Творческий человек — кто он, как себя определяет, к чему стремится, каким идеалам следует? Недавно на одной из онлайн встреч я поделился тем, как понимаю становление творческой личности.
Тема оказалась востребована, и я решил написать статью, которая должна помочь Вам разобраться в себе, а значит, быстрее достичь поставленных целей.
С другой стороны, тема может быть интересна и начинающим художникам, и тем, кто причисляет себя к зрительской аудитории, так или иначе, творец и зритель — две стороны одной медали.
В моей классификации пять “Я” творческого человека — это пять ступеней роста отдельно взятой личности, его путь к подлинному самовыражению.
Мне периодически приходится слышать оправдания вроде: “Я не умею рисовать”, “Вот я сначала научусь, а затем позволю себе творить” или “Все рисуют, а мне не дано — природа обделила”. Бывают и такие высказывания: “Кто сказал, что ты художник? Нет никаких художников, иди работай на завод!”
Уверен, Вы тоже слышали подобное, а возможно, и сами позволяли себе так выражаться. Помню, лет в тринадцать-пятнадцать я ещё мог сомневаться в себе, обижаться на вышеприведенные замечания, но со временем опыт и знания расставили всё на свои места.
Сейчас, прежде чем давать оценку себе или тем, с кем мне довелось работать, прежде чем на кого-либо обижаться, задаюсь вопросом, а с каким из пяти “Я” мне приходится иметь дело?
Давайте разберёмся и начнём с первой ступени (отмечу, что перепрыгнуть через ступень нельзя, каждый из нас проходит этот путь последовательно с пункта номер один по пункт номер пять).
Первая ступень — “Я отрицаю”. То есть человек в принципе не верит в существование художников и искусства вообще. Так или иначе, все мы были в этом состоянии в детстве, а некоторые там и по сей день. Более того, есть люди, воинственно настроенные в своём отрицании искусства, и, к сожалению, мне приходилось с ними сталкиваться.
С такими людьми бесполезно говорить на темы творчества, они видят мир только через призму материальных благ, собственной выгоды и бесполезности всего, что не может быть оценено здесь и сейчас в денежном или ином эквиваленте, способном оправдать абстрактное “Я творю”.
Вторая ступень — “Я допускаю”. На этом этапе происходит трансформация человека. Он уже согласен, что художники есть и искусство вообще есть, но считает, что ему не дано, природа талантом обделила и т.д. В отличие от отрицающих, личность на втором уровне способна слышать и принимать тех, кто говорит с ней на языке искусства. Именно на этой ступени человек делает шаг навстречу своим возможностям, здесь начинается путь к творческой свободе и самовыражению. Однако всё это ещё впереди, а реальность заключается в преодолении убежденности “мне не дано”.
Третья ступень — “Я художник”. Победа над неуверенностью сменяется верой в свою гениальность, именно так характеризуется третий этап роста. Начинающий художник овладевает базовыми знаниями, ему становятся доступны техники и приёмы из арсенала профессионалов. “Я гений, я всё могу!” — думает и говорит художник, декларация собственного “Я” — основная отличительная черта личности на этом этапе.
Важно! Третья ступень является отправной точкой для дальнейшего роста, потому как овладение мастерством, техническими знаниями происходит именно здесь. Творчество невозможно, если нет базовых знаний и наработанного опыта.
Следует отметить, что более девяноста процентов художников так и остаются на третьей ступени, постоянно “якают” и доказывают себе и окружающему миру, что умеют рисовать, что они большие специалисты в своём деле.
Концентрация на себе, на своих победах и поражениях не даёт объективно видеть мир, порой художники на третьей ступени воюют с представителями иных взглядов и течений в искусстве. Для них существует только одна точка зрения и один художник, к которому они прислушиваются, то есть они сами.
Собственно, третья ступень может оказаться как отличным стартом для дальнейшего роста, так и лабиринтом, в котором можно бесконечно ходить по кругу, плутая в закоулках своего “Я”.
Четвёртая ступень — “Я ищу себя”. Не так велик процент людей, осознавших, что помимо них есть и другие художники, не менее талантливые, что сам факт умения рисовать, обладания базовыми знаниями ещё не делает тебя творцом.
Рисовать похоже или, говоря обывательским языком, “как на фотографии”, становится тошнотворно. “Я же не принтер,” — думает художник на этом этапе своего роста. Его начинают волновать вопросы творческого языка, уникального видения, ему становится важно рисовать не “как вижу”, а “как чувствую”.
Приходит пора экспериментов, поиска, чувствования, своего видения, и это в корне отличает четвёртую ступень от третьей, где ключевое — это базовые знания и их совершенствование.
Люди на четвёртой ступени отличаются тем, что умеют видеть и слышать. Они чаще сомневаются, нарушают правила, провоцируют, больше отдают, нежели желают присвоить. Здесь знания — не оружие для управления миром, а дар, которым они делятся, ничего не оставляя себе.
Пятая ступень — “Я творю!” На бытовом языке — абсолютное счастье. Человек на этом этапе достиг гармонии с собой и миром, он больше никому ничего не должен. Поиски остались позади, он творит легко и просто.
Этим художникам подражают, желают быть похожими на них, хотят унести с собой частичку их гармонии, присвоить, откусить, присосаться, проглотить заживо, но все эти потуги впустую. Как нельзя поймать ветер, так нельзя даже ущипнуть нашедшего себя творца!
Для творца вся суета осталась там, в болотистых почвах первой, второй, третьей ступеней, он парит высоко, как птица, над желающими ему поклоняться, его уничтожить или как-нибудь ещё достать.
Художник, достигший пятой ступени, ничего не берёт и ничего не отдаёт, сам факт его существования — великое благо для мира, продукты его творчества — святыни для почитателей искусства.
Вкратце я изложил суть каждой из ступеней творческого роста. Если Вы примете мою классификацию на вооружение, то, возможно, быстрее справитесь с некоторыми из проблем, связанными как с собой лично, так и с коммуникациями внутри общества, в котором мы все живём.
Согласитесь, бесполезно искать понимания у человека, находящегося на первой ступени, в то время когда Вы на третьей. А личность со второй ступени ни за что не разделит с Вами творческие поиски четвёртого этапа роста.
Постарайтесь увидеть себя со стороны. Возможно, сейчас Вам будут смешны собственные упреки в адрес художников, ищущих себя, и в следующий раз Вы подумаете, прежде чем говорить что-то вроде: “А раньше ты рисовал лучше, как-то сейчас совсем не то”.
Следует отметить и тот факт, что люди себя часто переоценивают. Иногда человек, находящийся на второй ступени, говорит о творческом поиске, о радости творчества, о свободе самовыражения, при этом не обладая базовыми знаниями и опытом.
Третья ступень часто маскируется под пятую. “Я взлетел так Высоко, — говорит художник, — что творю легко и свободно”.
Вы спросите, как определить, кто на какой ступени, чтобы быть понятым, быть принятым и иметь поддержку? Ответ неоднозначен, как и вся моя теория. Это лишь общие наблюдения, но самое простое, что нас всех раскрывает — это текст, который мы произносим, говоря о себе, о своём творчестве.
Простыми словами, если Вы для кого-то не существуете, значит, перед Вами человек с первой ступени, если Ваш оппонент через слово “якает”, значит, с третьей, если находит оправдания, то со второй, если удивляет — с четвёртой. Пятый уровень Вы узнаете без слов, ему слова не нужны, как, впрочем, и Вы тоже!
Расскажите в комментариях о своих соображениях на данную тему. Возможно, Вы узнали себя или Ваших знакомых или хотите внести дополнительную ступень, недостающую, по Вашему мнению.
ГЛАВНОЕ РИСУЙ ИЛИ ПИШИ .КАРАНДАШ ИЛИ МАСЛО НЕ ВАЖНО!
Где лучше всего учиться человеку с третьей ступени? Уже два года осваиваю и результаты пока печальны
Здравствуйте, Светлана! Прозвучит как реклама, если я скажу, что у меня учиться лучше, но решить Ваши вопросы можно, только находясь в учебной программе. Вообще, старайтесь выбирать учителей на голову выше того уровня, на котором Вы находитесь, иначе тупик неизбежен. В то же время, если Вы до сих пор не бросили обучение, значит, Вам это действительно важно. Ищите своих учителей и обязательно найдёте. Спасибо за Ваш вопрос!
Очень, даже очень.
Добрый день, очень познавательно, и детализированно написано, Александр. Конечно, хотелось бы претендовать на четвёртую ступень, но как это сделать, не пройдя третью? Наверное, вторая. Хотя поиск есть.
А насчёт оппонентов – звучат фразы:
«Может, тебе стиль поменять?»
«Что-то как-то мрачно».
«У тебя все картины по-разному написаны, как будто разные люди писали».
«Цвета нет!» (хотя я уверен в обратном).
Спасибо за статью!
Здравствуйте, Всеволод! Претендуйте! Поставьте себе цель и идите, так или иначе, каждый из нас пройдёт путь от первой ступени до пятой, если будет действовать последовательно. Начинающим свойственно видеть только вершки, в погоне за ними они умножают хаос непонимания. Как водится, вся суть в корешках, в том, что скрыто, что неочевидно. Невозможно перепрыгнуть третью ступень, так как она несёт базовые знания, только закрепившись на ней, можно двигаться дальше. Думаю, оппоненты больше не введут Вас в ступор, если Вы будете знать, с каким из пяти «Я» имеете дело. Спасибо за комментарий!
Добрый день, творческие люди, именно творческие, просто здесь нет других. Александр, Ваша классификация удивительно понятна и думаю, когда отрицаешь все и вся, то ты даже не просто на первой ступени, ты нигде, потому как жизнь и движение вперед в своем развитии, отрицание не приемлет. Я изучаю живопись два года и давно поняла главное: нет плохих рисунков, есть люди с разным видением мира, а стиль, которым они его воспроизводят это такое личное. Мне нравится наблюдать рост моих единомышленников, а еще надо понимать, что стили в живописи есть разные и кто-то рисует как принтер, а кто то примитив обожает. Спасибо Вам за статью, учимся вместе.
Да все имеет место быть. Честно сказать, практически не встречались мне люди с первых двух ступеней. А остальные три неоднозначны.Знаю художников — виртуозов в технике рисования, рисунок, композиция, одинаково замечательно владеют акварелью, маслом, пастелью, есть имя в определенных кругах, есть заказчики, хотя они не гении, придумывают композиции очень средние (это оценка искусствоведов, не моя). Поэтому строго подвести каждого под какую либо ступень нельзя. Все индивидуально.
И зачем всех строить по табуреткам, разве в жизни всё так просто?
Здравствуйте, Ирина! Что Вы называете табуретками и о какой жизненной простоте говорите? Предложите своё видение, возможно, Вы окажетесь более правы.
Когда впервые услышала об этой классификации, сразу перед глазами стала вся моя творческая жизнь… и точно, как в » книжке» написано точно обо мне)), но, Слава Богу !, есть куда идти и к чему стремиться!!! Спасибо, Александр за Ваши статьи! Нужно и полезно!)
… может быть у меня и были первая и вторая ступень, я их не помню, но третья была — однозначно, у меня была такая «вертушка», врагу не пожелаешь. Я вышла из лабиринта и теперь только вперед.
Я точно не знаю.Но думаю, что у меня вторая или третья.Начала рисовать 6 лет назад в учреждении дополнительного образования.Собралась поступать в художественную школу имени Николая Шлейна в Костроме.Но так лень готовиться к экзамену, чтобы туда поступить и вообще дома так лень рисовать.Как преодолеть свою лень подскажите, пожалуйста
Здравствуйте, Дарья! Не могу не откликнуться на Ваш «крик о помощи». Вот уж соглашусь с тем, что злейший из Врагов наших — это лень, как мы эту гадину не стараемся вывести, изжить, уничтожить — все старания напрасны. Она, как вторая натура, всегда вносит своё «я» во все наши начинания, благие дела и лучшие помыслы. У меня нет однозначного решения, как победить лень, но один действенный приём мне известен. Поможет он или нет, зависит опять же от степени власти лени над нами. Собственно, в лени нет ничего порочного, она нужна как механизм сохранения энергии, а значит, обеспечивает выживание. Вопрос только в том, Вы хотите жить или выживать? Чтобы жить и радоваться жизни, придётся тратить энергию, порой расходуя ресурсы неэкономно. «Под лежачий камень вода не течёт» — мы все это знаем, но всё же надеемся на авось. Лучший способ победить лень — это бросить вызов самому себе, поставить цель, которую боишься. Страх в данном случае мобилизует, даёт дополнительную энергию, а главное, страх — это верный компас, указывающий на то, что Вы по-настоящему хотели бы этой цели добиться. Другими словами, если результат, которого Вы ждёте, не вызывает у Вас оторопь и лёгкое волнение, а также страх, значит, этот результат Вам вообще не нужен. Не тратьте своего времени зря, и лень здесь права. Вывод: бороться с ленью можно, взяв в союзники страх. Неужели Вам не страшно, что то, что Вам по-настоящему интересно, так никогда и не будет Вами пережито? Спасибо за Ваш вопрос!
Александр,спасибо большое за Ваш ответ! Очень помогло то,что Вы написали!Поставила для себя цель, теперь рисуют практически каждый день!!!:)
Отсутствовала некоторое время, открыла почту и с жадностью накинулась на Вашу статью, Александр! Вот, тут-то я и призадумалась: на какой же ступени?
Пожалуй, топчусь на Третьей, но чувствую себя между Четвертой и Пятой. Ммда уж… Вот умеете Вы поддать жару ))) Спасибо большущее за статью!
Александр, добрый день! Я читаю Ваш блог недавно, и хотела бы спросить Вашего совета. Когда я стала читать книжки своему маленькому ребенку, я открыла для себя мир иллюстрации, а после и творчества вообще. Мы часто рисуем с ним наши «каляки-маляки», и как-то раз я вдруг обнаружила, что умею рисовать сразу двумя руками, одновременно. Рисую двумя руками один предмет. Я очень хочу научиться рисовать, творить, и, может, Вы подскажете мне, где мне взять информацию по рисованию сразу двумя руками ? Может, есть какие-то техники или школы, которые могли бы мне помочь развить этот навык? Заранее большое спасибо!
Здравствуйте, Инна! Двумя руками, конечно, круто, но этот факт будет оценен, например, в цирке. А если мы с Вами говорим о результате, качестве произведения, его характеристиках с точки зрения изобразительного искусства, то совсем неважно, как именно Вы его создавали. Обучение изобразительной грамоте — это не способ удержания карандаша или кисти, а методика работы с плоскостью, композицией, цветом, перспективой, художественным образом и т.д. Возможно, нужно искать информацию у фокусников, как научиться рисовать двумя руками, но в любом случае, чтобы Ваши произведения были интересны, потом придётся учиться у художников. Спасибо за Ваш вопрос.
Александр, спасибо большое!
Александр, Ваши «пять ступеней» — это интересный авторский взгляд на эволюцию творческого начала в человеке. В целом, я его разделяю. Правда, нашла некое противоречие во фразе:»Художник, достигший пятой ступени, ничего не берёт и ничего НЕ ОТДАЁТ, сам факт его существования — великое благо для мира, продукты его творчества — святыни для почитателей искусства». Думаю, что «продукты их творчества», являющиеся «святынями для почитателей искусства» — это именно то, что они ОТДАЮТ, причём, несмотря на время и расстояние, обогащая человечество! Возможно, я не совсем уловила Вашу мысль, заложенную в этой фразе.
Здравствуйте, Ольга! Пятая ступень — это некий идеальный образ, свободный от «Я», от собственного эго. Под понятием «не отдаёт» я имею в виду, не преследует цели как брать, так и отдавать. То есть всё, что производит художник — часть его, и он не может иначе, как, например, дышать. Любой идеальный образ мало похож на обыкновенного человека, именно поэтому всё, что его олицетворяет, впоследствии становится святыней или чем-то подобным.
Спасибо, Александр! Я, кажется, поняла тонкую философскую мысль, заложенную в этих словах.
очень хорошее описание пятой ступени. именно к чему я стремился и отступил под натиском мнения первых. такие статьи нужны не только начинающим но и таким зашедшим в тупик творческим людям как я. ощущение единомышленников дают дополнительно силы для преодоления ступора и разочарования. спасибо Александр, ты свой человек. я рад знакомству с вами.
Здравствуйте, Александр. Мне понравился Ваш взгляд на развитие творческого потенциала.Очень созвучно.Особенно мысли о базовых знаниях хочется кричать «ДА! Именно так!» Я всегда в себе это чувствовала.Это в любом занятии, хоть приготовление еды…И обучение в рамках какой-то системы дает больше результата, чем «с цветка на цветок».У Вас довольно зрелый взгляд на жизнь. Приятно. Успехов!Статья — замечательная!
Спасибо, Александр, это очень интересная теория. Я вот топчусь на второй ступени, с жадностью впитываю знания, но никак не могу перейти на третью — не хватает смелости, чтобы назвать себя художником. Иногда меня просят продать какие-то мои работы, а я не могу решиться, ведь я не художник, я — так, балуюсь. Постоянно кажется, что не хватает знаний, опыта. Что это, нерешительность, неуверенность в себе? Или это трезвая оценка ситуации и все здравомыслящие творческие люди такое проходят?