arrow up
Александр Григорьев Саврасов
О живописи и не только простыми словами…

Ваш зритель — кто он?

Эта статья посвящена зрителю. Если вы думаете, что до зрителя вам как начинающему художнику нет никакого дела, то сильно заблуждаетесь. Знаю, первое, что вы скажете — я рисую для себя, это нужно только мне, никто не увидит, никому не покажу!

Первую попытку что-то изобразить страшно показывать, но если вы не бросите на полпути рисовать и писать красками, зритель скоро станет вашим желанным собеседником.  

Ключевое слово здесь «собеседник», потому как творчество — это ещё и коммуникация. Человеку нужен человек, не обманывайте себя, рисуя картинки «в стол».

Помните, в детстве, изобразив что-то на листе альбомной бумаги, мы делились творчеством с близкими, друзьями, мы познавали мир в том числе через рисунок.

Символы на бумаге, узнаваемые предметы, условные человечки — всё это знаки, знаковая система, позволяющая передать другому наши мысли и переживания в картинках.

Ваш зритель - кто он?

Вот почему так притягательны выставки детского рисунка. Это язык, который понятен всем — от мала до велика. На таких выставках не будет казаться, что вас дурачат, пытаются навязать чуждые смыслы и странное видение. Детское творчество вне времени и пространства, оно доступно для понимания. 

Другое дело взрослые люди. За их плечами разные жизни и, как следствие, накопленный культурный опыт. Знаковые системы могут быть столь различны, что понимание друг друга в принципе невозможно.

Вопрос, как выстроить коммуникацию с человеком, говорящим на другом языке? Ответ очевиден — учиться, но можно пойти простым путём: отрицая, отвергнуть этот язык и все его ценности.

Начинающий художник, будучи далёким от всевозможных «измов», стилей, направлений в изобразительном искусстве, с лёгкостью отрицает всё непонятное, мотивируя тем, что искусство должно быть простым и доступным.

Правда заключается в том, что искусство никогда не было и не будет доступным для всех. Верно и то, что каждый из нас сам решает, хочет он знать или нет, потому что чтобы видеть, придётся учиться.

Простыми словами, пока знаковый язык на уровне ребёнка, он всем понятен, пока вы копируете  реальность на холсте, вы всё ещё недалеко ушли от первых попыток рисовать.

Мы часто слышим “сколько людей столько и мнений”, “о вкусах не спорят” и т.д., но правда очевидна — сколько людей, столько и носителей культуры, и в ком-то она в зачаточном состоянии, а кто-то — кладезь знаний и генератор глубоких смыслов.

Публикую один из комментариев к прошлой статье:

Рисовать маслом начала чуть более 2-х лет назад (мне 63 года). Обучалась онлайн у профессиональных художников. Это были, в основном, пейзажи — обнаружила, что больше всего полюбила рисовать зиму и деревеньки. Однако вскоре заскучала... Поняла, что очень нравится мастихиновая живопись, но когда родные и друзья увидели эти творения, услышала такие мнения: «Ну... ты так хорошо начинала, такие картины классные были и вдруг эта мазня! Вот эти цветы и на цветы-то не похожи, а это разве осень? — какие-то желто-оранжевые пятна!» и т.п. Вот и выражай себя после этого. А ведь хочется, чтобы родным нравились мои работы. Как же быть?

Чтобы родным нравилось, вам придётся угождать культурному опыту и знаниям близких. Либо они должны шагать вместе с вами, обучаясь в теме изобразительного искусства и, как следствие, ценили ваши творческие поиски.

Ещё одна цитата из комментариев к прошлой статье: 

“То есть ваши самые близкие друзья будут на этом пути ставить вам самые большие палки в колёса. В искусстве все происходит так же”. 

Так часто бывает. Причина тому — разные языки, на которых говорят эти люди, нас объединяют не гены, а знания, культурное поле, в котором мы находимся.

Потребность в зрителе естественна для творца, кто как не он сможет оценить, прочувствовать автора? Но, делая выводы из вышесказанного, зритель зрителю рознь. Вместе с тем критика — часть процесса коммуникации, неотъемлемая от культуры того, кто критикует.

Начинающий художник так раним, что может не пережить пары критических слов в свой адрес от случайного зрителя. Как в детском саду, он будет соревноваться в том, что рисует лучше других и доказывать себе это. 

Вопрос, неужели вы не понимаете, что невозможно нравиться всем по простой причине — все знают по-разному, у всех разный культурный опыт, кто-то учится всю жизнь, а кто-то с пивом на диване воюет за вселенское счастье, оправдывая свои неудачи невезением.

Как же быть с отсутствием гармонии в мире, где каждый второй тебя не понимает? Никак. Какое вам дело до вторых и третьих? Если это ваши близкие, любите их такими, какие они есть, а творите для тех, кто способен видеть и слышать, для тех, кто так же как и вы открыт знаниям и новому опыту.

Как следствие, вам необходим умный зритель, встреча с которым, как правило, происходит за пределами стен вашего дома. Если ещё рано говорить о полноценных выставках, то начните с интернет-пространства, где есть бесконечное количество возможностей продвигать своё творчество.

Заявите о себе, действуйте, не ждите, когда зритель сам придёт, чудом догадавшись о вашем таланте. 

Мы живём в эпоху рыночных отношений, где всё имеет свою цену, и интеллектуальный труд не исключение. Легко можно представить продукты умственного труда в иерархии рынка, где всё начинается с базара “Налетай, торопись, покупай живопись!” и заканчивается элитными бутиками, где продаётся искусство «не для всех».

Как итог, каждый творец ищет своего идеального зрителя. Кто-то интуитивно угадывает его в толпе, и они находят друг друга, кому-то суждено остаться непонятым — случается по-разному.

Вы же хотите знать, кто ваш зритель? Отвечаю — вы сами! То есть человек, имеющий жизненный и культурный опыт сродни вашему. Простыми словами, он такие же книги в детстве читал, в обучении шёл схожим путём, ставил себе подобные творческие задачи и их решал. Такой зритель никогда не задаст вам глупые вопросы, никогда не посоветует то, что сам не знает. Такого зрителя вы будете ценить, выделяя из серой массы “прохожих”, имеющих случайные мнения.

Выслушивая критику или хвалебные речи, ориентируйтесь на своего зрителя и не принимайте всерьёз случайные мнения не понимающих ваши творческие задачи людей. Конструктивная критика — необходимая часть творческого процесса. Не избегайте её, напротив, ищите и используйте как инструмент для достижения поставленных целей.

Благодарю всех, кто комментирует мои статьи. Ваши мысли — продолжение заданной темы. Расскажите, что вы думаете о зрителе, есть ли он у вас, как вы реагируете на критику?

Комментариев 24
  1. Татьяна Олейник

    Если зритель — это я или как я, будет ли он критиковать вообще? А если не как я, будет ли его критика конструктивна?

    Ответить
    • Александр Григорьев-Саврасов

      Здравствуйте, Татьяна! Критика — это не повод для негатива, а продолжение разговора между автором и зрителем. Ваш зритель имеет право продолжить беседу, внеся свои поправки. Нам интересна только конструктивная критика, то есть желание зрителя высказать своё мнение и обосновать его. Неспособность автора критики внятно объяснить, почему он так считает — повод не принимать всерьёз сказанное.

      Ответить
      • Ольга Меркульева

        Абсолютно согласна!)

        Ответить
  2. Маргарита

    Большое спасибо, Александр, за замечательную статью. Мне кажется, что эта тема всегда будет актуальна, причём не только для начинающих художников.

    Наверное поэтому так популярны разные мастер-классы, что там люди пишут одно и то же, а потом у них есть возможность сравнить с тем, как это сделали другие. Хоть какое-то позиционирование своих достижений. Иначе, если ориентироваться на то, что нравится близкому окружению, то прогресса, скорее всего, не будет.

    Я уже давно ничего не писала по мастер-классам, скучно там, так что мои картины вывешиваю себе на стены и радуюсь тому, что несколько лет назад и представить себе не могла, что смогу написать такое. И ошибки тоже вижу и понимаю на что надо обратить внимание в следующий раз. Можно много раз слушать объяснения, но до меня доходит только когда вижу что надо было бы исправить на моих картинах.

    Так что самый лучший наш зритель — это, пожалуй, мы сами, это Вы здорово написали.

    А вот куда выставлять свои картины, это большой вопрос. Я пока выставляю в facebook и на VK на мою страничку. Знакомые могут похвалить, но это просто так. Конструктивной критики там не было и не будет. Наверное, хорошо бы поискать сообщества таких же, как и я, чтобы там обмениваться мнениями и идеями. Я уже смотрела, но пока не нашла. Или это группы, где люди что-то продают, и там уровень, близкий к профессионалам, или это частные выставки своих работ.

    В принципе, можно было бы сделать на каком-то бесплатном ресурсе форум для начинающих художников и туда пригласить тех, кому это интересно. Просто, чтобы выставить работы и пообщаться на художественные темы. Только для этого надо иметь хоть какой-то круг знакомых, интересующихся искусством.

    Ответить
  3. Елена Горбачёва

    Да, очень хорошая статья, зритель всегда нужен, как и слушатель для поэтов и музыкантов. Без этого мы стоим на месте, топчемся и не растём. Критика нужно, но именно от тех кто понимает, принимает и помогает расти.

    Ответить
  4. Антонина Нужных

    Я прошла курс «Арсенал» и теперь я совсем не пишу картин и портретов, которые восторгали моего «старого зрителя». Я пишу учебные натюрморты, чашки на красном и зелёном фоне. Восторгаться пока нечем и мне понятно, почему мой домашний зритель примолк. Но моя душа замирает и поёт от смелости, с какой я пачкаю листы, от яркости цвета, от контрастов, которых раньше я боялась. Я чувствую себя как в первом классе, я снова учусь рисовать, только теперь по-новому. И знаю, что я не одна, есть Школа. Здесь такие же, окрылённые новыми знаниями ученики и, вселяющий в нас уверенность, учитель. Я пока не хочу оставаться одна на новой творческой ступеньке. Да, мне нужна поддержка и новый зритель, понимающий, критикующий и неравнодушный. Поэтому я вступила в Клуб, где, очень надеюсь, всё это есть.

    Ответить
    • Татьяна Олейник

      Антонина, согласна с вами. На данном этапе лучший зритель — это ученики курсов Александра, с которыми у нас одни задачи и понимание. И этот зритель не критикует, а советует, поддерживает и помогает.

      Ответить
    • Ольга Меркульева

      Полностью поддерживаю Ваше мнение, Антонина!)

      Ответить
  5. Ольга Мальцева

    С критикой все сложно. Мнения обывателей-подруг стараюсь пропускать мимо ушей, но часто ловлю себя на том, что начинаю объяснять — становится хуже. Знакомые профессиональные художники выражают мнения порой совершенно противоположные. Раньше я по совету бросалась что-то доделывать, а теперь только слушаю и сама решаю, согласна ли с этим.

    Ответить
    • Екатерина Бараш

      Ольга, хорошо написали, что только слушаете и сами решаете, согласны ли с критикой.

      Ответить
  6. Ольга Левонович

    Спасибо огромное за статью! Очень интересная тема. А ведь правда, главный зритель — мы сами. Отбирая картины на выставку, я не возьму ту, которую расхвалили друзья и знакомые, если сама знаю, что это лишь копия картинки, которая понравилась. Моего там мало-мало, нет почти. А какой-нибудь натюрморт, который сама построила, и писала его несколько раз, пока получилось что-то близкое к задуманному, мне ближе в сотни раз. И вот его — возьму. А вообще есть несколько зрителей-критиков, чьим мнением дорожу. Прислушиваюсь к мнению сына, он чувствует пропорции и свет. Люблю одну художницу в Одноклассниках, она всегда говорит правду, и картины её меня не оставляют равнодушной. Так что тех, чьи отзывы по-настоящему пригодятся — мало-мало. А похвалы, лайки — приятное дело, конечно, но художник всегда один на один перед холстом и бумагой, и только он знает о своих поражениях, пусть и хвалят, и настоящих победах, хотя кому-то и не нравится.

    Ответить
  7. SVETLANA PROKOSHEVA

    ...А у меня очень сильно развита самокритика, чтобы моя работа пршла мой «файсконтроль», я должна очень сильно постараться. Для душевного равновесия мне нужно себе повторять, что я-"оччень даже неплохой художник"!К мнению окружающих меня людей я прислушиваюсь, но только не творчестве. Сдесь я сама.

    Ответить
  8. Илида

    Меня волнует такой вопрос: должна ли нравится картина самому художнику?

    Недавно четыре дня мучила один сюжет, добилась того , что все получилось. Все в ней хорошо, но мне не нравится. И нужно ли такие вещи показывать зрителю?

    Ответить
    • Ольга Левонович

      Илиада, я думаю, что нужно показывать. Потому что, неожиданно для нас, вдруг «неудачная» работа вызывает просто шквал эмоций и положительных откликов. Теперь порю «скрепя сердце» выставляю в соцсетях и то, что считаю «невесть что!», и удивляюсь вниманию. И наоборот — поставлю что-то милое сердцу — вялый отклик...

      Ответить
    • Александр Григорьев-Саврасов

      Здравствуйте, Илида! Нет предела совершенству, а значит, достичь ста процентов возможного результата не удастся. Но, например 80-90% уже достаточно, чтобы остановиться и бесконечно не переделывать начатое. Стоит ли всё показывать зрителю? Думаю, что нет. Если сомневаетесь, отложите работу на время. Когда вернётесь к ней, скорее всего будете знать, оценив свежим взглядом результат.

      Ответить
  9. Людмила

    Мои рисунки смотрят мои близкие; некоторые я выложила у себя на страничке в контакте. На уроках рисования, когда изучаем штриховку, я показывала свои рисунки ученикам. Так что зрителей и критиков у меня много.

    Ответить
  10. Татьяна Бакланова

    Добрый день!)

    Моя реакция на критику несведущих близких совпадает с Вашими советами — любить их такими, какие они есть и отшучиваться от недалеких замечаний. Глупую критику посторонних — пропускать мимо ушей. Я оставляю себя последней инстанцией принятия любого суждения, при этом осознавая свою несовершенность и стараясь постоянно учиться и развиваться.

    Вообще-то, я не боюсь показывать любые творения любой публике, так как мое пространство надежно защищают фильтры входящего информационного потока. Это касается не только критики творчества. Любую информацию я подвергаю сортировке, прежде чем воспринять — насколько она достоверна, насколько осведомлен в теме источник, насколько новые данные согласуются с моими представлениями. Одно дело — слегка подвинуть свою точку зрения, а другое — глобально все пересмотреть. Первое еще можно иногда допускать, а со вторым недолго и совсем потеряться.) Как говорится, «широко шагаешь — штаны порвешь!» )) Так что, мелкими шажками, медленно, но верно, двигаюсь в направлении намеченной цели!)) При таком осторожном (адекватном) обращении с новой информацией, учиться можно у любого источника. Продуктивность только разная: бывает, что после отсева шлака и мусора ничего и не остается.)) Поэтому, предпочтительны хорошие учителя — заслуживающие доверия надежные источники информации, такие, как Вы, Александр.

    Ответить
  11. Людмила Алехина

    Зритель! Ради этого мы и взялись за кисть. Я пришла на курс « Арсенал знаний» именно для того что бы участвовать в выставочной деятельности осознано со своими работами, зная что они выполнены на должном уровне. Профессионально или нет решать не мне. Иногда кажется вот оно. Я выполнила и решила все задачи которые ставила себе уезжая на пленэр. Но эйфория проходит очень быстро, когда тебе профи разбирая твою работу указывают на твои ошибки. И я очень люблю конструктивную критику. Люблю своего зрителя. Зрителя который понимает, что я хотела сказать и какие я ставила задачи начиная писать картину. С ув. Людмила.

    Ответить
  12. Алена

    Если родные и знакомые интересуются моими работами (я знаю, что они не в теме),я показываю им свои работы и говорю, что они не закончены, что именно не законченно не уточняю и не объясняю)

    Ответить
  13. Анна Луценко

    Добрый день всем! Спасибо большое, Александр, за эту тему и хорошую статью! Когда-то я тоже страдала от того , что часть моих близких критиковала мои работы, но иногда эта критика была актуальна и усмирив свои эмоции, я возвращалась а замечаниям и сама решала «да» или «нет» . Сегодня я благодарна моим любимым критикам за то, что я как художник повысила свой иммунитет и уже пройдя не малое количество Выставкомов, точно могу сказать, что критика нужна! Нужны знания, нужен опыт, нужно постоянно себя насматривать , начитывать и наслушивать)) , тогда профессиональная уверенность потихоньку растёт и разговор со зрителем ,в широком смысле слова, складывается. На такой разговор я совсем недавно приглашала зрителей- была моя персональная выставка. Я ужасно переживала и нервничала, но потом, когда я увидела глаза людей, пришедших на открытие, а их было много, я так увлеклась нашим разговором, что три часа прошли как пять минут...) И прав Александр! Первый и самый справедливый зритель это мы сами!)

    Ответить
  14. Ольга Меркульева

    Стараюсь адекватно относиться к комментариям зрителей моих работ. Пытаюсь понять уровень их подготовленности. Серьезно и с предельным вниманием воспринимаю оценки и замечания от состоявшихся художников с классическим художественным образованием.

    Ответить
  15. Ирина Остапенко

    Если искусство — это коммуникация, то зритель — это, как в маркетинге, целевая аудитория, а значит, надо ставить себе вопросы: кому, что и для чего хочешь сказать в своей работе. А потом идти с ней туда, где больше вероятности встретить того, кому ты хотел что-то сказать. Но обычно, как замечаю, пишут трояко и так же трояко выставляются: серьезные работы в серьезных залах со зрителями, разбирающимися в искусстве, дальше — на доступных без строгого отбора работ площадках любительского уровня работы со случайным зрителем, и последнее — продажа коммерческих работ для широкой публики. Некая аналогия с масс-маркетом, середнячком и люксовым сегментом рынка. И вопрос открытый — попадется ли среди посетителей тот, кому адресовано сообщение — ведь на выставки ходят не все, если это не Серов или Репин... Остается только представлять, будто твой зритель увидит твою работу.

    Ответить
  16. Ирина Остапенко

    По поводу критики... Если понимать, что профессиональный уровень еще не тот, чтобы отвергать критику профессиональных художников — то вот они как раз и являются главными и критиками, и воспитателями, как детей, растящих в нас художников. Лично я только им доверяю ). Хотя если бородатые дяденьки не в теме, то им тоже не доверяю ).

    Ответить
  17. Абельдинова Тлеулес

    Благодарю Александр за статью! Как всегда, Вы даёте нам пищу для размышления и развития. Я свои работы выставляю на страницы в интернете. Мои друзья отмечают и я знаю что среди них есть настоящие зрители, то есть умеющие видеть. Пока не участвовала в выставках, но думаю что настанет и такое время. Спасибо Александр за то,что помогаете выходить из рамок, боязни, страхов.Ваша статья -поддержка и толчок к зрителю. Уроки, которые мы получаем на занятиях курсов и «Закрытого клуба» помогают чувствовать себя более увереннее, чувствовать себя художником! Вы помогли мне исполнить свою детскую мечту — стать художником.

    Ответить
Ваш ответ
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.