создающем  свои  шедевры   в столь  раннем  возрасте,  что  многим  современным  детям  (и  не  только  детям)   даже  не  снилось.  Его  зовут  Киерон  Уильямсон,  он  из  Норфолка  (Англия),  его  творческий  путь  начался  в  пять  лет,  сейчас  ему  четырнадцать.

Тем,  кто  не  видел  его  работ,  я  советую  посмотреть,  этот  юноша  более  чем  талантлив.  Его  родители  не  имеют  отношения  к  изобразительному  искусству,  его  никто  насильно  не  заставлял  посещать  художественную  школу,  решение  выражать  себя  через  живопись  пришло  спонтанно.

Возраст  творчеству  не  помеха

Возраст  творчеству  не  помеха

Возраст  творчеству  не  помеха

Возраст  творчеству  не  помеха

Возраст  творчеству  не  помеха

Что,  если  не  внутренняя  потребность,  движет  этим  мальчиком?  Конечно,  подобные  примеры  уникальны,  но  эти  единичные  случаи  могут  помочь  понять  природу  творчества  как  потребности  самовыражения.  Возраст   не  помеха,  если  Вы  чувствуете  желание   выражать  себя  с  помощью  изобразительных  средств,  то  смело  так  и  поступайте.

Проблема  взрослого  человека  не  в  том,  что  он  менее  талантлив,  нежели  ребёнок.   Он  просто  более  социализирован,  постоянно  должен  думать,  какую  оценку  ему  вынесет  общество,  соверши  он  тот  или  иной  поступок.  Скованному  по  рукам  и  ногам,  ему  кажется  непреодолимым   естественный  процесс  творческого   поиска,  он  держит  свои  мечты,  желания,  фантазии  за  семью  замками,  дабы  не  быть  осуждённым  общественным  мнением.

Я  уже  не  раз  рассказывал  на  своих  курсах   историю  одного  американского  психолога,  возможно,  кто-то  не  знает,  повторю  ещё  раз.  Когда  он  просит  собравшихся  на  лекции  людей  нарисовать  портреты  друг  друга  за  короткое  время,  раздав  всем  карандаши  и  бумагу,  то  всегда  по  истечении  задания   слышит  одни  и  те  же  фразы  в  зале.  Они  звучат  примерно  так:  “Ой,  извините,  у  меня  не  получилось”,  “Я  хотел  совсем  по-другому  нарисовать,  но  так  вышло”,  “Я  не  хотел  Вас  обидеть”,  “ Можно,  я  не  буду  показывать  свою  работу?”

Весь  зал  извиняется  друг  перед   другом.  Так  происходит  всегда  со  взрослыми  людьми,  потому  что  они  перестраховываются,  как  бы  не  обидеть  соседа  и  самим  не  быть  высмеянным,  как  бы  ещё  чего  не  вышло  непредсказуемого.  Они  держат  своё  бессознательное  как   собаку  на  цепи,  их  миром  правят  логика  и  правила  социальных  норм.

С  детьми  этого  не  происходит,  ребёнок  открыт,  ему  нет  нужды  прятать  своё  “Я”  за  серой   маской  обыденности.  Они  наоборот  хотят,  чтобы  весь  мир  увидел  их  творчество,   ведь  это  ещё  один  способ  общения.

Понаблюдайте  за  собой.  Возможно,  Вы  даже  не  замечаете,  как  часто  Вам  хочется  извиниться   за  искреннее  самовыражение.  Это   можно  видеть  у   начинающих   художников,   желающих  заранее  оправдать  свои  ошибки  в  созданных  работах.

Если  Вы  начинающий,  разве  это  не  про  Вас?  Вы  оправдываетесь,  рассказывая,  что  работа  ещё  не  окончена,  что  здесь  Вы  хотели  сделать  не  так,  что  вот  это   будете  переделывать,  а  там  обязательно  напишете  иначе?

Перестаньте   оправдываться!    Желание  быть  социально  правильным,  всем  угождать,  не  быть  высмеянным   с  творчеством  несовместимо.  У  Вас  не  получится  раскрыть  свой  потенциал,  пока  Вы  зажаты.  Эти  сети  задушили  тысячи,  а  может  и  миллионы  талантливых   юношей  и  девушек,  достигших  своих  взрослых  лет.  Представьте,  что  Вы  золотая  рыбка  и  Вам  доступен  целый  океан.  Вместо  того,  чтобы  барахтаться  на  мели,  отважьтесь  нырнуть  глубже.   Первое,  что  с  Вами  случится  —  это  победа  над  страхом,  а  затем  Вас  будет  уже  не  остановить.

Тот,  кто  выбрался  из  клетки   собственных  страхов,  по-настоящему  свободен.  Прежде  чем  менять  мир,  измените  себя!

В  студенческие  годы  у  меня  состоялся   разговор  с  выпускником  художественного  училища.  Я  спросил,  какие  у  него  творческие  планы,  кем  хочет  быть,  как  будет   себя  реализовывать.  Его  ответ  меня  удивил:  “Никаких  у  меня  творческих  планов  нет  и  никогда  не  было”.  То есть  творцом  он  быть  не  желал,  при  этом   будучи  способным  живописцем.  Все  его  планы  сводились  к  эксплуатации  полученных    навыков  и  технических  знаний.

По  прошествии  лет  я  знаю  —   как  художника — творца  его  не  существует,  он  профессиональный  исполнитель,  ремесленник.  Я  уважаю  его  выбор,  по  крайней  мере,  он  из  себя  творческую  личность  не  строит,  и  это  тот  самый  случай,  когда  потребности  нет.

Возраст  творчеству  не  помеха,  совсем  неважно,  сколько  Вам  лет.   Реализуйте  свои  потребности  без  оглядки  на  социальные  условности  и  собственные  страхи.  Буду  рад  услышать  Ваши  мнения  по  данному  поводу,  расскажите  свои  истории  в  комментариях  к    посту.