Ищете уроки рисования для начинающих, надоело самостоятельно выдумывать изобразительную грамоту и бесконечно срисовывать чужие картинки? Тогда эта статья для вас. Прочтите, будет полезно знать, что мешает сделать правильный выбор.

С чего всё начинается, когда вы находитесь в поисках уроков для начинающих художников? С диагноза, который сами себе ставите? Например, у меня не получается рисовать, потому что я не знаю, как штриховать, как накладывать ровные мазки красками, как получить гармоничный цвет, когда выходит “грязь”, как начать, как закончить и т.д.

Далее ищете ответы на кажущиеся самыми важными вопросы. У вас есть убеждённость, что если с ними разберётесь, то научитесь рисовать и писать красками не хуже многих.

Уроки рисования для начинающих или путь из точки А в точку В

Большинство начинающих художников понятия не имеет, что на самом деле для них важно. Они будто спят и видят стандартные сны — одни и те же картинки, тиражированные образы, шаблонные решения, банальные сцены.

Существуя в заданных рамках, сравнивая свои скромные возможности с теми, у кого, как вам кажется, получается лучше, вы сами загоняете себя в тупик.

Публикую текст из переписки с одной из участниц моих курсов: 

“После того, как я стала заниматься у Вас, ушло желание смывать, уничтожать свои неудачные работы. Сколько их ушло под душ! Пастелек и гуашей! Я всегда понимала, что есть профи, которые нарисуют в сто раз лучше и грамотнее, что есть натура, которая всегда лучше того, что я умею изобразить.

Я садилась рисовать без всякой цели, без понимания, именно срисовывать. Что-то удачнее, что-то менее удачно. На фоне нерисующих — хорошо. Мне говорят, почему ты никогда выставку не делаешь? А что выставлять? Жалкие ошибочные слепые пятна? Кому это нужно?

Похвала даже от руководителя студии — ну хорошо, но я же видела, что до «хорошо» ещё копать и копать. Часто вставала от работы с раздражением и досадой, не понимала — как это рисование успокаивает? Меня иногда в полный раздрай вводило.

И только сейчас я перестала испытывать раздражение по поводу своих неудач (и считать их неудачами) в работах. Их просто нет — неудач. Есть выполненное более или менее правильно задание, и каждый раз добавляется крупица понимания того, к чему следует стремиться, на что ориентироваться.

Кардинально поменялось моё отношение к моим же работам. Теперь это практика на основе знания и понимания. Я очень хотела встретить человека, который бы действительно учил, а не занимался коммерцией на стареющих хобби-тётеньках, который не просто присутствовал бы при процессе, пока ученики возят кисточкой по листу, мучительно ожидая окончания часов работы, а вкладывал бы в учеников и сорадовался результатам их продвижения.

Я всю жизнь преподаю в вузе и умею учить. Мне у Вас заниматься очень приятно и желанно, поскольку Вы ориентированы на учеников и результаты их работ, не жалея себя, выкладываетесь на уроках, честны с нами без пустых похвал и обесцениваний. Ещё мне легко учиться у Вас, потому что я филолог, и всё, что Вы говорите о работах художников — говорю и я студентам, только о текстах. Картина — это тоже текст.

Именно конструктив, архитектоника текста делают самый простенький рассказ для детей шедевром литературы. Ни слова лишнего, ни звука, нарушающего музыкальный строй изображаемого. В общем, я попала! В самом хорошем смысле. И это попадание — свыше, не иначе! Или потому, что я в правильном направлении карабкалась.

Надеюсь, есть у меня время, чтобы реализоваться. Всё, что я хотела сказать — это Преогромное Спасибо и то, что у меня полностью поменялось отношение к своим работам”. 

Итак, что в начале? Желание начинающего художника действовать, создавать так, как все, и если не получается — отчаяние, разочарование, полное непонимание как процесса, так и цели обучения.

Большинство тех, кто взял в руки кисти, скоро спрячут их в пыльные ящики столов, потому что бросят начатое на полпути. Если быть точным, то и полпути им пройти не суждено, так как они не видят, не знают, не ищут собственной дороги. 

Если кратко, то в попытке пересчитать все детальки и сделать похоже, добиться фотографической точности начинающий художник вязнет, как муха, в паутине шаблонных заблуждений. 

Перестаньте имитировать реальность в картине. Сколько бы вы не пытались достичь иллюзии, холст и нанесённый на него пигмент останутся холстом и пигментом. 

Иногда читая комментарии к роликам, посвящённым теме живописи на популярном ныне Ютубе, я поражаюсь слепоте комментаторов. К редким, но всё же встречающимся видео с подлинными профессионалами можно прочесть сопроводительные комменты в духе “да он вообще рисовать не умеет”. Плюс целый кирпич текста, что именно этому зрителю не понравилось, в то время как действительно не умеющие собирают сотни просмотров и хвалебных отзывов. 

В целом, лично мне нет дела до кривого зеркала маркетинга, где продвигаются прежде всего дилетанты, играющие на потребу неискушенной публики. Но, обратив на это внимание, уверен, кому-то по-настоящему ищущему помогу.

Когда вы ищете уроки рисования для начинающих художников, бегите прочь от готовых решений. Повторив пошагово тот или иной сюжет, вы ничему не научитесь, самостоятельно ничего после такого опыта не выйдет. 

Если вы из тех, кто пакует кисти в пыльный ящик, уверовав в собственную бесталанность, не спешите, прислушайтесь к моим советам. 

  1. Перестаньте копировать реальность или красивые картинки с целью добиться материальности каждой детальки.
  2. Главный предмет, даже персонаж в картине не важен, пока вы не решили основную проблему организации рабочей плоскости, пространства холста (листа) в целом.
  3. Пока не решены большие массы пятен в композиции, рано думать о цветочках, лепесточках, пестиках.
  4. Здесь же кроется подлинный творческий азарт. Все ценные находки и художественные победы в поиске больших пятен, в компоновке. Здесь рождается музыка визуальных ритмов и гармония плоскости.
  5. Художник сродни музыканту, разве что вместо слуха он услаждает глаз, а если быть точным — зоркое око знающего зрителя.

Вы знаете о том, что животные не слышат музыки, для них она лишь набор звуков и только. Человек тоже не рождается с умением слышать. Он, в отличие от животных, способен научиться. Однако не все, обучая собственный мозг слышать, зайдут дальше популярных мелодий. Так и с изобразительным искусством — кто-то не захочет знать и, как следствие, никогда не увидит очевидного.

Повторюсь, не спешите прятать кисти в пыльный ящик. В изобразительном творчестве так много всего ещё вами не познанного. Уверен, вы даже и пяток не замочили, пытаясь войти в этот океан!

Возвращаясь к сообщению из моей переписки, выделю цитату “Их просто нет — неудач”. Пока вы воспринимаете изобразительное искусство как красивый фантик и пытаетесь этот фантик создать, теряете главный интерес — работу с пространством, с композицией, с ритмом, с художественным образом. Картина может считаться неудачной, если в ней нет вышеназванных качеств, а не тех, что выделяет художник-любитель, желая достичь визуальной схожести. 

Когда многие из начинающих художников хотят подражать мастерам, а затем разочаровываются в собственных результатах, они идут не той дорогой. Подражать следует способам мыслить, а не внешней картинке.

Уже четыре года я веду онлайн-курсы для начинающих художников. Моя цель — провести участников из точки A в точку B, где результатом будет осознанное понимание процесса живописи и самостоятельная работа. 

Написал последнее предложение и прямо вижу, как читатель представляет результат. Самостоятельная работа — это самостоятельно нарисовать то, что он раньше повторял пошагово. Нет, ничего подобного, забудьте вообще все эти шаблоны! Творчество уникально, выражайте себя, свой жизненный и культурный опыт. Повторюсь, ваш опыт!

Интересно, а много ли вы знаете о зрителе? Что он хочет видеть на картине, почему ему интересны одни и безразличны другие произведения? Напишите свои мысли в комментариях к статье, если тема будет актуальна, я посвящу ей отдельный пост.

Я не жду умных рассуждений, просто напишите так, как считаете. Уверен, это будет интересно не только мне!