Эта статья посвящена зрителю. Если вы думаете, что до зрителя вам как начинающему художнику нет никакого дела, то сильно заблуждаетесь. Знаю, первое, что вы скажете — я рисую для себя, это нужно только мне, никто не увидит, никому не покажу!

Первую попытку что-то изобразить страшно показывать, но если вы не бросите на полпути рисовать и писать красками, зритель скоро станет вашим желанным собеседником.  

Ключевое слово здесь «собеседник», потому как творчество — это ещё и коммуникация. Человеку нужен человек, не обманывайте себя, рисуя картинки «в стол».

Помните, в детстве, изобразив что-то на листе альбомной бумаги, мы делились творчеством с близкими, друзьями, мы познавали мир в том числе через рисунок.

Символы на бумаге, узнаваемые предметы, условные человечки — всё это знаки, знаковая система, позволяющая передать другому наши мысли и переживания в картинках.

Ваш зритель - кто он?

Вот почему так притягательны выставки детского рисунка. Это язык, который понятен всем — от мала до велика. На таких выставках не будет казаться, что вас дурачат, пытаются навязать чуждые смыслы и странное видение. Детское творчество вне времени и пространства, оно доступно для понимания. 

Другое дело взрослые люди. За их плечами разные жизни и, как следствие, накопленный культурный опыт. Знаковые системы могут быть столь различны, что понимание друг друга в принципе невозможно.

Вопрос, как выстроить коммуникацию с человеком, говорящим на другом языке? Ответ очевиден — учиться, но можно пойти простым путём: отрицая, отвергнуть этот язык и все его ценности.

Начинающий художник, будучи далёким от всевозможных «измов», стилей, направлений в изобразительном искусстве, с лёгкостью отрицает всё непонятное, мотивируя тем, что искусство должно быть простым и доступным.

Правда заключается в том, что искусство никогда не было и не будет доступным для всех. Верно и то, что каждый из нас сам решает, хочет он знать или нет, потому что чтобы видеть, придётся учиться.

Простыми словами, пока знаковый язык на уровне ребёнка, он всем понятен, пока вы копируете  реальность на холсте, вы всё ещё недалеко ушли от первых попыток рисовать.

Мы часто слышим “сколько людей столько и мнений”, “о вкусах не спорят” и т.д., но правда очевидна — сколько людей, столько и носителей культуры, и в ком-то она в зачаточном состоянии, а кто-то — кладезь знаний и генератор глубоких смыслов.

Публикую один из комментариев к прошлой статье:

Рисовать маслом начала чуть более 2-х лет назад (мне 63 года). Обучалась онлайн у профессиональных художников. Это были, в основном, пейзажи — обнаружила, что больше всего полюбила рисовать зиму и деревеньки. Однако вскоре заскучала… Поняла, что очень нравится мастихиновая живопись, но когда родные и друзья увидели эти творения, услышала такие мнения: «Ну… ты так хорошо начинала, такие картины классные были и вдруг эта мазня! Вот эти цветы и на цветы-то не похожи, а это разве осень? — какие-то желто-оранжевые пятна!» и т.п. Вот и выражай себя после этого. А ведь хочется, чтобы родным нравились мои работы. Как же быть?

Чтобы родным нравилось, вам придётся угождать культурному опыту и знаниям близких. Либо они должны шагать вместе с вами, обучаясь в теме изобразительного искусства и, как следствие, ценили ваши творческие поиски.

Ещё одна цитата из комментариев к прошлой статье: 

“То есть ваши самые близкие друзья будут на этом пути ставить вам самые большие палки в колёса. В искусстве все происходит так же”. 

Так часто бывает. Причина тому — разные языки, на которых говорят эти люди, нас объединяют не гены, а знания, культурное поле, в котором мы находимся.

Потребность в зрителе естественна для творца, кто как не он сможет оценить, прочувствовать автора? Но, делая выводы из вышесказанного, зритель зрителю рознь. Вместе с тем критика — часть процесса коммуникации, неотъемлемая от культуры того, кто критикует.

Начинающий художник так раним, что может не пережить пары критических слов в свой адрес от случайного зрителя. Как в детском саду, он будет соревноваться в том, что рисует лучше других и доказывать себе это. 

Вопрос, неужели вы не понимаете, что невозможно нравиться всем по простой причине — все знают по-разному, у всех разный культурный опыт, кто-то учится всю жизнь, а кто-то с пивом на диване воюет за вселенское счастье, оправдывая свои неудачи невезением.

Как же быть с отсутствием гармонии в мире, где каждый второй тебя не понимает? Никак. Какое вам дело до вторых и третьих? Если это ваши близкие, любите их такими, какие они есть, а творите для тех, кто способен видеть и слышать, для тех, кто так же как и вы открыт знаниям и новому опыту.

Как следствие, вам необходим умный зритель, встреча с которым, как правило, происходит за пределами стен вашего дома. Если ещё рано говорить о полноценных выставках, то начните с интернет-пространства, где есть бесконечное количество возможностей продвигать своё творчество.

Заявите о себе, действуйте, не ждите, когда зритель сам придёт, чудом догадавшись о вашем таланте. 

Мы живём в эпоху рыночных отношений, где всё имеет свою цену, и интеллектуальный труд не исключение. Легко можно представить продукты умственного труда в иерархии рынка, где всё начинается с базара “Налетай, торопись, покупай живопись!” и заканчивается элитными бутиками, где продаётся искусство «не для всех».

Как итог, каждый творец ищет своего идеального зрителя. Кто-то интуитивно угадывает его в толпе, и они находят друг друга, кому-то суждено остаться непонятым — случается по-разному.

Вы же хотите знать, кто ваш зритель? Отвечаю — вы сами! То есть человек, имеющий жизненный и культурный опыт сродни вашему. Простыми словами, он такие же книги в детстве читал, в обучении шёл схожим путём, ставил себе подобные творческие задачи и их решал. Такой зритель никогда не задаст вам глупые вопросы, никогда не посоветует то, что сам не знает. Такого зрителя вы будете ценить, выделяя из серой массы “прохожих”, имеющих случайные мнения.

Выслушивая критику или хвалебные речи, ориентируйтесь на своего зрителя и не принимайте всерьёз случайные мнения не понимающих ваши творческие задачи людей. Конструктивная критика — необходимая часть творческого процесса. Не избегайте её, напротив, ищите и используйте как инструмент для достижения поставленных целей.

Благодарю всех, кто комментирует мои статьи. Ваши мысли — продолжение заданной темы. Расскажите, что вы думаете о зрителе, есть ли он у вас, как вы реагируете на критику?