В одной из недавних переписок с читателями блога была поднята интересная тема, суть которой сводилась к диктатуре реалистического искусства. Мой собеседник начал диалог с того, что в одной из моих статей я утверждаю необходимость тщательного изучения натуры, а это “крышка гроба” для развития собственного творчества, по словам оппонента.
Мне сообщалось о том, что он (собеседник) в своё время постиг азы реализма в художественной школе и понял, что так художником не стать. Якобы я в своей статье сформировал ограничение — “привязку к реальному видимому миру”, и именно это не позволит стать Ван Гогами тем, кто будет следовать моему совету.
Мой собеседник позиционировал себя как художника, естественно, я ознакомился с его творчеством. Что интересно, на мой комментарий, где я выразил сомнения по поводу полученных знаний и умения применять навыки из художественной школы, мне вообще было запрещено давать какую-либо оценку.
Далее по тексту реализм был переформатирован в тоталитаризм, а я в его адепта и, как следствие, огромное зло для российской культуры.
Честное слово, куда только не заведёт язык некоторых говорящих! Будто рваный башмак, метёт он пыль дорог, туманя разум своего хозяина.
Как там у великого нашего Шекспира “всё слова, слова, слова…” Знаете, как я люблю слова, почти так же, как и краски! С их помощью можно сложить полотно истинных смыслов, а можно врать и заблуждаться намеренно или случайно.
У меня врать не получается, скажу, как и прежде, всё, что думаю на эту тему. Если говорить по сути, то всех нас, когда-либо рисовавших или начинающих, сейчас отличает одно важное качество, а именно трудолюбие. Не секрет, что количество проделанной работы, конечно, наряду с её качеством приводит к желаемому результату. Впрочем, банальности излагаю, только вот в них вся соль, как ни крути!
Я не в первый раз сталкиваюсь с отрицанием реалистического изобразительного искусства со стороны всякого рода интуитивного творчества. Что интересно, мои исследования этого феномена всегда приводили к нежеланию трудиться как умственно, так и попросту физически у мольберта тех, кто отрицает академический путь становления художника. Часто таким художникам-любителям попросту лень учиться.
Чтобы овладеть азами реалистического изобразительного искусства, придётся потратить годы, потому что это совсем не просто. Десятки и сотни раз будет что-то не получаться, червь сомнений в собственных силах и возможностях будет грызть изнутри, и так по кругу снова и снова.
Я понимаю, хочется чуда, есть желание получить всё и сразу, не затрачивая физических и душевных сил, но так не бывает и точка. Можно ли стать Ван Гогом, как того хочет мой собеседник, не вкладывая всего себя? Конечно, нет!
Десять коротких лет, которые были отпущены Ван Гогу для творчества, он трудился не покладая рук, при этом работая с натуры, внимательно изучая её. Его жизнь — отличный пример великого труженика для всех нас, приобщённых к живописи, прежде всего, с практической точки зрения.
Что интересно, мой собеседник привёл пример искусства Ван Гога как противоположного реализму, но так ли это?
Нетрудно представить, что супрематизм Малевича или визуальная музыка Кандинского и правда противоположность реализму, но Ван Гог — это постимпрессионист, если быть точным, экспрессионист и всё тот же реалист, его образы реальны.
Искусство великого нидерландца реально, как ничьё другое. Хотелось бы мне сказать, это реальность чувств, чувствований, переживаний настоящего. Его мир материален, он дышит и источает ароматы подсолнухов, пейзажей Арля, стоптанных ржавых ботинок и густой колорит “едоков картофеля”. С реальности в работах Ван Гога будто сняли кожу, обнажив вены, все мельчайшие капилляры живого тела, пульсирующего, движущегося, живущего в полную силу. На этих полотнах обнажённый мир, интимный, личный, чувственный, поэтому такой притягательный для искушенного взгляда стороннего зрителя.
Желать стать Ван Гогом — значит уметь обнажаться, открывая все свои достоинства и недостатки, всё, что ты из себя представляешь, всё, что ты есть! Оставшись без единой нити, в чём мама родила, открыться, отдаться чужим глазам и липким пальцам. Любая попытка спрятаться, закрыться, уклониться — не что иное, как трусость, страх, подлое желание убежать, спотыкаясь о рваный башмак.
Что же в реальности? Когда я вношу свои профессиональные замечания по творчеству моего собеседника, слышу в ответ “почему вы вообще решили оценивать мои работы” и массу оправданий, по какой причине мне этого делать нельзя. Тут налицо обратная ситуация — собеседник хочет стать Ван Гогом, пряча себя в одежды, я бы сказал, в бронежилет, только бы никто не увидел, не рассмотрел истинного его.
Оказалось, я с моим тоталитарным реализмом не имею права высказывать своё мнение по творчеству этого автора, и всё тут!
Интересно, как ещё можно увидеть творчество художника, если не смотреть на его картины? Поверить в словесный пересказ, в то, что он хотел сказать, но так и не сказал, потому что не получилось в силу отсутствия мастерства?
Чтобы составить представления о художественных качествах того или иного автора, нужно не так много, лишь ответить на вопрос, как он владеет рабочей плоскостью, если речь идёт о графике или живописи. Неважно, что это по стилистике — реализм или супрематизм, композиционное единство и гармония и там и там неотъемлемы, как и все основные качества изобразительной грамоты.
Для профессионала нет никакой разницы в оценке произведения с точки зрения стиля, всё сводится к искусству владеть плоскостью. К сожалению, профессионалов, в том числе подготовленных зрителей, меньшинство, большей частью кто-то дословно копирует реальность, кто-то выдумывает “загогулину”, а таких обнажённых, как Ван Гог, единицы.
Это правда — так художником не стать, кутаясь в тёплые одежды оправданий собственных неудач, так вообще никем не стать в поисках виновных на стороне. Можно сколько угодно обижаться на комментарии в адрес собственного неумелого творчества, но не проще ли потратить годы на мастерство.
Звучит страшно — “потратить годы”, но на что ещё стоит их тратить, как не на творчество? Уверяю вас, это будут самые счастливые годы в вашей жизни!
Да, вы, конечно, можете фантазировать на разные темы, называя их нереализмом — это право, кстати, никто у вас не отнимает. Но художник, который не владеет плоскостью, всё равно что поэт, слагающий слова не в рифму и не в ритм.
За семь лет ведения блога я сотни раз об этом написал как в личных сообщениях, так и на страницах сайта. Интересно, что думаете вы по поводу противостояния реализма и нереализма, напишите своё мнение в комментариях к статье.
Сильно! Вдохновенно! Имеете полное право на эти утверждения. Моё почтение .
Я всегда за реализм ! Полность разделяю ваше мнение.
Без фундамента не возможно построить здание. Если кто-то сможет жить в «Потемкинской деревне», вперед… Поэтому вполне согласна.
Хотелось бы посмотреть работы того автора. Что заставило его вести речь о тоталитаризме? В какой стране она живёт и сколько ей лет? В каком возрасте тому автору захотелось стать вторым Ван Гогом?—ведь Ван Гог очень много работал, у него нет хаоса в творчестве. Наоборот, прослеживаются продуманные собственные композиционные и цветовые схемы. Колоссальный систематический труд, невзирая на болезни, позволил ему стать знаменитым.
Пусть будет реализм, пусть будет любой другой стиль, грамотная композиция и умелое цветовое решение сделает работу тем кусочком реальности, в который захочется заглянуть и прожить с автором его эмоции. Но тут нужны знания и практика. Вы абсолютно правы, Александр!
Каждый имеет право на свое мнение, отстаивать которое он должен, приводя аргументы. Аргументы художника — это его картины. Картины можно и дОлжно критиковать. Статус художника, даже начинающего, надо подтвердить. Себя не могу считать даже начинающим художником, слишком многого не умею. Считаю также, что любой стиль имеет право на жизнь, будь то реализм или нереализм. Очевидна лишь непреложная истина, что в живописи три столпа: рисунок, композиция, цветовИдение. С Вами, Александр, соглашусь!
Здравствуйте, всем. В ответ на статью позвольте процитировать Сальвадора Дали. «Для начала научитесь рисовать и писать как старые мастера, а уж потом действуйте по своему усмотрению — и вас будут уважать.» «Художник не тот, кто вдохновляется, а тот, кто вдохновляет.» очень уважаю Ваш труд. Александр, Низкий Поклон за вашу просветительскую деятельность.
На 100% Александр прав!! Только трудом и пОтом, перелопачивая множество штудий и прочей подготовительной работы можно стать художником. Причём, всё это проделывая на опыте достигнутого другими уже до нас, и непременно с помощью опытного наставника. Мне для этого хватило семь лет. Но что важно — наставники были на уровне, скажу вам! Одним из них был Александр. Спасибо, Вам!
Моё мнение. Цыплята, курицу не учат. Без замечаний, без подсказок , без диалога с учителем или преподавателем — ты ни когда не станешь профессионалом, если ты к этому стремишься.
Только труд, труд и труд позволит обычному человеку стать художником и хотя бы приблизиться к недосягаемому мастерству гениев.
Ну что тут скажешь, для кого-то зло добро, для кого-то, наоборот. Каждый находит своих учителей на своём пути, а кто-то не находит и даже не пытается их искать, считая себя центром вселенной и паутина заблуждений окутывает разум. Одно точно знаю, что Ван Гогами становятся люди ищущие и любящие эту жизнь, стремящиеся к постоянному поиску и знаниям. И ещё, если бы я не встретила Александра, не появились бы на свет мои работы, он дал нам азы живописи и веру в себя как творцов,— ещё ни один музыкант не написал музыку, не зная нот.
Присоединяюсь к вашему коментарию! Так здорово сказать : точно, ни один музыкант не написал музыку….!!!! Статьи Александра открывают истину!
Сейчас очень многие считают,что не нужно уметь рисовать, чтобы стать художником. Поэтому и искусство сейчас такое. К сожалению. Александр, я с Вами полностью согласна. Мне очень нравятся Ваши занятия, как Вы объясняете, спасибо!
Всё правильно, учиться всю жизнь.
Спасибо, Учитель. Действительно, желание учиться и трудиться самое главное для творца.
Как сказала Ирина Антонова многое из современного искусства нельзя назвать искусством , это что то другое , может быть шоу или месседж , оно как появляется быстро так же быстро исчезает, чтобы освободить место другому шоу. А если говорить о непрофессиональном нереализме ) , то я думаю что он умирает даже не родившись)). честность и доверие самому себе , желание понять и постичь гармонию окружающего мира через Живопись неизбежно приведёт к реализму).
На 100% согласна-только каждодневный труд сделает Ван Гогом.
Наверно собеседник имеет «страхи» перед критикой. Может человеку нужно было предложить бесплатный курс начинающего художника. Лично я пришел к Вам на уроки, только из-за того, что многое рассматривается и рассказывается не под копирку с учебных изданий. А именно нюансы фундамента с чего и как начинать. Дальше выстраивай домик, хибарку или котедж, а может быть и необъятные хоромы. Лично доволен знакомством с Вами.
***Но художник, который не владеет плоскостью, всё равно что поэт, слагающий слова не в рифму и не в ритм.
Бродский поэт, слагающий слова не в рифму и не в ритм.
«Не мечите биссер перед свиньями» У каждого свой уровень. Пустая трата времени и сил. У всех есть право иметь свое мнение, даже если оно отличное от других. Главное не навязывать его никому.
Ну, так- то Бродский ямбом писал, пятистопным. Да он непростой, но ритм.Да и с рифмой у него все в порядке, как можно не слышать ?
Александр, интересная статья,красиво написанная. С Вами согласна: основы живописи надо знать и учиться этому. Картина ,написанная с явными ошибками, это как песня,которую певец исполняет,не попадая в ноты ( не приятно же слушать).А Ван Гог долго ходил,поднимался на холмы,выбирая сюжет. Его картины реальны и ,написанные в своем,неповторимом стиле.
Желать стать Ван Гогом — значит уметь обнажаться, открывая все свои достоинства и недостатки, всё, что ты из себя представляешь, всё, что ты есть! Оставшись без единой нити, в чём мама родила, открыться, отдаться чужим глазам и липким пальцам. Любая попытка спрятаться, закрыться, уклониться — не что иное, как трусость, страх, подлое желание убежать, спотыкаясь о рваный башмак.Сильно!!!
Александр! Прекрасная статья! Я была в музее Ван Гога, дети сделали мне подарок на 70 летие!Была очень удивлена его картинам, тк слишком мало знала о его творчестве! Хранители музея и усадьбы делают всё, чтобы сохранить наследие! Любое движение в искустве достойно быть, но что-то, со временем, исчезает!Реализм -вечен! Это, сугубо, моё мнение!Я только начинаю постигать эту прекрасную науку художника, маленькими шажками! Ранее просто копировала!
«Будто рваный башмак, метёт он пыль дорог, туманя разум своего хозяина.» Это эпиграф к Вашей статье, Александр. Замечательная статья! Вы учите видеть мир красками во всём многообразии. Это так завораживает! Ван Гог конечно реалист, нужно думать когда смотришь его картины (как Мунка и т. Д). Без реалий не было бы ни авнгардистов, ни Малевича, ни Шагала и др.
Искусство не ограничивается рамками реалистической живописи или каким либо другим жанром или стилем изобразительного искусства. Это многообразный мир.В истории много известных художников, вошедших в историю мирового искусства, не имевших академического образования и штудии. Просто не надо путать профессию художник и состояние души — художник. Лень тут не при чем. Всё зависит от того что вы хотите выразить: внешнее или внутреннее, или внешнее через внутреннее или внутреннее через внешнее. Например Баския. Современный художник. Яркий пример самовыражения, далеко не понятного каждому, хоть и оголился до состояния «вывернул себя на изнанку». Просто не каждый человек наркоман, не каждый несёт в себе демонов, и не каждый наркоман хочет самовыражаться,поэтому это не всем понятно, не всем интересно, но это не отменяет Баскию как художника вошедшего в историю мирового современного искусства, не имеющего академического образования и знания законов изобразительной грамотности.Или ещё один пример. Есть на просторах интернета художник Вреж Киракисян. Срисовывает с открыток прям с «солнцем в глаз». Может написать картину-«дорожный знак» с деревом во всю картину ну и.т.д. Ну т.е как вы понимаете, изобразительная грамотность отсутствует. Но всё понятно, всё читается. Картины раскупаются ещё не закончеными. И не за «три копейки» между прочим. Этот художник инвалид. Ну нет у него возможности ходить на пленэры и писать с натуры. Но есть желание рисовать. И он это делает и делает хорошо и людьми это признано! И срисовывая с открыток он вносит элементы своего виденья в свои картины. Ну и что, давайте расскажем ему, что ни какой он не художник и не имеет права делать то, что он хочет делать, потому что не знает изобразительной грамоты. И напротив есть масса художников с академическим образованием, изредка продающих за копейки свои картины, как говорится, тем кто ковры на картины решил поменять. Мое мнение такое: не академизм и знание законов изобразительного искусства делает художника художником, а желание высказаться изобразительным языком, беря на себя ответственность за всё последствия, т. е. будет от понятен кому то и востребован или не будет — это его проблема. И, кстати, если бы жена брата Ван-Гога, не стала продвигать его творчество после смерти обоих братьев, то и не знали бы мы ни какого Ван-Гога.Так что можно ещё обсудить вопрос кто важней хороший художник или его пиар-менеджер. И если бы не Малевич и Кандинский мы бы так и творили бы в рамках реалистической живописи, лишая себя всего многообразия того что выходит ЗА рамки в огромный мир искусства без границ. Ну т.е. я не против реалистической живописи и академизма, я против рамок, штампов, зашоренности, узкомыслия. Я за свободу самовыражения и широту восприятия, но с полной ответственностью за себя, за то, что ты делаешь,и что несёшь людям.
Правильнй взгляд на изобразительное искусство в целом, вовлеченность и любовь к нему
На мой взгляд, на фоне современной фототехники высокого уровня + компьютерной графики именно нереализм, а точнее фантазийная живопись в сочетании со сложной техникой — вот высшая точка современного изобразительного искусства (выдуманные сюжеты, миры, существа). Но базируется она, несомненно, на плотном фундаменте реализма, и никуда от этого не деться.
Спасибо за статью, заставляет задуматься
Интересная статья, с » огоньком» !
Когда нибудь и к этому человеку придёт понимание)) спасибо за статью, Александр, как всегда «с душой», а иначе зачем?..)))
Александр, Благодарю за эту статью! Согласна с Вами на все 100%! Я думаю, что этот человек боится критики профессионалов, привык к похвале людей, которые ничего не понимают в искусстве и ее истории. Понимание приходит не всем, но если ему не прийдет, значит так ему и надо… Очень рада, что встретила Вас на своем пути, дай Бог, будете гордиться и мной, как Вашей ученицей… Критики не боюсь, свои слабые места знаю, работаю над ними. Я очень ценю критику своего преподавателя! А также людей, которые действительно разбираются в живописи.
Вступать в диалог с такими людьми бесполезно, ничего не доказать. Как в стену упираешься. Но другим говорить на эти темы надо, особенно детям. Взрослых то уже не переделать.
«Любая попытка спрятаться, закрыться, уклониться — не что иное, как трусость, страх, подлое желание убежать, спотыкаясь о рваный башмак.» — вот это у меня сомнения вызывает. Люди то разные. Кто-то готов раскрывать себя для всех, а кто-то более закрытый. Я это трусостью не считаю. Другое дело — какой это будет художник, на сколько он будет понят и признан зрителем. Разве все великие художники с такой распахнутой для зрителя душой?
Здравствуйте, Татьяна! Речь не идёт обо всех художниках, речь о том, как стать Ван Гогом, то есть применить его творческий метод. Это мой ответ собеседнику.
Александр, полностью согласен с Вашим мнением! И уважаю Вас, как художника!!!
Александр, спасибо за Ван Гога, за его обнаженность!!! Рада, что занимаюсь у Вас!!! Спасибо за статью, заставляет размышлять. Согласна с Вами.
Да,Александр глубоко мыслящий художник! Этого не отнять. Трудно начать без азбуки художника: ликбез необходим, пройти от А до Я. Пока по состоянию здоровья не могу приступить к работе,но читаю занятия, все по тихому и мне, даже, нравится,что слушаю Александра с удовольствием за его непосредственность, чистоту мыслей донести до нас учеников. Спасибо,Александр! Вы постоянно в моей голове,а я приступить к работе медлю пока. Надежда умирает последней !!!
Очень проникновенно, у меня нет слов(почти). Хочется цитировать!
А я страдаю от мысли, что реализм мне не освоить, ибо никакого системного образования художественного не получила, а лет уже много. Можно как угодно изображать действительность, но в основе ее понимания- реализм. Учусь эпизодически. Благодарна всем учителям. Изучать натуру нужно разносторонне, поэтому учиться интересно и полезно у разных художников.
Когда-то пришла к Алкксандру на начальный курс. Смотрю на эти первые работы. Рисовала не зная страха. И страшно гордилась. Потом поняла, что нужны основы.Задумки были, но не было умений. В голове есть, а выразить не можешь, потому что не знаешь как. В итоге учусь.Рисунку, техникам. 2 года просто учусь рисовать. Продираюсь через постижение композиции, перспективы, анатомии, натуры, пленера, штриховки, особенности материалов. Влюбилась в акварель и ежедневно постигаю акварельный дзен. Возненавидела гуашь и начала понимать пластичность масла, послушность акрила и капризность пастели.Научилась делать наброски на обрывках бумаги, эскизы на обратных сторонах использованных листов. Карандаши и кисти становятся послушнее, краски смешиваются так, как хочу и удобнее работать с ограниченной палитрой, а не с бесконечными вариантами готовых оттенков. Но на воплощение задумок не остается времени. Бесконечные учебные работы и недоделанные дз. А задания все появляются и появляются. И ты с высунутым языком торопишься закончить очередной пейзаж, раскладываешь светотени по черепу в разных ракурсах, пытаешься передать переход цвета и света в цветочном лепестке. А хочется просто, плюхнуться на скамейку в парке и рисовать мир вокруг. Но ты делаешь быстрые зарисовки в поликлинике, на остановке, в электричке в маленьких блокнотах.Хочется рисовать персонажей сказок, ту же русалочку. Но ты учишься писать блики на воде и в дороге читаешь анатомию русалок. И думаешь: а когда будет время на русалку в воде, слепящей глаза от солнечного света? И наступает следующий день. И снова конструктив, перспектива, анатомия, ограничение по краскам, подготовка бумаги, грунтовка картона и новая тема, и новое дз. А когда творчество?
Все в ваших руках, Наиля, творите!
Здравствуйте, Наиля! Как сказал поэт, “То, что ты ищешь, ищет тебя”. Если Вы ищете обучение ради обучения, то его и находите. То есть у Вас есть всё, что Вы искали, возможно, сейчас нужно искать творчество? Впрочем, одно другому не мешает!
С большим интересом прочитала статью, очень вдохновенно написанную. Действительно, в своей книге Дали писал, что бросил учебу в академии по той причине, что преподаватели набрались новых веяний и перестали учить академизму, мол, творите . Дали говорил, что этому он и сам может научиться.
Я очень благодарна вам Александр, что вы освободили меня из плена бесконечных мастерклассов, срисовывания с фоточек. Я свободна, теперь только я и натура, и между нами никого и ничего. И писать я могу в любой манере, какой захочу, я ищу.
Мы все живём в реальном мире и черпаем образы для изображения из него же. И каждый художник старается передать свои смыслы и чувства через образы реального мира, если это только не беспредметное искусство, к какому произведения Ван Гога никак не отнесёшь. Ну а уж какие они, как глубоки, как важны, какой находят отклик у зрителей и зависит от личности самого художника. И внутреннее миропонимание передаётся через внешнее выражение. Я полностью согласна с позицией Александра. И стать настоящим художником можно только овладев грамотой изобразительного искусства (как алфавитом, чтобы писать, читать), используя потом эту грамоту для выразительной передачи своего миропонимания.
Согласна. У каждого свое понимание мира. Этим художник интересен.
Добрый день, Александр! С интересом прочитал вашу статью и полностью поддерживаю изложенную вами точку зрения. И спор, которому посвящена статья, наверно ведется уже более сотни лет. Поэтому, очевидно, что есть ещё что-то важное в формировании художника, без чего спор сам по себе не имеет большого значения. И это творческое мировоззрение художника. Какое оно в том или ином случае? Оно либо есть, либо его нет, либо оно где-то находится в зачаточном состоянии. Каждый человек, если он хочет стать художником, просто обязан сформировать своё творческое мировоззрение, так как без него останется простое ремесло и повторение одного и того же во всех работах. А для формирования творческого мировоззрения конечно нужна и хорошая школа (ремесло) и, по-возможности, осмысление истории живописи, наконец, на определённом этапе, нужно ответить на вопрос: «Какое искусство мне интересно?». Этот процесс более сложный и очевидно более длительный, чем получение академических навыков. Но без него нельзя стать художником. Кто-то проходит его более быстро, у кого-то этот процесс тянется всю жизнь. В любом случае, художник с академическими навыками будет выглядеть более убедительно и свободно в своих работах, чем без них.
Александр! Спасибо Вам за все! Просто — БОЛЬШОЕ СПАСИБО! А ступеньки для роста у каждого свои: кто-то о зайку плюшевого в комнате споткнется и упадет, а кому-то и покорение Эвереста — только начало пути… Вашей семье — здоровья, Вам новых творческих загадок.
Здравствуйте, Татьяна! Спасибо за добрые пожелания, а также спасибо всем, кто поделился своими мыслями в комментариях к этой статье.
Могу сказать по своему опыту, пройдя многие этапы!
Пройдя учебу, выставкомы , выставки в своём городе и выставки в Москве и в Лондоне, интервью и статью обо мне в центральной газете Крыма , мой «Апрель» в большом подарочном календаре правительства Крым «Художники Крыма».
Имея сегодня свою Мастерскую художника и мой любимый класс маленьких гениев!
Сегодня я могу смело называть себя художником! Действующим художником! Счастливым художником! Бесконечномечтающим и бесконечнопишущим и рисующим малые и большие форматы маслом, пастелью, гуашью или углём!
И на сегодня я точно знаю, что без элементарной художественной грамотности и насмотренности картин художников из истории искусств я точно не стала тем , кем я есть сейчас!
Да, надеюсь, мой путь ещё длинный и я много смогу сделать!
Но своих первых учителей я буду помнить всегда! Среди них прекрасный художник и преподаватель Александр Григорьев-Саврасов!
Я Вам очень благодарна, Александр, за этот путь, за непростые порой Ваши слова и замечания, за понимание и терпение!
И точно знаю, что Ван Гогом не стать, не зная правила изобразительного искусства!
Мне сейчас много приходит сообщений, писем и просто эмоциональных высказываний моих коллекционеров и зрителей, которые дают ещё больше энергии для дальнейшего творчества!
И я расту вместе со своими маленькими учениками тоже проходя вновь и вновь рисунок, Живопись, графику, цвет, композицию!
В этом году, скоро будет первая выставка моих учеников!
И этому я очень рада!
Жизнь продолжается!
Стать художником или Великим художником? Фантазировать в неореализме, или изучать основы реализма? Если устраивает первый вариант – флаг в руки и можете уже считать себя Мастером или Гением, как больше устраивает. Но: « Не смотрите, не оценивайте, не делитесь мнением, ибо я Мастер и чужие мнения меня не интересуют», это слабость неуверенности. Мастер осознаёт своё мастерство, оно всегда рвётся наружу, к людям. Он желает поделиться и быть услышанным.
Если же второй вариант, да ещё и с примером
на Ван Гога – задуматься… Чтобы сделать то, чего достиг этот Гений, став постимпрессионистом, постигнув школу реализма и импрессионизма, а затем внеся в своё мастерство и свои фантазии, чтобы небо в созвездиях задвигалось и ожило, нужно пройти большой путь труда, изучая реальность, изображая и преображая её. Кроме того, надо было стать большой разносторонней и грамотной творческой личностью , ибо именно она даёт такие результаты, а это дано немногим. Нужно суметь вырастить этот стебелёк из зёрнышка.
Это как восхититься китайскими иероглифами и сказать: » А я сейчас тоже нафантазирую, читайте». А прочесть то невозможно, даже каллиграфом не признают.
Поэтому, так слепо обвинять высказывание Александра, что тщательное изучение натуры это «крышка гроба» для собственного творчества — более чем невежественно. Реализм, мастерство, а затем уже очень высокий уровень личной фантазийности и своего потенциала, приводят к гениальным работам, которыми продолжают восхищаться поколения.
Если ваш потенциал без мастерства обучения гениален – порадуйте зрителей, услышьте их мнение. Выставляйтесь. Не хотите, тогда хотя бы не отрицайте опыта, наработанного веками.
Александр, спасибо за статью.
Отличная статья! Необычный посыл. Мы все разные — упрямые, капризные, неуверенные, самодостаточные и тд. Но главное, что нас обьединяет — мы ищущие себя. И, конечно, ошибки неизбежны. Я точно теперь знаю, благодаря Вам, Александр, что «без труда не вытащить рыбку из пруда»…))
Великолепная статья! Действительно, ее хочется разобрать на цитаты.Я еще очень мало знаю, чтобы спорить и рассуждать о реализме, супрематизме и других направлениях в живописи. я только делаю свои первые неуверенные шаги в этом направлении и . благодаря Александру, его целеустремленности. огню в глазах. азарте, с которым он хочет передать нам свои знания и щедро ими делится, я постигаю этот удивительный мир красок.И согласна. что только трудолюбие и упорство может дать результат. для каждого он будет свой: чьи-то картины станут знаменитыми, чьи-то — украшать фойе местного деревенского клуба, но это тоже достижение!
Александр — великолепный Учитель, обладающий неординарным мышлением, образностью слова, умением донести свою мысль до каждого своего ученика и я очень рада, что меня занесло каким-то неведомым ветром учиться к нему! Конечно, мне не быть Ван Гогом, Серовым, Дали, но я Ван Гог внутри себя, потому что делаю то, чего никогда в жизни не делала, преодолевая себя. свои страхи и сомнения, смотрю, слушаю и учусь у других учеников Александра и многие меня восхищают своими работами и ведь это тоже заслуга Александра, сумевшего вырастить новых художников из тех, у кого нет академического художественного образования.
Александр,невозможно без азов реализма. Реализм во всем абсолютно. Оппонент путает реализм со стилем написания картины и неуверен в себе, слаб в знании живописи. Критика- это нормальная составляющая диалога и развития как художника. Спасибо за ваши уроки живописи. Что ж ещё если не реализм нас окружает и разве можно о нем не говорить. Молчать и спорить могут те, кто не заглянул в глубины реализма. На выставки бы ходить да картины рассматривать побольше.похоже, что правда жизни разозлила живописца, ведь под ногами нет у него почвы (знаний)..благодарю за все вас.
Статья замечательная .Согласна с вами , Александр.Нельзя стать художником ,не зная азов . Ван Гог прошел большую школу , он сам учился на работах других художников .А его работы создавались на пленерах ,все работы живые ,продуманные и , действительно «великие»Поэтому для художников нужны знания ,обязательно натура и трудолюбие . Я благодарна судьбе ,за то ,что на просторах интернета я познакомилась с ,действительно важным для меня художником ,с Александром Григорьевым-Саврасовым . Вместе со знаниями ,которые я получаю от него ,я получаю вдохновение ,хочется творить ,пусть пока это учебные работы ,но они в радость.Ну и насчет критики . Непонятно ,зачем её бояться .Ведь художник выставляет картины на общее обозрение .И мнение опытного художника только принесет пользу ,из критики мы делаем выводы ,что то исправляем , обогащаем себя и опять же ,учимся на ошибках.
Собеседник Александра, на мой взгляд, — жертва образования двух последних десятков лет, зачастую неглубокого, поверхностного, лишенного глубоких смыслов. Я верю, что человек учился, возможно даже радостно и старательно. И здорово было бы, если бы в результате обучения он бы понял, чем и как ему заниматься дальше, определил бы свое место в творческом мире. Но похоже не случилось, и художник испытывает чувство глубокого неудовлетворения и ищет виноватых в своей несостоятельности. У него виноваты те, кто его учили (не тому учили и не так). С этим можно согласиться отчасти, даже не будучи знакомыми с учителями, так как новоиспеченный художник не понял, зачем его учили реалистической живописи? Результаты учебы не принесли ему удовлетворения, похоже ни духовного, ни материального.
Зачем изучать мировую культуру, в том числе реалистическую живопись, хорошо сказал А. Кончаловский: “Все серьёзные художники знали мировую культуру. Знали традиции, а традиции – это же человеческая мудрость. А вот новаторство – это уже нарушение традиций. Прежде чем что-то нарушить, надо знать.”
Оппоненту Александра можно посочувствовать, но трудно понять, почему гнев и личное неудовольствие достались Александру, который честно и самоотверженно пытается ликвидировать пробелы в художественном образовании всех жаждущих приобщиться к творчеству, развить творческое мышление, научить анализировать и просто думать в процессе работы. А это, на мой взгляд, самые важные составляющие, необходимые для развития собственного творчества, и направление этого творчества не важно. Для того, чтобы знать, куда идти, надо для начала понимать, куда не хочется и почему. Для меня, что реализм, что нереализм интересны, когда это профессионально и когда это про жизнь. И изучать надо, как профессиональные средства живописи, так и элементы жизни, во всех ее проявлениях. Реализм и нереализм отличаются степенью обобщения. Чтобы обобщить, надо разбираться в деталях. Тогда это грамотно и красиво.
Очень сильно сказано, верно и справедливо. В темечко Бог целует единицы. А остальные? Остальные- труд,труд. и труд.Гений -это 99% труда и только 1% гения. Понять, как писать свои картины, можно только тогда, когда изучил и постиг то ,что было до тебя. Ведь все гениальные художники изучали реальное искусство и очень хорошими были реалистами. Только потом, после реализма, что-то щелкает в голове, открывается канал небесный и ты открываешь своё. По поводу высказывания, каждый имеет право на своё мнение можно не прислушиваться, а выслушать обязан.
на моем уровне абсурдно Вас комментировать. я могу только выразить благодарность за то счастье которое испытываю когда Вас читаю или слушаю. спасибо Вам и желаю дальнейших успехов Вам и мне встреч с Вами.
Ваши «прописи», Александр, убивают потенциальных авторов «гениальных» произведений трудовыми мозолями, и не надо тащить жертв из болота, им там тепло и комфортно. Ну и что, что никому не понятен посыл, зато это ничем не ограниченное творчество. Тем удобнее будет жаловаться на неоцененность. Это просто стиль жизни. Я бесконечно благодарна Вселенной за встречу с Вами, и возможность, с помощью Ваших курсов, идти к свободе в творчестве. То, что Вы делаете не имеет аналогов. Здоровья Вам, терпения и вдохновения!
Сам нарвался на критикучтож
Вы правы Александр, не постигну азы, не будет результата.
Согласна, что живопись — это труд ума, рук и души. А вот про поэзии не соглашусь: не всё то, что в рифму и ритм — поэзия. Поэзия — это тоже ум, сердце и душа, и, конечно, знание языка, на котором создаешь поэзию, но главное — умение передать то, как чувствуешь мир. Видеть — одно, воспринять — другое, а вот передать чувство и впечатления словом или на рабочей плоскости — это совсем другое… И этому вот как раз и надо учиться. И Ван Гог — не нужно забывать — сначала занимался работой в галерее, а уж потом по совету брата начал писать. И даже он взял несколько уроков академического мастерства. Всегда была уверена, что строить свою уникальность можно только на прочном фундаменте. Это как чтобы научиться танцевать, нужно как минимум научиться ходить.
Согласна с вами Александр.
Научиться писать реалистично с картинки не возможно. Главное параллельно изучать рисунок и если нет возможности писать на пленере, наблюдать за природой и делать наброски карандашом в альбом. Ведь почему великие стали великими, они делали зарисовки и наблюдали за природой.
Спасибо за статью. Очень интересно.