В одной из недавних переписок с читателями блога была поднята интересная тема, суть которой сводилась к диктатуре реалистического искусства. Мой собеседник начал диалог с того, что в одной из моих статей я утверждаю необходимость тщательного изучения натуры, а это “крышка гроба” для развития собственного творчества, по словам оппонента.

Мне сообщалось о том, что он (собеседник) в своё время постиг азы реализма в художественной школе и понял, что так художником не стать. Якобы я в своей статье сформировал ограничение — “привязку к реальному видимому миру”, и именно это не позволит стать Ван Гогами тем, кто будет следовать моему совету.

Мой собеседник позиционировал себя как художника, естественно, я ознакомился с его творчеством. Что интересно, на мой комментарий, где я выразил сомнения по поводу полученных знаний и умения применять навыки из художественной школы, мне вообще было запрещено давать какую-либо оценку.

Далее по тексту реализм был переформатирован в тоталитаризм, а я в его адепта и, как следствие, огромное зло для российской культуры.

Честное слово, куда только не заведёт язык некоторых говорящих! Будто рваный башмак, метёт он пыль дорог, туманя разум своего хозяина. 

Как там у великого нашего Шекспира “всё слова, слова, слова…” Знаете, как я люблю слова, почти так же, как и краски! С их помощью можно сложить полотно истинных смыслов, а можно врать и заблуждаться намеренно или случайно. 

У меня врать не получается, скажу, как и прежде, всё, что думаю на эту тему. Если говорить по сути, то всех нас, когда-либо рисовавших или начинающих, сейчас отличает одно важное качество, а именно трудолюбие. Не секрет, что количество проделанной работы, конечно, наряду с её качеством приводит к желаемому результату. Впрочем, банальности излагаю, только вот в них вся соль, как ни крути!

Я не в первый раз сталкиваюсь с отрицанием реалистического изобразительного искусства со стороны всякого рода интуитивного творчества. Что интересно, мои исследования этого феномена всегда приводили к нежеланию трудиться как умственно, так и попросту физически у мольберта тех, кто отрицает академический путь становления художника. Часто таким художникам-любителям попросту лень учиться.  

Чтобы овладеть азами реалистического изобразительного искусства, придётся потратить годы, потому что это совсем не просто. Десятки и сотни раз будет что-то не получаться, червь сомнений в собственных силах и возможностях будет грызть изнутри, и так по кругу снова и снова.  

Я понимаю, хочется чуда, есть желание получить всё и сразу, не затрачивая физических и душевных сил, но так не бывает и точка. Можно ли стать Ван Гогом, как того хочет мой собеседник, не вкладывая всего себя? Конечно, нет!

Так художником не стать!
Ван Гог

Десять коротких лет, которые были отпущены Ван Гогу для творчества, он трудился не покладая рук, при этом работая с натуры, внимательно изучая её. Его жизнь — отличный пример великого труженика для всех нас, приобщённых к живописи, прежде всего, с практической точки зрения.

Что интересно, мой собеседник привёл пример искусства Ван Гога как противоположного реализму, но так ли это? 

Нетрудно представить, что супрематизм Малевича или визуальная музыка Кандинского и правда противоположность реализму, но Ван Гог — это постимпрессионист, если быть точным, экспрессионист и всё тот же реалист, его образы реальны.

Искусство великого нидерландца реально, как ничьё другое. Хотелось бы мне сказать, это реальность чувств, чувствований, переживаний настоящего. Его мир материален, он дышит и источает ароматы подсолнухов, пейзажей Арля, стоптанных ржавых ботинок и густой колорит “едоков картофеля”. С реальности в работах Ван Гога будто сняли кожу, обнажив вены, все мельчайшие капилляры живого тела, пульсирующего, движущегося, живущего в полную силу.  На этих полотнах обнажённый мир, интимный, личный, чувственный, поэтому такой притягательный для искушенного взгляда стороннего зрителя.

Желать стать Ван Гогом — значит уметь обнажаться, открывая все свои достоинства и недостатки, всё, что ты из себя представляешь, всё, что ты есть! Оставшись без единой нити, в чём мама родила, открыться, отдаться чужим глазам и липким пальцам. Любая попытка спрятаться, закрыться, уклониться — не что иное, как трусость, страх, подлое желание убежать, спотыкаясь о рваный башмак.

Что же в реальности? Когда я вношу свои профессиональные замечания по творчеству моего собеседника, слышу в ответ “почему вы вообще решили оценивать мои работы” и массу оправданий, по какой причине мне этого делать нельзя. Тут налицо обратная ситуация — собеседник хочет стать Ван Гогом, пряча себя в одежды, я бы сказал, в бронежилет, только бы никто не увидел, не рассмотрел истинного его.

Оказалось, я с моим тоталитарным реализмом не имею права высказывать своё мнение по творчеству этого автора, и всё тут! 

Интересно, как ещё можно увидеть творчество художника, если не смотреть на его картины? Поверить в словесный пересказ, в то, что он хотел сказать, но так и не сказал, потому что не получилось в силу отсутствия мастерства?

Чтобы составить представления о художественных качествах того или иного автора, нужно не так много, лишь ответить на вопрос, как он владеет рабочей плоскостью, если речь идёт о графике или живописи. Неважно, что это по стилистике — реализм или супрематизм, композиционное единство и гармония и там и там неотъемлемы, как и все основные качества изобразительной грамоты.

Для профессионала нет никакой разницы в оценке произведения с точки зрения стиля, всё сводится к искусству владеть плоскостью. К сожалению, профессионалов, в том числе подготовленных зрителей, меньшинство, большей частью кто-то дословно копирует реальность, кто-то выдумывает “загогулину”, а таких обнажённых, как Ван Гог, единицы.

Это правда — так художником не стать, кутаясь в тёплые одежды оправданий собственных неудач, так вообще никем не стать в поисках виновных на стороне. Можно сколько угодно обижаться на комментарии в адрес собственного неумелого творчества, но не проще ли потратить годы на мастерство.

Звучит страшно — “потратить годы”, но на что ещё стоит их тратить, как не на творчество? Уверяю вас, это будут самые счастливые годы в вашей жизни! 

Да, вы, конечно, можете фантазировать на разные темы, называя их нереализмом — это право, кстати, никто у вас не отнимает. Но художник, который не владеет плоскостью, всё равно что поэт, слагающий слова не в рифму и не в ритм.

За семь лет ведения блога я сотни раз об этом написал как в личных сообщениях, так и на страницах сайта. Интересно, что думаете вы по поводу противостояния реализма и нереализма, напишите своё мнение в комментариях к статье.