Как Вам такая тема для статьи? Современный художник — кто он, каким воздухом дышит, какие ценности пропагандирует, чем живёт, во что верит?
Так повелось, что термин “современное искусство” используется сейчас, скорее, в ругательном смысле в обывательской среде, а большинство из ныне живущих творцов стараются причислить себя к продолжателям традиций и брезгуют современностью вообще.
Современными считают себя те, кто без устали клепают а-ля Левитана с Шишкиным, и те, кто прибивают части своего тела к мостовой в актуальном ныне направлении “акционизм”, и те, кому вообще пофиг, как и что, лишь бы купили.
Большое видится на расстоянии, лучше не скажешь, и действительно, время всё расставит на свои места. Дальновидные и сейчас знают, что исчезнут бесследно все подражатели, копиисты, акционисты и пофигисты.
Что нам интересно в недалёком прошлом? А в далёком? Да всё то же — правда, пусть художественная, образная, но именно правда. Дух времени, его знаки, символы волновали современников и отражались на картинах творцов, имевших смелость быть честными с самими собой.
Недавно прочитал упрёк в одном из комментариев, адресованных мне, будто бы я обращаюсь к “внутреннему ребёнку” своего читателя, ученика. Надо полагать, кому-то хотелось бы, чтобы моё обращение было адресовано к внутренней бабушке или дедушке.
Для меня современный художник — юный, молодой, дерзкий, конечно же, больше ребёнок, нежели дед седовласый. Под молодостью я понимаю внутреннее состояние, восприятие мира, а не дату рождения и фактический возраст.
Не раз встречал людей в возрасте, достигших высот в своей профессии. Перед ними преклонялись, их уважали, а они не переставали оставаться детьми, продолжая задавать вопросы, экспериментировать, фантазировать и воплощать в жизнь мечты.
Скажу проще, если Ваш “внутренний ребёнок” Вас покинул, Вы не более чем тумбочка, старый пень, сборник цитат, условностей и правил. Только не воспринимайте буквально, речь о Вашем отношении к окружающему. Просто послушайте себя со стороны, возможно, это Ваши слова: мы такими не были, нас иначе воспитали, я знаю, я слышал, не знаю и знать не хочу, наше поколение, в моё время и т.д.
Современный художник во стократ интересней тех, кто уже стал историей, он живёт с нами в одном времени, с ним можно встретиться “лоб в лоб” в супермаркете, почувствовать его локоть в тесном троллейбусе или улыбнуться ему просто так, как случайному прохожему.
Вы только представьте, они живут среди нас, ещё не заклеймённые печатью гениальности, ещё свободные от бремени книжной славы и манипуляций их именами. Конечно, большинству удастся всего этого избежать как при жизни, так и после, но все они бесконечно интересны, прежде всего, сейчас.
Не исключено, что современные художники — это Вы, читатели моего блога.
Признаюсь, на своём веку я повидал разных творцов, тех, кто действительно ими был, и кто таковыми только казался. На меня с презрением смотрели толстопузые бородачи, мнящие себя великими, со мной искали встречи гении-самоучки, ко мне были холодно расположены художники-отшельники, что живут сами по себе.
Собственно, я сам остаюсь преданным поклонником некоторых современников, не исключено, что могу стать и Вашим, если по ряду критериев Вы сможете меня “зацепить”.
Многие думают, что быть художником — значит быть избранным, особенным, названным кем-то из авторитетов или пройти долгий путь академического обучения. Я Вас разочарую и обрадую — назовитесь сами тем, кем хотите стать, и Вы им станете.
Согласитесь, у многих из нас есть убеждённость, что сначала нужно сдать экзамены на пять, а затем только позволить себе считать себя сведущим в той или иной области.
“Синдром отличника” нам прививали с детства, и мало кто остался непривитым. Это касается всех сфер жизни, отличники привыкли расслабляться после очередной пятёрки (сделал дело — гуляй смело), так их учили, так они и живут.
Нет ничего удивительного, что многие никогда не реализуют свои мечты, они даже не попробуют, не наберутся смелости и не заявят о себе. Отсутствие пятёрок, дипломов, бумажек — весомый аргумент в пользу оправданий своей несостоятельности.
Отличники думают, что поймали удачу за хвост, завершив обучение и устроившись в жизни. Работа, семья, отпуск и снова по кругу, но это не обеспечит роста как в Вашей профессиональной сфере, так и на творческом пути. Удача сопутствует лишь тем, кто никогда не расслабляется, кто сделал учёбу стилем жизни.
Мир искусства открыт для всех, стражники не проверяют пропуска у входа. Желающие могут войти, всем хватит места, для всех найдётся пристанище, будет ли это хлипкая лачуга или Аллея Славы с вашими именами.
Импрессионисты более ста лет назад совершили революцию в изобразительном искусстве, которая, не побоюсь сравнения, перевернула ход развития человеческой цивилизации во многих сферах жизни.
Сейчас каждый может заявить о себе, о своём творчестве. Вопрос, почему Вы этого не делаете? У Вас не хватает духа быть честным, таким, каким Вы желаете себя видеть? Вам недостает дипломов, сертификатов, наград и медалей, чтобы поверить в себя?
Вы боитесь, а вдруг засмеют, обзовут, не так поймут? Толстые дяди с дипломами укажут Вам на выход и выгонят вон из мира искусства?
Приоритет в принятии решений у Вас, никто не знает, какую из фантазий Вы реализуете первой, а какую второй. Мечтайте и действуйте — вот самая верная последовательность.
Повторю свой вопрос, возможно, это Вы — тот самый современный художник? И если это так, то я в Вас верю. Вы действуете, вдохновлённые мечтой, Вы никогда не перестаёте учиться, Вы бросаете вызов собственным страхам, Вы испытываете радость творчества и ни на что не променяете возможность испытать ее снова и снова.
Собственно, нет никакой современности в отрыве от нас с вами, просто позвольте себе быть тем, кем желаете. Безусловно, всё не произойдёт по взмаху волшебной палочки даже в новогоднюю ночь. Придётся затратить немало сил и времени на достижение поставленных целей, но разве не в этом вся прелесть жизни?
Живите, творите, радуйтесь, просто получайте удовольствие от побед над своим неумением, нежеланием, незнанием.
В следующей статье я познакомлю Вас со своим другом — современным художником, я задам ему ряд злободневных вопросов, а он ответит так, как посчитает нужным. Скажу Вам по секрету, ответы будут честными, и вообще, будет интересно, не пропустите следующую статью.
Уверен, у Вас есть собственное мнение, как должен выглядеть, творить, чем жить современный художник, поделитесь в комментариях.
Мне не очень нравится понятие «современный » художник Может есть просто художник (опытный или менее опытный , плодовитый или не очень), но художник просто. Например Фабр ?-это современный художник или это современный,но не художник? Нельзя творить то,что зрителя (тоже и слушателя) не приподнимает а опускает
Здравствуйте, Антонина! Современный — прежде всего, наш современник, а также современный — созвучный времени. Мы знаем много художников, ушедших из жизни очень давно, но по-прежнему современных. Я же хочу обратить внимание читателей на тех, кто живёт сейчас. Что можно творить, а что нет, думаю, вопрос риторический. Если смотреть на искусство как на путь познания мира, то все направления художественной мысли возможны. Спасибо за отзыв.
Ольга, Александр совсем не то имел в ввиду, о чем вы пишите.. Он задел глубокую тему. что есть современное искусство? Многие считают, что что в современном искусстве сейчас застой. Это вопрос! Он хотел понять, что думаем об этом мы, художники Можно быть отличником (честь и хвала), но не стать художником. Мне тут недавно мысль пришла, как сделать так, чтобы твои работы нравились людям. Нужно их удивлять.. Обязательно твои работы должны быть хоть немного понятны , (даже абстракции должны быть понятны на уровне эмоций), то, что совсем непонятно, оставляет людей безразличными. Вот зритель увидел что-то знакомое.. и удивился, как это знакомое по-новому видит художник.. И чем оригинальнее это новое, тем талантливее художник Извините, если что. это просто мысли вслух…
«Обязательно твои работы должны быть хоть немного понятны ,…» — Может, не на зрителя надо ориентироваться, а на себя самого? Если самому понятно то, что изобразил, самого «цепляет», самому хочется смотреть и смотреть, то может, это самой главный критерий успеха своей картины? (Главное при этом быть честным с самим собой!)Так как зрители абсолютно разные могут быть, и на них ориентироваться — тупиковый путь, можно потерять то, ради чего писал картину.
Я с Вами абсолютно согласна, Янтарная!
я с вами согласна полностью есть современные художники которых мало кто понимает думаю что художник должен донести свою мысль до любого человека что бы человек мог удивляться или восхищаться глядя на то что изображает художник
Интересно, но я живу в соответствии с пожеланиями Александра. И я СЧАСТЛИВА!!! )
Здравствуйте, Александр! Поспорю с Вами! Вы пишете: «Отличники думают, что поймали удачу за хвост…», — не буду продолжать цитату. А не задумывались ли Вы, что отличниками становятся люди, не «поймавшие удачу за хвост», а с раннего детства усвоившие, что удача бывает благосклонна только к тем, кто трудится (в данном случае — обучается) не покладая рук… Поэтому они внимательно слушают учителей, выполняют домашние задания, занимаются в секциях и кружках, а летом читают … Такая привычка складывается в детстве и не отпускает потом всю жизнь. Именно отличники получают по 3 образования, изучают дополнительно языки и … (та-дам !) РИСУЮТ, лепят, куют, пишут стихи и рассказы… Отличник — это всегда очень активная жизненная позиция! Конечно, из любого правила есть исключения, но это уже совсем другая история…
А мне кажется, что отличник это прежде всего завышенная ответственность за что-то. На творчество это качество никак не влияет.
Здравствуйте, Ольга! Вы как будто взяли определение отличника из учебника. Скажу Вам, задумывался и не раз, почему именно бывшие отличники задают мне банальные вопросы на банальные темы. Например: всю жизнь хотела стать художником, но обстоятельства не сложились; очень люблю рисовать, получаю необыкновенное удовольствие от живописи, хочу выставлять свои работы, но чувствую, что права не имею, нет проф-образования. Желание есть, картины есть, потребность есть, а права нет! Чудеса! Вопрос, кто отнял у Вас право выражать себя, почему, чтобы поверить в свои силы, Вам нужна пятёрка? Акцент всегда должен быть только на результате, и если результат Вас не устраивает, то ищите способ его улучшить. Под результатом я понимаю продукт, Вами созданный, то есть завершённый. Спасибо за отзыв!
Александр, спасибо за «внутреннего ребёнка»!!! Как бы его ещё услышать…
Скажу свое мнение, которое у меня сформировалось за последний год. Художник есть акт самопровозглашения.Им невозможно научить быть.Ты либо он, либо нет.Если ты художник,это будет выражаться во всем-в творчестве, мыслях,словах, образе жизни,в чем угодно. Вопрос лишь в том, хватит ли смелости принять себя тем, кем являешься. Если принятие себя произойдет, остальное будет как следствие. Природа художника, как мне кажется, обусловлена жаждой к исканиям, учению, саморазвитию и самовыражению.
Очень интересно будет почитать проанонсированную беседу. Впрочем, ваши статьи всегда содержательны)
«Вы боитесь, а вдруг засмеют, обзовут, не так поймут? » Конечно, еще как! Особенно когда мало опыта по сравнению с мэтрами. И в то же время ужасно обидно, когда не ставят ни в грош все твои все-таки знания, все-таки живой опыт люди, которым чистосердечно даешь советы, которые тоже пытаются что-то рисовать, — они только морщат лоб и цедят: «ну не знаю…» или молча думают про себя это. Может, это нормальный процесс обучения у всех творческих педагогов? Ведь и мои учителя (и не один!) были воспринимаемы частенько в штыки однокашниками… Главное, наверно, идти своим путем, так как никто со стороны не может предугадать то впечатление от картины, которое ты имел в виду, и у каждого свое будет впечатление от картины. Другое дело, что когда что-то имел в виду, но слабо это выразил, вот тогда надо слушать мэтров, которые подскажут ошибку.
Здравствуйте, Александр. Мое мнение по по поводу «отличников» таково : быть просто художником — это пустяк. Это все равно, что сказать : человек, дерево, трава, букашка. Понимаете? А вот отлично выучиться и научиться на отлично владеть передачей сути своей художественной идеи — это далеко не пустяк. Только отличники двигают прогресс, а остальные им помогают. У Вас всегда такие интересные статьи, я их с удовольствием читаю, наверно, моему внутреннему ребенку, который спрятан в каждом человеке, необходимы хорошие и правильные слова о художниках, искусстве. Спасибо, Вам, Александр! Пользуясь случаем, поздравляю Всех с Новым Годом и Рождеством!
Александр! Спасибо огроменное за «Современного художника»!! Вижу по комментариям, что кто-то обиделся за отличников? Друзья, Вас задело! Да-да, задело. Но, речь вовсе не об отличниках. Читайте внимательно: «… синдром…».
Мне лично было очень приятно читать, особенно про внутреннего ребенка. И, знаете, я почувствовала себя современным художником :))), хотя у меня вовсе нет специального художественного образования. Просто радость творчества окрыляет!!!
Здравстуйте, Валентина. По поводу «…синдрома…» — мы же не в очереди на приеме у детского психотерапевта? Хотя нам, Всем, это, наверное, немножко нужно.
Здравствуйте, Светлана! Причем здесь детский психотерапевт? И что Вы имели в виду, написав «нам, Всем, это, наверное, немножко нужно»? Мы же здесь выражаем свои мысли по прочтении статьи Александра «Современный художник». Я, например, еще раз хочу отметить — статья чудесная!!!
По правде, мне не понятно, почему так актаульна тема «отличник-троечник»? Почему, уже много лет пишут об этом? Почему никто не задался вопросом «личность или не личность»?
На мой взгляд, современный художник это тот, кто живет в настоящем времени, он душой «видит» прошлое, он «зрит» будущее, пусть даже сам того не осознавая, и все это, в его картинах, видит зритель
Здравствуйте, Ирина! Никто из нас не родился личностью, а стал ею или не стал ввиду синдрома отличника или комплекса вечного двоечника. Личностью можно назвать человека, свободного от обстоятельств и условностей, это не свойства таланта или природных дарований. Выбор — вот что делает человека личностью между «так надо» и «так хочу», «плыть по течению» или «идти своим путём». Аналогии можно продолжить, но приоритетом будет некий стержень из волевых качеств, приобретённых навыков и знаний. Вы пишете, что художник может, сам того не осознавая, видеть прошлое, будущее, и это же будет видеть на его картинах зритель. Скажу Вам, что так не бывает. Если в произведении, будь-то литература или живопись или иного рода искусство, нет грамотной структуры, выверенной композиции, замысла, соответствующего технического решения, то это «белиберда», говоря простыми словами, и Вы сами, уверен, такую видели не раз. Спасибо за отзыв!
А в моей практике такой парадокс : чем больше я изучаю живопись ,т.е. живописную грамоту(композиция,перспектива,свет-тень и т.д. ) ,тем больше разочаровываюсь в своих результатах и понимаю,что рисовать больше не хочу.Когда в первый раз взяла в руки кисть и краски , было вдохновение и огромный интерес . Сейчас ,после двух лет самообразования, поняла,что надо всё забыть.Думаю,что художник должен не столько знать живописную грамоту, сколько должен уметь увидеть в обыденной жизни нечто интересное и что-то своеобразное,должен быть внимательным , наблюдательным , эмоционально наполненным как ребенок. Единственная мотивация художника ( настоящего ) к рисованию должно быть ,мне кажется , желание изложить на холст или бумагу своё личное впечатление от увиденного.
Вы абсолютно правы, Оксана! Но для того, чтобы зритель верно увидел Ваше впечатление на холсте — нужна живописная грамота!)Не надо ее забывать, а надо ею виртуозно владеть!)
по моему мнению современный художник будь то поэт писатель или живописец и скульптор к произведениям которого люди не будут равнодушны ….
Надо просто любить то, что ты делаешь и… делать! А там уже не важно, какие у тебя оценки и что тобой двигает. Процесс не менее важен, чем результат. Просто любить окружающий мир, смотреть на него этими влюбленными глазами, тогда все получится. Если любишь, будешь изучать: теорию, практику — именно то, что нужно тебе, чтобы передать свои чувства.
Как пример. Личный, я не хвалюсь. В школе я не была отличницей, зато меня чаще их выдвигали на олимпиады по разным предметам, и я с ними успешно справлялась, уж на городской уровень всегда проходила и как минимум была в 15 лучших, чаще входила в 10-5. А все потому что мне это было безумно интересно. Не «зарабатывать оценку», а «изучать и познавать».
Я тут почитала комментарии и заметила, что у людей разное понятие «отличника». Есть «отличник», которому мама велела быть отличником и может быть какой-то внутренний упертый баран (это хорошее качество в любом случае!), но какая-то зашоренность в движении к цели, а есть «отличник», у которого дикая страсть к учебе, у него больше шансов стать великим, он смотрит по сторонам и трудится не из-под палки. Они совсем разные и судьбы у них разные, хотя оба они отличники.