Талант художника. В чём он заключён, как его измерить, где ключ к тайной двери скрытых возможностей, откуда они вообще берутся — эти неуловимые таланты?
Согласитесь, интересно заглянуть за ширму, недаром сейчас так популярны научные фильмы о тайнах мозга, его огромном потенциале и неведомых механизмах, влияющих на всех нас вне зависимости от степени одарённости.
Не стану рассуждать абстрактно, а затрону одну волнующую меня тему, которую считаю основополагающей частью подлинного таланта. Что это за тема или, если быть точным, навык? Давайте поговорим.
Порой подсматривая за “а-ля мастерами”, обучающими изобразительному творчеству, не перестаю удивляться тому, что они ставят во главу угла для начинающего художника. Держите, мол, кисть так, штрихуйте так, тряпочкой втирайте так, пальчиком мажьте эдак… Чудеса и только, подобные уроки можно смотреть, как сериал.
Представляю, как, неуклюже оттопырив пальчик, начинающий художник тычет им в поверхность холста, тут же трёт тряпочкой, затем штрихует кистью и вуаля — “шедевр” готов!
Будем объективны, каким бы крючковатым и удобным в работе не был Ваш пальчик — этого мало. Да, своим перстом Вы можете писать, можете ковырять в носу, можете сжать в кулачок от злости к постоянным творческим неудачам, но если Вы тренируете только его, то рискуете бесконечно тыкать пальцем в небо, так и не достигнув желаемых результатов.
Что же следует тренировать, развивать, прокачивать, на что в первую очередь обращать внимание и держать под постоянным прицелом, как снайпер, готовый к точному выстрелу?
Собственно, ответ уже прозвучал — это Внимание. Как всегда, всё гениальное просто, не тренированный пальчик — ключ к Вашим победам, а внимание, умение видеть то, чего не видят другие.
Буддийская истина гласит: “Смотри на Луну, а не на палец, на неё указующий”.
Как часто мы теряем фокус внимания, пытаясь узреть чудо в пальце, как трудно порой осознать очевидное, как тяжела дорога того, кто не видит дальше собственного носа.
Для художника внимание — это обостренное чувство, я бы сказал — воспаленный орган, которым он ощущает мир. Ничто не проходит мимо незамеченным — ни розовый слон, ни даже мысль случайного прохожего, в спешке забытая им в уличном кафе.
Настоящий творец сродни рентгену наблюдает суть вещей сквозь серые лица, холодные одежды и множество житейских мелочей.
Вопрос, если Вы не обладаете вниманием, зачем Вам тренированный пальчик, во что будете им тыкать? Смею предположить, в пустоту, которую заполняют картинки, скачанные из интернета.
Мне сейчас часто приходится встречать людей, разочаровавшихся в изобразительном искусстве. Они больше не видят путей развития своего творчества по причине ямы, в которую попали.
Что на дне этого колодца? Ничего, всё та же пустота, потому что после надоевшего срисовывания, копирования, повторения ничего не остаётся — ни радости, ни творческих побед, ни новых горизонтов.
Жаль этих людей, так и не ставших самими собой!
Я вообще не могу себе представить художника, писателя, музыканта, не обладающих гипертрофированным вниманием. То есть Вы обычный человек, если Ваша степень внимания к окружающей жизни в пределах нормы.
Что из себя представляет особая наблюдательность, присущая художнику? Давайте разберёмся, в чём же суть талантливых людей.
Вы замечали за собой такую особенность? Рисуете Вы, например, вазу с цветами, а кто-то со стороны, возможно, педагог, наставник говорит: “Будь внимательней, разве такая форма у вазы?”
После подробного анализа Вы удивлены, как могли так ошибиться? Это же очевидно, что ваза не выпуклая, а прямая, цилиндрическая, яблоко на переднем плане вдвое больше того, что Вы изобразили, а цвета не такие дикие. Согласитесь, будь Вы чуточку внимательней, таких явных ошибок бы не совершили.
Конечно, всё можно списать на особенности нашего мозга и того, как мы видим. Узнавание предмета происходит мгновенно, а дальше мы фиксируем внимание на наиболее заметных и важных деталях, например, бутонах цветов и в частности на их лепестках. Мы помним, что ваза есть и яблоко есть, но они не главные. Зачем уделять им лишнее внимание, необходимо сосредоточиться на главном, как нам кажется.
Талантливые художники действуют и видят иначе, они не разбазаривают внимание, их не загипнотизировать красотой лепестков. Они знают — самое прекрасное то, что скрывается за ними.
Простыми словами, только наблюдая во всех подробностях изображаемый объект, понимая его конструктивные особенности и все присущие ему визуальные качества, можно написать осознанное произведение. В противном случае мы получим зомбо-картинку, созданную в состояние транса от созерцаемых лепестков, как в случае с букетом.
Подлинный творец ничего не выдумывает в своих произведениях, он не фантазирует на тему, не создаёт высосанные из пальца образы, не рассуждает абстрактно. У него есть инструмент сродни волшебной палочке, он видит Луну, а не палец, на неё указующий.
Зачем что-то выдумывать, если мир полон мелочей, и каждая соринка готова рассказать великую историю. В малом кроется большое, нужно лишь иметь зоркий глаз, чтобы ни одна случайность, ни одна деталь не ускользнула от Вашего пристального наблюдения.
Ваш радар внимания всегда на боевом дежурстве, всегда сканирует мир в пределах горизонта. Вам интересно всё: и птичка в небе, и круги на воде от тяжёлых капель дождя, и взгляд старой знакомой, ищущей Вашего внимания в набитом до отказа автобусе.
Кто-то скажет, таким надо родиться, это дар от “Высших Cил”. Совсем нет, так же, как пальчик, Вы можете тренировать свой орган внимания.
Работая с натуры, Вам следует изучить каждую деталь. Сначала просто проговорите то, что Вы видите. Делайте это осознанно, помните, что-то в наблюдаемой реальности обязательно будет кричать: “Смотри на меня, я здесь главный!” Не поддавайтесь, смотрите не на палец, а на Луну.
Представьте, вскоре в Вашем багаже подмеченных мелочей, интересных случайностей и ярких наблюдений накопится целая библиотека реальных воспоминаний. Вот тогда-то Вы станете Властелином мира, Вами созданного мира.
Впоследствии все Ваши творения будут убедительны, потому что в их сути будет лежать жизненная правда. Вы ничего не выдумываете, всё, о чём Вы говорите в своих произведениях, узнаваемо и всегда находит отклик в зрительских сердцах.
Я даю Вам лестницу, выбирайтесь скорей из ямы, в которой Вас кормят чужими идеями, готовыми пошаговыми решениями, и суррогатными продуктами массового потребления.
Бегите прочь от чёрных дыр подражания к самому себе, только в Вас есть та правда, которая интересна зрителю, читателю, слушателю.
Хочу отметить, что ни в одном учебном заведении нет предмета, который бы обучал вниманию, то есть у Вас нет оправданий в отсутствии этого качества, вне зависимости от того, заканчивали Вы академии или нет.
Подведём итог. Умение видеть, подмечать мелочи в окружающей жизни даёт нам драгоценный материал для творчества, мы сами добывает руду, сами плавим из неё драгоценные слитки.
Знаю, что тема статьи может показаться кому-то необычной, поэтому задам несколько вопросов. Задумывались ли Вы на тему внимания, каким считаете самого себя — наблюдательным или, наоборот, рассеянным, как Вы справляетесь со своими недостатками? Не исключено, что Вы талантливый художник, тогда поделитесь, какую роль играет внимание в Вашем творчестве?
Спасибо. Понравилось.
Благодарю. Замечательная статья. Дар внимания всем желательно развивать, не только художникам, что б не зацикливаться на мелочах, а видеть мир объёмно, целостно.
Все верно! Я не проф.художник, рисовать начала довольно поздно. Сначала нарисую, а потом вникаю в детали и вижу,что многое просто не заметила!
Спасибо Вам, Александр, что подняли такую сложную, но интересную тему. Меня тоже эта тема давно занимает. Но, чем больше я размышляю об этом, тем больше вопросов.
Начну с терминов «талант» и «навык». Смотрим в словарь русского языка (Словарь русского языка в четырех томах, изд-е 3, Москва «Русский язык», Академия наук СССР, Институт Русского языка, 1985)
Навык – Умение, приобретенное упражнениями, созданное привычкой.
Талант – 1. Выдающиеся природные способности, высокая степень одаренности.
2. Человек с выдающимися способностями, дарованием.
3. Единица веса и денежная единица в древней Греции, Вавилоне, Персии и др. областях Малой Азии.
Т.е. по словарю (авторитетного издания) навык и талант — это кардинально разные понятия. Навык – это приобретенное умение, а талант – врожденное умение. Понятно, что учат навыкам, а талант открывается, т.к. он уже заложен в структурах мозга, и его можно только развить и дополнить новыми, полученными навыками. Вопрос состоит в том, можно ли научить чему-либо, если у человека изначально не было никаких зачатков таланта к этому виду деятельности? Возможно, конкретное умение может быть приобретено комплексом навыков, напрямую не связанных с данным навыком, и вначале компилируется из них, а затем в результате упражнений оптимизируется в новый навык. Конечно, если такое зерно таланта компиляции уже есть. Как я представляю себе, все люди разные богатством своих навыков и талантов. Поэтому эффективность обучения и дальнейшего развития ученика сильно зависит от того, сумеет ли учитель рассмотреть в нем необходимые навыки и таланты и помочь оптимально сформировать новые.
Здравствуйте. Позвольте прокомментирую.
Талант, на мой взгляд, есть у каждого человека. Только не каждый об этом знает или догадывается. Таланты могут быть разные, не только в творчестве — живописи, литературе, музыке. Но и в точных науках.
Главное — позволить человеку обнаружить в себе этот талант. Хотя не у каждого есть такая возможность в силу разных обстоятельств.
Позволить себе, искать и талант даст всход.
Здравствуйте, Сергей! Меня, прежде всего, интересует бытовое понятие «таланта». Мы же понимаем, что никто в словарь не заглядывает перед тем, как наградить того или иного художника комплиментом «талантище». Далее я считаю наблюдательность основой уникальной творческой деятельности. Моя статья об умении видеть в окружающем мире то, что не видит большинство по причине отсутствия внимания. Для меня внимание — навык приобретённый, из этого следует, что его развитие доступно каждому. Я убеждён, что научить можно любого, кто изначально хочет учиться. Когда есть взаимное движение навстречу ученика и наставника, всегда есть качественные результаты. Другое дело, что старт у всех разный. Кто-то от природы имеет больше расположенности к конкретному делу, кто-то меньше, но толкового специалиста можно вырастить из любого, казалось бы, бездаря, повторюсь, при желании последнего. Спасибо за комментарий!
Здравствуйте Александр! Спасибо ВАМ за вашу статью..совет…Мой отец рисовал и я видел в детстве как он рисовал… моя дочь ходила в художественную школу и одни из класса, как сказал художник могла бы быть художником, но выбрала другое направление…Я пытаюсь выработать свой стиль, почерк манеру писать… это большой труд и много практики, много много надо работать….
Приветствую всех. Недавно обратила на проблему внимания совсем в другой ипостаси. Сейчас я преподаю детям шахматы. Группа почти та же, что ходила ко мне на рисование и ранее на креативитет. Дети играют в шахматы и видят доску по сто раз на дню. Может и вы играли? Или играете? Вот простой вопрос: Какого цвета поле Е4, то самое, на которое чаще ставят пешку первым ходом? А какого цвета левый нижний угол доски?
Ничего удивительного нет в том, что рисующие круглую вазу получают квадратное ее изображение… Мозг, конечно, шутит с нами шутки, но важно определиться — вы хозяин своего мозга или ваш мозг — хозяин вас самого. Внимание — это направленный отбор объективно существенного из множества субьективно значимого.
Спасибо, Александр. Все правильно. Когда внимание направлено, а порой зациклено на одном — не видишь целого Мира вокруг себя. Со мной такое бывает.
Абсолютно согласна со всем вами сказанным! Эта тема перекликается с еще одной вашей статьей, сейчас не могу ее вспомнить, но вы совсем недавно ее публиковали, кажется про свое Я в творчестве. Все совершенно правильно! Спасибо!
Большое спасибо, Александр. Ваши статьи помогают на себя посмотреть так, как раньше и не думалось.
Здравствуйте всем! Я считаю себя внимательной, часто описываю места и события. Но мне больше бросается в глаза необычное в обычном — камень, похожий на зверя, облако-образ и т.д. Думаю, что это — плохой сюжет для картин…
Ольга это с Вами подшучивает Ваше богатое воображение! :) У меня тоже самое происходит.
Спасибо, Александр, за статью. Вы всегда поднимаете интересные вопросы. По поводу таланта, я недавно прочитала интересный рассказ, где немного описана жизнь Модильяни и как его работы вызывали осуждение и смех окружающих. Сколько было, есть и будет художников, которых не понимают и не принимают в начале их пути! По-моему, если человек, взявший в руки кисть, начнёт размышлять о том, есть у него талант или нет, то он вообще ничего не напишет.
А талант — это, наверное, когда человек создаёт что-то такое, что отличается от других и трогает душу. Но, прежде всего, надо научиться смотреть и видеть: детали, пропорции, свет, тень, композицию и многое другое, а также овладеть техникой, чтобы это изобразить.
По поводу мастер-классов, они, конечно, бывают разные, но это здорово, что есть такая возможность посмотреть работу художника и поучиться. Любая техника, даже, если потом её не использовать, что-то даёт.
Я недавно начала писать картину, довольно сложную для такого начинающего художника, как я. Сделала эскиз, всё продумала. Начала работу и поняла где у меня трудности. То есть, я внимательно проанализировала все детали, изменения цвета и прочее, я знаю что хочу выразить. На деле у меня не получается чисто технически то, что наметила. Нет выразительности рук, не получаются оттенки, так как человек одет в чёрное. Белый гусь, который «разговаривает», тоже в плане цвета не интересен и не выразителен. Трава, на которой они общаются, не смотрится, на заднем плане не хватает света и живости, как-то всё очень холодно, хотя было намерение сделать солнечный день. То есть, есть намерение и понимание, а в плане техники, не получается. И тут я увидела приглашение на мастер-класс, где похожий сюжет. Там девочка на поле одуванчиков. И вот сейчас я смотрю этот МК в записи и понимаю те моменты, на которые я не смогла сама найти ответ. То есть мастер, как раз рассказывает так, как Вы написали. Вот тут измерьте размер головы, возьмите за основу и проверьте пропорции всех частей тела, наклоны, вот тут смешайте такие-то краски и вот так размажьте пальчиком и т.п. И для меня, это как раз то, что мне сейчас надо. Какие краски взять, чтобы красиво прописать руки, с чего начать прописывать лицо в моей картине, рефлексы и прочее. Глядя этот МК, у меня уже появились идеи, как и что я могу приспособить для моей картины, где и что изменить. И какая разница вообще, есть у меня талант или нет и смогу ли я создать что-то классное? Мне хочется выразить то, что я чувствую и по-моему любые средства хороши для этого.
Безусловно, это здорово, если есть возможность учиться у настоящего художника. А если её нет, то всё равно надо с чего-то начинать учиться, хотя бы по книгам и МК. А талант, если он есть, так он проявится со временем. А если нет, так всё равно это удовольствие и радость творчества.
Есть методика обучения рисованию Бетти Эдвардс изложенная в книге «Открой в себе художника», в которой сформулирована следующая, успешно работающая, методическая концепция: Рисование — комплексный навык, состоящий из пяти навыков. Причем это не навыки владения карандашом или кистью, а навыки вИдения. 1 — видение контуров и силуэтов, 2 — видение пространства, 3 — видение пропорций, 4 — видение света и теней, а пятый навык объединения этих элементов — практика.
Огромное спасибо за ваши статьи, Александр.
Немножко не соглашусь. Вы перечислили навыки видения оптического, если так можно выразиться. Александр имел ввиду нечто большое: видение смысловое, когда человеческое сознание выделяет из множества деталей увиденного какие-то акценты, но эти акценты — это осмысленный отбор автора, и никакие методики обучения рисунку и живописи этому главному умению не учат, учат ему — из рук в руки — сами уже состоявшиеся художники, когда ученику указывает на то, что важно, что второстепенно в деталях увиденного. Как-то так.
Александр, согласна и очень, что художник обязательно должен развивать внимание для того, чтобы действительно ВИДЕТЬ и написать увиденное.А еще он должен писать не только увиденное глазами, еще и сержцем. А еще он все же должен обладать иными необходимыми навыками — как работать с материалами, чтобы передать нужную ему историю, как смешать нужный цвет….Можно перечислять долго, это труд, учеба, эстетическое развитие…Но, на мой взгляд, Вы подняли тему «как научиться художнику ВИДЕТЬ», но никак Ваш текст для меня не ответил на вопрос «в чем заключён талант художника», как Вы заявили в заглавии статьи. Умение видеть — не есть еще талант Художника, допустимо, например, назвать это «талант видеть мир…ну пусть глазами художника». Надеюсь, Вы в следующих постах рассмотрите заявленную здесь тему более логично. Спасибо! Читаю Ваши публикации с удовольствием.
Здравствуйте, Наталья! В начале статьи я говорю о том, что затрону одну из важных составляющих, по моему мнению, таланта. Говоря Вашими словами, «можно перечислять долго» все необходимые знания и навыки, но моя статья конкретно о внимании. Более того, если сразу обо всём, то, как правило, ни о чём! Буду повторятся, иначе порой трудно быть услышанным. Вопрос, куда и зачем начинающий художник будет тыкать свой пальчик, если прежде не ответил на важные вопросы, связанные с анализом своего сюжета? Ещё вопрос, если он не бездумный копировальщик и действует по своей воле, откуда он возьмёт информацию, как не из подробного изучения натуры. Наблюдение лежит в основе любого творческого акта, именно умение видеть — навык, делающий из обычных людей художников. Все остальные детали моего мнения уже есть в статье как, впрочем, там есть и палец, и Луна. Спасибо за комментарий!
Спасибо за статью. Мне интересно было подтвердить и своё понимание.
Добрый день! У меня очень сильное внимание во время рисования и меня это тревожит.Мне нравится рисовать, но из-за повышенной концентрации идет сильное напряжение глаз, которые потом устают. И когда я в потоке рисования, меня нет ни для кого. Правильно ли это? или же надо быть более гибкой и не привязываться к процессу, у меня не получается.
Может это не концентрация,а зажатость?Тогда может быть надо чаще вставать,отходить от работы,расслабляться?
Здравствуйте, Людмила! То, что в момент рисования Вас ни для кого нет, это нормально, главное, чтобы Вы сами для себя были. Важно осознавать то, что Вы делаете, задавайте себе вопросы, ставьте задачи и достигайте их. Напрягайте, прежде всего, мозг, анализируйте, только лишь созерцание ни к чему не приведёт. Вам нужно выработать рабочий ритм, в котором будут моменты наивысшего напряжения и, конечно, время для обобщения сделанного. Спасибо за комментарий!
Добрый вечер.Я сосредотачиваю свое внимание и очень внимательно читаю Ваши статьи, Александр. Мне несложно сказать, что вы талантливо пишите! Без всяких там математических выкладок. Просто знаю и все!
Для меня внимание это и погружение.Вот когда ты видишь,или слышишь, это же надо во что то собрать! И как только отвлекся- все рассыпалось.Когда я внимательна по одному поводу,то совершенно рассеяна по другому. Муж обычно щелкает перед носом и говорит:»Мы тебя теряем». На самом деле классное состояние!Ты просто наедине с собой,со своим интересом,вопросами и ответами и из этого потом что то вырастает!Мне это знакомо по музыке,а с живописью пока сложнее.Надеюсь наработается.
А все-таки, такими-рождаются)) по наблюдениям)) натренировать , конечно, можно.;Но тем не менее)))
Здравствуйте, я считаю себя очень внимательным, обладаю хорошей памятью. Кроме этого, уже более 30 лет веду дневник, куда записываю всё заслуживающее внимания. Не оставляю и литературное творчество.
Спасибо за очередную серьёзную статью!
Александр, очень нравятся Ваши статьи, более того, Вы из тех, немногих, которых волнует»философия» современного искусства. Но в этой статье, по моему мнению, Вы в корне неправы.. Недавно на просторах интернета встретила такую мысль, что художники делятся на две группы. Одни стремятся как можно тщательнее копировать природу,и всегда проигрывают, так как природа всегда более совершенна и гораздо более много-красочнее,чем любая палитра. А другие, сами являясь частью природы, с помощью красок и холста, фантазируя и воображая, являют миру себя. (И среди них, заметьте, сплошь великие имена). Привожу Ваши слова, с какими я категорически не согласна!!! — «Подлинный творец ничего не выдумывает в своих произведениях, он не фантазирует на тему, не создаёт высосанные из пальца образы, не рассуждает абстрактно.»А талант художника, на мой взгляд, заключается в богатстве его душевных качеств..
Здравствуйте, Янтарная! Насколько я понял, Вы не согласны, прежде всего, с цитируемой Вами фразой из моей статьи. Вопрос, а как Вы думаете, откуда берётся богатство душевных качеств? Его ветром надувает, или оно там есть по определению? Никто из нас не родился «духовно богатым», все наши качества отшлифованы жизнью, в багаже каждого из нас индивидуальный набор наблюдений, суждений, взглядов. Что для Вас талант художника? Это фантазии, не подкреплённые жизненной правдой, абстрактное «являть себя миру»? Мой ответ: быть внимательным к окружающему, значит быть достоверным, убедительным как в деталях, так и в целом. Предположу, что в моём тексте Вы прочли о рабском отношение к натуре, тогда Вы читали невнимательно и сквозь палец не увидели Луну. Спасибо за комментарий!
Конечно, духовность «не ветром надувает»… Это и жизненный опыт, пережитые чувства. радость и разочарование, предательство друзей и пр. Умение видеть страшное и прекрасное (не в микроскоп), . Что такое «быть достоверным и убедительным в деталях», например, для Пикассо, когда он создавал свою Гернику? Там ужас и животный страх перед войной, но переданный зрителю таким образом,что «от души к душе».Я это имела ввиду…С уважением, Наталья.
Когда я училась, у нас был такой «пред», который выдавал примерно такие «ПЕРЛЫ»: Вы пришли сюда не эспериментировать, а демонстрировать, что Вы знаете. Что Вы на это скажете? Попробуй угадай, что человек хотел сказать. А насчет связи таланта художника и богатства его душевных качеств- вопрос очень спорный…
Здравствуйте. Спасибо за статью. Внимательность, конечно хорошо, особенно шерлокам холмсам, походя сосчитать количество лепестков, геометрическое расположение облаков и тональность тени дерева..Но мне кажется в привычно-банальном увидеть необыкновенное, в синеве неба игру сотен красок и т.д. гораздо важнее для художника. Вернее для любого человека, а художник это не только «видящий»..приемник..но и передатчик. От своего сердца к сердцу зрителя..А тут уже нужны и знания и пальцы и мысли. Не согласна, что четко разложенный алгоритм действий на холсте приведет к желаемому. Наверняка многим знакомо, что не вы ведете кисть а кисть ведет вас. И бывает что неким необъяснимым образом ваша идея сама ложится на холст. И зритель без подсказки поймет и настроение и мысль. На начальном этапе думаю МК нужны, ходя бы для того чтобы из множества техник, мнений, видений, понять где свое или не свое. Наверняка лучше по крупице взять от множества, чем много от одного. Оттолкнутся от одного учителя-да, а вот придерживаться только его концепции, его понимания и техники-это уже чужое.
Умение видеть? А что именно? И почему мелочи?… Почему-то никто не говорит о самом главном, о гармони в картине. Я считаю, что надо в первую очередь видеть соотношение, сочетание цвета больших кусков, т.е. небо и земля, фон и предметы и т.д. уловить эту гармонию соотношения тона и цвета именно больших пространств и в них вписывать мелочи, не теряя общего настроения. Видеть обобщенно.