На  днях  корреспондент  местной  газеты  задала  мне  такой  вопрос.  Для  участия  в  выставке  приходит  много  начинающих  художников.   Неужели  им  не  страшно,  а  вдруг  засмеют,  обидят,  не  поймут,  как  им  дальше  с  этим  жить?

Она  предположила,  что  нужно  иметь  мужество  раскрыться  миру,  что  только  сильный  человек  может  себе  это  позволить.  А  таких  очень  мало,  не  всем  дано  и  т.д.

При  этом  мы  стояли,  окружённые  толпой  тех  самых,  по  её  словам,  робких  художников,  которые  на  них  совсем  не  походили,  даже  наоборот,  были  очень  уверены  в  себе.

Я  делал  вид,  что  во  многом  с  нею  согласен,  при  этом  ловил  себя  на  мысли,  что  в  реальности  всё  совсем  иначе,  и  современный  человек  далёк  от  образа  сомневающегося  во  всём  творца.

Учёные  говорят,  что  вирусы  живут  в  нас,  но  не  во  всех  они  себя  проявляют.  Мне  кажется,  они  правы,  и  если  представить  творчество  как  вирус,  то  он  живёт  буквально  в  каждом,  но  не  всегда  себя  обнаруживает.

Не  могу  сказать,  какова  причина,  но  за  последние  десять  лет  многое   изменилось. Следствием  этих  перемен   стала  небывалая  творческая  активность   тех,  кто  почувствовал  в  себе  желание  создавать  картины.

Армия  художников   растёт  с  каждым  днём.   Все,  кто  раньше  прятал  свои  почеркушки  в  стол,  сегодня  уже  не  стесняются  заявлять  миру  о  себе,   и  упомянутый  ранее  разговор  на  тему  робости  и  страхов   быть  непонятым    художником   сейчас  неактуален.

У  армии  должны  быть  свои  герои,  но  с  этим  проблема,  так  как  настоящих  творцов  можно  по  пальцам  пересчитать.  Такое  ощущение,  что  талант  —  единица  измеримая,  и  если  раньше  им  были  награждены  лишь  немногие,   зато  с  лихвой,    сейчас  же  его  размазали  по  всем  желающим   —  досталось  каждому  по  чуть — чуть.

Современные  технологии   подхлёстывают  интерес   к  самореализации,  знания  стали  доступны,  а   главное  —  до   зрителя  можно  достучаться  с  помощью   тех  же  технологий,  продвигая  себя  и  свои  творения.

Раньше  живопись  была  занятием  элитарным,  ею  занимались  в  большинстве  художники   с  образованием.   Сейчас  она  общедоступна,  и  я  не  говорю  о  поверхностном  её  постижении.  Отнюдь,  при  должном  упорстве  можно  очень  глубоко  копнуть  и  многому  научиться,  не  заканчивая  никаких  учебных  заведений.

Давайте  поговорим  о  творчестве.   Одно  ли  это  и  то  же  с  всеобщим  увлечением  живописью,  рисунком  и  просто  рукоделием?   Уверен,  многие  думают,  что  творчество  сродни  вышиванию  крестиком  по  заранее  заданному  рисунку.

Хочу  расстроить  тех,  кто  так  считает,   и  сообщить,  что  ничего  общего  между  тиражированием  уже  существующих  образов  и  созданием  нового  нет.   Сколько  бы  Вы  не  копировали   с  фотографий  или  чужих  картин,  от  творчества  Вы  далеки.

В  нашем  разговоре  с  корреспондентом    газеты   я  был  не  согласен   и  с  тем,  что  мы  рассматриваем  художника  и  зрителя  по  отдельности,  а  ведь  именно  здесь  кроется  множество  ответов  на  существующее  недопонимание.

Среднестатистический   зритель   оценивает   картину  каким  образом?   У  меня  так  не  получится,  я  так  не  смогу  или  наоборот,  я  тоже так  умею.  Следовательно,  восхищение  вызывают   только  те   произведения,  которые   технически  недоступны   данному  зрителю.

Стоит  ли   мастерство  во  главе  угла  при  оценке  произведения  изобразительного  искусства?  Конечно  да,  но  при  этом  следует   верно  его  понимать.

Приведу  пример  всем  известного  гения  Возрождения  Микеланджело  с  его  двумя  скульптурами  на  одну  и  ту  же  тему,  выполненными  в  разные  годы жизни.

Первая  скульптура  «Оплакивание Христа»  1499  г.  создана  во  времена  его  молодости  и  соответствует  всем  классическим  канонам,  вторая  же  «Пьета  Ронданини»  1564  г.  была  сотворена  в  конце  жизни  и  не  имеет  ничего  общего  с  первой.

 

«Оплакивание Христа» 1499 г.

rondani

«Пьета Ронданини» 1564 г.

 

Многие  незнающие  могли  бы  ошибиться,  назвав  очерёдность  появления  на  свет  данных  произведений.    Очевидно,  что  «Оплакивание  Христа»  —  более  проработанная  и  завершённая  скульптура.

Что  Микеланджело  хотел   сказать  своим  последним  произведением?  Что  с  ним  случилось,  неужели  он  разучился  работать  в  прежней  манере?   Для  человека,  способного  видеть  только  с  позиции  “я  так  не  умею”,  данные  вопросы  будут  из  области  непознанного.

Ещё   пример  величайшего  скульптора  18-го века  Огюста  Родена  —  его  последняя  серьёзная  работа,  посвящённая    Бальзаку,   также  может  ввести  в  ступор  всех  любителей  примерять  на  себя   “могу  —  не  могу”.

balz

Роден,  будучи  скульптором — самоучкой,  постиг  все  вершины  мастерства,  но  в  конце  жизни  он  позволил  себе  нечто,  не  вписывающееся  в  каноны  классического  понимания  скульптуры.  Каков  его  мотив,  какие  задачи  он  перед  собой  ставил?

В  то  же  время,  для  всех,  кто  понимает,  не  будет  никакого  откровения  в  моих  примерах,  потому  что  это  ярчайшие  примеры  истинного  творчества.

Как  в  первом,  так  и  во  втором  случае  скульпторы  извлекают  из  материала  не  просто  заданный  сюжет,  а  художественный  образ,  наделяя  скульптуры  личными  переживаниями  и  теми  знаковыми  деталями,  которые  усиливают  общее  впечатление  от  увиденного.

Я  периодически  слышу   утверждения,  что  зритель  глуп,  что  толпа  всё  равно  ничего  не  понимает.  У  меня  нет  сомнения,  что  глупы  те,  кто  так  утверждает,  они  обманывают  себя  сами.

Как  я  уже  говорил,  вирус  творчества  есть  в  каждом  из  нас.   Когда  и  где  он  себя  проявит,  мы  не  знаем.   Могу  утверждать  одно  —  для  самовыражения  ни  возраст,  ни  Ваша  прежняя  деятельность  роли  не  играют.   Если  Вы  чувствуете,  что  время  пришло  —  берите  в  руки  кисти  и  действуйте!

Читали  ли  Вы  произведение  Патрика  Зюскинда  «Парфюмер»?  Если  нет,  то  фильм,  возможно,  видели.  По  моему  мнению,  главный  герой  книги  — истинный  творец  и  художник.

У  него  есть  цель  —  создать  аромат,  не  существовавший  ранее.  На  пути  к  шедевру   он  исследует  мир,  изучая  нужные   запахи.  Из  бесчисленного  количества  окружающих   его  смрада  и  благоухания  он  собирает  только  те,  что  будут  частью  его  творения.

Не  берусь  рассуждать  на  тему  гения  и  злодейства,  и  каким  путём  главный  герой   достигает  своей  цели,  но  то,  как  автор  раскрывает  тему  творчества,  заслуживает  внимания.

Да,  творчество  —  это  радость,  восторг,  восхищение.  Но  вместе  с  тем  —  это  и  муки  поиска  единственно  верного  решения,  преодоление  страха   как  перед  самим  собой,  так  и  перед  окружающим  миром.  А  ещё  творчество  —  это  надежда  и  желание   быть  понятым   зрителем.

Созданный  Зюскиндом  литературный  герой,  даже  достигнув  своей  цели,  этого  понимания  не  находит,  как  известно,  его  конец  трагичен.

Повторюсь,  для  меня  творчество  —  самое  сильное  из  эмоциональных  переживаний,   те,  кто  понимает,  о  чём  я,  будут  полностью  со  мной  согласны.

Творчество  —  это  когда  нет  прошлого,  нет  будущего  —  есть  только  сейчас. Для  творчества   Вам  нужно  принимать  решения,  которые не  основаны  на  существующих  правилах,  Вы  создаёте  их  сами.

Художник,  занимающийся  творчеством,  смотрит  не  на  более  успешного  товарища  или  кумира,  а  в  себя  самого.  Простыми  словами,  чтобы  создать  аромат,  которого  до  сих  пор  не  существовало,  нужно  слышать  только  себя.

Надо  ли  говорить,   чтобы  что-то  в  себе  разглядеть,  прежде  следует  научиться  видеть  и  сопереживать.  В  пустом  колодце  ПУСТОТА.

В  данной  статье  я  попытался  раскрыть  тему  творчества  шире,  нежели  её  понимает  большинство  начинающих  художников.    Возможно,  Вам  ещё  рано  вникать  так  глубоко,  но  не  спешите  делать  выводы.  Помните,  что  мы,  прежде  всего,  зрители,  а  значит,  творцы.

Если  у  Вас  есть  своё  мнение  на  данную  тему,  выскажите  его  в  комментариях.