Стаффаж…  а  Вы  знаете,  кто  это  или,  может  быть,  что?  Недавно  посоветовав одному  из  начинающих  художников  поместить  стаффаж  в  картину,  услышал вопрос,  что  это  и  как  именно  выполнить  мою  просьбу.

Пользуясь  профессиональным  жаргоном,  порой  забываешь,  что  тебя  не понимают.  По  этому  поводу  решил  написать  статью,  в  которой  расскажу  о чудо-приёме — как  оживить  скучный  пейзаж.  Хочу  сразу  добавить,  что  не только  пейзаж,  но  и  всё  разнообразие  реалистической  живописи  может  быть спасено  от  пресных  композиционных  решений  с  помощью  грамотно написанного  стаффажа.

Википедия.   Стаффа́ж — в  пейзажной  живописи  небольшие  фигуры  людей и  животных,  изображаемые  для  оживления  вида  и  имеющие второстепенное значение.

Простыми  словами,  речь  идёт  о  небольших  вписанных  в  картину  фигурах людей  или  животных  для  того,  чтобы,  например,  пустынный  пейзаж  заиграл иными  смыслами  и  стал  привлекательней  для  зрителя.

Думаю,  Вы  сами  замечали  за  собой  интерес  к  сюжетам,  содержащим человека, тем  более  занятого  каким-либо  делом.  Обычно  рассматривая  картину  в первый раз,  мы  ищем  на  ней  фигуру  человека,  его  лицо,  взгляд,  а  уже  затем оцениваем  среду,  в  которую  он  помещён.

Питер Брейгель Старший

Человеку  интересен  прежде  всего  человек — от  этой  истины  никуда  не  деться, так  мы  устроены,  впрочем,  советую  принять  как  факт,  копаться  в  данном постулате  мы  не  будем,  наша  тема — стаффаж.

Наблюдая  за  работой  начинающих  художников,  я  заметил,  что  они  идут одним из  двух  привычных  путей,  изображая  человеческую  фигуру  в  картине.  Первый путь — тщательно  изобразив  главного  героя,  они  как  бы  подрисовывают  к нему внешнюю  среду,  причем,  совсем  неважно,  есть  логика  в  том,  что  они изображают  или  нет.  (Я  имею  в  виду  линию  горизонта,  перспективные сокращения  архитектуры,  композицию  и  т.д.)

Второй  путь — написав  пейзаж  или  городской  сюжет,  начинающий  художник мучительно  ищет,  где  бы  ему  поместить  в  картину  фигурку  человека,  чтобы наполнить  свою  работу  содержанием.

И  первый  и  второй  вариант  ошибочны,  потому  что  собирать  картину  как пазл — неверно.

Картина — не  пазл,  и  вот  почему.  С  какой  бы  стороны  Вы  не  начали  собирать пазлы,  трудность  состоит  лишь  в  том,  что  нужно  перебрать  множество вариантов  и  найти  единственный  верный  в  каждом  случае,  затем  следующий, и  так,  пока  картина  не  предстанет  перед  Вашим  взором  во  всей  красе.

Что  интересно,  можно  вообще  не  знать,  что  должно  получиться,  всё  равно получится,  если  следовать  рисунку,  напечатанному  на  каждом  из  пазлов.

Если  идти  путём,  близким  к  собиранию  пазлов  в  написании  картины,  то результат  всегда  будет  случайным.  Начав  работу  от  куска  и  придумывая следующий  элемент  картины,  мы  не  представляем,  что  будет  в  итоге.  Именно поэтому  в  работах  начинающих  часто  все  объекты  изображены  без взаимодействия  друг  с  другом.

Существует  третий  способ,  с  помощью  которого  профессиональные  художники решают  вышеописанные  задачи.  Суть  его  в  том,  чтобы  заранее  представить, где  будут  расположены  все  основные  элементы  композиции,  в  том  числе  и стаффажи.

Чтобы  облегчить  процесс  четкого  видения  будущей  работы,  следует  приступать прежде  к  наброскам,  которые  помогут  представить,  как  будет  выглядеть картина.

Не  ленитесь  сделать  предварительную  работу,  выполнив  ряд  набросков.  Для неопытного  художника  это  лучший  способ  совершить  все  ошибки  до  того,  как он  приступит  к  картине.

Когда  Вы  определились  с  местом  в  работе,  которое  будет  занимать  фигура человека  или  группа  фигур,  будет  не  лишним  отдельно  отрисовать  будущие стаффажи.  Степень  проработки  фигур  зависит  от  размера  картины.

Если  Ваша  работа  небольшая,  например,  20х35  см,  подробно  прописывать фигуры  не  придется,  нужно  лишь  верно  уловить  силуэты  и,  поиграв  цветом, обозначить,  во  что  они  одеты.

Если  же  размер  значительный,  то  без  элементарных  знаний  пропорций человеческого  тела  и  анатомического  строения  не  обойтись.

Фигура  человека  в  картине,  как  и  все  остальные  объекты,  подчинена  логике пропорций,  перспективе,  цветовой  гармонии  и,  конечно,  общему  замыслу — всё это  обеспечивает  единство  целого.

Бывает,  помещенная  Вами  на  плоскость  холста  фигурка  или  группа  людей кажется  неестественной.  Не удивляйтесь,  если  Вы  изначально  не  предполагали такого  решения.  В  то  же  время  не  исключено,  что  некоторые  работы  можно оживить  стаффажем  уже  после  того,  как  картина  создана.  Подходите  к изображению  деталей  не  отдельно,  а  согласно  логике  всей  плоскости.

Самый  простой  способ  научиться  изображать  стаффажи  —  представить  их  в виде  простых  форм.  Голова  — шар,  туловище  —  прямоугольник,  ноги  и  руки  — вытянутые  прямоугольники.  Согласитесь,  с  обобщенными  пятнами  работать проще,  и  шансы  на  то,  что  персонажи  будут  смотреться  органично,  сильно увеличатся.

Лука Камбьязо, середина XVI века.

Научите  себя  мыслить  конструктивно,  манипулировать  простой  конструкцией легче,  чем  сложной.  Собственно,  велосипед  давно  придуман.  Опытные художники  успешно  используют  этот  приём,  почему  бы  и  Вам  не  взять  его  на вооружение?

Соглашусь,  не  всем  понятно,  что  значит — мыслить  конструктивно.  Намного проще  срисовывать  как  прежде,  но  именно  разница  в  способе  мышления отличает  любителя  от  профессионала.

Мне  периодически  приходят  просьбы  об  оценке  произведений  начинающих художников.  Суть  всегда  одна — подскажите,  что  хорошо,  а  что  плохо.  Если Вы внимательно  читали  мою  статью,  то  должны  были  услышать  главное.  Критерии художника,  мыслящего  конструктивно,  и  того,  кто  копирует  видимый  мир — две  параллельные  прямые,  которые  нигде  не  пересекаются.

Если  мой  совет  будет  вроде:  передвиньте  берёзку  в  картине  чуть  левее,  а небо  нарисуйте  голубым,  то  никакой  пользы  он  не  принесёт.  Учиться изобразительной  грамоте — значит  сделать  выбор  между  способами  мышления. Для  профессионала  берёзка — одно  из  пятен  на  плоскости,  и  все  его характеристики  подчинены  замыслу  автора.

Если  Вы  дочитали  до  этого  места,  то  сможете  услышать  главное.  А  именно, как  превратить  скучную  берёзку  в  шелест  листвы,  как  оживить  замученный, затёртый  до  дыр  букет  весенних  цветов,  чтобы  зритель  чувствовал  их  аромат, как  написать  морской  пейзаж,  чтобы  крики  чаек  и  шум  волны  звучали  в  ушах всех,  кто  его  увидел.

Согласитесь,  “Давид”  Микеланджело,  в  первую  очередь,  великолепен  не  тем, что  его  рост  более  пяти  метров  и  высечен  он  из  единого  куска  мрамора,  что иллюстрирует  титанический  труд  одного  человека,  а,  прежде  всего, художественным  образом,  воплощенным  в  камне.

Главным  достоинством  скульптора  является  не  трудолюбие,  впрочем,  его  я  под сомнение  не  ставлю,  а  хочу  обратить  Ваше  внимание  на  то,  как  автор манипулирует  пропорциями  в  угоду  смыслу.

Верхняя  часть  фигуры  непропорционально  большая,  особенно  голова,  правая рука  гигантская.  Но  если  мы  будем  смотреть  на  статую  с  высоты человеческого  роста,  в  данном  ракурсе  фигура  будет  смотреться  гармонично, чего  не  произошло  бы,  если  бы  “Давид”  соответствовал  естественным пропорциям.

Давид. Микеланджело

Посмотрите  на  Ваш  пейзаж  глазами  Микеланджело.  Возможно,  берёзка,  за которую  Вы  так  радеете,  вообще  не  нужна,  постарайтесь  увидеть  картину  как целый  организм,  если  ради  общего  замысла  будет  нужно,  увеличьте  голову или отрежьте  ноги.

Скульптура  Давида — это  воплощение  художественной  мысли,  а  не  бездумного копирования!

Хотите,  чтобы  написанные  Вами  букеты  пахли,  а  море  шумело — научитесь мыслить  конструктивно,  подчиняя  каждое  пятно  в  работе  единому  замыслу.

Я  не  случайно  расширил  тему,  говоря  о  стаффаже.  Перестав  цепляться  за детали,  Вы  скорее  научитесь  видеть  целое.