Публикую  обещанную  статью,  в  которой  я  задаю  простые  вопросы  современному  художнику,  моему  другу,  с  которым  мы  когда-то  вместе  начинали  постигать  мир  живописи.

Представься,  где родился,  где  учился  и  т.д.

Меня  зовут  Антон  Братыкин,  я  родился  в  Ярославле  и  сейчас  живу  в  этом  городе.  Учился  в  Ярославском  художественном  училище,  окончил  его,  занимаюсь  профессионально  художественной  деятельностью,  член  Союза  Художников  России,  постоянный  участник  областных,  всероссийских  выставок,  включая  персональные.

Современный художник Антон Братыкин

Каким  был  твой  творческий  путь,  с  чего  именно  ты  решил  стать  художником?

Мне  нравилось  рисовать  с  детства,  и  это  было  единственным  занятием,  которое  меня  по-настоящему  увлекало.  В  двенадцать  лет  я  решил,  что  буду  художником,  а  вот  к  другим  наукам  у  меня  не  было  ни  склонности,  ни  желания.

А  в  художественной  школе  ты  учился?

Да,  я  учился  в  период  с  девяти  до  тринадцати  лет,  но  не  закончил. Собственно,  моя  мама  была  инициатором  обучения  в  художественной  школе,  вовремя  заметив  склонности  сына  к  изобразительному  творчеству.  Помню,  что  не  хотел  посещать  школу,  потому  что  там  нужно  было  рисовать  согласно  поставленному  педагогом  заданию,  а  мне  хотелось  творить  свои  миры. 

Получается,  что  между  школой  и  училищем  была  пауза  из  ряда  лет,  которую  ты  заполнял  поисками  себя?

Да,  я  был  рад,  что  бросил  учёбу  в  школе  и  до  шестнадцати  лет  искал  себя.  В  результате  появилось  желание  поступить  в  училище,  так  как  было  ясно,  что  без  знаний  не  обойтись.  Опираясь  на  книги  и  другие  доступные  материалы,  я  начал  готовиться.  Мне  тогда  казалось,  что  поступить  легко,  что  у  меня  получится  с  первого  раза,  и,  конечно,  это  был  удар,  когда  я  не  поступил.  Ошибка  заключалась  в  том,  что  я  полагался  лишь  на  себя  и  на  книги.

То  есть  наставника,  педагога  у  тебя  не  было,  а  книга  таковым  по  определению  не  является,  значит,  подсказать,  как  надо,  было  некому?

Да,  это  и  было  моей  проблемой.  Здесь  стоит  отметить,  что  критерии  поступления  в  училище  —  это  не  абстрактный  талант,  а  набор  знаний,  которыми  должен  быть  вооружён  абитуриент.  К  следующим  экзаменам  я  готовился  иначе,  а  именно,  занимался  с  профессионалом  и  результат  оправдал  мои  усилия  —  со  второй  попытки  я  стал  студентом  ЯХУ.

Давай  подведём  небольшой  итог.  Даже  решение  поступить  в  художественное  училище  неосуществимо  без  профессиональных  знаний,  одного  таланта  мало.  Что  бы  нам  ни  говорили  родственники,  друзья  и  товарищи,  все  иллюзии  исчезают,  как  только  речь  идёт  о  профессиональных  критериях.  Согласись,  многие  из  необходимых  знаний  ты  мог  бы  взять  ещё  в  художественной  школе,  если  бы  доучился.

Да,  но  ты  знаешь,  тогда  я  этого  ещё  не  понимал.  Меня  больше  волновало,  что  педагоги  неинтересные,  а  в  группе  одни  девчонки.  Я  же  не  сам  пришёл,  меня  мама  привела,  наверное,  это  мне  мешало.  Было  сложно  поверить,  что  это  мой  путь,  все  мои  друзья  выбрали,  так  сказать,  мужские  увлечения,  а  я  с  девчонками  рисовал.  Я  старался  вообще  не  афишировать  это  занятие,  так  было  проще.

Скажи,  что  стало  для  тебя  открытием  после  поступления  в  училище?

Став  студентом,  я  ощутил  себя  на  своем  месте  по многим  причинам.  Новые  знания  и  коллектив  группы,  в  которой  я  учился  —  всё  меня  устраивало.  Я многого  не  понимал,  но  был  открыт  для  знаний,  мне  повезло  с  педагогами,  с  товарищами.  У  нас  вообще  был  творческий  курс,  я  попал  в  коллектив  единомышленников.  До  третьего  курса  всё  было  прекрасно,  а  после  пришло  понимание,  что  я  могу  мыслить  самостоятельно.  Это  были  робкие  шаги,  но  мне  хотелось  выражать  себя,  действовать  без  подсказок  педагога.  И  задачи,  которые  я  решал  как  творческая  личность,  не  согласовывались  с  учебной  программой,  что  не  могло  не  сказаться  на  процессе  обучения.

То  есть  тебя  пытались  вернуть  в  рамки  учебной  программы,  как  бы  притормозить  или  “подрезать  крылья”,  утверждая,  что  творчеством  следует  заниматься  вне  училища?

Да,  так  оно  и  было.

Современный художник Антон Братыкин

Хорошо,  не  будем  обсуждать  методику  традиционного  обучения  художников,  мне  интересно,  как  ты  им  стал,  когда  почувствовал  в  себе  силы,  когда  у  тебя  начало  получаться?

Первое,  что  я  решил,  я  не  буду  зарабатывать  на  искусстве,  то  есть  не  стану  эксплуатировать  полученные  знания  и  навыки.   Да,  мне  пришлось  искать  работу,  не  связанную  напрямую  с  моей  профессией  (жить-то  как-то  надо),  зато  я  был  абсолютно  свободен  в  творческом  поиске. 

Расскажи  именно  про  творческий  процесс,  с  чего  он  имел  своё  начало?

Сразу  же  после  окончания  училища  я  начал  участвовать  в  областных  выставках,  организованных  Союзом  Художников  России,  и  довольно  успешно,  потому  что  мои  работы  проходили  выставкомы,  а  значит,  я  был  интересен  как  художник.  На  выставкомах  я  получал  оценку  своему  творчеству,  и  оценивали  меня  уже  не  педагоги,  а  состоявшиеся  в  профессии  художники.

Современный художник Антон Братыкин

Давай  уточним,  речь  идёт  не  о  персональных  выставках,  а  о  конкурсных  проектах,  участие  в  которых  невозможно  без  отбора  наиболее  интересных  авторов.

Именно  так,  и  это  очень  важно  —  начинать  с  подобных  выставок,  где  ты  можешь  увидеть  себя  со  стороны  и  получить  адекватную  оценку  от  профессионалов.

Вообще,  этот  процесс  небыстрый.  Шли  годы,  количество  выставок  росло,  вместе  с  ними  совершенствовалось  и  твоё  мастерство.

Да,  были  и  более  серьёзные  всероссийские  выставки,  и  ряд  персональных.

Думаю,  немаловажным  фактом  было  и  вступление  в  Союз  Художников  России?

Да,  я  довольно  рано  вступил  в  СХР.   После  окончания  училища  прошло  всего  пять  лет,  а  раньше  это  процесс  занимал  десятилетия.

Соглашусь,  сейчас  многое  изменилось,  собственно,  в  другой  стране  живём,  но  факт  есть  факт,  ты  прошёл  профессиональный  отбор,  ты  интересен  как  художник,  как  творческая личность.  А  сейчас  ты  зарабатываешь  на  искусстве?  Речь  не  идёт  о  постоянном  заработке, вообще,  ты  получаешь  какие-то  деньги  за  творчество,  есть  ли  у  тебя  продажи  картин?

Да,  иногда  зарабатываю,  я  пишу  свои  картины,  и,  бывает,  покупают. 

А  кто  покупает?   Это  случайные  продажи,  либо  покупают,  именно  работы  А. Братыкина,  потому  что  такая  живопись  им  созвучна?

Случайные  люди  никогда  не  покупали,  потому  что  моя  живопись  непонятна  простому  обывателю.  Если  человек  хочет  купить  мою  картину,  значит,  он  понимает  её  достоинства  и  недостатки.  Таких  людей  мало,  но  это  нормально,  если  ваше  искусство  не  ширпотреб.  Недавно  был  случай,  меня  нашли  люди,  которые  на  областной  выставке  увидели  мои  работы,  затем  написали  в  Facebook  и  в  итоге  купили.  Опять  же,  они  не  были  случайными  людьми  и  разбирались  в  живописи.

Давай  сделаем  вывод.  Картины  продаются,  но  это  не  ежедневный  процесс,  и  приобретают  их  люди,  следящие  за  развитием  изобразительного  искусства  и  знающие  его  историю.  Рано  или  поздно  каждая  удавшаяся  работа  находит  своего  покупателя?

Современный художник Антон Братыкин

Да,  но  прежде  всего  она  находит  своего  зрителя,  а  затем  покупателя.  Если  картина  создана  ради  искусства,  то  её  ценность  растёт  с  каждым  годом.

Такой  вопрос,  ты  испытываешь  удовлетворение  от  процесса  творчества  и  всего,  что  с  ним  связано?

Я  живу  по  принципу  получения  удовольствия  от  того,  чем  занимаюсь,  а  вот  удовлетворение  и  удовольствие  —  это  разное.  Удовольствие  от  процесса  —  да,  удовлетворение  от  результата   бывает  не  всегда.

Кто  для  тебя  является  профессионалом  в  изобразительном  творчестве,  а  кто  любителем?

Профессионализм,  в  первую  очередь,  это  постоянство  в  работе,  а  любительство  —   временный  порыв,  например,  сегодня  я  захотел  порисовать,  а  завтра  нет.  Профессионал  движется  комплексно,  он  развивает  все  сферы  последовательно   и  не  зависит  от  своих  эмоций.

Как  ты  считаешь,  изобразительное  искусство  сейчас  деградирует  или  развивается?

Я  думаю,  что  идёт  развитие,  я не  вижу  тупика.  Если  брать  конкретных  авторов,  то  многие  из  них  развиваются,  растут,  становятся  интересней.  Также  нам  сложно  сейчас  говорить  о  самих  себе,  нужно  время,  чтобы  понять,  в  тупике  мы  были  или,  наоборот,  развивались.

Что  для  тебя  является  приоритетом  —  природный  талант  или  умение  учиться,  желание  знать,  постигать  новое?

Для  меня  очень  важно,  когда  человек  развивается,  обучается.  Поступательное  движение  —  это  работа,  самообразование  —  приоритет.  Точки  в  процессе  обучения  нет,  он  бесконечный,  художник  не  может  сказать,  что  он  все  умеет.

Должен  ли  художник  угождать  зрителю,  потворствовать  его  пожеланиям?  Например,  хочу  небо  голубое,  а  травку  зелёную?

Конечно,  зрителю  угождать  не  надо,  не  надо  вообще  никому  угождать,  нужно,  чтобы  всё  шло  от  себя.  Если  пытаться  услышать  каждого  из  общей  зрительской  массы,  то  неизбежно  потеряешь  себя,  в  итоге  никому  не  угодишь,  и  себе  в  том  числе.

Современный художник Антон Братыкин

Что  ты  можешь  посоветовать  начинающему  художнику?

Найти  свой  изобразительный  язык  —  это  самая  сложная  задача.  Нужно  спросить  себя,  что  именно  ты  хочешь  сделать,  и  постараться  на  него  ответить  честно.  Безусловно,  это  долгий путь,  сразу  ничего  не  получится,  но  попытки  нужно  делать  постоянно,  и  вообще,  шире  смотреть  на  мир,  заглядывать  в  себя,  задавать  себе  вопросы.  А  практический  совет  —  много  работать  и  показывать  своё  творчество. 

Скажи,  какими  качествами,  по  твоему  мнению,  должен  обладать  шедевр  или,  простыми  словами,  идеальная  картина?

Когда  на  картину  интересно  смотреть,  внутри  неё  движение,  она  не  надоедает,  ты  постоянно  находишь  в  ней  что-то  новое.  Увлекает,  если  я  не  понимаю,  как  это  сделано,  то  есть  когда  всё  очевидно  —  это  скучно.  Важно,  чтобы  я  поймал  себя  на  мысли,  что  смотрю  на  картину  не  как  художник,  а  как  зритель,  то  есть  прежде  испытываю  эмоцию,  а  затем  анализирую.  Картина  должна  вовлекать,  иначе  какой  в  ней  смысл.

А  кто  для  тебя  интересный  художник?

Для  меня,  прежде  всего,  художник  интересен  своим  миром,  тем,  что  он  смог  создать  образы,  свойственные  его  представлениям   о  мире. 

Считаешь  ли  ты,  что  мир  жесток  к  творческим  людям?

Мир  вообще  жесток,  и  это  нормально.  Если  ставить  себя  в  позицию  жертвы,  то  не  стоит   заниматься  творчеством,  а  вообще,  это  нормально,  когда  в  начале  пути  тебя  не  понимают,  не  принимают  и  т.д.  Надо  просто  понимать,  что  изначально  так  будет,  это  естественный  процесс.  Не  надо  жить  иллюзиями,  следует  знать,  что  твоё  творчество  никому  не  нужно,  но  при  этом  помнить,  оно  нужно  тебе,  прежде  всего.

Где  грань  между  искусством  и  ремеслом,  по-твоему?

Ремесло  —  это  набор  штампов,  а  уникальный  мир,  созданный  конкретным  автором  — искусство.  Есть  ремесленное  искусство,  которое  повторяет  опыт  предыдущих  поколений,  в  нём  нет  ничего  нового.  То  есть  ремесло  —  это повторение  пройденного,  у  него  много  общего  с  учебным  процессом.  В  ремесле  нет  “я”,  нет  уникального  мира.

Скажи,  было  ли  тебе  легко  найти  себя  на  творческом  пути?  Я  понимаю,  что  процесс  далеко  не  завершён,  возьмём  пройденный  отрезок,  приблизился  ли  ты  к  творческим  целям?

Да,  я  приблизился.  Немаловажную  роль  здесь  сыграл  возраст.  После  определённого  рубежа  я  со  многим  определился,  всё  встало  на  свои  места,  радикальные  эксперименты  остались  в  прошлом,  и  всё  это  произошло  в  тридцать  пять  лет.  Это  лично  мои  ощущения,  кто-то  и  в  шестьдесят  себя  активно  ищет.  А  легко  ли  было?  Конечно,  нет,  думаю,  легко  ни  у  кого  не  бывает.

Современный художник Антон Братыкин

Ты  чувствуешь  себя  современным  художником?

Да,  но  если  поразмыслить,  то  понятие  “современный  художник”  в  контексте  времени  скорее  отталкивает.  Современный,  прежде  всего,  современник.  Я  художник,  я  живу  сейчас,  давайте  правильно  ставить  акценты. 

Современный художник Антон Братыкин

Каким  ты  видишь  своё  творчество  в  будущем?

Наверное,  я  повторюсь,  но  для  меня  важно,  чтобы  моё  творчество  было  моим,  и  зритель  считывал  это  с  первого  взгляда.  Я  вижу  своё  творчество  в  контексте  моего  мира,  который  я  создаю  в  своих  картинах.  Причем  необязательно  быть  понятным,  важно  быть  узнаваемым.

Современный художник Антон Братыкин

Как  стать  художником,  как  ты  считаешь?

Необходимо  иметь  потребность  выражать  себя  в  творчестве  —  это  прежде  всего,  а  затем  просто  разрешите  себе  быть  художником.  Всё,  что  нужно,  придёт  само,  при  условии  постоянного  движения  к  поставленным  целям.

Это  был  наш  разговор  с  Антоном  Братыкиным  —  живописцем,  современным  художником  и    моим  хорошим  другом.

Если  у  Вас  есть  вопросы  или  пожелания,  Вы  можете  написать  их  в  комментариях,  я  или  Антон  на  них  ответим.