На днях корреспондент местной газеты задала мне такой вопрос. Для участия в выставке приходит много начинающих художников. Неужели им не страшно, а вдруг засмеют, обидят, не поймут, как им дальше с этим жить?
Она предположила, что нужно иметь мужество раскрыться миру, что только сильный человек может себе это позволить. А таких очень мало, не всем дано и т.д.
При этом мы стояли, окружённые толпой тех самых, по её словам, робких художников, которые на них совсем не походили, даже наоборот, были очень уверены в себе.
Я делал вид, что во многом с нею согласен, при этом ловил себя на мысли, что в реальности всё совсем иначе, и современный человек далёк от образа сомневающегося во всём творца.
Учёные говорят, что вирусы живут в нас, но не во всех они себя проявляют. Мне кажется, они правы, и если представить творчество как вирус, то он живёт буквально в каждом, но не всегда себя обнаруживает.
Не могу сказать, какова причина, но за последние десять лет многое изменилось. Следствием этих перемен стала небывалая творческая активность тех, кто почувствовал в себе желание создавать картины.
Армия художников растёт с каждым днём. Все, кто раньше прятал свои почеркушки в стол, сегодня уже не стесняются заявлять миру о себе, и упомянутый ранее разговор на тему робости и страхов быть непонятым художником сейчас неактуален.
У армии должны быть свои герои, но с этим проблема, так как настоящих творцов можно по пальцам пересчитать. Такое ощущение, что талант — единица измеримая, и если раньше им были награждены лишь немногие, зато с лихвой, сейчас же его размазали по всем желающим — досталось каждому по чуть — чуть.
Современные технологии подхлёстывают интерес к самореализации, знания стали доступны, а главное — до зрителя можно достучаться с помощью тех же технологий, продвигая себя и свои творения.
Раньше живопись была занятием элитарным, ею занимались в большинстве художники с образованием. Сейчас она общедоступна, и я не говорю о поверхностном её постижении. Отнюдь, при должном упорстве можно очень глубоко копнуть и многому научиться, не заканчивая никаких учебных заведений.
Давайте поговорим о творчестве. Одно ли это и то же с всеобщим увлечением живописью, рисунком и просто рукоделием? Уверен, многие думают, что творчество сродни вышиванию крестиком по заранее заданному рисунку.
Хочу расстроить тех, кто так считает, и сообщить, что ничего общего между тиражированием уже существующих образов и созданием нового нет. Сколько бы Вы не копировали с фотографий или чужих картин, от творчества Вы далеки.
В нашем разговоре с корреспондентом газеты я был не согласен и с тем, что мы рассматриваем художника и зрителя по отдельности, а ведь именно здесь кроется множество ответов на существующее недопонимание.
Среднестатистический зритель оценивает картину каким образом? У меня так не получится, я так не смогу или наоборот, я тоже так умею. Следовательно, восхищение вызывают только те произведения, которые технически недоступны данному зрителю.
Стоит ли мастерство во главе угла при оценке произведения изобразительного искусства? Конечно да, но при этом следует верно его понимать.
Приведу пример всем известного гения Возрождения Микеланджело с его двумя скульптурами на одну и ту же тему, выполненными в разные годы жизни.
Первая скульптура «Оплакивание Христа» 1499 г. создана во времена его молодости и соответствует всем классическим канонам, вторая же «Пьета Ронданини» 1564 г. была сотворена в конце жизни и не имеет ничего общего с первой.
Многие незнающие могли бы ошибиться, назвав очерёдность появления на свет данных произведений. Очевидно, что «Оплакивание Христа» — более проработанная и завершённая скульптура.
Что Микеланджело хотел сказать своим последним произведением? Что с ним случилось, неужели он разучился работать в прежней манере? Для человека, способного видеть только с позиции “я так не умею”, данные вопросы будут из области непознанного.
Ещё пример величайшего скульптора 18-го века Огюста Родена — его последняя серьёзная работа, посвящённая Бальзаку, также может ввести в ступор всех любителей примерять на себя “могу — не могу”.
Роден, будучи скульптором — самоучкой, постиг все вершины мастерства, но в конце жизни он позволил себе нечто, не вписывающееся в каноны классического понимания скульптуры. Каков его мотив, какие задачи он перед собой ставил?
В то же время, для всех, кто понимает, не будет никакого откровения в моих примерах, потому что это ярчайшие примеры истинного творчества.
Как в первом, так и во втором случае скульпторы извлекают из материала не просто заданный сюжет, а художественный образ, наделяя скульптуры личными переживаниями и теми знаковыми деталями, которые усиливают общее впечатление от увиденного.
Я периодически слышу утверждения, что зритель глуп, что толпа всё равно ничего не понимает. У меня нет сомнения, что глупы те, кто так утверждает, они обманывают себя сами.
Как я уже говорил, вирус творчества есть в каждом из нас. Когда и где он себя проявит, мы не знаем. Могу утверждать одно — для самовыражения ни возраст, ни Ваша прежняя деятельность роли не играют. Если Вы чувствуете, что время пришло — берите в руки кисти и действуйте!
Читали ли Вы произведение Патрика Зюскинда «Парфюмер»? Если нет, то фильм, возможно, видели. По моему мнению, главный герой книги — истинный творец и художник.
У него есть цель — создать аромат, не существовавший ранее. На пути к шедевру он исследует мир, изучая нужные запахи. Из бесчисленного количества окружающих его смрада и благоухания он собирает только те, что будут частью его творения.
Не берусь рассуждать на тему гения и злодейства, и каким путём главный герой достигает своей цели, но то, как автор раскрывает тему творчества, заслуживает внимания.
Да, творчество — это радость, восторг, восхищение. Но вместе с тем — это и муки поиска единственно верного решения, преодоление страха как перед самим собой, так и перед окружающим миром. А ещё творчество — это надежда и желание быть понятым зрителем.
Созданный Зюскиндом литературный герой, даже достигнув своей цели, этого понимания не находит, как известно, его конец трагичен.
Повторюсь, для меня творчество — самое сильное из эмоциональных переживаний, те, кто понимает, о чём я, будут полностью со мной согласны.
Творчество — это когда нет прошлого, нет будущего — есть только сейчас. Для творчества Вам нужно принимать решения, которые не основаны на существующих правилах, Вы создаёте их сами.
Художник, занимающийся творчеством, смотрит не на более успешного товарища или кумира, а в себя самого. Простыми словами, чтобы создать аромат, которого до сих пор не существовало, нужно слышать только себя.
Надо ли говорить, чтобы что-то в себе разглядеть, прежде следует научиться видеть и сопереживать. В пустом колодце ПУСТОТА.
В данной статье я попытался раскрыть тему творчества шире, нежели её понимает большинство начинающих художников. Возможно, Вам ещё рано вникать так глубоко, но не спешите делать выводы. Помните, что мы, прежде всего, зрители, а значит, творцы.
Если у Вас есть своё мнение на данную тему, выскажите его в комментариях.
Александр, позвольте мне первой высказать восхищение Вашим небольшим, но весьиа содержательным литературным произведением. Вы пишите о том, что времена изменились и творчество стало доступно всем, кто хочет им заниматься. Я думаю, что это одна из великих побед нового времени. Раньше искусством могли заниматься лишь те, кто настойчиво шел через рогатки, которые были выставлены академическими правилами. Да, проходили, самые упертые , которых невозможно было не заметить и, получив необходимые знания, становились сами подлинными художниками и академиками. А сколько талантличых людей оставалось на задвореах так называемого » нашего бывшего советского искусства «знает только народ. Произошло то, что должно было произойти, идея доступности, не в том, чтобы поглощать и производить ширпотреб, а в том, что в мире современных технологий каждый человек стал Я, а не маловыразительной частичкой или, даже ненужной ,МЫ. Возможность творить появилась у каждого человека. Хочу сказать, зто мое мнение, что наличие преслуватого таланта зто тоже из прошлого. Человек, стремящийся себя выразить, уже талантлив. Вопрос стоит в том, что выражать, к чему стремиться. Нужны Учителя, чувствующие время.
Отличная статья! Полностью с Вами согласна.
Могу как электронщик-программист заявить, что доступно стало не только живописное творчество, а еще и программирование, и электроника, да и вообще любое творчество стало доступно благодаря информационным технологиям.
Александр,здравствуйте!Вы, как человек думающий и ищущий ставите большие задачи и перед собой , и перед своими учениками! Хочешь жеребенка- проси лошадь! Есть пласт людей, которые настолько устали от агрессивности настоящего мира ( долг( перед мамой, папой , детьми), работа, отсутствие связи с природой), что даже вышивание по лекалам, рисование по видео урокам приносит им ощущение радости, творчества и самовыражения! Сила действия- равна силе противодействия! Вот отсюда этот «вирус» творчества. Другое дело, кто понимает, что этого мало, что это дилетантизм, и хочется научиться — он ищет эти возможности научиться! Ведь научить -нельзя, а научиться можно! А выставлять свои работы на выставке дилетанту- я считаю- подвиг. Последнее десятилетие — человек загнал себя в кокон «Окейности».
У меня все хорошо, у меня нет проблем, все «ОК». И если он в своей работе покажет, что ему не все понятно в этой жизни, он хотел так- а мир диктует по другому, и что вдруг он оторвался от стада-и его НЕ поймут, а человек все таки выражает свои мысли и эмоции на холсте, это ЕГО подвиг.А уж создать «свой аромат» — это масштаб личности!
Спасибо за статью!
Александр, очень точно подмечено Вашими словами: » Художник, занимающийся творчеством, … смотрит в САМОГО СЕБЯ».
Спасибо!
Александр, огромная благодарность за статью. И особая благодарность за великолепные примеры, которые Вы выбрали. Истинное произведение искусства должно будоражить воображение, тревожить душу, волновать сердце , и главное, не давать покоя разуму, заставляя думать и размышлять…… и мечтать…. мечтать, что и ты сам когда-нибудь …….
Отлично!Полностью согласна!
Очень хорошая статья,и очень полезная тем,кто немного в себе сомневается.Большое спасибо!
Все верно ,все правильно ,за все спасибо автору ,со всем все соглашаются ,скучно ,господа ! ,
Здравствуйте, Нина! Вижу, Вы ищете развлечений, ну так развеселите! Мне и всем остальным будет интересно Вас услышать. Спасибо за отзыв!
Здравствуйте.Александр !Меньше всего я хотела кого то обидеть ,прошу прощения за бестактность ,но я объясню свои слова про «скучно»,мне хотелось ,чтобы были творческие споры ,жаль ,что ошиблась ,я человек старой закалки и представления ,увы —устарели .Если серьезно ,то списывание и переписывание чужих шедевров -это не творчество ,а ремесло Вам хотелось посмеяться -да ради бога .
Здравствуйте, Нина! Если у Вас есть потребность поспорить, я с удовольствием к Вам присоединюсь, думаю, не я один. Задавайте тему!
Ну ,во -первых ,не каждый современный человек -это Творец ,а уж если еще и не сомневающийся ,то …?
Здравствуйте! Мне совсем не кажется, что Александр хотел сказать именно это своей статьей (что каждый современный человек — Творец). И про «списывание и переписывание» я соглашусь с Вами. Думаю, и Александр (насколько я помню его лекции) тоже согласится. ))) Скорее всего, здесь присутствует радость от того, что сейчас проще увидеть новые произведения и новых людей, больше шансов не пропустить тот самый бриллиант, что мог бы затеряться в собственных сомнениях. Даже не смотря на то, что «стекляшек» стало больше. Здесь я вижу призыв глубже заглядывать в себя, не уподобляться «копирке» и больше думать над тем, что делаешь.
Конечно, я могу быть не права. Это только мое видение и понимание прочитанного материла. А рассуждения и мнения о творчестве я бы тоже с удовольствием послушала, особенно от людей старой закалки, потому что испытываю к вам (раз Вы себя отнесли к ним, то смею предположить это так и есть) большое уважение.
Ну, если вирус – это Душа, то творчество – болезнь, … со своими «муками»…
Может быть, сначала определиться с терминами, что есть творчество, а что нет?
И потом уже разбираться, кто может творить, а кто нет и почему?
Здравствуйте, Сергей! Я не определял вирус как Душу — это Ваше определение. Для меня Вирус творчества — это метафора заложенной в каждом из нас потребности выражать себя. В ком-то данная потребность спит, а кто-то берёт в руки кисти. Творить могут все, ограничиваем себя мы сами стандартами мышления, нежеланием учиться, собственной ленью и, конечно же, верой в то, что все мечты сбудутся сами собой. Спасибо за отзыв!
Да, поразили Вы меня Александр поздними работами Микеланджело и Родена. Не знала, не знала…
Вот оно — творческое самовыражение вырвавшееся за рамки академичности. Но как трогает-то, как трогает эта свобода!
Спасибо за статью.Согласна с вашим определением творчества,для меня это то же переживания,эмоции и желание их выразить в своем произведении…..
Здравствуйте, Александр! Вы хорошо пишете, приятно читать. Только почему же вирус? И зачем эти сравнения работ, сделанных художниками в разные периоды? Разве они должны быть похожи или сделаны в одном стиле?
У каждого человека есть творческие способности, на то он и человек. И выражает он их как хочет или не выражает. Дело личное. И дело личное смотреть это или нет.
Я недавно зашла по дороге в один выставочный зал. Там стояли скульптуры. Одна меня поразила. Кусок ветки, необработанный , стоял на металлическом ржавом стержне, а вокруг валялились куски грязных тряпок. Это типа птица и цена 1600 евро, и рядом другие шедевры в таком роде. Я обошла это место стороной, потому что у меня было ощущение, что это всё воняет и просто было противно.
А на стене висели картины: какие-то уроды в диких позах и с ужасающими гримасами. Ну, художник выразил свои чувства. Это его творчество. На мой взгляд, это шизофрения. Прошла мимо. Дальше висели тоже шедевры: в сладострастных позах женщины-вампиры и рядом тоже какие-то уроды. Я вышла из того зала и мне захотелось быстро принять душ. Дома сказала сыну, как я прикоснулась к искусству, а он мне задал вопрос: » А пол в том зале был чистый?». Я растерялась и вспомнила, что да, там было чисто. А сын сказал, что на улице грязно, только дождь прошёл. Раз пол чистый, значит это только я одна прикоснулась к этому искусству… Ха ха ха
Так что понятия творчество, искусство, выражение эмоций — это абстракция… Каждый это понимает по-своему. Там где один человек видит шедевр, другой может видеть мазню, которую он и даром не возьмёт. И вопрос о том, выставлять свои работы или нет — это тоже личный выбор.
А по поводу того, что люди копируют чьи-то работы, так они, может быть, учатся или просто им понравилось и захотелось сделать себе свою копию. Разве это плохо? И даже, если они хотят потом продать свою работу, то это тоже их дело. Кто захочет, тот и купит или не купит. Какая разница: творчество это или нет? Главное, чтобы нравилось.
Здравствуйте,я не согласна с тем,что написать с фото или с чьей то работы,не интересно. А с Маргаритой, согласна,возможно что то понравилось и хочется написать похожую работу, а писать с фото.особенно с фото которые сделал сам, почему это не творчество? Поехал человек отдыхать,увидел красивые пейзажи или цветы,да мало ли что,сфотографировал,а по приезду домой с этого материала написал картину и вложил в нее свои чувства, свое восприятие…И почему это нельзя назвать творчеством? Я недавно была на выставке,на картинах изображены ужасные пародии на людей,то обнаженные,то одетые в жуткие тряпки.Очень было не приятно смотреть ,автор вряд ли срисовал это,скорее всего это его творчество. Может я ничего не понимаю,это просто мое мнение.Так что на мой взгляд,лучше писать с фото окрашивая работу своими эмоциями, или писать картину с какого нибудь понравившегося художника,добавляя свои чувства в эту работу,получать от этого удовольствие,ну и главное не присваивать себе авторских прав… Спасибо.
Может высказанное мнение и сильно шокирует кое-кого, но представленные последние работы Микелеанджело и Родена явно демонстрируют вырождение таланта. Это, как жизнь, уходит жизнь и угасает талант. Работы полны скорби грядущего конца.
Здравствуйте, Светлана! Для Вас эти две работы демонстрируют вырождение таланта, а для меня, к счастью, не единственного — одни из вершин творчества двух гениев. Спасибо за отзыв!
Светлана, в том то и дело, что только гений может предвидеть «грядущий конец» или начало чего-то. И Микеланджело именно гений, чувствующий упадок эпохи 16в, или даже символ 20века- намек формы, намек- образ. Если вы почувствовали это (Работы полны скорби грядущего конца), значит скульптор настоящий художник, сумевший вам передать свои размышления. А по поводу таланта — можно сколько угодно мастерски повторять Джоконду, квадрат Малевича или фотографию, но это всегда будет только мастеровой продукт. А вот талант все же это первопроходец, нарушающий стандарты, совершающий открытия. И за ним опять найдется огромное количество мастеров идущих по проторенному пути. Талант -это Данко освещающий толпе путь. Спасибо, Александр за статью!
Татьяна, мне кажется, нужно все-таки определиться что есть талант? Может быть у Горького он и ассоциировался с Данко, который взял на себя смелость нести свет людям. Эти критерии определения таланта лежат внутри общества, в котором живет художник. Жизнь художника, его талант и общество связаны между собой. Когда художник перестает быть востребованным обществом, он перестает быть талантливым с точки зрения зтого общества. Конечно, потом искусствоведы скажут, что он был гениальным провидцем и из 16 века видел 20, это их дело, искусствоведов, но не наше с Вами, Татьяна, художников.
Вы все правы! Александру спасибо за поднятую тему и возможность нам высказаться по данному вопросу: все мы разные, сколько людей, столько и мнений. Как в жизни — нет только белого и черного. И этим многообразием жизнь прекрасна. При просмотре фотографий каждый ищет свое изображение. И когда мы соприкасаемся с чьим-то творчеством, ищем те ноты, которые созвучны тональности нашей души. А другие звуки мы или не замечаем, или они нас раздражают. Не может быть никакого Эталона, понятого и принятого всеми. На то это искусство и творчество: находить способы выражения своих чувств, ощущений. И они могут быть созвучны с чувствами другого человека или нет. Я прекрасно понимаю Александра и согласна по поводу «настоящих творцов» взявших нам себя ответственность первыми выразить в произведениях свои чувства. И в тоже время, не совсем согласна с тем,что талант «размазали». Настоящих творцов меньше не стало. Благодаря технологиям, как и сказал Александр, искусство стало доступнее и вышло из узкого элитарного круга посвященных специалистов и «завсегдаев» выставок. Не просвещение ли народа ставят своей целью «настоящие творцы»? И вот, цель достигнута: искусство стало доступнее, «вирус творчества» поразил нас! И теперь что же, «талант размазали»? Нет, просто времена меняются и это нормально: общество стало толерантнее и свободнее в самовыражении. Что про «копирование» чужих картин и фотографий , выскажу свое мнение. Копирование — сделанное под копирку и подписанное именем того же кто и создал «исходник». Если человек почувствовал в творчестве другого человека созвучные ноты со своей душой, пропустил через себя и привнес в это свои чувства? Или когда музыкант играет произведение композитора и «пропускает» это произведение через свою душу, выражая свои чувства? Не все могут быть «настоящими творцами», но все могут учиться у великих. Вы правы, Александр: в пустом колодце пустота и ничего не происходит. А если человеку захотелось заполнить эту пустоту и он ищет как? Кто-то просто смотрит на произведения искусства и принимает или не принимает их. Хочет купить или проходит мимо. Кто-то начинает задумываться и анализировать. Другие улавливают состояние и чувства, которые испытывал на данный момент автор. И лишь немногие пытаются это состояние изобразить, пропуская через себя и внося свои эмоции и понимание жизни. И если чья-то работа вдохновляет на самовыражение, я считаю, что главная цель творца произведения достигнута!!!
P.S. Это лишь мое мнение и я ни с кем не спорю. Александр, благодарю за поднятую тему и Вашу точку зрения!
Ну,здравствуйте!!!!Хочу,оставить свой комментарий.Я пенсионерка..начну с этого))В детстве никогда не рисовала,кроме конечно уроков рисования…Пыталась..не получалось.Срисовывать получалось неплохо,с открыток в основном новогодних,со зверушками.В канун нового года,почему то, всегда хочется заняться каким бы то ни было творчеством.Еще с советских времен,когда по телевизору ,показывали иногда документальные фильмы,о самобытных художниках,которые не обучаясь нигде начинали писать уже в зрелом возрасте…меня преследовала мысль,что мне нужно когда то начать рисовать,и должно обязательно получиться.Вот совсем недавно,я осуществила свою, преследовавшую меня всю жизнь, мечту.Насмотревшись вволю мк. в инете,я наконец выделила деньги из семейного бюджета и приобрела масляные краски ,один холст (как оказалось, удовольствие не из дешевых),мольберт смастерил мне муж.Ну как там у Вас НАСТОЯЩИХ художников принялась писать. Написала одну,затем и другую картину(извините,что так громко называю свои творения),по мк Боба Росса,вторую по мк Скоблинского. Да..не щедевры и написаны (Срисованы)с мк,но мне нравится.И еще буду срисовывать,потому,что учиться желаю..На мир стала смотреть другими глазами…присматриваюсь,подмечаю вещи,на которые раньше и внимания не обращала.Пристите,не согласна с Вами, что бы самовыражаться,нужно овладеть в достаточной мере техникой….А «рисовать» я буду!!!Но с высоты своих достижений,не буду строгим судьей людям,которые хотят и делают, то чем хотят заниматься.Это всего лишь мое мнение…А?????
Здравствуйте, Светлана! Где Вы на блоге прочитали, чтобы самовыражаться, нужно овладеть в достаточной мере техникой? Чтобы самовыражаться, техника вообще не нужна, нужно просто начать что-то делать, и неважно, какая у Вас подготовка. Простое пятно на плоскости говорит о Вас больше, чем Вы могли бы сказать словами, вопрос в другом. Вы бы хотели говорить на своём языке или же копировать чужой? В пятнах хорошо разбираются психологи, а зрителя может зацепить только грамотно созданная картина. Обязательно рисуйте, желаю Вам творческих успехов. Спасибо за отзыв!
Прочитала все комментарии, даже написала ответ на один из них — и забыла, что хотела сказать. Точнее, мысли поменялись. Внимательно читать картины так же важно, как внимательно читать тексты (и вот не все это умеют!), и думать, думать, о своих чувствах, о чувствах автора, пытаться понять… А если ты сам стремишься создавать, то проводить аналогии, учиться на «прочитанном», штудировать и пробовать что-то свое, совершенно новое (даже если это только так кажется).
Поэтому просто хочу сказать Вам, Александр, спасибо за то, что научили меня «читать». Границы моего мира не то чтобы совсем стерлись, но они расширились словно вновь образовавшаяся Вселенная, и продолжают расширяться со всем тем, что я впитываю в себя, изучая мир вокруг. Настолько, что я осмелилась полностью поменять свою жизнь, о чем не жалею нисколько!
Часто замечаю, что в своих статьях Вы регулярно формулируете и озвучиваете то, что облаком живет в моей голове, не находя выхода. Каждый раз это облегчение для кипящего мозга. )))
Даже все комментарии выше было интересно читать, мнения разных людей, ведь в каждом есть правда! Каждый вроде бы стоит на своем, но дополняет то, что говорят другие, и такая картина складывается, что подтверждает все, что написано в статье. Это интересно и замечательно!
Всего хорошего, еще раз спасибо!
Творчество- это действительно вирус, который сидит в тебе и требует самовыражения. И не обязательно в живописи, в любой сфере деятельности. Творческий человек никогда не перестает удивляться миру. И только в муках творчества познается радость жизни тем, кто заражен этим вирусом. Я с детства любила рисовать, но побоялась поступить в архитектурный из-за страха провалить рисунок, в результате поступила в радиотехнический. Всю жизнь интересуюсь живописью, побывала во многих музеях мира, прочитала море книг. Сейчас работаю в области компьютерных технологий, но рисовать по-прежнему хочется, вирус не лечится.