Ищете уроки рисования для начинающих, надоело самостоятельно выдумывать изобразительную грамоту и бесконечно срисовывать чужие картинки? Тогда эта статья для вас. Прочтите, будет полезно знать, что мешает сделать правильный выбор.
С чего всё начинается, когда вы находитесь в поисках уроков для начинающих художников? С диагноза, который сами себе ставите? Например, у меня не получается рисовать, потому что я не знаю, как штриховать, как накладывать ровные мазки красками, как получить гармоничный цвет, когда выходит “грязь”, как начать, как закончить и т.д.
Далее ищете ответы на кажущиеся самыми важными вопросы. У вас есть убеждённость, что если с ними разберётесь, то научитесь рисовать и писать красками не хуже многих.
Большинство начинающих художников понятия не имеет, что на самом деле для них важно. Они будто спят и видят стандартные сны — одни и те же картинки, тиражированные образы, шаблонные решения, банальные сцены.
Существуя в заданных рамках, сравнивая свои скромные возможности с теми, у кого, как вам кажется, получается лучше, вы сами загоняете себя в тупик.
Публикую текст из переписки с одной из участниц моих курсов:
“После того, как я стала заниматься у Вас, ушло желание смывать, уничтожать свои неудачные работы. Сколько их ушло под душ! Пастелек и гуашей! Я всегда понимала, что есть профи, которые нарисуют в сто раз лучше и грамотнее, что есть натура, которая всегда лучше того, что я умею изобразить.
Я садилась рисовать без всякой цели, без понимания, именно срисовывать. Что-то удачнее, что-то менее удачно. На фоне нерисующих — хорошо. Мне говорят, почему ты никогда выставку не делаешь? А что выставлять? Жалкие ошибочные слепые пятна? Кому это нужно?
Похвала даже от руководителя студии — ну хорошо, но я же видела, что до «хорошо» ещё копать и копать. Часто вставала от работы с раздражением и досадой, не понимала — как это рисование успокаивает? Меня иногда в полный раздрай вводило.
И только сейчас я перестала испытывать раздражение по поводу своих неудач (и считать их неудачами) в работах. Их просто нет — неудач. Есть выполненное более или менее правильно задание, и каждый раз добавляется крупица понимания того, к чему следует стремиться, на что ориентироваться.
Кардинально поменялось моё отношение к моим же работам. Теперь это практика на основе знания и понимания. Я очень хотела встретить человека, который бы действительно учил, а не занимался коммерцией на стареющих хобби-тётеньках, который не просто присутствовал бы при процессе, пока ученики возят кисточкой по листу, мучительно ожидая окончания часов работы, а вкладывал бы в учеников и сорадовался результатам их продвижения.
Я всю жизнь преподаю в вузе и умею учить. Мне у Вас заниматься очень приятно и желанно, поскольку Вы ориентированы на учеников и результаты их работ, не жалея себя, выкладываетесь на уроках, честны с нами без пустых похвал и обесцениваний. Ещё мне легко учиться у Вас, потому что я филолог, и всё, что Вы говорите о работах художников — говорю и я студентам, только о текстах. Картина — это тоже текст.
Именно конструктив, архитектоника текста делают самый простенький рассказ для детей шедевром литературы. Ни слова лишнего, ни звука, нарушающего музыкальный строй изображаемого. В общем, я попала! В самом хорошем смысле. И это попадание — свыше, не иначе! Или потому, что я в правильном направлении карабкалась.
Надеюсь, есть у меня время, чтобы реализоваться. Всё, что я хотела сказать — это Преогромное Спасибо и то, что у меня полностью поменялось отношение к своим работам”.
Итак, что в начале? Желание начинающего художника действовать, создавать так, как все, и если не получается — отчаяние, разочарование, полное непонимание как процесса, так и цели обучения.
Большинство тех, кто взял в руки кисти, скоро спрячут их в пыльные ящики столов, потому что бросят начатое на полпути. Если быть точным, то и полпути им пройти не суждено, так как они не видят, не знают, не ищут собственной дороги.
Если кратко, то в попытке пересчитать все детальки и сделать похоже, добиться фотографической точности начинающий художник вязнет, как муха, в паутине шаблонных заблуждений.
Перестаньте имитировать реальность в картине. Сколько бы вы не пытались достичь иллюзии, холст и нанесённый на него пигмент останутся холстом и пигментом.
Иногда читая комментарии к роликам, посвящённым теме живописи на популярном ныне Ютубе, я поражаюсь слепоте комментаторов. К редким, но всё же встречающимся видео с подлинными профессионалами можно прочесть сопроводительные комменты в духе “да он вообще рисовать не умеет”. Плюс целый кирпич текста, что именно этому зрителю не понравилось, в то время как действительно не умеющие собирают сотни просмотров и хвалебных отзывов.
В целом, лично мне нет дела до кривого зеркала маркетинга, где продвигаются прежде всего дилетанты, играющие на потребу неискушенной публики. Но, обратив на это внимание, уверен, кому-то по-настоящему ищущему помогу.
Когда вы ищете уроки рисования для начинающих художников, бегите прочь от готовых решений. Повторив пошагово тот или иной сюжет, вы ничему не научитесь, самостоятельно ничего после такого опыта не выйдет.
Если вы из тех, кто пакует кисти в пыльный ящик, уверовав в собственную бесталанность, не спешите, прислушайтесь к моим советам.
- Перестаньте копировать реальность или красивые картинки с целью добиться материальности каждой детальки.
- Главный предмет, даже персонаж в картине не важен, пока вы не решили основную проблему организации рабочей плоскости, пространства холста (листа) в целом.
- Пока не решены большие массы пятен в композиции, рано думать о цветочках, лепесточках, пестиках.
- Здесь же кроется подлинный творческий азарт. Все ценные находки и художественные победы в поиске больших пятен, в компоновке. Здесь рождается музыка визуальных ритмов и гармония плоскости.
- Художник сродни музыканту, разве что вместо слуха он услаждает глаз, а если быть точным — зоркое око знающего зрителя.
Вы знаете о том, что животные не слышат музыки, для них она лишь набор звуков и только. Человек тоже не рождается с умением слышать. Он, в отличие от животных, способен научиться. Однако не все, обучая собственный мозг слышать, зайдут дальше популярных мелодий. Так и с изобразительным искусством — кто-то не захочет знать и, как следствие, никогда не увидит очевидного.
Повторюсь, не спешите прятать кисти в пыльный ящик. В изобразительном творчестве так много всего ещё вами не познанного. Уверен, вы даже и пяток не замочили, пытаясь войти в этот океан!
Возвращаясь к сообщению из моей переписки, выделю цитату “Их просто нет — неудач”. Пока вы воспринимаете изобразительное искусство как красивый фантик и пытаетесь этот фантик создать, теряете главный интерес — работу с пространством, с композицией, с ритмом, с художественным образом. Картина может считаться неудачной, если в ней нет вышеназванных качеств, а не тех, что выделяет художник-любитель, желая достичь визуальной схожести.
Когда многие из начинающих художников хотят подражать мастерам, а затем разочаровываются в собственных результатах, они идут не той дорогой. Подражать следует способам мыслить, а не внешней картинке.
Уже четыре года я веду онлайн-курсы для начинающих художников. Моя цель — провести участников из точки A в точку B, где результатом будет осознанное понимание процесса живописи и самостоятельная работа.
Написал последнее предложение и прямо вижу, как читатель представляет результат. Самостоятельная работа — это самостоятельно нарисовать то, что он раньше повторял пошагово. Нет, ничего подобного, забудьте вообще все эти шаблоны! Творчество уникально, выражайте себя, свой жизненный и культурный опыт. Повторюсь, ваш опыт!
Интересно, а много ли вы знаете о зрителе? Что он хочет видеть на картине, почему ему интересны одни и безразличны другие произведения? Напишите свои мысли в комментариях к статье, если тема будет актуальна, я посвящу ей отдельный пост.
Я не жду умных рассуждений, просто напишите так, как считаете. Уверен, это будет интересно не только мне!
Думаю, зрителю интересны точные попадания,даже если он и не понимает ничего в приёмах и построениях. Ему интересна правда жизни, схваченная на лету. Но правда не простая, а особенная. Ритмы, рифмы, музыка, гармония, настроение. Не диссонансы, а акценты…
Сколько людей, столько и мнений. Одному нравится голубой, другому розовый. Я думаю не нужно в угоду кому-то писать. Главное самовыражение для художника.
Рисовать маслом начала чуть более 2-х лет назад (мне 63 года). Обучалась онлайн у профессиональных художников. Это были, в основном, пейзажи — обнаружила, что больше всего полюбила рисовать зиму и деревеньки. Однако вскоре заскучала… Поняла, что очень нравится мастихиновая живопись, но когда родные и друзья увидели эти творения, услышала такие мнения: «Ну… ты так хорошо начинала, такие картины классные были и вдруг эта мазня! Вот эти цветы и на цветы-то не похожи, а это разве осень? — какие-то желто-оранжевые пятна!» и т.п. Вот и выражай себя после этого :( А ведь хочется, чтобы родным нравились мои работы. Как же быть?
если писать с оглядкой на родных, то полный ступор наступает в какой-то момент — так я по себе заметила )))), как представлю, как мама будет интересоваться, а что это за пятно такое? а это что такое? — если прямо точно не показать что это такое, то начинаются вопросы ))) — обычно я с себя «стряхиваю» такие предчувствия, как страшный сон, и пишу так, как кажется МНЕ нужным. И неважно, удалась или нет работа в чьих-то глазах — оцениваешь ее сам по своим критериям — чего ты хотел от этой работы и получилось ли оно. Тут уж надо понять, для кого Вы пишите — если в подарок родным, то имеет смысл сделать что-то наперекор себе.
А вы представьте ,что решили похудеть.В вокруг вас все друзья и родственники- пышки.И вы садитесь на правильную диету.В начале пути вас никто не поддержит. Самые близкие будут говорить: что вы не так все делаете,и вам это не нужно,и Здоровье портите и вообще будут стараться вас накормить.То есть ваши самые близкие друзья будут на этом пути ставить вам самые большие палки в колёса.В искусстве — все происходит так же.
Елена, если Вы еще не на курсах у Александра, то на вопрос:»Как быть?»,-ответ очень конкретен:»Выбрать курс и приходить творить, вернее, Учиться творить самостоятельно, но, постепенно усложняя задачи» И таким образом подойдете к полюбившемуся Вам мастихину,)
Творческий зритель ищет созвучные своим чувства и эмоции ,но на холсте
Думаю, что зритель во всем ищет жизнь. Если произведение содержит в себе эту жизнь (то есть, автор сумел сделать это), то произведение непременно взволнует… Ведь жизнь не только в биологии, но и в душевных переживаниях, и некоторые души особенно чутки к звуку, к цвету, к образу. Такой поиск идет изнутри, иногда неведомо для самого ищущего. Также бывает поиск, продиктованный извне: мода, авторитеты и прочее. Но это даже и не поиск, это как бы добровольное погружение в поток, где редко можно найти живое.
Ну надо же… Вот уже несколько дней думаю, а не прекратить ли мне мои занятия живописью, так как мои «каля-маля» надоели до тошноты? И тут Ваша статья, Александр! Подумала, поразмышляла… Еще не все мои знания перешли в практические навыки, чтобы делать какие-то выводы. Так что работаю дальше. А если про зрителя, то он разный бывает, с разными запросами. Наверное, художник отчасти сам выбирает себе зрителя. Но очень интересно будет почитать Вашу статью на эту тему.
Зритель бывает разный. Даже если это одно и то же лицо в разные периоды жизни.Влияющие факторы тоже многообразные. Но несколько определяющих запрос характеристик: жизненный опыт и культурное наполнение. Очень важно для самого зрителя реально войти в то пространство, когда у него есть и запросы и открытия.Расширение поля открытий может превратиться в праздник души. И тогда зритель превращается в счастливого человека. С моей точки зрения это и есть основная задача искусства.
Запросы зрителя зависят от того, в какой среде он проживает, и каково реальное наполнение его жизни. На какие вопросы ищет ответы, и готов ли он их получить.
Пару дней назад была на встрече с инициативной группой из Германии, создавшей средство общения между художниками и зрителями Запада и России на примере весьма скромной выборки. Инициативу они назвали «Портал». Выходец из Самары организовал выставку работ самарских художников в Мюнхене. Отклик публики был нулевой. На этом этапе они не остановились, и следующим этапом стало издание книги, состоящей из статей представителей мира искусства с одной и другой стороны. Встреча для меня была крайне интересной, потому что приоткрыла миры не только с той стороны, но и с нашей. Настоящее потрясение. Мы не знаем мира, в котором проживаем здесь. И представители, пытающиеся приоткрыть завесу российской действительности для той стороны, также имеют мышление, отражающее весьма ограниченные круги. Один из комментариев организаторов мероприятия с той стороны, сильно меня разочаровавший «Политика это главное». Получается такая своеобразная вырезка, которая не способствует взаимному пониманию, а скорее демонстрирует, что многообразие трудно преодолимо. Для меня это был призыв к тому, чтобы обратить свое внимание на современные направления искусства и жизни. Если эти явления просто игнорировать, решения не будет ни во вне, ни внутри. В частности, акцент «Портала» был сделан на самоорганизуемые сообщества, у них и у нас. У всех самоорганизуемых сообществ с той стороны есть спонсоры.
«Портал», несмотря на амбициозный запрос свои функции пока осуществить не смог, ответы на вопросы не дал, не подтвердил мою версию о том, что именно искусство способно уменьшить уровень непонимания между Россией и Западом.
Зритель, на мой взгляд, чаще хочет, чтобы его удивили (в хорошем смысле). Но проблема состоит в том, что для этого он (зритель) должен быть готовым к восприятию того, что ему показывают. Например, картина рассказывает цветом, а зритель дальтоник. Конечно, он скажет, что за «мазня» какая-то. Или в картине эффекты стереограмм, передающих динамику движения героев картины. Но не все люди могут видеть это движение в стереограммах. Конечно, они просто не поймут, что изображено и пройдут мимо. Также то, что легко воспринимается большинством зрителей, становится уже не интересным, как заезженная старая пластинка, и «умирает» до того, как дойдет до зрителя.
«Подражать следует способам мыслить, а не внешней картинке.» Как про мышление богатого и бедного… Это, конечно, другая тема, но если к живописи испытываешь любовь и страсть, то знания, образование помогут изменить мышление, что отразится на творчестве. Зритель тоже поменяется, меньше станет зрителя «нравится — не нравится».
Я думаю что зрители такие же как я. Им нравятся те же вещи что и мне. Поэтому я рисую для себя. Люблю вот замки старинные и рисую их. Цветы люблю. Голландские натюрморты. Сложные авангардные вещи я не понимаю и не рисую. Хочется научится рисовать портреты, потому что лица людей я тоже люблю. Мне 56 и я рисую 4 года. Про поиск больших пятен очень интересно, хотелось бы понять и попробовать.
Что-то после этой статьи Александра мне приходится всех сомневающихся приглашать в нашу дружную команду,)).И поймете, и попробуете)
Зритель. Даже не знаю. Недавно побывала на выставке картин Рериха на ВДНХ. И ощущение не то, что было раньше лет двадцать назад. Да цвета, контраст и теплохолодность, но.. не цепляет. Не понимаю, почему. Какой зритель сейчас, сегодня. В современном обществе, в современной культуре, какие сейчас ценности. Случайно перейдя на одном форуме по ссылке на тему, связанную с рисованием деревьев, попала на блог Александра. Почитав статьи и пройдя небольшой курс про умный рисунок, взглянула на изобразительное искусство с другой стороны. Стало интересно, а что дальше можно узнать.
Потом купила книгу с письмами Ван Гога. Интересно читать о поисках художника-самоучки.
У Александра замечательные курсы, понятные и доступные. Для ищущих и интересующихся творческих людей, выпадающих из общей массы. Думается и зритель будет таким, ищущим, интересующимся или просто не равнодушным.
А ещё мне кажется, что зритель в какой-то мере отвечает своей эпохе и своему времени, в котором живёт.
Готова подписаться под каждым словом письма вашей ученицы, Александр. Я тоже филолог по образованию, именно ваш интересный блог привел меня на ваши курсы. Ваши статьи легко и увлекательно читать, они созвучны с моим настроем, а ваши курсы для меня просто бесценный клад. И хотя у меня еще многое не получается, но честно скажу -свет забрезжил. У меня в голове постоянно роятся сюжеты, повсюду вижу героев своих будущих картин. Верится, что скоро научусь писать ярко и сочно и точно попаду в пункт Б.
Статья бесценная, что ни слово — то прочувствованный мною лично опыт, — так, не сразу можно было понять самостоятельно, что действительно важно в искусстве, когда сам начинаешь его созидать ). Видимо, это такая шаблонная закономерность, у всех так, пока не научат, что ценно на самом деле, так и будешь детальками восторгаться )))).
Жаль, что многие начинающие так и не выходят из этого сонамбулического состояния, а когда пытаешься их оттуда вывести, начинают яростно защищаться )))))
Видимо, нужен сильный авторитет, или чтоб сам человек дорос каким-то образом… Неведомым образом, если нет воспитания и образования….
» Все ценные находки и художественные победы в поиске больших пятен, в компоновке. Здесь рождается музыка визуальных ритмов и гармония плоскости.» — надо почаще себе напоминать это, и закреплять в сознании просмотром музеев.
«Художником можешь и не быть, но зрителем быть обязан!»))
Александр, благодарю за статью!Я думаю зрителю интересен сам человек — как он видит этот мир, его философия. Это в первую очередь. Потом гармония — цвета, формы, настроения картины. Ещё я думаю, интересная мысль — возможно, зрителю интересно разгадать посыл автора, понять его. А ещё интересно зарядится его энергетикой, красотой его видения.
Понравился ответ:»Зритель ищет жизнь». Согласна с мыслью, лишь дополню своими наблюдениями. Кто бы и что бы ни говорил, для меня искусство — архив цивилизации. Уточню: ЖИВОЙ архив цивилизации. Отражение и выражение. Вход информации социальных и личных переживаний и выход через продукт переработки души — произведение. Какими были мы на заре цивилизации, в средние века, сегодня, завтра — всё отражено и выражено в искусстве и изобразительном творчестве.
Прав наш наставник Александр Григорьев-Саврасов, всего лишь год участия в работе «Закрытого клуба», и совершенно иное пониманние всего, ранее непонимаемого. Нет смысла пытаться найти точные слова возрождения души. У каждого это своё собственное. По себе скажу одно совершенно точно: никогда ранее серьёзно не интересовавшись живописью, поверив Мастеру пережила и вышла из глубочайшей творческой дипрессии — совершенно новым, другим человеком. Поиски неведомого потеряли свою привлекательность, всё встало на круги своя, пришла ясность ума и удовлетворение от всего,что делаю. Это ли не счастье? Нужен ли мне зритель, я так и не определилась, но с удовольствием поняла себя зрителем. Александр абсолютно прав! Год в закрытом клубе (хотя там нет ничего иного,кроме серьёзной теоретическоой и практической работы) меня изменил полностью. Не поверите! Но благодаря живописи я пришла к… хореографии!!! Мне интересно всё в этой жизни. А что потом останется — творческий архив прекрасных и добрых воспоминаний. Благодарю Вас, Александр! Жизнь продолжается!!!
Еше подумалось, что народу больше важен сюжет, чем красота изобразительного языка, но если в произведении она есть, то, мне кажется, и неискушенный зритель восхитится ею, но неосознанно, а если нет ее, то подсознательно все равно почувствует дискомфорт от работы. Это как с архитектурой — когда она прекрасна — все восхищаются, когда уродлива — не все от нее отвращаются явно, некоторые не замечают уродство на сознательном уровне, но, конечно же, и не восхищаются. Хотя, если ее наворотить (бесвкусно, разумеется, получится) то эти детальки наворотов могут прельстить неискушенных зрителей, за деревьями леса не увидят. Так, видимо, во всем.
А начинающим художникам трудно красоту сразу создавать, легче сюжет чтоб читался, поэтому и нет размышлений о том, как решить плоскость. Если попробовать задуматься о ней, то окажется, что не хватает изобразительной грамоты, которой все учатся, чтобы стать художниками.
«Перестаньте имитировать реальность в картине. Сколько бы вы не пытались достичь иллюзии, холст и нанесённый на него пигмент останутся холстом и пигментом». — Я учусь у Александра. И скажу, что именно — перестать подчиняться натуре, лучше которой сделать сделать невозможно, перестать быть слепыми и бездумными последователямикого-то или чего-то, стать видящими и мыслящими, умеющими воплотить свой замысел о красоте или свою мысль на полотне учит Александр. Необходимо научиться собеседовать, сотрудничать с натурой, преобразовывать её, сообразно художественному образу, который задуман тобой как художником. В речи среди других функциональных стилей есть стиль художественного текста или художественный стиль. Его цель: создание художественного целого, образное отражение действительности, формирование мировоззрения, эстетических взглядов и эмоционального состояния читателя. Для художника эта цель будет направлена к зрителю. СОЗДАНИЮ учит Александр, а не «делай раз, делай два, повторяй за мной», — сказала натура, ведущий мастер-класса, средний учитель в художке или кто угодно ещё, желающий показать Вашу работу как своё достижение или просто зарабатывающий своим ремеслом выпускник училища или даже Академии. Не к «похожести» и «красивости», не к похвале от любящих родных и не всегда искренних знакомых ведёт Александр, а СОЗИДАНИЮ.
Зрителя, как и читателя, нужно воспитывать — дурновкусие есть результат необразованности и грубости, пошлости и глупости, которые весьма эмоциональны, но пусты или разрушительны по содержанию. Уровень запроса на информацию формируется текстом, окружающим человека, средой. Работа зрителя — выходить из грязной среды и утончать, оттачивать своё восприятие, а не художник должен на потребу зрителя писать»цветочки в горшочках и голых баб,»- как сказал герой одного не самого высокохудожественного фильма, поэтому не упомяну его название. Ибо плохое липнет как грязь, заполнят мозг и душу, заставляет переживать о себе(дурном), а значит, тратить на него свою драгоценную жизненную энергию. Задача художника, поэта, писателя, музыканта- быть перед зрителем и, о ужас идеи о равенстве! — выше зрителя, при этом не возносясь и не заносясь, а не быть лакеем дурного вкуса, создавая «зрелища». Счастье пришедших учиться, уже имеющих специальность, которая позволяет зарабатывать, — это не быть зависимым от зрителя, платящего деньги за свой дурной вкус. Когда-то моя коллега подарила мне сборник своих статей и написала на нём не традиционное: «Уважаемой…, с наилучшими пожеланиями…», а одно слово — «Творите!». Всем желаю!
Александр пишет:
«С чего всё начинается, когда вы находитесь в поисках уроков для начинающих художников? С диагноза, который сами себе ставите? Например, у меня не получается рисовать, потому что я не знаю, как штриховать, как накладывать ровные мазки красками, как получить гармоничный цвет, когда выходит “грязь”, как начать, как закончить и т.д.»
В принципе, это про меня)) Я всего более мучаюсь именно этими вопросами… Но продолжение мысли у меня несколько иное. Я бы высказалась так:
«Далее ищете ответы на кажущиеся самыми важными вопросы. У вас есть убеждённость, что если с ними разберётесь, то научитесь рисовать и писать красками», чтобы доходчиво смочь выразить свой жизненный опыт на бумаге (или на холсте).
Есть вот у меня такое убеждение.
» Уверен, вы даже и пяток не замочили, пытаясь войти в этот океан !» Александр, это жестоко немного.
Здравствуйте, Татьяна! Если цитируете, то полностью: «Повторюсь, не спешите прятать кисти в пыльный ящик. В изобразительном творчестве так много всего ещё вами не познанного. Уверен, вы даже и пяток не замочили, пытаясь войти в этот океан!» Текст обращён к тем, кто решил бросить, так и не начав свой творческий путь.
Буквально недавно была на пленэре в живописном месте нашего Казахстана-Баянаул. Писала этюды, которые мне то нравились, то нет, настроение падает от того,что не получается. Но по приезду домой, села, начала работать и сам процесс того, что ты начинаешь получать какие-то результаты радует. Надо чаще работать в живую, смотреть, видеть, искать -это и есть творчество.Не могу сказать, что удовлетворена тем, что получается, но сравнила с тем, что я начала дома делать работу с фотографии. На пленэре хоть и есть ошибки, но там начинает работать мозг и природа помогает, а когда смотришь на фото, думаешь просто каким цветом там взять, как сделать так чтобы получилось похоже. Совершенно разные задачи даёшь мозгу. Спасибо, Александр, что не устает повторять о том, что не надо заниматься копированием, хотя бы потому,что сначала надо дорасти до уровня понимания как и что изображать. По поводу зрителя скажу так, я сама благодаря нашему наставнику, только и научилась видеть! Поэтому считаю что зритель должен быть подготовлен, интересоваться искусством, а так, обычно слышешь обывательские высказывания, красиво, это когда как на фотографии.
Интересная тема про зрителя и что он хочет видеть на картине. По-моему, зрители все разные, и единственного мнения тут быть не может.
Когда я начинала рисовать года 4 назад, то писала на МК красивые картинки, радовалась, что у меня получилось хоть что-то и выставляла их на мою страничку на фэйсбук. Знакомые их лайкали и говорили: «Здорово! Неужели это ты нарисовала?». Мне было приятно, в начале. А потом я внимательно посмотрела на мои работы и поняла, что это вообще настолько далеко от искусства, что лучше не позориться.
Когда я написала несколько своих картин, то они мало кому понравились, зато я была довольна, что я сделала что-то моё и у меня полчилось что-то выразить, хотя пока и слабо. Надо учиться. Вот по таким картинам и понятно, где есть пробелы и над чем надо поработать.
Так что есть мнение профессионалов в искусстве, а есть мнение людей, которые в живописи не особо разбираются и судят картину по тому, похоже или нет и чтобы в интерьер вписалось, чтобы миленько было.
На мой взгляд, начинающему художнику надо, прежде всего, овладеть базой и найти свой стиль, а не ориентироваться на то, что скажет зритель вообще. Кстати, если бы великие художники ориентировались на зрителя, то они бы не создали своих шедевров.
Читала комментарии по поводу родственников и понимаю как с ними не просто.
У меня сын всё время крутится и смотрит что я рисую со своими комментариями. Недавно делала эскиз и нарисовала гуся в пруду. Сын начал возмущаться откуда у меня на гусе появился фиолетовый цвет и сказал, что гусь — белый и зачем я ему делаю наркоманские цвета? Я его спросила что значит наркоманские цвета? Ответил, что всякие яркие, которых на самом деле нет.
Меня это задело. А потом я подумала и поняла, что он не видит и не понимает.
Когда нарисовала следующий эскиз, где у меня те же гуси, но на фоне пруда, в котором отражается голубое небо и облака. День солнечный, я это всё выразила в эскизе и увидела, что картина получится не удачной. Я позвала сына и показала ему мою работу. Гуси получились хорошие и пруд тоже, а в целом — не смотрится. Нет контраста: гуси светлые, пруд светлый из-за отражения неба, трава перед гусями на солнце тоже светлая, кроме их тени. Я ему всё это показала и спросила как ему нравится? Ведь похоже! А потом нашла несколько фото гусей на фоне зелени и показала рефлексы от травы и от лапок на перьях снизу. И объяснила, что, если нарисовать просто белого гуся, то он будет плоский. Объём создаётся тенью, а цвет тени зависит от многих причин.
И сын понял. Он стал с интересом рассматривать фото и то, что я нарисовала, и даже давать советы. А раньше говорил, что его живопись вообще не интересует.
Я это пишу к тому, что с близкими надо беседовать и объяснять не навязчиво то, что они не понимают. Аппетит приходит во время еды. Возможно, им тоже когда-нибудь захочется самим что-то попробовать изобразить.
Это здорово, что Вы нашли путь, как именно об этом рассказать.Тут еще важен Ваш авторитет мамы, сработал. Даже с близкими друзьями сложнее: они считают, что вкус у них определенный сложился и убеждать, что есть еще другой взгляд на подобные вещи, очень сложно
А мне кажется, что художник не доллар, всем нравиться не может, да и не нужно.
Может, я и не права, но все, что я делала в жизни, я делала для себя, но так, чтобы мне потом не было стыдно за это, чтобы потом можно было оглянуться назад и сказать с гордостью:это сделала я.
Я делала карьеру и достигла вершины, когда выше планки в этом бизнесе нет. А начинала с нуля.
По семейным обстоятельствам ушла в никуда и без копейки денег.
И начался первый этап творчества. Я создавала украшения и кукол. Училась у лучших. Спала по 3-4 часа в день. Но делала это для себя. Мне было важно, чтобы для моего внутреннего я было хорошо. А потом потихоньку появились заказчики. Потом их стало много. Заказами была завалена на полгода вперед. И поняла, что мне это не интересно. Я перестала делать для себя. И начала мучиться:делаешь украшение, а душа не лежит, создаешь куклу, но еще на стадии лепки сама себя уговариваешь:ты же обещала.
А в творчестве по моему мнению, главное отдавать свою душу.
А потом слегла и перешла в режим 15 минут ходим, 15 минут стоим, 15 минут лежим.
Значит, судьба. И кукол, и украшения делаешь часами, не разгибая спины. А без творчества никак. Подумала и решила рисовать. И начала с нуля. И повезло. В самом начале встретился действительно Учитель.
Сейчас я снова сплю по 3-4 часа в день и ловлю кайф:по крошечке, по чуть-чуть, по малюсенькой капельке что-то стало сдвигаться.Благодаря Александру стало укладываться в голове: задача, алгоритм действий, решение задачи. Перестала растекаться мыслью по древу. Хотя и тянет.
До художника мне очень и очень далеко. Начала рисовать только этой весной. Но учусь для себя, потому что душа требует.
И буду учиться так, чтобы мне за себя не было стыдно.
А зритель найдется потом, тот, кому кусочек моей души на полотне будет созвучен.
Закон вселенной:созвучные души притягиваются.
Поэтому мое мнение: не надо ориентироваться на зрителя, надо просто выплескивать на холст то, что рвется наружу и идти дальше.
Потому что пока человеку интересно жить, ему есть, что сказать миру. И 100 % найдутся те, кто захотят это увидеть, услышать. Только никогда нельзя думать, сколько я за эту работу получу. Сами придут и сами дадут.
А иначе не будет волшебства, шаманства. Будет маркетинг. Хотя и в маркетинге, 95% голого расчета, и 5 % шаманства, чистого творчества, не поддающегося рациональному. Но обычно эти 5% и приносят победу. Знаю, что говорю,т.к. отдала маркетингу 20 лет жизни.
А вообще, еще Бенкендорф говорил, что художник должен быть голодным, босым и жить на чердаке — только тогда он будет творить.
И кстати, кого волнует, а жить на что: деньги появляются тогда, когда тебе они действительно необходимы и ровно столько, сколько действительно надо.
Поэтому, у каждого художника свой зритель.
Кому-то созвучен Шишкин, кому-то Коровин, кому-то Зверев, кому-то Шилов, а кому-то и подходи не скупись, покупай живопись.
Что в живописи зрителю интересно, решает зритель. А художник просто отдает себя
Да тема зрителя это глубокая и волнующая каждого тема. Как выразить свои мысли что бы они были понятны зрителю и картина была читаемая. Не один день и ночь проходит, пока я не выношу замысел и не решу что и как делать что бы сложился пазл в моей голове. Да мозг получает задачу и он решает ее каждую секунду. Это и есть муки творчества. Здесь без знаний не обойдешься. Нельзя творить и испытывать радость творчества не пройдя все ступени обучения. И вот когда ты достиг результатов, по общаясь и с профи и с любителями и со зрителями на выставке ты понимаешь состоялась эта или другая твоя работа, или нет. Да у каждого свой зритель. Творите, летите в своем творческом полете и вы найдете и себя и своего зрителя! Всем желаю успехов и радости творчества. С ув. Людмила.
Сталкиваясь с очень большим кругом людей, поняла, что Зритель не готов к восприятию истинного искусства, не умеет видеть и анализировать. Ездит в Питер , другие музеи только потому, что это…как бы нужно, восхищается потом шедеврами мировой живописи. Но понимания нет все равно,..пример тому заказывают копии картин…очень сомнительных). В основном нравятся букеты цветов, морские пейзажи, «городские репортажи» а-ла Афремов. И обязательно, чтобы, как в жизни(.Пыталась рассказывать про китч, про отсутствие стиля, про бескультурие…отказывалась писать подобные копии. Сейчас иногда соглашаюсь, но только если мне самой нравится.Считаю, что нужно воспитывать зрителя, только как?)
Нина, зрителя не нужно воспитывать, его нужно просвещать, вот, например, как делает это Александр.
Здравствуйте, Александр! Не могу сказать за зрителя, что он ищет и что его привлекает в художественных полотнах. Могу сказать о себе:меня просто восхищает талант, трудолюбие и преданность своей душе, своему внутреннему позыву. А вот после просмотра Вашего первого урока побегу на выставку ….учиться, посмотреть композиции художников. Спасибо огромное за урок, — почему-то до сих пор «бабочки»в животе трепещут.
Здравствуйте, Александр. Начала читать статью и буквально чере пару обзацев поняла, что мне именно к вам! Училась на других курсах и совсем запуталась, рисовать хочу и в тоже время боюсь, знания есть, могу, но нет системы. Посмотрела Ваше занатие, как все просто и понятно. Нового узнаю не много, но Вы так грамотно расставляете акценты, просто хочется взять и рисовать! Спасибо, я Вам доверяю, с Вами я точно исполню мечту детства!
Я — зритель. Мне нравится искусство. Особенно цвет. Всегда хотела научиться рисовать, а страх перед чистым листом бумаги прогонял меня прочь. Я брала карандаш и на листе бумаги что-то старалась скопировать из книжки или альбома. Получалась грустная «картина» и я уходила от этого листа, отодвигая его в дальний ящик. Прочитав Ваш призыв к обучению, подумала, что нужно попробовать открыть в себе новые грани творчества.