Недавно  я  получил   сообщение,  в  котором  много  злободневных  вопросов  для начинающих  художников.  Думаю,  мой  ответ  будет  интересен  не  только  автору  письма.

“У  меня  нет  специального  художественного  образования,  я  занимаюсь  в  группе  для  взрослых  в  художественной  школе  уже  4  года.  Очень  люблю  писать  маслом  и  пастелью.  По мере  того,  как  я  продвигаюсь  в  своем  творчестве  (громко  сказано,  наверно),  у  меня  вот  уже  года  2  возникают  вопросы  и  их  все  больше,  а  ответов  я  не  нахожу.  Читаю  учебники,  смотрю  уроки  в  интернете.  Нарисовать  птичку  или  построить  кувшин,  я  уже  это  умею,  а дальше  что?  Хочется  развиваться.  Например,  важность  композиционных  решений  —  я почерпнула  это  из  интернета,  в  т. ч.  благодаря  Вашим  вебинарам,  в  худ.  школе  вообще  на этом  не  делают  акцент.  Я  часто  слышу  «У  вас  открытые  цвета».   «Я  смешиваю  три  цвета + белила,  как  сделать  правильно?»  —  ответа  толкового  я  так  и  не  получила.  Показываю  свою работу,  говорят  — «академически  правильно,  но  она  скучная»,  а  если  где-то  сделала  по-своему,   то  — «у  вас  не  проработан  рисунок».  Где  эта  грань  самовыражения  и  непрофессионализма?  Хотя  я  свои  работы  не  считаю  скучными  (это  говорят  только профессиональные  художники,  конкретно  мой  преподаватель  ничего  не  говорит  по  этому поводу,  всем  остальным  нравится,  даже  спрашивают,  почему  не  продаю  свои  работы), каждая  работа  — это  определенный  этап  моего  развития,  мне  они  все нравятся.  Мне  нужно направление  развития”.

А  действительно,  что  делать  после  того,  как  Вы  научились  рисовать  птичку  и  строить  кувшин?  Те,  кто  только  взял  в  руки  кисти  и  карандаши,  стараются  об  этом  не  думать.  Якобы  ещё  рано,  вот  птичку  нарисую,  а  там  и  буду  решать,  как  дальше  развиваться.

Знаете,  это  “там”  никогда  не  произойдёт,  да  и  откуда  ему  взяться,  если  изначально  в  голове  туман  и  нет  понимания,  зачем  вообще  учиться  строить  кувшин.

Многие  думают,  что  верх  мастерства  —  заставить  нарисованную  птичку  выглядеть  как  живой,  но  это  не  более  чем  фокус.  Недавно  в  переписке  с  одним  из  читателей  я  задал  ему  такой  вопрос.  Ответьте  себе,  кто  Вы  – фокусник  или  художник?  Что  Вы  хотите  от  зрителя?  Только  лишь  удивить или  погрузить  его  в  мир,  полный  смыслов,  образов  и  идей?

Что делать после того, как Вы научились рисовать птичку?

Во  многом  всё  зависит  от  человека,  кому-то  незачем  строить  из  себя  поэта,  он  не  ищет  тайных  смыслов  и  сложных  историй,  а  кому-то  неинтересно  изображать  кувшин  ради  кувшина.

Система  классического  обучения  изобразительному  искусству  не  различает  эти  два  типа  людей.  Более  того,  она  и  не  должна  этого  делать,  потому  как пропагандирует  набор  формул  и  стандартных  решений.

Что  же  делать  начинающему  художнику,  ищущему  смыслы,  желающему  самовыражаться  с  помощью  творчества?

В  первую  очередь   следует  понять,  что  техника,  мастерство,  ремесло  —  это  часть  целого,  то  есть  само  по  себе  умение  пользоваться  карандашам   или  кистью  не  сделает  Вас  творцом.

В  то  же  время,  если  Вам  есть  что  сказать  зрителю,  но  нет  технических  навыков,   вряд  ли  Вы  будете  услышаны,  скорее  Вас  примут  за  дилетанта   и  не  будут  воспринимать  всерьёз.

То,  как  Вы  умеете  слышать   критику  —  важнейший  навык,  здесь  всё  должно  быть  разложено  по  полочкам.  Ещё  раз  процитирую  часть  заданного мне  вопроса:   «Показываю свою работу, говорят  — «Академически  правильно,  но  она  скучная»,  а  если  где-то  сделала  по-своему,  то  — «У  вас  не  проработан  рисунок»».

Прежде  чем  оценивать  работу,  следует  определиться,  какую  цель  Вы  ставили  перед  собой,  её  выполняя,  то  есть,  была  ли  задача  учебной  или  же  непосредственно  творческой. 

Кто-то  может  думать,  что  одно  другому  не  мешает.  Скажу  утвердительно  —  мешает  и  более  чем.  Вы  же,  когда  в  школе  учились,  одновременно  с  учебной  программой  не  пытались  доказывать,  например,  ещё  недоказанные  теоремы  или  найти  ещё  ненайденные  элементы  таблицы  Менделеева.   Впрочем,  если  и  пытались,  то  безрезультатно.

Почему  же,  решая  учебную  задачу  сейчас,  Вы  ждёте  одновременно   каких-то  творческих  побед?

Разделите  задачи.   Если  Ваша  работа  учебная,  то  есть  Вы  стремитесь  в  ней  максимально  точно  передать  объем,  перспективу,  цвет  и  т.д.,  то  и  критику  воспринимайте  сообразно  поставленной  цели.  Бессмысленно  обращать  внимание  на  комментарии,  относящиеся  к  творческим  работам.   Тот,  кто  их  даёт,  сам  далёк  от  понимания.

Когда  же  Вы  ставите  творческие  задачи,  в  приоритете  смысловая  нагрузка,  передача  образа,  история,  рассказанная  Вами,  идея,  переданная  минимумом  средств.   Конечно  же,  есть  смысл  прислушаться  к  замечаниям  эмоционального  характера,  потому  как  именно  к  чувствам  зрителя  мы  обращаемся  в  первую  очередь.

То,  что  я  скажу  далее,  для  кого-то  будет  открытием,  а  кто-то  со  мной  никогда  не  согласится,   и  это  Ваше  право,  я  лишь  выражаю  своё  мнение.  Кстати,  наличие  собственного   мнения  —  не  плод  случайных  фантазий,  а  дитя  накопленных  знаний  и  опыта.

Вы  можете  вообще  нигде  не  учиться,  пройти  мимо  всех  институтов,  педагогов,  наставников  и  учителей.  Если  между  переданной  Вами  идеей  и  сопереживающим  зрителем  лежит  пара штрихов  на  холсте  —  Вы  гений.

У  художника  одна  цель  —  быть  понятым,  ощутить  сопричастность  зрителя  к  высказанному     на  плоскости,  если   Вы  как  автор  этой  цели  достигли,  всё  остальное  неважно.

Правда,  если  всё  было  бы  так  просто,  то  все  стали  бы  художниками  с  большой  буквы.  Следует  определиться,  какие  идеалы  Вы  проповедуете.

Если  Ваша  цель  — угодить  большему  числу   зрителей,  простыми  словами,  понравиться  всем,  скорее  всего,  Ваш  труд  —  ширпотреб  и  служит  для  того,  чтобы  украшать,  а  не  возвышать.  Я  не  даю  оценок,  хорошо  это  или  плохо.  Это  не  та  шкала,  на  которую  стоит  равняться,  я  хочу,  чтобы  Вы определились   сами.

А если так, то что есть красота?
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Думаю,  это четверостишие  из  стихотворения  Н. А. Заболоцкого  «Некрасивая  девочка» лучше  всего  иллюстрирует  суть  вопроса.

Продолжая  отвечать  на  поставленный  вопрос,  скажу,  что  никакой  грани  между  самовыражением  и  непрофессионализмом   не  существует.  Как  Вы  себе  это  представляете?  С  одной  стороны  Вы  профессионал,  а  с  другой   самовыражаетесь?  Простыми  словами,  это  и  есть  дилетантство.

Я  знаю  таких  художников — дилетантов,  они  любят  говорить:  “Вот  здесь  я  творю  для  всех,  а  здесь  — для  души,  для  избранных”.    Правда  в  том,  что  такой  творец  в  попытке  обмануть  зрителя  обманывает   себя  сам!

В  вопросе  прозвучало  и  то,  что  автору  нравятся  все  созданные ею  работы.  Задам  встречный  вопрос.   В  каком  смысле  нравятся?  Если  как  часть  Ваших  личных  достижений,  то  да.  А  если  Вы  соотнесёте  их  с  лучшими  примерами  работающих  рядом  с  Вами  художников  или  тех,  кто  уже  вошёл  в  историю  искусства?  Всё  познаётся  в  сравнении,  это  способ  увидеть,   прежде  всего,  своё  творчество  со  стороны,   как  бы  чужими  глазами,  и  понять,  к  чему  стремиться.

Я  периодически  задаю  начинающим  такой  вопрос.  А  знаете  ли  Вы  художников,  работающих  в  Вашем  городе,  области,  стране  сегодня?  Как  правило,  ответ  нет.   А  на  вопрос,  знают ли  они  художников  вообще,  кроме  тех,  которые  напечатаны  в  учебниках  и  тех,  кто  на  слуху  — ответ  тот  же.

Я  не  удивлён,  что  Вам  нравятся  все  Ваши  работы,  Вам  просто  не с  чем  их  сравнить!

Каким  может  быть  направление  развития?   Думаю,  уже  понятно  из  сказанного  ранее,  а  именно,  следуйте  поставленным   задачам.  Если  Вы  выполняете  учебную  работу,  ставьте  соответствующие   цели,   при  этом  опираясь  на  логику  и  знания.  Если  же  хотите  сотворить  что-то,  то   Ваша  цель  —  мир  чувственный,  потому  как  именно  к  чувствам  зрителя  Вы   обращаетесь   в  первую  очередь.

Вы  должны  понимать,  что  грамотно  оценить  учебную  работу   несложно,  так  как  она  подчинена  логике,  а  оценка  творчества  —  задача  непростая,  но  и  здесь  есть  свои  правила.  Если  зритель  сопричастен  к  сказанному  Вами  на  холсте,  он  сопереживает  Вашим  образам,  домысливает,  додумывает  рассказанную   историю  —  Вы  достигли  поставленных  целей.  При  этом  неважно,  каким  изобразительным  языком  Вы  пользовались  —  академическим,  символическим,  авангардным,  наивным  и  т.д.

На  этом   закончу,  хотя  вопросов  как  всегда  больше,  чем  ответов.   Мы  с  вами  не  поговорили  о  зрителе,  о  том,  каким  идеалам  следовать,  и  о  многом  ещё,  не  менее  важном,  но  это  темы  других  статей.  Если  Вы  не  хотите  пропустить  мои  новые  публикации,  то  подпишитесь  на  новости  блога,  форма  подписки  вверху  справа.

Возможно,  у  Вас  есть  свои  соображения  на  данную  тему,  выскажите  их  в  комментариях!